Гражданско-правовая аналитика
© 2014 г. Е. В. Безручко
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы влияния Концепции общественной безопасности Российской Федерации на обеспечение безопасности здоровья граждан России. В результате автор делает вывод о том, что Концепция общественной безопасности Российской Федерации является важной составляющей в системе средств обеспечения безопасности здоровья граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: концепция, стратегия, вред здоровью человека, безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность, средства обеспечения безопасности здоровья граждан.
20 ноября 2013 г. Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности Российской Федерации [1], которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации. Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни... (п. 20); для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения (п. 52) [2].
Часть 6 раздела IV «Обеспечение национальной безопасности» текста Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 г. посвящена охране здоровья граждан и называется «Здравоохранение». В целом же Стратегия закрепляет, что «основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности» (п. 25) [2]. При этом «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются: увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств» (п. 71 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.). В числе главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации находятся возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных
веществ (п. 72) [2]. Беглый взгляд на указанную выше стратегию государства позволяет сделать вывод о том, что национальная безопасность Российской Федерации напрямую связана с безопасностью здоровья человека.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество -его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [3, с. 10]. Важной особенностью безопасности является то, что она не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности, а тесно связана со всеми сторонами жизни общества. Безопасность может быть достигнута в условиях защищенности человеческого общества, окружающего его материального мира от негативного воздействия различного характера. Таким образом, главным объектом безопасности жизнедеятельности является именно общество.
В Законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [4] отсутствует понятие безопасности. Нам же импонирует понятие, закрепленное в Законе «О безопасности» 1992 г., в котором под безопасностью понималось состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а под жизненно важными интересами - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относились личность, ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, государственные и общественные институты, функционирование которых призвано обеспечивать нормальные условия для жизнедеятельности личности, общества и государства [5].
В п. 4 Концепции общественной безопасности Российской Федерации указано, что «Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1].
В Законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (ст. 2) указаны основные принципы обеспечения безопасности, к которым отно-
сятся следующие: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности [4].
Сама же деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].
Государственная политика в сфере обеспечения безопасности, в том числе и безопасности здоровья человека, является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Основные направления государственной политики в области обеспечения
безопасности определяет Президент Российской Федерации. Государственная политика в этом плане реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности [4].
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.12.2010 N° 390-Ф3 «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности [4]. Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления [4].
Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются: 1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; 2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом; 3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации; 4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности; 5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности; 6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности [4].
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указано, что наше государство преодолело последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в.: остановило падение
уровня и качества жизни российских граждан, устояло под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратило дискредитацию конституционного строя, сохранило суверенитет и территориальную целостность, восстановило возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов. В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. Среди основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации отмечены стратегические национальные приоритеты, которыми устанавливаются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Так, в п. 1 ст. 6 Стратегии национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [2].
Согласно п. 26 раздела III «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» Концепции общественной безопасности Российской Федерации приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина [1]. Одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции (п. 28 Концепции общественной безопасности Российской Федерации) в области противодействия терроризму является, в том числе, и уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
По мнению В. Н. Кузнецова, определение категории «безопасность» - комплексное. Оно охватывает важнейшие сферы внутренней жизни государства и общества, тесно связанные между собой, во многом взаимозависимые [7, с. 18]. Особое место в структуре национальной безопасности занимает социальная безопасность. Так, по мнению авторов, в исследовании на тему: «Соци-
альная безопасность в регионе: здоровье населения» этот термин используется достаточно широко, но не всегда точно и корректно. Зачастую его понимают как национальную безопасность или один из видов национальной безопасности [8, с. 11]. Нам импонирует позиция В. Серебрякова и А. Хлопьева, по мнению которых социальная безопасность есть совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образ жизни нынешних и будущих поколений в соответствии с потребностями прогресса [9, с. 24-25].
Личная безопасность является сложной политико-правовой категорией, идея о которой была выдвинута еще в XVIII в. В. Блэкстоном и Ш. Монтескье[10, р. 129; 11, с. 318]. В частности, В. Блэкстон писал: «Право личной безопасности состоит в законном и непрерывном обладании личностью своей жизнью, членами своего тела, своим здоровьем и своей репутацией». И. Я. Ко-заченко, выделяя национальную, государственную, общественную и личную безопасность, последнюю определяет как «состояние защищенности отдельного (каждого) человека от внутреннего или внешнего источников угрозы, направленной на причинение вреда жизненно важным интересам этого (конкретного) человека». По его мнению, «проблема выделения видов безопасности находится в плоскости установления, прежде всего, источника возникновения угрозы существования этой безопасности и социальной ориентации (точки приложения) вредоносного вектора этой угрозы» [12, с. 21-22]. Р. Д. Шарапов считает, что личная безопасность человека как объект преступного насилия включает в себя физическую безопасность (отношения, обеспечивающие физические блага человека - жизнь, здоровье, физическую свободу) и психическую безопасность (отношения, обеспечивающие психические блага человека - психическое благополучие, половую свободу и половую неприкосновенность, честь и человеческое достоинство) [13, с. 49]. Следует согласиться с Р. Д. Шараповым в том, что «реализация прав и обязанностей субъектов отношения, выраженная в их реальном поведении, создает состояние неприкосновенности, стабильности существования личных жизненно важных благ конкретного человека, их защищенности от угроз со стороны других людей, то есть личную безопасность индивида».
В контексте вышеизложенного мы в особую группу элементов социальной безопасности хотели бы выделить социальное здоровье, которое не только представляет собой комплекс элементов социальной безопасности, но и служит одним из важных звеньев в структуре национальной безо-
пасности государств, находящихся в состоянии трансформации. Россия находится в нем уже более четверти века. В течение этого времени радикальные изменения произошли как в социально-политической системе, так и в массовом сознании, образе жизни наших соотечественников. Не касаясь сути этих перемен, т. к. они достаточно хорошо известны большинству исследователей этой проблемы, а также гражданам нашей страны, мы основное внимание хотим уделить их социальным последствиям, которые, по нашему мнению, оказали определяющее влияние и на социальное здоровье населения России, и на ее национальную безопасность. По мнению О. А. Ра-гимовой, термины «здоровье» и «социальное здоровье» взаимосвязаны следующим образом: социальное здоровье как многомерная категория является общим понятием и связано с благополучием людей как представителей социальной общности, а здоровье входит в его структуру и выражает одну из его сущностных характеристик [14, с. 27]. Для нас генетическая зависимость национальной безопасности от здоровья наций не вызывает сомнения, т. к. на протяжении достаточно длительного периода времени наша страна жила в период перехода от одной фундаментальной культуры общества к другой, когда рушилась старая культура, а новая еще не возникла [6, с. 356]. Философско-исторический анализ социальных проблем позволяет утверждать, что здоровье индивида и общества всегда было одним из важнейших факторов, которые определяли уровень цивилизации на временном векторе истории человечества. Человечество, различные общности людей, наконец, каждый индивид в отдельности стремятся не только к возможно большей длительности своей жизни, но и к более богатому, качественному ее содержанию.
В целом же следует отметить, что ожидаемыми результатами реализации Концепции общественной безопасности Российской Федерации (Раздел VII) станут повышение эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации (п. 33) [6]. Таким образом, принятие Концепции общественной безопасности Российской Федерации в настоящее время явилось важной составляющей в системе средств обеспечения безопасности здоровья граждан в Российской Федерации.
Литература
1. Концепция общественной безопасности Российской Федерации. URL: http://www. kremlin.ru
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. .№ 537 «О стратегии национальной безопасности Россий-
ской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20, ст. 2444.
3. Чучаев А. И., Грачева Ю. В., Задоян А. А. Преступления против общественной безопасности. М., 2010.
4. Закон РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 декабря.
5. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г № 103-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15, ст. 769.
6. Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль. М., 1996.
7. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2007.
8. Солонина В. П. Социальная безопасность в регионе: здоровье населения. Ставрополь, 2005.
9. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996.
10. Blackstone W. Commentaries on the Laws of England. Philadelphia, 1859.
11. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
12. Козаченко И. Я. Проблемы безопасности (уголовно-правовой аспект) // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики. Красноярск, 2002. Вып. 5.
13. Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие, квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
14. Рагимова О. А. Динамика социального здоровья молодого поколения в региональном российском социуме. Саратов, 2010.
© 2014 г. А. Н. Позднышов, Э. Э. Баринов
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОРА МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуются различные уровни нормативной регламентации свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в Российской Федерации, анализируются имеющиеся в этой сфере проблемы, раскрываются роль и значение Конституционного суда Российской Федерации в защите соответствующего конституционного права.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, регистрационный учет граждан, Конституционный суд Российской Федерации.
Проблемы реализации свободы передвижения были актуальны для нашего государства всегда. Действовавшие в царской России паспортный режим и полицейская регистрация предусматривали необходимость получения разрешения как на выезд за пределы страны, так и на передвижение в ее пределах. Схожая система существовала и в советской России, в которой с середины 30-х гг. прошлого века были введены паспорта и режим прописки, предусматривающий, по сути, закрепление каждого гражданина за определенным местом жительства и получение разрешения властей на проживание. Прописка выступала «способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте зависела возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в кон-
це 80-х гг. XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические» [1, с. 260].
Для современной России вопросы нормативного регулирования, реализации и защиты свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства не утратили актуальности. Реальное воплощение свободы передвижения требует не только кардинальной перестройки законодательства и правоприменительной практики, но и конституционного правосознания как должностных лиц, так и рядовых граждан.
Нормативное регулирование свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства имеет сложную, многоуровневую структуру, в которой особая роль принадлежит Конституции Российской Федерации 1993 г.
Конституция России устанавливает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться,