Б01 10.15593/2224-9354/2017.1.13 УДК 332.1 (470+571)
З.М. Ишназарова
ЭКОНОМИКА РОССИИ: МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗНАНИЙ
Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологического подхода к формированию комплекса институциональных факторов и условий, способствующих формированию экономики, основанной на знаниях. В статье проводится анализ современного этапа развития экономики России, определяются теоретико-методологический задел, особо значимые факторы и ресурсы экономики, основанной на знаниях. Определены роль и место основных категорий данной экономики в понятийном аппарате современной экономической науки, в том числе выделены сходства и различия между определениями, характеризующие тенденции современного социально-экономического развития. Показана особая значимость знаний как стратегического ресурса социально-экономического развития. Аргументация теоретических положений и полученных выводов осуществлялась на основе применения общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение), специфических методов (обобщение и интерпретация научных данных, оценка социально-экономических показателей и уровня развития экономики, основанной на знаниях), методов диалектической логики, синергетики, статистики и социологии. Сделан вывод, что увеличение роли знаний в современном социально-экономическом развитии обусловило формирование нового направления - экономики, основанной на знаниях, а проблемы ее становления и развития - актуальность теоретико-методологического обеспечения реализации данного процесса. Интеллектуальный капитал в настоящее время становится одним из ключевых ресурсов развития экономики, основанной на знаниях, а индивидуумы - носители частного интеллектуального капитала - оказываются вовлеченными в сложную, многогранную и многоуровневую систему социально-экономических и культурных взаимосвязей, а также производственных отношений в рамках функционирования общественного человеческого капитала, обеспечивающую синер-гетический эффект и возрастающую отдачу от воспроизводственных процессов в масштабах народного хозяйства в целом. Даны рекомендации по совершенствованию институциональной среды экономики, основанной на знаниях в России.
Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях, знание, интеллектуальный капитал, рентоориентированная экономика, институциональная среда.
В условиях интенсивной глобализации мирового хозяйства и усиливающейся международной конкуренции происходит формирование новых направлений экономического роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших ресурсов развития общества и цивилизации. Характерной особенностью данного процесса становится переориентация интересов субъектов социально-экономических отношений с максимизации полезности от использования природных ресурсов и извлечения рентного дохода на область интеллектуального предпринимательства, высокотехнологичных производств, создания и использования знаний во всех сферах жизнедеятельности [1, с. 44]. Конкурентоспособность любой социально-экономичес-
© Ишназарова З.М., 2017
Ишназарова Зульфия Мирзовна - канд. экон. наук, младший научный сотрудник Института региональных исследований Республики Башкортостан, e-mail: [email protected].
кой системы в настоящее время определяется насыщенностью ее институциональной среды знаниеемкими элементами и механизмами их эффективного использования.
Социально-экономические, политико-правовые, природно-географичес-кие и историко-культурные предпосылки сформировали институциональную среду российской экономики, способствующую преимущественно извлечению рентного дохода от эксплуатации природных ресурсов, а не получению добавленной стоимости от использования новых знаний и технологий. Следствием сложившейся ситуации становится некоторое снижение темпов развития большинства отраслей и сфер экономики России по показателям науко-емкости, технологической оснащенности, ресурсосбережения, экономической, социальной и экологической эффективности по сравнению со странами, лидирующими в развитии экономики, основанной на знаниях [2, с. 120]. В числе причин - недостаточная эффективность существующей в настоящее время институциональной инфраструктуры развития интеллектуального капитала, некоторая изолированность большинства субъектов экономики от сферы производства и использования знаний, невысокая заинтересованность государства и общества в инновационном развитии [3-5].
Необходимость перехода российской экономики на новый этап развития с ориентацией на интеллектуализацию социально-экономических процессов в обществе, активную инновационную деятельность субъектов экономики всех уровней и сфер деятельности, интенсивное развитие интеллектуального капитала настоятельно выдвигает на передний план задачу теоретической проработки механизмов формирования институциональных предпосылок и условий становления и развития экономики, основанной на знаниях [6-8].
Несмотря на то, что изучение закономерностей развития экономики, основанной на знаниях, ведется относительно недавно, создан определенный теоретико-методологический задел, включающий в себя: 1) категориальный аппарат, отражающий специфику различных процессов и явлений, характерных для данного научного направления; 2) публикации в научных изданиях и средствах массовой информации, посвященные данной тематике; 3) систему показателей измерения состояния экономики стран, находящихся на различных этапах перехода к новым направлениям развития; 4) разработанные и предложенные в качестве альтернативных варианты становления и развития экономики, основанной на знаниях [9, 10].
Выявлены проблемы, препятствующие как более глубокому теоретическому осмыслению существующих в настоящее время тенденций и противоречий в области производства и использования знаний, так и практической реализации имеющихся и вновь создаваемых разработок и их активной адаптации в организационно-экономических механизмах развития и управления современным обществом. К числу основных проблем автором отнесены:
1) недостаточно четкое разграничение между категориями «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний», «инновационная экономика», «новая экономика» и их содержанием;
2) неполная изученность предпосылок и условий формирования экономики, основанной на знаниях, и причин, препятствующих развитию данного направления в ряде стран, и прежде всего, в России;
3) отсутствие должного внимания к интеллектуальному капиталу как одному из основных факторов развития экономики, основанной на знаниях;
4) невысокая эффективность механизмов формирования институциональной среды новых направлений социально-экономического развития вследствие разработки их без учета особенностей страны.
Знаниеемкие отрасли экономики (сфера образования, НИОКР, производство высокотехнологичных товаров и оказание интеллектуальных услуг) приобретают сегодня особую важность, что обусловлено следующими причинами: а) знание, так же как труд, земля и капитал, становится основным фактором производства; б) использование знания увеличивает эффективность производственных процессов; в) знание как ресурс обладает свойством синергии, т.е. многократно непропорционально увеличивает конечный результат своего использования; г) знание представляет собой стратегический ресурс, позволяющий, даже при ограниченности прочих видов ресурсов, получать значительный доход при условии его правильного коммерческого использования [11].
Определены роль и место основных категорий экономики, основанной на знаниях, в понятийном аппарате современной экономической науки, в том числе выделены сходства и различия между определениями, характеризующие тенденции современного социально-экономического развития. Так, понятие «экономика, основанная на знаниях» относится к направлениям социально-экономического развития, важными факторами которых выступают создание и реализация интеллектуального капитала, а экономические процессы имеют значительное интеллектуальное наполнение. Понятие «экономика знаний» - более узкое по сравнению с понятием «экономика, основанная на знаниях», и отражает совокупность отношений, складывающихся в системе производства распределения, обмена и потребления знаний как объекта управления. Понятие «новая экономика» применяется, как правило, относительно ко времени и характеризует современный, на данный момент, этап развития экономики. Инновационная экономика - это сектор (часть) экономики, основанной на знаниях, с высокой долей инновационной составляющей. «Экономика знаний» и «инновационная экономика» - это относительно обособленные сектора экономики, основанной на знаниях. Постиндустриальное общество - это тип общества, характеризующийся преобладанием нематериального производства над материальным, активным развитием сферы
услуг, значительной долей высокотехнологичных производств, высокой степенью использования информации и знаний. Экономика, основанная на знаниях, может рассматриваться как одна из основных составляющих постиндустриального общества.
Показана особая значимость знаний как стратегического ресурса социально-экономического развития. Так, на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, профессиональном образовании, модернизации и инновационном обеспечении производства в развитых странах приходится 70-85 % прироста ВВП [3]. При этом удельный вес инновационной составляющей в приросте ВВП развитых стран равен 30-50 % и демонстрирует устойчивую тенденцию роста. В США рост инновационной составляющей в приросте ВВП за период 1980-2010 годов - 4,6 процентных пункта (с 30 до 34,6 %), в Японии - 12,3 п.п. (с 30,6 до 42,3 %), в Европе - 4,5 п.п. (с 45,5 до 50,0 %), что также подтверждает экономическую целесообразность и эффективность вложений в производство и использование знаний.
По результатам исследования, проведенного с целью выявления роли и места интеллектуального капитала в институциональной среде современного социально-экономического развития, сформулированы следующие выводы.
1. Интеллектуальный капитал может быть интерпретирован в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность нематериальных благ (техническое и программное обеспечение, базы данных, патенты и пр.) и человеческий капитал страны, в узком смысле - это совокупность интеллектуально-мыслительных способностей, профессиональных знаний и навыков человека, использование которых повышает производительность и эффективность его деятельности [12, 13].
2. Общей составляющей рынка интеллектуальных услуг, НИОКР, специальных навыков, получаемых или находящихся в процессе приобретения, есть явные и неявные знания, капитализированные определенным образом. При этом капитализация явных знаний происходит в материальных носителях (высокотехнологичные товары и услуги) и неявных знаний - в нематериальных носителях (техническое и программное обеспечение, базы данных, патенты, умения и навыки человека и пр.).
3. К числу специфических свойств интеллектуального капитала (в узком смысле) относятся сравнительно низкая ликвидность, относительно «длинный» период возврата инвестиций (в среднем 15-20 лет), повышенная степень неопределенности и риска при одновременно более высокой рентабельности (капиталоотдаче), пользование данным капиталом возможно лишь в процессе труда своего владельца, т.е. человека.
4. Важнейшими формами вложений в интеллектуальный капитал являются расходы на образование и накопление профессионального опыта, подготовку и переподготовку на производстве, обеспечение географической
и профессиональной мобильности, организацию поиска информации о конъюнктуре рынка труда и наличии вакансий.
5. Интеллектуальному капиталу свойственно такое явление, как «утечка умов» - выезд ученых и квалифицированных специалистов за пределы страны в поиске более благоприятного на их взгляд места приложения своих способностей. Высокий уровень российской «научной эмиграции» наблюдался в 1990-2000-е годы. В настоящее время ситуация стабилизировалась. Необходимо отметить, что «утечка умов» представляет собой неоднозначное явление: с одной стороны, страна теряет подготовленных специалистов, с другой - результаты деятельности специалистов становятся мировым благом. В качестве меры, способствующей снижению оттока российских ученых за границу, может быть предложено формирование контрактных взаимоотношений на рынке «научного труда», в том числе согласованная работа и при необходимости изменение институциональных структур формирования и использования интеллектуального капитала, введение системы компенсационных выплат принимающей стороной.
6. В развитых странах суммарные инвестиции в интеллектуальный капитал превышают инвестиции в прочие виды капитала [3], что способствует не только развитию инновационной экономики, сферы НИОКР и интеллектуальных услуг, но и повышению статуса ведущих экономических держав, росту международных рейтингов стран, укреплению позиций национальных экономик в мировом экономическом пространстве.
7. Интеллектуальный капитал может рассматриваться как значимый ресурс становления и развития экономики, основанной на знаниях, поскольку: 1) аккумулирует существующие и генерирует новые знания, формируя тем самым основу развития любой социально-экономической системы; 2) способен решать сложные комплексные задачи в силу обладания разноплановыми и разносторонними знаниями; 3) овеществляет первоначальные идеи в конечную продукцию, технологии, услуги посредством материального и нематериального производства; 4) принимает участие в большинстве процессов, происходящих в современном обществе.
Таким образом, интеллектуальный капитал в настоящее время становится одним из ключевых ресурсов развития экономики, основанной на знаниях, а индивидуумы - носители частного интеллектуального капитала -оказываются вовлеченными в сложную, многогранную и многоуровневую систему социально-экономических и культурных взаимосвязей, а также производственных отношений в рамках функционирования общественного человеческого капитала, обеспечивающую синергетический эффект и возрастающую отдачу от воспроизводственных процессов в масштабах народного хозяйства в целом.
В ходе исследования причин сложившейся в российской экономике ситуации (медленное развитие институтов экономики, основанной на знаниях,
неразвитость институциональной инфраструктуры, изолированность большинства субъектов экономики от сферы производства и использования знаний и т.д.) установлено следующее:
1. Ориентированность экономики во многом определяется интересами властных структур, полномочия которых в том числе включают распределение дохода от владения и использования объекта интереса. Так, высокотехнологичные производства и инновационные технологии становятся объектом интересов распределительных коалиций (государственный аппарат, руководство корпораций и пр.), наделенных правом распределения результатов деятельности объекта интереса (бюджет государства, компании и пр.) в странах, экономика которых ориентирована на использование знаний в качестве основного источника дохода (Япония, Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды - страны-лидеры рейтинга экономик, основанных на знаниях). Располагая незначительными запасами природных ресурсов, в извлечении прибыли эти страны делают «ставку» на прибавочную стоимость результата использования новых знаний при производстве продукции и оказании услуг, добавленный инновационный доход, разработку и внедрение сберегающих знание-емких технологий и т. д.
2. Россия, наряду с Мексикой, Турцией, Казахстаном, относится к группе стран, где основой ориентированности экономики остается рентоизвлече-ние от использования природных ресурсов. Последние несколько десятилетий структура отечественной экономики определяется явно выраженной сырьевой направленностью развития. Сырье и полуфабрикаты составляют значительную долю российского экспорта (не менее 75 %), в том числе нефть и нефтепродукты - около 40 % его объема. Более 3/4 государственного бюджета формируется за счет продажи минеральных ресурсов [1]. Ситуация усугубляется тем, что начиная с 1990-х годов происходит постоянное перераспределение прав владения и управления природными ресурсами между центральной властью и регионами, что неизбежно приводит, с одной стороны, к конфликту интересов распределительных коалиций всех уровней, стремящихся сохранить (удержать) контроль над природными ресурсами, позволяющий получать высокий доход от их использования, с другой - к усиливающейся ресурсной зависимости субъектов хозяйственной деятельности.
3. Существование рентных институтов [2] - реальность современного российского общества, а одна из основных проблем институционализации природной ренты - традиционно сильная бюрократическая система, основой финансового обеспечения которой остается система изъятия природной ренты. Будучи по сути призванной обеспечивать решение важнейших задач развития общества данная система обслуживает группы интересов властных структур, сосредоточивших в своих руках контролирующие рычаги владения и распоряжения природными ресурсами.
4. В условиях демократического общества как в России, так и в большинстве стран, обладающих сырьевыми ресурсами, рентоискательство реализуется через процесс лоббирования. Природная рента извлекается и присваивается частично представителями связанного с государственной властью бизнеса через льготы, завышенные цены, преступные группировки, открытие счетов в иностранных банках и т.д., частично органами государственной власти через явное и скрытое дополнительное налогообложение, частично коррумпированными чиновниками через взятки. Пропорции распределения рентного дохода между данными группами зависят от конкретных обстоятельств и характера имеющихся в обществе институциональных барьеров и санкций.
5. Рентоориентированность поведения значительного числа субъектов российской экономики влечет за собой формирование институциональной среды, обеспечивающей концентрацию усилий не на создании добавленной стоимости от использования новых знаний и технологий, а на перераспределении дохода от существующего природно-ресурсного потенциала. Распределительные коалиции, нацеленные на максимизацию рентного дохода и обладающие на то достаточными полномочиями: 1) обеспечивают правовые условия по созданию структур, способных принести рентный доход (госкорпорации, холдинговые компании, закрытые акционерные общества и т.д.); 2) разрабатывают механизмы поддержания данных структур в жизнеспособном состоянии с помощью соответствующей корректировки законодательной базы и перераспределения инвестиционного обеспечения; 3) извлекают природную ренту и различного рода квазиренты (административные, налоговые и пр.); 4) защищают объект интереса от нежелательных проникновений посредством создания административных и политических барьеров.
Таким образом, институциональная среда преимущественно рентоори-ентированной российской экономики представляет собой устоявшийся организационно-экономический механизм, успешное функционирование которого осуществляется в интересах групп властных структур (распределительных коалиций) посредством создания институтов присвоения дохода от владения и использования природных ресурсов [14, 15].
По результатам исследований институциональных предпосылок и условий социально-экономического развития современной России сделаны следующие выводы.
1. Институциональная среда, рассматриваемая в контексте становления экономики, основанной на знаниях, представляет собой совокупность институциональных составляющих как форм организации деятельности субъектов экономики, участвующих в процессе производства, обмена и использования знаний, а также норм и механизмов регулирования отношений, возникающих в процессе их взаимодействия. Основными субъектами, участвующими в процессе обмена знаниями, определены органы управления всех уровней,
институты формирования и использования интеллектуального капитала сфера образования, здравоохранения, науки и т.д. (рис. 1).
Рис. 1. Институциональная среда рентоориентированной экономики (составлено автором)
2. Рентоориентированность большинства процессов в экономике современной России влечет за собой формирование неадаптивной институциональной среды, основные функции которой ограничиваются поддержанием существующей системы взаимодействия субъектов экономики. При этом высшие уровни управления, удовлетворяя свои формализованные и неформализованные интересы, стремятся централизовать контроль поступления доходов от использования природных ресурсов. Низшие звенья выполняют предписания «сверху», но, следуя своим интересам, стараются оставить как можно большую часть полномочий на своем уровне.
3. Основными интересами государственного аппарата на федеральном уровне остаются контроль над рациональностью использования ресурсов и денежно-финансовых потоков (формализованный интерес) и стремление получить большую власть над ресурсами и денежно-финансовыми потоками (неформализованный интерес). Положительный эффект использования данной модели институциональной экономики - возможность большего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, обеспеченными с помощью систематизированной отчетности, унификации действий, что делает их эффективными по затрачиваемому времени; отрицательный - уход от жесткого контроля нижестоящими участниками, упущение ряда важных аспектов хозяйственной деятельности в виду невозможности их полного учета при составлении отчетности, а также вследствие наличия большого числа преград и барьеров при осуществлении данных процессов. Действия государственного аппарата нацелены на централизацию хозяйственных процессов (оптимизация финансовых, образовательных, медицинских структур, перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального бюджета и др.).
4. На региональном уровне интересы государственного аппарата включают в себя стремление оставить в своей компетенции возможность использования региональных ресурсов и денежно-финансовых потоков (формализованный интерес) и желание получить большую власть над региональными ресурсами и денежно-финансовыми потоками (неформализованный интерес). Положительный эффект данной модели управления - более быстрое решение вопросов по осуществлению экономических процессов на региональном уровне, отрицательный - коррумпированность экономических процессов, административные барьеры и преграды, не окупающие свою стоимость. Действия нацелены на выполнение предписаний федерального уровня, создание дополнительных условий для реализации права регионального управления над хозяйственными объектами [6].
5. Важное значение в данной структуре имеют институты формирования и институты использования интеллектуального капитала (см. рис. 1). Преобладающая рентоориентированность процессов управления негативным образом сказывается на их современном состоянии и перспективах развития. Формализованные интересы в данных институтах регламентируются нормативно-правовыми документами, зачастую не учитывающими реальную ситуацию «на местах». Неформализованные интересы сосредоточены на решении текущих проблем без привлечения новых знаний и технологий. Отрицательные эффекты и количеством, и масштабами перекрывают положительные эффекты от использования данной модели институциональной среды.
6. Результатом сложившейся ситуации можно считать технологическую отсталость большинства сфер и отраслей народного хозяйства от отраслей и сфер мировых лидеров. Так, доля современных технологий (так называе-
мых технологий пятого уклада с периодом разработки 1980-2020 годов) в российской экономике составляет около 10 %, более 50 % относится к четвертому укладу (1940-1980 гг.) и около 30 % к третьему укладу (1900-1940 гг.), тогда как для сравнения в США доля технологий пятого технологического уклада составляет 60 %, четвертого - 20 %, около 5 % приходится на шестой технологический уклад (2020-2060 гг.) [6, 7, с. 59]. При этом данное соотношение технологий по оценкам Всемирного банка в течение последних несколько десятилетий не меняется.
Таким образом, институциональная среда рентоориентированной экономики поддерживается, с одной стороны, государственным аппаратом, с другой - институциональными условиями ее существования (устоявшийся менталитет общества, укоренившиеся интересы властных структур, систематизированные и стандартизированные взаимоотношения между федеральными и региональными органами управления, адаптация к жестким рамкам институциональной инфраструктуры, значительный ресурсный потенциал страны), максимально нацелена на сохранение существующей ситуации и не позволяет осуществить безболезненный и своевременный переход на новый этап развития общества - экономику, основанную на знаниях.
В качестве вариантов перехода российской экономики на новый этап развития автором предложены несколько путей, позволяющих минимизировать социально-экономические потери общества от данного перехода.
1. Модель институциональной среды экономики, основанной на знаниях, максимально приближенная по структуре и составу к существующей сегодня институциональной среде развития экономики (рис. 2), но с преимущественной ориентацией не на природные, а на интеллектуальные ресурсы. Основными субъектами процесса обмена знаниями остаются органы управления всех уровней, институты формирования и использования интеллектуального капитала, потребители знаниеемких продуктов, технологий и услуг. При этом кардинально меняется содержание институциональных составляющих модели:
♦ Основным формализованным интересом государственного аппарата на федеральном уровне становится не контроль над использованием природных ресурсов, а увеличение добавочной стоимости товаров и услуг как результат использования знаний. При этом неформализованным интересом остается стремление получить и закрепить властные полномочия, но уже по управлению высокотехнологичной деятельностью и распределением инновационного дохода. К положительным эффектам данной реструктуризации интересов властных структур необходимо отнести сохранение природных ресурсов как стратегического национального запаса, поддержку инициатив на всех уровнях взаимодействия субъектов экономики, создание условий «наибольшего благоприятствования» для инновационной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства (в том числе интеллектуального),
обеспечение взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. К отрицательным эффектам - «болезни роста» любой экономики - несоответствие поставленных целей и ресурсных возможностей перехода на новый этап развития экономики, неточность расчетов при планировании и разработке программных мер, проблемы при реализации адаптированных моделей развития и т.д. Действия государства должны быть нацелены на создание институциональных условий и механизмов, максимально способствующих интеллектуализации социально-экономического развития России (разработка нормативно-правового обеспечения, совершенствование бюджетной, налоговой и финансово-банковской систем, поддержка знаниеемких отраслей и т.д.).
Государственный аппарат на федеральном уровне
Действия: разработка нормативно-правовых актов, стимулирующих развитие интеллектуальной и инновационной деятельности, совершенствование бюджетной, налоговой в финансово-банковской систем
Государственный аппарат на региональном уровне
Действия: разработка региональных программ стимулирующих развитие новой экономики в регионе, совершенствование механизмов конкуренции в регионе (обязательное страхование ответственности, программы конкуренции и пр.)
Институты формирования интеллектуального капитала
Институты использования интеллектуального капитала
Совершенствование институциональной инфраструктуры:
- территориальная и отраслевая интеграция сфер образования, науки, производства и предпринимательства; создание консультационно-информационных центров в области интеллектуального предпринимательства для потребителей и общественных организаций; развитие специализированных консалтинговых фирм и аудиторских служб, ассоциаций и союзов, созданных для решения вопросов в образовательной, научной и предпринимательской сферах; стимулирование формирования инновационно-ориентированных кластеров, технопарков, сетевых структур с учетом специфики развития региона, отрасли, предприятия; финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства (в том числе интеллектуального)
Сфера образования
Действия: совершенствование учебно-педагогических процессов, работа по интеграции системы «образование - наука - производство -предпринимательство», мониторинг рынка труда (<=>)
4
Ц
Производственно-промышленная сфера
Действия: увеличение производительности труда, использование инновационных технологии, работа по интеграции системы «образование -'• наука - производство»
Научная сфера
Действия: организация в обеспечение научных исследований в теоретического обоснования практических явлений, работа по созданию интегрированной системы «образование -наука - производство»
и,
II
I I
Сфера предпринимательства
Действия: изучения рынка и поставка товаров и услуг, работа над увеличением добавочной стоимости
I' I
I I
I I
I I
.1 I
Сфера здравоохранения:
Действия: организация и предоставление качественных медицинских услуг, работа по интеграции науки и медицины
Потребители
Рис. 2. Институциональная среда экономики, основанной на знаниях (составлено автором)
♦ Интересы государственного аппарата на региональном уровне также претерпевают изменения. Приоритетным становится создание институциональных условий для развития региональных социально-экономических систем с ориентацией на инновационное развитие. Деятельность региональных властей должна быть связана с разработкой региональных программ развития, стимулирующих развитие новой экономики в регионе, совершенствование механизмов конкуренции в регионе и т. д.
♦ Значительно меняется институциональное пространство сферы формирования и использования интеллектуального капитала. Для перехода на новый этап развития экономики необходимо создание институциональных условий, включающих в себя: 1) территориальную и отраслевую интеграцию сфер образования, науки, производства и предпринимательства; 2) активизацию деятельности консультационно-информационных центров в области предпринимательства для потребителей и общественных организаций; 3) развитие специализированных консалтинговых фирм и аудиторских служб; 4) создание ассоциаций и союзов для решения вопросов в образовательной, научной и предпринимательской сферах; 5) формирование сетей и кластеров, технопарков с учетом специфики развития областей и регионов; 6) финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства (в том числе интеллектуального).
2. Как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимы долгосрочные вложения в науку, инновации и образование, которые обеспечивают длительный эффект. При этом важно взвешенно и обоснованно реализовать политику оптимизации затрат на формирование и развитие интеллектуального капитала, в частности в сфере образования, здравоохранения и науки. Проводимые в настоящее время изменения в сферах образования и науки должны максимально учитывать интересы общества, выраженные в необходимости научных исследований. Поддержка технических отраслей наук дает мощный толчок развитию технической базы экономики страны, однако не способствуют накоплению в обществе познавательного интереса, знаний об особенностях комплексного функционирования экономики и умения управлять социально-экономическими системами. Подобные реформы могут привести к еще большей «утечке мозгов», потере отечественных инноваций, а значит, и инвестиций, узкой специализации населения, невозможности получать образование жителями сельской местности и представителями малоимущих семей, массовой потере навыков производства и управления.
3. Государство должно играть важную роль в формировании институциональной среды экономики, основанной на знаниях, в рамках реализации соответствующей государственной политики, в частности при разработке и выполнении государственных программ и национальных проектов, в том числе федеральной государственной программы «Информационное общество (2010-2020 гг.)», межгосударственной программы инновационного сотруд-
ничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, приоритетного национального проекта «Образование». Становится актуальной разработка специальной федеральной программы «Развитие экономики, основанной на знаниях» с выделением приоритетных направлений: наука, образование, технологии, инновации и указанием мер по созданию соответствующей инфраструктуры формирования экономики, основанной на знаниях, определением источников финансирования, в число которых могут быть включены частично платежи за природопользование и доходы от венчурного предпринимательства. При этом должны быть предусмотрены соответствующие механизмы реализации программных мер.
4. Необходима дальнейшая разработка нормативно-правового обеспечения, ограничивающего использование природных ресурсов (пример - Швеция), совершенствующего бюджетную, налоговую и финансово-банковскую систему (пример - Швейцария и страны Юго-Восточной Азии), стимулирующего развитие интеллектуальной и инновационной деятельности (пример -США, Корея, Нидерланды). Особое значение в современных условиях приобретает защита прав на объекты интеллектуальной собственности как результаты формирования и использования интеллектуального капитала.
5. Целесообразным представляется организация системы мониторинга состояния экономики, основанной на знаниях, с включением показателей развития научной сферы и показателей сферы оборота интеллектуальных услуг, что будет способствовать выявлению проблем и тенденций в экономике и обществе.
6. Важным направлением развития экономики, основанной на знаниях, должно стать расширение взаимовыгодного сотрудничества науки и бизнеса, что может быть реализовано, в том числе, через создание сети малых предприятий на базе высших учебных заведений, нацеленных на успешную коммерциализацию инновационных идей, внедрение в производство новых технологий, организацию высокотехнологичных рабочих мест для выпускников, поддержку существующего и усиление потенциального взаимодействия университетов с предприятиями сферы производства и услуг, формирование научно-образовательных комплексов профессиональной компетенции для подготовки высококвалифицированного персонала, исследовательских и внедренческих научно-технологических парков, центров реализации научных идей и т.д.
7. Одной из форм производства, распространения и использования знаний может стать интеллектуальное предпринимательство, представляющее собой вид предпринимательской деятельности, основанный на реализации преимущественно интеллектуального капитала, направленный на коммерциализацию продуктов интеллектуальной деятельности и получение соответствующей прибыли. Интеллектуализация предпринимательства увеличивает роль образования как основы формирования и развития интеллектуального капитала и последующего трансфера знаний в экономику.
Экономический эффект (возможность снижения затрат на организацию производства и его материальное обеспечение при использовании соответствующих технологий) [7], социальный эффект (более интенсивное и всестороннее развитие общества) и экологический эффект (избежание истощения природных ресурсов и предвидение катаклизмов) использования знаний повышают его значение в хозяйственной деятельности страны. Мировой опыт свидетельствует, формирование экономики, основанной на знаниях, позволяет обеспечивать сохранение природных богатств, снижает нагрузку на окружающую среду в среднем в 1,5-2 раза, до 40 % прироста увеличивает долю инновационной составляющей ВВП, способствует интеллектуализации общества и экономики, что в совокупности повышает качество и уровень жизни нынешнего и будущих поколений, обеспечивая максимальную реализацию интересов всех субъектов социально-экономических отношений.
Список литературы
1. Салихова З.М. Интеллектуальное предпринимательство как форма реализации интеллектуального капитала // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 20 (371). - C. 44-52.
2. Человеческий капитал Республики Башкортостан и его роль в формировании и развитии экономики, основанной на знаниях / Ф.Б Барлыбаева., И.А.Ситнова, Д.У. Ишназаров, З.М. Салихова. - Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. - 332 с.
3. Институциональная экономика: новая институциональная экономика / под ред. А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 254 с.
4. Барлыбаев А.А. Институционально-семейный сектор сельского хозяйства постсоветской России: институциональный и поведенческий анализ. -Уфа: Гилем, 2003. - 212 с.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (Institutions, Institutional Change and Economic Performance). - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1990. - 180 с.
6. Глазьев С.Ю. Дискуссия «Между выборами»: [Экспертный опрос газеты «Завтра»] // Завтра. - 2008. - № 5 (741). - С. 25-32.
7. Прокин В. В. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета / Социально-экономические науки. - 2015. -№ 1. - С. 58-67.
8. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития / отв. секр. А.А. Акаев, А.В. Коротаев, Г.Г. Малинец-кий, С.Ю. Малков. - М.: Либроком, 2012. - 488 с.
9. Boisoit M. Knowledge Assets. Securing Competitive Advantage in the Information Economy. - Oxford University Press, 1998.
10. Салихова З.М. Измерение знаний как один из основных этапов в оценке развития экономики, основанной на знаниях // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 30 (285). - С. 53-60.
11. Экономика знаний: моногр. / под ред. В.П. Колесова. - М.: ИНФРА-М,
2008. - 432 с.
12. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - NY: Princeton, 1962. - 283 p.
13. Ситнова И.А., Салихова З.М. Направления повышения и эффективной реализации инновационного потенциала региона // Мировой экономический кризис и тенденции развития мировой экономики: моногр. / под ред. К.А.Хубиева. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 22-46.
14. Ситнова И.А., Салихова З.М. Потенциал инновационного развития региона: направления повышения и эффективной реализации (на примере Уральского региона Республики Башкортостан) // Факторы устойчивого развития регионов России: моногр. / под ред. С.С. Чернова. - Новосибирск,
2009. - Кн. 4. - С. 41-79.
15. Карпиков Е.И. «Свежий» взгляд на рентную проблему // Экономические науки. - 2004. - № 6. - C. 17-24.
16. Тенденции на рынке труда (аналитический материал) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ: офиц. портал. -URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B 12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm/
References
1. Salikhova Z.M. Intellektual'noe predprinimatel'stvo kak forma realizatsii intellektual'nogo kapitala [Intellectual entrepreneurship as a form of intellectual capital realization]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika, 2013, no. 20, iss. 371, pp.44-52.
2. Barlybaeva F.B., Sitnova I.A., Ishnazarov D.U., Salikhova Z.M. Chelove-cheskii kapital Respubliki Bashkortostan i ego rol' v formirovanii i razvitii eko-nomiki, osnovannoi na znaniiakh [Human capital of the Republic of Bashkortostan and its role in the knowledge-based economy formation and development]. Ufa, Bashk. entsikl. Gilem Publ., 2014, 332 p.
3. Institutsional'naia ekonomika: novaia institutsional'naia ekonomika [Institutional economics: new institutional economics]. Ed. by A.Auzan. Moscow, Infra-M Publ., 2006, p. 254.
4. Barlybaev A.A. Institutsional'no-semeinyi sektor sel'skogo khoziaistva postsovetskoi Rossii: institutsional'nyi i povedencheskii analiz [Institutional and family sector of agriculture in Post-Soviet Russia: institutional and behavioral analysis]. Ufa, Gilem Publ., 2003, 212 p.
5. North D. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge University Press, 1990.
6. Glaz'ev S.Iu. Diskussiia "Mezhdu vyborami". Ekspertnyi opros gazety "Zavtra" [Discussion "Between the elections". Expert poll of the newspaper "Zavtra"]. Zavtra, 2008, no. 5, iss. 741, pp. 25-32.
7. Prokin V.V. Aktual'nye problemy strategicheskogo razvitiia rossiiskoi eko-nomiki [Current problems of the Russian economy strategic development]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2015, no. 1, pp. 58-67.
8. Modelirovanie i prognozirovanie global'nogo, regional'nogo i natsion-al'nogo razvitiia [Global, regional and national development modeling and forecasting]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2012, 488 p.
9. Boisoit M. Knowledge assets. Securing competitive advantage in the information economy. Oxford University Press, 1998.
10. Salikhova Z.M. Izmerenie znanii kak odin iz osnovnykh etapov v otsenke razvitiia ekonomiki, osnovannoi na znaniiakh [Knowledge measurement as one of the main stages in assessment of the knowledge-based economy development]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika, no. 30, iss. 285, 2012, pp. 53-60.
11. Ekonomika znanii [Knowledge-based economy]. Ed. by V.P. Kolesov, Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 432 p.
12. Machlup F. The Production and distribution of knowledge in the United States, New Jersey, Princeton, 1962, 283 p.
13. Salikhova Z.M. Napravleniia povysheniia i effektivnoi realizatsii inno-vatsionnogo potentsiala regiona [Directions for improvement and effective implementation of innovative potential of the region]. Mirovoi ekonomicheskii krizis i tendentsii razvitiia mirovoi ekonomiki. Ed. by. K.A. Khubiev. Moscow, MGU Publ., 2010.
14. Salikhova Z.M. Potentsial innovatsionnogo razvitiia regiona: napravleniia povysheniia i effektivnoi realizatsii (na primere Ural'skogo regiona Respubliki Bashkortostan) [Innovative development potential of the region: course for improvement and effective implementation (the case of the Ural region of the Republic of Bashkortostan)]. Faktory ustoichivogo razvitiia regionov Rossii. Ed. by S.S. Chernov, book 4. Novosibirsk, TsRNS Publ., 2009, pp. 41-79.
15. Karpikov E.I. "Svezhii" vzgliad na rentnuiu problemu [A fresh look at the rental problem]. Ekonomicheskie nauki, 2004, no. 6, pp. 17-24.
16. Tendentsii na rynke truda (analiticheskii material) [Labor market trends (analytical material)]. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki RF. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.
Получено 08.07.2016
Z.M. Ishnazarova
FEATURES OF DEVELOPMENT OF ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE IN RUSSIA
The purpose of the study is to develop a theoretical and methodological approach to the formation of the complex institutional factors and conditions conducive to the formation of an economy based on knowledge. The article analyzes the current stage of development of the Russian economy, defined theoretical and methodological groundwork, particularly significant factors and resources economy based on knowledge. The role and place of the main categories of the economy in the conceptual apparatus of modern economic science, including the similarities and differences between the definitions that characterize modern trends of social and economic development. The special importance of knowledge as a strategic resource for social and economic development is highlighted. The argument of theoretical propositions and conclusions obtained was carried out on the basis of scientific methods (analysis, synthesis, comparison), specific methods (compilation and interpretation of scientific data, assessment of socio-economic indicators and the level of economic development of the knowledge-based economy) methods of dialectical logic, synergy, statistics and sociology. It is concluded that the increase of the role of knowledge in today's socio-economic development led to the formation of a new trend - an economy based on knowledge and the problem of its formation and development - the relevance of theoretical and methodological background of this process. Intellectual capital is now becoming one of the key resources of economic development based on knowledge, and individuals - carriers of private intellectual capital - are involved in a complex, multi-faceted and multi-layered system of socio-economic and cultural relations, as well as industrial relations in the framework of public human capital, ensuring synergies and increasing returns to scale reproduction processes in the economy as a whole. Recommendations are given for improving the institutional environment of the economy based on knowledge in Russia.
Keywords: knowledge-based economy, knowledge, intellectual capital, rent-seeking economy, institutional environment.
Zulfiya M. Ishnazarova - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Laboratory of Socio-Economic Development, Sibay Campus Branch of the Institute for Strategic Research of the Republic of Bashkortostan, email: [email protected].