Научная статья на тему 'Прагматический натурализм пола Куртца'

Прагматический натурализм пола Куртца Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
513
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИЗМ / ГУМАНИЗМ / НАТУРАЛИЗМ / АНТИРЕДУКЦИОНИЗМ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СКЕПТИЦИЗМ / ОБЪЕКТИВНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ / PRAGMATISM / HUMANISM / NATURALISM / ANTIREDUCTIONISM / CRITICAL THINKING / SCEPTICISM / OBJECTIVE RELATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погодина Ольга Александровна

Работа посвящена философии прагматического натурализма одного из лидеров современной американской мысли П. Куртца. В ней кратко освещены гносеологические изыскания ученого и мыслителя, его философия науки, концепция критического мышления, этика гуманизма и парадигма Нового Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pragmatic naturalism of Paul Kurtz

The work is devoted to philosophy of pragmatical naturalism of one of the leaders of modern American thought P. Kurtz. Gnoseological researches of the scientist and the thinker, his philosophy of science, the concept of critical thinking, ethics of humanism and a paradigm of New Education are described.

Текст научной работы на тему «Прагматический натурализм пола Куртца»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 165.74

Погодина Ольга Александровна

Московский областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна)

[email protected]

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ НАТУРАЛИЗМ ПОЛА КУРТЦА

Работа посвящена философии прагматического натурализма одного из лидеров современной американской мысли П. Куртца. В ней кратко освещены гносеологические изыскания ученого и мыслителя, его философия науки, концепция критического мышления, этика гуманизма и парадигма Нового Просвещения.

Ключевые слова: прагматизм, гуманизм, натурализм, антиредукционизм, критическое мышление, скептицизм, объективный релятивизм.

Анализируя американскую философию ХХ - начала XXI века, мы встречаем . термин «прагматический натурализм». Прагматический натурализм как синтез двух философских школ представляет собой продолжение и, возможно, кульминацию «золотого века» американской философии [8, с. 15].

Как известно, основы концептуального аппарата и методологические подходы философии прагматизма были сформулированы американскими мыслителями Джоном Дьюи, Чарльзом Пирсом, Уильямом Джеймсом и Джорджем Мидом в конце XIX - начале ХХ века. Ключевую роль среди них сыграл Джон Дьюи, когда применительно к холистскому, процессуальному, организмическо-му пониманию опыта он разработал и ввел в философию новые исследовательские методы - контекстуальный, инструментальный, функциональный и прагматистский. Сегодня, говоря о прагматическом этосе, подразумевают пять основных взаимосвязанных тем: антифундаментализм, фал-либилизм, социальный характер личности и общностей, случайность, плюрализм [8, с. 25].

В 1920-е - 1940-е гг. под влиянием идей прагматизма, эволюционизма, реализма в американской мысли возникли разнообразные версии философского натурализма. Натуралистические философы ассоциируют название своей философской школы, прежде всего, с понятиями «природа», «естественное», «научное» (естественнонаучное), а философский натурализм - с позицией, согласно которой научная картина мира является достаточно полной и наиболее адекватно описывающей универсум. Натурализм опирается на следующие принципы: высокую оценку науки и убежденность в надежности (но не абсолютности) её методов исследования, антире-

дукционизм, контекстуализм, защита гуманизма, фаллибилизм [1].

До конца 60-х гг. ХХ века классический прагматизм оставался вытесненным с авансцены академической жизни. В начале 70-х внимание к прагматизму возрождается и усиливается. При этом, как отмечает Н.С. Юлина, многие характерные для прагматической традиции подходы сохранились и получили дальнейшее развитие в виде реинтерпретаций [10]. С 1980-х годов наметилась заметная активизация натурализма, связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму, с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания, со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук.

Основную роль в пропаганде американского натурализма, соединенного с прагматизмом, сыграли Джон Дьюи и Сидней Хук, оказав наибольшее влияние на формирование концептуального аппарата. В настоящее время наиболее ярким представителем современной прагматиконатуралистической традиции является Пол Куртц - крупный этик и философ, историк американской национальной философской традиции, «отец светского гуманизма в США». Он считает, что сейчас прагматический натурализм переживает свое второе рождение, так как социальная и моральная философия Джона Дьюи представляет сегодня реальную альтернативу как реакционному авторитаризму религиозного консерватизма, так и крайнему субъективизму и нигилизму постмодернизма [8, с. 20].

В своих работах [9] П. Куртц дает следующую характеристику своих идей.

С точки зрения автора, прагматический натурализм определяется им как философское обобщение методов и выводов науки [8, с. 21]. Это -метод исследования, предписывающий неотступно, всегда и всюду искать натуралистические, естественные объяснения фактам, опыту, заявлениям, претендующим на истину. По его мнению, прагматический натурализм предполагает эпистемологическую концепцию, утверждающую, что самые эффективные методы получения знания связаны с использованием науки и способны быть примененными к анализу тех областей общественной жизни, которые все еще претендуют на особый эпистемологический, точнее «внеэпистемологический» статус. Это прежде всего этика, политика и религия.

Наука, считает П. Куртц, является самым эффективным методом проверки и оценки того, что мы знаем о мире. Она погрешима, способна к са-мокоррекции и является продолжением критичного здравого смысла, который используется в повседневной жизни. Приверженность натурализма науке, и, в частности, принципу преемственности, всеобщей взаимосвязи и единству Вселенной (the principle of continuity), означает, что все явления могут быть описаны и объяснены в терминах естественных причин и следствий, и нет оснований, запрещающих рассматривать их таким образом.

Свой подход к изучению всего сущего он называет научным, или методологическим натурализмом [2, с. 16-18], исключающим трансценден-талистское видение вселенной и не оставляющим места спиритуалистическим или мистическим объяснениям. Как натуралист, П. Куртц отрицает существование каких-либо сверхъестественных, ментальных субстанций или потусторонних, духовных реальностей.

Концепцию П. Куртца, согласно которой существует исходный тип реальности - физический, можно назвать разновидностью физикализ-ма или материализма, но вместе с тем это не метафизический или вульгарный материализм, а скорее научный натурализм или нередукционистский материализм.

Особый интерес для настоящего исследования представляет точка зрения П. Куртца относительно религиозных верований. Он выделяет три наиболее интересных для него типа неверующих: игтеистов, атеистов и агностиков.

Обсуждая необоснованность концепции Бога теологами и философами, П. Куртц вводит новое

понятие - «игтеизм». «Здесь частица “иг-” (ig-) происходит от слова “не ведающий” (ignorant), т.к. мы никоим образом не можем знать, что понимается под словом “теизм”, когда мы используем понятие “Бог”, чтобы обозначить с его помощью трансцендентное существо или “основу” бытия» [3, с. 191-195]. Согласно атеизму, считает П. Куртц, мы не обязаны верить в утверждение, что «Бог существует», если у нас нет для этого достаточных оснований. Согласно агностицизму, если теистические утверждения не удовлетворяют требованиям объективности, то мы вправе подвергать сомнению существование Бога. Согласно игтеизму, верование в метафизическое трансцендентное существо - логически несостоятельно и неудобопонятно [3, с. 219].

Как представитель светского (секулярного или гражданского) гуманизма, П. Куртц разделяет взгляды нон-теистов (non-theism), подчеркивая, что атеисты обычно определяют свои взгляды через то, против чего они выступают, в то время как нон-теисты рассматривают свое неверие как часть научно-философского и этического мировоззрения [2, с. 20]. Согласно П. Куртцу, центральной идеей нон-теизма является стремление создать позитивную альтернативную концепцию бытия, вселенной, с опорой на натуралистическую (материалистическую) точку зрения природы, которая вытекает из современной науки и согласуется с ее данными [3, с. 215].

Говоря о приверженности прагматического натурализма науке [8, с. 23], необходимо особо отметить два факта. Во-первых, научный натурализм, являющийся в широком смысле прагматизмом, не является сциентистским [8, с. 85]. Во-вторых, П. Куртц признает необходимость использования более широкого термина, чем просто «научный метод», поскольку «мы нуждаемся в более универсальной модели рациональности, которая признавала бы известное разнообразие и плюрализм научных методов и оставляла бы место для их определенной преемственности» [4, с. 66]. На роль общей модели, по его мнению, подходит термин «критическое мышление», демонстрируя преемственность методов от обыденного здравого смысла до научного исследования. «Критическое мышление включает научное исследование, прикладные технологии и технические навыки и находит применение в обычной жизни, т.е. реализуется там, где мы формулируем практические суждения. Используется оно

и в этике, политике, экономике и других областях». Тем самым автор предполагает, что критическое мышление имеет право и должно быть распространено и на него, и на всех других.

Важной частью научного исследования, по мнению П. Куртца, является скептическое исследование - существенная часть человеческого познания, роста и прогресса человеческого знания [4, с. 25]. В отличие от классического скептицизма, автор представляет новую форму скептицизма - новый скептицизм (селективный, методологический), который включает себя в общий позитивный и конструктивный процесс исследования, признание социального плюрализма и многообразия стилей жизни, мышления и моральных кодексов, а также рациональный анализ [3; 5]. Скептицизм, как необходимая часть научного исследования, продолжает П. Куртц, следует распространять на все сферы человеческой деятельности: на науку, повседневную жизнь, право, религию, на паранормальные верования, на экономику, политику, этику и общество.

П. Куртц определяет задачу, поставленную натуралистами, достаточно четко: «.. .Необходимо, насколько это возможно, способствовать развитию междисциплинарных исследований». И тут же он вводит новое понятие - «кодукция» (coduction) [12; 3, с. 85], противопоставляя ее индукции и дедукции, в отличие от которых «с целью получения всесторонней картины мира мы кодуцируем, совмещаем объяснения, которые пересекают предметные области различных наук». Здесь П. Куртц говорит о попытке «построения так называемой “синоптической перспективы”, т.е. панорамной картины мира, суммируя, обобщая, сводя воедино идеи многих наук» [2, с. 17]. Предлагаемая им натуралистическая концепция базируется на принципах антиредукционизма. Она включает в себя как принципы согласования (консилия), так и общей теории систем, и таким образом позволяет трактовать человеческие намерения телеономически, как проявления целостного комплекса психологического поведения, в котором есть «место как для биохимических объяснений, так и для психологических, бихевиористских и социокультурных интерпретаций на уровне человеческого поведения» [3, с. 332]. В рамках такого понимания П. Куртц выделяет два пути прохождения кодукции: горизонтальный и вертикальный [2, с. 18], при этом логика кодук-тивного объяснения допускает как редукционис-

тские, так и холистические теории. Далее автор делает вывод: согласованное действие, кодукция -«наиболее подходящая стратегия на современной стадии исследования, .поскольку она дает возможность выработки как физикалистских, так и интенциональных объяснений человеческого и социального поведения» [3, с. 332].

Такова самая общая философская позиция П. Куртца, в которой центральное место занимает, по сути, своеобразная спецификация для его прагматического натурализма - идея космического мировоззрения. Автор указывает, что космическое мировоззрение, представляя собой комплекс методологических установок:

- защищает научную теорию эволюции и отвергает обращение к метафизическим учениям, допускающим бытие трансцендентного как источник какого-либо достоверного знания;

- указывает на то, что методы науки не остаются неизменными, они не фиксированы и не окончательны и открыты для совершенствования;

- базируется на верифицируемых гипотезах и теориях;

- основывается на целостной картине мира, которая формируется прежде всего в процессе непрекращающихся научных достижений, а также политического, этического, эстетического и иного опыта человечества, подлежащего научному исследованию и пониманию;

- представляет собой определенную форму нередуктивистского материализма, согласно которому естественные процессы и события адекватнее всего описываются посредством указания на их материальные причины;

- оставляет место идее многообразия вселенной и, как следствие, утверждает мысль о возможности существования соответствующих несхожих картин мира, в зависимости от области исследования.

Что касается этики и аксиологии, П. Куртц стоит на позициях объективного релятивизма, подчеркивая, что «хотя этические ценности вырастают из человеческих интересов и желаний, ... они не обязательно являются или должны быть субъективными, т.к. открыты рациональной критике» [4, с. 72]. Здесь, П. Куртц выделяет ряд принципов, укладывающихся в его концепцию объективного релятивизма и прагматического натурализма. Первый среди них связан с принятием базового гуманистического тезиса о том, что человеческие ценности являются в высшем смысле

человеческими и проистекают только из человеческого опыта. Любая попытка обосновать ценности или вывести их из трансцендентальных источников является ошибочной. Он подчеркивает, что для гуманистической этики человечности изначальным должен стать императив «мужество стать», то есть решимость преодолевать трудности, творить и гуманистически совершенствоваться [4, с. 26]. Продолжая идеи Д. Дьюи и С. Хука, П. Куртц считает необходимым создание «науки о ценностях и ценностных суждениях», с помощью которой можно развивать и изменять наши ценностные суждения.

Прагматический натурализм в настоящее время связан со светским (секулярным или гражданским) гуманизмом. Согласно П. Куртцу, гуманизм - это всеобъемлющее, планетарное мировоззрение, опирающееся на науку, философию и практический подход к пониманию добродетельной жизни, с определенно выраженной нерелигиозной позицией. Светский гуманизм, подчеркивает он, опирается на три стержневых моральных добродетели: на мужество, нужное, чтобы достойно жить и бороться за лучшую жизнь, преодолевая трудности и добиваясь поставленных целей; на познание, интегрирующее в себе критическое мышление и этическую рациональность; на заботу, проявляющуюся в таких качествах, как сострадание и человеколюбие [4, с. 9].

Анализируя современную философию, П. Куртц говорит о необходимости нового всеобщего взгляда, о необходимости рефлексивной мудрости. И здесь, считает автор, философия способна выполнять важную функцию - функцию образования и просвещения на уровне общих методов и картин мира [6], то есть призвана играть активную социальную роль. П. Куртц обосновывает необходимость обретения евпраксо-фии (eupraxsofia; от лат. eu - блаженство, praxis -практика и sofa - мудрость) [7] - единства добра, практики и мудрости, позиции, в которой гармонично сочетались бы моральные добродетели, практичность и умудренность. В будущем, надеется П. Куртц, евпраксофия должна стать отличительным качеством каждого образованного человека.

В заключение П. Куртц приходит к выводу что светский гуманизм - это последовательное и полное выражение программы модернизма, его кульминация, а светское гуманистическое мировоззрение - это новая, грядущая пост-постмодер-

нистская парадигма (Новое Просвещение) [13], это часть процесса глобальной культурной реформации.

Эта позиция находит отражение в многосторонней общественной деятельности П. Куртца. Так, например, подготовленные им документы международного масштаба, среди которых «Декларация светского гуманизма» (A Se^lar Humanist Dedaration. Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 1980), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000) и «Неогуманизм» (“Neo-Humanist Statement of Semlar Prinriples and Values: Personal, Progressive, and Planetary”) [11], -яркий пример постановки вопроса о воплощении в мировой культуре фундаментальных человеческих ценностей.

Итак, философия прагматического натурализма П. Куртца связана не столько с некоторой абстрактной, чисто философской теорией познании, сколько с методами, процедурами и практикой получения надежного знания. П. Куртц полагает, что секуляризм, натурализм, скептицизм, прагматизм, рационализм, атеизм могут образовать внутренне согласованный комплекс идей. Философия, настаивает он, как и наука, является динамичной, стремящейся к совершенствованию. Как следствие, автор предлагает своего рода рефлексивную философию, то есть такую, в которой он допускает ревизию этой, его собственной философии и ее модификацию в ходе развития знаний и нового опыта.

Основные задачи прагматического натурализма, определяемые П. Куртцем, таковы: 1) формирование интегрального космического мировоззрения и 2) поиск всеобъемлющей и всё объясняющей теории, воплощающей в себе научные методы [3, с. 328-329].

Библиографический список

1. Более подробно см.: Юлина Н.С. Образы науки и американский натурализм // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. - 1991. -№ 1. - С. 82.; Каримский А.М. Американский натурализм: история и перспективы // Там же. -С. 76; Райдер Дж. Натурализм, диалектический материализм и объективность // Там же. - С. 86.

2. Куртц Пол. Что такое светский гуманизм? / под ред. В.А. Кувакина и А.Г Круглова. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2008.

3. Куртц Пол. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2007. - С. 192.

4. Куртц Пол. Мужество стать: Добродетели гуманизма / пер. с англ. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. выпуск. - М., 2000.

5. Куртц Пол. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. - С. 25-29.

6. Куртц Пол. Искушение потусторонним. -М.: Академический проект, 1999. - С. 22.

7. См.: Куртц П. Евпраксофия: жизнь без религии («Eupraxofy: living without religion», 1989); Куртц П. Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества / пер. с англ. - М., 2005. - С. 39-44.

8. Прагматический натурализм в американской философии. - М.: РГО, 2003.

9. См: «The murage to be^me: the virtues of humanism», 1997 (Куртц П. Мужество стать: Доб-

родетели гуманизма. - М.: РГО, 2000); «Affirmations: Joyful And Creative Exuberate», 2004 (Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. - М.: РГО, 2005); «Philosophkal essays in pragmatk naturalism», 1990 (Что такое прагматический натурализм? / Прагматический натурализм в американской философии. - М.: РГО, 2003); «What Is Seralar Humanism?», 2006 (Что такое светский гуманизм? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/ secular-humanism.htm) и т.д.

10. Юлина Н.С. Американская философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.roman.by/r-72586.html.

11. http://paulkurtz.net/

12. Paul Kurtz. Derision and the Condition of Man. - Seattle, Wash.: University of Washington Press, 1968; New York: Dell Papert^ks, 1969.

13. Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz (Transariion, 1994).

УДК 316.346.2

Севелова Мария Александровна

Череповецкий государственный университет

[email protected]

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ КАК КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ ГЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ

В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию категорий «маскулинность» и «фемининность», раскрывается социокультурная природа данных категорий, их основные свойства. Проанализированы современные парадигмы маскулинности и фемининности, характеризующие их как динамические, комплексные и множественные конструкты, формирующие социальные практики пола.

Ключевые слова: маскулинность, фемининность, гендерная идентичность, социальные функции, практики пола.

Г:ндерная теория обратилась к проблеме половой дифференциации в обществе с принципиально новой стороны: она раскрывает сущность социальных ролей и статусов мужчин и женщин, их общественных отношений с позиции восприятия обществом их пола, с позиции тех социальных и культурных норм, которые общественная система предписывает им выполнять. На основании того, что в разных культурах эти нормы существенно отличаются и зачастую прямо не связаны с определенными физиологическими характеристиками мужчины и женщины, сторонниками гендерной теории была выдвинута идея о различиях между биологическим и культурным пониманием пола. В связи с этим в гендерных концепциях появились

и новые категории, характеризующие черты личности, связанные с полом, с социокультурной, а не биологической стороны. Так, наряду с общепринятым понятием «пол» возникли понятия «социокультурный пол», «гендер», «гендерная идентичность»; категории «мужское» и «женское» дополнились соответственно представлениями о «маскулинности» и «фемининности».

Для понимания природы различий между биологическими и культурными аспектами пола категории «маскулинность» и «фемининность» имеют особое значение. Они включают в себя социальные представления и стереотипы о мужском и женском, нормы и модели поведения, предписываемые мужчинам и женщинам, то есть характеризуют половые различия с социокультур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.