ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Концепция обучения фрактальной геометрии как средство формирования креативности студентов и исследование проблем фрактальной геометрии
Исследования, проводимые под руководством доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, профессора Валерия Сергеевича Секованова, складываются в самостоятельное молодое научное направление. И на страницах этого юбилейного номера мы решили представить вниманию читателей научно-исследовательскую работу коллектива В. С. Секованова.
Концепция обучения фрактальной геометрии, о которой и пойдет речь ниже, в методическом и научном планах привлекает внимание российских и зарубежных ученых, уже получила признание и продолжает активно развиваться исследователями КГУ им. Н.А. Некрасова.
УДК 514
Секованов Валерий Сергеевич
доктор педагогических наук кандидат физико-математических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФРАКТАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
В статье рассказано об изучении фрактальной геометрии в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова.
Ключевые слова: фрактальная геометрия, методика преподавания, конференции, научно-исследовательская работа.
Фрактальная геометрия как бурно развивающаяся ветвь современной математики имеет множество приложений практически во всех областях человеческой деятельности. Однако данная дисциплина пока не входит в стандарты вузовского образования. C одной стороны, идеи фрактальной геометрии востребованы в различных отраслях человеческих знаний, с другой стороны, отсутствует методика ее преподавания. Следовательно, назрела необходимость создания концепции обучения фрактальной геометрии.
Целью нашего исследования является формирование креативности и компетентности студентов и школьников при обучении фрактальной геометрии и исследование проблем данной науки. Фрактальная геометрия в настоящее время бурно развивается и имеет приложения в различных областях знаний. Фракталы являются объектами природы. Поэтому знакомство школьников и студентов с данными математическими объектами имеет большое познавательное значение. Содержание НИР будет нацелено на интеграцию математики с информатикой и другими дисциплинами, включая художественное творчество.
На базе деятельностного, личностно-ориентированного, синергетического подходов, мотивации, гуманитаризации и гуманизации образования нами разработана концепция «Обучение фрактальной геометрии как средство формирования креативности студентов физико-математических специальностей университетов». Данная концепция включает следующие компоненты: принципы, условия выполнения концепции, дидактическую систему, задачи, методы, формы, содержание, виды математической деятельности, средства, механизм осуществления внутреннего и внешнего мониторинга, модель решения задач фрактальной геометрии и как средства формирования креативности студентов физико-математических специальностей университетов. Важно отметить, что изучение фрактальной геометрии предполагает использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Более того, построение фракталов без использования компьютера практически невозможно.
К нашим исследованиям по фрактальной геометрии начинает проявляться интерес. Так, например, американское математическое общество внесло наши научные исследования в свой каталог научной литературы.
© Секованов В.С., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
153