Научная статья на тему 'Концепция культуросоОБРАЗного урока православной культуры в общеобразовательной школе'

Концепция культуросоОБРАЗного урока православной культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / УРОК / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / СОЗЕРЦАНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК / ПОДРОСТОК / СТРУКТУРА УРОКА / CONCEPTION / KULTUROSOOBRAZNOST' (SPIRITUAL CONSTITUENT OF CULTURE) / LESSON / ORTHODOX CULTURE / WORKS OF ART / CONTEMPLATION / PROBLEM AREA / ADOLESCENT / STRUCTURE OF LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затямина Татьяна Анатольевна

В данной статье рассматривается проблема современного урока православной культуры в общеобразовательной школе. Выделены характерные черты христианской культуры, сформулированные в работах русского философа И. А. Ильина, которые стали методологической основой понимания культуросоОБРАЗного урока. Исходя из духовного стержня христианской культуры («овнутренение», «любви», «созерцания», «живого творческого содержания»), определены принципы, на основе которых проектируется содержание урока, его целевые ориентиры, определяются технологические элементы урока и требования к учителю. С точки зрения понимания христианской культуры рассматриваются особенности выбора и интерпретации содержания урока. Выделены особенности детей подросткового возраста, для которых проектируется этот урок, акцентируется внимание на потенциальных возможностях культуросоОБРАЗного урока православной культуры, в решении возрастных проблем подростков. Предлагается модель проектирования и структурирования содержания уроков православной культуры в образовательной практике современной школы на основе выделения проблемных блоков для начальной и основной школы. Сформулирована тематика проблемных блоков и выделены составляющие их содержание дидактические единицы. Даны методические ориентиры для конструирования культуросоОБРАЗного урока. С позиции организации учебной деятельности детей на уроке предлагаются три различных вида конструирования урока православной культуры: урок-откровение, урокразмышление, урок-диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF SPIRITUALLY MOTIVATED LESSON OF ORTHODOX CULTURE IN SECONDARY SCHOOL

This article studies the issue of the present-day lesson of Orthodox culture in secondary school. It outlines specific features of Orthodox culture formulated in works of the Russian philosopher I. Il’yin, which came to be the methodological foundation for the concept of a spiritually motivated lesson. Employing the spiritual pivot of Christian culture (“internalisation”, “love”, “contemplation”, “living creative content”), the article identifies the principles on which the content of the lesson and its objectives are set, describes the technological elements of the lesson and requirements for the teacher. From the point of view of Christian culture, it discusses the features of choosing and interpreting the content of the lesson. It identifi es specifi c features of children of adolescent age, for whom the lesson is designed, emphasises potential opportunities of a spiritually motivated lesson of Orthodox culture in fi nding solutions to age-related problems of teenagers. It off ers a pattern for designing and shaping the content of lessons in Orthodox culture in the educational practice of the contemporary school. This is done following the identification of problem areas for elementary and secondary schools. It formulates the topics of problem areas and identifi es their constituent didactic units. It gives methodological standards for constructing a spiritually motivated lesson. Three types of constructing the lesson of Orthodox culture are offered depending on the organisation of study activities of children in class, i.e. lesson-revelation, lesson-deliberation, lesson-dialogue.

Текст научной работы на тему «Концепция культуросоОБРАЗного урока православной культуры в общеобразовательной школе»

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2019. Вып. 54. С. 64-74

БОГ: 10.15382МигГУ201954.64-74

Затямина Татьяна Анатольевна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой культуры, искусства и общественных дисциплин ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», Российская Федерация, 400112, г. Волгоград, ул. Новодвинская 19А, ком. 7-05А, tzatyamina@yandex.ru

ОИСГО: 0000-0003-1686-0569

Концепция культуросоОБРАЗного урока

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

в общеобразовательной школе

Т. А. Затямина

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема современного урока православной культуры в общеобразовательной школе. Выделены характерные черты христианской культуры, сформулированные в работах русского философа И. А. Ильина, которые стали методологической основой понимания культуросоОБРАЗного урока. Исходя из духовного стержня христианской культуры («овнутренение», «любви», «созерцания», «живого творческого содержания»), определены принципы, на основе которых проектируется содержание урока, его целевые ориентиры, определяются технологические элементы урока и требования к учителю. С точки зрения понимания христианской культуры рассматриваются особенности выбора и интерпретации содержания урока. Выделены особенности детей подросткового возраста, для которых проектируется этот урок, акцентируется внимание на потенциальных возможностях культуросоОБРАЗного урока православной культуры, в решении возрастных проблем подростков. Предлагается модель проектирования и структурирования содержания уроков православной культуры в образовательной практике современной школы на основе выделения проблемных блоков для начальной и основной школы. Сформулирована тематика проблемных блоков и выделены составляющие их содержание дидактические единицы. Даны методические ориентиры для конструирования культуросоОБРАЗного урока. С позиции организации учебной деятельности детей на уроке предлагаются три различных вида конструирования урока православной культуры: урок-откровение, урок-размышление, урок-диалог.

Ключевые слова: концепция, культуросоОБРАЗность, урок, православная культура, произведения искусства, созерцание, проблемный блок, подросток, структура урока.

Каким должен быть урок православной культуры в общеобразовательной школе? Над этим вопросом задумываются учителя-практики, которые встали перед необходимостью выполнения требований ФГОС при проведении уроков в предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР. Этим вопросом обеспокоены и методисты, ученые, которые стараются помочь учителю, предлагая различные модели урока, разрабатывая его концепции.

Представления о школьном уроке математики, истории, музыки и других учебных предметах, составляющих сегодня содержание образования в общеобразовательной школе, складывались не одним десятилетием. Каждый учебный предмет выполняет свою образовательную функцию, согласующуюся с его предметным содержанием. В сравнении с укорененными в образовании учебными предметами, типовая модель которых уже сложилась и которая подвергается модификации, в зависимости от новых методологических подходов (знаниевый или системно-деятельностный), уроку православной культуры еще необходимо сложиться и вырасти в своем опыте пребывания в образовательной практике и его теоретическом осмыслении.

Целью нашего исследования стал вопрос методологических оснований и разработки концепции урока православной культуры в общеобразовательной школе, соотносимой с идеей христианской культуры. Под уроком мы понимаем основную организационно-педагогическую форму образовательной деятельности в школе. В самом названии новых предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, в рамках которых возможно ведение урока православной культуры, ключевым понятием является слово «культура», что и послужило отправной точкой нашего исследовательского поиска.

Сегодня мы можем наблюдать рассудочное освоение содержания школьных учебных предметов. К этому сподвигают учителей применяемые в школах формы аттестации детей, которые не востребуют вдохновенного напряжения всего человеческого существа. Наша гипотеза культуросоОБРАЗного урока заключается в том, что выбор и интерпретация его предметного содержания, его цель, вид, педагогические средства должны быть «овнутреннены» (И. А. Ильин) образом культуры. Именно на слове ОБРАЗ мы предлагаем делать акцент в понятии культуросоОБРАЗный.

Педагогической науке хорошо знаком принцип культуросообрйзности, выдвинутый немецким ученым А. Дистервергом. Суть его в том, что при организации образовательного процесса необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или ему предстоит жить. Ученый акцентирует внимание на внешних факторах пребывания человека в культуре. Идеей понимания культуросоОБРАЗного урока стала мысль о понимании культуры не в ее внешней выраженности для нашего восприятия, а в ее природной сущности, в значимости для внутренней жизнедеятельности человека. В понятии культуросоОБРАЗный мы акцентируем внимание на внутренней, невидимой, духовной составляющей части культуры и духовной жизни человека как творца.

Идеи, высказанные И. А. Ильиным о сути христианской культуры, позволили нам увидеть культуру в ее природной сущности и выделить характерные черты культуросоОБРАЗного урока православной культуры. Какие это идеи?

Христианское понимание культуры в отличие от цивилизационного заключается в том, что она являет собой духовную очевидность в различных формах выражения. Христианство «внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу»1. Присутствие Духа есть отличительная черта христианской культуры от нехристианских. Поэтому в культу-росоОБРАЗном уроке Дух является стержневым центром, наполняющим смыслом акцентируемое нами слово Образ. Эта смысловая акцентуация распространяется на содержание урока, т. е. его предметная специфика должна исходить из духовной сути культуры. Если посмотреть на это с технологической точки зрения, то все составляющие компоненты урока, т. е. структура, средства, формы организации, действенны, если они способствуют становлению, укреплению духовной жизни детей. Сегодня можно наблюдать то, что преимущественно в уроке православной культуры задействованными являются познавательные механизмы детского сознания, которые воспринимаются педагогом как образовательный результат. При таком подходе получается так, что недореализованным остается духовный потенциал самой православной культуры, позволяющий запустить действия переживающего сердца в детях.

Посмотрим, в чем выражается дух христианства в культуре согласно мысли И. А. Ильина и как это может найти отражение в различных содержательных и методических компонентах урока.

Дух христианства есть дух «овнутренения» (И. А. Ильин), что, по мысли ученого, означает «все внешнее, материальное, чувственное само по себе не имеет безусловной ценности и не оправдывается перед лицом Божиим. Это не значит, что оно всецело и окончательно отметается; нет, но оно лишь возможность духа и совершенства...»2. С позиции такого понимания культуры мы можем посмотреть на содержание урока православной культуры. Для урока учитель отбирает различный материал: литературный, музыкальный, визуальный, это могут быть тексты как религиозного, так и нерелигиозного содержания. Все эти тексты сами в себе обладают безусловной художественной или религиозной ценностью. Но они должны быть подвергнуты учителем или авторами учебно-методических пособий духовно-нравственной дидактической обработке. В уроке они являют собой для детей не только объект познания, но и возможность духа «овнутренения». Восприятие того или иного материала, изложенное во внешнем его описании, — это только начало истинного знания. Работая с материалом, необходимо достигнуть его сердечного переживания у детей. Сердечное переживание трудно переложить в традиционные педагогические приемы, которые учитель использует в уроке: отгадывание кроссвордов, ответы на прямые вопросы учителя, работа со словарем, карточками и т. п. В таких педагогических приемах нет духа «овнутренения», поскольку понятия не сами по себе представляют ценностное содержание урока, они должны помочь детям в определении зарождающегося или зародившегося в их сердце чувства переживания, а это требует от учителя

1 Ильин И. А. Основы христианской культуры. URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kultury

2 Там же.

использования иных педагогических средств. В обращении к художественным приемам восприятия информации может быть найден ключ к достижению сердечного переживания.

Дух христианства есть дух любви. «Бог есть любовь» (И. А. Ильин). Согласно И. А. Ильину это «означает, что Христос указал в любви последний и безусловный первоисточник всякого творчества». Данная мысль ставит перед нами вопрос: что должно определять выбор содержания урока? Для всех ли авторских сочинений, которые учитель включает в урок, христианская Любовь стала первоисточником их творений? Конечно же, учитель сделает правильный выбор, при условии если он имеет знание о христианской Любви. Важно, чтобы это знание было педагогически обоснованно. Если учитель не имеет такого знания, соответственно, он и не может сориентироваться в выборе материала и интерпретации его содержания. Тогда он руководствуется сугубо формально-технократическим подходом к выбору содержания урока. Этот путь нельзя считать полезным с точки зрения потенциальной возможности урока православной культуры для действий переживающего сердца.

В культуросоОБРАЗном уроке учителю необходимо ориентироваться в мировоззренческих предпочтениях авторов используемых сочинений, их «личной, искренней религиозности культурно-творящего человека» (И. А. Ильин), ибо «Религиозность есть живая первооснова истинной культуры. Она несет человеку именно те дары, без которых культура теряет свой смысл и становится просто неосуществимой: чувство предстояния, чувство задания и призванности и чувство ответственности»3.

Ориентироваться в мировоззренческих предпочтениях культурно-творящего человека — значит понимать и видеть в его сочинениях чувство предстояния, чувство ответственности. «Что создаст живописец, который не знает ничего высшего и священного над собою, не чувствует своей призванности сказать верное, зоркое и значительное и нисколько не намеревается создать "наилучше"? Он будет только тешить свою живописную похоть, писать кое-что и кое-как, капризничать, демагогировать или дразнить воображаемого зрителя, произво-лять и безобразничать»4. Здесь имеется в виду не цензура содержания и не предписанные формы. Это творческий источник, творческий замысел и творческий акт деятельности человека, создающего свои творения. Таким образом, мировоззренческие предпочтения культурно-творящего человека не следует рассматривать как правильные или неправильные.

Такую же ответственность должен чувствовать учитель, если он сам разрабатывает тексты бесед, вопросы, создает мультимедийные презентации, они должны правильно раскрыть детям дух культуры. Соответственно, важно чувство религиозности у самого педагога. Сегодня в образовательной практике мы можем наблюдать следующие ситуации, показывающие отсутствие чувства религиозности у учителя: 1) учитель, объясняя что ведет урок православной культуры в светской школе, не может обращаться к интерпретации содержания материала с позиции теологического знания; 2) учитель не знает авторского первоисточ-

3 Ильин И. А. Основы христианской культуры...

4 Ильин И. А. Путь к очевидности. URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/

ника, поэтому интерпретирует материал по своему усмотрению на проблему; 3) учитель сознательно снимает с себя ответственность объяснения творческих исканий автора с позиции первоисточника.

Дух христианства есть дух созерцания, он учит нас «смотреть» в чувственно «невидимое» (И. А. Ильин). Христианство рассматривает культуру «из молитвенного созерцания и пребывания в нем». По словам прп. Иустина (Поповича), созерцание означает «молитвенно-благодатное сосредоточение души на надумных тайнах, которыми изобилует не только Троическое Божество, но и сама человеческая личность, как и сущность Богом созданной твари. В созерцании личность подвижника веры живет над чувствами, над категориями времени и пространства, ощущает близкую связь с горним миром и питается откровениями, в которых находит то, чего не видел... глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку»5. Святитель Феофан Затворник отмечает «созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцания, так что их уже будто нет в нас»6.

Постижение сути созерцания дает нам понять, что обращение к предметному содержанию не должно ограничиваться собственно познавательными действиями учащихся, что в других уроках является одной из главных целей или констатацией чувственных ощущений при взаимодействии с содержанием православной культуры. Действия созерцания позволяют войти в предмет познания, углубиться в него и открыть новую, неведомую, реальность как Божественную, так и внутренний мир самого ребенка. Чтобы достигнуть такого, требуется особая структура урока, основанная на законах художественной драматургии, где открытие неведомой реальности — это кульминация урока, а этапы урока, предшествующие кульминации и последующий, — это путь воглубления.

Само содержание культуры, мысли творцов культуры, опыт образовательной практики позволяют выделить и предметное содержание урока, благодаря которому можно достигнуть созерцания чувственно «нивелируемого». Таким содержанием могут стать произведения искусства. С. Н. Булгаков в своей работе «Свет невечерний» говорит: «...область искусства находится на грани двух миров. Оно зрит нездешнюю красоту и ее являет этому миру». Красотой автор именует Божественное. «Сила искусства не в том, что оно само владеет красотой, но в том, что оно в своих художественных символах обладает ключом, отверзающим эту глубину: а геаИЬш аё геаИога!»7. Мысли С. Н. Булгакова убеждают нас в том, что произведения искусства способны стать предметным содержанием уроков православной культуры, ибо оно (искусство) есть «путь к обретению красоты».

К каким же произведениям искусства стоит обращаться? Бесспорно, это те творения, которые именуются боговдохновенными, т. е. которые созданы по Божественному вдохновению. Эти произведения могут стать и источником для

5 Иустин (Попович), прп. Собр. творений: В 4 т. М., 2004. Т. 1. С. 329-334.

6 Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feo-fan_Zatvornik/pisma-o-dukhovnoj-zhizni/

7 Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. URL: http://www.vehi.net/ bulgakov/svet/

педагога при разработке дидактических материалов. Нельзя исключать и творчество современных авторов, и то, что называют «новое искусство», так как в его содержании есть созерцающее сердце современника. Критерий художественности для них может стать определяющим. Особая роль среди видов искусств в достижении созерцания принадлежит музыке. Например, созвучными движению души старших подростков будут музыкальные произведения композитора авангардиста С. А. Губайдуллиной, написанные в стиле санорики, духовные стихи иеромонаха Романа (Матюшина), произведения классической музыки митрополита Илариона (Алфеева), В. Гаврилина, Г. Свиридова и т.п. Все эти композиторы являются носителями православного духа, что мы и можем услышать в их сочинениях. По словам И. А. Ильина, «новое возникнет из обновленного духа и из глубоко чувствующего сердца, т. е. из тех слоев души, которые всегда задумывали и вынашивали всякое истинное произведение художества». Поэтому произведения композиторов, художников, писателей ХХ—ХХ1 вв. должны быть включены в содержание урока. Для детей они должны стать живыми свидетельствами воплощенного духа христианской культуры в осязаемой ими жизненной реальности.

Дух христианства есть дух живого творческого содержания, а не формы, не отвлеченных мерил и не ветхой буквы (И. А. Ильин). Содержание урока может быть передано детям как застывшая форма, т. е. как уже завершенное знание. Такое содержание требует усвоения его с помощью памяти. В своей сути оно живое и творческое созерцание, способное разворачиваться многими гранями в конкретной личности. Поэтому важно не «подогнать» содержание урока под хорошо знакомую педагогу форму, т. е. объяснение нового материала, его закрепление и т. д., а саму форму урока сделать условием для выразительного воплощения духовной наполненности.

Уроку в школе предъявляются свои требования, которые отличают его от других организационно-педагогических форм образовательной деятельности. Эти требования составляют те пределы, которые обязан соблюдать учитель. Если «живое творческое содержание» мы определим как правило культуросоОБРАЗного урока, тогда становится ясна мера свободы учителя. Он, не нарушая и не разрушая требуемого, наполняет его глубоким содержанием Духа, так, что «форма перестает быть «формою», а становится живым способом содержательной жизни, добродетелью, художеством, знанием, правотою — всею полнотою и богатством культурного бытия»8. Урок православной культуры создается исходя из глубокого, духовно-насыщенного содержания.

В соответствии с христианским пониманием культуры мы можем выделить принципы, на основе которых культуросоОБРАЗный урок отличим от иного урока православной культуры в школе. Это принципы:

• «овнутренения»;

• мировоззренческих предпочтений;

• молитвенного созерцания;

• живого творческого содержания и насыщенной формы.

8 Ильин И. А. Основы христианской культуры.

69

Посмотрим, насколько полезным может быть культуросоОБРАЗный урок детям.

Согласно требованиям ФГОС уроки православной культуры могут проводиться с детьми подросткового возраста, т. е. в 4—9 классах. На какие результаты могут быть ориентированы культуросоОБРАЗные уроки? Изучение работ психологов, педагогов, священнослужителей позволяет нам понять, что мы можем ожидать, работая с подростками, и какие изменения в них могут произойти в общении с содержанием православной культуры. Это позволит нам правильно расставлять педагогические акценты в интерпретации материала, отбирать материал, конструировать урок.

У подростков реалистическое отношение к жизни. Содержание православной культуры должно помочь детям посмотреть «другими глазами» на подобные примеры из их жизни. В этом проявляется действие принципа «живого творческого содержания». Для подростка важно не просто актуализировать проблемы той действительности, в которой он живет, но и открыть новую реальность, увидеть знакомое, известное ему в новом свете. В особенностях подросткового возраста необходимо искать и наиболее действенные методические приемы.

Психологи, священники говорят о том, что подростковый возраст самый значительный в их духовной жизни, поскольку расширяется пространство их внутренней свободы. Протоиерей Артемий Владимиров называет период подросткового возраста «залогом, началом победы или поражения, в зависимости от того, что возобладает над душою: добро или зло, служение Богу и Отечеству, либо прислуживание, обслуживание собственных страстишек и порочных навыков»9. Пространство внутренней свободы подростка расширяется оттого, что в соприкосновении с объективным знанием у него открывается новое видение знакомого и известного.

Может ли урок православной культуры помочь подросткам в их возрастных проблемах? Первостепенным для подростков является вопрос о смысле жизни. В каком же понимании может открываться смысл жизни подросткам? Они ищут образцы для подражания, идентифицируя свою жизнь с этими образцами. Педагогу необходимо быть готовым и к тому, что при практически одинаковом уровне интеллектуального развития в духовном они разнятся. Они проявляют негативизм, протестуют, отрицают все, что предлагают взрослые, ведь взрослыми они считают себя. Противопоставляя себя взрослым, подростки тяготеют к дружбе, общению со сверстниками. Оказавшись в их среде, каждый пытается найти в команде свое место. Исходя из этого, если содержание урока ориентировать как на доказательство и утверждение единственно возможного, можно спровоцировать у подростков отторжение единственно правильного. Смысл жизни подросткам должен открываться в самой жизни, у которой есть определенные правила.

Само содержание урока должно просветить их ум и сердце теми нравственными понятиями, на которых зиждется здоровое и полезное общение, высветить правильные решения подростковых проблем. Поэтому можно утверждать,

9 Владимиров А., прот. Беседа о подростковом возрасте (ч. 1). URL: https://rusk.ru/ st.php?idar=324527

что именно содержание урока православной культуры (при правильной его подаче) может помочь подросткам в решении их возрастных проблем.

Размышляя над культуросоОБРАЗным уроком православной культуры, необходимо понять, как, в какой логике, в каком проблемном поле будет разворачиваться общение подростков с православной культурой. Все, что будет написано далее, следует воспринимать как попытку автора рассмотреть уроки православной культуры с позиции диалектической логики. Тем самым, предлагаемая нами модель — теоретическая, мыслительная конструкция, которая дает свободу и ориентиры учителю в проектировании уроков православной культуры.

Теория познания требует начинать анализ познаваемого объекта (явления, события) с выяснения его происхождения, чтобы затем проследить, как эта сложившаяся система проявляется. В 4-м классе урок называется «Основы православной культуры». Основы и должны составит логическую структуру при определении содержания уроков. Мы предлагаем структурировать содержание уроков православной культуры по трем проблемным блокам — Бог, человек, мир — как трем ценностным основам православия. Основополагающая задача изучения православной культуры в 4-м классе — запечатлеть в сознании ребенка целостный образ православной культуры.

Вопросы проблемного блока «Бог» для детей — это вопросы об общем и всеобщем, проблемный блок «Человек» — это вопросы о самом человеке в свете общего и всеобщего, проблемный блок «Мир» — это вопросы о проявлении общего и всеобщего в видимой жизни человека. Исходя из такого понимания содержания проблемного блока, мы можем выстраивать и логику проектирования содержания уроков православной культуры.

Проблемный блок — это систематизированные, согласно закону восприятия учебного материала, задачи, которые дети решают в ходе уроков. Не получают ответы в готовом виде, а именно ищут. При таком подходе от учителя требуется умение находить и формулировать проблемные учебные задачи и соответственно выстраивать ход урока. Успешными следует считать уроки, на которых у детей появляются свои вопросы, рождается «родственное внимание» (М. М. Пришвин) к рассматриваемым проблемам.

Организация содержания по проблемным блокам дает определенную свободу учителю в выборе объема учебного материала, выраженного в количестве дидактических единиц, т. е. предметных тем, подлежащих усвоению. Какие базовые дидактические единицы могут составить содержание проблемных блоков в 4-м классе?

Проблемный блок «Бог»: «Библия и Евангелие», «Церковь», «Таинства», «Религия».

Проблемный блок «Человек»: «Добро и зло», «Счастье», «Добродетели и пороки», «Молитва».

Проблемный блок «Мир»: «Родина», «Народ», «Семья», «Храм», «Праздник», «Православное искусство».

Каждая дидактическая единица может объединить несколько уроков. Это зависит от характера учебной задачи, является ли она для детей ознакомительной, инструментальной, личностной, творческой.

Метапроблемой содержания уроков в основной школе (5—9 классы) является «Жизнь человека в православной традиции». Эта метапроблема разворачивается в определенных аспектах и следующей логике:

5-й класс — «Вера в жизни человека»,

6-й класс — «Православный календарь»,

7-й класс — «Образы и образцы праведной жизни»,

8-й класс — «Православное искусство»,

9-й класс — «Православная семья».

Организация содержания по проблемным блокам позволит учителю выстраивать содержательно обоснованные взаимосвязи и с внеурочными формами деятельности учащихся, что в современной системе образования является условием реализации ФГОС.

Понимание сути христианской культуры дает нам возможность предположить, в каком виде могут конструироваться культуросоОБРАЗные уроки православной культуры. Вид урока говорит о том, как будет разворачиваться деятельность детей на уроке. Так, мы можем говорить о возможных видах урока, например: урок-откровение, урок-размышление, урок-диалог. Это не формальные уроки, но уроки, на которых начинает «звучать» внутренний мир ребенка. Каждый такой урок будет иметь свою логику.

Конструирование культуросоОБРАЗного урока начинается не с задачи, она уже есть в логике разворота проблемных блоков, а с подбора материала, который становится источником противоречий мыслительных процессов и его дидактической переработки. Дидактически переработанный материал становится основой при определении структуры урока.

В уроке-откровении деятельность детей разворачивается как последовательность действий «воглубления» в себя, вначале это внимание, затем — согласие и далее — открытие. Знание на таком уроке открывается сердцем. Композиционная структура урока выстраивается как ситуации взаимодействия с различным материалом, вербальным (внимание), полувербальным (согласие), невербальным (открытие). Вдохновенное переживание открывшегося знания является показателем того, что «воглубление» произошло. Вдохновенное переживание — это не просто душевные реакции сами по себе, такое переживание предметно направлено.

В уроке-размышлении деятельность детей разворачивается как мыслительный эксперимент исследования проблемы. Учитель направляет размышления детей от известного к неизвестному, подталкивая детей к обобщающим выводам.

В уроке-диалоге деятельность детей разворачивается как выстраивание различных ситуаций общения: с текстом, понятием, друг с другом, с учителем, с собой. Учитель создает такие ситуации на уроке. Содержание такого урока может выстраиваться как межконфессиональное, межэтническое, межвременное.

Список литературы

Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. URL: http://www.vehi.net/ bulgakov/svet/

Владимиров А., прот. Беседа о подростковом возрасте (ч. 1). URL: https://rusk.ru/ st.php?idar=324527

Ильин И. А. Основы христианской культуры. URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-

kultury

Ильин И. А. Путь к очевидности. URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ Иустин (Попович), прп. Собр. творений: В 4 т. М., 2004. Т. 1. С. 329-334.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 54. P. 64-74 DOI: 10.15382/sturIV201954.64-74

Tatyana Zatyamina, Doctor of Sciences in Education, Professor, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, 19A Novodvinskaia Str., Volgograd, 00112, Russian Federation tzatyamina@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1686-0569

Conception of Spiritually Motivated Lesson of Orthodox Culture in Secondary School

T. Zatyamina

Abstract: This article studies the issue of the present-day lesson of Orthodox culture in secondary school. It outlines specific features of Orthodox culture formulated in works of the Russian philosopher I. Il'yin, which came to be the methodological foundation for the concept of a spiritually motivated lesson. Employing the spiritual pivot of Christian culture ("internalisation", "love", "contemplation", "living creative content"), the article identifies the principles on which the content of the lesson and its objectives are set, describes the technological elements of the lesson and requirements for the teacher. From the point of view of Christian culture, it discusses the features of choosing and interpreting the content of the lesson. it identifies specific features of children of adolescent age, for whom the lesson is designed, emphasises potential opportunities of a spiritually motivated lesson of Orthodox culture in finding solutions to age-related problems of teenagers. It offers a pattern for designing and shaping the content of lessons in Orthodox culture in the educational practice of the contemporary school. This is done following the identification of problem areas for elementary and secondary schools. it formulates the topics of problem areas and identifies their constituent didactic units. it gives methodological standards for constructing a spiritually motivated lesson. Three types of constructing the lesson of Orthodox culture are offered depending on the organisation of study activities of children in class, i.e. lesson-revelation, lesson-deliberation, lesson-dialogue.

Keywords: conception, kulturosoOBRAZnost' (spiritual constituent of culture), lesson, Orthodox culture, works of art, contemplation, problem area, adolescent, structure of lesson.

References

Bulgakov S. Svet nevechernii. Sozertsaniia i umozreniia [Unfading Light. Contemplations and Reasonings], available at http://www.vehi.net/bulgakov/svet/ (in Russian).

Il'yin I. Osnovy khristianskoi kul'tury [Foundations of Christian Culture], available at https:// azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kultury (in Russian).

Il'yin I. Put'kochevidnosti [Path to Self-Evidence], available at https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/ (in Russian).

Iustin (Popovich). Sobranie tvorenii [Collected Works], in 4 vols. Vol. 1. Moscow, pp. 329—334 (in Russian).

Vladimirov A. Beseda opodrostkovom vozraste (ch. 1) [Talk on the Adolescent Age, pt. 1], available at https://rusk.ru/st.php?idar=324527 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.