УДК 378
Игнатьева Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Новгородского государственного университета (НовГУ), iey1@yandex.ru, Великий Новгород
концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе
В статье представлена концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе: понятие, ведущие принципы, характеристики, технология, требования к преподавателю вуза.
Ключевые слова: педагогическое управление, учебная деятельность, студенты, преподаватель
Ignatieva Elena Yurievna
Candidate ofpedagogical sciences, the associate professor ofpedagogic department of Novgorod state university (NovSU), iey1@yandex.ru, Veliky Novgorod
A PEDAGOGICAL MANAGEMENT CONCEPT OF A STUDENTS EDUCATIONAL ACTIVITY AT Modern UNIVERSITY
A pedagogical management concept of a students educational activity at modem university is presented in this article. The article discloses the concept, leading principles, characteristics, a technology and requirements to the teacher of a high school.
Keywords: pedagogical management, educational activity, students, teacher of high school.
В современном мире растущей сложности и системных вызовов социокультурной среды образовательные институты должны отвечать другим задачам, нежели в условиях индустриального общества, и формировать компетенции, необходимые для человека постиндустриальной реальности. Понятие компетентности неразрывно связано с профессионально-личностными качествами, мотивацией и ценностными установками, становление которых возможно в деятельности, имеющей для человека личностный смысл, интерес, значимость. Таким образом, учебная деятельность, в которой студент выступает ведомым, воспринимающим преподанное знание, не вписывается в контекст формирования компетентности. Позиция студента, в которой он проявляет самостоятельность, ответственность, инициативу, творчество, делает востребованными иные характеристики учебной деятельности, а значит, и иной характер педагогического управления ею.
Феномен учебной деятельности более изучен в контексте обучения школьников (Ю. К. Бабанский, П. Я Гальперин, В. В. Да-
выдов, О. Б. Даутова, А. К. Маркова,
Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). Для студентов вуза имеет смысл рассмотрение учебной деятельности как «особой формы учения, выступающего в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля)» [1, с. 125]. Учебной деятельности студентов вуза как сложному феномену присуще:
- направленность на овладение содержанием образования путем решения учебных задач;
- формирование обобщенных знаний и способов действий;
- активность и мотивированность, пробуждающие самосознание как рефлексивный акт регуляции деятельности, самоопределения, самооактуализации;
- влияние на изменение не только интеллектуальных, но и личностных характеристик ее субъектов;
- взаимодействие и межсубъектный взаимообмен деятельностями;
- продуктивность, проявляющаяся в структурированном и актуализованном зна-
нии, а также в новообразованиях психики и деятельности (в мотивационном, ценностном, смысловом планах) [1-5].
Педагогическое управление как междисциплинарная категория аккумулирует в себе сущность процесса управления в условиях педагогических систем. Общий смысл понятия «управление» можно свести к следующим ключевым признакам: препятствует процессам дезорганизации системы, обеспечивает ее целостность, динамическое равновесие со средой; в процессуальном рассмотрении включает функции планирования, мотивации, организации, координации, контроля; основывается на системе принципов, определяющих характер управления; сводится к осуществлению целенаправленных воздействий на процессы (социальные, психологические, педагогические и др.), способствуя оптимизации системы; связывает два объекта (субъекта) в деятельности - управляющий и управляемый.
Характер управления системой зависит от особенностей этой системы. Образовательный процесс вуза исследователи (В. П. Якунин, В. П. Симонов, Ю. А. Конар-жевский, М. М. Поташник, В. П. Панасюк и др.) определяют как систему: открытую (существует постоянный обмен с внешним миром); динамическую (изменяется под воздействием внешнего окружения и внутренних факторов); целевого управления (в соответствии с целью образования); рефлексивную (отражает в себе явления внешнего мира, являясь своеобразным отображением общества); социальную (по субстанциональному признаку).
Образовательный процесс принято рассматривать как двустороннее единство двух подпроцессов - преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность обучающегося по присвоению образовательного знания, формированию индивидуального опыта), находящихся в различном соотношении и ориентированных на развитие обучающегося. Управление учебной деятельностью студентов поддерживает взаимосвязь этих процессов для организации учебной деятельности.
Гуманистический контекст современной образовательной парадигмы подразумевает управление в условиях многообразия: мотивов, установок, интересов и личностного опыта студентов, информации и знаний, тех-
нологий обучения, личностных и профессиональных предпочтений преподавателей. Соответственно, педагогическое управление учебной деятельностью студентов в таком понимании образовательного процесса вуза рассматривается как система целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса относительно содержания образования, в результате которого осуществляется согласование компонентов образовательного процесса с целью достижения результатов образования. В определении цели педагогического управления учебной деятельностью акцент переносится на развитие познавательной компетентности студентов, способствующей приобретению ими в процессе учебной деятельности профессиональной компетентности.
Стратегии изменений в образовательном процессе вуза под воздействием изменившегося социокультурного контекста, ориентирующие на нелинейность, интерактивность, персонификацию образовательного процесса, обусловили ведущие принципы педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе:
- управление как поддержка и сопровождение, позволяющее реализовать персо-нифицикацию через индивидуализацию образовательных траектории, маршрута и вовлечение студентов в осуществление собственной образовательной деятельности;
- гибкость и ситуативность, обеспечивающие системное согласование компонентов образовательной системы относительно результатов образования в условиях нелинейной модели образовательного процесса в вузе;
- делегирование полномочий и ответственности студентам, способствующее вовлечению студентов в со-управление их учебной деятельностью по всем системным характеристикам образовательного процесса.
Реализация принципа управления как поддержки и сопровождения потребовала теоретического моделирования специфических характеристик педагогического управления учебной деятельностью студентов:
- ценностно-смысловая характеристика: студент проявляет себя как личность, которая имеет свой опыт, выбирает свой путь, ищет смысл в том, что делает, и понимает, зачем он это делает; и тогда предметное зна-
ние становится осознанной личной ценностью;
- ценностно-результативная: педагогическое управление ориентировано не столько на предметный результат (как систематизированную совокупность знаний), а на развитие познавательной компетентности студентов, получившей новое содержание в современной социокультурной ситуации;
- технологическая: использование информационно-коммуникативных технологий и ресурсов информационной образовательной среды (коммуникации как дидактический ресурс); создание ситуаций, отличающихся многообразием, принуждающих студентов делать обоснованный выбор, вовлекающих студентов в со-управление образовательным процессом;
- рефлексивная характеристика: управление строится на результатах обратной связи, полученных при соотнесении личностных и предметных целей и смыслов, достигаемых в процессе познавательной деятельности.
Принцип гибкости и ситуативности педагогического управления учебной деятельностью студентов обеспечивает в процессе взаимодействия системное согласование компонентов образовательного процесса. Взаимодействие, как связывающая системная основа образовательного процесса, в современных условиях отличается разнообразием форм (непосредственное, опосредованное информационной средой) и множественностью планов (преподаватель - студент, студенты, преподаватели; студент - студенты, преподаватель, работодатели). Следовательно, неизбежны изменения в организации взаимодействия между участниками образовательного процесса (преподавателя и студентов), направленные на расширение их свободы и ответственности в осуществлении образовательной деятельности, на повышение нелинейности и ве-роятностности образовательного процесса, но именно в процессе взаимодействия проясняется и поддерживается смысл учебной деятельности.
Под содержанием образования в рамках учебной дисциплины понимается развивающаяся информационная образовательная среда, выстроенная относительно определенной системы обобщенных знаний, соз-
дающих каркас данной знаниевой области. Наличие такой среды необходимо для выстраивания надпредметной логики: избыточность содержания вынуждает к оперированию умениями работать с информацией. Профессиональный контекст определят предметную направленность образования и достраивание системы до некоторого образа, которых может быть множество - как множество решений в реальной профессиональной деятельности. Такой подход к содержанию формирует обращенность к студенту и отражает его личностно-преломленный социальный опыт и субъективное видение мира. Таким образом, образовательный процесс вуза выстраивается в гармонии двух логик: познавательной (надпредмет-ной, выполняющей ведущую роль) и предметной. Подобная модель образовательного процесса может быть определена как нелинейная, поскольку она лишена жесткой запрограммированности взаимодействий во времени, по содержанию, по используемым технологиям, по закрепленным позициям участников образовательного процесса.
Анализ нелинейных моделей образовательного процесса, описанных в педагогической литературе, позволил выделить их общие признаки: проблемность; субъектность; интерактивность, диалогичность - полилогичность; рефлексивность; комплементар-ность; развитие логики «сознание - понимание - действия - осознание»; модуляризация; интеллектуализация; валеологичность; синергетическое взаимодействие.
Таким образом, образовательный процесс в данной логике рассматривается как нелинейное взаимодействие его участников: возможна многовариантность путей развития субъектов образовательного процесса; образовательный процесс ориентирован на генерацию нового в субъективном смысле знания студентом. Следовательно, новое педагогическое управление учебной деятельностью студентов одним из условий подразумевает изменение модели образовательного процесса - от линейной (общей для всех жесткой схемы) - к нелинейной (с гибкими индивидуальными траекториям), в которой осуществляется поиск не только предметных, но и личностных смыслов.
В истории теории и практики обучения известны разнообразные формы взаимодей-
ствия его участников: непосредственного (индивидуального консультирования, работа с Мастером, Учителем, групповое, игровое, тренинговое и т. д.), опосредованного информационной образовательной средой (учебной книгой, обучающей программой, средствами связи, Интернетом). Анализ современных средств коммуникаций позволяет утверждать о формировании новой дидактической системы, объединяющей широкий спектр возможностей (по классификации В. П. Беспалько [6]); обеспечивающей мобильность и гибкость в выборе различных моделей организации обучения на основе информационно-обменных процессов в системе «человек - информация - человек» (В. Сурнин [7]). Новые принципы и характеристики педагогического управления учебной деятельностью студентов предполагает управление взаимодействием в новой коммуникативной дидактической системе.
Принцип делегирования полномочий и ответственности ориентирует на реализацию функций педагогического управления учебной деятельностью через со-управление, включающее студентов в выполнение каждой из них. Планирование учебного курса осуществляется посредством совместного (преподаватель и студенты) формирования индивидуальных и групповых целей изучения дисциплины (предметных и личностных), планирования индивидуальных и групповых траекторий овладения учебным содержанием. В процессе совместной реализации функции организации единого образовательного процесса по дисциплине на основе индивидуальных образовательных маршрутов и координации действий всех участников образовательного процесса студенты создают на основе общей модели свои собственные «живые» макеты учебной дисциплины в виде результатов-проектов. Мотивация как функция управления деятельностью основана на принятии студентами идеи свободы и ответственности, при готовности преподавателя принять такую ситуацию, и поддерживается за счет персонификации образовательного процесса, атмосферы доброжелательности и ориентации на успех. Контроль, вовлекающий в само- и взаимоконтроль, создает информационную и психологическую основы для коррекции, актуализирующей потребность в изменени-
ях себя и своей деятельность всех участников образовательного процесса.
Одним из результатов образования в современном вузе рассматривается познавательная компетентность, понимаемая с позиции управления как способность и готовность осуществлять познавательную деятельность на основе умений по управлению знаниями. В основу современной трактовки познавательной компетентности студентов положены ведущие идеи теории управления знаниями (нового научно-практического направления в развитии управленческой мысли, которое мы рассматриваем как перспективное направление для развития образовательного процесса вуза):
- ценностно-мотивационная характеристика отражает готовность к переосмысли-ванию ценности личностного и значимости объективного знания, совершенствованию способов работы с ним в современной социокультурной и профессиональной средах, создавая устойчивую мотивацию обучения;
- операционально-деятельностная характеристика включает опыт осуществления операций со знанием в соответствии с его жизненным циклом, технологические и психолого-педагогические умения работы со знанием при выстраивании целостной системы личностного знания и конструировании стратегии управление знанием в процессе взаимодействия содержательной и операциональной сторон познавательной деятельности;
- коммуникативная характеристика определяет способность организовывать коммуникации при реализации жизненного цикла знания в процессе творческого взаимодействия, взаимообмена знаниями и способами действий участников коммуникаций;
- рефлексивно-оценочная характеристика выражает способность критически оценивать свои знания на фоне прежнего опыта, определять разрывы и направления в совершенствовании знаний на основе оценки содержательной наполненности системы личностного знания и успешности осуществления операций жизненного цикла знания;
- эмоционально-волевая характеристика необходима для регуляции процесса познавательной деятельности.
Компетентным может стать лишь сам человек, приобретя определен-ные ком-
петенции, и этот процесс овладения ими всегда личностно значим, наполнен, кроме собственно предметно-деятельностного, ценностно-смысловым содержанием. Таким образом, развитие познавательной компетентности студентов основано на постоянном согласования предметного и личностного смыслов в учебной деятельности, и критерии сформированности познавательной компетентности разделяются на предметные (сформированность обобщенных знаний, инновационность знаний др.) и личностные (мотивация обучения, степень владения умениями по работе с информацией и знаниями; коммуникационные умения; умений критически оценивать свои знания; уровень самоуправления и др.).
Новая трактовка педагогического управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе современного вуза создает ситуацию востребованности нового методического инструментария, обеспечивающего нелинейность модели образовательного процесса и позволяющего согласовывать деятельности преподавателя и студента, принципиально различные по целям, объекту, действиям, результату. Управление образовательным процессом в таком случае направлено на то, чтобы цели студентов (каковы бы они не были: получение оценки, приобретение знания, получение похвалы и т. д.) «работали» на цель преподавателя: вовлечение студента в познавательный процесс, осуществление действий со знанием, приобретение познавательных умений и развитие личностных качеств. Технологией педагогического управления учебной деятельностью студентов, направленной на развитие познавательной компетентности студентов, предлагается метапознаватель-ный проект (метапроект). Метапроект отличается от «курсовой проекта/работа» тем, что целью последних является применение знаний, полученных в теоретическом курсе. Цель метапроекта - приобретение предметных знаний и умений по управлению знаниями. Предметными целями реализации технологии является построение системы обобщенных знаний предметной области в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов, демонстрация разнообразия конкретных (фактологических, закономерностных и др.) знаний предмет-
ной области. Личностными целями являются: развитие познавательной мотивации и активности студентов, самостоятельности в познавательной деятельности, развитие умений, входящих в познавательную компетентность студентов. Технология метапроектов включает в себя разнообразные формы и методы обучения: консультирование, методическая и психологическая поддержка, моделирование процессов и ситуаций, групповая дискуссия, решение конкретных ситуаций, рефлексивные методики, проектирование, исследование.
Технология метапроектов, реализуемая в условиях нелинейной модели образовательного процесса в вузе, позволяет конкретизировать требования к деятельности преподавателя при выполнении функций педагогического управления учебной деятельностью студентов:
- проектирование: построение проекта как целостной модели учебной дисциплины путем определения результатов освоения дисциплины в виде набора компетенций; содержания (выделение системы обобщенных знаний; подготовка ведущих идей проекта; определение информационных ресурсов или источников их получения); технологических приемов (разработка стратегий использования различных видов деятельности (познавательной, исследовательской, проектной и др.; планирование используемых умений при работе со знанием; подбор методик активизации учебной деятельности); календарное планирование - разработка технологической карты дисциплины; построение системы диагностики (средств и методов оценивания, критерии и показатели оценивания проекта);
- мотивация: стимулирование интереса, создание комфортного психологического климата (доверие, открытость, личная увлеченность, доброжелательность, вера в способности студентов), учет психологических и личностных особенностей студентов; вовлечение студентов в процедуру выбора, самоопределения, рефлексии; создание условий для индивидуального и совместного определения предметных и личностных целей; поощрение инициативы, лидерства, активности, успешности;
- организация: организация ситуаций многообразия (предметно-содержатель-но-
го, ценностно-смыслового, коммуникативного, технологического); групповое взаимодействие (на занятиях и вне занятий), вовлечение в диалогово-полилогового общение, в поиск точек соприкосновения мнений, вызов на доказательство, обоснование, рефлексию; поощрение толерантности к позициям другого; поощрение конструктивной критики;
- координация: использование различных средств взаимодействия (вкоммуникативной дидактической системе) для оперативной координации выполнения проекта, поддержания сотрудничества внутри мини-групп и учебной группы в целом; использование приемов взаимовлияния внутри мини-групп;
- контроль: использование разнообразных способов оценивания; вовлечение студентов в процессы оценивания и самооценивания, вовлечение в рефлексию деятельности и личностного развития;
- коррекция: совершенствование всех этапов управления, содержания учебной дисциплины, применяемых технологических приемов, взаимодействий.
Таким образом, сформулированные в статье основные положения правомочно, на наш взгляд, определить как концепцию нового педагогического управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе вуза: введены понятие, ведущие принципы, характеристики, обоснованы познавательная компетентность в ее современной трактовке как один из результатов, технология педагогического управления на основе метапознавательных проектов, требования к преподавателю вуза.
Библиографический список
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
2. Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - 200 с.
3. Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: уч. пос. - СПб.: Образование, 1996. - 135 с.
4. Лернер И. я. Процесс обучения и его закономерности. - М: Знание, 1980. - 96 с.
5. Николов Л. Структуры человеческой деятельности. - М.: Прогресс, 1984. - 176 с.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Сурнин В. Знания в информационно-обменном процессе // Стандарты и качество. -2003 - № 9. - С. 40-42.