DOI: 10.26347/1607-2502201807-08035-044
О СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ
Описаны результаты анализа и систематизации требований к организации применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи. Приведены примеры формализованного описания процессов информационного взаимодействия при выполнении телемедицинских услуг. Сформулированы предложения по включению в номенклатуру медицинских услуг утвержденную приказом Минздрава России 13.10.2017 № 804н новых классов телемедицинских услуг.
Ключевые слова: медицинские информационные системы, стандартизация в здравоохранении, телемедицинские технологии, организация оказания медицинской помощи.
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
А.П. Столбов, А.М. Алленов, И.Б. Харитонова
ФГАОУ ВО Первый
Московский
государственный
медицинский университет
им. И.М. Сеченова
Минздрава России
(Сеченовский
университет),
Высшая школа управления
здравоохранением
Института лидерства
и управления
здравоохранением,
Москва
THE STANDARDIZATION OF TELEMEDICINE TECHNOLOGIES: REQUIREMENTS OF APPLICATION
The results of the analysis and systematization of requirements to the organization of application of telemedicine technologies in the provision of medical care are described. Examples of formalized description of information interaction processes in the performance of telemedicine services are given. The proposals for the inclusion of new classes of telemedicine services in the Nomenclature of medical services are formulated.
Keywords: medical information systems, standardization in health care, telemedicine technologies, organization of medical care
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
A.P Stolbov, A.M. Allenov, I.B. Kharitonova
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Institute of leadership and healthcare management, Moscow
Одним из направлений повышения доступности и качества медицинской помощи является применение современных телемедицинских (ТМ) — технологий (ТМТ) — информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и/или их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. Практическое использование ТМ-технологий реализуется с помощью телемедицинской системы (ТМС) — территориально-распределенной информационной системы (ИС), обеспечивающей выполнение перечисленных выше функций, обмен данными с медицинскими ИС медицинских организаций (МИС МО), централизованными
архивами медицинских изображений (ЦАМИ) и с другими ИС в процессе оказания медицинской помощи пациенту, состоящей из (см. рисунок):
— ТМ-комплексов пациентов;
— ТМ-комплексов МО, пользователями которых являются медицинские работники;
— сервера (ов) ТМ-системы, включающих программное обеспечение ПОТМС, базу данных (БД), хранилище сопутствующих материалов (ХСМ), одно или несколько автоматизированных рабочих мест (РМА), администратора ТМС, осуществляющего организацию, планирование и координацию сеансов взаимодействия между указанными выше пользователями, а также персонала, осуществляющего техническое обслуживание и поддержку пользователей ТМС;
— телекоммуникационной сети, состоящей из различных каналов связи (КС), через которую осуществляется обмен данными между террито-
Обобщенная структурная схема телемедицинской системы
риальной удаленными ТМ-комплексами, сервером ТМС — узлами ТМС, а также взаимодействие с внешними ИС.
В состав ТМ-комплексов входят: ТУ — подключенное к КС терминальное устройство, в качестве которого может использоваться обычный компьютер, ноутбук, планшет или смартфон со специальным программным обеспечением (ПО); медицинские изделия (МИ), с помощью которых измеряются показатели, характеризующие состояние пациента (электрокардиограф, пульсовой оксиметр, глюкометр и др.) и(или) осуществляется воздействие на его организм (инсулиновая помпа, имплантированный кардиостимулятор и т.д.); возможно, специальное дополнительное оборудование — мониторы, фото- и видеокамеры, документ-камеры, микрофоны и датчики, предназначенные для ввода, регистрации, отображения и/или воспроизведения медицинских изображений, физиологических шумов (электронный стетоскоп) и т.д. Все используемые МИ должны быть зарегистрированы в ТМС. Заметим, что единые правила (стандарты) идентификации и аутентификации МИ, подключаемых к ТМС, в настоящее время не установлены.
Состав используемого ПО и технических средств, прежде всего МИ, определяют перечень медицинских услуг, которые могут быть оказаны с применением ТМТ (далее — ТМ-услуг) [1—3]. В состав ТМ-комплексов и серверов ТМС входят
также — средства электронной подписи и средства защиты информации, в том числе средства аутентификации субъектов взаимодействия, управления доступом пользователей к ТМС и т.д. (на рисунке не показаны).
Таким образом, ТМС — это открытая, федеративная система, в которой:
— узлы ТМС, как правило, состоят из нескольких устройств, которые могут быть реализованы на разных программно-аппаратных платформах;
— комплектация, состав и количество узлов ТМС и топология сети могут изменяться — ТМС является расширяемой, модифицируемой системой с возможностью масштабирования от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч узлов;
— пользователями и операторами разных узлов ТМС и каналов связи являются разные субъекты — организационно независимые, самостоятельные юридические и физические лица, взаимодействие между которыми должно осуществляться по определенным правилам на основе соглашений между ними.
Очевидно, что эффективное применение ТМ-технологий возможно только при условии стандартизации процессов взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами — пользователями ТМС, МО и внешними ИС, при условии их информационной, идентификацион-
ной и технической совместимости — интеропе-рабельности ИС, которая обеспечивается путем применения стандартов, определяющих единые требования к составу и кодированию информации, интерфейсам, протоколам и форматам обмена данными, с учетом установленных требований к информационной безопасности (кибербе-зопасности)[4, 5].
Целью настоящей работы является краткое изложение предварительных результатов исследования и анализа требований к организации применения телемедицинских технологий.
Основные требования к организации оказания медицинской помощи с применением ТМТ определены Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г. (далее — Федеральный закон № 323-ф3), в который Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ включена специальная статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий». Общие правила применения ТМТ изложены в «Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (утвержден приказом Минздрава России № 965н от 30 ноября 2017 г.) далее — Порядок, специфические требования к ТМТ с учетом особенностей их применения в зависимости от профиля, вида, формы и условий оказания медицинской помощи должны быть указаны в соответствующих порядках и стандартах (ст. 36.2, ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с указанными требованиями и правилами:
— установление диагноза, назначение и(или) корректировка ранее назначенного лечения и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента могут осуществляться лечащим врачом только после очного приема и осмотра (консультации) пациента (ч. 3, 4 ст. 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ);
— для идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия — МО, медицинских работников и пациентов (их законных представителей) — должна использоваться Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) [6] (ч. 6 ст. 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ); анонимное оказание медицинской помощи с применением ТМТ не допускается; все МО, медицинские работники и паци-
енты (их законные представители) должны быть зарегистрированы в ЕСИА, а все МО и ТМС — подключены к ЕСИА; заметим, что в Порядке не указано, какой уровень учетной записи — упрощенная, стандартная или подтвержденная — необходим для пациентов и медицинских работников;
— все МО должны быть включены в федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО), а все медработники — в федеральных регистр медицинских работников (ФРМР), которые ведутся в составе Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [7] (далее — Положение] (п. 10 Порядка);
— при применении ТМТ должны использоваться ЕГИСЗ, государственные ИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (ГИСЗ), а также иные ИС, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности МО и предоставляемых ими услуг (далее — ИнИС) [8] (п. 11 Порядка); (заметим, что ТМС также относится к ИнИС);
— ведение и передача электронных медицинских документов (МД) при применении ТМТ должны осуществляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (УКЭП), выданной аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ) (ч. 7 ст. 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ);
— медицинское заключение (МЗ) по результатам ТМ-консультации или протокол консилиума врачей, вносятся в электронную медицинскую карту пациента (ЭМК) и должны передаваться запросившей МО пациенту или его законному представителю в виде электронного документа или предоставления доступа к указанным документам и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей МО (пациента или его законного представителя) (п. 8 Порядка);
— сведения (метаданные) о медицинских документах (медицинских заключениях, протоколах дистанционных консилиумов и т.д.), формируемых в процессе оказания медицинской помощи с применением ТМС, должны передаваться в федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД), который ведется в ЕГИСЗ (п. 23 приложения № 1 к Положению); с согласия пациента указанные сведения могут предостав-
ляться в МО и организациям — операторам ИнИС (п. 22 приложения № 2 к Положению);
— информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство с применением ТМТ может оформляться дистанционно в виде электронного документа, подписанного УКЭП пациента (его законного представителя) либо его простой электронной подписью, выданной через ЕСИА, и УКЭП медицинского работника (ч. 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ);
— аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме, полученные и используемые при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой и с пациентом (далее — сопутствующие материалы, СМ), подлежат хранению в течение 1 г. (п. 58, 61 Порядка); информация о месте хранения СМ и операторе ИС, в которой они хранятся, в том числе его контактные данные, должна быть доведено до пациента и опубликована на сайте консультирующей МО (п. 46 Порядка); заметим, что места хранения и порядок доступа к СМ в Порядке не определены;
— запрос МО на ТМ-консультацию должен передаваться в федеральную электронную регистратуру (ФЭР) в ЕГИСЗ и предоставляться в МО (пп. 18 приложений № 1, 2 к Положению).
Необходимо отметить, что в ЕГИСЗ предусмотрено ведение в обезличенном (псевдоними-зированном) виде федеральной базы данных интегрированных ЭМК пациентов (ФИЭМК) (п. 3 ст. 91.1 Федерального закона № 323-ФЗ, п. 22 приложения № 1 к Положению), для этого предусмотрена специальная подсистема обезличивания персональных данных (ПОПД). Однако порядок доступа к информации в ФИЭМК в Положении не определен. В настоящее время не определен также порядок обезличивания информации [9].
Рассмотрим основные особенности применения ТМТ при оказании медицинской помощи, которые определяют состав и таксономию требований к организации оказания ТМ-услуг и к ТМ-системе, имея в виду, что ТМС — это организационно-техническая система, требования к функциям и интеракциям между пользователями которой регламентируются Федеральным законом № 323-ФЗ и Порядком.
Номенклатура ТМ-услуг. В новую номенклатуру медицинских услуг (НМУ) (утверждена приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н), включены три класса ТМ-услуг (всего 20 услуг):
— дистанционное наблюдение за показателями <массы тела | частоты сердечных сокращений | артериального давления | уровня глюкозы | уровня холестирина крови | международного нормализованного отношения | функции внешнего дыхания | ЭКГ | от имплантируемого антиаритмического устройства> (далее — класс ДНП);
— дистанционное описание, расшифровка и интерпретация данных <УЗИ | ЭКГ | эндоскопических | рентгенографических | радионуклид-ных | рентгеноскопических исследований | маг-нито-резонансных | компьютерных томограмм | гистологических | цитологических микропрепаратов> (далее — класс ДИИ);
— дистанционная настройка параметров функционирования используемого пациентом медицинского изделия (код услуги А23.30.044, далее — класс ДНИ).
Как видим, в НМУ сегодня отсутствуют ТМ-консультаций «врач (медработник) — врач», (далее — класс КВВ), «врач — пациент» (класс КВП), а также дистанционного консилиума врачей (ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ, далее — ДКВ); для ДНП-услуг не определена продолжительность наблюдения и периодичность (частота) измерения показателей (ГОСТ Р 57757). Кроме того, в классе ДНП не указаны «урологические» показатели, измеряемые с помощью портативных анализаторов мочи, а классе ДИИ нет описания и интерпретации снимков в дерматологии, что уже сегодня широко используется на практике [3, 10—14]; для ДНИ — нет дифференциации по видам МИ (антиаритмическое устройство, инсулиновая помпа и т. д.). В НМУ не включены такие услуги, как дистанционные школы пациентов, которые могут быть организованы в форме интерактивных вебинаров (далее — ДШП).
Представляется целесообразным дополнительно определить следующие классы ТМ-услуг:
— ДОП — дистанционный опрос пациента с помощью специальных опросников;
— ДИП — разовое (однократное) измерение и передача врачу значений показателей состояния организма пациента;
— ДМР — медицинская реабилитация (упражнения, тренировка, занятие лечебной физкультурой в НМУ).
Рассмотрим, чем различаются процессы и каковы требования к организации оказания ТМ-ус-луг, относящихся к перечисленным выше классам. Для этого построим формализованные модели выполнения ТМ-услуг — модели транзакций информационного взаимодействия между участниками.
Параметры типовых моделей организации применения ТМ-технологий при оказании медицинской помощи. Общая схема взаимодействия между участниками, информационные потоки и рабочие процедуры при оказании ТМ-услуг определяются:
— составом участников — непосредственным участием пациента в процессе выполнения услуги — признак УП;
— необходимостью трансляции звука и изображения (аудиовидеопотока) в режиме «пациент — врач» — признак ВС;
— режимом выполнения ТМ-услуги: в режиме реального времени — синхронном режиме (СР) или в режиме отложенной консультации — асинхронном режиме (АР);
— интерактивным характером взаимодействия между участниками — признак многошаговой консультации «вопрос — ответ» — ИА;
— возможностью использования методов псевдонимизации при обмене информацией, содержащей персональные данные пациента — признак ПД; это должно быть реализовано в МИС с помощью специального ПО [15];
— необходимостью применения специальных МИ и способами получения от них измерительной информации и их настройки; будем различать (далее — тип подключения МИ к ТМС): а) автономные МИА, когда пациент или медработник сам считывает показания прибора с его дисплей и вводит их через ТУ в систему; б) подключаемые к ТУ с помощью проводов, Wi-Fi или Bluetooth и др. — МИП (на схеме — МИП и МИМ); в) имеющие встроенный модуль связи для передачи информации — МИС ( на схеме — МИПС и МИМС); заметим, что некоторые МИ могут измерять несколько разных показателей; интерфейсы взаимодействия с цифровыми МИ специфицированы в серии стандартов I SO/IEEE 11073 (см. ГОСТ Р 57710, ГОСТ Р 56843);
— необходимостью специальных процедур «привязки» данных от МИ к пациенту, например, когда МИ может использоваться несколькими членами семьи — признак ПИ;
— необходимостью регистрации (документирования) процесса оказания ТМ-услуги и сохранения сопутствующих материалов — СМ;
— необходимостью регистрации программного обеспечения в составе ТУ пациента и медработника как медицинского изделия [7], например, когда ПО используется для получения и обработки данных от МИ — признак РП.
Отметим, что в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (утвержденная приказом Минздрава России от 06 июня 2012 г. № 4нв ред. приказа № 557н от 25.09.2014) включены следующие виды медицинских изделий:
— система телемедицинская для диагностической визуализации (код вида 232550);
— система для проведения видеоконференции для телемедицины (код вида 234250);
— прикладное программное обеспечение на основе веб-технологий для сбора и обработки данных о ходе самостоятельного лечения код вида 137210.
Информационное взаимодействие между участниками при оказании ТМ-услуг. Рассмотрим организацию информационных потоков и типичные транзакции между участниками при выполнении перечисленных выше классов ТМ-услуг. Для анализа будем использовать формализованные модели транзакций с использованием обозначений, принятых на схеме ТМС (рисунок).
В силу ограниченного объема статьи в качестве примеров формализованного описания и анализа процессов оказания ТМ-услуг приведем модели для трех классов — КВП, КВВ и ДИП, для класса КВП — на примере взаимодействия между пациентом и МОр для класса КВВ — между МО1 и МО2, где МО1 — консультирующая организация, а МО2 — запрашивает консультацию (ТМ-услугу). Кроме того, в моделях транзакций не показаны операции, связанные с подписанием электронных документов с использованием УКЭП.
Консультации «врач — пациент» (КВП) в
общем случае состоят из следующих транзакций:
(Т1) направление пациентом копий его медицинских документов МДП по каналу связи в
МИС МО1 для последующего просмотра врачом (при необходимости):
ХМДП - ТУП(МДП) - КС(В-О) -- МИСДЭМКп) - ТУМ1;
здесь и далее запись вида КС(У-Ъ) обозначает передачу данных по КС между точками У и Ъ на схеме; МИСДЭМКП) — внесение документов (записей) в ЭМК пациента, которая ведется в МИС МО.
(Т2) интерактивное взаимодействие между пациентом и врачом с использованием аудиови-деосвязи и/или путем обмена текстовыми сообщениями (при необходимости):
ТУП - КС(Б-Б) - ТУМ1;
В случае получения медицинского заключения только по документам, направленным пациентом врачу-консультанту (получение «второго мнения»), общение «пациент—врач» в интерактивном режиме не осуществляется (однократный «запрос—ответ») (пункт 2 в таблице 1).
В ходе многошаговой интерактивной консультации врачом может быть инициирован дистанционный опрос пациента с помощью определенного стандартного опросника — ДОП, а также — при необходимости и при наличии у пациента тех или иных МИ — измерение и передачу значений соответствующих показателей состояния организма пациента (см. далее — класс ДИП, транзакции Т15.1—Т15.4).
(Т3) подготовка и запись медицинского заключения МЗ1 по результатам консультации в ЭМК пациента, которая ведется в МИС МО^
ТУМ1(МЗХ) - МИСДЭМКП);
(Т4) направление копии медицинского заключения МЗ1 пациенту и/или в его личный кабинет на ЕПГУ в ручном (транзакции Т4.1, Т4.2) или автоматическом (Т4.3, Т4.4) режиме:
(Т4.1) ТУМ1(МЗ1) - КС(Е-Б) - ТУП; и/или
(Т4.2) ТУМ1(МЗ1) - КС(Е-Р) - ЕПГУ (Личный кабинет «Мое здоровье»);
(Т4.3) МИС1(МЗ1) - КС(О-Б) - ТУП;
(Т4.4) МИС1(МЗ1) - КС(О-Р) - ЕПГУ (Личный кабинет);
Копии медицинских документов при направлении пациенту, в том числе в его личный каби-
нет на ЕПГУ, представляются в виде электронного документа в формате PDF.
(Т5) направление сведений (метаданных) СвМЗ, о медицинском заключении МЗ, в ФРЭМД ЕГИСЗ (аналогично — в ручном или автоматическом режиме):
(Т5.1) ТУМ1 СвМЗ,) - KC(E-S) - ФРЭМД или, (Т5.2) МИС1(СвМЗ1) - KC(G-S) - ФРЭМД;
(Т6) направление медицинского заключения в форме обезличенного стандартизованного электронного документа (СЭМД) в ФИЭМК ЕГИСЗ:
МИС1(МЗ1 -> СЭМДМЗ -> ПОПД -> ->ОСЭМДМЗ) - KC(G-S) - ФИЭМК;
Здесь показано, что в МИС1 выполняется формирование (преобразование) медицинского заключения МЗ1 -> СЭМДМЗ в формат соответствующего СЭМД, его обезличивание СЭМДМЗ -> -> ПОПД -> ОСЭМДМЗ с помощью сервисов ПОПД ЕГИСЗ и направление обезличенного электронного документа по КС в ФИЭМК.
(Т7) сохранение сопутствующих материалов СМ в хранилищах ТМ-комплексов пациента и/или МО1 и/или на сервере ТМС:
(Т7.1) ТУП(СМ) -> ХСМП;
(Т7.2) ТУМ1(СМ) -> ХСМ1;
(Т7.3) ХСМ1 - KC(F-N) - Сервер ТМС (ХСМ);
Здесь и далее ХМДП — личное хранилище ко -пий медицинских документов пациента, например, в его личном кабинете «Мое здоровье» на ЕПГУ или в его ТУП; ХСМ — хранилище сопутствующих материалов (напомним, что места хранения и порядок доступа к СМ в Порядке не указаны).
Консультации «врач—врач» (КВВ) могут включать следующие транзакции:
(Т8) направление МО2 копий медицинских документов пациента МДП в консультирующую МО1:
ТУМ2 (МДП) - ЩК-G) - МИС1 (ЭМКП) - ТУМ1;
здесь М1 — медработник МО1, ответственный за ТМ-консультацию.
(Т9) интерактивное взаимодействие между врачами МО2 и МО1 в режимах «вопрос—ответ» и/или «обсуждение» (при необходимости):
ТУМ2 - КС(К-Е) - ТУМ,;
В случае получения медицинского заключения только по документам пациента, направленным лечащим врачом М2 в консультирующую МО1 (в том числе для получения «второго мнения», что является обязательным, например, в онкологии), интерактивное общение «врач—врач» не осуществляется (однократный «запрос—ответ») (пункт 6 в таблице 1).
(Т10) в случае участия в консультации пациента и при наличии соответствующих МИ по запросу консультирующей МО1 в процессе консультации могут быть выполнены дополнительные исследования пациента с направлением результатов в МО1:
(Т10.1) МИА - Медработник МО2 -- ТУш(ЭСри) - КС(К-О) - МИСДЭМКП) - ТУМ1;
(Т10.2) МИм - ТУМ2 - КС(К-О) -
- МИСДЭМКП) - ТУМХ;
(Т10.3) МИМС - КС(Т-О) - МИСХ(ЭМКП) - ТУМ1;
в зависимости от типа подключения МИ к ТМС.
(Т11) подготовка и запись медицинского заключения МЗХ по результатам консультации в ЭМК пациента, которые ведутся в МИС МО2, и МО1:
(Т111) ТУМ1(МЗ1) - МИСх(ЭМКП);
(Т11.2) ТУМ1(МЗ1) - КС(Е-М) -
- МИС2(ЭМКП) - ТУМ2;
(Т12) направление сведений (метаданных) СвМЗх о медицинском заключении МЗХ в ФРЭМД (осуществляется в автоматическом режиме):
МИС2(СвМЗх) - КС(М-8) - ФРЭМД;
которое осуществляется МО2 — медицинской организацией, запросившей консультацию «врач — врач».
(Т13) направление медицинского заключения в форме обезличенного стандартизованного электронного документа (СЭМД) в ФИЭМК ЕГИСЗ:
МИС2(МЗХ -> СЭМДМЗ -> ПОПД ->
-> ОСЭМДМЗ) - КС(О^) - ФИЭМК;
которая аналогична транзакции Т6.
(Т14) сохранение сопутствующих материалов СМ в хранилищах (при необходимости):
(Т14.1) ТУМ2(СМ) -> ХСМ2;
(Т14.2) ТУМ1(СМ) -> ХСМр (Т14.3) ХСМ2 - КС(Б-К) - Сервер ТМС (ХСМ).
Таким образом, наборы транзакций для классов КВП и КВВ различаются, при этом ряд транзакций функционально идентичны, что делает возможной их унификацию и стандартизацию как в части организации выполнения, так и в части технической реализации.
Измерение и передача врачу значений показателей состояния организма пациента (ДИП). Как правило выполняется по указанию лечащего врача и включает следующие транзакции; аналогичные транзакциям Т10:
(Т15.1) МИА - Пациент А - ТУП(ЭСРИ) -- КС(В-Е) - ТУм!
или,
(Т15.2) МИА - Пациент А - ТУП(ЭСРИ) -- КС(В-О) - МИСХ(ЭМКП) - ТУМ1;
(Т15.3) МИП - ТУП - КС(В-О) -
- МИСДЭМК^ - ТУмр
(Т15.4) МИПС - КС(Л-О) -
- МИСх(ЭМКп) - ТУм!.
в зависимости от типа подключения МИ к ТМС; здесь ЭСРИ — электронное сообщение с результатами измерения показателей.
Как видим, транзакция Т15.2 аналогична транзакции Т10.2, а Т15.3 и Т15.4 — Т10.1 и Т10.3.
Описание и анализ наборов транзакций для других классов ТМ-услуг осуществляются аналогично.
Результаты анализа различных моделей и вариантов оказания основных классов медицинских услуг с применением ТМ-технологий представлены в таблице. Графы 3—14 соответствуют перечисленным выше параметрам моделей; знак «+» в графе означает наличие соответствующего признака, определяющего требования к организации и условия выполнения ТМ-услуги.
Из таблицы видно, что в зависимости от конкретных условий требования к организации применения ТМ-технологий при оказании медицинских услуг, даже относящихся к одному классу, во многих случаях существенно различаются. Такое многообразие моделей и вариантов выполнения ТМ-услуг, безусловно, требует унификации и стандартизации как самих процессов, так и ТМ-систем (ТМ-платформ), с помощью которых
Анализ типовых моделей принятия ТМ-технологий
№ Класс УП ВС СР АР ИА ПД МИА МИП МИС ПИ СМ РП
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 КВП + + + + +
2 + +
3 КВВ + + + +
4 + + + + +
5 + + + + + + +
6 + +
7 + + + +
8 ДКВ + + + +
9 ДНП + + + + +
10 + + + +
11 + + +
12 ДИП + + +
13 + + + + + +
14 ДНИ + + + + +
15 + + + +
16 + + +
17 ДИИ + +
18 ДОП + +
19 ДШП + +
20 ДМР + + + + +
21 + + + + + + + + +
осуществляется информационное взаимодействие участников — медицинских работников и пациентов.
ВЫВОДЫ
1. Необходимым условием эффективного применения телемедицинских технологий является стандартизация процессов взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами, а также разработка и использование стандартов, обеспечивающих информационную, идентификационную и техническую совместимости различных подсистем и компонентов телемедицинских систем и их интероперабельность с информационными системами медицинских организаций, органов управления здравоохранением и иными информационными системами, в том числе предназначенными для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг.
2. Для разработки указанных стандартов необходимо формализовать структуру информаци-
онных потоков, транзакций и рабочих процессов при оказании медицинских услуг с применением телемедицинских технологий.
3. Представляется целесообразным дополнить НМУ новыми классами услуг, выполняемых с применением ТМ-технологий, в том числе по профилю медицинская реабилитация; услуг, оказываемых с целью профилактики неинфекционных заболеваний; услуг, связанных со сбором информации, опросом пациента, применением пациентом современных медицинских изделий.
Авторы будут признательны всем, кто пришлет свои замечания и рекомендации по выше рассмотренным вопросам на e-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Столбов А.П. Об определении и классификации телемедицинских услуг. Врач и информационные технологии. 2015; 2: 12—28.
2. Кудряшов Ю.Ю., Атьков О.Ю., Касимов О.В. Телемедицинская профилактика, реабилитация и управление
здоровьем: проблемы и решения. Врач и информационные технологии. 2016; 2: 73—80.
3. Владзимирский А.В. Телемедицина: Curatio Sine Tempora et Distantia. М.: 2016; 663 с. URL: http:// www.armit.ru/books/tele-vlad.php. Ссылка активна на 12.07.2018.
4. Столбов А.П., Кузнецов П.П. Формальная модель инте-роперабельности в федеративных медицинских информационных системах. Информационно-измерительные и управляющие системы. 2010; 12: 43—46.
5. Кобринский Б.А. Единое информационное пространство: e-Health и m-Health. Врач и информационные технологии. 2016; 4: 57—66.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71823482/ #ixzz5L1UMzP00. Ссылка активна на 12.07.2018.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/. Ссылка активна на 12.07.2018.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71823482/. Ссылка активна на 12.07.2018.
9. Столбов А.П. О стандартизации методов псевдоними-зации персональных данных в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2017; 9—10. С. http://doi.org/10.26347/1607-2502201709-10025-036.
10. Воробьев П.А., Воробьев А.П., Воробьев М.П., Краснова Л.С., Копошилова Л.С., Везикова Н.Н., Барыше-ва О.Ю. Электронное здравоохранение: проект MeDiCase(R) для помощи пожилым жителям удаленных поселков Республики Карелия (Часть 1). Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016; № 7-8: 47—56.
11. Шалковский А.Г., Купцов С.М., Берсенева Е.А. Актуальные вопросы создания автоматизированной системы дистанционного мониторинга здоровья человека. Врач и информационные технологии. 2016; 1: 67—79.
12. Старовойтова В.А., Тараник М.А., Копаница Г.Д. Исследование современных медицинских портативных устройств. Врач и информационные технологии. 2016; 2: 54—61.
13. Лебедев Г.С., Шадеркин И.А., Фомина И.В., Лиснен-ко А.А., Рябков И.В., Качковский С.В., Мелаев Д.В. Интернет медицинских вещей: первые шаги по систематизации. Журнал международного общества телемедицины и электронного здравоохранения, электронное издание. 2017; 3. URL: http://jtelemed.ru/article/internet-
medicinskih-veshhej-pervye-shagi-po-sistematizacii. Ссылка активна на 12.07.2018.
14. Wray T., Chan P.A., Simpanen E., Operario D. eTEST: Developing a Smart Home HIV Testing Kit that Enables Active, RealTime Follow-Up and Referral After Testing. JMIR Mhealth Uhealth. 2017; 5(5): e62.
15. Столбов А.П. К вопросу о классификации рисков применения программного обеспечения в медицине. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2017; 3-4: 3—14.
Поступила 15.07.2018 Принята к опубликованию 22.07.2018
REFERENCES
1. Stolbov A.P. Ob opredelenii i klassifikacii telemedicinskih uslug. [About the Definition and Classification of Tele-medicine services]. Vrach i informacionnye tekhnologii. [Information technologies for the Physician]. 2015; 2: 12—28.
2. Kudryashov Yu.Yu., Atkov O.Yu., Kasimov O.V. Tele-medicinskaya profilaktika, reabilitaciya i upravlenie zdor-ov'em: problemy i resheniya [Telemedicine prevention, rehabilitation and health management: problems and solutions]. Vrach i informacionnye tekhnologii [Information technologies for the Physician]. 2016; 2: 73—80.
3. Vladzimirsky A.V. Telemedicine: Curatio Sine Distantia et Tempora. M.: 2016; 663 p. URL: http://www.armit.ru/ books/tele-vlad.php Oh? The link is active as of 12.07.2018.
4. Stolbov A.P., Kuznetsov P.P. Formal model of interoperability in federative medical information systems [For-mal'naya model' interoperabel'nosti v federativnyh medicinskih informacionnyh sistemah]. Information-measuring and control systems [Informacionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy]. 2010; 12: 43—46.
5. Kobrinsky B.A. Edinoe informacionnoe prostranstvo [Information technologies for the Physician]. Vrach i informa-cionnye tekhnologii [The Uniform information space: e-Health and m-Health]. 2016; 4: 57—66.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.12.2012 № 1382 «O prisoedinenii informacionnyh sis-tem organizacij k infrastrukture, obespechivayushchej in-formacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informa-cionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gos-udarstvennyh i municipal'nyh uslug i ispolneniya gos-udarstvennyh i municipal'nyh funkcij v ehlektronnoj forme» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 22.12.2012 No. 1382 «On the accession of information systems of organizations to the infrastructure, providing information technology interaction of information systems used for the provision of state and municipal services and the performance of state and municipal functions in electronic form»]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71823482/#ixzz5L1UMzP00. The link is active as of 12.07.2018.
7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.05.2018 № 555 «O edinoj gosudarstvennoj informa-cionnoj sisteme v sfere zdravoohraneniya» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 No 555 «On the unified state information system in the
field of health care»]. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71837270/. The link is active as of 12.07.2018.
8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12.04.2018 № 447 «Ob utverzhdenii Pravil vzaimodejstvi-ya inyh informacionnyh sistem, prednaznachennyh dlya sbora, hraneniya, obrabotki i predostavleniya informacii, kasayushchej sya deyatel'nosti medicinskih organizacij i predostavlyaemyh imi uslug, s informacionnymi sistemami v sfere zdravoohraneniya i medicinskimi organizaciyami» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.04.2018 No 447 «On approval Of the rules of interaction of other information systems intended for the collection, storage, processing and provision of information relating to the activities of medical organizations and their services with information systems in the field of health and medical organizations.»] URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71823482/. The link is active as of 12.07.2018.
9. Stolbov A.P. O standartizacii metodov psevdonimizacii personal'nyh dannyh v zdravoohranenii [On standardization of Methods of pseudonymization of Personal Data in Health care]. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in health care]. 2017, № 9-10, http://doi.org/10.26347/1607-2502201709-10025-036.
10. Vorobyev P.A., Vorobyev A.P., Vorobyev M.P., Krasno-va L.S., Kopotilov H.P., Vezikova N.N., Barysheva O.Y. EHlektronnoe zdravoohranenie: proekt MeDiCase(R) dlya pomoshchi pozhilym zhitelyam udalennyh poselkov Re-spubliki Kareliya (CHast' 1). [E-health: draft MeDiCase(R) to help older people in remote settlements of the Republic of Karelia (Part 1)]. Problemy standartizacii v zdra-voohranenii [Problems of standardization in health care]. 2016; 7-8: 47—56.
11. Shalkovsky A.G., Kuptsov S.M., Berseneva E.A. Aktu-al'nye voprosy sozdaniya avtomatizirovannoj sistemy dis-tancionnogo monitoringa zdorov'ya cheloveka. [Actual problems of creation of the automated system of remote monitoring of health of the person]. Vrach i informacion-nye tekhnologii [Information technologies for the Physician]. 2016; 1: 67—79.
12. Starovoitova V.A., Taranik M.A., Kopanitsa G.D. Issle-dovanie sovremennyh medicinskih portativnyh ustrojstv [Research of modern medical portable devices]. Vrach i in-formacionnye tekhnologii [Information technologies for the Physician]. 2016; 2: 54—61.
13. Lebedev G.S., Sudarkin I.A., Fomina I.V., Lisenko A.A., Ryabkov I.V., Kazarina S.V., Maleev D.V. Internet medicinskih veshchej: pervye shagi po sistematizacii. [Internet of medical things: the first steps for systematization]. ZHurnal mezhdunarodnogo obshchestva telemediciny i eh-lektronnogo zdravoohraneniya, ehlektronnoe izdanie [Journal of the International Society of Telemedicine and e-Health, electronic edition]. 2017; 3. URL: http:// jtelemed.ru/article/internet-medicinskih-veshhej-pervye-shagi-po-sistematizacii. The link is active as of 12.07.2018.
14. Wray T., Chan P.A., Simpanen E., Operario D. eTEST: Developing a Smart Home HIV Testing Kit that Enables Active, RealTime Follow-Up and Referral After Testing. JMIR Mhealth Uhealth. 2017; 5(5): e62.
15. Stolbov A.P. K voprosu o klassifikacii riskov primeneniya programmnogo obespecheniya v medicine [To the Question of Risk Classification of The Software Application In Medicine]. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in health care]. 2017; № 3-4: 3—14.
Received on 15.07.2018 Accepted for publication on 22.07.2018
Сведения об авторах
Столбов Андрей Павлович — д-р тех. наук, профессор ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, 28. Тел.: +7-926-021-52-38. E-mail: [email protected]
Алленов Андрей Михайлович — канд. мед. наук, доцент ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, и.о. главного врача ГБУЗ «ГП № 210 ДЗМ», окружной специалист по профилактической медицине ЮАО Москвы, 115211, Каширское шоссе, д. 57, корп. 1. Тел.: 8 (495) 344-65-68. E-mail: [email protected]
Харитонова Инесса Борисовна — ассистент ВШУЗ Института лидерства и управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, 28. E-mail: [email protected]
About the authors:
Stolbov Andrei P. — Doctor of Technical Sciences, professor of Higher School of Health Management of the Institute of Leadership and Health Management, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. 109004, Moscow, 28, Aleksandra Solzhenitsyna St. Tel: 8-495-724-70-46. E-mail: [email protected]
Allenov Andrei M. — Candidate of Medical Sciences, associate Professor, Higher School of Health Management of the Institute of Leadership and Health Management, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, the acting chief physician of the State Budgetary Health Institute «Municipal Polyclinic no. 210 of the Moscow Health Department», the district specialist on preventive medicine of the Southern Administrative District of Moscow, 115211, Kashirskoye highway, 57, korp. 1. Phone: 8 (495) 344-65-68. E-mail: [email protected]
Kharitonova Inessa B. — assistant of VSUS of the Institute of leadership and management of health, First MSMU n.a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, ul. Alexandra Solzhenitsyna, 28. E-mail: [email protected]