ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 796
В.К. Пельменев
КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2012 годы
В статье рассматриваются социально-педагогические региональные проблемы развития физической культуры и спорта и пути их решения.
The article describes social and pedagogical problems of the development of physical culture and sports in the Kaliningrad region and offers ways of their solving.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение людей на производстве, в учебе, в быту, в процессе активного отдыха, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Поэтому забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, формирования активной позиции человека в обществе.
Калининградская область имеет особое геополитическое положение, связанное не только с географией региона, но и с развитием широких экономических, культурных, научных и спортивных связей со странами Европы. С учетом этого при разработке программы развитии физической культуры и спорта Калининградской области на 2007—2012 гг. необходимо учитывать: многолетний опыт создания системы физического воспитания в стране, достижения в развитии физической культуры в странах зарубежья, особенности климатических условий нашей области, сложившиеся традиции в развитии отдельных видов спорта в регионе.
Обновленная программа должна включать комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В то же время они должны соотноситься с современными кономиче-скими, социальными и политическими реалиями и возможностями эксклавного региона России.
В связи с этим необходимо выделить первоочередные меры по повышению роли физической культуры и спорта в формировании гармонично развитой личности как высшей социальной ценности, а также меры по формированию здорового образа жизни населения Калининградской об-
ласти. К числу основных наиболее острых и актуальных проблем, требующих безотлагательного решения, относятся:
— совершенствование системы государственного управления, правовой и нормативной базы;
— укрепление материально-технической базы;
— улучшение финансирования и проведение активной инвестиционной политики;
— совершенствование системы подготовки специалистов, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения;
— создание действенной системы пропаганды здорового образа жизни.
Концептуальное содержание программы развития физической культуры и спорта в эксклавном регионе России определяется, главным образом, ее официальными целями и системой задач, решение которых обеспечивает их достижения.
Главная цель программы — разработка комплекса организационнометодических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести физическую культуру и спорт в Калининградской области на новый уровень развития.
Основными задачами программы являются:
— совершенствование региональной стратегии государственной политики развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях, обеспечение реализации основных положений «Концепции развития физической культуры в Калининградской области»;
— создание дополнительных нормативно-правовых актов и положений, поддерживающих физкультурно-спортивного движение;
— формирование научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения исходя из региональных условий;
— конкретизация по годам и направлениям реализации «Комплексной программы развития физической культуры и спорта в Калининградской области на 2007—2012 гг.»;
— подготовка и переподготовка кадров;
— обеспечение подготовки и выступлений сборных команд Калининградской области на республиканских и международных соревнованиях.
Среди названных направлений по развитию системы физической культуры и спорта в регионе важное место занимает система государственного управления. Построение эффективной системы управления невозможно без детальной комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов управления физической культурой и спортом и соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Такая регламентация должна касаться вопросов разграничения полномочий, порядка взаимодействия с территориальными органами, федеральными организациями, ведомствами, специализированными предприятиями, межведомственной координации и т. д.
Данный подход призван обеспечить создание устойчивой и эффективной модели управления и развития системы физической культуры и спорта с учетом следующих факторов, формирующих социальную значимость этого направления:
— обеспечение государственных общенациональных и региональных интересов;
— соответствие направленности системы физической культуры и спорта задачам различных профилей социальной сферы (формирование спортивного актива, оздоровление населения, профилактика негативных тенденций, повышение уровня работоспособности, подготовка к службе в Вооруженных силах, укрепление межнациональных отношений и т. д.);
— создание условий для полноценной реализации личности, развитие общественных институтов.
В этом случае совершенствование системы управления представляет собой распределение по вертикали форм и структур управленческих 17
функций в зависимости от их масштаба и направленности (федеральный Центр — субъект Российской Федерации — местный уровень).
Следует особо подчеркнуть, что прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований должна быть конкретная практическая работа по развитию физической культуры и спорта. Ее основной смысл — создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения.
Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных комитетов, отделов и ведомств и возрастающая ответственность общественных физкультурных организаций за формирование здорового образа жизни.
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы на основе имеющегося закона Калининградской области «О физической культуре и спорте» внести соответствующие статьи, поправки, которые в той или иной степени влияют на развитие физкультурно-спортивного движения в регионе.
Принятый в 1997 г. закон Калининградской области «О физической культуре и спорте» стал существенным вкладом в укрепление правовой базы на уровне региона, но вместе с тем он требует ряда дополнений и поправок в связи с меняющейся законодательной базой в стране. Необходимо подготовить изменения, поправки и добавить такие понятия и термины, как «услуги физической культуры и спорта», «спортивная реабилитация», «спортивная наука», «спортивная медицина», «товары спортивно-туристического назначения» и т. д.
Нормативно-правовыми актами должно предусматриваться создание благоприятных условий — в первую очередь для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот, — способствующих формированию здорового образа жизни; для спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд для участия в республиканских и международных соревнованиях, а также соревнований среди инвалидов.
18
В действующих на сегодняшний день законодательных актах не полностью отражена роль общественных физкультурно-спортивных объединений, несущих основную нагрузку по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и подготовке резерва для спорта высших достижений; не отрегулированы вопросы их экономической поддержки со стороны общественных некоммерческих организаций, граждан и юридических лиц.
Кроме того, необходима законодательная проработка следующих актуальных вопросов:
— борьба против использования спортсменами допинга, наркотиков; обеспечение безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающее возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
— решение проблем детской ранней спортивной специализации, участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующего форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка;
— решение проблемы государственной поддержки общественных физкультурно-спортивных объединений с использованием для этого мирового опыта;
— решение вопросов, связанных со спонсорской деятельностью, привлечение в спорт внебюджетных источников путем внесения поправок в соответствующие законы.
Учитывая социальную значимость сферы физической культуры и спорта, ее возрастающую роль в решении социальных проблем общества, необходимо разработать комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию труда работников физической культуры, а также выдающихся спортсменов.
Как известно, имеющаяся материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении, большинство сооружений оснащено старым, энергоемким оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с населением, а вновь построенные или реконструированные спортивные объекты недоступны из-за их дороговизны.
Поэтому укрепление материально-технической базы в эксклавном регионе России становится одной из важнейших задач. Без ее решения трудно создать необходимые условия для массовых занятий физической культурой и спортом, подготовки спортивного резерва, учебнотренировочного процесса, развития индустрии спортивных зрелищ.
Следует особо подчеркнуть, что сегодня необходимо в первую очередь обеспечить рациональное управление государственным имуществом. В связи с этим целесообразно завершить паспортизацию существующих сооружений физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения. В соответствии с федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 28), законом Калининградской области «О физической культуре и спорте» (ст.ст. 16, 17, 18) местным органам власти нужно
подготовить и принять генеральную схему строительства на их территории сети объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения; разработать нормативы минимальной обеспеченности жилых районов основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями в зависимости от плотности населения. При планировании строительства и реконструкции государственных образовательных и дошкольных учреждений предусматривать в них физкультурно-спортивную базу, включая плавательные бассейны. Решением администрации запретить ликвидацию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без одновременного создания в пределах той же территории (района) равноценных сооружений. Выделить земельные участки для строительства оздоровительных и других рекреационных сооружений (трассы для любителей бега, велотрассы, беговые дорожки для бега на роликах) в экологически чистых районах, а также в тех местах, где таких сооружений еще нет. Проинформировать трудовые коллективы физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и налоговые инспекции о льготах, предоставленных этим сооружениям в связи с отнесением земельных участков, занимаемых ими, к землям рекреационного назначения (ст. 27 федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Еще одним важным аспектом развития материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в эксклавном регионе России является концентрация внимания руководителей Правительства области, местного управления на выполнении плана реконструкции и строительства первоочередных спортивных объектов в Калининградской области на 2007—2012 гг. Выполнение этого плана создает хорошие предпосылки для того, чтобы молодежь занималась физической культурой и спортом. При этом в новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться не только за счет бюджетных средств разного уровня, но и за счет привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов. С точки зрения геополитического положения Калининградской области эти проблемы могут быть эффективно решены.
В определенной степени должна быть скорректирована финансовая политика, направленная на финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных программ. В перспективе необходимо стремиться к такому положению, чтобы средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов, позволяли решать проблемы развития как массового спорта, так и спорта высших достижений.
С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования. В ближайшее время необходимо подготовить и принять в Областной думе подзаконные акты, позволяющие решать вопрос об отчислении на развитие физической культуры и спорта денежных средств от доходов лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав на телетрансляции и т. д., как это делается в других государствах.
Еще одним важным аспектом привлечения денежных средств в сферу физической культуры является поиск дополнительных источников финансирования. К их числу можно отнести: привлечение частного капитала к финансированию физкультурно-спортивной деятельности; усиление
19
20
роли экономических рычагов привлечения ресурсов, в том числе путем совершенствования налогообложения доходов юридических и физических лиц, направленных на создание и поддержание физического воспитания детей, подростков и молодежи, развитие физической культуры и спорта среди трудящихся, инвалидов и лиц старшего возраста; привлечения международных займов и иностранных инвестиций для строительства спортивных сооружений, социальной защиты спортсменов; более активного привлечения средств населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования.
Можно согласится с тезисом, прозвучавшим в докладе на заседании Государственного совета Российской Федерации по системе первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, где говорилось, что органы государственного управления, предпринимательские структуры, хозяйственные руководители, трудовые коллективы должны пересмотреть отношение к физической культуре и спорту как к затратной отрасли и осознать ее высокую экономическую эффективность.
Одним из важных направлений развития системы физической культуры и спорта в Калининградской области является совершенствование системы подготовки специалистов, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения. Нетрудно заметить, что прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, введением дополнительных уроков по физической культуре в общеобразовательных учреждениях, требуют долгосрочного планирования подготовки кадров. Среди выделенных проблем, мешающих развитию физической культуры и спорта в Калининградской области, необходимо отметить недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, учителей физической культуры в общеобразовательных школах. Ощущается недостаток инструкторов-методистов производственной гимнастики, не ведется подготовка специалистов по спортивной медицине.
Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта целесообразно шире использовать факультет физической культуры и спорта Российского государственного университета им. И. Канта. В этой связи на базе этого факультета необходимы:
— апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процесс, учитывающих специфические особенности Калининградской области;
— разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта, отвечающих интересам эксклав-ного региона России;
— долгосрочное планирование многоуровневой подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;
— разработка программ, научно-исследовательских проектов, отражающих перспективное развитие физической культуры и спорта в Калининградской области;
— укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы факультета физической культуры Российского государственного университета им. И. Канта как единого областного центра подготовки и переподготовки кадров;
— осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировки;
— открытие дополнительных специальностей и специализаций по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
— обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) физической культуры;
— обобщение и распространение практического опыта работы выдающихся спортсменов, тренеров, новаторов-исследователей, работающих с детьми и молодежью;
— разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.
С точки зрения организации научных исследований в области физической культуры и спорта необходимо предусматривать разработку наиболее актуальных проблем, отвечающих в первую очередь интересам дальнейшего совершенствования отрасли физической культуры в Калининградской области. К числу наиболее приоритетных направлений развития науки в сфере физической культуры и спорта в эксклавном регионе России относятся следующие:
— разработка и внедрение в практику теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни в условиях Калининградской области;
— научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
— организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма в новых социально-экономических условиях развития Калининградской области;
— теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Следует особо подчеркнуть, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей его
22
жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни. Поэтому из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирования здорового образа жизни.
Речь идет о проведении массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств, с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Анализ информационно-пропагандистской работы в Калининградской области показывает, что, с одной стороны, наблюдается тенденция увеличения количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой — снижение количества спортивных передач и трансляций в телепрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов.
В этой связи приходит понимание того, что ощущается острая потребность увеличения количества спортивных программ, необходимость создания в системе государственного калининградского телерадиовещания спортивной передачи, доступной широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, любви к Родине (региону, в котором проживаем), выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. Эти позиции особенно важны для подрастающего поколения Калининградской области. В соответствии с федеральным законом «О рекламе» Областной думой должны быть разработаны и реализованы законодательные меры, поощряющие производство и трансляцию социальной рекламы на местном уровне.
Подводя итоги, необходимо отметить, что пропаганда должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения Калининградской области, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.
Одной из важнейших задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.
Об авторе
В.К. Пельменев — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.