Научная статья на тему 'Концепция построения и принципы интеграции элементов инфраструктуры электронного правительства региона'

Концепция построения и принципы интеграции элементов инфраструктуры электронного правительства региона Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
324
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бальзамов А. А., Бальзамов А. Ю.

Рассматривается комплекс элементов информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства региона, назначение и функции отдельных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, описывается методология построения данной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бальзамов А. А., Бальзамов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция построения и принципы интеграции элементов инфраструктуры электронного правительства региона»

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

© Бальзамов А.А.*, Бальзамов А.Ю.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Рассматривается комплекс элементов информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства региона, назначение и функции отдельных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, описывается методология построения данной инфраструктуры.

Ключевые слова электронное правительство, государственные и муниципальные услуги, информационная система, портал государственных услуг; система межведомственного электронного взаимодействия.

Глоссарий

РИЭП Региональная инфраструктура электронного правительства

ИС Информационная система

ВИС Ведомственная информационная система

ОЭП Оператор электронного правительства региона

СМЭВ Система межведомственного электронного взаимодействия

РСМЭВ Региональная система межведомственного электронного взаимодействия

ОГВ Орган государственной власти

ОМСУ Орган местного самоуправления

МФЦ Многофункциональный центр оказания государственных (муниципальных) услуг населению

ЭЦП Электронная цифровая подпись

УЦ Удостоверяющий центр

НПА Нормативно-правовой акт

НСИ Система нормативно-справочной информации

ЕСИА Единая система идентификации и аутентификации

СИУ Система исполнения услуг

ИСХПД Информационная система хранения персональных данных

ЭАД Автоматизированная информационная система «Электронный архив документов»

Введение

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

* Технический директор ООО «Электронные и программные системы».

* Доцент кафедры Электроники и наноэлектроники Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, кандидат технических наук, доцент.

Стоит отметить, что готовых «рецептов» создания инфраструктуры электронного правительства не создано ни одним государством, регионом, муниципалитетом. Каждый субъект создает информационно-технологическую инфраструктуру исходя из общих системотехнических требований, наследуемого багажа систем и технологий, текущих направлений развития окружающего ИТ-сектора.

Процесс создания инфраструктуры (технологической базы, организационного обеспечения и множества информационных систем и процессов взаимодействия между ними) электронного правительства в Российской Федерации начался в середине 2000-х годов и продолжается до сих пор. На текущий момент достаточно четко существует понимание о разграничении функций федерального и регионального сегмента электронного правительства. Если на федеральном уровне архитектура ряда элементов достаточно четко отработана, то на региональном уровне существует достаточно много вариантов текущей реализации и планов будущего развития региональной инфраструктуры электронного правительства (РИЭП).

В данной статье предлагается вариант построения основной части РИЭП на основе опыта внедрения отдельных элементов в Республике Мордовия и видения дальнейшего развития данной инфраструктуры в соответствии с государственными нормативными документами [1-5].

Обеспечивающая инфраструктура

Элементы обеспечивающей инфраструктуры служат технологической, информационно-транспортной и организационной основой функционирования РИЭП.

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

а. Наличие сетевой связности ОГВ, ОМСУ, МФЦ и прочих заинтересованных в подключении к РИЭП организаций. Подразумевает повсеместное распространение широкополосных каналов связи и магистралей, объединяющих ОГВ и ОМСУ.

б. Защищенные сети связи соответствующего уровня защиты, объединяющие узлы инфраструктуры электронного правительства. Необходимо наличие программно-аппаратных средств, обеспечивающих защищенное, конфиденциальное и целостное хранение и передачу данных в рамках РИЭП, защиту от вирусов и вредоносных программ, выбранных на основе классификации информационных систем с учетом модели угроз и модели нарушителя.

в. Центры обработки данных, обеспечивающие бесперебойное и надежное хранение и обработку данных РИЭП. Большой объем данных и ИС, входящих в РИЭП, оправдывает развертывание централизованного центра обработки данных региона, что снижает затраты на администрирование и сопровождение инфраструктуры.

г. Развернутая инфраструктура открытых ключей и вертикаль доверия УЦ, удовлетворяющая современным требованиям в области защиты информации с помощью средств ЭЦП. Пространство доверия открытым ключам должно быть частью общероссийского пространства, что позволит осуществлять межуровневое и межрегиональное взаимодействие без дополнительных расходов. Большое количество пользователей и уполномоченных лиц в системе РИЭП оправдывает наличие на уровне региона собственного УЦ.

2. ИНФОРМАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА

а. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) является внутрирегиональным центром маршрутизации и администрирования доступа к ресурсам РИЭП. Также СМЭВ является шлюзом доступа к федеральным серверам СМЭВ для внутрирегиональных ИС. Работа через РСМЭВ позволяет снизить затраты на сопровождение взаимодействия с федеральными электронными сервисами в случае их модернизации, используя возможности преобразования запросов в рамках единого шлюза. Также возможно построение взаимодействия внутренних ИС на основе упрощенных моделей межсистемного обмена таких как REST, что также положительно скажется на перспективах развития внутрирегионального обмена.

б. Региональный реестр стандартов обмена данными. Должен содержать открытые стандарты информационного обмена и технические спецификации, привязанные к ИС и владеющим данными ИС учреждениям. Реестр должен содержать как описание веб-сервисов, функционирующих через РСМЭВ, так и описание всех возможных информационных обменов между ИС, работающих напрямую. Реестр должен содержать описание протоколов обмена, форматов данных, периодичности и регламентных сроков. Создание данного реестра позволит оптимизировать информационные потоки региона, снизить стоимость включения в РИЭП новых ИС, повысить прозрачность инфраструктуры РИЭП.

в. Региональный реестр информационных систем. Данный элемент РИЭП должен существовать совместно с реестром стандартов обмена данными и выполнять функции систематизации информации о всех функционирующих в регионе ИС, развернутых в ОГВ или ОМСУ Основная задача реестра ИС - иметь сведения обо всех наборах данных и типовых операциях по их обработке и обмену, присущих каждой конкретной ИС, а вместе с тем и конкретному ОГВ или ОМСУ. Среди наборов данных должны быть определены критерии первичных данных ИС (базовые информационные ресурсы [4]), за состояние которых отвечает конкретный ОГВ и ОМСУ, а также прочие данные, которые могут быть получены из других ОГВ или ОМСУ или от граждан. Аналитическая подсистема данного реестра должна быть способна указать на избыточность или недостаточность наборов дан-

ных, процедур межведомственного информационного обмена, некорректность процедур оказания услуг гражданам, осуществления государственных (муниципальных) функций.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА

а. Региональная нормативно-правовая база в сфере оказания государственных и муниципальных услуг населению. На региональном и муниципальном уровне должны быть разработаны и утверждены административные регламенты по оказываемым услугам. В них должно быть четко определено разграничение сфер ответственности между органами власти, сроки исполнения процедур, регламент межведомственного взаимодействия, требования к заявителям, общие условия оказания услуги. В состав региональной нормативно-правовой базы должны входить также НПА, утверждающие наличие, порядок использования и регламенты межведомственного взаимодействия ВИС.

б. Региональный оператор электронного правительства. В составе органов власти региона должна быть выделено структурное подразделение, осуществляющее сопровождение РИЭП. В состав его работ могут входить: определение концепции региональной информатизации, выделение этапов выполнения работ, исполнение функций государственного заказчика, администрирование и сопровождение ИС, входящих в РИЭП, взаимодействие с федеральными элементами инфраструктуры электронного правительства (ЕСИА, СМЭВ, НСИ и прочие), осуществление функций информационной безопасности, анализ существующей структуры РИЭП и выработка рекомендаций по ее модернизации.

в. Многофункциональные центры оказания государственных (муниципальных) услуг гражданам. Сеть организаций, которая является посредником между гражданином и ОГВ (ОМСУ), позволяющая получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна». МФЦ должны быть интегрированы в РИЭП, иметь доступ ко всем элементам, но не должны осуществлять не свойственные им функции, такие как ведение реестра граждан, ведение процесса исполнения услуги.

Функциональные элементы

Функциональные элементы являются непосредственной основой инфраструктуры электронного правительства, реализуют основной функционал в области оказания государственных (муниципальных) услуг гражданам и бизнесу посредством различных информационных систем.

Общая схема элементов РИЭП представлена на рис. 1. На схеме умышленно не отображены связи между элементами, так как в большинстве случаев каждый элемент может быть связан с любым другим (например, с ЕСИА или НСИ должны быть связаны все элементы). Все элементы объединены в блоки в соответствии с их преимущественным функциональным назначением.

Публикация сервисов для граждан

В

Портал МФЦ Портал ВИС

Описание предметной области

Система проектирования адм. регламентов

НСИ

Контроль и продвижение процессов

СИУ

Публикация сервисов для ИС

Исполнение услуг

Рабочее место СИУ

ВИС 1

ВИС 2

ВИС N

Личный кабинет

т

§

ИСХПД

ЭАД

Рис. 1. Схема элементов РИЭП

1. РЕЕСТР УСЛУГ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ.

Данная информационная система должна содержать описание всех услуг, оказываемых на региональном и муниципальном уровне.

- В реестре должно храниться формализованное описание административных регламентов исполнения данных услуг.

- Для каждой услуги в соответствии с дополнительной информацией о потребителе должны быть определены исполняющие организации, позволяющие маршрутизировать заявления на услуги.

- В реестре должен храниться алгоритм необходимого межведомственного взаимодействия, по которому будет происходить обмен данными с различными организациями.

- Реестр должен содержать формализованную информацию о форме (контейнере) заявления и форме (контейнере) результата для каж-

дой услуги. Используя данную информацию ИС-потребитель (например, портал) должна однозначно построить форму заявления, разбить ее на смысловые этапы (шаги) и иметь соответствующую структуру для получения результата услуги.

- Формализация бизнес-процессов должна быть основана на современных методологиях типа IDEF, UML, BPMN с использованием контейнеров хранения XML. При технической возможности должны использоваться реляционные модели данных.

- Должна функционировать ориентированная на пользователя визуальная среда проектирования услуг в общем и административных регламентов в частности. В ней должны быть предусмотрены организационные процессы инициации, согласования и утверждения моделей услуг.

- Региональный реестр должен синхронизироваться с федеральным для обеспечения унификации публикации сведений об услугах на федеральном и региональном портале.

2. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Использование данной системы необходимо для создания единого информационного пространства, которое исключает дублирование данных, неоднозначность классификации в различных ИС. Интероперабельность передаваемых данных обеспечит простоту интеграции в рамках РИЭП существующих и создаваемых ИС.

Уже существует реализация федеральной системы НСИ, которая содержит описание и актуальные данные общероссийских справочников и классификаторов, а также базовых государственных информационных ресурсов. Также предполагается создание подобной ИС на региональном уровне для обеспечения доступа к региональным и муниципальным справочникам и классификаторам, используемым в РИЭП.

- Для каждого справочника или классификатора должно быть определено ведомство, ответственное за его актуальность и полноту сведений. Данное ведомство должно быть наделено исключительными правами по отношению к элементам администрируемой нормативно-справочной сущности.

- Система НСИ должна иметь распределенную архитектуру с множественными источниками информации и одной точкой публикации. Возможно включение в НСИ существующих ВИС при соответствующем характере хранения нормативно-справочной информации и возможности построения канала публикации этих сведений.

- Структура НСИ должна обеспечивать возможность открытого доступа ко всем данным. При этом физическое хранение данных может быть осуществлено как на сервере НСИ, так и в рамках ИС, подключенной к РИЭП.

- Доступ к данным НСИ должен осуществляться различными технологическими способами, в том числе посредством веб-сервисов SOAP и REST, а также plain-text/csv протоколов.

- Должны поддерживаться насколько типов публикации сведений справочников: полный актуальный снимок, полный снимок с историей, подписка на изменения данных за период и т.д.

- Даже исключительные права не должны позволять удаление ранее используемых идентификаторов справочника или классификатора. Любые действия по добавлению, изменению или деактуализации записей сущности должны идти путем добавления новых идентификаторов.

- Каждая запись нормативно-справочной сущности должна быть снабжена статусом и датой изменения, позволяющими составлять историю изменения записи.

- Проектирование справочников и классификаторов должно проводиться с учетом международных аналогов.

Реестр услуг и административных регламентов и система НСИ совместно являются поставщиком необходимых сведений о предметной области и протекающих в ней процессах. Информация о конкретных гражданах в них не хранится.

3. ЕСИА.

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) - ИС в РФ, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах. Данная система широко используется при идентификации и аутентификации граждан в различных элементах РИЭП. Также ЕСИА содержит функционал для авторизации уполномоченных лиц ОГВ (ОМСУ) и возможность хранения вектора полномочий для внешних ИС. Взаимодействие информационных систем с ЕСИА осуществляется посредством электронных сообщений, основанных на стандарте SAML 2.0, или посредством стандарта OpenID Connect 1.0.

Основным идентификатором в ЕСИА является СНИЛС, а основной единицей хранения - профиль гражданина - физического лица. Помимо основных персональных данных (ФИО, дата рождения, пол, ИНН, СНИЛС) ЕСИА хранит контактную информацию (телефоны, адреса), сведения документов (данные документа, удостоверяющего личность; сведения водительского удостоверения), сведения о транспортных средствах. Данные, введенные пользователем, проходят проверку в базовых ИС.

Помимо реестра граждан ЕСИА ведет реестры юридических лиц и ОГВ, которые могут быть связаны с гражданами. Таким образом, может быть обеспечена авторизация должностных уполномоченных лиц.

Использование ЕСИА в качестве поставщика авторизации для должностных лиц ВИС позволит централизовать общую инфраструктуру безопас-

ности РИЭП и снизить расходы на ее содержание (например, убрать расходы по созданию систем авторизации для многочисленных ВИС). В то же время вынос матрицы прав доступа из ИС в ЕСИА представляется не совсем удобным механизмом разграничения доступа, заметно усложняя структуру взаимодействия ВИС и ЕСИА и размыливая ВИС как целостную единицу обработки информации. Кроме того, случаи использования универсальных векторов прав для различных ИС маловероятны.

Одним из перспективных моментов использования ЕСИА могла быть стать привязка открытых ключей служебных электронных подписей к профилям должностных лиц. Это позволило бы использовать единую электронную подпись должностного лица для авторизации в разных системах и иметь единое пространство доверия.

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

ИСХПД - хранилище персональных данных пользователей РПГУ Является вспомогательной инфраструктурной системой РИЭП, которая служит для минимизации ручного ввода персональных данных пользователями портала государственных и муниципальных услуг при формировании заявления для предоставления услуги в электронном виде за счет справочно-информационного использования ранее введенных данных на каждой типовой интерактивной форме [6, 7].

ИСХПД может хранить сведения о самом гражданине, его контактах, выплатных реквизитах, семье, его законных представителях. Также возможно хранение сведений о юридических лицах (и их должностных лицах) и индивидуальных предпринимателях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСХПД содержит только ту информацию, которая была ранее введена пользователем собственноручно. Данная информация не является юридически значимой и ее использование должно быть подтверждено самим пользователем.

Наполнение ИСХПД происходит в момент заполнения заявления на оказание услуги на портале. С потребителями информации ИСХПД может взаимодействовать через веб-приложение посредством веб-сервиса СМЭВ, или напрямую через базу данных.

5. ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ ДОКУМЕНТОВ.

Автоматизированная информационная система «Электронный архив документов» предназначена для создания в рамках РИЭП юридически значимого электронного банка данных документов (в том числе графических образов документов) пользователей РПГУ и осуществления операций, связанных с добавлением, хранением и обработкой данной информации для целей оказания государственных (муниципальных) услуг.

ЭАД - универсальный производный информационный ресурс. Он позволяет оперировать актуальными юридически значимыми документами

вне связи с базовыми информационными ресурсами (по причине их отсутствия, невозможности интеграции в РИЭП).

Основная цель создания ЭАД - сделать процесс оказания и получения государственных (муниципальных) услуг максимально простым и нетрудоемким в части работы с документами:

- Для пользователя ПГУ избавив его от необходимости повторно формировать портфель из документов при обращении в органы государственной (муниципальной) власти.

- Для органов власти, оказывающих услуги гражданам, увеличив оперативность обработки информации заявителя и ускорив процесс принятия решения по услуге, за счет оперативного доступа к данным личных документов заявителя без необходимости его присутствия.

В ЭАД для каждого вида документа наряду с графическими изображениями имеется структура для хранения формализованных типизированных реквизитов. Используемая структура данных позволяет хранить любые типы и количество реквизитов документа.

Документ может быть добавлен (удален, изменен) в систему только уполномоченным лицом (работник МФЦ, должностное лицо ОГВ/ОМСУ нотариус) и заверен его электронной подписью. Гражданин вправе запретить использование какого-либо экземпляра конкретного документа в процессах оказания государственных или муниципальных услуг.

На каждый вид документа для конкретной организации (ОГВ или ОМ-СУ) устанавливаются разрешения на работу с данным видом.

Граждане могут взаимодействовать с личными документами через личный кабинет на РПГУ. Уполномоченные лица взаимодействуют через веб-приложение, работающее в закрытом защищенном контуре. ИС взаимодействуют с ЭАД через электронные сервисы.

Использование ЭАД позволит создать ведомственные электронные архивы в рамках единого информационного пространства РИЭП.

Таким образом, ЕСИА, ИСХПД и ЭАД являются информационными системами, содержащими сведения о гражданине, необходимые для функционирования процессов оказания услуг в рамках РИЭП. Вместе они являются «личным кабинетом» гражданина с расширенным функционалом для представления его в рамках электронного правительства.

6. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ.

РПГУ - справочно-информационный Интернет-портал (сайт). Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в РФ в конкретном регионе, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Функционал РПГУ и ЕПГУ в большом количестве услуг совпадает. Поэтому нецелесообразно размещать реализацию одной услуги на обоих ресурсах одновременно. Удобнее региональные и муниципальные услуги реа-лизовывать на РПГУ, а в ЕПГУ размещать ссылки на РПГУ. При этом должна быть обеспечена целостность с точки зрения сессии авторизации и передачи сессионных данных.

- РПГУ обеспечивает взаимодействие с ЕСИА, ИСХПД, ЭАД, которые устраняют необходимость ведения личного кабинета в рамках портала.

- Портал содержит механизм, позволяющий интерпретировать сведения из Реестра государственных услуг и административных регламентов, необходимые для построения формы заявления на получение услуги и формы выдачи результата выполнения заявки на услугу. Формы не должны быть жестко заложены в структуру портала.

- РПГУ формирует для СИУ контейнер с заявкой на исполнение услуги.

- РПГУ не должен «помнить» заявки на выполнение услуг и результаты по ним для конкретных граждан. Вместо этого портал должен уметь прозрачно взаимодействовать с СИУ и визуализировать имеющиеся там сведения.

- РПГУ должен поддерживать механизм поддержки досудебного обжалования.

РПГУ, АИС МФЦ, средства по работе с клиентами некоторых ВИС, подключенных к РИЭП являются средствами публикации данных и сервиса приема / передачи данных в другие элементы электронного правительства. Для соблюдения системотехнических требований данные ИС не должны хранить сведения о структуре и методах исполнения конкретного процесса, пользователях и их связи с заявками на услуги.

7. СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ УСЛУГ.

СИУ - информационная система, ответственная за контроль и продвижение процессов, возникающих при оказании услуг гражданам. Основным процессом является продвижение заявки на получение государственной (муниципальной) услуги. Контроль и продвижение процесса должны происходить вне зависимости от места и формы подачи заявки (ЕПГУ, РПГУ, АИС МФЦ, ВИС, очное обращение в ОГВ). Основной бизнес-процесс может вестись как в СИУ, так и во внешних ИС с передачей статусов и результатов исполнения. Но СИУ является для РИЭП единственным источником контроля процесса исполнения услуги.

- СИУ должна предоставлять сервисы контроля исполнения, межведомственного взаимодействия, приема и передачи статуса и результата исполнения услуги из внешних ИС.

- СИУ должна обладать развитым веб-интерфейсом для должностных лиц ОГВ/ОМСУ для работы с процессом оказания услуг вне ВИС.

- СИУ должна обладать типовым функционалом по обмену статусами и результатами исполнения услуги на основе веб-сервисов через РСМЭВ.

- СИУ должна проводить разбор и семантический анализ заявки на услугу на основе данных из Реестра государственных услуг и административных регламентов. Аналогично должен формироваться результат получения услуги.

- СИУ хранит все процессы исполнения и является ведущей ответственной ИС.

- Регистрация процессов получения услуг должна распространяться и на получение услуг в традиционном виде посредством использования веб-сервиса или веб-интерфейса для взаимодействия непосредственно с ОГВ (ОМСУ) [3].

- При ведении основного процесса в ВИС публикация сведений ведется только через СИУ.

Методология построения

1. ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РИЭП.

Основными принципами построения РИЭП в целом являются:

- Описание различных сфер и аспектов социально-экономической жизни граждан в электронном виде для автоматизированной обработки, анализа и подготовки решений.

- Обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от неэффективного хранения данных на бумажных носителях.

- Обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, с отказом от дублирования документооборота на бумажном носителе, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов.

- Сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.

- Повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих.

- Исключение дублирования функций, отнесенных законодательством РФ к федеральным полномочиям на региональном и муниципальном уровне и наоборот.

2. СТАНДАРТЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕМЕНТОВ РИЭП.

«Значительные расходы понесены на внедрение информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики и социальной сфере субъ-

ектов Российской Федерации, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах» [2]. Чтобы нивелировать данный эффект, необходимо иметь четкие представления о структуре и функциях ИС, подключаемых к РИЭП. Должно быть обеспечено выполнение определенных требований, начиная с этапа проектирования подключаемой ИС. Данные требования применимы как к ИС, составляющим основу функционирования РИЭП, так и к различным ВИС, которые наряду с обеспечением ведомственных потребностей должны быть интегрируемы в общую структуру РИЭП. Стоит учитывать, что ценность даже самой качественной ИС сводится к минимуму при отсутствии в ней интеграционных возможностей.

Процессы разработки новых и модернизации существующих ИС должны вестись в соответствии со стандартами РИЭП, которые включают в себя:

1. Стандарты проектирования и построения бизнес-процессов:

а. Использование внешних источников метаинформации РИЭП (например, Реестр услуг, НСИ).

б. Использование технологических моделей Workflow для описания абстракций работ, выделенных в процессе деятельности.

в. Использование методологий описаний бизнес-процессов IDEF, UML, BPMN, EPC.

2. Стандарты построения взаимодействия с внешними ИС:

а. Взаимодействие с внешними ИС в рамках СМЭВ в соответствии с методическими рекомендациями.

б. Взаимодействие с ИС внутреннего контура в соответствии с техническими требованиями РСМЭВ.

в. Взаимодействие с общедоступными порталами в соответствии с техническими требованиями ОЭП.

г. При оказании государственных (муниципальных) услуг в рамках ИС населению необходима интеграция с региональным реестром госуслуг и административных регламентов для получения формализованных схем исполнения процессов.

д. При оказании государственных (муниципальных) услуг в рамках ИС необходимо обеспечение взаимодействия с региональной системой исполнения услуг для приема заявки, передачи статусов и результатов.

3. Стандарты обеспечения интероперабельности:

а. Использование единой системы НСИ.

б. Использование данных и форматов ФИАС.

в. Использование единых форматов данных в рамках РИЭП.

г. Использование единых схем сериализации данных (единообразие описания XML схем).

д. Использование сведений реестра госуслуг и административных регламентов.

4. Стандарты обеспечения безопасности:

а. Использование единой инфраструктуры электронной подписи РИЭП. Использование сертифицированных в РФ криптоалгоритмов.

б. Использование единых матриц прав доступа в рамках РИЭП.

в. Использование механизмов идентификации и авторизации ЕСИА.

5. Стандарты проектирования кода и программирования:

а. Максимально возможное использование стандартов объектно-ориентированного программирования.

6. Использование стандартов RFC, IEEE, ISO, W3C и т.д.

в. Использование стандартов оформления кода данного языка программирования.

г. Внесение незначительных коррекций к функционалу ИС без перекомпиляции кода (использование внешних данных и схем).

б. Стандарты документирования:

а. Использование отраслевых стандартов документирования (ГОСТ 34, СМЭВ).

б. Наличие описания структур баз данных, а также всех объектов, оперирующих с данными (связи, ограничения, синонимы, триггеры, пользовательские типы, хранимые процедуры и функции и т.д.), объявленных явно (на уровне БД) или не явно (на уровне приложения).

в. Описание взаимосвязи модулей ИС, с входными и выходными параметрами всех процедур и функций.

г. Описание ссылок на внешние библиотеки и источники данных.

Данный перечень во многом повторяет состав пунктов ГОСТ 34, но дополняет их смысловыми позициями, применимыми к инфраструктуре РИЭП.

Стоит отметить, что данный стандарт описывает требования к ИС, входящим в РИЭП, лишь декларативно. Расшифровка каждого пункта строится на своем перечне руководящих документов, которые могут отличаться в зависимости от специфики ИС. Также и по составу не все пункты могут быть применимы к соответствующей ИС.

Следование определенным стандартам при подключении существующих ИС и проектировании новых ИС в рамках РИЭП позволит:

1. Усилить связанность информационного пространства РИЭП, что уменьшает затраты на модернизацию и обслуживание системы в целом.

2. Улучшить системотехнические характеристики ИС и РИЭП в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Концепция региональной информатизации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р.

3. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р.

4. Концепция методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. № 793-р.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах».

6. Бальзамов А.А., Бальзамов А.Ю. Разработка информационной системы хранения персональных данных пользователей портала государственных услуг // Наука в центральной России. - 2013. - декабрь. - С. 13-18.

7. Бальзамов А.А., Бальзамов А.Ю. Информационная система хранения персональных данных для портала государственных услуг // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 17. - С. 77-81.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

© Шуваев А.В.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье исследованы теоретические и прикладные аспекты функционирования и дальнейшего развития информационных систем и технологий в регионах России.

Ключевые слова информационные системы, информационные технологии, ИКТ, регионы, кластерный анализ, территории.

Особое значение в условиях модернизации национальной экономики придается использованию информационных систем и технологий предприятиями и организациями, поскольку этот фактор является объективным условием дальнейшего инновационного роста и развития регионов [6, 7]. Это тем более важно в условиях преодоления финансово-экономического кризиса, имеющего территориальный аспект своего разрешения. Исследованиями были установлены пространственные тенденции использования ресурсов ИТ-рынка в Российской Федерации, исследованы взаимосвязь его функцио-

* Профессор кафедры Информационных систем, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.