перспективы отрасли. Большое внимание уделяется топ-менеджменту - иногда компании, выходящие на IPO, специально вводят в состав исполнительного руководства менеджеров, уже проводивших успешные IPO. Считается, что важным фактором IPO является наличие у компании перспектив в том секторе экономики, где она действует. Маркетинговый анализ деятельности, проводимый силами самой компании или привлеченными специалистами, может привести к необходимости изменений продуктового ряда и принятию решений о выводе на рынок новых продуктов или услуг, изменений в структуре поставщиков и потребителей, созданию новых подразделений в структуре компании.
IPO - это начало жизни компании в качестве публичной организации. Важнейшей составляющей этой жизни является управление связями компании с рынком - с фондовыми аналитиками, инвесторами, Лондонской фондовой биржей, регуляторами, СМИ и так далее. Таким образом, процедура IPO многогранна и емка по своему наполнению. Для того чтобы грамотно произвести все операции, связанные с размещением акций компании необходимо учитывать всю последовательность, необходимых для проведения процедуры IPO действий: от составления внутренней документации до привлечения инвесторов.
Литература
1. Лукашов А. IPO - первичное публичное размещение акций // http://www.forumconsulting.ru/File/1165228714.pdf.
2. Матросов, С. IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями / С. Матросов // Рынок ценных бумаг. 2007. № 8, с. 78.
3. Миркин Я.М. Методические рекомендации для эмитентов по подготовке и реализации IPO / Я.М. Миркин // ИК Еврофинансы. - М., 07.06. 2006.
4. Гвардин, С. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний / С. Гвардин. - М.: Вершина, 2007. - 102-104 с.
Л.В. Корчин
КОНЦЕПЦИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ
THE CONCEPT OF THE MECHANISM OF GAS SALES AT COMMODITY EXCHANGES
Аннотация: в статье рассмотрен новый процесс для российской экономики -механизм реализации газа на товарных биржах и электронных торговых площадках. Автором раскрыты наиболее актуальные проблемы, существующие в данном вопросе, рассмотрен опыт Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) и Межконтинентальной фьючерсной биржи (ICE Futures) в Лондоне и предложены конкретные направления решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: биржа, электронная торговая площадка, продажа газа, независимые продавцы газа, механизм реализации газа.
Abstract: the article describes a new process in the Russian economy — the mechanism of gas sales at commodity exchanges and electronic trading platforms. The author has analyzed the most pressing problems in this issue, describes the experience of New York Mercantile Exchange (NYMEX) and Intercontinental Exchange Futures (ICE Futures) in London and proposed solutions to identified problems.
© Л.В. Корчин, 2012
Keywords: exchange, electronic trading platform, gas sale, independent gas sellers, the mechanism of gas sales.
Продажа природного газа на биржах - достаточно новое явление в мировой газовой отрасли. Только с середины 1980-х годов в США стали открываться такие биржи, что явилось началом дерегулирования рынка газа, благодаря чему стал возможен допуск независимых производителей к газопроводам. Российский рынок биржевой торговли природного газа находится только на начальном этапе своего развития, и пока этот процесс имеет множество нерешенных проблем. Отсюда возникает необходимость комплексного анализа данных проблем и необходимость предложения путей их скорейшего решения.
На российском рынке представлено два рынка газа: регулируемый и нерегулируемый. ОАО «Газпром» (далее - Газпром), 50,002% акций которого контролируется государством, является основным продавцом газа в регулируемом секторе, в то время как в нерегулируемом секторе основными продавцами являются независимые производители газа (далее - НП). Отсюда разнятся площади присутствия и объемы добычи Газпрома и НП. Даже сегодня, при существующей конкуренции в тех районах, где присутствуют НП, соотношение объема газа Газпрома по районам с присутствием НП (83,8 млрд. м3) к объему добычи НП (86,8 млрд. м3) составляет 0,97 [1].
На рынке доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. Государство осуществляет регулирование: оптовых цен на газ, по которым Газпром и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке; тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям, и по транспортировке газа по газораспределительным сетям; платы за снабженческо-сбытовые услуги. Следует отметить, что государственное регулирование цен на альтернативные виды топлива - уголь и мазут - было отменено еще в начале девяностых годов. Такая ситуация на рынке имеет свои положительные и отрицательные моменты: конкуренция практически отсутствует, при этом государство управляет тарифной политикой и регулирует цены на потребительском рынке. Изменения, происходящие в последние десятилетия в глобальной политике продаж в газовом секторе, требовали своего решения на пути к либерализации российской газовой отрасли, и такие изменения начали происходить в конце 90-х годов XX века.
К либерализации газовой отрасли в России подошли в 1998 году. Было принято постановление Правительства Российской Федерации № 865 [2], которое позволило НП продавать свой ресурс по нерегулируемым государством ценам. Начиная с этого времени можно говорить о формировании конкурентных сегментов рынка: с одной стороны продажа газа Газпромом по регулируемым ценам и продажи газа НП, используя газотранспортную систему (далее - ГТС) Газпрома, по свободным ценам. При этом тарифы на прокачку газа оставались регулируемые, государство продолжало определять данные тарифы.
Между тем, проблемы механизма действия биржевой торговли газом остаются актуальными и сегодня, и это не случайно. Если на рынках США и Европы продажа газа на биржах существует уже более 30 лет, то только на вопросы организации торговли в том виде, в котором она существует сейчас, ушло 5-10 лет. В России же следующий этап, после принятия постановления Правительства Российской Федерации № 865, в продвижении биржевой торговли газом начался лишь в 2006 году: начался эксперимент по продаже газа на условиях встречного аукциона по свободным ценам на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) [3]. Специально для этого эксперимента на базе ООО «Газпром межрегионгаз» (далее - Межрегионгаз) была создана ЭТП. Продавцами выступили Газпром и НП, покупателями - крупные промышленные предприятия и электростанции. А в январе 2008 года Межрегионгаз начал работу по подготовке проекта биржевой торговли фьючерсными контрактами на газ.
Всеми участниками процесса было отмечено, что создание ЭТП стало революционным скачком для российской газовой отрасли, поскольку газ впервые стал продаваться по рыночным ценам, определяемым самими участниками рынка. Например, в 2007 году в результате торгов на ЭТП стоимость цен на газ была выше цен, установленных Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) на 25-40% (рис.) [6]. Примерно такая же картина наблюдалась и к концу 2008 года. Но с 1 января 2009 года торги на ЭТП были остановлены распоряжением Правительства РФ ввиду организационных недоработок.
Отношение цен ЭТП к ценам ФСТ в 2007 году
150
145 140 135
у----
--- /
% 130 \
\ ^^^
125
120
115
110
* ^ ^ ^ / ^ ^ / ^ ^ ^
Рис. Отношение цен ЭТП к ценам ФСТ в 2007 году (%).
На многочисленные согласования министерств и ведомств ушло четыре года, и в результате 16 апреля 2012 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 323 «О реализации природного газа на товарных биржах» [5], согласно которому Газпрому разрешили продавать газ на товарных биржах в объеме до 15 млрд. кубометров в 2012 году и до 17,5 млрд. кубометров в 2013 году, но не более, чем продадут на бирже НП. В результате предполагается, что биржа может обеспечить до 10% российского внутреннего газового баланса (в 2011 году баланс составил 361,5 млрд. кубометров). Также указанное постановление поручило Министерству энергетики учитывать объемы, подлежащие реализации на бирже, в балансе газа в РФ. Таким образом, можно говорить о появлении в РФ нового механизма реализации газа посредством биржевых торгов.
В свете анализа вопроса требует упоминания еще один важный документ последних лет - постановление Правительства Российской Федерации № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» [4]. Указанным постановлением установлен переходный период с 2011 по 2014-й год включительно, в течение которого регулирование оптовых цен на добываемый Газпромом газ (исключая поставки населению) будет осуществляться на основе формулы цены, предусматривающей поэтапное достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива. ФСТ поручено устанавливать понижающие коэффициенты, а также коэффициенты, определяющие дифференциацию цен на природный газ по регионам РФ, которые являются составными частями формулы.
Таким образом, фактически обозначен переходный период для предотвращения резкого изменения оптовых цен на природный газ, промышленным потребителям газ
будет продаваться Газпромом с определенным дисконтом, устанавливаемым государством. С 1 января 2015 года цены должны выйти на равнодоходные с экспортными. В то же время, в соответствии с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года стоимость газа для российских промышленных потребителей всегда будет примерно на 40% ниже, чем в Европе.
Остаются нерегулируемыми вопросы учета транспортировки, объемов и времени прокачки газа через систему магистральных газопроводов, а также процедура допуска к участию в торгах, порядок предоставления гарантий исполнения обязательств на бирже, т.е. вопросы механизма реализации газа на товарной бирже. Вместе с тем остался открытым вопрос существования механизма реализации газа на ЭТП.
Что касается США и Великобритании, природный газ здесь продается также как и любой товар: пшеница, мясо, медь. Основной характеристикой товара является то, что удовлетворение общественных потребностей осуществляется через куплю-продажу товара на рынке. Вспомним, что товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т. е. ее полезность. Потребительская стоимость товара является потребительской стоимостью для других товаров, т. е. общественной потребительской стоимостью, поступающей в потребление через куплю-продажу. Потребительская стоимость товара выступает носителем его второго свойства - стоимости. Если потребительская стоимость - вещественное свойство товара, то стоимость - его общественное свойство, выражающее общественный характер труда товаропроизводителей.
Основной характеристикой товара является то, что по существу один и тот же товар, независимо от того, где он находится, остается товаром. Природный газ также является товаром и соответствует приведенному описанию. С другой стороны, товарные рынки по своей природе волатильны, т.е. цена товара часто меняется, и порой меняется кардинально. Природный газ не является исключением. Но, если говорить о цене, то природный газ один из самых нестабильных товаров в настоящее время, как в России, так и на мировом рынке [7]. На биржах США и Европы цена на природный газ устанавливается рыночным спросом, покупка и продажа газа на рынке на основе спроса и предложения определяет среднюю цену на природный газ. Нью-Йоркская товарная биржа (NYMEX) и Межконтинентальная фьючерсная биржа в Лондоне (Intercontinental Exchange Futures - ICE Futures, более известная по своему предыдущему названию как Международная нефтяная биржа - International Petroleum Exchange - IPE) - это две главные финансовые и товарные рыночные площадки для газа.
В мировой практике существует два различных рынка природного газа: спотовый рынок и рынок фьючерсов. По сути, спотовый рынок - это ежедневный рынок, где природный газ покупается и продается «прямо сейчас». Если необходимо получить цену на природный газ в определенный день, цена на спотовом рынке является наиболее информативной. Фьючерсный рынок состоит из покупки и продажи природного газа по контракту на срок от одного месяца до 36 месяцев. Например, по упрощенной схеме фьючерсного контракта, можно заключить договор сегодня, на поставку физического объема газа в течение двух месяцев. Природные газовые фьючерсные контракты, например на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), являются лишь одним из большего количества производных финансовых инструментов, используемых на сырьевых рынках, и могут быть весьма сложными для понимания. К примеру, в США природный газ торгуется в разных местах по всей стране. Эти места, так называемые «рыночные центры» (Henry Hub), располагаясь по всей стране, находятся на пересечении основных трубопроводных систем. Существует более чем 30 «хабов» в США. Фьючерсные контракты, которые торгуются на NYMEX,
являются контрактами Henry Hub, т.е. они отражают цены на природный газ по физической поставке по этим центрам. Цена, по которой природный газ торгуется на этих «хабах» может отличаться и зависит только от спроса и предложения. Кроме того, на рынок «хабов» влияют и другие ценовые конкурентные места. Например, «citygates», - это места, где распределительные компании получают газ из трубопровода. Citygates в крупных городских центрах могут предлагать потребителю совершенно иную цену на природный газ.
Российский рынок газа входит в мировой рынок. В последние три года наблюдается четкая тенденция к быстрому увеличению доли спота на международных биржевых площадках. Причем ликвидность этому рынку обеспечил газ, импортируемый в Европу по фьючерсным долгосрочным контрактам. Хотя тенденции последних 2-3 лет надо учитывать с поправкой на события кризиса 2008 года. На наш взгляд, основные тенденции последних лет сказались на следующих показателях: снижении потребления газа в ЕС (порядка 2% ежегодно), увеличении поставок сжиженного природного газа (СИТ), росте объемов спотовой торговли и дальнейшей либерализации газового рынка.
В России также продолжаются дискуссии на тему газовой биржи. Так, позиция Минэкономразвития России заключается в том, что пока не доработаны механизмы реализации газа на товарных биржах: процедура допуска к участию в торгах, порядок предоставления гарантий исполнения обязательств, возникших между участниками торгов, порядок расчетов между участниками торгов требуют проработки с участием федеральных органов исполнительной власти, производителей и потребителей газа. Остается неопределенным порядок исполнения обязательств по поставке газа в случае возникновения нештатных ситуаций, приводящих к ограничению пропускной способности газотранспортной системы. Минэнерго России не соглашается с заключениями Минэкономразвития России. Минэнерго считает, что непосредственно механизмы реализации газа на товарных биржах, процедура допуска к участию в торгах, порядок предоставления гарантий исполнения обязательств, порядок расчета между участниками торгов не являются предметом правового регулирования постановлений Правительства РФ и регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о биржевой торговле.
В качестве разрешения существующих проблем, а также резюмируя позиции министерств, и в целом ситуацию на российском и мировом рынке биржевой торговли газом, автор предлагает следующие основные направления развития механизма биржевой торговли газом:
1. с учетом положительного опыта функционирования ЭТИ и отработанного механизма синхронизации с режимом функционирования ТТС Тазпрома, считаем целесообразным проведение торгов, в том числе на электронных торговых площадках;
2. весь объем газа технически очень сложно перенести на товарную биржу одномоментно, поэтому необходимо решение организационных вопросов и упорядочение взаимоотношений между участниками биржи проводить в рамках функционирования ЭТИ. Это позволит выделять конкретные мощности для торгов, а также будет способствовать постепенному переходу на биржевую торговлю природного газа;
3. на ЭТИ необходимо выдавать квоту на доставку газа с учетом возможности транспортировки через развитую инфраструктуру Тазпрома. Это будет способствовать сохранению конкуренции на рынке и удобству работы на бирже независимых производителей, так как одним из важных факторов работы на газовой бирже остается решение организационных вопросов с учетом транспортировки, объемов и времени прокачки газа через трубу;
4. представляется эффективным параллельное функционирование электронных и товарных способов торгов, которое будет способствовать созданию прозрачного
рыночного механизма ценообразования и повышать развитие элемента нерегулируемого сектора рынка газа, а также приводить рыночные механизмы к реальному соотношению спроса и предложения на российский газ.
Такой механизм развития биржевой торговли газом будет соотноситься с мировыми стандартами, повысит конкурентоспособность развития отрасли как внутри страны, так и за ее пределами. Также данный механизм будет способствовать дальнейшей либерализации ценообразования, что, в конечном счете, подготовит российский рынок к возможным скачкам в финансовом секторе и потенциальным новым финансовым кризисам.
Литература
1. Петров А.А. Биржевая торговля газом в Российской Федерации». Доклад начальника Управления по организации электронных форм торговли газом ООО «Газпром межрегионгаз. - М., 2011.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 865 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 № 323 «О реализации природного газа на товарных биржах».
6. Селезнев К.Г. Доклад «Поставки газа на внутренний рынок. Работа ЭТП. Реализация программы газификации российских регионов». Москва 17 июня 2008 г.
7. Цена энергии: международные механизмы ценообразования на нефть и газ, Секретариат Энергетической Хартии, 2007, гл. 4.
Н.А. Моисеенко О.И. Тимошина
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ОТБОРЕ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (ГЧП), ФОРМЫ ГЧП И ПРЕДПОСЫЛКИ К ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
KEY ISSUES IN THE SELECTION OF PROJECT PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP (PPP), PPP FORMS AND THE PRECONDITIONS FOR THEIR USE
Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с отбором проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), ранжированием проектов и рекомендуемым формами и схемам реализации. Не смотря на то, что механизмы ГЧП широко используются во всем мире, не существует единой классификации их форм, механизмов, моделей, типов, методологии принятия. В статье перечислены основные моменты отбора проекта ГЧП, возникающие ограничения при отборе, описаны особенности использования форм ГЧП в зависимости от различных факторов,
© Н.А. Моисеенко, О.И. Тимошина, 2012