Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов В.Н.

В статье анализируются отрицательные последствия блокирования взрослыми поисковой активности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SEARCH ACTIVITY AND THE PROBLEM OF OVERCOMING ANXIETY

The article analyzes the negative consequences of blocking a child's search activity by adults.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ»

УДК 373.21

КОНЦЕПЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье анализируются отрицательные последствия блокирования взрослыми поисковой активности ребенка.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, поисковая активность, тревожность.

Одной из интересных концепций, пытающихся связать воедино физиологические и психологические компоненты человеческого поведения, является концепция В.В. Аршавского и В.С. Ротенберга [6]. Суть ее заключается в том, что для каждого высокоорганизованного живого организма, тем более для человека, характерна потребность в поиске, в исследовании окружающего мира. Причем эта потребность далеко не всегда является утилитарной, т.е. она прямо не обслуживает какие-либо нужды и не является составным звеном пищевого, полового или оборонительного поведения. Это бескорыстная потребность в получении новой информации, в движении, в испытании своих сил, попытка проверить свои возможности, лучше узнать и оценить окружающий мир. Следует отметить, что такая потребность особенно ярко выражена у детей, которых относят к категории вундеркиндов [4, с.21].

Активная деятельность по изучению окружающего мира проявляется у ребенка уже с момента рождения, однако возможности ее реализации далеко неодинаковы. Взрослым порой досаждает высокая и, на их взгляд, чрезмерная активность детей, они стараются ее тормозить и тем самым блокируют исследовательское, поисковое поведение ребенка, вместо того, чтобы направлять его в нужное русло.

В качестве приемов, которые должны ограничить «ненормальную» детскую активность, взрослые часто применяют запугивание. Детей пугают опасными последствиями их действий: «Голову разобьешь, руки, ноги сломаешь»; сказочными персонажами (Баба-Яга, Кащей и пр.); животными (волк, собака); опасными людьми (бандиты, старики с мешками, которые их заберут и т.п.). Взрослые полагают, что нашли правильный и эффективный, на их взгляд, прием воздействия на ребенка: стоит им только произнести соответствующую угрозу, как поисковая активность детей немедленно прекращается. У ребенка возникает чувство тревоги, которая не находит выхода, которую он не умеет преодолеть. Тем самым детям наносится двойной вред: их поисковая активность блокируется не только сейчас, в данный момент,

но и уменьшается вероятность проявления смелой исследовательской деятельности по освоению окружающего мира в будущем.

Нужно не пугать опасностями, а знакомить с ними, учитывая возрастные особенности детей. Надо дать ребенку возможность самому ощутить реальную опасность, даже получить микротравму, но при этом выработать способы избегания опасности, а если нужно - ее преодоления. Тогда уже не угрозы взрослых, которые ребенок может понимать неадекватно, а его собственный опыт станет реальным и более действенным регулятором поведения.

Следует обратить внимание на то, что дети с сильной нервной системой, не обладающие повышенной впечатлительностью, чаще не выполняют требования взрослых, не останавливают свое поисковое поведение и пытаются преодолеть запрет, испытать опасность. Если в свое время, под руководством взрослых они не были реально ознакомлены с опасностью, а только остановлены запретом или запугиванием, то самостоятельная встреча с ней может закончиться плачевно.

Для становления поисковой активности очень важным является общение со сверстниками, в процессе которого сам ребенок, без помощи взрослых должен налаживать знакомства, решать возникающие проблемы, отстаивать свои интересы. Если родители все эти задачи решают за него, проявляя гиперопеку, то собственная активность, умение самому преодолевать трудности не развивается или угасает, так как необходимости в этом нет. В подобной ситуации чаще оказываются дети, которые никогда не посещали детский сад, дети, которых неработающие матери бесконечно опекали, постоянно удовлетворяя их малейшие потребности. В дальнейшем эти дети проявляют более высокую тревожность, чем их сверстники. Казалось бы, опираясь на постоянную поддержку матери, они должны были чувствовать большую защищенность, однако так происходит далеко не всегда. Дело в том, что у ребенка не накапливается необходимый багаж навыков, действий, необходимых для преодоления будущих препятствий. В отсутствии матери он оказывается безоружным, возникает феномен обученной беспомощности. В

этом случае значительно снижаются возможности успешной социальной адаптации ребенка и, в частности адаптации к школьному обучению [1, с.209; 2, с.18]. Кроме того, не осуществляется воспитание такого важного личностного качества как ответственности за свое поведение [3.с.54].

Как бы мы его не оберегали, ребенок обязательно столкнется с ситуациями, которые вызывают страх. Взрослым надо научить его, как действовать в подобных ситуациях, и только через развитие продуктивной поисковой активности он может преодолеть страх. Хотя состояние тревоги связано с большой психической нагрузкой, но тревожность далеко не всегда является проявлением неблагополучия и дезорганизации личности, показателем нервного расстройства. Состояние тревоги может способствовать внутренней мобилизации для подготовки к сложной ситуации, к ответственному действию, способствовать выработке более адекватных форм поведения и успешной социальной адаптации.

Список литературы:

1. Коннова Р.В., Костюшина Е.В. Проблема эмоционально-волевой готовности к школьному обучению // Наука и Образование. 2020. Т.1. № 2. С. 209.

2. Корепанова Е.В., Кузнецова А.Ю. Возможности исследовательской деятельности в предупреждении школьной дезадаптации // Наука и Образование. 2018. .№ 1. С. 18.

3. Невзорова М.С. Воспитание ответственности личности как готовности к реализации свободного выбора // Молодежь: свобода и ответственность: материалы IV Владимирских духовно-образовательных чтений / сост. Р.С. Леонов. Мичуринск. 2019. С.52-56.

4. Обносов В.Н. Психологический анализ феномена детей-вундеркиндов // Наука и Образование. 2018 г. № 3-4. С. 19-24.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. / М.: Просвещение. 1989. 239 с.

UDC 373.21

THE CONCEPT OF SEARCH ACTIVITY AND THE PROBLEM OF

OVERCOMING ANXIETY

Vladimir N. Obnosov

candidate of psychological sciences, associate professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the negative consequences of blocking a child's search activity by adults.

Keywords: research activity, search activity, anxiety

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.