Научная статья на тему 'Концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов в агропромышленном комплексе'

Концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЛАЧНЫЕ РЕСУРСЫ / MATHEMATICAL MODELING / CLOUD COMPUTING / INTEGRATION / EDUCATIONAL RESOURCES / CLOUD RESOURCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Усманов Д. И.

Тема данной статьи концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. Предмет исследования методика облачных вычислений. На основании современных исследований изучена концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. Методической основой данной статьи являются исследования структуры и содержания облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. В статье определены роль и значение концепции облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. На сегодняшний день произошло множество открытий в сфере информационных технологий. Так, к примеру, появились технологии, которые позволяют пользователю обеспечить постоянный доступ к информации. Причем доступ может происходить с любого источника, который имеет подключение к Интернету. И именно облачные решения имеют возможность обеспечения как отдельно взятого пользователя (частного), так и учреждения или компании набором инструментов и приложений для оптимизации деятельности и снижения затрат, которые им необходимы на данный момент. Облачные решения на данный момент позиционируются как постоянно развивающийся рынок технологий, который направлен на предоставление удаленных услуг. Облачное решение можно охарактеризовать как предоставление различных типов услуг через Интернет. Через облако на сегодня может быть предоставлено огромное количество услуг (от безопасного и надежного хранения данных и сетевых ресурсов до программного обеспечения и аналитики). Так, ежедневно пользователь, сам того не замечая, использует самые разные облачные приложения. Пользователи облачных технологий получают выгоду от них всякий раз, когда отправляют файл другу или коллеге через Интернет, используя мобильное приложение, загружая изображение, запуская видеохостинг или играя в онлайн-игру. Также большую выгоду от облачных технологий получают и предприятия (учреждения). Облачные решения для них это улучшение совместной работы и производительности и значительное снижение затрат. Облачные технологии также означают лучшую защиту данных и доступ к передовым технологиям. Полученные выводы и результаты исследования могут быть использованы при изучении данной проблематики в рамках различных курсов. Научная новизна исследования выражается в том, что облачные технологии и образование на сегодняшний день являются весьма важным направлением, и в связи с этим необходимо проанализировать математическое моделирование облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources in agriculture

The concept of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources is the topic of the article. The subject of the study is the methodology of cloud computing. On the basis of modern researches the concept of cloud computing for the integrated information and analytical system of educational resources is studied. The methodological basis of this article is the study of the structure and content of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources. This article defines the role and importance of the concept of cloud computing for the integrated information and analytical system of educational resources. To date, there have been made a lot of discoveries in information technologies. So, for example, there are technologies that allow the user to provide constant access to information. Moreover, access can occur from any source that has an Internet connection. And it is cloud solutions that have the ability to provide both an individual user (private) and an institution or a company with a set of tools and applications to optimize activities and reduce costs that they need at the moment. Cloud solutions are currently positioned as a constantly evolving technology market, which is aimed at providing remote services. A cloud solution can be described as providing different types of services over the Internet. A huge number of services can be provided through the cloud today (from secure and reliable data storage and network resources to software and analytics). So, the user applies a variety of cloud applications every day without even noticing it. Cloud users benefit from them whenever they send a file to a friend or colleague over the Internet, using a mobile app, uploading an image, running a video hosting service, or playing an online game. Enterprises (institutions) also benefit from cloud technologies. Cloud solutions for them mean an improvement of collaboration and productivity, and significantly costs reduction. Cloud technology also means better data protection and access to advanced technology. The findings and results of the study can be used in the study of this issue in various courses. The scientific novelty of the research is expressed in the fact that cloud technologies and education are currently a very important direction, and in this regard it is necessary to analyze the mathematical modeling of cloud computing for an integrated information and analytical system of educational resources.

Текст научной работы на тему «Концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов в агропромышленном комплексе»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Креативная экономика

издательство

Концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов в агропромышленном комплексе

Усманов Д.И. 1

Тема данной статьи - концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. Предмет исследования - методика облачных вычислений. На основании современных исследований изучена концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. Методической основой данной статьи являются исследования структуры и содержания облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. В статье определены роль и значение концепции облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов. На сегодняшний день произошло множество открытий в сфере информационных технологий. Так, к примеру, появились технологии, которые позволяют пользователю обеспечить постоянный доступ к информации. Причем доступ может происходить с любого источника, который имеет подключение к Интернету. И именно облачные решения имеют возможность обеспечения как отдельно взятого пользователя (частного), так и учреждения или компании набором инструментов и приложений для оптимизации деятельности и снижения затрат, которые им необходимы на данный момент. Облачные решения на данный момент позиционируются как постоянно развивающийся рынок технологий, который направлен на предоставление удаленных услуг. Облачное решение можно охарактеризовать как предоставление различных типов услуг через Интернет. Через облако на сегодня может быть предоставлено огромное количество услуг (от безопасного и надежного хранения данных и сетевых ресурсов до программного обеспечения и аналитики). Так, ежедневно пользователь, сам того не замечая, использует самые разные облачные приложения. Пользователи облачных технологий получают выгоду от них всякий раз, когда отправляют файл другу или коллеге через Интернет, используя мобильное приложение, загружая изображение, запуская видеохостинг или играя в онлайн-игру. Также большую выгоду от облачных технологий получают и предприятия (учреждения). Облачные решения для них - это улучшение совместной работы и производительности и значительное снижение затрат. Облачные технологии также означают лучшую защиту данных и доступ к передовым технологиям. Полученные выводы и результаты исследования могут быть использованы при изучении данной проблематики в рамках различных курсов. Научная новизна исследования выражается в том, что облачные технологии и образование на сегодняшний день являются весьма важным направлением, и в связи с этим необходимо проанализировать математическое моделирование облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: математическое моделирование, облачные вычисления, интеграция, образовательные ресурсы, облачные ресурсы

1 ИПР РАН, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

The concept of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources in agriculture

Usmanov D.I. 1

1 Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Russia

Введение

На данный момент времени существует 3 типовых облачных решения. Причем у каждого решения есть свои уникальные преимущества. Облачные вычисления на сегодняшний день интегрируются как в частные, так и в государственные органы. Основная цель данной интеграции - переведение документооборота в электронную форму.

В качестве первого облачного решения можно назвать публичное облако. Данное решение лучше всего подходят для систем разработки и веб-серверов. В данном случае

ABSTRACT:_

The concept of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources is the topic of the article. The subject of the study is the methodology of cloud computing. On the basis of modern researches the concept of cloud computing for the integrated information and analytical system of educational resources is studied. The methodological basis of this article is the study of the structure and content of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources. This article defines the role and importance of the concept of cloud computing for the integrated information and analytical system of educational resources. To date, there have been made a lot of discoveries in information technologies. So, for example, there are technologies that allow the user to provide constant access to information. Moreover, access can occur from any source that has an Internet connection. And it is cloud solutions that have the ability to provide both an individual user (private) and an institution or a company with a set of tools and applications to optimize activities and reduce costs that they need at the moment. Cloud solutions are currently positioned as a constantly evolving technology market, which is aimed at providing remote services. A cloud solution can be described as providing different types of services over the Internet. A huge number of services can be provided through the cloud today (from secure and reliable data storage and network resources to software and analytics). So, the user applies a variety of cloud applications every day without even noticing it. Cloud users benefit from them whenever they send a file to a friend or colleague over the Internet, using a mobile app, uploading an image, running a video hosting service, or playing an online game. Enterprises (institutions) also benefit from cloud technologies. Cloud solutions for them mean an improvement of collaboration and productivity and significantly costs reduction. Cloud technology also means better data protection and access to advanced technology. The findings and results of the study can be used in the study of this issue in various courses. The scientific novelty of the research is expressed in the fact that cloud technologies and education are currently a very important direction, and in this regard it is necessary to analyze the mathematical modeling of cloud computing for an integrated information and analytical system of educational resources.

KEYWORDS: mathematical modeling, cloud computing, integration, educational resources, cloud resources

JEL Classification: C02, C60, I29 Received: 19.11.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Usmanov D.I. (us.dali@mail.ru)

CITATION:_

Usmanov D.I. (2018) Kontseptsiya oblachnyh vychisleniy dlya integrirovannoy informatsionno-analiticheskoy sistemy obrazovatelnyh resursov v agropromyshlennom komplekse [The concept of cloud computing for integrated information and analytical system of educational resources in agriculture]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 5. (4). - 161-168. doi: 10.18334/ppib.5.4.41301

пользовательский провайдер облачных вычислений предоставит часть своего цифрового пространства, которой они должны поделиться с другими арендаторами [2, 8] (Zaytsev, 2016).

Рассмотренные типы облаков являются экономически эффективными и целесообразными. При этом оплата происходит за то количество часов, которое необходимо для работы в ресурсе. При окончании работы пользователь завершает работу и не платит за то время, которое не было использовано.

Вторым типом является частное облако. Данные решения предлагают конфиденциальность, создаются собственными силами и принадлежат, как правило, бизнесу. В том случае если клиент (организация или частное лицо) заботится о безопасности информации, то он предпочитает частные облака.

К третьему типу относятся гибридные облака, о которых можно сказать, что они на порядок лучше обоих вышепредставленных сервисов. В том случае, если клиенты используют гибридное облако, они могут управлять внутренней базой данных, а также использовать открытые ресурсы. Также им может понадобиться переместить данные и приложения из частного пользования в общедоступное. Подобная технология предоставляется облачным решением 1С. В данной программе существуют настраиваемые пространства с возможностью хранения всех документов удаленно [3, с. 185] (Tolstyh, Podolskiy, Mischenko, 2014).

Гибридные облака обладают гибкостью, и они подходят для масштабирования, так как любое переполнение может регулироваться в общедоступном облаке. Кроме того, можно хранить все неконфиденциальные задачи в открытом источнике, сохраняя при этом важные данные под надежной защитой.

Данные примеры являются лишь частью доступных технологий. Облачные вычисления имеют множество применений. И исходя из этого, любая компания или система может найти применение данным технологиям.

Методика

В представленной статье применены такие методы, как анализ и синтез, систематизация и сравнение. Полученные при подготовке данной статьи аналитические и информационные материалы обобщены, структурированы в соответствии с общими требованиями к разработке научно-методических основ по теме статьи.

ОБ АВТОРЕ:_

Усманов Д.И. - канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотр. лаборатории проблем пространственного развития (us.da1i0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Усманов Д.И. Концепция облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов в агропро-мышленном комплексе // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - Т. 5. - № 4. - С. 161-168. doi:10.18334/ppib.5.4.41301

Обзор литературы и исследований

Работы по проблемам математического моделирования облачных вычислений для интегрированной информационно-аналитической системы образовательных ресурсов представлены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов. Рассмотрим несколько подходов к данной тематике.

Основные социальные сетевые сервисы сети Интернет описаны в работе российских авторов К.Г. Кречетникова и И.В. Кречетниковой [7]. Вопросам Интернет-обучения и организации единой международной виртуальной среды для реализации образовательных услуг различными учебными заведениями мира посвящен российский портал E-education.ru.

Результаты

На сегодняшний день для интегрированной системы образовательных ресурсов существует пять определяющих характеристик облачных решений.

Во-первых, это самообслуживание по требованию. Так, систему можно использовать в любое время и платить за использование. То есть облако по своей сути является формой специальных вычислений. Пользователи создают учетную запись или выбирают своего провайдера, и их услуги будут доступны в любое время. В конце месяца им выставляется счет только за то, что они использовали [1, с. 134] (Еут, 2010).

Во-вторых, облачные решения дают широкий доступ к сети. Пользователи должны иметь возможность доступа в Интернет с любого устройства с подключением к глобальной сети. Облачные решения клиента будут доступны через веб-браузеры, а также на ноутбуках или мобильных устройствах.

В-третьих, пул ресурсов, что означает, что несколько арендаторов могут совместно использовать одно и то же пространство, и ресурсы могут быть назначены, переназначены и распределены по мере необходимости.

В-четвертых, функциональная эластичность. Облако может расти и уменьшаться в максимально возможной степени, не затрагивая ни его пользователей, ни их информацию. Так, к примеру, если система образовательных ресурсов испытывает пиковый трафик, облако может расширяться для удовлетворения всех новых запросов.

В-пятых, измеримый сервис. Пользователи могут проверить, как часто люди используют облако.

То есть можно заключить, что в итоге система становится похожей на определенный ресурс по типу коммунального, которым можно свободно пользоваться и платить за использованный трафик.

В информационно-аналитической системе образовательных ресурсов на сегодняшний день существует три основные модели обслуживания предоставляемых услуг - это БааБ, РааБ и ТааБ. Каждая модель облачных услуг обеспечивает свой уро-

вень контроля, гибкости и управляемости. Рассмотрим каждую из них подробнее [4, с. 355] (Seytvelieva, 2011).

1. Инфраструктура как услуга (1ааБ) - это предоставление заказчику вычислительных ресурсов по запросу, благодаря которым заказчик может развернуть и запустить произвольное ПО, включающее в себя операционные системы и приложения. С 1ааБ заказчик не управляет и не контролирует физическую инфраструктуру, но имеет контроль над операционными системами и развернутыми приложениями.

Это довольно удобная услуга, если система образовательных ресурсов организации испытывает различные нагрузки на сервера в определенные периоды; нуждается в сокращении затрат на поддержание соответствующего уровня ИТ-инфраструктуры; нуждается в постоянной модернизации оборудования; не в состоянии привлекать новых ИТ-специалистов по мере увеличения парка серверов; не может позволить постоянного увеличения штата ИТ-специалистов для обслуживания растущего парка серверов.

У 1ааБ существуют, тем не менее, и основные преимущества [3, с. 186] (Tolstyh, Podolskiy, Mischenko, 2014):

1) 1ааБ помогает избежать существенных затрат на создание собственной серверной, а также эксплуатационных затрат;

2) 1ааБ позволяет снизить затраты на обеспечение непрерывности процессов и на аварийное восстановление, то есть позволяет использовать приложения и данные даже при отключении питания;

3) 1ааБ позволяет быстро подготовить инфраструктуру при запуске нового продукта;

4) 1ааБ позволяет сконцентрироваться не на ИТ-инфраструктуре, а на основном производстве и бизнес-задачах образовательного учреждения;

5) благодаря 1ааБ отпадает необходимость в обслуживании, обновлении и ремонте оборудования. Поставщик обеспечивает заказчика надежной и стабильной инфраструктурой;

6) на основании соглашения об обслуживании поставщик услуг обязывается обеспечивать безопасность и сохранность данных.

2. Платформа как услуга (РааБ) - предоставление облачной платформы для развертывания программного обеспечения, созданного на базе языков программирования и инструментов, поддерживаемых облачным провайдером. Заказчик не имеет возможности управлять облачной инфраструктурой, но может контролировать и управлять данными и приложениями [5, с. 433] (Seytvelieva, 201Ы).

Здесь также существуют свои преимущества

1) в платформу РааБ встроены готовые компоненты, позволяющие значительно сократить время программирования;

2) РааБ позволяет избежать затрат, связанных с приобретением лицензий ПО, средств разработки и других ресурсов;

3) PaaS предоставляют разработчикам новые возможности без необходимости нанимать специалистов;

4) PaaS обеспечивает поддержку полноценного жизненного цикла веб-приложе-

3. Программное обеспечение как услуга (SaaS) - предоставление в пользование заказчику приложений, развернутых на облачной инфраструктуре провайдера [3, с. 187] (Tolstyh, Podolskiy, Mischenko, 2014).

Образовательные учреждения могут приобретать в аренду такие приложения, как электронную почту, системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и прочие производственные приложения.

Здесь также есть свои преимущества:

1. В том случае, если у образовательного учреждения недостаточно ресурсов для приобретения дорогих приложений, а также для развертывания инфраструктуры и ПО, то всегда есть возможность получить доступ к таким услугам через SaaS;

2. SaaS позволяет образовательной организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами. Оплата только используемых ресурсов;

3. Пользователи могут запускать приложения через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение;

4. Пользователи имеют доступ к приложениям с любого устройства, которое подключено к Интернету.

Заключение

Итак, облачные вычисления быстро становятся стандартным способом доступа системы образования к ИТ-инфраструктуре, программному и аппаратному обеспечению. Данная технология позволяет использовать приложения и другие ресурсы, управляемые сторонними образовательными организациями, которые хранятся на высокопроизводительных серверных компьютерах и в сетях. Образовательные учреждения могут использовать эти технологии, чтобы расширить свои ИТ-функции или возможности без необходимости добавлять программное обеспечение, персонал, вкладывать средства в дополнительное обучение или создавать новую инфраструктуру [2] (Zaytsev, 2016).

Подытоживая изложенный материал, можно сделать следующие выводы и обобщения.

Образовательные учреждения могут извлечь выгоду из облачных услуг, повышая эффективность и сокращая расходы. Так, в облачных вычислениях любой из пользователей имеет возможность применять сервисы облачных технологий в зависимости от своих приоритетов, областей знаний и бизнес-процессов. Единственным условием

является то, что существует необходимость обозначить нужные направления и подобрать отвечающий запросам клиента ресурс.

ИСТОЧНИКИ:

1. Евин И.А. Введение в теорию сложных сетей // Компьютерные исследования и мо-

делирование. - 2010. - № 2. - С. 121-141.

2. Зайцев А.А. Исследование разрыва теории и практики применения инновационных

управленческих концепций современными предприятиями // Вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 2. - C. 153-174. - doi: 10.18334/vinec.6.2.36973.

3. Толстых С.С., Подольский В.Е., Мищенко С.В. Облачные технологии в математиче-

ском моделировании: постановка задачи проектирования конфигурации облака // Научно-образовательная информационная среда XXI века: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конференции (15-18 сентября 2014 года). Петрозаводск, 2014. - C. 185188.

4. Сейтвелиева С.Н Облачные решения в бизнесе // Развитие национальной экономи-

ческой системы в условиях глобализации: матер. всеукр. конференции, 11 марта 2011 г. - Симферополь, 2011. - C. 355-356.

5. Сейтвелиева С.Н. Облачные вычисления: основные характеристики, сервисные мо-

дели и модели развертывания // Инновации в образовании. - 2011. - C. 432-434.

6. Жундубаев Д.К. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства в условиях

информационной экономики // Продовольственная политика и безопасность. -2016. - № 2. - C. 123-130.

7. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] // Ido.tsu.ru. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ pdf/3(39)_45.pdf.

REFERENCES:

Evin I.A. (2010). Vvedenie v teoriyu slozhnyh setey [Introduction to the theory of complex networks]. Kompyuternye issledovaniya i modelirovanie. 2 (2). 121-141 (in Russian).

Seytvelieva S.N (2011). Oblachnye resheniya v biznese [Cloud solutions in business] The development of national economic system in globalization. 355-356 (in Russian).

Seytvelieva S.N. (2011). Oblachnye vychisleniya: osnovnye kharakteristiki, servisnye modeli i modeli razvertyvaniya [Cloud computing: essential characteristics, service models and deployment models]. Innovation in Education. 432-434 (in Russian).

Tolstyh S.S., Podolskiy V.E., Mischenko S.V. (2014). Oblachnye tekhnologii v matematicheskom modelirovanii: postanovka zadachi proektirovaniya konfiguratsii oblaka [Cloudy technologies in mathematical modeling: problem definition of design of the configuration of the cloud]. Scientific and educational information environment of the XXI century. 185-188 (in Russian).

Zaytsev A.A. (2016). Issledovanie razryva teorii i praktiki primeneniya innovatsionnyh upravlencheskikh kontseptsiy sovremennymi predpriyatiyami [Study of breaking of the theory and practice of application of modern enterprises's innovation management concepts]. Russian Journal of Innovation Economics. 6 (2). 153-174 (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.2.36973.

Zhundubaev D.K. (2016). Obespechenie ustoychivogo razvitiya selskogo khozyaystva v usloviyakh informatsionnoy ekonomiki [Sustainable development of agriculture in conditions of information economy]. Food policy and security. 3 (2). 123-130 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.