Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
543
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITAL HEALTHCARE / PATIENT-CENTERED SYSTEM OF MEDICAL CARE / PERSONIFIED MEDICINE / PREDICTIVE MEDICINE / PREVENTIVE MEDICINE / ACCESSIBILITY OF MEDICAL CARE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПЕРСОНАФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА / ПРЕДИКТИВНАЯ МЕДИЦИНА / ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕДИЦИНА / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Р. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Ефимова А. О., Качкова О. Е.

Цель исследования. Разработать концепцию пациент-ориентированной модели организации оказания медицинской помощи населению на основе реализации принципов персонафированной медицины и цифровой трансформации системы здравоохранения. Материалы и методы. Использовался библиографический и информационный поиск, семантический поиск источников в сети Интернет, метод формально-юридического анализа документов, методы системного анализа и экспертной оценки. Результаты. Описаны основы современной персонализированной, предиктивной, превентивной медицины. Перечислены основные направления и методы для повышения доступности медицинской помощи. Заключение. Предложена структурная оптимизация сети медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Р. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Ефимова А. О., Качкова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF PATIENT-CENTERED HEALTH CARE SYSTEM IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTH CARE

Objective. The purpose of this study is to develop a concept of a patient-centered model for organizing the provision of medical care to the population based on the implementation of the principles of personified medicine and digital transformation of the healthcare system. Material and methods. The bibliographic and information search, a semantic search for sources in the Internet were used. Also, the method of formal legal analysis of documents, methods of system analysis and of expert evaluation were used. Results. The basics of modern personified, predictive, preventive medicine are described. The main directions and methods for increasing the availability of medical care are listed. Interpretation. A structural optimization of the network of medical organizations is proposed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502201911-12050-057

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Цель исследования. Разработать концепцию пациент-ориентированной модели организации оказания медицинской помощи населению на основе реализации принципов персона-фированной медицины и цифровой трансформации системы здравоохранения. Материалы и методы. Использовался библиографический и информационный поиск, семантический поиск источников в сети Интернет, метод формально-юридического анализа документов, методы системного анализа и экспертной оценки.

Результаты. Описаны основы современной персонализированной, предиктивной, превентивной медицины. Перечислены основные направления и методы для повышения доступности медицинской помощи.

Заключение. Предложена структурная оптимизация сети медицинских организаций.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, пациент-ориентированная система оказания медицинской помощи, персонафицированная медицина, предиктивная медицина, превентивная медицина, доступность медицинской помощи

Сообщение о конфликте интересов: данная работа подготовлена по материалам НИР рег. № АААА-А18-118052490066-2, выполненного по государственному контракту в 2018 г.

Р.А. Хальфин1, В.В. Мадьянова1, А.П. Столбов1, А.О. Ефимова1, О.Е. Качкова2

1 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинскийуниверситет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия;

2ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

DESIGN OF PATIENT-CENTERED HEALTH CARE SYSTEM IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTH CARE

Objective. The purpose of this study is to develop a concept of a patient-centered model for organizing the provision of medical care to the population based on the implementation of the principles of personified medicine and digital transformation of the healthcare system. Material and methods. The bibliographic and information search, a semantic search for sources in the Internet were used. Also, the method of formal legal analysis of documents, methods of system analysis and of expert evaluation were used.

Results. The basics of modern personified, predictive, preventive medicine are described. The main directions and methods for increasing the availability of medical care are listed. Interpretation. A structural optimization of the network of medical organizations is proposed.

Key words: digital healthcare, patient-centered system of medical care, personified medicine, predictive medicine, preventive medicine, accessibility of medical care

The article uses research work No. AAAA-A18-118052490066-2, executed under the government contract in 2018.

Khalfin RA1, Madyanova VV1, Stolbov AP1, Efimova AO1, Kachkova OE2

1 Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

2 Financial University under the Government

of the Russian Federation, Moscow, Russia

Funding. The study had no funding.

ВВЕДЕНИЕ

По оценкам ведущих российских экспертов, в настоящее время отечественная медицина использует не более 30% современных медицинских технологий, широко применяемых в США, Канаде, Австралии, Израиле, странах ЕС, Японии и Республике Корея. Основными причина-

ми низкого внедрения современных медицинских технологий считается недостаточное текущее финансирование и неполноценная подготовка медицинских работников, прежде всего — врачей.

Основной вектор развития системы здравоохранения направлен, в первую очередь, на доступность и качество медицинской помощи. Поиск

новых подходов для повышения структурной и ресурсной эффективности продолжает оставаться одной из наиболее приоритетных и актуальных проблем, стоящих с одной стороны перед органами власти и управления всех уровней, с другой — перед профессиональным сообществом.

В условиях радикальных изменений, связанных с интенсивной цифровизацией медицинских технологий, применением телемедицинских технологий, всеобщей интернетизацией и переходом к цифровой экономике появляются принципиально новые возможности повышения качества и доступности медицинской помощи на основе перехода к так называемой, медицине-4П, базирующейся на четырех совокупных между собой принципах [8, 9, 11]:

— персонализации учитывающей индивидуальные особенности организма пациента, его предрасположенности к заболеваниям. Проведение генетического тестирования и анализа ДНК (персонализированная фармакотерапия, редактирование генома, применение специфических биомедицинских клеточных продуктов), для осуществления условий персонализации.

— предикции — применения предикативных тестов, позволяющих рассчитывать индивидуальные риски развития заболеваний (предсказательная медицина).

— превентивности — предупреждение развития заболеваний на основе персонализированных профилактических программ (предупредительная, профилактическая медицина).

— партисипативности — осознание пациентом ответственности за свое здоровье, активное сотрудничество с врачом при оказании медицинской помощи, участие в принятии решений.

Цель исследования — разработка концепции пациент-ориентированной модели организации оказания медицинской помощи населению на основе реализации принципов персонификации медицины и цифровой трансформации системы здравоохранения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе выполнения исследования использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, публикуемых на сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда

ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Также, был использован метод формально-юридического анализа документов, методы системного анализа и экспертный метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного анализа нормативно-правовых документов и анализа литературы построена общая структура концепции пациент-ориентированной модели организации оказания медицинской помощи населению (рисунок).

Переход к пациент-ориентированной модели предполагает увеличение имеющихся нормативов Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) — разделение возрастных групп на более частые интервалы (дети до года, до трех лет и т.д.), конкретизацию степени заболеваемости и иных медико-демографических факторов. Исследования показали, что, данная дифференциация будет способствовать повышению точности прогнозирования, позволит планировать объем финансовых затрат на медицинскую помощь, с большей точностью и, тем самым, улучшит ресурсную обеспеченность медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения. Пациент-ориентированная модель организации оказания медицинской помощи населению реализуется на основе:

— повышения территориальной доступности первичной медико-санитарной помощи путем реализации модели «распределенной поликлиники» на основе принципа «доктор рядом» — «медицины шаговой доступности»;

— повышения информационной доступности медицинской помощи, в том числе организации информационного сопровождения гражданина на различных этапах оказания ему медицинской помощи, которое может осуществляться сотрудниками колл-центров органов управления здравоохранением, территориальных фондов ОМС, медицинских организаций (МО) и СМО, а также через интернет-порталы, выполняющих функции информационных агрегаторов (ИА);

— использования выездных форм работы врачебных бригад и их оснащения современной

Концепция пациентоориентированной модели организации медицинской помощи

Персонифицированная медицина4П

Повышение доступности медицинской помощи

Центры ДНК-тестирования

Центры предиктивной, персонализированной медицины

- Удобные часы работы

Персональные программы профилактики

Персонализированная фармакотерапия

Пaртисипативность пациента

Сервисы дистанционного заказа и доставки лекарств

Клиентоориентированность

Цифровая трансформация

Территориальная доступность ИМСП «доктор рядом»

Доступность информации

Колл-центр Сайты,ИА

Выездные врачебные бригады

Переход к «врачам общей практики»

Маршрутизация по 5 уровням МО

- Лекарственное страхование

Телемедицина, телемониторинг

Новая модель медицинской организации

Оптимизация бизнес-процессов мед.организации

Цифровая медицинская техника

Программные медицинские изделия

Электронная медицинская карта

ЕГИСЗ, ЕПГУ, ФЭМБ

ИЭМК, электронные регистры и реестры

Технологии Big Data, AI, ML, IoT, Speech-T

- Электронный полис ОМС

Роботизация выполнения услуг

Оценка результатов деятельности мед. организации

Управление потоками пациентов. Разделение потоков

«Бережливое» (Lean) производство

Оптимизация с учетом затрат пациента

«Доступная среда»

Применение МИ типа Poirt-of-care Test

Аутсорсинг

Межсекторальная и горизонтальная интеграция

Оценка пациентом качества услуг МО

Независимая оценка качества услуг МО общ. организациями

Публикация результатов оценки и экспертизы КМП. Рейтинги МО

Зависимость оплаты от результатов оценки МО

Взаимодействие и кооперация МО и социальных служб

Интеграция и совместное использование ресурсов

Зависимость ообъема контрольных проверок и экспертизы КМП от результатов оценки МО

Дифференцированные нормативы и тарифы

Концепция пациенториентированной модели организации оказания медицинской помощи.

диагностической и терапевтической медицинской техникой;

— концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 апреля 2018 № 186;

— цифровой трансформации системы здравоохранения, включая применение телемединских технологий, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, применения технологий сбора, хранения и анализа больших объемов данных (Big Data), методов искусственного интеллекта (ИИ, AI—Artificial Intelligence), в том числе технологий машинного обучения (ML — Machine Learning) — нейронных сетей и др.;

— оптимизации внутренних и внешних бизнес-процессов МО с учетом совокупных затрат пациента при получении медицинской помощи;

— организации работы МО на основе принципов бережливого производства (Lean Production);

— повышения пациент-ориентированности в деятельности МО — внимательного, доброжелательного, уважительного отношения медицинского персонала к пациенту, создания комфортных условий для пациента, изучения и удовлет-

ворения его потребностей в дополнительных сервисных услугах;

— формирования сознательного и ответственного отношения гражданина к своему здоровью и переходе от патерналистской к партисипа-тивной модели взаимоотношений между врачом и пациентом (принцип партисипативности пациента);

— участия пациента и общественных организаций в оценке качества оказания услуг МО;

— зависимости показателей деятельности МО и величины оплаты за оказанную медицинскую помощь от указанных оценок;

— межсекторальной (межведомственной) и горизонтальной интеграции на основе тесного взаимодействия и сотрудничества государственных органов, учреждений и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, медицинского и социального страхования, социальной защиты населения, общественных профессиональных, пациентских и волонтерских организаций.

Подходы к разработке современной концепции пациенториентированной модели организации оказания медицинской помощи населению

требуют учитывать основные аспекты проблематики, для ее полноценного охвата.

Нуждаемость в медицинской помощи определенного вида и профиля, объем ее потребления существенно различается в разных половозрастных группах. Возможность своевременного получения квалифицированной медицинской помощи — доступность — является важным вопросом в оценке уровня здоровья населения. Чем выше общая заболеваемость, тем больше нуждаемость и последующий объем оказанной медицинской помощи [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно стратегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, доступность медицинской помощи обеспечивается:

— организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения — соответствующим размещением МО и их территориально обособленных подразделений;

— возможностью выбора МО и лечащего врача;

— наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации — обеспеченностью медицинскими кадрами;

— оснащением МО оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

— наличием достаточного количества необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в МО и аптеках [5];

— транспортной доступностью МО и аптек для всех групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями передвижения;

— экономической доступностью, которая определяется стоимостью лекарств и медицинских изделий, стоимостью проезда, а также возможной потерей оплачиваемого рабочего времени пациента при получении медицинской помощи;

— временной (организационной) доступностью — режимом работы МО и аптек (часы работы, рабочие дни);

— информационной доступностью — возможностью получения сведений о МО, оказываемых медицинских услугах, аптеках, врачах и порядке получения медицинской помощи, режиме работы, наличии и стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий и т.д.;

— применением телемедицинских технологий.

Объем, порядок, вид и сроки предоставления гражданам медицинской помощи определяются ПГГ, которая утверждается Правительством Российской Федерации. ПГГ учитывает подушевые нормативы объема оказания медицинской помощи, дифференциацию по видам, профилям, условиям и формам оказания, возрастным категориям (отдельно для взрослых и детей), а также описывает нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи [3].

Пациент самостоятельно не может оценивать объем и качество проведенного лечения. Экспертиза и оценка качества медицинской помощи, своевременности оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, обоснованности объема оказанных медицинских услуг и степени достижения запланированного результата, а также установление факта возникновения ятрогенного заболевания — может осуществляться только специально подготовленными, уполномоченными врачами-экспертами.

Одним из важнейших направлений в создании национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения является цифровая трансформация отрасли, в том числе применение новейших технологий сбора, хранения и обработки больших объемов данных; разработка и практическое использование компьютерных систем поддержки принятия врачебных (клинических) и управленческих решений; внедрение телемедицинских технологий; создание и развитие Интернет-сервисов информационной поддержки пациентов [6].

Главной целью цифровой трансформации отрасли является повышение эффективности деятельности всех субъектов системы здравоохранения за счет повышения оперативности интеракций между субъектами и сокращения операционных затрат на технологическую поддержку выполняемых ими бизнес-процессов. При этом все более важную и заметную роль начинают играть так называемые электронные сервисы, без которых невозможна цифровая трансформация: коммуникационные, информационные, технологические, предоставляемые потребителям операторами различных цифровых платформ, владельцами которых являются не только различные коммерческие бизнес-организации, но и государственные органы.

Использование цифровых сервисных платформ, реализованных на основе центров обработки данных (дата-центров) коллективного пользования и «облачных» технологий, в общем случае позволяют заметно сократить как капитальные расходы (САРЕХ) организации на создание необходимой технологической инфраструктуры, так и операционные затраты (ОРЕХ) на решение прикладных задач и выполнение бизнес-процессов.

В системе здравоохранения в настоящее время создана и продолжает интенсивно развиваться Единая государственная информационная система (ЕГИСЗ), владельцем и оператором которой является Минздрав России, и которая, как это указано в стратегии, является одним из ключевых элементов национальной пациенториен-тированной системы здравоохранения. Правительством Российской Федерации утверждены положение о ЕГИСЗ [2] и правила взаимодействия иных ИС, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности МО и предоставляемых ими услуг, с ИС в сфере здравоохранения и МО [1]. На уровне субъектов Российской Федерации также созданы региональные информационные системы в сфере здравоохранения и медицинского страхования, единые требования к которым разработаны и утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № З23-Ф3.

Уже несколько лет работает федеральная государственная информационная система Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), с помощью которого граждане могут получить различные услуги, в том числе в сфере здравоохранения — удаленная запись на прием к врачу, получение копии медицинского документа, оформление полиса ОМС и т.д.

Созданы и активно используются федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) и рубрикатор клинических рекомендаций, доступ к которым осуществляется через сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Иными словами, государственные органы и органы государственных социальных внебюджетных фондов (ФОМС и Фонд социального страхования) сегодня становятся поставщика-

ми различных электронных информационных и технологических сервисов, используемых в здравоохранении, в том числе для информационной поддержки пациента на различных этапах оказания ему медицинской помощи, для чего, в частности, создаются колл-центры. При этом важно, что финансирование как создания, так и функционирования указанных ИС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, и в большинстве случаев получение электронных сервисов является бесплатным для пользователей — граждан и организаций.

В зависимости от видов и профилей оказываемой медицинской помощи, наличия, квалификации и специализации медицинского персонала, а также оснащенности специализированным медицинским оборудованием, МО отнесены к одному из уровней [3].

1-й уровень — МО, оказывающие населению в пределах муниципального образования (внутригородского округа): первичную медико-санитарную помощь; и/или специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 4 профилям, включая терапевтический, хирургический и педиатрический профиль; и/или скорую медицинскую помощь; и/или паллиативную помощь.

2-й уровень — оказывающие в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 5 и более профилям медицинской помощи и/или населению нескольких муниципальных образований, а также специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, центры, диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные).

3-й уровень — МО, оказывающие населению, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.

В то же время для эффективного управления потоками и рациональной маршрутизации пациентов, а также с целью оптимизации расходов при медико-экономическом планировании, представляется целесообразным внутри 1-го уровня выделять учреждения 0-го уровня. Это МО, расположенные в сельской и малонаселенной местности, в составе которых имеются территориально обособленные врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты и/или здравпункты; а в составе 3-го уровня вы-

делить еще один, 4-й уровень — федеральные учреждения, оказывающие медицинскую помощь жителям нескольких субъектов Российской Федерации [5].

Как показал анализ, такая 5-уровневая система организации сети МО позволит повысить доступность медицинской помощи для населения, прежде всего — территориальную; упорядочить потоки и оптимизировать маршрутизацию пациентов при оказании медицинской помощи; унифицировать и упростить процедуры медико-экономического анализа и планирования, оптимизировать систему используемых при этом показателей и нормативов — повысить точность планирования [12].

Для повышения экономической доступности медицинской помощи, прежде всего в части возможности получения и применения необходимых лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи, представляется целесообразным реализовать постепенный переход к лекарственному страхованию и его включению в состав базовой программы обязательного медицинского страхования населения [4].

Переход к персонализированной медицине предполагает изменение процедур валидизации медицинских технологий. Появление новых технологий поиска, сбора, накопления и анализа больших массивов данных, которые сегодня обобщенно принято называть Big Data, делает возможным осуществлять анализ информации о состоянии здоровья каждого отдельного человека, полученной в разное время из множества разных источников — так называемый анализ данных реального мира (Real World Data—RWD). По мере того, как большие данные, собранные в условиях реальной клинической практики, становятся более объемными и надежными, они чаще начинают использоваться в системе здравоохранения в качестве доказательств реального мира (Real-World Evidence — RWE) при оценке эффективности и безопасности лекарств и медицинских технологий, применяемых вне клинических испытаний, то есть в реальной практике, что делает их более точными и достоверными.

«Персонализация» медицины и обусловленная этим индивидуализация медицинских технологий предполагает также существенно большую

дифференциацию стандартов оказания медицинской помощи и подушевых нормативов объема медицинской помощи, используемых при медико-экономическом планировании, а также, возможно, большую дифференциацию единиц оплаты и тарифов на оплату медицинской помощи [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пациент-ориентированная модель организации оказания медицинской помощи населению основана на концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины. Повышение клиент-ориентированности в организации рабочего процесса, внимательном и доброжелательном отношении персонала, оценке качества предоставляемых услуг с учетом удовлетворенности пациента является одним из ключевых положений пациент-ориентированной модели. Цифровая трансформация системы здравоохранения на основе применения современной цифровой медицинской техники, телемедицинских технологий, применения новейших технологий сбора, практического использования компьютерных систем, а также информационная поддержка пациентов является приоритетной задачей для перехода на пациент-ориентированную систему.

Структурная оптимизация сети МО путем их разделения на пять уровней в зависимости от видов, профилей и квалификации оказываемой медицинской помощи, позволит:

— повысить доступность медицинской помощи для населения, прежде всего — территориальную;

— упорядочить потоки и оптимизировать маршрутизацию пациентов при оказании медицинской помощи;

— сократить совокупные расходы на содержание сети МО без снижения доступности и качества медицинской помощи.

Таким образом, для успешного перехода к национальной пациент-ориентированной системе здравоохранения необходима концепция организационной модели на основе тесного взаимодействия и сотрудничества государственных органов, учреждений и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, медицинского и социального страхования, и социальной защиты населения.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 г. № 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями». Доступно по: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71823482/. Ссылка активна на: 28.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.04.2018 No 447 «On approval of the rules for the interaction of other information systems designed to collect, store, process and provide information relating to the activities of medical organizations and the services they provide, with information systems in the health care and medical organizations»]. [cited 28.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71823482/. Russian.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71837270/. Ссылка активна на: 28.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 No 555 «On the unified state information system in the health care»]. [cited 28.10.2019]. Available from: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/. Russian.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Доступно по: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71472248/. Ссылка активна на: 28.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of 19.12.2016 No 1403 «On the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2017 and for the planning period of 2018 and 2019»]. [cited 28.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71472248/. Russian.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». Доступно по: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70217532/. Ссылка активна на: 28.10.2019. [Order of the Ministry of Health of the Rus-

sian Federation of 13.02.2013 No 66 «On approval of the Strategy of drug provision to the population of the Russian Federation for the period up to 2025 and the plan for its implementation»]. [cited 28.10.2019]. Available from: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/. Russian.

5. Куракова Н.Г., Сон И.М., Петров А.Н. Переход к модели персонализированной медицины: барьеры и возможные решения. Менеджер здравоохранения. 2017; 8: 53—67. Kurakova NG, Son IM, Petrov AN. [The transition to a model of personalized medicine: barriers and possible solutions]. Manager of Health Care. 2017; 8: 53—67. Russian. eLIBRARY ID: 30280749

6. Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е., Львова Д.П., Кобяцкая Е.Е. Пациент-ориентированный подход: базовые понятия. Проблема стандартизации в здравоохранении. 2017; 1—2: 9—13. Khalfin RA, Syrtsova LE, Lvova DP, Koby-atskaya EE. [A patient-centered approach: basic concepts]. Health Care Standardization Problems. 2017; 1—2: 9—13.

7. Шипова В.М. Современные подходы к планированию и развитию сети медицинских организаций. Под ред.: Р.У. Хабриева. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014; 136.: ил., ISBN: 978-5-9704-3001-9. Shipova VM [Modern approaches to the planning and development of a network of medical organizations]. Khabriev RU, editor. Moscow: GEOTAR-Media, 2014; 136 p. Russian. ISBN: 978-59704-3001-9.

8. Jorgensen J.T. Companion diagnostics: the key to personalized medicine. Foreword. Expert Rev. Mol. Diagn. 2015; 15 (2): 153—156.

9. Hamburg M.A., Collins F.S. The path to personalized medicine. N. Engl. J. Med. 2010; 363 (4): 301—304.

10. Стародубов В.И. и др. Первичная медико-санитарная помощь: механизмы совершенствования. Vienna «East West», 2016; 118 с., ISBN: 978-3-903115-45-3. Star-odubov VI, et al. [Primary health care: mechanisms of improvement]. Vienna: «East West», 2016; 118 p. Russian. ISBN: 978-3-903115-45-3.

11. Burke W, Trinidad S, Brown NA. Essential elements of personalized medicine. W. Burke, Press. Urol. Oncol. 2014; 32 (2): 193—7.

12. Australian Commission on Safety and Quality in Health Care. Patient — Centred Care: Improving Quality and safety by focusing care on Patients and Consumer (Discussion Paper). Aust. Comm. Saf. Qual. Heal. Care. 2010; 1—75.

Поступила 06.11.2019 Принята к опубликованию 17.12.2019 Received 06.11.2019 Accepted 17.12.2019

Сведения об авторах:

Хальфин Руслан Альбертович — д-р мед. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением !ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1. Тел.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/ 0000-0001-7406-9826

Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением !ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1. Тел.: +7 (910) 460-15-13. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0003-2328-2939

Столбов Андрей Павлович — д-р техн. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением !ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1. Тел.: @. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/ 0000-0002-8793-1582

Ефимова Алена Олеговна — ассистент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением !ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1. Тел.: +7 (916) 493-85-67. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0002-0548-8231

Качкова Ольга Евгеньевна — канд. эконом. наук, доцент, заместитель руководителя Департамента учета, анализа и аудита 2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15. Тел.: E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0003-1439-2845

About the authors:

Prof. Ruslan A. Khalfin — Sc.D. in Medicine, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str., 28, bldg. 1. Tel.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0001-7406-9826

Prof. Victoria V. Madyanova — Ph.D. in Social Science, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str., 28, bldg. 1. Tel.: +7 (910) 460-15-13. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0003-2328-2939

Prof. Andrey P. Stolbov — Sc.D. in Engineering, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str., 28, bldg. 1. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/ 0000-0002-8793-1582

Акт О. Efimova — Assistant Professor, Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov University, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str. 28, bldg. 1; E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0002-0548-8231

Olga E. Kachkova — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Deputy Head of Department of Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, 127083, Moscow, Verkhnyaya Maslovka Str., 15. E-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0003-1439-2845

Для цитирования: Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П., Ефимова А.О., Качкова О.Е. Концепция организационной модели пациенториентированной системы оказания медицинской помощи в условиях цифровой трансформации здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 11—12: 50—57. DOI: 10.26347/1607-2502201911-12050-057

For citation: Khalfin RA, Madyanova VV, Stolbov AP, Efimova AO, Kachkova OE. Design of patient-centered health care system in the digital transformation of health care. Health Care Standardization Problems. 2019; 11—12: 50—57. DOI: 10.26347/16072502201911-12050-057

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.