УДК 330.111:65.014.1
И.Ф. ПОНОМАРЁВ, д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление бизнесом и персоналом», А.К. КУЛИК, аспирант кафедры «Управление бизнесом и персоналом», [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР
КОНЦЕПЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассмотрено содержание механизма управления социально-экономическим потенциалом предприятия; обоснованы его основные структурные элементы: цель, задачи, факторы, принципы и методы управления; приведена структурная модель механизма управления потенциалом предприятия.
Ключевые слова: социально-экономический потенциал предприятия, механизм управления, структурные элементы: цель, задачи, факторы, принципы, методы.
Ponomaryov I.F., Kulyk A.K. The
concept of the mechanism of managing the socio-economic potential of an enterprise.
The article considers the content of the mechanism of managing the socio-economic potential; substantiates its basic structural elements: the purpose, objectives, factors, principles and methods of management; provides a structural model of the mechanism of managing the potential interprise.
Keywords: socio-economic potential of the enterprise, mechanism of management, structural elements, purpose, objectives, factors, principles, methods.
Процессы становления и развития национальной экономики во многом оп-
ределяются способностью хозяйствующих субъектов своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды. Высокий уровень адаптивности отечественных предприятий к условиям рынка обеспечивает их конкурентное преимущество и позволяет улучшить социально-экономические результаты деятельности. В то же время недостаточное развитие инструментов менеджмента, проявляющееся в отсутствии научного подхода к разработке и внедрению управленческих мероприятий, наличии внутренних противоречий, несогласованности социальных и экономических интересов, стихийности принимаемых решений, обусловливает потребность в более глубоком исследовании взаимосвязи между социально-экономическими процессами и инструментами управления. В этой связи в настоящее время четко обозначилась объективная необходимость в усовершенствовании механизма управления социально-экономическим потенциалом предприятия, который должен учитывать условия развития и реализации потенциала, а также особенности процесса управления его социальной и экономической составляющими.
В экономической литературе прослеживается многоаспектность термина
© И.Ф. Пономарев, А.К. Кулик, 2017
«механизм», который, как правило, применяется в качестве эффективного инструмента воздействия на объект [1, с. 37]. Исследованию сущности механизма управления и его структуры посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Так, определение понятия «механизм управления», а также его основные элементы рассмотрены в работах А.Н. Бычковой, А.В. Барлуковой, Ф.Х. Цхурбаевой и И.Т. Фарниевой, О.И. Стогул, С.В. Поздняковой, П. Морена и П. Артю [1-6].
Несмотря на наличие научного интереса к содержанию исследуемого понятия в настоящее время отсутствует единое мнение относительно элементного состава механизма управления. Исходя из этого, существует необходимость в более детальном исследовании сущности и методологическом обосновании элементов механизма управления социально-экономическим потенциалом предприятий, поскольку их недостаточная изученность создает определенные трудности в процессе разработки конкретных методических рекомендаций.
Целью настоящей работы является исследование сущности механизма управления, рассмотрение наиболее значимых его элементов, формирование концептуальной модели механизма управления социально-экономическим потенциалом предприятия.
В экономику термин «механизм» вошел в середине XX века и стал применяться учеными как определенная последовательность экономических явлений [7, с. 11-13]. При этом составляющими элементами механизма являются как исходные, так и завершающие явления, а также весь процесс, происходящий в интервале между ними [7, с. 12]. В работах
современных исследователей рассматриваются разные подходы к определению данного понятия, которые, наряду с различиями, имеют общие черты. Так, в работе А.Н. Бычковой сформулировано следующее определение: «экономический механизм - это совокупность способов управления и взаимодействия субъектов, целевой функцией которого является рациональное хозяйствование и формирование устойчивых закономерностей в развитии экономики» [1, с. 42]. О.И. Стогул и С.В. Позднякова рассматривают экономический механизм как совокупность методов, рычагов, форм, инструментов, критериев, функций, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы [2, с. 43; 3, с. 38]. В коллективной работе под редакцией С.В. Мо-черного дано определение экономического механизма, отражающее взаимосвязь составляющих элементов сложных явлений, согласно которому механизм является «использованием экономических законов, разрешением социально-экономических противоречий экономической системы и согласованием экономических интересов» [8, с. 71]. А.В. Бар-лукова определяет механизм управления как «инструмент, с помощью которого система управления оказывает воздействие на управляемый объект» [4, с. 122]. В работе Ф.Х. Цхурбаевой и И.Т. Фарниевой механизм управления предлагается рассматривать как «совокупность средств воздействия субъекта управления на управляемый объект с целью достижения желательных состояний объекта управления посредством выработки управленческих решений» [5, с. 153].
Таким образом, анализ работ, касающихся определения содержания ме-
ханизма управления, позволил установить, что механизм является средством реализации процесса управления, имеющим собственную структуру, которая представляет собой комплексную систему взаимозависимых и взаимодействующих элементов. Ф.Х. Цхурбаева и И.Т. Фарниева рассматривают такие элементы механизма управления, как принципы, методы, средства и формы реализации [5, с. 152]. По мнению А.В. Бар-луковой, в качестве компонентов механизма управления следует рассматривать принципы, функции, методы и ресурсы [4, с. 123]. Ю.Ю. Соловьев представляет содержание организационно-экономического механизма в виде совокупности принципов, методов и функций управления [9]. А.Н. Бычкова определяет структуру экономического механизма как систему объектов, субъектов, алгоритма, планируемых результатов, условий и ограничений применения [1, с. 10-11]. Определение элементов механизма управления позволяет произвести детальный анализ его функционирования и разработать мероприятия по его улучшению [3, с. 38].
Анализ приведенных источников позволил сделать вывод, что в качестве основных и наиболее значимых составляющих элементов социально-экономического потенциала предприятия целесообразно рассматривать цель, задачи, факторы, принципы и методы управления. Для формирования структурной модели механизма управления потенциалом предприятия целесообразно более детально исследовать перечисленные элементы.
Достижение результативности практической реализации механизма управления социально-экономическим потенциалом определяется соблюдением
основных требований, правил и закономерностей, которые содержатся в научных принципах менеджмента. При этом эффективное управление социально-экономическим потенциалом хозяйствующего субъекта должно осуществляться с обязательным учетом составляющих, обеспечивающих как экономический, так и социальный эффект. Исходя из этого, формирование принципов управления социально-экономическим потенциалом предприятия должно отражать требования как общего, так и социально ориентированного менеджмента и, следовательно, основываться на синтезе научных принципов управления предприятием и социальной ответственности.
Общие принципы социальной ответственности разработаны Международной организацией по стандартизации (ИСО) и представлены в качестве рекомендаций в стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» [10].
Классические принципы управления были сформулированы в 20-е годы XX века в работах Ф. Тейлора «Принципы и методы научного менеджмента» (1911 г.), Г. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.), А. Файоля «Общее и промышленное управление» (1916 г.), Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения» (1922 г.) [11]. Они положены в основу современных принципов управления предприятием [5; 9; 12; 13], которые учитывают переход общества к экономике знаний, а также признание работника наиболее ценным ресурсом предприятия в настоящих условиях.
В ранее проведенном авторами исследовании путем гармонизации принципов современного управления предприятием и принципов социальной ответст-
венности обоснованы научные принципы управления социально-экономическим потенциалом предприятия. В результате исследования выделены базовые и специфические принципы. Так, к базовым принципам предлагается относить принципы системности, комплексности и научной обоснованности, поскольку они отражают универсальность подходов для всех объектов управления. В качестве специфических принципов управления социально-экономическим потенциалом целесообразно рассматривать принципы гармонизации целей и интересов, эффективности на основе коллективного единства, адаптивности и адекватности, вовлеченности персонала, ответственности за результаты деятельности, приоритета самореализации работника. Сформулированные принципы должны являться обязательным элементом механизма управления потенциалом предприятия.
Эффективность управления социально-экономическим потенциалом также во многом зависит от принятия во внимание факторов, обеспечивающих условия его развития и реализации. Исследованию факторов развития и реализации потенциала предприятия и его компонентов посвящены работы Л.О. Украинской и Н.В. Чебановой, С.Ю. Бугрим, Э.А. Омарова, А.И. Бородина, Е.Н. Колесника, Е.А. Павловой и Л.А. Смирновой, Н.В. Биттер и Е.А. Кондратенко [14-18]. Анализ приведенных источников показал, что на процессы развития и реализации социально-экономического потенциала оказывают влияние различные факторы, которые условно можно разделить на внешние (экономические, политико-правовые, технико-технологические, природно-экологические, социокультур-
ные), обусловленные характеристиками внешней среды предприятия и носящие объективный характер, и внутренние (финансово-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические, социально-психологические), связанные с характеристиками внутренней среды предприятия и поддающиеся управленческому воздействию. Каждый из факторов может оказывать влияние в той или иной степени на один или несколько элементов потенциала. Необходимо отметить, что составляющие потенциала предприятия также оказывают влияние друг на друга, чем обусловлена их взаимосвязь и взаимозависимость.
Установлено, что наибольшее влияние среди внешних факторов на развитие и реализацию социально-экономического потенциала оказывают такие, как уровень политической стабильности и экономическая ситуация в стране, регионе, отрасли, поскольку данные факторы определяют условия развития и реализации всех составляющих потенциала. На развитие и реализацию отдельных элементов потенциала оказывают влияние также следующие внешние условия: политика государства в сферах налогообложения, денежно-кредитного регулирования, инвестиций, науки и инноваций, а также занятости, образования и здравоохранения; уровень развития НТП в отрасли; климатические условия и ресурсное обеспечение (наличие и доступность материально-сырьевых ресурсов); экологические условия региона; уровень конкуренции; уровень платежеспособности потребителей; состояние рынка труда; уровень отраслевой профессиональной мобильности и оплаты труда; условия труда в отрасли; уровень развития культуры в обществе; система государственных социальных гарантий;
порядок взаимодействия предприятий и учреждений; система общепринятых социальных норм. При этом объективный характер перечисленных факторов обусловливает невозможность влияния на них со стороны предприятия и требует принятия их во внимание и своевременной адаптации к ним в процессе практической деятельности.
К факторам внутренней среды предприятия, оказывающим влияние как на общий уровень социально-экономического потенциала, так и на развитие каждого его компонента в отдельности, целесообразно отнести экономическое состояние и стратегические цели предприятия, объем финансирования направлений развития потенциала, эффективность системы управления предприятием. Кроме них, на отдельные компоненты потенциала влияют следующие внутренние факторы: политика инновационного развития предприятия (включающая политику руководства в отношении обновления материально-технической и технологической базы, рационализаторства и изобретательства); политика ценообразования; имидж предприятия, уровень развития его внешних связей; кадровая политика предприятия (включающая методы оценки и отбора персонала, принципы расстановки кадров, политика руководства в сфере оплаты труда, материальной и нематериальной мотивации, профессионального развития работников, развития производственной и организационной культуры); политика в сфере социальных отношений, социальной ответственности, организации и улучшений условий труда, развития производственной демократии; система охраны труда. Влияние данных факторов может и
должно, в случае необходимости, корректироваться путем применения инструментов управленческого воздействия. Таким образом, учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие и реализацию социально-экономического потенциала предприятия, позволяет осуществлять своевременную нейтрализацию негативных воздействий или их минимизацию с целью повышения результативности управления социально-экономическим потенциалом.
Реализация процесса управления должна осуществляться на основе применения методов управления, то есть совокупности определенных приемов воздействия на объект управления, способствующих достижению намеченных целей. В экономической литературе принято деление методов управления по содержанию на организационно-распорядительные (организационно-правовые, командно-административные), экономические (экономико-математические) и социально-психологические [5, с. 152, 9, 19]. В процессе управления потенциалом предприятия может применяться каждая группа методов в отдельности или их комбинации исходя из потребностей и цели воздействия.
Таким образом, проведенное исследование позволило обосновать содержательную структуру механизма управления социально-экономическим потенциалом (рис. 1).
Так, управление потенциалом предприятия должно осуществляться с определенной целью, обусловленной потребностями практической деятельности. Постановка цели влечет за собой определение ряда задач, решение которых необходимо для получения ожидаемого ре-
Цель управления социально-экономическим потенциалом: повышение результирующих показателей деятельности предприятия путем эффективного использования социально-экономических ресурсов и возможностей
Задачи управления социально-экономическим потенциалом
формирование стратегии развития предприятия на основе согласованности социальных и экономических интересов создание условий для развития и эффективной реализации компонентов потенциала разработка и внедрение комплекса мероприятий по повышению эффективности использования потенциала предприятия организация оценки эффективности управленческих мероприятий проведение корректирующих мероприятий
Принципы управления социально-экономическим потенциалом Базовые принципы
системности комплексности научной обо с нованности
Специфические принципы
гармонизации целей и интересов эффективности на основе коллективного единства адаптивности и адекватности вовлеченности персонала ответственности за результаты деятельности приоритета самореализации работника
«—» Методы управления социально-экономическим потенциалом
организационно-распорядительные экономические социально-психологические
Объект управления: компоненты социально-экономического потенциала
1 г I 1
производственно-технологический потенциал финансово-экономический потенциал маркетинговый потенциал инновационный потенциал 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 трудовой потенциал потенциал социального партнерства
экономический потенциал 1 1 социальный потенциал ]
I
Факторы, оказывающие влияние на развитие и реализацию социально-экономического
потенциала
факторы внешней среды:
экономические, политико-правовые, технико-технологические, природно-экологические, социокультурные
факторы внутренней среды:
финансово-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические, социально-психологические
Рис. 1. Структурная модель механизма управления социально-экономическим
потенциалом предприятия
зультата. В современных условиях функционирования важнейшая цель предприятия - повышение результирующих показателей деятельности - должна достигаться с обязательным учетом как экономических, так и социальных процессов, протекающих в его среде.
Выводы.
Основными задачами механизма управления должны являться: формирование стратегии развития на основе согласованности социальных и экономических интересов, создание условий для эффективной реализации каждого компонента потенциала, разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования потенциала, организация оценки эффективности управленческих мероприятий, проведение корректирующих мероприятий.
Механизм управления социально-экономическим потенциалом должен опираться на обоснованные выше принципы и включать в себя комплекс методов управления, выбор которых необходимо осуществлять с учетом ряда факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие и реализацию компонентов потенциала.
Таким образом, теоретически обоснованная в настоящей работе структура механизма управления потенциалом предприятия может служить теоретической основой для разработки практических рекомендаций с целью усовершенствования процесса управления социально-экономическим потенциалом. Принятие решений и осуществление необходимых действий с учетом составляющих механизма управления применительно к социально-экономическому потенциалу позволит повысить прибыльность и конкурентоспособность предприятия, одновременно обеспечив достижение социального эффекта, выражающегося в гар-
монизации интересов, демократизации управления, реализации профессиональных стремлений работников и удовлетворении их социальных потребностей.
Список использованной литературы
1. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение / А.Н. Бычкова // Вестник омского университета. Серия «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 37-43.
2. Стогул О.И. Сущность понятия «Экономический механизм развития предприятия» / О.И. Стогул // Економша транспортного комплексу. - 2013. -Вип. 21. - С. 41-53.
3. Швець 1.Б. Ощнка нагромаджен-ня людського катталу на промислових тдприемствах / 1.Б. Швець, С.В. Позднякова. - Донецьк: ДонНТУ. - Норд-Прес, 2011. - 172 с.
4. Барлукова А.В. Механизм управления как неотъемлемый элемент системы управления туризмом / А.В. Барлукова // Известия ИГЭА. - 2010. -№ 6 (74). - С. 121-124.
5. Цхурбаева Ф.Х. Организационно-экономический механизм управления предприятиями АПК / Ф.Х. Цхурбаева, И.Т. Фарниева // Terra Economicus (Экономический вестник ростовского государственного университета). - 2009. -Том 7. - № 2 (часть 3). - С. 151-154.
6. Morin, Pierre. Mécanismes économiques: Analyses pour la politiques écon / Pierre Morin, Patrick Artus. - Paris: Economica, Cop. 1987. - 232 p.
7. Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр. / общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 192 с.
8. Основи економiчноi теорп: тд-ручник / за ред. С.В. Мочерного. -Тернотль: АТ «Тарнекс», 1993. - 688 с.
9. Соловьев Ю.Ю. Структурно-логическая схема механизма управления устойчивым развитием предприятия / Ю.Ю. Соловьев // Вестник АГТУ. -2006. - № 4 (33). - С.17-24.
10. Он-лайн библиотека стандартов ИСО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬйрБ: // www.iso.org/obp/ui/ru/ Йбо: std:iso:26000:ed-1:v1:ru.
11. Файоль А. Управление - это наука и искусство / А. Файоль; сост. Г.Л. Подвойский. - М.: Республика, 1992. -351 с.
12. Палкина Е.С. Методологические принципы управления реализацией стратегии роста компании / Е.С. Палкина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. -№ 2 (30). - С. 78-86.
13. Бармута К.А. Методологические принципы управлением развития промышленного предприятия / К.А. Бармута, Б.Ч. Месхи // Вестник ДГТУ. - 2012. -№ 1 (62). - С. 166-172.
14. Украшська Л.О. Сощально-еко-номiчний потенщал пщприемства: особ-ливосп визначення i чинники впливу / Л.О. Украшська, Н.В. Чебанова // Вюник Ушверситету банювсь^' справи Нацю-нального банку Украши. - 2012. -№1 (13). - С. 71-75.
15. Омаров Э.А. Факторы и резервы повышения производственного потенциала предприятия / Э.А. Омаров // Проблемы современной экономики. - 2010. -№ 2. - С. 183-187.
16. Бородин А.И. Концепция механизма управления финансовым потенциалом предприятия / А.И. Бородин // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. -С. 171-175.
17. Колесник Е.Н. Процесс управления маркетинговым потенциалом на промышленном предприятии [Электронный ресурс] / Е.Н. Колесник // Вестник Волжского университета. - 2013. -№ 1 (27). - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/protsess-upravleniya-marketingovym-potentsialom-na-promyshlen-nom- predpriyatii.
18. Павлова Е.А. Влияние факторов внешней среды на формирование инновационного потенциала предприятия / Е.А. Павлова, Е.А. Колесник // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 5. - С. 640-644.
19. Петросов С.Н. Методы управления в менеджменте предприятием [Электронный ресурс] / С.Н. Петросов, И.А. Ласский // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. -Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/ article / n / metody - upravleniya - v - menedzh-mente.
Статья поступила в редакцию 14.02.17