УДК 339.923 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10086
Концепция обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов
The Concept of Ensuring the Economic Security of the Russian Federation in the Implementation of Integration Projects
Дмитрий Владимирович ГОРДИЕНКО,
доктор военных наук, профессор,
профессор Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
E-mail: gordienko@ranepa.ru Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-014-00009.
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства РФ и Центрального банка России, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. Предложен подход к оценке уровня экономической безопасности России. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности России экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации. Предложенный подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности России позволяет выявить приоритеты экономической кооперации и экономического противоборства в современных условиях.
Ключевые слова: экономика; Россия; Большое евразийское партнерство; Экономический пояс Шелкового пути; Евразийский экономический союз; экономическая безопасность; уровень экономической безопасности; обеспечение экономической безопасности государства
Abstract. Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. An approach is proposed for an assessment of the level of economic security of Russia. The significance for ensuring economic security of Russia of economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization is analyzed. The proposed approach to a comparative assessment of the level of economic security of Russia countries allows identifying the priorities of economic cooperation and economic confrontation in modern conditions.
Keywords: economy; Russia; Great Eurasian Partnership; Silk Road Economic Belt; Eurasian Economic Union; economic security; level economic security; ensuring the economic security of the state
Глобализация характеризуется не только позитивными чертами1, но и несет в себе существенные противоречия, которые, в частности, отчетливо проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса2. В целом глобализация характеризуется ин-
тенсификацией процессов стирания некогда существовавших и казавшихся незыблемыми экономических, политических и культурных границ между странами и цивилизациями. Происходит унификация человеческого сознания, понижается роль национального государства и его
суверенитета на фоне утверждения межгосударственных систем как основы мирового социально-экономического развития.
В настоящее время реализуется ряд интеграционных проектов с участием Российской Федерации: Союзное государство, Евразийский Союз (ЕАЭС), Сопряжение инициативы Экономического пояса Шелкового пути со строительством ЕАЭС, Зона свободной торговли (ЗСТ) СНГ, Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Большое евразийское партнерство (БЕАП), интеграционные проекты с непризнанными государствами на постсоветском пространстве (Приднестровской Молдавской Республикой, Нагорно-Кара-бахской Республикой, Абхазией, Южной Осетией) и др. В этих условиях только всестороннее обеспечение экономической безопасности нашего государства позволяет в полной мере защитить российский народ от внешних и внутренних угроз и повысить эффективность реализации интеграционных проектов.
При этом под экономической безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором она способна удовлетворить экономические потребности российского народа и государства3. Тогда обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов, являясь неотъемлемым условием обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации, может рассматриваться как процесс поддержания заданного или повышения уровня защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз путем предупреждения их возникновения, устранения или локализации.
Результаты анализа опыта функционирования национальных хозяйств, реализации интеграционных проектов ведущих государств мира дают основание предположить, что в современных условиях на эффективность реализации мер обеспечения национальной безопасности существенное влияние оказывает обеспечение экономической безопасности государства.
Тем не менее, глобальный климат для международной торговли и инвестиций сегодня уже не такой благоприятный, как был раньше, когда мировая экономика росла благодаря экспорту товаров и услуг. Существенное влияние на перераспределение глобальных потоков товаров, услуг и капиталов оказала также налоговая реформа, проводимая в США, стимулирующая репатриацию зарубежных американских капи-
талов (нераспределенных прибылей) и активизацию решоринга (возврата производственных мощностей) в страну4.
Таким образом, в современной мировой экономике происходят процессы, имеющие противоположную направленность: с одной стороны, интеграция национальных экономик, их объединение путем реализации различных интеграционных проектов, с другой — усиление протекционистских тенденций, обособление национальных экономик под предлогом обеспечения национальной безопасности, введения экономических санкций и/или из-за антимонопольных соображений. В этих условиях, очевидно, должен быть найден оптимальный (рациональный для современных условий), компромиссный вариант между интеграцией и автаркией (самоизоляцией) национальной экономики, обеспечивающий ее защищенность от внешних и внутренних угроз.
Сегодня в экономике и политике России в тренде так называемый «поворот на Восток»5 — современный этап экономического и внешнеполитического развития нашей страны характеризуется большим вниманием, уделяемым Азиатско-Тихоокеанскому региону, который растет на фоне ухудшения отношений России с Западом. Однако в настоящее время развитые страны, прежде всего Западной Европы, остаются, несмотря на санкционное противостояние, основными торговыми партнерами и источниками реальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для России6. Развитые западноевропейские страны пока являются также основным местом приложения предпринимательского капитала из России. «Разворот на Восток», таким образом, пока не способствовал кардинальному росту товарооборота и взаимных инвестиций со станами Азии7. Роль же стран СНГ в двухсторонних торговле и потоках ПИИ с Россией также пока является незначительной.
В итоге вопрос о том, в каком темпе будет протекать «поворот на Восток», какие формы он приобретет и насколько в результате повысится уровень защищенности российской экономики, является одним из ключевых для российской государственной экономической политики и обеспечения экономической безопасности нашей страны.
Из результатов анализа современных взглядов на проблему обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации и мер, реализуемых политическим руководством США, Китая, Евросоюза, Японии и других стран, становится очевидным, что перед руководством
Российской Федерации встает приоритетная задача обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов, заключающаяся: (1) в обеспечении социально-экономического развития нашей страны; (2) защите ее экономических (трудовых, инвестиционных, природных, информационных и интеллектуальных) ресурсов; (3) противодействии использования экономических ресурсов оппонентами (конкурентами, противниками).
Решение задачи обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов в значительной степени осложняется вследствие незавер-шившегося реформирования системы государственного управления национальной экономикой, продолжающимися кризисными и застойными явлениями в социально-экономическом развитии нашего государства и реализацией рядом стран интеграционных проектов, позволяющих снизить защищенность национального хозяйства Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.
Анализ прогнозов изменения уровня защищенности национальной экономики Российской Федерации позволяет говорить о необходимости, с одной стороны, выборочного заимствования зарубежных технологий обеспечения экономической безопасности государства, а с другой — комплексного решения проблемы поддержания заданного или повышения уровня защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз путем предупреждения их возникновения, устранения или локализации.
Результаты анализа экономических, политических и военных аспектов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов свидетельствуют, что политические и/или военные аспекты часто превалируют над собственно экономическими. В результате национальная экономика нашей страны в интеграционных проектах выступает либо в качестве донора экономических ресурсов для других государств, либо самоизолируется, ограничивая использование импортируемых экономических ресурсов.
Исследование современного состояния вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов позволяет констатировать, что США, Китай, Евросоюз, Япония и ряд других стран имеют необходимый арсенал мер, средств и сил обеспечения своей экономической безопасности при реализации интеграционных
проектов, разработанные стратегии (доктрины, концепции) поддержания заданного или повышения уровня защищенности национальных экономик от внешних и внутренних угроз. В то же время в Российской Федерации отсутствует научно обоснованная Концепция обеспечения экономической безопасности при реализации интеграционных проектов.
Анализ угроз национальной экономике в условиях глобализации позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: (1) группу тенденций развития форм и (2) группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.
К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности следует отнести тенденции, связанные: с увеличением приоритетности мер и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности в достижении целей использования экономических ресурсов по отношению к другим мерам и действиям; с преображением политико-правовых, информационных и военных мер государства и распространением их на сферу хозяйственной деятельности и возможности доступа к экономическим ресурсам; с объединением экономических ресурсов государства с его военными, технологическими, духовными и другими ресурсами для достижения целей защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз путем предупреждения их возникновения, устранения или локализации.
Рассмотренные тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности. К числу этих основных тенденций могут быть отнесены тенденции, связанные: с увеличением зависимости эффективности функционирования национальной экономики от наличия и эффективности использования имеющихся и/или доступных к использованию экономических ресурсов; с возрастанием значимости комплексной защиты национальной экономики и возможностей социально-экономического развития страны; с предотвращением ограничений деятельности национального хозяйства со стороны других государств и/ или их интеграционных объединений.
Рассмотрение этих тенденций через механизм действия основных экономических законов и закономерностей ведения хозяйственной деятельности в условиях глобализации и развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить закономер-
ности обеспечения экономической безопасности при реализации интеграционных проектов,
Выявленные закономерности позволили определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства:
(1) экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность подсистем экономического назначения страны, если совокупность этих подсистем рассматривать как целостную систему. В рамках экономического патроната обеспечивается безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой подсистемы управления национальным хозяйством, экономического обеспечения, производства и т.п. внутри более глобальной (например государственной) управляющей системы. При реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории государства, могут выступать соответствую-
которые в систематизированном виде представлены в табл. 1.
щие нормированные макроэкономические показатели;
(2) экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, несвязанными с этим сектором мирового хозяйства отношениями подчиненности. В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций. При реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния национальной экономики этого государства с различными национальными хозяйствами;
Таблица 1. Закономерности обеспечения экономической безопасности государства при реализации интеграционных проектов
Содержание закономерности
1. Зависимость эффективности функционирования национальной экономики от степени обеспеченности экономическими (трудовыми, инвестиционными, природными, информационными и интеллектуальными) ресурсами
2. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия специальных мер и использования специальных средств
3. Зависимость эффективности принятия специальных мер обеспечения экономической безопасности государства, применения специальных средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства
4. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конкурентной борьбе стороны
5. Зависимость эффективности функционирования национальной экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами других стран
6. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономическая кооперация в условиях глобализации, и степени взаимовлияния национального хозяйства на национальные экономики других стран — сектора мирового хозяйства
7. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономической противоборство в условиях глобализации, и степени нереализованного взаимовлияния национального хозяйства на национальные экономики других стран — сектора мирового хозяйства.
(3) экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта). В рамках реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели экономического противоборства национальной экономики этого государства с различными национальными хозяйствами.
Основными способами обеспечения экономической безопасности государства в этом случае становятся:
■ в рамках обеспечения экономическими ресурсами — социально-экономическое развитие государства; установление норм и правил ведения хозяйства, использования экономических ресурсов на экономической территории государства; заключение и реализация соглашений по обмену экономическими ресурсами с другими странами;
■ в рамках защиты национальной экономики и возможностей социально-экономического развития страны — предупреждение действий политических деятелей, военно-политического руководства других стран и/или их интеграционных объединений, а также природных воздействий, негативно влияющих на социально-экономическое развитие страны или/и создающих угрозу национальной экономике; профилактика и пресечение попыток нарушить функционирование национальной экономики и использование экономических ресурсов; устранение или локализация последствий негативного влияния на социально-экономическое развитие, функционирование национальной экономики и использование экономических ресурсов;
■ в рамках предотвращения ограничений функционирования национальной экономики и возможностей социально-экономического развития страны — пресечение попыток военно-политического руководства других стран и/или их интеграционных
объединений, а также предотвращение природных воздействий, негативно влияющих на социально-экономическое развитие страны или/и создающих угрозу национальной экономике; влияние на функционирование национальных экономик других государств и/или их интеграционных объединений, а также на использование ими экономических ресурсов в конкурентной борьбе; устранение или локализация последствий негативного влияния на социально-экономическое развитие, функционирование национальной экономики и использование экономических ресурсов.
Основные положения Концепции обеспечения экономической безопасности при реализации интеграционных проектов заключаются в следующем.
Цель обеспечения экономической безопасности — прирост эффективности обеспечения экономической безопасности государства.
Задачи обеспечения экономической безопасности: обеспечение национальной экономики экономическими ресурсами в объемах, необходимых для реализации национальных проектов и социально-экономического развития страны; защита национальной экономики и возможностей социально-экономического развития; предотвращение ограничений функционирования национальной экономики и возможностей социально-экономического развития.
Основные принципы обеспечения экономической безопасности: непрерывность, активность, комплексность, разнообразие, экономическая и политическая целесообразность, подконтрольность руководству государства, прогнозируемость возможных последствий, реализуемость принимаемых мер и действий органов государственного управления и сил обеспечения экономической безопасности на основе утвержденных программ и планов, предупреждение возникновения и устранение и/или локализация всего спектра угроз национальной экономики.
При реализации экономического патроната в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства могут выступать соответствующие нормированные макроэкономические показатели8.
Значения частных нормированных показателей экономической безопасности России, реализованные в рамках различных форм обеспечения экономической безопасности государства при реализации проекта сопряжения строительства ЕАЭС с инициативой Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), представлены на рис. 1.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРО! ГИВО БОРСТВО
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
без учета ЭПШП с учетом ЭПШП с учетом сопряжения ЭПШП со строительством ЕАЭС
1 Противоборство с Индией 0,9970 1,0008 1,0137 1,00822
2 с Казахстаном 1,0011 0,9957 0,9980 0,99877 0,99959
3 с Киргизией 1,0007 1,0012 1,0017 1,00100 1,00033
4 с КНР 0,9761 1,0183 1,1031 1,060654
5 с Пакистаном 1,00001 1,0001 1,0004 1,000254
6 с Таджикистаном 1,0006 1,0007 1,0012 1,000720
7 с Узбекистаном 1,0015 1,0033 1,0071 1,004252
8 с Афганистаном 1,0000 1,0000 1,00001 1,000006
9 с Белоруссией 1,0155 1,0082 1,0170 1,01013|1,00336
10 с Ираном 1,0012 0,9997 0,999/3 0,999567
11 с Монголией 1,0009 0,9997 0,9900 0,999392
12 с Азербайджаном 1,0004 1,0038 1,0102 1,006104
13 с Арменией 1,0014 1,0004 1,0010 1,00060|1,00020
14 с Камбоджой 1,0000 1,0000 1,0^00004 1,000000226
15 с Непалом 1,0000 1,0000 1,00000004 1,000000024
16 с Турцией 0,9979 0,9942 1,0070 1,00421
17 с Шри-Ланкой 1,00004 1,0005 1 ¿0011 1,00068
18 с США 0,9883 1,0094 1,0314—
19 сЕС 0,7374 0,8516 1,0334
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического противоборства 0,7243 0,8825 1,1693 1,1612
,2441
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ /
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 \ ^""2020 \ „
без\ учета\ эпшпУ с учетом ЭПШП с учетом сопряжения ЭПШП со строительством ЕАЭС
1 Кооперация с Индией 1,0057 1,0137 1,0312 1,0344
2 с Казахстаном 1,0104 1,0262 1,0266 1,0293 1,0320
3 с Киргизией 0,9994 0,9992 0,99995 0,999926 0,999929
4 с КНР 1,0439 1,1411 1,3566 1,3986
5 с Пакистаном 1,00002 1,0003 1,0020 1,0022
6 с Таджикистаном 0,9994 0,9995 0,9993 0,9991
7 с Узбекистаном 0,9993 1,0002 1,0050 1,0056
8 с Афганистаном 1,0000 1,0000 1,00001 1,000011
9 с Белоруссией 0,9893 1,0312 1,0446 1,04923|1,05383
10 с Ираном 0,9992 1,0008 1,0036 1,0039
11 с Монголией 0,9991 1,0005 1,0015 1,0016
12 с Азербайджаном 1,0003 1,0057 1,0141 1,0156
13 с Арменией 0,9986 1,0005 1,0030 1,00336|1,00366
14 с Камбоджой 1,0000 1,0000 1,0000 1,00000051
15 с Непалом 1,0000 1,0000 1,0000 1,00000005
16 с Турцией 1,0045 1,0234 1,0422 1,0466
17 с Шри-Ланкой 1,0000 1,0005 1,0013 1,0015
18 с США 1,0156 1,0384 1,0510
19 сЕС 1,4349 1,7140 1,7716
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономической кооперации 1,5287 2,2454 2,9985 3,1454 3,1686
Рис. 1. Нормированные показатели реализованные в рамках различных форм
ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПАТРОНАТ
Частные показатели экономической безопасности
10
15
16
17
18
19
Объем ВВП
Валовой сбор зерновых
Инвестиции в основной капитал
Уровень безработицы
Уровень монетизации
Внешний долг
Расходы на оборону
Расходы на "гражданскую" науку
Инновационная продукция
Уровень инфляции
Объем золотовалютных резервов
Выплаты по внешнему долгу
Внутренний долг
Расходы на обслуживание государственного долга
Дефицит бюджета центрального правительства
Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения
Доля продовольствия, поступившего по импорту
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического патроната
2010
2,09
1,32
1,26
0,99
1,01
1,28
0,91
0,40
0,50
2,93
15,0
0,69
2,17
1,44
0,28
0,46
0,45
0,61
1,01
2,7
2015
3,70
1,42
1,38
1,14
1,60
2,00
1,50
0,60
0,73
3,30
34,0
1,00
3,50
2,00
0,56
0,78
0,80
0,80
1,20
4,6*10'
экономической безопасности России,
обеспечения защищенности ее национального хозяйства (прогноз 2019 г.)
Проведенные исследования позволяют утверждать, что методика оценки эффективности обеспечения экономической безопасности при реализации интеграционных проектов должна строиться на математическом моделировании интеграционных и экономических процессов. Реализация такого моделирования позволяет определять динамику увеличения финансово-экономического взаимовлияния национальных хозяйств стран, участвующих в интеграционном проекте (в рамках экономической кооперации), и уменьшения их нереализованного финансово-экономического взаимовлияния (в рамках экономического противоборства) — при реализации такого проекта. Результаты моделирования становятся исходными данными для расчетов значений нормированных частных показателей, реализованных в различных формах обеспечения экономической безопасности, уровней защищенности национальной экономики государства, участвующего в интеграционном проекте, и показателей эффективности обеспечения экономической безопасности при его реализации.
Очевидно, что только положительные приросты значений защищенности национальной экономики государства и показателей эффективности обеспечения экономической безопасности при моделировании интеграционного проекта могут служить основанием для его реализации.
1 К преимуществам глобализации в сфере экономики, в частности, можно отнести: либерализацию и развитие торгово-экономических отношений между странами; повышение эффективности распределения ресурсов; рост производства; повышение средних доходов; повышение конкуренции; снижение транзакционных издержек и пр.
2 Главными проблемами глобализации в сфере экономики стали: неравномерное распределение выигрыша от глобализации между развитыми и развивающимися странами, собственниками транснациональных корпораций и рабочей силой, квалифицированной высокооплачиваемой и неквалифицированной низкооплачиваемой рабочей силой; усиление неравенства в развитых странах; отсутствие положительных эффектов от процессов глобализации и интеграции для внутреннего рынка труда в отдельных странах; и т.д.
3 В Концепции экономической безопасности Российской Федерации понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз». См.: Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положе-
ния. М.: Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации, 1994. В том же ключе это понятие трактуется и в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. В «Новой экономической энциклопедии» понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «такое состояние экономики и готовность институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал». См.: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006. VI, 810 с. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство его экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов». См.: Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.08.2019).
4 См. Global foreign direct investment slides for third consecutive year. UNCTAD/PRESS/PR/2019/013. Geneva, 12 June 2019. URL: https://unctad.org/en/ pages/PressRelease.aspx?OriginalVersionID=514 (дата обращения: 12.08.2019).
5 Поворот России на Восток — изменение внешнеполитической стратегии Российской Федерации в начале XXI в., связанное с частичной внешнеэкономической переориентацией на страны Азии. Целями поворота являются занятие должного экономического и политического места в Азиатско-Тихоокеанском регионе, улучшение сбалансированности внешней торговли, чрезмерно ориентированной на Европу, и с 2014 г. ослабление эффекта экономических санкций. Поворот предполагает отказ России от безуспешных попыток интеграции в евроатлантическую систему (которые начались после окончания холодной войны), предпочтение связей с «не-Западом» и включает как развитие российского Дальнего Востока, так и кооперацию со странами Азии.
6 Еще более важным является тот факт, что эти инвестиции привносят в экономику нашей страны необходимые технологии, управленческий опыт и кадры.
7 В частности, за истекшие пять лет доля крупнейших азиатских государств в накопленных прямых инвестициях в нашей стране увеличилась с 2 до 3%.
8 Например, по мнению авторов учебника «Экономическая безопасность России. Общий курс» под ред. В.К. Сенчагова (М.: Дело, 2005), показателями-индикаторами экономической безопасности государства
могут быть: 1. Объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2. Валовой сбор зерновых, млн т; 3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4. Доля расходов на оборону (в % к ВВП); 5. Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %);
8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %);
9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению); 11. Уровень монетизации (в % к ВВП); 12. Внешний долг (в % к ВВП); 13. Внутренний долг (в % к ВВП); 14. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета); 15. Дефи-
цит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП); 16. Уровень инфляции (в %); 17. Объем золотовалютных резервов (млрд долл.); 18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %); 19. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %).
Список литературы
1. Гордиенко Д.В., Сафонов М.С. Экономическая безопасность России. Теоретический и методологический аспект: монография. М.: Проспект, 2016.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.
ISBN 978-5-238-03168-2
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.