УДК 004.9
ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
Дарья Андреевна Сумина
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, студент, тел. (913)489-41-79, e-mail: dasha_843@mail.ru
Облачные вычисления - это средства хранения и доступа к данным и программам через Интернет, а не жесткий диск вашего компьютера. Существует три модели облачных вычислений. Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise). Потребителю предоставляются программные средства - приложения провайдера, выполняемые на облачной инфраструктуре. Платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service). Потребителю предоставляется работоспособная платформа для развертывания на облачной инфраструктуре необходимого ему программного обеспечения. Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service). Потребителю предоставляются средства обработки данных, хранения, сетей и других базовых вычислительных ресурсов, на которых потребитель может развертывать и выполнять произвольное программное обеспечение, включая операционные системы и приложения.
Ключевые слова: облачные технологии, облачные вычисления, транспорт, оптимизация загрузки транспортных единиц, оптимизация маршрутов перевозки.
THE APPLICATION OF CLOUD TECHNOLOGIES IN TRANSPORT
Darya A. Sumina
Siberian Transport University, 191, Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049, Russia, Student, phone: (913)489-41-79, e-mail: dasha_843@mail.ru
Cloud computing - means of storage and access to data and programs on the Internet, but not the hard drive of your computer. There are three models of cloud computing. Software as service (SaaS, Software as a Servise). Software - the applications of provider run on cloudy infrastructure are provided to the consumer. Platform as service (PaaS, Platform as a Service). The efficient platform is provided to the consumer for expansion on cloudy infrastructure of the software necessary for him. Infrastructure as service (IaaS, Infrastructure as a Service). Means of data processing, storage, networks and other basic computing resources on which the consumer can develop and carry out any software, including operating systems and applications are provided to the consumer.
Key words: cloud technology, cloud computing, transport, optimization of loading of transport units, optimization of routes of transportation.
Границы между локальной вычислительной техникой и облачными вычислениями на сегодняшний день очень размыты. Это потому, что облако является частью почти всех наших компьютеров. Облачные сервисы можно сравнивать по нескольким параметрам, таким как мобильность доступа, возможность редактирования файлов, а также наличие стартового бесплатного пространства и его объемы (таблица).
Сравнительная характеристика облачных хранилищ
Сравнительные характеристики Бесплатное пространство (Гб) Бесплатное расширение (до Гб) Платное расширение (до Тб) Мобильный доступ Редактирование файлов
DropBox 2 48 1 да нет
Google Диск 15 — 30 да да
Яндекс. Диск 10 20 4 да да
Облако Mail.ru 25 — 4 да да
OneDrive 15 — 1 да да
Можно выделить следующие преимущества облачных сервисов:
- доступность. Предоставить доступ к использованию ресурсов легко. Для этого достаточно иметь компьютер, планшет, телефон с подключением к сети интернет;
- мобильность. Распространённость интернета сделала возможным использование облачных сервисов без привязки к рабочему месту. Отъезд даже в другую страну не станет препятствием для проверки электронной почты или просмотра сгенерированного на сервере файла отчёта;
- экономичность. Снижение затрат на покупку и обслуживание аппаратной части оказывает существенное положительное влияние на экономические показатели работы;
- настройка пакета услуг. Пользователь получает возможность оплачивать услуги аренды в нужном ему объёме, при этом есть возможность абсолютно гибкого расширения или уменьшения пакета;
- гибкость обслуживания. Изменение настроек происходит преимущественно автоматически, либо с привлечением отзывчивой службы технической поддержки;
- технологичность. Доступные пользователю мощности постоянно модернизируются с целью обеспечения максимальной производительности инфраструктуры в целом;
- надёжность. Многоуровневое резервирование мощности, дублирование информационных каналов, резервное копирование, децентрализация - всё это меры, направленные на обеспечение надёжности уровня 99,9 %. Такие показатели недостижимы для локальных систем низкого и среднего уровня.
Хотя стоит заметить, что есть и недостатки:
- необходимость постоянного соединения;
- программное обеспечение и его «кастомизация». Есть ограничения по ПО, которое можно разворачивать на «облаках» и предоставлять его пользователю;
- конфиденциальность. Конфиденциальность данных, хранимых в публичных «облаках», в настоящее время, вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные для компании документы на публичном «облаке», так как в настоящее
время нет технологии, которая бы гарантировала 100 % конфиденциальность данных;
- безопасность. «Облако» само по себе является достаточно надежной системой, однако при проникновении в него злоумышленник получает доступ к огромному хранилищу данных.
Грузоперевозки - это рынок, где существует моментальный спрос и предложение. В «облаках» есть возможность создать единую платформу для грузовладельцев (тех, кому надо везти грузы) и перевозчиков. Вы размещаете заявку на перевозку и тут же видите лучшие предложения от контрагентов - участников облачной платформы.
Оптимизация загрузки транспортных единиц и маршрутов перевозки, отслеживание грузов в online режиме на протяжении всего пути - такие задачи требуют скорости обработки, высокой точности и согласованности в логистических операциях. В качестве преимуществ облачных технологий на транспорте могут служить надежная система управления перевозками, возможность хранения и обмена документацией на перевозку, отслеживание местоположения груза.
Хранение документации на перевозку - большая проблема. В «облаке» есть возможность автоматизировать этот процесс: во-первых, отпадает необходимость устанавливать, а затем и обновлять программное обеспечение. Во-вторых, обязательства по внесению данных в систему можно переложить на перевозчика, высвободив тем самым собственный трудовой ресурс.
Отслеживание передвижения груза по маршруту помогает компании рассчитать точное время прибытия транспортного средства в точку доставки. С помощью этих данных можно планировать поставки и решить проблему пустых полок и лишних запасов.
Однако, облачные технологии могут оказаться полезными не только в сфере транспортного планирования, но также как фактор развития дорожной городской инфраструктуры. Облачные технологии в этой сфере могут применяться для хранения и сбора геоинформационных данных. Под геоданными в данном случае я подразумеваю информацию о дорожной сети, адресную базу, дорожные знаки, статистику по пробкам и т.д. Например, одна только возможность переключения режима светофоров в зависимости от текущей нагрузки смежных дорог способна значительно снизить пробки.
Реализация облачных технологий в холдинге «РЖД» к 2020 году позволит существенно преобразовать модель предоставления сервисов подразделениям. Гибкость виртуальной среды будет реализована за счёт решения по динамическому распределению нагрузки на физическое оборудование, что подразумевает автоматический перенос систем без их остановки на менее загруженное оборудование. Данные возможности также позволят повысить доступность и надёжность систем за счёт ремонта и обслуживания оборудования без остановки функционирования систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глазунов С. Бизнес в облаках. Чем полезны облачные технологии для предпринимателя// СКБ Контур, 2013. URL: https://kontur.ru/articles/225
2. Что такое облачные технологии и зачем они // IT-лаборатория, 2012. URL: https://sonikelf.ru/oblachnye-texnologii-dlya-zemnyx-polzovatelej/
3. Цифровая железная дорога: настоящее и будущее// АО «Издательский дом «Гудок», 2016. URL: http://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=1348653
© Д. А. Сумина, 2018