8
ЗНиСО Август №8 (201)
УДК 613.955
КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
С.Б. Соколова1'3, В.Р. Кучма1'2'3
1ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
2ФБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия
3Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья,
г. Москва, Россия
Описана Концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, гармонизированная с европейскими подходами к теории и практике стандартизации качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения. Описаны 7 групп показателей качества и компетенции медицинских работников, вошедшие в Концепцию. Концепция явилась алгоритмом оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях.
Ключевые слова: концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся, отделения медицинской помощи обучающимся, школьные службы здравоохранения, компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся.
S.B. Sokolova, V.R. Kuchma □ FRAMEWORK FOR QUALITY OF THE HEALTH CARE IN EDUCATIONAL ORGANIZATION □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Russian society of school and university health and medicine, Moscow, Russia.
The article describes the Concept of assessing the quality of medical care for students in educational institutions, harmonized with the European approaches to the theory and practice of standardizing the quality of school health services and competencies for professionals of school health. 7 groups of indicators of quality and competences of health care included in the concept were described. The Concept is an algorithm of assessing the quality of medical care for students both by medical organizations and institutions, as well as in the form of an independent audit of the quality of medical care for students in educational institutions.
Key words: mncept of assessment of health care quality for students, health care department for students, school health services, the competences of the personnel of health care departments for students.
Здоровье и образование органически связаны между собой, поэтому содействовать здоровью очень важно в условиях школы. Международные и российские данные свидетельствуют о том, что у здоровых молодых людей выше вероятность того, что они будут более успешно учиться; содействие здоровью помогает школам добиваться их социальных целей и повышать уровень образования; у молодых людей, посещающих школу, больше возможностей иметь хорошее здоровье; образование играет важную роль в экономическом благополучии и качестве здоровья на более поздних стадиях жизни; содействие здоровью школьного персонала способствует большему удовлетворению от работы и сокращению количества прогулов; молодые люди, которые любят свою школу и привязаны к школе и значимым взрослым в ней, реже практикуют поведение высокой степени риска и чаще добиваются успехов в образовании [4, 8].
Одним из компонентов целостного подхода к укреплению здоровья в школах являются школьные службы здравоохранения (далее -ШСЗ). В силу своего положения ШСЗ обладают широкими возможностями в плане воздействия на многие показатели здоровья и развития детей и подростков [2, 3, 7].
ШСЗ используют индивидуальный, попу-ляционный и контекстуальный подходы в целях улучшения результатов в отношении здоровья и образования посредством обеспечения молодых людей во всех образовательных организациях услугами по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни, а также посредством наблюдения за состоянием их здоровья, ростом и развитием. ШСЗ помогают оптимизировать посещаемость учащихся, успешность их обучения за счет решения медицинских проблем, которые могут оказывать отрицательное влияние на процесс усвоения знаний, а также за счет содействия формированию здоровой школьной среды. ШСЗ также могут использовать тесные связи между школами и местными сообществами в целях повышения эффективности вмешательств, направленных на развитие ребенка, и решения проблем, связанных с социальными детерминантами здоровья, в целях сокращения неравенств в отношении здоровья. Таким образом, ШСЗ оказывают значительное влияние на жизненные возможности молодых людей и нуждаются в постоянной оценке, которая в европейских странах осуществляется на основе Концепции стандартов качества школьных медицинских услуг [1].
АВГУСТ №0 (201) ЗНивО
9
Предпосылкой создания Европейской концепции явился специальный доклад ВОЗ (2010 г.) о результатах опроса специалистов ШСЗ в европейском регионе. Доклад констатирует доступность услуг ШСЗ и некоторые общие проблемы, с которыми сталкиваются европейские ШСЗ:
1. Отсутствие сильного и эффективного руководства и защиты ШСЗ - важных для наращивания потенциала и повышения качества услуг.
2. Нехватка исследований и доказательств эффективной работы ШСЗ, международных сравнений. Их наличие способствует защите служб ШСЗ.
3. Большинство стран ЕС сообщают о нехватке персонала, а его обучение зачастую является неадекватным.
4. Отсутствует четкое разделение профессиональных обязанностей и задач между школьной медсестрой, школьным врачом и семейными врачами.
5. В большинстве стран неясно, как ШСЗ взаимодействуют в рамках секторов здравоохранения и образования, неясно положение ШСЗ в образовательных учреждениях.
6. Структура и содержание ШСЗ несоизмеримы с потребностями школьников в отношении здоровья [1].
Сложившаяся ситуация побудила Европейское региональное бюро ВОЗ в сотрудничестве с Европейским союзом школьной и университетской медицины и здоровья (Б^ИИМ) разработать Европейскую концепцию стандартов качества школьных медицинских услуг (далее -Европейская концепция) и сформулировать компетенции для специалистов школьного здравоохранения [1].
Европейская концепция не рекомендует какой-либо конкретный способ организации школьных медицинских услуг, который бы предписывал единый процесс организации работы медицинских работников или создание фиксированного перечня количественных стандартов, а позволяет странам адаптировать ее к своим конкретным потребностям. Основное внимание сосредоточено на характеристике стандартов и должностных обязанностей, навыков и умений, необходимых для предоставления медицинских услуг в образовательных организациях (ОО), дополняющих существующую систему первичной медико-санитарной помощи с целью улучшения здоровья.
Европейская концепция состоит из трех частей. Первая часть включает цель, процесс разработки и использование Концепции; вторая часть - основной набор компетенций специалистов школьного здравоохранения; третья часть - стандарты школьных служб здравоохранения.
Гармонизация подходов европейских коллег с опытом организации медицинского обеспечения российских школьников позволила сформулировать основные положения оценки качества - Концепцию оценки качества медицинской помощи обучающимся (далее - Кон-
цепция), основные положения которой были доложены на XIX Конгрессе педиатров России (Москва, 14 февраля 2016 г.). Цель Концепции - помощь органам исполнительной власти и отделениям Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) субъектов Российской Федерации в деятельности по созданию и поддержке медицинской помощи обучающимся.
Концепция предназначена в первую очередь для лиц, принимающих управленческие решения на национальном и региональном уровнях, ответственных за качество оказываемых услуг, и может быть адаптирована субъектами Российской Федерации для формирования медицинских услуг обучающимся, отражающих приоритеты в области охраны здоровья детей и подростков.
Концепция призвана оказывать поддержку органам исполнительной власти и специалистам в области здравоохранения в разработке и поддержании качества услуг, которые отвечают потребностям детей и подростков в отношении здоровья, а также предоставлять поддержку учреждениям, осуществляющим подготовку медицинских работников отделений медицинской помощи обучающимся (ОМПО), в разработке специальных учебных программ.
В основе Концепции лежат показатели, определяющие желаемый или требуемый уровень качества (эффективности) медицинской помощи, для определения которого используется несколько критериев. Вместе они составляют средства для измерения эффективности работы ОМПО.
Критерий качества 1. Наличие региональной нормативной базы в сфере здравоохранения и образования, основанной на правах ребенка и определяющей содержание и условия предоставления медицинской помощи обучающимся в ОО.
Критерий качества 2. ОМПО благожелательны по отношению к детям и подросткам: обеспечивают социальную справедливость, доступность, доброжелательность, адекватность и эффективность медицинской помощи. Во взаимодействии с родителями ОМПО также благожелательны и доступны.
Критерий качества 3. ОМПО располагают помещениями, оснащением, кадрами на уровне не ниже рекомендованного Минздравом России [6]. Организация и управление работой ОМПО позволяют достигать поставленных целей.
Критерий качества 4. Сотрудничество ОМПО с учителями, администрацией школы, родителями и детьми, медицинскими организациями по месту жительства детей, а также с членами местных общественных организаций и отдельными заинтересованными лицами, территориальными отделениями РОШУМЗ на основе четко определенных соответствующих полномочий.
Критерий качества 5. Работники ОМПО имеют четко обозначенные должностные обязанности, адекватные знания и умения, а также
10
ЗНиСО АВГУСТ N00 (201)
приверженность к обеспечению качества оказания медицинской помощи обучающимся.
Критерий качества 6. Определен перечень услуг ОМПО, основанный на приоритетных задачах общественного здравоохранения, подкрепленный научными знаниями, охватывающий как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся.
Критерий качества 7. Существует система безопасного хранения, управления и использования индивидуальных медицинских данных, мониторинга тенденций в состоянии здоровья детей, оценки качества работы ОМПО, в том числе структуры отделения, и возможность исследовательской (научной) деятельности.
Национальная нормативная база в сфере здравоохранения и образования, основанная на правах ребенка и определяющая содержание и условия предоставления медицинской помощи обучающимся в ОО, опирается на государственную политику в интересах детей, являющуюся приоритетной областью деятельности российских органов власти. Начало ее формирования положено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» и Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., устанавливающая в ст. 41 право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления.
Повышению качества медицинской помощи обучающимся содействуют благожелательность по отношению к детям и подросткам, обеспечение социальной справедливости, доступности, доброжелательности, адекватности и эффективности медицинской помощи. Во взаимодействии с родителями ОМПО также благожелательны и доступны.
Принципами оказания медицинской помощи, благожелательной по отношению к детям и подросткам, являются:
- Социальная справедливость. Медицинская помощь, предоставляемая ОМПО, оказывается всем обучающимся вне зависимости от их социального статуса. Персонал ОМПО относится ко всем детям и подросткам с одинаковой заботой и уважением, независимо от их социального положения.
- Доступность. Медицинская помощь оказывается персоналом ОМПО бесплатно. ОМПО
предлагают удобные часы работы и обеспечивают ежедневное присутствие медицинского персонала в ОО. Обучающиеся хорошо информированы о медицинских услугах, доступных для них, и процедурах доступа к ним. Родители осведомлены о тех преимуществах, которые дети и подростки получают, имея доступ к школьным медицинским услугам, и поддерживают оказание этих услуг. Медицинская помощь обучающимся может оказываться выездными бригадами медицинских работников.
- Доброжелательность. ОМПО декларируют и обеспечивают конфиденциальность. ОМПО обеспечивают проведение медицинских осмотров и процедур в специально отведенном для этого помещении. Медицинские работники ОМПО относятся к обучающимся без осуждения, деликатно, доброжелательно, с должным вниманием, способны с ними легко установить контакт. Работники ОМПО обеспечивают краткий период ожидания консультации медицинского работника, будь то по предварительной записи или при непосредственном обращении учащихся, а также оперативное направление на оказание специализированной медицинской помощи в случае необходимости. Помещения медицинского блока ОО должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также требованиям для осуществления медицинской деятельности, заложенным в другие документы.
- Адекватность медицинских услуг. Медицинская помощь обучающимся удовлетворяет необходимые потребности всех обучающихся либо в ОМПО, либо врачами-специалистами, к которым учащиеся направляются.
- Эффективность. Медицинский персонал ОМПО обладает необходимой компетентностью для работы с детьми, подростками и их семьями, а также для предоставления им медицинской помощи, в которой они реально нуждаются.
В процессе предоставления медицинских услуг медицинские работники ОМПО используют рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся, разработанные и утвержденные в соответствии с Российским законодательством и приказами Минздрава России.
Персонал ОМПО способен уделять достаточно времени для эффективной работы с детьми и подростками.
ОМПО располагают необходимым оснащением, расходными материалами и основными ресурсами для оказания необходимых услуг. Качественная медицинская помощь обучающимся может быть оказана только в ОМПО, располагающих помещениями, оснащением, кадрами на уровне не ниже рекомендованного Минздравом России. Комнаты медицинского блока должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить право обучающихся на личное пространство и конфиденциальность. Лекарственные средства экстренного назначения хранятся и расходуются надлежащим образом.
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
11
Укомплектованность кадрами должна происходить в соответствии с числом несовершеннолетних обучающихся во всех образовательных организациях и объемом работы, обозначенным в перечне услуг медицинской помощи обучающимся в ОО. Прием на работу персонала производится непосредственно для предоставления услуг, обозначенных в перечне услуг медицинской помощи обучающимся в ОО. Персоналу предоставляется время для собственного профессионального развития, клинического наблюдения и исследовательской (научной) работы. Персонал ОМПО обеспечивается адекватной оплатой труда.
Система управления данными - важный компонент обеспечения качества медицинской помощи обучающимся и должна осуществляться на базе персонального компьютера с обязательным подключением к сети Интернет: иметь легкодоступные, удобные в обращении электронные средства для ведения и хранения медицинских записей, способствующие эффективной коммуникации.
Учащиеся и родители должны располагать современными печатными учебными материалами по сохранению и укреплению здоровья.
Эффективному медицинскому обеспечению обучающихся содействует сотрудничество ОМПО с учителями, администрацией школы, родителями и детьми, медицинскими организациями по месту жительства детей, а также с членами местных общественных организаций и отдельными заинтересованными лицами, территориальными отделениями Союза педиатров России, РОШУМЗ на основе четко определенных соответствующих полномочий.
Сотрудничество ОМПО с администрацией школы и педагогическим персоналом включает следующее:
— выделяют в школьном расписании время для предоставления услуг ОМПО;
— проводят информационную работу с родителями и обучающимися по вопросам сохранения и укрепления здоровья и медицинской помощи обучающимся;
— информация о персонале ОМПО размещена на доске объявлений школы;
— при организации медицинских осмотров (скринингов) и оказании обучающимся медицинской помощи в плановом порядке оказывают содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) и оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинской помощи;
— работники ОМПО оказывают поддержку школе в совершенствовании обучения посредством, например, участия в разработке учебных планов для учащихся с медицинскими проблемами, оказывающими влияние на их школьную успеваемость;
— работники ОМПО принимают участие в разработке политики в сфере охраны здоровья и мероприятий, направленных на укрепление здоровья в школе;
— медицинские работники ОМПО дают рекомендации, консультируют учителей, которые в рамках школьной программы проводят с обучающимися занятия по вопросам сохранения и укрепления здоровья; сами проводят подобные занятия;
— работники ОМПО привлекаются к участию в решении санитарно-гигиенических вопросов в школе.
Сотрудничество с родителями и детьми подразумевает, что работники ОМПО информируют родителей и детей относительно медицинской помощи обучающимся в ОО и при сотрудничестве с родителями, детьми и администрацией школы разрабатывают планы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.
Сотрудничество с местными организациями включает определение партнеров, оказывающих влияние на здоровье и благополучие детей; разработку планов сотрудничества с партнерами с обозначением круга полномочий там, где это необходимо. В этом разделе оценки качества медицинской помощи важен анализ деятельности медицинских работников ОМПО по направлению обучающихся в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний, обеспечение преемственности оказания медицинской помощи.
Четко обозначенные должностные обязанности работников ОМПО, их знания и умения, а также приверженность к обеспечению качества оказания медицинской помощи обучающимся — важный критерий качества медицинской помощи обучающимся. Должны быть четкие регламенты приема на работу в ОМПО обученного персонала, компетентного в сфере предоставления качественной медицинской помощи обучающимся; механизмы для привлечения медицинских кадров к работе в ОМПО, их сохранения, повышения мотивации; обеспечение заработной платы персонала ОМПО, сопоставимой с оплатой труда участковых педиатров и медицинских сестер педиатрических участков; организовано и доступно постдипломное (включая последующую медицинскую специализацию) и непрерывное профессиональное обучение в области охраны здоровья обучающихся. Должны быть разработаны, использоваться и регулярно обновляться специализированные учебные планы и программы последипломного профессионального образования медицинских работников ОМПО в связи с изменяющимися потребностями обучающихся, приоритетами региона, муниципалитета.
Работники ОМПО должны иметь доступ к новейшей медицинской информации. Должна быть организована курация деятельности персонала ОМПО и его информирование по результатам наблюдения.
Перечень услуг ОМПО, основанный на приоритетных задачах общественного здравоохранения, подкрепленный научными знаниями, охватывающий как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся, позволяет судить о качестве оказания медицинской помощи и является одним из важных критериев.
12
ЗНиСО АВГУСТ №8 (201)
Важный показатель качества медицинской помощи обучающимся — система безопасного хранения, управления и использования индивидуальных медицинских данных, мониторинга тенденций в состоянии здоровья детей, оценки качества работы ОМПО, в том числе структуры отделения, и возможность исследовательской (научной) деятельности.
Система управления данными должна находиться в соответствии с нормами защиты данных; обеспечивать регулярный доступ к амбулаторным картам учащихся, в том числе электронным; доступ к информации, которая необходима в экстренном порядке, в том числе относительно иммунизации.
Система управления данными должна содействовать направлению и преемственности оказания медицинской помощи и быть совместимой с системами, используемыми в региональном здравоохранении.
Система управления данными должна способствовать на национальном, региональном и местном уровнях определению того, по каким именно индикаторам необходимо направлять отчетность для содействия процессу принятия решений в сфере медицинского обеспечения обучающихся; способствовать вкладу ОМПО в национальные и региональные научные исследования в сфере общественного здравоохранения.
Компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся определяются как набором медицинских услуг, так и технологиями работы ОМПО. Помимо собственно медицинских компетенций, работники ОМПО должны быть готовы к обеспечению прав детей в процессе оказания медицинской помощи в образовательной организации, общению, обмену информацией с детьми, родителями и учителями, сотрудничеству с коллегами, планированию и координации организации медицинской помощи детям и подросткам, информационно-разъяснительной работе по формированию здорового образа жизни, исследовательской деятельности.
Центральной фигурой в медицинском обеспечении обучающихся в образовательных организациях является специалист ОМПО (врач-педиатр (фельдшер), который интегрирует все функции и занимает центральное место в системе оказания медицинской помощи обучающимся. Его основные компетенции определяются вузовской подготовкой в сфере клинической медицины (врач).
Выводы. Концепция не предписывает конкретный способ организации школьных медицинских услуг, единый процесс организации деятельности медицинских работников или создание фиксированного перечня количественных стандартов. Она гармонизирована с Европейской концепцией, адаптирована к современным конкретным потребностям общества и
обучающихся. Концепция сосредоточена на характеристике показателей качества и должностных обязанностях, навыках и умениях, необходимых для предоставления медицинских услуг в ОО, и дополняет существующую систему первичной медико-санитарной помощи с целью улучшения здоровья, формирования здорового образа жизни детей, что, в свою очередь, обеспечит готовность всех обучающихся к усвоению знаний.
Концепция должна пройти обсуждение и быть одобрена профессиональным сообществом медицинских работников отделений медицинской помощи обучающимся, РОШУМЗ, национальным конгрессом по школьной и университетской медицине.
На основании Концепции в дальнейшем должен быть разработан алгоритм оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся и технологии оценки качества как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в ОО [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_ file/0008/261890/European-framework-for-quality-standards-in-school-health-services-and-competences-for-school-health-professionals-Rus.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
2. Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся // Российский педиатрический журнал. 2014. № 6. С. 40—44.
3. Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучением и воспитанием // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 4—9.
4. Кучма В.Р. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / Под редакцией В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
5. Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями: Приказ Минздрава России от 3 марта 2016 г. № 136.
6. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Минздрава РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н.
7. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здравоохранения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 53—60.
8. Школы содействия здоровью: факты для эффективных действий: Информационный бюллетень: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schools-for-health.eu/ (дата обращения: 10.06.2016).
Контактная информация:
Соколова Светлана Борисовна, тел.: +7 (495) 917-38-41, e-mail: s-s-b@mail.ru Contact information: Sokolova Svetlana, phone: +7 (495) 917-38-41, e-mail: s-s-b@mail.ru