Научная статья на тему 'Концепция пост-постмодернистской культурной парадигмы в социальной философии пола Куртца'

Концепция пост-постмодернистской культурной парадигмы в социальной философии пола Куртца Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ПОСТ-ПОСТМОДЕРНИЗМ / СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭТИКА / PARADIGM / POST-POSTMODERNISM / THE SECULAR HUMANISM / GLOBAL ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погодина О. А.

В статье рассматриваются взгляды американского мыслителя и общественного деятеля Пола Куртца. Представлена его концепция обновленной гуманистической парадигмы, основанием которой является светский гуманизм, опирающийся на новейшие методы научного и свободного исследования, общие этические, гражданские и экологические ценности, на нетеистический взгляд на мир и человека. Кратко очерчены тенденции ее дальнейшего развития, а также идея создания глобальной (планетарной) этики и новых планетарных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The post-postmodern cultural paradigm concept in Paul Kurtz' social philosophy

The paper considers the views of the American philosopher and social activist Paul Kurtz. It is presented his concept of renewed humanistic paradigm, whose base is secular humanism, based on the latest methods of scientific research and free research, common ethical, civic and environmental values, in non-theistic view of the world and man. Briefly the author outlines its further development trends, as well as the idea of a global (planetary) and new planetary ethics organizations.

Текст научной работы на тему «Концепция пост-постмодернистской культурной парадигмы в социальной философии пола Куртца»

ДИСКУССИЯ (iR)

журнал научных публикаций

О. А. Погодина, аспирант,

кафедра философии, истории,

политологии и права,

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт,

г. Коломна, Россия,

olakolomna@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОЛА КУРТЦА

В 60-х гг. ХХ в. Томас Кун выдвинул концепцию научных революций как смену «парадигм». Так, например, предмодернист-ская (premodern) парадигма, восходящая главным образом к религиозным традициям, сменилась модернистской (modern), провозгласившей методы науки вернейшими способами описания и объяснения природы. Определяемый пространством мир модерна уступил место определяемому временем миру постмодерна (postmodern), скептически настроенному к разуму, науке, гуманизму и правам человека. Однако если говорить о развитии мировой философии, то рано или поздно и постмодернистская парадигма утратит свое значение, и постмодернистские теории в целом уже не будут востребованы.

Сейчас все чаще и чаще высказываются мысли о том, что эпоха «пост-» уже позади, а современный постмо- =

дернизм рассматривается как «уже погасшее мгновение разума», как «текучая современность» (liquid modernity), или как конец «героического» периода постмодернизма и переход к новой жизни, в котором усматриваются «транс-» и «прото-» — черты но вого периода развития эпохи постмодерна.

Определяемый пространством мир модерна уступил место определяемому временем миру постмодерна (postmodern), скептически настроенному к разуму, науке, гуманизму и правам человека.

«Технообразы, виртуальная реальность, транссентиментализм — вот те, по мнению Н. Б. Маньковской, ... феномены, которые подтвердили в 90-е гг. некоторые из высказывавшихся ранее гипотез о возможной эволюции постмодернизма в XXI в.»1. Уже с конца 1990-х как в массовой культуре, так и в академических кругах стало возникать растущее «чувство», что постмодернизм «вышел из моды» («has gone out of fashion») и на смену ему приходит неоклассика; мировая философия рассматривается как находящаяся на рубеже между постмодернизмом и пост-постмодернизмом, а современная культура — как культура неоклассицизма.

В последние годы был предпринят ряд формальных попыток определить и назвать эпоху, следующую за постмодернизмом. Например, в 1992 г. нидерландский ученый : Роб Тилман ввел понятие «neomodernism», в 2000 г. американский культурный теоретик Эрик Гэнс — термин «post-millennialism», Рауль Эсхельман — термин «рerformatism», в 2006 г. британский = ученый Алан Кирби — «pseudo-modernism», а затем в 2009 г. — «digimodernism», в 2010 культурные теоре-

тики Тимотеус Фермойлен и Робин ван ден Аккер — «тйатоёег^ш». Однако ни одно из предложенных определений так и не нашло основного применения, так как не было достигнуто всеобщее согласие относительно того, что же представляет собой эта новая, находящаяся на ранних стадиях развития эпоха. Наиболее часто используемым, универсальным термином в настоящее время является пока термин с двумя приставками «пост-» — пост-постмодернизм.

Поскольку слово «пост-постмодернизм» относительно молодое, то, как следствие, практически отсутствует определение его содержания в отечественных философских словарях. Похожая ситуация и с родственными термину «пост-постмодернизм» понятиями «неомодернизм» и «неопросвещение». Не так много работ наших соотечественников, посвященных исследованию идеи пост-постмодернизма. В основном это работы В. А. Кувакина, Н. Б. Маньковской, В. Н. Курицына, М. Н. Эпштейна, Ю. Б. Бо-рева и др.

Современные зарубежные теории, посвященные идее постпостмодернизма, достаточно многочисленны. Остановимся на рассмотрении взглядов выдающегося американского ученого и общественного деятеля Пола Куртца.

Исторически П. Куртц выделяет четыре парадигмы культуры: предмодернистскую, относящуюся к эпохе Ренессанса, Рефор-

Сегодняшний мир погружен в этический и культурный вакуум, а современные исторические процессы полны драматизма и во многом непредсказуемы, поэтому общественное устройство нуждается в прочных гуманистических основаниях.

мации и доиндустри-ального общества, модернистскую, возникшую в эпоху Просвещения и ее постмодернистскую альтернативу, ставшую отражением культурных кризисов европейской цивилизации первой половины ХХ в. Куртц утверждает, что «эта парадигма неизбежно изживет сама себя, ее собственные пророчества самоубийственны, ибо она не предлагает человечеству никакого социального и нравственного проекта эмансипации и самореализации». Современное информационное общество, считает автор, преодолевает и вытесняет постмодернистский пессимизм уходящего ХХ в. и ныне «рождается четвертая, пост-постмодернистская парадигма. Она постиндустриальна по духу и основывается на информационной революции, а также на тех новых драматических реалиях земной цивилизации, в которых мы, члены единой человеческой семьи, принимаем участие»2.

По мнению П. Куртца, процесс глобализации и информационной революции в современном мире сопровождается становлением системы неогуманистических ценностей, и, как следствие, мировая культура переживает «гуманистический культурный ренессанс». Он особо отмечает, что «сегодняшний мир погружен в этический и культурный вакуум, а современные исторические процессы полны драматизма и во многом непредсказуемы, поэтому общественное устройство нуждается в прочных гуманистических основаниях»3. Согласно его взглядам, концептуальным ядром пост-постмодернистской парадигмы является светский гуманизм, поскольку он ориентирован на жизнь,

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

науку, разум и демократию, на общие человеческие нормы нравственности и права, а также обеспечивает широкий синтез ряда ключевых интеллектуальных и этических тенденций мировой цивилизации4.

П. Куртц различает важнейшие характеристики гуманизма как новейшей парадигмы культуры, не столько превалирующей в мировой цивилизации, сколько альтернативной, конкурирующей с другими сосуществующими с ней парадигмами, в основном религиозными и технократическими.

В методологическом плане сущностными характеристиками выше обозначенной парадигмы П. Куртца являются следующие:

1) она твердо базируется на идее свободного исследования всех областей человеческого интереса;

2) она рационалистична, т. е. в ней утверждается, что достоверное и надежное знание возможно в результате анализа фактов на их логическую связанность, последователь- _

ность и экспериментальную подтвержждае-мость;

3) она натуралистична, т. е. в ее рамках реализуется потребность распространить методы науки на понимание природы и решение человеческих проблем;

4) она скептична, т. е. в ней подвергаются сомнению претензии на обладание истинным знанием, если в их поддержку предлагаются неудовлетворительные свидетельства;

5) она носит просветительский характер, поскольку в ней уделяется особое внимание образованию, культивированию критического мышления и разумному убеждению;

6) она эвдемонична, т. к. в центре ее рассмотрения находятся пути достижения и осуществления человеческого счастья в условиях земного существования;

7) она демократична, поскольку подчеркивает достоинство и ценность каждой личности; она стремится расширить пространство человеческой свободы, защищает человеческую справедливость и возможность обретения достойной жизни;

Нам необходимо взращивать просвещенную личность, которая должна достичь определенной меры этической зрелости и моральной мудрости, ... т. е. личность высокой морали.

8) она реалистична и оптимистична, поскольку выражает твердую уверенность в способности людей самостоятельно решать свои проблемы;

9) она носит планетарный характер, поскольку ориентирована на построение глобальной этики для глобального сообщества людей;

10) она мелиористична, так как защищает идею эволюционного созидания более совершенного мира;

11) она секулярна, так как стремится отделить церковь от государства, политику от теологии, область моральную от области ре-лигиозной5.

Новая парадигма, согласно П. Куртцу, является продуктом свободного мышления и рационализма, атеизма и агностицизма, скептицизма и неверия. Светский гуманизм, как парадигма культуры, представляется автором, с одной стороны, как альтернатива постмодернизму, теизму, технократизму и нигилизму, а с другой — как продолжение гуманизма

Античности, Ренессанса, Просвещения и модернизма. Главным инструментом культурной реформации, достижением постпостмодернизмом своих стратегических задач по гуманизации культуры и общества философ определяет Неопросвещение, отличительная черта которого — устремленность к реализации идей и концепций в практике образования. П. Куртц пишет: «нам необходимо взращивать просвещенную личность, которая должна достичь определенной меры этической зрелости и моральной мудрости, ... т. е. личность высокой морали»6. Новая парадигма, продолжает он, идет дальше Просвещения восемнадцатого века, хотя и зиждется на заложенных им основаниях, в особенности на вере в человеческие силы и прогресс. Это, по его словам, не что иное, как последовательное и полное выражение программы модернизма, охватывающее разум и науку, образование и демократию.

П. Куртц полагает, что понятие парадигмы применимо не только по отношению к социальным научным теориям, но и религиозным, экономическим и политическим воззрениям и потому его можно отнести и к

гуманистическим взглядам. Он сознает всю сложность современной реальности, суть которой состоит в том, что на мировой арене соперничает множество парадигм, среди которых светская гуманистическая парадигма — лишь одна среди многих, но, по убеждению философа, именно она является наиболее надежной и приемлемой: «Я утверждаю, что именно всепланетная гуманистическая цивилизация составит основу всеобщего согласия, породит новую глобальную этику, . преодолевающую характерные для прошлого узкие этнические, расовые, религиозные и национальные пристрастия».

Актуальность создания глобальной этики, по мнению П. Куртца, продиктована рядом причин. Это, во-первых, современные научные исследования, эмпирически демонстрирующие общность происхождения рода homo sapiens, общность истории человеческого рода. Во-вторых, взаимосвязанный и взаимозависимый характер современного мира, в котором человечество сталкивается с необходимостью формирования общего миропонимания, соответствующего глобальности мировой культуры и самого человечества, сохраняя при этом культурное и этническое разнообразие. В-третьих, безопасность человека как вида, связанная в первую очередь с проблемами сохранения окружающей среды, решение которых возможно только благодаря сотрудничеству и совместным действиям. Таким образом, считает П. Куртц, «мы нуждаемся в осознании необходимости выработки общих ценностей и совместного труда с целью создать лучшее мироустройство . нам нужен новый кодекс глобальной этики»7.

В своих исследованиях он разрабатывает интересный вариант гуманистической этики, которая основана на идее отрицания существования Бога и исходит из того, что нравственность «изначально коренится в собственном человеческом восприятии добра и зла»8, и связь морали и религии не является обязательной. «Люди, — подчеркивает он, — способны быть честными, искренними и справедливыми и без бо-

Мы нуждаемся в осознании необходимости выработки общих ценностей и совместного труда

с целью создать лучшее мироустройство ... нам нужен новый кодекс глобальной этики.

жественных санкций». В плане дальнейшего развития гуманистической этики П. Куртц формулирует «новую нравственную задачу», суть которой — распространение нравственности на все мировое сообщество. Решение этой задачи, продолжает он, требует становления «планетарной этики», основной императив которой гласит: «Каждого человека нашей планеты мы должны рассматривать как равного другим в его достоинстве и цен-ности»9.

Таким образом, философ, рассуждая с позиции объективного релятивизма, проводит попытку «моральной реконструкции» универсальных рациональных норм, и рассматривает глобальную гуманистическую этику как духовную первооснову, на которой должны строиться политика, экономика, право, межнациональные и межличностные отношения и другие формы общественного существования. Представленную им парадигму можно свести к краткой формуле: глобальное единение человечества как рода, при сохранении многообразия форм бытия и ценности личности.

С точки зрения автора статьи, светский гуманизм, как институциональное выражение становящейся парадигмы современного гуманизма, ассоциируется с трудами и деятельностью Транснационального Центра Исследований (Center for Inquiry Transnational), созданного Полом Курт-цем, учеными и гуманистами США в 1995 г. Сегодня этот проект быстро прогрессирует. В мире действуют около 40 таких центров, основная программа которых связана, во-первых, с использованием методов науки для изучения основ религиозной веры, и, во-вторых, с развитием этических принципов и ценностей, руководствуясь которыми мы можем достойно жить. П. Куртц подчеркивает, что на сегодняшний день первая - часть программы достаточно эффективна, вторая же — трудна и еще далека от реализации, и влечет за собой постановку новой задачи — культивировать и развивать личный моральный = рост (развитие морально зрелой личности, человека доброй воли). По мнению философа, деятельность гумани-

ДИСКУССИЯ (jR)

журнал научных публикаций ^

стических организаций с очевидностью показывает, что «смены парадигм не возникают сами по себе, они суть результат человеческой решимости, усилий и страстной преданности делу».

Современной декларацией, освещающей сущность и цели международного гуманистического движения, является подготовленный П. Куртцем международно-признанный документ «Гуманистический Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму»10. В нем очерчиваются политические и социальные контуры лучшего и более справедливого мира, подчеркивается необходимость создания новых планетарных организаций (Всемирный Парламент, Всемирный Суд и т. п.), соответствующих новым мировым реалиям, а также создания новых этических идеалов и новой планетарной этики сотрудничества. Манифест призывает к выработке нового планетарного гуманизма, стоящего на страже прав человека, человеческой свободы и достоинства, и одновременно с этим к ответственности каждого человека перед человечеством в целом.

В 2010 г. П. Куртц предложил мировому гуманистическому движению новый документ: «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей — личных, социальных и планетарных»11, как проект адаптации гуманизма к современному обновляющемуся миру. В декларации изложены жизненно важные принципы и ценности, которые предлагает планетарный гуманизм человечеству с целью конструктивного диалога в преодолении любых разногласий, как «возможность примирять любые имеющиеся у нас различия сообща и мирным путем». П. Куртц пишет: «Мы ввели термин "неогуманизм", означающий новый смелый подход к решению общих проблем. В соответствии с этим подходом, утверждение светских принципов и ценностей неогуманизма предлагается нами как конструктивный вклад в планетарное сообщество». В документе подчеркивается крайняя необходимость принятия миром транснациональных,

глобальных мер и создания новых транснациональных (международных) институтов, выработки и принятия на планетарном уровне общих этических принципов, которые отражали бы глобализацию культурных процессов и вместе с тем не разрушали бы своеобразия региональных, национальных и индивидуальных моральных кодексов и стилей жизни, а также выдвигаются требования совместных действий с целью объединения усилий в решении вопросов, занимающих внимание всего планетарного сообщества.

П. Куртц подчеркивает, что Гуманистический манифест и декларация — это открытые для пересмотра и совершенствования документы, поскольку созданы людьми, и те же люди при необходимости могут изменить их в любое время, указать на новое направление развития и новые горизонты, а кажущаяся утопичность некоторых из выдвигаемых в них требований — это смелый и оптимистичный взгляд в будущее, это ориентир, вектор движения человека и человечества, достойные того, чтобы их достичь завтра.

Итак, в качестве новой парадигмы культуры III тысячелетия П. Куртц рассматривает светскую гуманистическую парадигму, представляющую собой составную часть проекта Нового Просвещения и имеющую характерные признаки:

— она является методом исследования;

— она предлагает натуралистическое мировоззрение;

— она не теистична;

— она привержена гуманистической этике;

— она защищает ценности демократии;

— она планетарна.

Пост-постмодернистское Новое Про свещение, по его словам, это:

— эволюционирующая культурная парадигма и часть процесса современной глобальной культурной реформации;

— это постоянно = обновляющийся научно-просветительский и социокультурный феномен, обращенный в общемировое будущее и тяготеющий к обретению планетарного масштаба;

— это альтернатива теизму и технократизму.

Однако автор статьи считает, что теория П. Куртца имеет много пунктов для размышления относительно будущности своего теоретического развития и непосредственной реализации некоторых направлений. Так, недооценка значимости для современного мира религиозной поддержки нравственности и секулярная тенденция философа может вызвать возражения, поскольку положительная религиозная направленность (отбрасывая ее архаические элементы) сквозь многие поколения несет позитивное моральное восприятие большого количества человеческих ценностей. Что касается экологических проблем, то известно, что ведущая роль в освоении и использовании природных ресурсов принадлежит мегакорпорациям, управляющим мировой экономикой, и не просто представить себе, как даже большое количество единомышленников из числа людей, не заинтересованных в прибыли (и/или заинтересованных в сохранении чистоты природы), могут оказать на корпорации результативное воздействие. Относительно планетарного характера гуманистической парадигмы так же возникает вопрос, поскольку именно экономический и политический порядок являются основными факторами, формирующими ментальную человеческую эволюцию. Трудно предсказать ту точку в пространстве и времени, где могли бы соприкоснуться столь разнонаправленные и не одинаковые по силам факторы, как эволюция политического управления, экономического порядка, эволюция интересов человека и общества в целом.

Люди способны быть честными, искренними и справедливыми и без божественных санкций.

В то же время, в отличие от постмодернистских теоретиков, критикующих общество, но не имеющих ни малейшего представления о том, каким общество должно быть, с их теориями, ведущими к абсолютному пессимизму, П. Куртц предлагает богатый мыслительный материал для дальнейшей разработки актуальнейшей и глобальной проблемы жизни и усовершенствования современного мира; его заслуга — в создании ряда позитивных (оптимистичных), интересных, проницательных и важных идей, следуя которым человечество обретет новые горизонты. Вопрос — можно ли принимать идеи П. Куртца как универсальные, планетарные и глобальные, правильны ли они и доверяем ли мы им? ■

1. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 307. [Электронный ресурс] URL: http://www.belpaese2000.narod.ru/Teca/Nove/ mankovsk_estet.htm (дата обращения: 02.12.2011).

2. Куртц П. Гуманизм и скептицизм — парадигмы культуры третьего тысячелетия // Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира. М.: Рос. гуманист. общество. 2001. С. 34.

3. Куртц П. Инфомедийная революция и перспективы глобального гуманизма // Здравый смысл. Лето 2002. № 3. С. 3.

4. Куртц П. Что такое светский гуманизм? — М.: Рос. гуманист. общество, 2008. С. 12.

5. Куртц П. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: Рос. гуманист. общество, 2005. С. 3336.

6. Куртц П. Личная нравственность // Здравый смысл. 2011. № 1 (58).

7. Куртц П. Навстречу новому планетарному гуманизму // Здравый смысл. 2009. № 2 (51).

8. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М.: Рос. гуманист. общество, 2002. С. 18.

9. Куртц П. Нравственность естественна // Здравый смысл. 2007. № 4 (45). С. 8-11.

10. Электронный ресурс: http://www.humanism.ru/ manifest/ (дата обращения: 25.11.2011).

11. Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей — личных, социальных и планетарных // Здравый смысл. 2010. № 4 (57). С. 5-11. [Электронный ресурс] URL: http://www.humanism.ru/ neohumanism.htm (дата обращения: 30.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.