Научная статья на тему 'Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях'

Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ / PRIMARY MEDICAL-SANITARY CARE / SCHOOL HEALTH SERVICES / HEALTH CARE DEPARTMENTS FOR STUDENTS / EUROPEAN FRAMEWORK FOR QUALITY STANDARDS IN SCHOOL HEALTH SERVICES / QUALITY INDEX / THE COMPETENCE OF STAFF OF DEPARTMENTS OF HEALTH CARE FOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Соколова Светлана Борисовна

Гармонизация европейских и российских стандартов качества школьных медицинских услуг позволила обосновать концепцию оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция не предписывает конкретный способ организации школьных медицинских услуг, единый процесс деятельности медицинских работников. Концепция содержит 7 групп показателей качества и компетенции медицинских работников. Компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся определяются оказываемыми медицинскими услугами и технологиями работы. Собственно медицинские компетенции работников отделений медицинской помощи обучающимся дополняются готовностью к обеспечению прав детей в процессе оказания медицинской помощи в образовательной организации, умениями в сфере общения, обмена информацией с детьми, родителями и учителями, сотрудничества с коллегами, планирования и координации организации медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающимся, информационно-разъяснительной работы по формированию здорового образа жизни, исследовательской деятельности. Концепция основа алгоритма оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся и технологии оценки качества как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Соколова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of European and Russian standards of evaluation of the quality of delivery of health care in educational organizations

Harmonization of European and Russian standards of the quality of the delivery of school health services and competencies for school health professionals allowed to justify the concept of the evaluation of the quality of the delivery of medical help to students in educational institutions. The concept does not prescribe a concrete methodfor the organizing school health services, unified process of the activity of health professionals. The concept consists of 7 groups of indices of quality and competences of health care workers. Quality criteria include the presence of a regulatory framework, indices of benevolence towards children, social equity and access to health care for students, requirements for premises, equipment of medical rooms in schools, cooperation with the administration and teachers of schools, parents and children, the medical community, the requirements for health care workers, a minimum list of services, covering both population and individual needs of students, the secure storage, the management and use ofpersonal medical data of children and adolescents. The competences of the staff of medical units are determined by provided medical services and technologies of the work. Properly medical competences of workers of medical care units for the delivery of medical aid to students are contributed by willingness to ensure the rights of children in the process of health care delivery in the educational organization, skills in the field of communication, sharing of information with children, parents and teachers, cooperation with colleagues, planning and coordination of the organization of medical care, the provision of sanitary epidemiological well-being of students, informational-elucidative activity for shaping of healthy lifestyle, research activity. Concept is the basis of the algorithm of the evaluation of the quality of the delivery of medical aid to students and quality assessment technology as well by medical organizations and institutions, as in the form of an independent audit of the quality of the delivery of medical aid to students in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях»

157.

social pediatrics

Со

оциальная педиатрия

© КУЧМА В.Р., СОКОЛОВА С.Б., 2016 УДК 614.2:616-057.874-082:006

Кучма В.Р.1'2'3, Соколова С.Б.1'3

гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества оказания медицинской помощи в образовательных

учреждениях

'«Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 119991, Москва, Россия; 2 ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва, Россия; 3 «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья», 105064, г. Москва, Россия

Гармонизация европейских и российских стандартов качества школьных медицинских услуг позволила обосновать концепцию оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция не предписывает конкретный способ организации школьных медицинских услуг, единый процесс деятельности медицинских работников. Концепция содержит 7 групп показателей качества и компетенции медицинских работников. Компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся определяются оказываемыми медицинскими услугами и технологиями работы. Собственно медицинские компетенции работников отделений медицинской помощи обучающимся дополняются готовностью к обеспечению прав детей в процессе оказания медицинской помощи в образовательной организации, умениями в сфере общения, обмена информацией с детьми, родителями и учителями, сотрудничества с коллегами, планирования и координации организации медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающимся, информационно-разъяснительной работы по формированию здорового образа жизни, исследовательской деятельности. Концепция — основа алгоритма оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся и технологии оценки качества как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; школьные службы здравоохранения; отделения медицинской помощи обучающимся; Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения; критерий качества; компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся.

Для цитирования: Гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (3): 157-162. DOI 10.18821/1560-9561-2016-19(3)-157-162

Kuchma V.R.1,23, Sokolova S.B1 3

HARMONIZATION OF EUROPEAN AND RUSSIAN APPROACHES TO THEORY AND PRACTICE OF QUALITY OF HEALTH CARE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

1Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, 119991, Russian Federation; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation; 3Russian Society of School and University Health and Medicine

Harmonization of European and Russian standards of the quality of the delivery of school health services and competencies for school health professionals allowed to justify the concept of the evaluation of the quality of the delivery of medical help to students in educational institutions. The concept does not prescribe a concrete methodfor the organizing school health services, unified process of the activity of health professionals. The concept consists of 7 groups of indices of quality and competences of health care workers. Quality criteria include the presence of a regulatory framework, indices of benevolence towards children, social equity and access to health care for students, requirements for premises, equipment of medical rooms in schools, cooperation with the administration and teachers of schools, parents and children, the medical community, the requirements for health care workers, a minimum list of services, covering both population and individual needs of students, the secure storage, the management and use ofpersonal medical data of children and adolescents. The competences of the staff of medical units are determined by provided medical services and technologies of the work. Properly medical competences of workers of medical care units for the delivery of medical aid to students are contributed by willingness to ensure the rights of children in the process of health care delivery in the educational organization, skills in the field of communication, sharing of information with children, parents and teachers, cooperation with colleagues, planning and coordination of the organization of medical care, the provision of sanitary epidemiological well-being of students, informational-elucidative activity for shaping of healthy lifestyle, research activity. Concept is the basis of the algorithm of the evaluation of the quality of the delivery of medical aid to students and quality assessment technology as well by medical organizations and institutions, as in the form of an independent audit of the quality of the delivery of medical aid to students in educational institutions.

Для корреспонденции: Соколова Светлана Борисовна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ НЦЗД, e-mail: s-s-b@mail.ru

социальная педиатрия

Keywords: primary medical-sanitary care; school health services; health care departments for students; European framework for quality standards in school health services and competences for school health professionals; quality index; the competence of staff of departments of health care for students.

For citation: Kuchma V.R., Sokolova S.B. Harmonization of European and Russian standards of evaluation of the quality of delivery of health care in educational organizations. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal), 2016; 19 (3): 157-162. (In Russian). DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19(3)-157-162

For correspondence: SvetlanaB. Sokolova, MD, PhD., leading researcher of the Research Institute of Hygiene and Health Care of Children and Adolescents. E-mail: s-s-b@mail.ru Information about authors:

Kuchma V.R., http://orcid.org/000-0002-1410-5546 Sokolova S.B., http://orcid.org/0000-0001-5895-4577

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 30.03.16 Accepted 20.04.16

фективности вмешательств, направленных на совершенствование развития ребенка, и решение проблем, связанных с социальными детерминантами здоровья. ШСЗ оказывают значительное влияние на жизненные возможности молодых людей и нуждаются в постоянной оценке, которая в европейских странах осуществляется на основе Концепции стандартов качества школьных медицинских услуг [6].

Предпосылкой создания Европейской концепции явился специальный доклад ВОЗ 2010 г. о результатах опроса специалистов ШСЗ в европейском регионе. Доклад констатирует доступность услуг ШСЗ и некоторые общие проблемы, с которыми сталкиваются европейские ШСЗ: отсутствие сильного и эффективного руководства и защиты ШСЗ — важных для наращивания потенциала и повышения качества услуг; нехватка исследований и доказательств эффективной работы ШСЗ, международных сравнений. Большинство стран ЕС сообщают о нехватки персонала, а его обучение зачастую является не адекватным. Отсутствует четкое разделение профессиональных обязанностей и задач между школьной медсестрой, школьным врачом и семейными врачами. В большинстве стран неясно, как ШСЗ взаимодействуют в рамках секторов здравоохранения и образования, неясно положения ШСЗ в образовательных учреждениях. Структура и содержание ШСЗ не соизмеримы с потребностями школьников в отношении здоровья [6].

Европейское региональное бюро ВОЗ в сотрудничестве с Европейским союзом школьной и университетской медицины и здоровья (EUSUHM) разработало Европейскую концепцию стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения [6].

Европейская концепция не рекомендует какой-либо конкретный способ организации школьных медицинских услуг, не предписывает единый процесс организации работы медицинских работников или создание фиксированного перечня количественных стандартов она позволяет странам адаптировать их к своим конкретным потребностям. Основное внимание сосредоточено на характеристике стандартов и должностных обязанностях, навыках и умениях, необходимых для предоставления медицинских услуг в ОО.

Концепция состоит из трех частей: первая часть — это цель, процесс разработки и использование Концепции; вторая часть — набор компетенций спе-

Здоровье и образование органически связаны между собой: у здоровых молодых людей выше вероятность того, что они будут более успешно учиться; содействие здоровью помогает школам добиваться социальных целей и повышать уровень образования; у молодых людей, посещающих школу, больше возможностей иметь хорошее здоровье; образование играет важную роль в экономическом благополучии и качестве здоровья на более поздних стадиях жизни; содействие здоровью школьного персонала способствует большему удовлетворению от работы и сокращению количества прогулов; молодые люди, которые любят свою школу и привязаны к школе, реже практикуют поведение высокой степени риска и чаще добиваются успехов в образовании [1, 2].

Гармонизация оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях (ОО) базируется на европейском опыте школьных служб здравоохранения, концепции стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения, а также опыте организации медицинского обеспечения обучающихся в российских школах [3—6]. При этом аналитический метод позволил описать основные структурные элементы концепции оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в ОО и механизмы взаимодействия этих элементов в деятельности отделения медицинской помощи обучающимся [6, 7].

Целостный подход к укреплению здоровья в школах обеспечивают школьные службы здравоохранения (ШСЗ)), обладающие широкими возможностями в плане воздействия на многие показатели здоровья и развития детей и подростков [3—5].

ШСЗ обеспечивают молодых людей во всех образовательных учреждениях услугами по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни, в том числе посредством наблюдения за состоянием их здоровья, ростом и развитием. ШСЗ помогают оптимизировать посещаемость учащихся, концентрацию внимания и успешность обучения за счет решения медицинских проблем, которые могут оказывать отрицательное влияние на процесс усвоения знаний, а также за счет содействия формированию здоровой школьной среды. ШСЗ также могут использовать тесные связи между школами и местными сообществами в целях повышения эф-

159.

social pediatrics

циалистов школьного здравоохранения; третья часть — стандарты школьных служб здравоохранения.

Гармонизация подходов европейских коллег и принципов организации медицинского обеспечения российских школьников позволили сформулировать основные положения оценки качества — Концепцию оценки качества медицинской помощи обучающимся1. Цель Концепции: помощь органам исполнительной власти и отделениям Всероссийского общества школьной и университетской медицины здоровья (РОШУМЗ) субъектов Российской Федерации в деятельности по созданию и поддержке медицинской помощи обучающимся.

Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся предназначена для лиц, принимающих управленческие решения на национальном и региональном уровнях, лиц, ответственных за качество оказываемых услуг. Концепция призвана содействовать разработке и поддержанию качества услуг, которые отвечают потребностям детей и подростков в отношении здоровья, а также предоставлять поддержку учреждениям, осуществляющим подготовку медицинских работников ОМПО, в разработке специальных учебных программ.

В основе Концепции лежат критерии качества медицинской помощи обучающимся — показатели, определяющие желаемый или требуемый уровень качества (эффективности) медицинской помощи. Вместе они составляют средства для измерения эффективности работы ОМПО.

Критерий качества 1. Наличие региональной нормативной база в сфере здравоохранения и образования, основанной на правах ребенка и определяющей содержание и условия предоставления медицинской помощи обучающимся в ОО.

Критерий качества 2. ОМПО благожелательны по отношению к детям и подросткам: обеспечивают социальную справедливость, доступность, доброжелательность, адекватность и эффективность медицинской помощи. Во взаимодействии с родителями ОМПО также благожелательны и доступны.

Критерий качества 3. ОМПО располагают помещениями, оснащением, кадрами на уровне не ниже рекомендованного Минздравом России2. Организация и управление работой ОМПО позволяют достигать поставленных целей.

Критерий качества 4. Сотрудничество ОМПО с учителями, администрацией школы, родителями и детьми, медицинскими организациями по месту жительства детей, а также с членами местных общественных организаций и отдельными заинтересованными лицами, территориальными отделениями РОШУМЗ на основе четко определенных соответствующих полномочий.

Критерий качества 5. Работники ОМПО име-

1 Основные положения Концепции были доложены на XIX Конгрессе педиатров России (Москва, 14 февраля 2016 г.)

2 Приказ МЗ РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

ют четко обозначенные должностные обязанности, адекватные знания и умения, а также приверженность обеспечению качества оказания медицинской помощи обучающимся.

Критерий качества 6. Определен перечень услуг ОМПО, основанный на приоритетных задачах общественного здравоохранения, подкрепленный научными знаниями, охватывающий как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся.

Критерий качества 7. Существует система безопасного хранения, управления и использования индивидуальных медицинских данных, мониторинга тенденций в состоянии здоровья детей, оценки качества работы ОМПО, в том числе структуры отделения, и возможность исследовательской (научной) деятельности.

Национальная нормативная база в сфере здравоохранения и образования основана на правах ребенка и определяет содержание и условия предоставления медицинской помощи обучающимся в ОО, опирается на государственную политику в интересах детей. Начало ее формированию положено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» и Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России, являются Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления.

Повышению качества медицинской помощи обучающимся содействует благожелательность по отношению к детям и подросткам, обеспечение социальной справедливости, доступности, доброжелательности, адекватности и эффективности медицинской помощи.

Социальная справедливость обеспечивается тем, что медицинская помощь, предоставляемая ОМПО, оказывается всем обучающимся вне зависимости от их социального статуса; персонал ОМПО относятся ко всем детям и подросткам с одинаковой заботой и уважением независимо от их социального положения.

Доступность медицинской помощи, оказываемой персоналом ОМПО, обеспечивается ее бесплатностью; предлагаемыми удобными часами работы, ежедневным присутствием медицинского персонала в ОО; хорошей информированностью обучающихся о медицинских услугах, доступных для них, и процедурах доступа к ним; осведомленностью родителей о тех преимуществах, которые дети и подростки получают, имея доступ к школьным медицинским услугам, и поддержкой оказания этих услуг; возможностью оказания медицинской помощи обучающимся выездными бригадами медицинских работников.

социальная педиатрия

Доброжелательность обеспечивается декларацией и реализацией принципа конфиденциальности; проведением медицинских осмотров и процедур в специально отведенном для этого помещении; отношением медицинских работников ОМПО к обучающимся без осуждения, деликатно, доброжелательно, с должным вниманием, способностью легко установить контакт с ними; кратким периодом ожидания консультации медицинского работника, будь то по предварительной записи или при непосредственном обращении учащихся, а также оперативным направлением на оказание специализированной медицинской помощи в случае необходимости; соответствием помещений медицинского блока ОО установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

К критериям адекватности медицинских услуг относится следующий показатель: медицинская помощь обучающимся удовлетворяет необходимые потребности всех обучающихся либо в ОМПО, либо врачами-специалистами, к которым учащиеся направляются.

На эффективность оказания медицинской помощи указывает тот факт, что медицинский персонал ОМ-ПО обладает необходимой компетентностью для работы с детьми, подростками и их семьями, а также для предоставления им медицинской помощи, в которой они реально нуждаются; в процессе предоставления медицинских услуг медицинские работники ОМПО используют рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся, разработанные и утвержденные в соответствии с Российским законодательством и приказами Минздрава России; персонал ОМПО способен уделять достаточно времени для эффективной работы со своими клиентами — детьми и подростками; ОМПО располагают необходимым оснащением, расходными материалами и основными ресурсами для оказания необходимых услуг.

Качественная медицинская помощь обучающимся может быть оказана только в ОМПО, располагающих помещениями, оснащением, кадрами на уровне не ниже рекомендованного Минздравом России. При этом медицинский блок должен соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». Оснащение медицинского кабинета — «Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в ОО»3. Комнаты медицинского блока должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить право обучающихся на личное пространство и конфиденциальность. Лекарственные средства экстренного назначения хранятся и расходуются надлежащим образом.

Укомплектованность кадрами должна происходить в соответствии с числом несовершеннолетних обучаю-

3 Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в ОО, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н.

щихся во всех образовательных организация и объемом работы, обозначенным в перечне услуг медицинской помощи обучающимся в ОО. Прием на работу персонала проводится непосредственно для предоставления услуг, обозначенных в перечне услуг медицинской помощи обучающимся в ОО. Персоналу предоставляется время для собственного профессионального развития, исследовательской (научной) работы. Персонал ОМПО обеспечивается адекватной оплатой труда.

Система управления данными — важный компонент обеспечения качества медицинской помощи обучающихся и должна осуществляться на базе персонального компьютера с обязательным подключением к Интернету, иметь легко доступные, удобные в обращении электронные средства для ведения и хранения медицинских записей, способствующие эффективной коммуникации.

Учащиеся и родители должны располагать современными печатными учебными материалами по сохранению и укреплению здоровья.

Эффективному медицинскому обеспечению обучающихся содействует сотрудничество ОМПО с учителями, администрацией школы, родителями и детьми, медицинскими организациями по месту жительства детей, а также с членами местных общественных организаций и отдельными заинтересованными лицами, территориальными отделениями Союза педиатров России, РОШУМЗ на основе четко определенных соответствующих полномочий.

Сотрудничество с учителями, администрацией школы включает следующее.

Руководство школы и педагогический персонал оказывают поддержку в работе персонала ОМПО (выделяет в школьном расписании время для предоставления услуг ОМПО; проводят информационную работу с родителями и обучающимися по вопросам сохранения и укрепления здоровья и медицинской помощи обучающимся).

Информация о персонале ОМПО размещена на доске объявлений школы.

При организации медицинских осмотров (скринингов) и оказании обучающимся медицинской помощи в плановом порядке оказывает содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) и оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство.

Работники ОМПО оказывают поддержку школе в совершенствовании обучения посредством, например участия в разработке учебных планов для учащихся с медицинскими проблемами, оказывающими влияние на их школьную успеваемость.

Работники ОМПО принимают участие в разработке политики в сфере охраны здоровья и мероприятий, направленных на укрепление здоровья в школе.

Медицинские работники ОМПО дают рекомендации, консультируют учителей, которые в рамках школьной программы проводят с обучающимися занятия по вопросам сохранения и укрепления здоровья; сами проводят подобные занятия.

Работники ОМПО привлекаются к участию в решении санитарно-гигиенических вопросов в школе.

social pediatrics

Сотрудничество с родителями и детьми подразумевает, что работники ОМПО информируют родителей и детей относительно медицинской помощи обучающимся в ОО и при сотрудничестве с родителями, детьми и администрацией школы разрабатывают планы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.

Сотрудничество с местными организациями включает определение партнеров, оказывающих влияние на здоровье и благополучие детей; разработку планов сотрудничества с ними. В этом разделе оценки качества медицинской помощи важен анализ деятельности медицинских работников ОМПО по направлению обучающихся в медицинскую организацию, на обслуживании которой находится несовершеннолетний, обеспечение преемственности оказания медицинской помощи.

Четко обозначенные должностные обязанности работников ОМПО, их адекватные знания и умения, а также приверженность обеспечению качества оказания медицинской помощи обучающимся — важный критерий качества медицинской помощи обучающимся. Должны быть четкие регламенты приема на работу в ОМПО обученного персонала, компетентного в сфере предоставления качественной медицинской помощи обучающимся; механизмы привлечения медицинских кадров к работе в ОМПО, их сохранения, повышения мотивации; обеспечения заработной платы персонала ОМПО, сопоставимой с оплатой труда участковых педиатров и медицинских сестер педиатрических участков; организовано и доступно постдипломное и непрерывное профессиональное обучение в области охраны здоровья обучающихся. Должны быть разработаны, использоваться и регулярно обновляться учебные планы и программы последипломного профессионального образования медицинских работников ОМПО, в том числе в связи с изменяющимися потребностями обучающихся, приоритетами региона, муниципалитета.

Работники ОМПО должны иметь доступ к новейшей информации. Должна быть организована кура-ция деятельности персонала ОМПО и его информи-

рование по результатам наблюдения.

Перечень услуг ОМПО, основанный на приоритетных задачах общественного здравоохранения, подкрепленный научными знаниями, охватывающий как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся, позволяет судить о качестве оказания медицинской помощи и является одним из важных критериев.

Минимальный перечень услуг должен включать, следующие аспекты:

— укрепление здоровья и обеспечение успешного обучения на индивидуальном и групповом уровнях в таких областях, как: вопросы физического, социального и эмоционального развития детей и подростков; питание и физическая активность; гигиена полости рта; употребление алкоголя, табакокурение и употребление наркотиков; сексуальное и репродуктивное здоровье; психическое здоровье и благополучие; профилактика травматизма и насилия;

— защита ребенка (в том числе от противоправных действий);

— деятельность, направленная на повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ОО;

— противоинфекционные мероприятия, в том числе контроль за индивидуальной и массовой иммунизацией;

— раннее выявление медицинских и социальных проблем, в том числе состояний, которые оказывают влияние на обучение;

— услуги для детей с хроническими состояниями и особыми медицинскими потребностями с предоставлением консультирования на индивидуальном и школьном уровнях;

— осведомленность о потребностях наиболее уязвимых детей;

— раннее выявление проблем с гигиеной ротовой полости и своевременное направление к специалистам.

Компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся

Организатор деятельности Функция

1. По общению, обмену информацией Эффективного общения с детьми, подростками, родителями и учителями, а также организация информационных связей с широкой общественностью и СМИ

2. По сотрудничеству Обеспечение профессионального сотрудничества с коллегами по многопрофильным и межпрофильным аспектам в рамках ШСЗ, а также со специалистами различных секторов

3. По планированию и координации организации медицинской помощи детям и подросткам Управления деятельностью по организации индивидуальной медицинской помощи детям и подросткам, включая консультации с родителями, учителями и другими соответствующими специалистами, а также обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся

4. По информационно-разъяснительной работе в сфере формирования здорового образа жизни Подготовка информационно-методических материалов для работы по пропаганде здорового образа жизни

5. По исследовательской деятельности Самосовершенствование через обучение и проведение исследований в сфере организации и оценки эффективности оказания медицинской помощи обучающихся

6. По обеспечению прав детей в процессе оказания медицинской помощи в образовательной организации (защита прав детей) Обеспечение добровольного информированного согласия (или) отказа ребенка от получения медицинских услуг в образовательной организации в соответствии с Российским законодательством и нормативно-правовыми актами Минздрава России

социальная педиатрия

Система безопасного хранения, управления и использования индивидуальных медицинских данных, мониторинга тенденций в состоянии здоровья детей, оценки работы ОМПО — важный показатель качества медицинской помощи обучающимся.

Система управления данными должна находиться в соответствии с нормами защиты данных; обеспечивать регулярный доступ к амбулаторным картам учащихся, в том числе электронным; доступ к информации, которая необходима в экстренном порядке, в том числе относительно иммунизации.

Система управления данными должна содействовать направлению и преемственности оказания медицинской помощи и быть совместимой с системами, используемыми в региональном здравоохранении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система управления данными должна способствовать на национальном, региональном и местном уровнях развитию показателей отчетности, содействовать процессу принятия решений в сфере медицинской обеспечения обучающихся; способствовать вкладу ОМПО в национальные и региональные научные исследования в сфере общественного здравоохранения.

Компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся определяются оказываемыми медицинскими услугами и технологиями работы ОМПО. Собственно медицинские компетенции работников ОМПО дополняются готовностью к обеспечению прав детей в процессе оказания медицинской помощи в образовательной организации, умениями в сфере общения, обмена информацией с детьми, родителями и учителями, сотрудничества с коллегами, планирования и координации организации медицинской помощи детям и подросткам, информационно-разъяснительной работы по формированию здорового образа жизни, исследовательской деятельности.

Центральной фигурой в медицинском обеспечении обучающихся в образовательных организациях является врач-педиатр (фельдшер). Он как специалист ОМПО интегрирует все функции и занимает центральное место в системе оказания медицинской помощи обучающимся (см. таблицу). Его основные компетенции определяются вузовской подготовкой в сфере клинической медицины (врач).

Таким образом, концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях не предписывает конкретный способ организации школьных медицинских услуг, единый процесс деятельности медицинских работников или создание фиксированного перечня количественных стандартов, она гармонизирована с Европейской концепцией, адаптирована к современным конкретным потребностям как общества, так и обучающихся. Концепция содержит показатели качества и компетенции медицинских работников, необходимые для предоставления медицинских услуг в образовательных организациях, и дополняет существующую систему первичной медико-санитарной помощи, с целью улучшения здоровья, формирования здорового образа жизни детей.

Концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях должна быть принята в формате федеральных рекомендаций в соответствии с Российским за-

конодательством и приказами Минздрава России.

Концепция явится основой разработки алгоритма оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся и технологии оценки качества как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях4.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Школы содействия здоровью: факты для эффективных действий. Информационный бюллетень. Available at: http://www. schools-for-health.eu/

2. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: «Просвещение»; 2012.

3. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здравоохранения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 53—60.

4. Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал. 2014; 6: 40—4.

5. Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучением и воспитанием. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 4—9.

6. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения. Available at: http://www.euro.who.int.

7. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: ООО «Яуза»; 2001.

8. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егоров С.В., Щербаков А.Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. М.: РГГУ; 2009.

REFERENCES

1. Shkoly sodeystviya zdorov'yu: fakty dlya effektivnykh deystviy. In-formacionniy bulleten. Available at: http://www.schools-for-health. eu (in Russian).

2. Kuchma V.R., ed. Shkoly zdorov'ya vRossii: principy i organizaciya raboti. Monitoring razvitiya i effektivnost'. M.: «Prosveshhenie»; 2012. (in Russian).

3. Sokolova S.B. School health services in Europe. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2016; 1: 53—60 (in Russian).

4. Kuchma V.R. Model' organizacii medicinskoj pomoshhi obuchajush-himsja. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2014; 6: 40—4. (in Russian)

5. Kuchma V.R. The role of hygienic science in prevention of diseases and children's states due to training and education. Voprosy .shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2015; 3: 4—9 (in Russian).

6. Evropeyskaya koncepciya standartov kachestva shkol'nykh medicin-skikh uslug i kompetenciy dlya specialistov shkol'nogo zdra-vookhraneniya. Available at: http://www.euro.who.int/ (in Russian).

7. Kuznecov I.N. Informaciya: sbor, zashhita, analiz. Uchebnik po in-formacionno-analiticheskoj rabote. M.: ООО «Yauza»; 2001. 318 p. (in Russian)

8. Rakitov A.I., Bondjaev D.A., Romanov I.B., Egorov S.V., Shherbak-ov A.Ju. Sistemnyj analiz i analiticheskie issledovanija: rukovodstvo dljaprofessional'nyh analitikov. M.: RGGU; 2009. (in Russian)

Поступила 21.03.16

Сведения об авторах:

Кучма Владислав Ремирович, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, зам. директора по научной работе ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, директор «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный пер., д. 5, email: vrkuchma@mail.ru

4 Приказ Минздрава России от 3 марта 2016 г. № 136 «Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.