Садофьев А. А.
КОНЦЕПЦИЯ «ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА» КАК ПАРАДИГМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
6.2. КОНЦЕПЦИЯ «ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА» КАК ПАРАДИГМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Садофьев Андрей Александрович, соискатель кафедры экономики и финансов общественного сектора Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
vmp2010@mail. ru
Аннотация: в современной экономике ведущим фактором экономического развития становятся знания и интеллект, что обусловило формирование и ускоренное развитие принципиального нового сектора современной экономики, специализирующегося на производстве интеллектуальных услуг. Это позволяет говорить об интеллектуализации региональной экономики и важности концепции «обучающегося региона». В статье показаны условия реализации данной концепции, а также основные факторы, сдерживающих формирование экономики «знаний» в отечественных региональных социально-экономических системах.
Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальные услуги, интеллектуализация региональной экономики, «обучающийся регион».
THE CONCEPT «THE TRAINED REGION» AS THE PARADIGM OF TERRITORIAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ECONOMY OF KNOWLEDGE
Sadofiev Andrey A., the applicant of the Department of Economics and Finance of the public sector Study place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
vmp2010@mail. ru
Annotation: the leading factors of economic development in the modern economy are knowledge and intelligence, which caused the formation and quick development of fundamentally new sector of the modern economy, specializing in the production of intellectual services. It gives a chance to speak about the «intelligence» of the regional economy and the importance of the concept of a «learning region». The article shows the conditions for the implementation of this concept, as well as the major constraints to building the economy of «knowledge» in the national regional socio-economic systems.
Keywords: economy of knowledge, intelligent services, intellectualization of the regional economy, the «learning region».
В настоящее время в рамках социально-экономических систем всех уровней происходит трансформация ключевых принципов их функционирования в контексте реализации парадигмы формирования «общества знаний». В полной мере это относится и к современным тенденциям развития, находящим свое проявление на региональном уровне в том, что важнейшим институтом формирования базиса качественно новых по своему сущностному содержанию социально-экономических систем территорий являются процессы производства, накопления и использования новых знаний.
Крайне важным при анализе новой парадигмы регионального развития является впервые предложенный Н. Стером подход к трактовке знания как способности к социальным действиям [1]. Отталкиваясь от него, можно вполне логично заключить, что в рамках общества знаний происходит переход от воздействия общества на окружающий мир, что было характерно для индустриальной фазы экономического развития, к воздействию на самого себя.
В рамках современной системы экономических отношений знания и интеллект выходят на ведущее место среди факторов экономического развития. Данные обстоятельство обусловили формирование и ускоренное развитие принципиального нового сектора современной экономики, специализирующегося на производстве интеллектуальных услуг, который становится одним из драйверов регионального развития. В данном контексте можно говорить об интеллектуализации региональной экономики, под которой понимается совокупность процессов,
вследствие которых информация и интеллектуальные услуги обретают более высокую рыночную стоимость, чем товары, имеющие натурально-вещественную форму.
Отметим, что применительно к формированию основ экономики знаний на региональной экономике многие исследователи предпочитают употреблять не понятие «экономика знаний», а дефиницию «обучающаяся экономика».
Основы концепции «обучающегося региона» впервые была представлена М. Сторпером на ежегодном совещании Ассоциации американских географов в 1991 году. Данная концепция получила развитие в работах американского исследователя Р. Флориды, констатировавшего, что обучающиеся регионы функционируют в виде хранилищ знаний и идей, формируя при этом необходимую инфраструктуру и среду, которая облегчает процессы обмена ими [2].
Р. Флорида указал на схожесть характеристик регионов и компаний, успешно развивающихся в рамках «экономики знаний». По его мнению, и для первых, и для вторых характерны непрерывное усовершенствование, поиск новых идей, трансформация структур управления на основе сетевого взаимодействия, децентрализация процессов разработки и принятия управленческих решений, гибкость и концентрация на текущих и будущих вызовах внешней среды.
Согласно позиции Европейского центра по развитию профессионального образования, одной из отличительных особенностей «обучающихся регионов» является организация сотрудничества образовательных и научно-исследователь-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
ских учреждений, бизнес-структур и общественных организаций в процессе получения новых знаний, необходимых для решения ключевых проблем регионального развития. Для подобных регионов характерно наличие поддержки экономической активности при помощи выстраивания комбинаций таких факторов как непрерывное обучение, инновационная деятельность и творческое использование информационно-коммуникационных технологий.
Отметим, что в рамках концепции «обучающегося региона» обосновывается положение о том, передача знаний является таким социальным процессом, который более эффективно реализуется в условиях непосредственной пространственной близости его субъектов, обеспечивающей формирование более насыщенных потоков знаний. В этой связи весьма актуальным является концепция концентрированной децентрализации, предполагающая объединение ключевых элементов интеллектуального потенциала региона в определённых узлах территориальной экономической системы, способных оказывать стимулирующее влияние на ее развитие [3]. На практике обычно практикуется территориальное, отраслевое либо функциональное обособление «точек интеллектуального роста» региональной экономики в рамках определенных институциональных образований, к которым можно отнести кластеры и поликластеры, технопарки и технополисы, инновационные сети, территории опережающего развития и т.д.
По мнению А.С. Макарычева, ключевыми условиями реализации концепции «обучающегося региона» являются [4]:
- определение роли человеческого капитала в качестве базиса регионального социально-экономического развития;
- наличие институциональных основ для реализации процесса стратегического планирования;
- открытый характер интеллектуальной среды;
- наличие развитого и насыщенного регионального дискурса;
- готовность региональных элит к сетевому взаимодействию.
Касаясь роли систем регионального обучения в процессе
реализации концепции «обучающегося региона», отметим, что современная система образования являет собой один из основных институтов, формирующих качество жизни населения, сердцевину экономического благосостояния и конкурентоспособности, возможность реализации научного и культурного потенциала.
Образовательные услуги являются одним из важнейших видов интеллектуальных услуг, направленных на преумножение интеллектуального потенциала региона. Ввиду того, что данный элемент регионального потенциала является все более важным фактором обеспечения конкурентоспособности территории в условиях «общества знаний», по мнению многих специалистов, в самой ближайшей перспективе уровень региональной конкурентоспособности все в большей мере будет определяться конкурентоспособностью образовательных систем [5]. Именно потому обеспечение эффективного развития сектора образовательных услуг во многом становится драйвером социально-экономического развития, а сам данный сектор играет роль ключевого элемента в системе интеллектуальных услуг, в наибольшей степени определяющим воспроизводство интеллектуального потенциала в рамках «обучающегося региона». При этом участие в реализуемых в регионе образовательных программах обретает характер социального взаимодействия, становясь важнейшей составляющей деятельности сообщества.
Одним из важнейших направлений формирования «обучающегося региона» выступает использование сетевых форм
взаимодействия производителей знаний. В этой связи понятие сети, которую можно определить в качестве полимагистральной структуры, в которой ее элементы соединяются большим числом магистралей, каждая из которых состоит из множества путей, является важнейшим при определении процессов, происходящих в рамках подобной территориальной структуры.
В сетевой структуре передача информации между ее элементами, распространяющейся по всем сетевым ячейкам, осуществляется с очень высокой скоростью. Развитие взаимодействия участников сети основывается на рациональном распределении знаний, которые используются в различных звеньях данной структуры. При этом она способна эволюционировать не только в направлении изменения своей внутренней структуры, но и в контексте наличия возможности оказывать влияние на факторы внешней среды в соответствии с целевыми установками регионального развития.
Касаясь такого института, присущего «обучающемуся региону» как кластеры, отметим, что, в общем и целом, понятие «кластер» обозначает некую совокупность отдельных элементов, формирующих единое целое для обеспечения реализации конкретных функций. Совокупность этих элементов функционирует эффективнее, чем каждый из элементов в отдельности.
Использование кластерного подхода позволяет рассматривать механизмы интеграции различных интересов его резидентов через общую структуру взаимоотношений. Выгоды, которые предполагает организационная совместимость и доверие, получаемые в непрерывных процессах взаимного обмена, помогают в обеспечении нормального хода инновационных взаимодействий внутри кластера. Это стимулирует развитие новых производств, ускоряет внедрение инноваций и стимулирует повышение адаптивности резидентов кластера к изменению условий внешней среды.
Кластеры в значительной степени являются одним из институтов инноваций, образующих региональную инновационную систему, выступающую в качестве одного из базисных элементов «обучающегося региона». Данное понятие специалисты трактуют в качестве комплекса организаций и учреждений, осуществляющих на территории региона деятельность, связанную с созданием и распространением инноваций, а также организационно-правовых условий этой деятельности. Ключевой целью формирования региональных инновационных систем является интеграция усилий региональных органов власти и управления, организаций научно-технической сферы, образовательных учреждений и бизнес-структур в контексте активизации инновационных процессов в регионе, осуществления мероприятий по технологической модернизации региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности.
Именно соединение в рамках пространства отдельно взятого региона таких элементов как эффективно функционирующие система регионального обучения, кластерные и сетевые структуры, а также инновационные институты формирует основу для формирования модели «обучающегося региона».
Удачным примером реализации концепции «обучающегося региона» является французский регион Пуату-Шаранта. Изначально аграрноориентированная территория стала активно развивать технологии связи и мультимедиа на основе привлечения высококвалифицированной рабочей силы. Одним из центров развития региона стал технопарк «Футуроскоп» как объект, развивающий научные исследования, образовательные и досуговые проекты. Резидентами технопарка стали бо-
Садофьев А. А.
КОНЦЕПЦИЯ «ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА» КАК ПАРАДИГМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
лее 70 компаний, создавших полторы тысячи рабочих мест в парке и более десяти тысяч - вне его рамок.
Текущие реалии развития большинства отечественных региональных социально-экономических систем не всегда формируют основу, необходимую для становления экономики знаний и практической реализации концепции «обучающегося региона». Среди основных факторов, сдерживающих формирование экономики знаний на региональном уровне, можно указать следующие:
- недостаточный инвестиционный поток финансирования научно-технической сферы экономики региона;
- превалирование гуманитарной специализации высшего и среднего образования;
- отсутствие осмысленной структуры финансирования полного цикла инновационного развития и конструктивных представлений о вариантах динамики развития такой структуры;
- низкая степень развития системы информационного обеспечения науки, производства и потребительской сферы;
- необоснованность научно-технологических и инновационных приоритетов и др.
Наличие данных факторов в рамках современного этапа развития большинства территориальных социально-экономических систем предопределяет необходимость смены парадигм деятельности региональных властей в контексте обеспечения интеллектуализации экономики, базирующейся на формировании условий для производства и использования новых знаний и технологий, для чего необходимо создание современной системы управления интеллектуальным потенциалом региона.
Отметим, что если традиционная парадигма регионального управления уделяла недостаточное внимание развитию институциональных основ формирования «экономики знаний», то концепция формирования «обучающегося региона» ориентирована на формирование возможностей для создания технико-экономических пространств, основу которых составляет региональная инфраструктура знания.
Только на основе умелого управления регионом как подобным пространством представляется возможным обеспечить его инновационно-технологическое развитие в контексте завоевания и удержания новых конкурентных позиций на национальных и международных рынках.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,89%.
Список литературы:
1. Stehr N. Knowledge and economic conduct: The social foundations of the modern economy. - Toronto: University of Toronto Press, 2002.
2. Florida R. Toward the learning region // Futures, - 1995, № 27. - P. 529.
3. Ланина О.В., Бочарова О.Н., Потокина С.А. Новая парадигма модернизации регионального социально-экономического пространства // Социально-экономические явления и процессы. -2012, № 9. - С. 88.
4. Макарычев А.С. Проектные сети, трансферт знаний и идея «обучающегося региона» // Pro et Contra. - 2003, № 2. - С. 39.
5. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. - М.: Дело, 2013. - С. 3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Садофьева А. А. «Концепция «обучающегося региона» как парадигма территориального развития в условиях экономики знаний» Современная экономическая наука уделяет пристальное внимание выявлению роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективного функционирования экономических систем и их интенсивном развитии, так как доминирующей сферой экономической активности становится сфера услуг, в первую очередь интеллектуальных.
Перспектива развития цивилизованных государств в условиях перехода к постиндустриальному обществу связана с решением проблем охраны, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального капитала как одного из важнейших стратегических факторов экономического роста в условиях «экономики знаний». При этом ключевым элементом новой эпохи глобализационных изменений являются регионы. Они определяют в качестве главных факторов развития повышение квалификации и всестороннего развития своего населения и тем самым приобретают характерные черты «обучающегося региона».
Указанные обстоятельства актуализируют выбор темы исследования Садофьева А.А.
В рецензируемой статье указаны отличительные особенности «обучающихся регионов», приведены ключевые условия реализации концепции «обучающегося региона», при этом особая роль отводится эффективному развитию сектора образовательных услуг, который во многом становится драйвером социально-экономического развития.
Интересным с научной точки зрения представляется предложение автора об использовании сетевых форм взаимодействия производителей знаний.
Автором также справедливо отмечена роль кластерного подхода при реализации концепции «обучающегося региона», так как кластеры в значительной степени являются одним из институтов инноваций, образующих региональную инновационную систему, выступающую в качестве одного из базисньк элементов «обучающегося региона».
Теоретическую и практическую значимость представляют предложения автора для формирования модели «обучающегося региона» использовать соединение в рамках пространства отдельно взятого региона таких элементов как эффективно функционирующие система регионального обучения, кластерные и сетевые структуры, а также инновационные институты.
Текст рецензируемой статьи соответствует критериям целостности и логической взаимосвязи элементов содержания. Работа написана в научном стиле, материал изложен логично и аргументированно.
Подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что статья Садофьева Андрея Александровича «Концепция «обучающегося региона» как парадигма территориального развития в условиях экономики знаний» рекомендуется к публикации в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и управления
Адыгейского государственного университета
Захарова Е.Н.