КОНЦЕПЦИЯ П.А. СОРОКИНА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
© 2013 г. М.И. Киселев
Рассматривается процесс формирования организованной социальной группы как фактора социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в свете концепции П.А. Сорокина на основе опыта деятельности «Реабилитационного центра "Добродея " для детей и подростков с ограниченными возможностями: дефектами умственного и физического развития». Предполагается, что на последней стадии образования организованной группы происходит её преобразование в полноценную социальную группу и общество воспринимает подобных детей как полноценных членов.
УДК 316.7
Киселев Максим Игоревич -аспирант,
кафедра социальных технологий, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500. E-mail: kiselev_maxim@mail. ru.
Kiselev Maksim Igorevich -Post-Graduate,
Department of Social Technologies, South-Russian State University of Economics and Service, Shevchenko St., 147, Shahty, 346500. E-mail: kiselev_maxim@mail.ru.
Ключевые слова: социокультурная интеграция, социальная группа, дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, организованная группа.
In the article the formation of organized social group as the factor of social and cultural integration of children with limited abilities in the light of P.A. Sorokin's concept is considered. The analysis is carried out on the example of activity of experimental «Rehabilitation center «Dobrodeay» for children and teenagers with limited abilities: defects of intellectual and physical development».
Keywords: social and cultural integration, social group, children with the limited possibilities, children-invalids, organized group.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что при определении социальной политики и практической деятельности социальной помощи используется унифицированный подход к работе с инвалидами, которых объединяют в единую группу - люди с ограниченными возможностями. Однако у различных категорий инвалидов существуют специфические потребности, и в особенной мере это касается детей-инвалидов, потребности которых отличаются от потребностей иных социально-демографических групп, например от взрослых инвалидов, пожилых или инвалидов по профзаболеванию и т.д. Для детей-инвалидов, на наш взгляд, первостепенной является потребность социокультурной интеграции в социум.
Нами предпринята попытка исследовать процесс образования организованной социальной группы, основываясь на концепции П.А. Сорокина о структуре взаимодействия и образования групп, прежде чем говорить о проблемах социокультурной интеграции этой социальной группы.
В своей работе П.А. Сорокин отмечает, что динамическая социология исследует: «1) повторяющиеся социальные процессы и изменения, 2) повторяющиеся культурные процессы и изменения и 3) процессы и изменения личности в ее связях с социальными и культурными процессами» [1, с. 392 - 393]. Он выделяет основные повторяющиеся процессы: образование социальных групп, их организацию, сохранность своей целостности и т.п.
Рассмотрим причины, по которым дети с ограниченными возможностями вступают во взаимодействие с другими и образуют группу. К ним можно отнести, по мнению П.А. Сорокина, следующие: «1) отсутствие самодостаточности индивида и 2) неоценимые преимущества, которые дает групповая жизнь по сравнению с обособленной жизнью для вы-
живания человеческих индивидов и человеческого рода, для развития их творческого потенциала и для выполнения их миссии - реализации сверхорганического - на нашей планете» [1, с. 396].
Если ребёнок-инвалид с рождения ограничен в действиях, для него очень важно его ближайшее окружение. Без посторонней помощи он может просто не выжить. Находясь среди таких же, как сам, ребёнок-инвалид прежде всего ощущает свою нужность группе, от которой он может не только взять то, чего лишен, но и научиться навыкам «выживания» в обществе.
П.А. Сорокин выделяет 4 способа взаимодействия: «1) преднамеренное, или целенаправленное, когда его ищут все взаимодействующие стороны; 2) преднамеренное, когда одни стороны его ищут, а другие не ищут или ему противодействуют; 3) когда все затронутые стороны преднамеренно или непреднамеренно ему противодействуют; и 4) непреднамеренное или случайное для всех затронутых сторон, взаимодействующих в силу разных условий - космических, биологических и социокультурных - независимо от своих намерений и целей» [1, с. 398].
Следовательно, социокультурная интеграция включает в себя совокупность способов взаимодействия: преднамеренное, или целенаправленное, непреднамеренное, или случайное. Она является взаимодействием, которого ищут все стороны, оно выгодно для всех и оказывает положительное влияние на развитие личности. Непреднамеренным, или случайным, является потому, что его нельзя спланировать, и зависит от потребностей человека, которые остались неудовлетворены. Применительно к детям с ограниченными возможностями, это взаимодействие считается преднамеренным, поскольку отвечает потребностям как самих детей-инвалидов, так и их близкого окружения.
Одновременно непреднамеренным оно является потому, что в случае с ребёнком с ограниченными возможностями удовлетворение потребностей очень трудно предсказать, всё зависит от развития заболевания и условий, в которых проходит реабилитация. Примером случайного взаимодействия является обучение ребён-ка-инвадида пользованию компьютером, так как это продиктовано необходимостью проживания в обществе, но к случайному можно отнести только момент использования компьютерных технологий, от чего зависит развитие самого ребёнка и эффективность его лечения.
При дальнейшем рассмотрении процесса образования социальных групп П.А. Сорокин выделяет факторы, способствующие процессу взаимодействия группы, под которыми он понимает «все условия, тем или иным образом выгодные для данных индивидов, способствующие процессам взаимодействия; будучи выгодными, они привлекают множество индивидов и приводят их в физическую близость или в контакт друг с другом» [1, с. 400].
Применительно к современным реалиям данные процессы находят реализацию в учреждениях социально-медицинской реабилитации. Примером создания группы находящихся в непосредственном контакте друг с другом является областной «Реабилитационный центр "Добродея" для детей и подростков с ограниченными возможностями: дефектами умственного и физического развития».
Основная его цель - оказание детям и подросткам с детским церебральным параличом в возрасте от 3 до 18 лет и их семьям квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической помощи для интеграции в социум. Он ориентирован на обслуживание всех районов Ростовской области.
Основные направления деятельности Реабилитационного центра (РЦ): комплексная медико-социальная, психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, дефектами умственного и физического развития; диагностика и разработка программ медико-психологической, социальной, педагогической коррекции детей и подростков; консультативная социально-психологическая помощь детям с детским церебральным параличом и их семьям; социальный патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; профориен-тационная работа с такими детьми.
Каждое отделение РЦ вносит свою лепту в образование детей, страдающих церебральным параличом. В него входят отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, дневного пребывания.
Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы время в течение необходимого для их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальными программами. Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, организуются учебные занятия в помещении РЦ.
Стационарное отделение реализует программы медико-социальной реабилитации в условиях круглосуточно 5-дневного пребывания в Центре. В этом отделении также образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков по состоянию здоровья, возрасту, полу. Количество детей в них не должно превышать 7 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
Обслуживаются дети-инвалиды в возрасте от 3 до 18 лет, а также их семьи. Длительность реабилитации в стационаре - не менее двух месяцев, амбулаторной - 3 недели, длительного пребывания для группы допрофес-сиональной подготовки - 4 месяца.
Таким образом, реабилитация в РЦ «Доб-родея» представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление личного и социального статуса инвалида, на выработку у него качеств, помогающих интегрироваться в социум. Именно поэтому все условия, тем или иным образом отвечающие требованиям детей-инвалидов и их окружения, способствуют процессам взаимодействия, будучи выгодными обеим сторонам.
По мнению П.А. Сорокина, группа «взаимодействующих индивидов» приобретает статус «организованной группы», как правило, четырьмя способами: «Организация может быть 1) преднамеренной, или целенаправленной, со стороны всех взаимодействующих индивидов, 2) непреднамеренным, спонтанным процессом "естественной кристаллизации", проб и ошибок со стороны всех затронутых участников, 3) преднамеренной со стороны одних участников и не-
преднамеренной или даже встречающей сопротивление со стороны других, 4) встречающей сопротивление со стороны всех затронутых участников» [1, с. 401].
Применительно к детям с ограниченными возможностями, на наш взгляд, действуют первые три способа.
Первый способ. Целенаправленная организация подразумевает «взаимодействие индивидов с некоторым набором общих ценностей, целенаправленно собирающихся вместе и договаривающихся создать организованную группу для осуществления этих общих ценностей» [1, с. 403]. В отношении детей-инвалидов это можно интерпретировать как создание организованных групп для преодоления проблем социокультурной интеграции при помощи потребностей, основанных на ценностно-нормативной базе общества, которая подкрепляется нормативно-законодательной базой. Этот процесс необходим как для самого общества, так и для ребёнка-инвалида.
Второй способ. «Непреднамеренный способ спонтанного созревания взаимодействия и облечения его в организованную форму действовал на протяжении долгого времени. Например, группа детей, не знакомых друг с другом, встречается в школе, новом поселении или соседстве и начинает взаимодействовать» [1, с. 402]. Этот способ имеет место, когда дети с ограниченными возможностями попадают в специализированные учреждения в первый раз, где встречаются с другими детьми-инвалидами. Взаимодействие индивидов должно приобрести организованную форму, в противном случае неорганизованная форма может привести к конфликтам и разрушению. Это предположение основывается на высказывании П.А. Сорокина по поводу организации взаимодействий, он считает, что «без кристаллизации функций и ролей, прав и обязанностей взаимодействующих индивидов контакты, скорее всего, будут вести к беспрестанным конфликтам» [1, с. 402].
Третий способ. «Многие организованные группы образуются путем сознательного принуждающего воздействия одних сторон на другие, враждебно или равнодушно относящиеся к соответствующей организации» [1, с. 412]. Непреднамеренный способ создания организованной группы - это, с одной стороны, преднамеренный способ организации социальными агентами (специалистами учреждения) индивидуальной и
групповой работы для возникновения благоприятного микроклимата социокультурной интеграции. С другой стороны, это непреднамеренный процесс, потому что происходит столкновение личностных интересов, норм и правил каждого ребёнка, что приводит к конфликтам. В результате дети-инвалиды начинают находить такое (безконфликтное) взаимодействие, которое выгодно для всех членов группы, но с определением в ней лидеров, подчиненных, а также выделением определенных прав и обязанностей каждого члена организованной группы.
В ходе анализа принципов создания организованных групп П.А. Сорокин утверждает, что «принципиально во всех этих случаях то, что сама цель создать организацию возникает спонтанно, без какого-либо заранее продуманного плана. В этих ситуациях нет заранее поставленной цели, ведущей к групповой организации, а процесс взаимодействия, спонтанно начинающийся и столь же спонтанно развивающийся, постепенно рождает цель формализации и кристаллизации уже в основном организовавшейся группы» [1, с. 406].
Позволим себе предположить, что данное утверждение П.А. Сорокина применимо к случаю занятий детей с ограниченными возможностями в одной организованной группе, но с разными заболеваниями, и соответственно разными установками ценностно-нормативной системы личности. В результате объединяющей составляющей, которая не влияет на иерархию распределения прав и обязанностей в группе, является ценность в социокультурной интеграции в социум.
Одно из направлений РЦ «Добродея» -обучение детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, освоение ими жизненно важного пространства (пользование предметами домашнего обихода, транспортом, магазином и т.д.), ознакомление с профессиями через игровые формы и создание бытовых ситуаций. Центр дает возможность подросткам определить свои наклонности к тому или иному виду трудовой деятельности и осознанно выбрать профессию.
П.А. Сорокин также отмечает что «некоторые нормы поведения, оказываясь осуществимыми в жизни легче всего, повторялись до тех пор, пока не становились привычными или привычно насаждаемыми в качестве наиболее возможного modus vivendi». Они воспринимаются как «атрибутивно-императивные» правила поведения» [1, с. 407 - 408].
В РЦ «Добродея» дети с ограниченными возможностями находятся под наблюдением с 3 до 18 лет. Периоды реабилитации не носят разовый характер, а повторяются ежегодно сроком от 2 до 4 месяцев. Постепенно возникают и укрепляются контакты как между детьми, так и родителями. Поскольку контакты носят повторяющийся характер, это позволяет говорить о формировании группы с определенными правилами поведения, которые П.А. Сорокин понимал как modus vivendi.
Непреднамеренный способ организации П.А. Сорокин также описывает как последовательность фаз: «а) спонтанное использование разных, порой даже противоположных форм поведения между взаимодействующими индивидами, приводящее то тут, то там к конфликту и столкновениям; б) спонтанный процесс непрекращающихся проб, проверки этих правил и их непрекращающегося отбора; в) прогрессивное уменьшение использования непригодных форм и все более частое использование пригодных форм; г) все большее избавление от непригодных правил и преобразование более пригодных и часто используемых форм в привычные; д) преобразование привычных правил в обычные; е) преобразование обычных правил в «императивно-атрибутивные» нормы (неофициальные, затем официальные). С наступлением последней фазы организация в данной области отношений становится свершившимся фактом. Когда такие нормы возникают во всех основных областях социальных связей взаимодействующих членов, группа становится полностью организованной» [1, с. 408].
Поступила в редакцию
Можно предположить, что фазы непреднамеренного способа организации группы и являются заключительным этапом социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, т.е. на последней стадии образования организованной группы, происходит ее преобразование в полноценную социальную группу общества. При этом стираются все социальные стереотипы относительно детей с ограниченными возможностями, и общество воспринимает их как полноправных членов.
Таким образом, создание организованной группы - это некий опыт жизни детей с ограниченными возможностями в социуме, где осваиваются нормы социального поведения, стираются социальные стереотипы, преодолеваются внутренние барьеры. Данный процесс создания организованной социальной группы служит ступенями для полноценной социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в широкий социум.
Литература
1. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии // Социологический ежегодник: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии / ред. и сост. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефре-менко. М., 2010.
2. Положение о деятельности областного «Реабилитационного центра «Добродея» для детей и подростков с ограниченными возможностями: дефектами умственного и физического развития» (без вых. дан.).
25 февраля 2013 г.