Научная статья на тему 'Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации'

Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5348
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / IS ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION / РЕЖИМ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / A MODE OF PUBLIC SAFETY / СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / PROBLEMS OF MAINTENANCE OF PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варгузова А.А., Агабалаев М.И.

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современности, а именно проблеме обеспечении общественной безопасности Российской Федерации. В работе авторы, раскрывая сущность административного права, указывают на его роль в системе публичной власти, отмечая при этом, что в формировании и реализации административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности доминирующее значение имеют нормы административного права. Они составляют основу правового регулирования, определяющего весь цикл организации обеспечения общественной безопасности, определяют систему органов исполнительной власти, выполняющих эти функции, их компетенцию, а также правовые средства обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варгузова А.А., Агабалаев М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and value of administrative law in maintenance of public safety of the Russian Federation

Article is devoted consideration of one of actual problems of the present, namely a problem maintenance of public safety of the Russian Federation. In work authors, opening essence of administrative law, specify in its role in system of the public power, noticing thus that in formation and realisation dominating value is administrative-legal regimes maintenance of public safety have norms of administrative law. They make a basis of the legal regulation defining all cycle of the organisation of maintenance of public safety, define system of the enforcement authorities which are carrying out these functions, their competence, and also legal means of safety.

Текст научной работы на тему «Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ

НАУКИ

Роль и значение административного права

в обеспечении общественной безопасности

Российской Федерации

Варгузова А.А. Агабалаев М.И.

The article is devoted to the role and value of administrative law in maintenance ofpublic safety of the Russian Federation

Безопасность как системная категория относится к одной из основополагающих базовых потребностей гражданина. Это вполне конкретная, ясная и четкая социально-философская категория, своей сутью и содержанием ориентированная на защиту от внутренних и внешних угроз жизненных интересов как каждого человека, так и общества в целом. Основными объектами безопасности являются: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность как социально-правовая категория формируется в результате соблюдения и исполнения правовых, моральных норм следования сложившимся традициям, обычаям и укладу жизни законопослушных граждан. Поведение граждан в сфере безопасности выступает в виде как индивидуальной, так и коллективной воли. Государственная воля, как разновидность общественной воли, выражается в предписаниях, правовых нормах и определяется политикой государства в сфере обеспечения безопасности.

Представляется, что об общественной безопасности, понимаемой нами в качестве фундаментальной основы, органической части более емкой по содержанию категории — «национальная безопасность» — следует говорить, если предметом изучения выступают одновременно жизнь и здоровье человека, сохранение

благоприятной среды обитания, иные личные и общественные интересы.

Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации является необходимым условием стабильного и поступательного развития общества и государства, создания достойных условий и качества жизни граждан. Поэтому, на наш взгляд, обеспечение общественной безопасности Российской Федерации нельзя рассматривать исключительно в узком смысле: как конкретную деятельность государства по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Не менее важным обеспечение общественной безопасности следует рассматривать и в широком смысле как осуществление в рамках долгосрочной государственной политики комплекса мер по созданию социально-экономических и государственно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод личности, охраны материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

В современной России угрозы общественной безопасности Российской Федерации проявляются в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: в системе отправления государственно-властных полномочий; в социально-экономической сфере; в сфере здравоохранения, науки, образования и культуры, организации производства и коммуникационных связей, экологии, правопорядка и т.д.

Ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук. Докторант Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

СО

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

ISSN 1997-1001

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

et

CQ s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

В настоящее время наиболее опасную угрозу общественной безопасности Российской Федерации в системе органов государственной власти, бесспорно, составляют бюрократизм, коррумпированность части государственного аппарата, нарушения законности в деятельности органов государственной власти;

Коррупция — это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное — коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.

Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция развития правового регулирования, направленного на нейтрализацию и ликвидацию существующей угрозы. Так, в целях совершенствования системы мер противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих, при Президенте РФ образован Совет по противодействию коррупции1, подготовлен комплекс взаимоувязанных законодательных актов, среди которых можно выделить утверждённый Президентом Национальный план противодействия коррупции, а также федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»2.

В условиях, когда регулирующая деятельность государства приобретает особое значение, ведущую роль играют правовые институты, выражающие приоритеты формирования системы национальной безопасности, юридического и политического обеспечения интересов личности, общества и государства.

Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно-правовых институтов общественной безопасности. К примеру, Федеральный закон от 21 июня 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Гос-гортехнадзором России, создали административно-правовой институт, регулирующий режим промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения,

утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно-правовой институт, регулирующий режим безопасности дорожного движения. В настоящее время происходит формирование и апробация практикой сформулированного в Федеральном законе понятия «транспортной безопасности». Аналогичный подход позволяет говорить об административно-правовых институтах, регулирующих режимы радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, других многообразных административно-правовых институтов общественной безопасности России.

Дифференциация конкретных видов безопасности в современной науке проводится по так называемому предметно-охранительному признаку: если предметом охраны является состояние экономического развития страны, то можно выделять экономическую безопасность; если демографические интересы функционирования государства и общества, то можно выделить демографическую безопасность, если информационные ресурсы, то — информационную безопасность и т. д. Однако анализ показывает, что подобная дифференциация обошла стороной один из очень важных этапов формирования охраняемых законом общественных отношений. Определяя и нормативно закрепляя родовые, а, следовательно, локальные виды безопасности, к числу которых относятся названные выше, законодатель по какой-то причине оставил без внимания понятие «общественной безопасности».

Несомненно, вызывает недоумение тот факт, что данная категория, нашедшая прочное место в правовой доктрине, широко используемая в ряде нормативных документов, а также применяемая в лексиконе правоохранительных органов юридического закрепления в виде четкой дефиниции пока не получила.

Здесь следует отметить, что наличие постоянной угрозы правам и свободам личности, материальным и духовным ценностям общества обусловливает необходимость существования специального предупредительного, непрерывно действующего административно-правового режима общественной безопасности.

В юридической литературе значительное место занимают исследования, посвященные административно-правовым режимам. Это обусловливается тем,

Теория и методология юридической науки

что государственное управление невозможно без установления административно-правовых режимов по разным направлениям деятельности общества. Понятие «правовой режим» достаточно глубоко изучено и широко применяется в различных областях права и юридической практике. В административном праве право -вой режим отражает специфику объекта административно-правового воздействия, а также используемых для его формирования и реализации административно-правовых средств и способов правового регулирования. Административно-правовой режим является одним из правовых инструментов, позволяющих воздействовать на разнообразные объекты управления.

Особое место административно-правовые режимы занимают в системе обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. От степени научной, правовой проработанности того или иного административно-правового режима обеспечения общественной безопасности зависит эффективность его реализации, а в конечном итоге — степень защищенности охраняемых государственных и общественных интересов.

Представляется, что административно-правовой режим общественной безопасности является частью более общего режима безопасности, установленного Законом РФ «О безопасности» и рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие. В сфере обеспечения общественной безопасности нет основного или единого нормативно-правового акта. Указанный режим формируется разнообразными нормативными правовыми актами, нормы которых образуют в совокупности самостоятельный институт административного права.

В обеспечении формирования и реализации административно-правовых ре-

жимов обеспечения общественной безопасности доминирующее значение имеют нормы административного права. Они составляют основу правового регулирования, определяющего весь цикл организации обеспечения общественной безопасности, определяют систему органов исполнительной власти, выполняющих эти функции, их компетенцию и правовые средства обеспечения.

Уместно отметить, что одной из самых объемных отраслей публичного права, его ядром является административное право, регулирующее отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной (административной, управленческой, исполнительно-распорядительной) власти.

Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод (точнее говоря, один из методов) правового регулирования — императивный метод, метод властных предписаний.

Наряду с регулирующими, административному праву присущи и «полицейские» (административно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений.

Ведущая роль административного права в системе публичного права определяется тем, что оно создает правовую основу для публичного управления, т.е. предметом административного права в публично-правовом смысле являются отношения в сфере публичного управления. Поэтому административное право можно считать одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий либо бездействий административных органов.

Литература и примечания

1. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Российская газета, 22. 05. 2008 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» Российская газета, 30. 12. 2008 г.

СО

О!

О) О О

сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.