СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерихов М.М., Знаменский Д.Н. Моделирование маршрутных пассажиропотоков ГПТ, Мир транспорта, 2010, №4.
2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования. - 4 издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 400 с.
3. Чечурин С. Л. Дискретные автоматические системы. - Ленинград. : Изд-во ЛПИ- 1978. - 80 с.
УДК 338.45
А.И. Попов
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИННОВАЦИОННОИ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Экономика России, преодолевая последствия кризиса, постепенно переходит на новый уровень развития - постиндустриальный, который характеризуется инновационной направленностью, высоким уровнем внедрения научных достижений в производство, расширяющимся ассортиментом продукции и ростом доли наукоёмкой продукции.
Формирование инновационной экономики должны обеспечить элитные конкурентоспособные специалисты, под которыми мы понимаем конкурентоспособных специалистов (бакалавров, магистров), для которых характерно стремление и способность к высокому качеству своей профессиональной деятельности, носящей инновационный характер, требующей высокого уровня креативности и творческих компетенций, и предполагающей генерирование новых идей в профессиональной области, их анализ и развитие, а затем продвижение до уровня инновационного продукта с целью удовлетворения как личных потребностей (прежде всего, потребностей в творчестве и самовыражении), так и потребности общества в повышении общего благосостояния. Сравнивая общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС, можно сделать вывод, что в каждом направлении подготовки есть группы компетенций (кластер творческих компетенций), которые имеют родственные характеристики, а именно предполагают наличие высокого уровня интеллекта и креативно-
сти, способностей организовывать свою творческую деятельность и деятельность подчиненного коллектива (например, компетенции ОК-6, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 150700, компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 240100, и т.д.). Креативность как основа кластера творческих компетенций рассматривается нами как «творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» (Т.А. Ба-рышева).
Выпускников, обладающих высоким уровнем сформированности группы профессионально важных творческих компетенций, в настоящее время недостаточно, что и тормозит коммерционализацию инноваций во многих отраслях. Задача высшего учебного заведения заключается не только в подготовке обучающихся, обладающих минимальным уровнем компетенций, определяемых ФГОС, но и в обеспечении освоения на более высоком уровне частью обучающихся ключевых компетенций, к которым мы относим и творческие.
Кластер профессионально важных творческих компетенций специалиста - составная часть кластера творческих компетенций специалиста, определяющая его возможность реализовать себя в инновационной сфере эконо-
мики через способности личности успешно выполнять деятельность в своей профессиональной области, требующую эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, на основе сформированных:
- знаний в области психологии творчества о закономерностях развития и проявления креативности личности на разных этапах профессионального становления, профессионального совершенствования и менеджмента творческой деятельности;
- умений организации деятельности как собственной, так и руководимого коллектива по решению творческих профессиональных задач и разрешению профессиональных проблемных ситуаций;
- опыта творческой профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, опыта общественной и духовно-нравственной деятельности в сфере профессиональных интересов;
- навыков творческой профессиональной деятельности в условиях психологического напряжения, стресса и ограниченности временных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- профессионально значимых личностных качеств, прежде всего, профессионально ориентированной креативности;
- нравственных характеристик и лидерских качеств личности;
- способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества в процессе профессиональной деятельности.
При проектировании основной образовательной программы необходимо предусмотреть такие формы и технологии организации познавательной деятельности, которые бы позволили обучающемуся овладеть кластером профессионально важных творческих компетенций на высоком уровне, развить креативность и повысить уровень интеллектуальной активности. Образовательный процесс должен обеспечить вовлеченность и активность студентов в такую деятельность, которая бы соединяла в себе цели личности (развитие и получение конкурентоспособного образования) и цели общества (инновационное развитие приоритетных направлений экономики).
За основу разрабатываемой концепции
формирования кластера профессионально важных творческих компетенций нами принята известная форма стимулирования активности студентов - олимпиада, рассматриваемая как соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высшем учебном заведении, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов.
Разработанная концепция формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста инновационной сферы в олимпиадном движении в вузе включает в себя следующие основные положения:
1. Условиями эффективного осуществления процесса формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста выступают:
- понимание участниками образовательного процесса взаимосвязи профессионально важных творческих компетенций студента и его уровня интеллектуальной активности, а, следовательно, и креативности;
- преобразование существующих студенческих предметных олимпиад и конкурсов в олимпиадное движение, интегрирующее как состязательную деятельность обучающихся, так и их совместную творческую деятельность; основная цель образовательного процесса заключается в повышении уровня интеллектуальной активности студента, позволяющее ему от стимульно-продуктивного уровня во время олимпиады перейти к эвристическому и креативному уровням в других компонентах олим-пиадного движения, а затем и в будущей профессиональной деятельности;
- построение образовательной среды, предоставляющей обучающемуся успешно реали-зовывать в олимпиадном движении эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности при освоении сферы профессиональной деятельности;
- обусловленная требованиями системы ВПО и внутренне мотивированная корректировка мышления преподавателя - организатора олимпиадного движения, предполагающего изменение его роли в образовательном процессе от руководителя до равноправного участника, корректирующего процесс творческого саморазвития обучающихся и развивающегося
вместе с ними.
2. Олимпиадное движение - непрерывный процесс развития творческих способностей обучающихся, инициированный их участием в олимпиадах, и реализуемый как форма организации обучения в вузе в виде активной творческой созидательной деятельности всех участников образовательного процесса на основе интеграции индивидуальной и коллективной деятельности на развивающей стадии, обеспечиваемой педагогическим сопровождением и созданием условий для творческого саморазвития, и соревновательной деятельности во время следующих олимпиад, использующая в качестве содержания обучения проблемные ситуации, отражающие профессиональный и социальный контексты будущей деятельности специалиста и представленные в виде олимпиад-ных задач.
Олимпиадное движение направлено на достижение в процессе профессионального образования следующих целей:
- обеспечение высокого уровня креативности и сформированности профессионально важных творческих компетенций у наиболее одаренных обучающихся как необходимого условия подготовки из них в вузе элитных конкурентоспособных специалистов для нужд инновационной экономики;
- повышение уровня креативности и профессионально важных творческих компетенций всех студентов вуза за счет активизации образовательного процесса на основе их частичного включения в образовательную деятельность в олимпиадной креативной образовательной среде и эффекта фацилитации.
3. Олимпиадное движение в вузе в современных социально-экономических условиях представляет собой самостоятельную ценность как одна из основных форм организации воспитывающего обучения, ориентированная на развитие креативности студентов и приобретение ими конкурентных преимуществ на рынке труда в силу того, что обеспечивается с его использованием более высокий уровень сфор-мированности профессионально важных творческих компетенций, который наиболее соответствует потребностям формирующейся инновационной экономики страны. В вузе в олимпиадном движении наиболее эффективно
и с учетом профессиональной направленности происходит поэтапный переход от стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной активности к эвристическому и креативному при вовлечении обучающегося в основные компоненты олимпиадного движения. Профессионально важные творческие компетенции, базовый уровень сформированности которых достигнут при получении основного профессионального образования в соответствии с ФГОС, актуализируются и развиваются посредством олимпиадного движения, приобретая характер ключевых компетенций конкретного человека с учетом его особенностей и направлений профессиональной деятельности.
Основой воспитывающего обучения в олимпиадном движении вуза являются олим-пиадные педагогические личностно-ориентированные технологии, основанные на интеграции индивидуальной и коллективной деятельности и деятельности в соперничестве, соревновании. Проектирование и реализация олимпиадных педагогических технологий должна отражать специфику олимпиадного движения как формы организации обучения, профессиональный и социальный контекст деятельности специалиста и оперативно реагировать на изменения основного образовательного процесса, внутренние и внешние изменения, сохраняя при этом целостность, эффективность и нацеленность на повышение интеллектуальной активности студента как основной движущей силы процесса получения конкурентоспособного образования.
Олимпиадное движение предполагает разработку множества олимпиадных педагогических технологий на основе интеграции индивидуальной и коллективной деятельности и деятельности в соперничестве, соревновании, из которых с учетом креативности личности, ее установок на саморазвитие, профессиональной направленности и изменяющейся внешней и внутренней обстановки будет выбираться конкретная образовательная технология.
4. Решающее влияние на активизацию воспитывающего обучения и инициативность обучающихся в олимпиадном движении оказывает состояние творческого микроклимата образовательной среды - олимпиадной креативной образовательной среды, включающей:
микросреду как пространство социальных ролей студентов и преподавателей - организаторов олимпиадного движения; экзосреду как пространство отношений, обеспечивающих педагогическое сопровождение творческого саморазвития студентов в олимпиадных микрогруппах, в единой информационной олим-пиадной сети; макросреду как пространство, обеспечивающее условия для формирования профессионально важных творческих компетенций специалистов через создание системы олимпиадных задач, отражение в них социального и профессионального контекстов будущей деятельности.
Разработанное теоретическое обоснование и концепция олимпиадного движения как эффективного средства формирования профес-
сионально важных творческих компетенций специалиста инновационной сферы, является основой для использования мотивационного воздействия существующих студенческих олимпиад с целью развития на их основе олим-пиадного движения; для проектирования и апробации образовательных технологий, используемых в олимпиадном движении. Включение олимпиадного движения в систему высшего профессионального образования позволит повысить качество образовательного процесса в технических вузах, увеличить долю выпускников, обладающих повышенным уровнем сфор-мированности профессионально важных творческих компетенций и готовностью к инновационной деятельности.
УДК 338.26
Г.И. Коршунов, В.А. Чернышева
АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ И РАЗРАБОТКА КРИТЕРИАЛЬНЫХ ОЦЕНОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Задача гармонизации нормативной базы РФ с международными стандартами становится все более актуальной для вхождения в ВТО. Анализ динамики изменений требований к железобетонным конструкциям по отечественным нормативным документам и действующим требованиям международных стандартов позволяет сформулировать количественные оценки их качества. Предлагаемый в статье переход от морально устаревших требований к железобетонным изделиям к созданию прототипа актуальной нормативной базы направлен на построение адекватной модели оценки качества железобетонной продукции и внедрение инноваций. Разработка критериальных оценок позволит численно оценивать качество того или иного вида железобетонного изделия.
Необходимость количественной оценки качества железобетонных изделий очевидна. Это позволит сравнивать однотипные изделия, вы-
бирать наилучший вариант, отслеживать динамику изменения качества изделий. Кроме того, количественная оценка является базой для осуществления процесса управления качеством.
Применительно к железобетонным конструкциям в ряде нормативных документов закреплены методические рекомендации по оценке бетонной смеси, прочности, однородности и иных показателей по результатам испытаний по образцам. Однако комплексная оценка качества того или иного железобетонного изделия не определена. Поэтому целью данной работы является разработка критериальных оценок для количественной оценки качества железобетонного изделия или конструкции для здания.
В рамках этой цели необходимо выполнить ряд задач:
- выполнить анализ нормативной базы для