Научная статья на тему 'О необходимости стандартизации критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения'

О необходимости стандартизации критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / PATIENT-CENTERED CARE MODEL / MEDICAL-DEMOGRAPHIC INDICATORS / PATIENT SATISFACTION / CRITERIA OF EVALUATION OF MEDICAL ORGANIZATIONS / QUALITY OF HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Руслан Альбертович, Столбов Андрей Павлович, Мадьянова Виктория Вячеславовна, Качкова Ольга Евгеньевна, Бувалин Николай Александрович

Цель исследования. Анализ и составление перечня стандартных критериев, необходимых для оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациенториентированной системы здравоохранения. Материалы и методы. Использовались методы библиографического и информационного поиска критериев деятельности медицинских организаций в базах данных документов, публикуемых на сайтах Минздрава России и Федерального фонда ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Результаты. Показано, что в качестве стандартных критериев оценки деятельности медицинских организаций целесообразно использовать следующие показатели: медикодемографические, объема медицинской помощи по различным группам населения, качества медицинской помощи, количество обоснованных жалоб пациентов на медицинские организации, а также удовлетворенность пациента качеством предоставляемых медицинской организацией услуг. Выводы. Планируемый переход на новую пациент-ориентированную модель будет способствовать повышению качества деятельности медицинских организаций. Однако данное изменение ориентированности здравоохранения невозможно без применения адекватных стандартных критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Руслан Альбертович, Столбов Андрей Павлович, Мадьянова Виктория Вячеславовна, Качкова Ольга Евгеньевна, Бувалин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED OF USE OF STANDARDIZED CRITERIA FOR EVALUATION OF PERFORMANCE OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF NATIONAL PATIENT-CENTRED SYSTEM OF HEALTH CARE

Objectives. Analyze and list the standardized criteria, which can be used for evaluation of performance of medical organizations working in the conditions of the patient-centered health care system. Materials and methods. Bibliographic and semantic search and analysis of documents describing criteria of evaluation of performance of medical organizations was done using databases of the Ministry of Health, Federal Health Insurance Fund, and territorial health authorities of subjects of the Russian Federation. Semantic search of documents available in the broader Internet was also performed. Results. It is recommended to include in the list of standard criteria of evaluation of performance of medical organizations the following indicators: medical and demographic indicators, indicators of the volume of provided medical services to different groups of population, indicators of quality of medical care, number of substantiated patient complaints, and patient satisfaction indicators. Conclusions. The planned transition to patient-centered health care will improve the quality of the medical services provided in the Russian Federation. However, these changes must be accompanied by implementation of the well-designed performance assessment criteria in the conditions of the patient-centered care.

Текст научной работы на тему «О необходимости стандартизации критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502201901-02003-010

О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Цель исследования. Анализ и составление перечня стандартных критериев, необходимых для оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

Материалы и методы. Использовались методы библиографического и информационного поиска критериев деятельности медицинских организаций в базах данных документов, публикуемых на сайтах Минздрава России и Федерального фонда ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, а также семантического поиска источников в сети Интернет.

Результаты. Показано, что в качестве стандартных критериев оценки деятельности медицинских организаций целесообразно использовать следующие показатели: медико-демографические, объема медицинской помощи по различным группам населения, качества медицинской помощи, количество обоснованных жалоб пациентов на медицинские организации, а также удовлетворенность пациента качеством предоставляемых медицинской организацией услуг.

Выводы. Планируемый переход на новую пациент-ориентированную модель будет способствовать повышению качества деятельности медицинских организаций. Однако данное изменение ориентированности здравоохранения невозможно без применения адекватных стандартных критериев оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

Ключевые слова: пациент-ориентированная система здравоохранения, медико-демографические показатели, удовлетворенность пациента, критерии оценки деятельности медицинских организаций, качество медицинской помощи

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

ON THE NEED OF USE OF STANDARDIZED CRITERIA FOR EVALUATION OF PERFORMANCE OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF NATIONAL PATIENT-CENTRED SYSTEM OF HEALTH CARE

Objectives. Analyze and list the standardized criteria, which can be used for evaluation of performance of medical organizations working in the conditions of the patient-centered health care system.

Materials and methods. Bibliographic and semantic search and analysis of documents describing criteria of evaluation of performance of medical organizations was done using databases of the Ministry of Health, Federal Health Insurance Fund, and territorial health authorities of subjects of the Russian Federation. Semantic search of documents available in the broader Internet was also performed.

Results. It is recommended to include in the list of standard criteria of evaluation of performance of medical organizations the following indicators: medical and demographic indicators, indicators of the volume of provided medical services to different groups of population, indicators of quality of medical care, number of substantiated patient complaints, and patient satisfaction indicators.

Р.А. Хальфин1,

A.П. Столбов1,

B.В. Мадьянова1, О.Е. Качкова2, Н.А. Бувалин1, Е.Н. Домбровская 2

1 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия

2ФГОБУВО

«Финансовый

университет

при Правительстве

Российской Федерации»

Москва, Россия

R.A. Khalfin1, A.P Stolbov1, V.V. Madyanova1, O.E. Kachkova1, E.N. Dombrovskaya2, N.A. Buvalin1

1 Federal State Autonomous Educational Institution

of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia

2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government

of the Russian Federation» Moscow, Russia

Conclusions. The planned transition to patient-centered health care will improve the quality of the medical services provided in the Russian Federation. However, these changes must be accompanied by implementation of the well-designed performance assessment criteria in the conditions of the patient-centered care.

Keywords: patient-centered care model, medical-demographic indicators, patient satisfaction, criteria of evaluation of medical organizations, quality of health care

Authors have no conflict of interests to declare.

Поиск новых подходов и способов повышения структурной и ресурсной эффективности системы здравоохранения, направленной прежде всего на повышение доступности и качества медицинской помощи, является одной из наиболее приоритетных и актуальных проблем, стоящих сегодня как перед органами власти и управления всех уровней, так и перед профессиональным сообществом.

В качестве механизма создания условий, способствующих соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечению доступности и качества оказания медицинской помощи населению, проектом Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 г. (Стратегия) [1] рассматривается создание национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения — системы, объединяющей все медицинские организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, функционирующей на основе единых правил и норм (единых требований к качеству и доступности медицинской помощи, квалификации медицинских работников и др.) с учетом особенностей и специфики, выполняемых в рамках законодательства Российской Федерации задач. Уже сейчас в стране реализуется целый ряд проектов, направленных на создание такой системы. В частности, приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26 июля 2017 г. № 8). В паспорте проекта, который завершится в 2022 г., указано, что «новая модель медицинской организации» — пациент-ориентированная медицинская организация, отличительными признаками которой являются доброжелательное отношение к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и работы персонала, качественное оказание медицинской помощи, приоритет

профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения. В качестве основных направлений реализации проекта указаны:

— перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;

— оптимизация логистики движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых;

— реорганизация и рационализация рабочих процессов на основе принципов «бережливого производства»;

— переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации;

— открытая и вежливая регистратура;

— комфортные условия для пациента в зонах ожидания;

— организация диспансеризации и профилактических осмотров на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема на одного пациента;

— внедрение мониторинга соответствия фактических сроков ожидания оказания медицинской помощи врачом с момента обращения пациента в медицинскую организацию установленным срокам ожидания в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Цель исследования — анализ и составление перечня стандартных критериев, необходимых для оценки деятельности медицинских организаций в условиях национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе выполнения исследования использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, публикуемых на сайтах Минздрава России и Федерального фонда ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Проанализированы 12 нормативно-правовых актов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного библиографического поиска и анализа установлено, что характерной особенностью создаваемой пациент-ориентированной системы здравоохранения является новая модель оценки качества предоставляемых услуг и результатов деятельности медицинской организации в целом. По сравнению с прежней в создаваемой новой системе изменяются:

1) состав критериев оценки — кроме общих показателей, характеризующих заболеваемость и смертность прикрепленного населения, общее количество госпитализаций, число вызовов скорой медицинской помощи, число экстренных госпитализаций. Для оценки теперь используются и «потребительские» критерии — удовлетворенность пациента при обращении в медицинскую организацию, отсутствие очередей, удобство записи на прием к врачу, на госпитализацию, доброжелательность и вежливость персонала, время ожидания, чистота в помещениях, доступность информации и т.д.;

2) состав участников оценки — кроме органов управления здравоохранением, территориального фонда ОМС и СМО, участниками оценки становятся пациент и общественные организации, которые выступают в качестве субъектов — участников так называемой независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (статья 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (Закон № 323-ФЗ). Независимая оценка каждой медицинской организации проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года (пункт 8 статья 79.1 Закона № 323-ФЗ) [2]. Полагаем, что такую оценку и формирование рейтинга медицинских организаций надо проводить ежегодно;

3) процедура, методика и технология выполнения оценки, в том числе с использованием методов бенчмаркинга и построения рейтингов медицинских организаций. Будут применяться методы сплошного анкетирования получателей услуг — пациентов, в том числе с помощью портала госуслуг, сайтов органов управления здравоохранением и территориального фонда ОМС.

Результаты оценки становятся общедоступными — публикуются на официальных сайтах органов управления здравоохранением и могут использоваться пациентами при выборе медицинской организации.

Следовательно, критерии оценки деятельности медицинских организаций должны стать стандартизованными для возможности проведения сопоставительной оценки деятельности.

На данный момент существуют проработанные и успешно используемые в сфере здравоохранения национальные стандарты (ГОСТ Р): оценка медицинских технологий (ГОСТ Р 56044—2014) [3], клинические рекомендации (протоколы лечения) (ГОСТ Р 56034—2014) [4], системы менеджмента качества, рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения (ГОСТ Р 53092—2008) [5], оптика офтальмологическая (ГОСТ Р 55040—2012) [6] и др. Однако национальных стандартов для оценки деятельности медицинских организаций на данный момент не существует. Считаем крайне важным создание такого ГОСТ Р в условиях организации национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

Приказом Минздрава России от 13 июля 2018 № 442 утверждены формы анкет для оценки пациентами качества условий оказания услуг медицинской организации с использованием сайта министерства [7]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 № 638 [8] регламентированы правила сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 № 457 [9] принята форма обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о результатах указанной независимой и форма плана по устранению выявленных недостатков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 № 953 [10] определено, что результаты независимой оценки будут учитываться и при проведении мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в национальной пациент-ориентированной системе здравоохранения изменяется также модель оценки качества медицинской помощи (КМП), для этого будут использоваться единые критерии КМП, утверждаемые Минздравом России. Указанные критерии разрабатываются на основе клинических реко-

Рис. 1. Разработка и использование клинических рекомендаций, порядков, стандартов и критериев качества медицинской помощи.

Примечание. КР — клинические рекомендации, МП — медицинская помощь.

мендаций (протоколов), дифференцированно по нозологическим группам, профилям, видам, условиям и формам оказания медицинской помощи. Стандарты медицинской помощи не будут использоваться для оценки деятельности медицинской организации, они будут применяться только для медико-экономического планирования.

Единые критерии оценки качества медицинской помощи утверждены приказом Минздрава России от 10 мая 2017 № 203н [11], а приказом Минздрава России от 08 февраля 2018 № 53н [12] регламентирован порядок разработки стандартов медицинской помощи. В настоящее время обсуждаются изменения в Закон № 323-ФЗ о статусе клинических рекомендаций, процедурах их разработки, верификации и валидизации.

Новая процедура разработки, верификации, утверждения и использования критериев оценки качества и стандартов медицинской помощи схематично представлена на рис. 1.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования и развития системы управления качеством медицинской помощи в новой пациент-ориентированной модели являются:

1) стандартизация критериев оценки деятельности медицинской помощи, дифференцированных по нозологическим группам заболеваний, профилям, видам, условиям и формам ее оказания;

2) переход к ведению первичной медицинской документации в виде формализованной электронной медицинской карты пациента с использованием единых правил кодирования и классификаторов административной и клинической информации. Данные работы ведутся и публикуются регламентной службой ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России;

3) возможность автоматизированного выявления и отбора экспертных случаев для проведения детального экспертного анализа и оценки;

Безопасность пациента

СОП

Профилактика: ВБИ Падений Травмирования

Идентификация

пациента, лекарственных препаратов, МИ

Персонифицированная медицина 4П Персонализация вмешательства Мониторинг ПРеДикция-Превентивность

Чек-листы Партисипативность^ пациента

Оптимизация бизнес-процессов

Кибербезопасность Новые цифровые^ технологии

Новая модель медицинской организации

Контроль

Обеспечение -Ы Информационные -Повышение -W\ Технологические ■ . СОП Финансовые ■

Правовые Менеджмент

Кадровые

Качество услуг, МП Ресурсные

Медицинские

Страхование ответственности

Обеспеченность ресурсами

Лекарства

Оплата труда

А

Нагрузка

НМО

Оборудование

Доступность медицинской помощи

материалы " нормативы

Территориальная

Сантранспорт Т^

Техобслуживание

Здания, jj[_

помещения

Каналы связи

Размещение МО, АО

Требования,

«Доктор \ I \ рядом» \

Транспорт ая \ Л .,

Информационная Сайт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники

Выездные Дороги

врачебные Телемедицина Доступ к ЕГИСЗ бригады лекарственное1 страхование

Нормативные, методические документы

Экономическая

ОУЗ' Терфонд ОМС (плательщик) СМО

Риски

Росздравнадзор Общественная организация Независимая оценка качества услуг МО Пациент

Менеджмент Кто? Что? рисков / КаК

Контроль. Оценка деятельности

Зависимость: от оценки деятельност от плана (задания) Периодичность

Объем оплаты (финансирования)

-центр Временная

Дни и часы работы МО, АО Аптеки (АО)

Наличие лекарств

— стоимость лекарств

— стоимость проезда

— потеря рабочего времени пациента

Инфраструктура системы

Дистанционная продажа

Маршрутизация

Увеличение

— продолжительности жизни

— периода трудоспособности

— качества жизни гражданина

5 уровней МО

За объем услуг За «законченный случай»

За результат

Объект оценки

I

7

Оценка Фондодержание

По подушевым нормативам

Качество:

— услуг МО

— медицинской помощи Эффективность Интегральная оценка

Качество системы здравоохранения

Учет факт. затрат

Себестоимость

Тарифы

Статьи 'Номенклатурах затрат

Единицы оплаты

/

стемы нения

Ч

Уменьшение

— смертности от ПП

— инвалидизации

— нагрузки на ПФР

— нагрузки на ФСС

— затрат пациоента на лечение

— недовольства граждан системой здравоохранения

Способ оплаты

Оценка качества (ЭКМП)

— законченного случая (пациент - одно МО)

— эпизода(пациент — несколько МО)

— на массиве случаев, эпизодов

Рис. 2. Факторы повышения качества системы здравоохранения в рамках проекта Национальной пациент-ориентированной системы здравоохранения.

По смете

4) накопление данных с результатами экспертизы качества медицинской помощи в базах данных персонифицированного учета, которое выполняется в территориальных фондах ОМС;

5) применение современных технологий Big Data для сбора и анализа информации с целью обнаружения корреляций и причинных связей между различными факторами, влияющими на качество и безопасность медицинской помощи;

6) расширение перечня случаев оказания медицинской помощи, подлежащих обязательному экспертному анализу и оценке, на основе комплексного кластерного и дискриминантного анализа собранной информации;

7) создание единой централизованной системы регистрации и учета медицинских (врачебных) ошибок и дефектов медицинской помощи.

В настоящее время в стране отсутствует единая регламентированная система учета и анализа медицинских ошибок, дефектов и ятроген-ных заболеваний, что существенно затрудняет построение эффективной системы управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

Обобщенная многофакторная модель качества пациент-ориентированной системы здравоохранения, важнейшими составными частями которой являются системы оценки качества, представлена в виде диаграммы Исикавы (рис. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В новой пациент-ориентированной модели комплексную оценку деятельности медицинских организаций и системы здравоохранения целесообразно осуществлять на основе следующих стандартных критериев:

1) медико-демографических показателей по различным половозрастным группам населения: заболеваемость, смертность, инвалидизация, факторы риска, случаи временной нетрудоспособности и др.;

2) показателей объема медицинской помощи по различным группам населения: обращаемость за первичной медико-санитарной помощью, уровень госпитализации, число вызовов скорой и неотложной помощи, количество случаев экстренной госпитализации, профилактическая активность и т.д.;

3) показателей качества медицинской помощи: своевременность оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата;

4) удовлетворенности пациента качеством услуг, предоставляемых медицинской организацией: открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность медицинских услуг для инвалидов;

5) количества обоснованных жалоб пациентов на медицинские организации, страховые медицинские организации, органы управления здравоохранением и фонды ОМС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года (проект, Минздрав России, ред. от 28.12.2017). Доступно по: https://www.ros-minzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-raz-vitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii. Ссылка активна на 21.10.2018.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011. Доступно по: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 21.10.2018.

3. ГОСТ Р 56044—2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка медицинских технологий. Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/1200111499. Ссылка активна на 21.10.2018.

4. ГОСТ Р 56034—2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Клинические рекомендации (протоколы лечения). Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/ 1200110991. Ссылка активна на 21.10.2018.

5. ГОСТ Р 53092—2008 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждения здравоохранения. Доступно по: http://docs.cntd.ru/docu-ment/gost-r-53092-2008. Ссылка активна на 21.10.2018.

6. ГОСТ Р 55040—2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Оптика офтальмологическая. Средства ухода за контактными линзами. Доступно по: http:// docs.cntd.ru/document/1200100848. Ссылка активна на 21.10.2018.

7. Приказ Минздрава России от 13 июля 2018 г. №442 «Об организации работ по обеспечению технической возможности выражения мнения пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети Интернет». Доступно по: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9571-pri-

kaz-mimsterstva-zdravoohranemya-rossiyskoy-federatsii-

ot-13-iyulya-2018-g-442-ob-organizatsii-rabot-po-

obespecheniyu-tehnicheskoy-vozmozhnosti-vyrazheniya-

mneniya-patsientami-o-kachestve-usloviy-okazaniya-us-

lug-meditsinskimi-organizatsiyami-na-ofitsialnom-sayte-

ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-v-

seti-internet. Ссылка активна на 21.10.2018.

8. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71859160/. Ссылка активна на 21.10.2018.

9. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2018 № 457 «Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и формы плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71826294/.Ссылка активна на 21.10.2018.

10. Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 № 953 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317». Доступно по: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_305106/. Ссылка активна на 21.10.2018.

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от

10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Доступно по: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71575880/ #ixzz5H5nWUJ3m. Ссылка активна на 21.10.2018.

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от

08.02.2018 г. № 53н «Об утверждении порядка разработки стандартов медицинской помощи». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71859474/. Ссылка активна на 21.10.2018.

Поступила 03.12.2018 Принята к опубликованию 10.12.2018

REFERENCES

1. Strategii razvitiya zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (proekt, Minzdrav Rossii, red. ot 28.12.2017) [Health care development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 (project, Ministry of health of Russia, ed. from 28.12.2017)]. Available at: ht-tps://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federat-sii. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

2. Federal'nyj zakon «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» № 323-FZ ot 21.11.2011 [Federal law on the basis of health protection in the Russian Federation № 323-FZ of 21.11.2011]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

3. GOST R 56044—2014 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Ocenka medicinskih tekhnologij [GOST R 56044— 2014 national standard of the Russian Federation. Health technology assessment]. Available at: http://docs.cntd.ru/doc-ument/1200111499. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

4. GOST R 56034—2014 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Klinicheskie rekomendacii (protokoly lecheni-ya) [GOST R 56034—2014 national standard of the Russian Federation. Clinical guidelines (treatment protocols)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200110991. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. GOST R 53092—2008 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Rekomen-dacii po uluchsheniyu processov v uchrezhdeniya zdra-voohraneniya. Sistemy menedzhmenta kachestva. Reko-mendacii po uluchsheniyu processov v uchrezhdeniya zdravoohraneniya [GOST R 53092—2008 national standard of the Russian Federation. Quality management system. Recommendations for improving processes in health care facilities. Quality management system. Recommendations for improving processes in health facilities]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53092-2008. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

6. GOST R 55040—2012 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Optika oftal'mologicheskaya. Sredstva uhoda za kontaktnymi linzami [GOST R 55040—2012 national standard of the Russian Federation. Ophthalmic optics. Contact lens care products]. Available at: http://docs.cntd.ru/doc-ument/1200100848. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

7. Prikaz Minzdrava Rossii ot 13 iyulya 2018 g. № 442 «Ob organizacii rabot po obespecheniyu tekhnicheskoj voz-mozhnosti vyrazheniya mneniya pacientami o kachestve uslovij okazaniya uslug medicinskimi organizaciyami na oficial'nom sajte Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii v seti Internet» [Order of the Ministry of health of the Russian Federation of July 13, 2018 № 442 «on the organization of work to ensure the technical possibility of expressing the opinion of patients on the quality of conditions for the provision of services by medical organizations on the official website of the Ministry of health of the Russian Federation on the Internet»]. Available at: https:// www.rosminzdrav.ru/documents/9571-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-13-iyulya-2018-g-442-ob-organizatsii-rabot-po-obespecheniyu-teh-nicheskoy-vozmozhnosti-vyrazheniya-mneniya-patsienta-mi-o-kachestve-usloviy-okazaniya-uslug-meditsinskimi-organizatsiyami-na-ofitsialnom-sayte-ministerstva-zdra-voohraneniya-rossiyskoy-federatsii-v-seti-internet. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2018 g. № 638 «Ob utverzhdenii Pravil sbora i obobshcheniya informacii o kachestve uslovij okazaniya uslug organizaciyami v sfere kul'tury, ohrany zdorov'ya, obrazovaniya, social'nogo obs-luzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-so-cial'noj ehkspertizy» [Resolution of the government of the Russian Federation of may 31, 2018 № 638 «on approval of the Rules of collection and compilation of information on the quality of services by organizations in the field of culture, health, education, social services and Federal institu-

tions of medical and social expertise»]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71859160/. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 aprelya 2018 №457 «Ob utverzhdenii formy obyazatel'nogo publichnogo otcheta vysshego dolzhnostnogo lica sub''ekta Rossijskoj Federacii (rukovoditelya vysshego ispolnitel'nogo organa gosudarst-vennoj vlasti sub''ekta Rossijskoj Federacii) o rezul'tatah ne-zavisimoj ocenki kachestva uslovij okazaniya uslug organ-izaciyami v sfere kul'tury, ohrany zdorov'ya, obrazovaniya, social'nogo obsluzhivaniya, predstavlyaemogo v zakonoda-tel'nyj (predstavitel'nyj) organ gosudarstvennoj vlasti sub''ek-ta Rossijskoj Federacii, i formy plana po ustraneniyu ne-dostatkov, vyyavlennyh v hode nezavisimoj ocenki kachest-va uslovij okazaniya uslug organizaciyami v sfere kul'tury, ohrany zdorov'ya, obrazovaniya, social'nogo obsluzhivaniya i federal'nymi uchrezhdeniyami mediko-social'noj ehksper-tizy» [Resolution of the government of the Russian Federation of 17 April 2018 No. 457 «on approval of the form of the mandatory public report of the highest official of the constituent entity of the Russian Federation (head of the Supreme Executive body of state power of the constituent entity of the Russian Federation) on the results of an independent assessment of the quality of services provided by organizations in the field of culture, health, education, and social services submitted to the legislative (representative) body of the constituent entity of the Russian Federation, and the form of a plan to address the shortcomings identified in the course of an independent assessment of the quality of services provided by organizations in the field of culture, health, education, health and social services. social services and Federal institutions of medical and social expertise»]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71826294/. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.08.2018 № 953 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2012 g. № 1317» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 16.08.2018 № 953 «on amendments to the decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2012 № 1317»]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_305106/. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

11. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 10.05.2017 g. № 203n «Ob utverzhdenii kriteriev ocenki kachestva medicinskoj pomoshchi» [Order of the Ministry of health of the Russian Federation from 10.05.2017, № 203n «On approval of criteria for evaluating the quality of medical care»]. Available at: по: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71575880/#ixzz5H5nWUJ3m. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

12. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 08.02.2018 g. № 53n «Ob utverzhdenii poryadka razrabotki standartov medicinskoj pomoshchi» [Order of the Ministry of health of the Russian Federation from 08.02.2018, № 53н «On approval of procedure of development of standards of medical care»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71859474/. Accessed on 21.10.2018. (In Russian).

Received on 03.12.2018 Accepted for publication on 10.12.2018

Сообщение о конфликте интересов: данная работа подготовлена по материалам НИР рег. №АААА-А18-118052490066-2, выполненного по государственному контракту в 2018 году

Сведения об авторах:

Хальфин Руслан Альбертович — д-р мед. наук, профессор, директор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

Столбов Андрей Павлович — д-р тех. наук, профессор, заместитель директора Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, доцент; директор Департамента международных проектов в здравоохранении Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7(499)763-68-02. E-mail: info@hsha.ru

Качкова Ольга Евгеньевна — канд. экон. наук, доцент; заместитель руководителя по учебно-методической работе Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Москва, Россия, ул. Верхняя Масловка, д. 15. Тел. +7(915)205-56-31. E-mail: OEKachkova@fa.ru

Домбровская Елена Николаевна — кандидат эконом. наук, доцент, доцент Департамента учета, анализа и аудита ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Москва, Россия, ул. Верхняя Масловка, д. 15. Тел.: +7(915)353-24-46. E-mail: den242@mail.ru

Бувалин Николай Александрович — аспирант Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

About the authors:

Ruslan A. Khalfin — Doctor of Medical Sciences, Professor, Director of the Higher School for health administration of the Institute for Leadership and Health Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna St., 28. Tel. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

Andrei P. Stolbov — Doctor of Medical Sciences, Professor of the Higher School for health administration of the Institute for Leadership and Health Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna St., 28. Tel.: +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

Victoria V. Madyanova — Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Director of the Department of International Projects in Healthcare, Institute for Leadership and Health Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University). Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna St., 28. Tel. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

Olga E. Kachkova — Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Deputy head of department of the account, analysis and audit of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Financial University of the Government of the Russian Federation. 127083, Russia, Moscow, Verhnyaya Maslovka St., 15. Tel. +7(915)205-56-31. E-mail: OEKachkova@fa.ru

Elena N. Dombrovskaya — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of the account, analysis and audit of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Verkhnaya Maslovka, St., 15. Tel. +7(915)353-24-46. E-mail: Den242@mail.ru

Nikolay A. Buvalin — Postgraduate student of the Institute of leadership and healthcare management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Russia,109004, Moscow, Alexandera Solzhenitsyna St., 28. Tel. +7(499)763-68-26. E-mail: info@hsha.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.