УДК 94 (415)
Мирошников А.В., доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный университет (Россия)
Шишкина И.Б., кандидат исторических наук, Воронежский государственный университет (Россия)
КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАЦИОНАЛИЗМА И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В ИРЛАНДИИ
В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В статье авторами предпринята попытка анализа одной из важнейших составных частей ирландского национального движения XIX - начала XX веков, культурного национализма. Ирландский национализм на протяжении всей своей истории, как правило, вариативно выдвигал на первый план вопросы политического освобождения или самоуправления, аграрный и религиозный. Приоритеты во многом зависели как от господствующей в конкретный период идеи лидеров движения, так и от соответствующей политической и социальной атмосферы. Немаловажную роль играли и приверженности руководителей националистических организаций к методике реализации своих программ, будь то «физическая» или «моральная сила». Однако тотальный диктат Британии в насаждении английской культуры, языка, традиций, образования при жёстком давлении на ирландскую культуру, требовал от националистов формирования самосознания ирландской нации, реновации богатого национального достояния. С изменением социального состояния общества на рубеже XIX-XX веков культурный национализм обретает огромную аудиторию, при этом актуализируя новые направления в культуре. Революция 1916-1923 годов, решая задачу завоевания независимости, включала в себя и проблему национальной самоидентификации.
Ключевые слова: культурный национализм, Ирландия, «Молодая Ирландия», Дейвис, ирландский язык, национальная литература, Кельтское Возрождение, Гэльская Атлетическая Ассоциация, Гэльская Лига. DOI: 10.22281/2413-9912-2024-08-02-108-115
Введение. На рубеже Х1Х-ХХ веков в европейском пространстве появилось мощное направление, получившее название Ирландского (Гэльского или Кельтского) Культурного Возрождения (Athbheochan па Gaeilge - ирл.). Это явление, с одной стороны, свидетельствовало о ренессансе ирландской литературы, театра, национального языка, с другой стороны, демонстрировало окончательное утверждение «культурного национализма», его практической реализации, ибо ментально, идеологически задачи политического национального движения корреспондировали с восстановлением ирландского самосознания и борьбой с тотальным проникновением британского во все сферы общественной жизни[19].
Внедрение не только политических, но и религиозно-культурных ограничений для католиков, применявшихся Англией в виде серии Карательных законов, фактически приводило к уничтожению национального мировоззрения ирландцев, практиковался подгон его под британские стандарты[3, рр.40-56.].
Ирландское Возрождение во многом не просто опиралось на аналогичные усилия, предпринятые националистами предшествующих десятилетий, но и, главное, впитало в себя концептуальные установки «культурного национализма», корни которого уходят в деятельность организации «Молодая Ирландия» 1840-х годов.
Объект и методы исследования. Объектом исследования стал культурный национализм, а предметом - формирование, усиление и частич-
ная реализация поставленных задач общественными, политическими и культурными деятелями и организациями, представляющими направление ирландского культурного национализма в рассматриваемый период. Авторами были использованы различные исторические методы исследования. Основными стали историко-генетический метод, метод синхронного и диахронного анализа, а также историко-типологический метод.
Результаты и их обсуждение. Культурный национализм, начиная с конца ХУШ столетия играл всё более значимую роль в национальном движении Ирландии. Пройдя в своём развитии этапы формирования концепции и механизмов реализации цели, он не только привёл к появлению Кельтского Возрождения, но и явился важным фактором в формировании революционной ситуации 1916-1923 годов.
Одним из основоположников культурного национализма стало общество «Объединенные ирландцы». Организация впервые в национальной истории предприняла попытку восстания, направленного на завоевание независимости Ирландии. Восстание 1798 года положило начало направлению «физической силы» в национализме. Вместе с тем, политическая доминанта «Объединённых ирландцев» не являлась единственным направлением в их деятельности. М. Туенте справедливо отмечала: «Долгая тень восстания 1798 г. покрыла эту страницу истории организации, тогда как игнорирование литературной работы «Объединенных ирландцев» приводит к отсутствию ответов на многие вопросы, в
© Мирошников А.В., Шишкина И. Б. © Miroshnikov A. V., © Shishkina I. B.
том числе и касающиеся популярности организации во многих регионах страны»[31, p. 18].
Культурный и литературный национализм, как и политическая идеология «Объединенных ирландцев», состоял из различных ферментов ирландского общества - английского, шотландо-ир-ландского и гэльского, или протестантского, пресвитерианского и католического. Они способствовали становлению богатого и плюралистического общества и культуры. Усилиями этой организации были проведены Белфастский фестиваль арфы в 11-14 июля 1792 г., «Объединенные ирландцы» публиковали «Всеобщую коллекцию древней ирландской музыки», издавали гэльский музыкальный журнал «Bolg an tSolair», выпустили 4 книги песен «Развлечение Пэдди» и т.д.
Именно они стояли у колыбели радикальной прессы. В Белфасте с января 1792 по май 1797 гг. дважды в неделю выходила четырехстранич-ная газета «Northern Star» («Северная Звезда»), в Дублине печаталась газета «Press» («Пресса»); в Корке - «Harp of Eireann» («Арфа Ирландии»).
Хотя национализм «Объединенных ирландцев» нельзя ограничивать рамками лишь «культурного», именно они находились в начале его формирования [32, pp. 250ff].
В 1840-х гг. националисты из «Молодой Ирландии», воссоздавая полную историю страны, отдавали дань «Объединенным ирландцам». Активист младоирландского направления, литератор Р. Мэдден, признавая важность политических амбиций революционеров 1798 г., всё же более выделял их культурно-националистические усилия. Он полагал, что в 1790-х гг. революционерами двигала та же идея, что и им самим, - идея культурного кельтского возрождения [23, pp. 14-38].
Если активность «Объединённых ирландцев» на культурном поприще стала преамбулой культурного национализма, скорее построенного на интуитивном осознании необходимости реанимировать национальные традиции, то теоретики «Молодой Ирландии» не только представили концепцию «культурного национализма», но и определяли его первостепенное значение, не уступающее по ценности политическому и экономическому вопросам. Думается, что эта теория «культурного национализма» была во многом универсальной, отражавшей не только ирландские, но и во многом европейские потребности.
В той или иной мере все члены «Молодой Ирландии» были адептами благородной цели, восстановления ирландской культуры. Но главенствующая роль принадлежала Томасу Дейвису, значение которого в теоретических разработках «культурного национализма» не подлежит сомнению. На это указывают классики ирландской историографии [26]. Неоспоримым считается вывод о том,
что главная заслуга Дейвиса заключалась в пробуждении ирландской ментальности [25, pp. 5-31].
15 октября 1842 года молодые националисты - Томас Озборн Дейвис, Джон Блэйк Диллон и Чарлз Гэвэн Даффи основали в Дублине газету «Nation» («Нация»). Практически сразу она стала центром новой патриотической организации «Молодая Ирландия» [17, p. 23].
О причине создания газеты Дейвис в 1844 г. (30 окт.) вспоминал: «Желание начать газету более, чем орган О'Коннелла, и менее романтическую, чем «Freeman's Journal» («Журнал Свободного человека»), было выношено у Диллона и у меня, и многих других... Имя газете также дано мной...» [17, p. 195]. В этой цитате выделим пока что скрытое противоречие молодёжи и адептов О'Коннелла, сторонников реформаторского пути решения вопроса самоуправления Ирландии.
Трое создателей «Молодой Ирландии» стали выразителями настроений нового поколения ирландцев. Аккумулируя в себе потребности времени, они при помощи «Nation» выразили их концептуально. Идеи «Молодой Ирландии» были обращены в массы, имели вполне различимый социальный адрес.
Томас Озборн Дейвис родился в 1815 году. Протестант, закончив старейший университет Ирландии, Тринити Колледж, Дейвис прожил короткую жизнь, скоропостижно скончался в 1845 году, но его творческое и теоретическое наследие оставило глубокий след в истории национализма.
Первый из известных его нарративов относится к 1840 году, когда он выступил на заседании Исторического Общества Тринити Колледжа [9]. Дейвис отметил в своей речи, что историки погрязли в попытках состязаться скорее в риторике, нежели изучать прошлое своей страны, понимать его. Одним из важнейших направлений исторических исследований, считал Дейвис, должно стать исследование «социальных тем» [9].
Дейвис не только указал на недостоверное изучение ирландской истории XVI-XVII веков, но и сформулировал важнейшие задачи в исследовании прошлого. «Воспитывать сердце и укреплять интеллект человека — средства его облагораживания. Напрягать для этой цели все нервы — долг, от которого не может уклониться никто, осознающий это» [9].
В центре внимания культурного национализма, согласно взглядам Дейвиса, находились не только проблемы восстановления ирландского культурного наследия, но и ликвидация вражды между протестантами и католиками.
В статье «Оранжевое и зелёное» Дейвис, обозначая таким образом приверженцев двух конфессий, отмечал крайнюю необходимость уваже-
ния католиками ценностей и традиций протестантов, равно как последние должны принимать католические традиции. В таком случае будет уничтожена почва для взаимной вражды [11]. Эта сентенция легла в основу культурного национализма.
Одним из символов такого перспективного единства Дейвис видел в открытии в 1843 году Зала Примирения (Conciliation Hall) в Дублине. В статье «Примирение» он вновь обращается к теме единения протестантов и католиков на основе единства нации. «Народ Ирландии поступил правильно, назвав место проведения своих будущих совещаний Залом Примирения. Оно указывает на причину всех наших страданий и предлагает лекарство» [10, pp. 275-276].
В основе культурного национализма Дейвис видел прежде всего реставрацию ирландского языка. Его работа «Наш национальный язык» [13] проникнута констатацией низкого уровня знания ирландцами своего языка и содержит концептуальное положение о значимости возвращения его в качестве основы для объединения. Засилье английской культуры, вытеснение национального языка английским, это трагедия страны, отмечал Дейвис.
И, наконец, он представил пророческий вердикт «Народ без собственного языка - это лишь половина нации. Нация должна охранять свой язык больше, чем свою территорию — это более надежный барьер и более важная граница, чем крепость или река... Есть прекрасная песня..., в которой говорится: «Язык связан со свободой» [13].
Дейвис и его друзья, начиная создание «Nation» пока что полностью поддерживали линию Д. О'Коннелла на мирное сопротивление британскому господству и ратовали за расторжение Унии 1800 года, требуя возрождения Дойла, ирландского парламента. Работа «Правильный путь» посвящена этому [12].
Симптоматичной, на наш взгляд, стала статья Дейвиса «Второй год работы» (1844 г.), в которой не только подводится итог деятельности «Nation», но и ещё раз указаны основные задачи, которые поставили перед собой сторонники культурного национализма:
«Мы с гордостью сознаем, что, успешно проповедуя эти великие истины, мы сделали больше, чтобы убедить протестантов в том, что они могут объединиться с католиками и выйти из-под щита Англии, чем если бы мы доказали, что отмена Союза удвоит колосья на их кукурузных полях» [10, p. 286].
В 1845 году премьер-министр Роберт Пил выступил с предложением о создании в Ирландии «колледжей Королевы». По идее Пила в Белфасте, Корке и Голуэе нужно было создать новые университеты с государственным финансированием. Главное нововведение Билля заключалось в том,
эти учебные заведения должны быть доступны католикам и протестантам в равной степени. Пил рассчитывал, что такая мера, кроме повышения образовательного уровня ирландцев может являться альтернативой движению рипила.
Как известно, обсуждение Билля стало первым примером столкновения Дейвиса и О'Кон-нелла. Патриарх национализма был противником совместного обучения молодёжи разных конфессий, считая, что католики будут испорчены морально [18, pp. 14-16ff].
В майском номере «Nation» была опубликована статья Дейвиса «Академическое образование». Многие положения Билля Дейвис подверг критике, но отметил гигантскую пользу проекта. «Сделать академическое образование доступным и доступным для среднего класса, избавить его от болезни господства и сделать его средством объединения, а также обучения, должно быть целью того, кто принимает законы по этому вопросу; и мы умоляем дворянство и буржуазию, которых это касается, спокойно и внимательно изучить этот план и действовать в соответствии со своими убеждениями, как твердые и разумные люди» [8].
Наряду с развитием народного образования, подчеркивал Дейвис, требуется развитие академических исследований. Собственно говоря, одно без другого существовать просто не может. Но наибольший эффект происходит от взаимного движения этих составляющих. И в этом движении особая роль принадлежит библиотекам, которые должны стать доступными всем и иметь богатые фонды, относящиеся к национальной истории и культуре [14].
Дейвис и его соратники не скрывали, что «культурный национализм» - скорее эволюционный путь к достижению освобождения, отличный от концепции «физической силы», включавшей в себя восстание как средство моментального обретения свободы. Между тем, ситуация в стране, связанная с Великим Голодом 1845-49 годов, ослабление потенциала движения рипила О'Коннелла, внесла серьёзные коррективы в работу младоир-ландцев. Следует подчеркнуть, что в «Nation» работали не только адепты рафинированного культурного национализма, но и сторонники революционного движения. Одним из них был Джон Мит-чел [7, pp. 34-52.)], который с самого начала фактически ратовал за восстание, признавая, тем не менее, значимость образовательной деятельности для населения [24, pp. 145-150].
Крах надежд на эволюционное движение к самоуправлению, начало Февральской революции 1848 года в Париже привели к активизации революционного направления в ирландском национализме. К сожалению, восстание в Ирландии 1848 года закончилось поражением. Младо-ирландцы вне зависимости от их политических
пристрастий попали в жернова английской карательной системы.
Несмотря на наступившее довольно мрачное время для националистов, пропаганда возрождения культуры продолжилась [20, рр. 130150]. О процессе проникновения воссозданной национальной культуры и языка в массы говорят материалы сборника «Ирландская история и культура. Аспекты народного наследия» [21].
Таким образом, для идеологов национального движения вопрос о реставрации ирландского самосознания, сохранения исторического наследия занимал своё место в общей линии борьбы против британского господства. Не являясь приоритетным, этот вопрос всё же не выпадал из поля зрения патриотов. Нельзя не согласиться, что с середины XIX века национализм и обращение к собственной культуре шли бок о бок [6, рр. 39-45].
Литература для ирландского культурного национализма была своеобразным локомотивом. Практически на всех этапах её существования ей был свойственен яркий политический пафос [5, рр. 20-34].
На рубеже Х1Х-ХХ веков условий для дальнейшего восстановления ирландской культуры, причём в более широком масштабе, стало значительно больше. Индустриализация и урбанизация ирландского общества потребовала появления грамотных пролетариев. Переход арендаторов в города способствовал появлению большего числа ирландоязычных носителей, особенно с запада страны. Сформировался средний класс. Говоря о расширении составных частей «культуры», следует отметить повальное увлечение спортом на всех Британских островах.
Иными словами, новая социально-экономическая структура Ирландии совместно с постоянным антибританским настроем населения продуцировала активные поиски борьбы с англицизмом практически во всей палитре культуры. Также стоит отметить важный момент - в конце XIX века движение культурного национализма инсти-туируется в отдельные специализированные организации, что становится важным показателем его зрелости и маркером более спланированной и детализированной деятельности.
Первой организацией, ставящей целью воссоздание ирландской культуры стало Общество Сохранения Ирландского Языка, созданное в 1876 году, позже, в 1882 году, на стыке с ней появился Гэльский Союз [4, р. 236]. Затем, в 1884 году образовалась Гэльская Атлетическая Ассоциация (ГАА) [16, рр. 5-7, 820.], работавшая над возрождением исконных ирландских видов спорта. Позже, в 1893 году идеи культурного национализма более полно и многогранно воплощаются в программе и деятельности Гэльской
Лиги, которая стала массовой организацией под руководством основателя Оуна МакНила и Дагласа Хайда, яркого пропагандиста и лектора.
Теоретически Гэльская Лига была в большей степени просветительским образованием, так как не имела политической программы и целей. Однако на практике задачей организации стало возрождение ядра ирландской нации -языка, литературы, культуры и традиций, конечной же целью становился процесс де-ассимиля-ции [4, pp. 237-238.]. В условиях Ирландии противопоставление ирландской и английской традиций, подчеркивание различий и акцент на самобытности и самоценности ирландской культуры были фактором роста социального напряжения и автоматически становились, таким образом, политическим вопросом.
Стоит отметить, что, безусловно, данные организации сотрудничали. Особенно это касалось ГАА и Гэльской Лиги часто совместными усилиями организующих соревнований и фестивали, которые, с одной стороны, становились ярким событием для неизбалованных развлечениями провинциальных районов страны, а с другой стороны, помогали распространять идеи культурного национализма и привлекать население к сотрудничеству [2, с. 310-314.].
Идеи Томаса Дейвиса стали базисом культурного национализма и лейтмотивом ирландского национализма рубежа веков в целом - ключевой точкой приложения усилий стало восстановление ирландского языка. Здесь стоит отметить, что в конце XIX - начале XX века ирландским языком на разговорном уровне владело лишь 18% населения, причем большая часть из них проживала на западе страны. Так, например, в графстве Голуэй провинции Коннот ирландским владело более половины населения (54%), что было максимальным показателем по стране, в то время как по графствам Ленстера этот показатель не превышал 6%, в основном колеблясь вокруг 3% [29]. Поэтому первым шагом Лиги стал выпуск учебников и самоучителей ирландского языка, внедрение в практику его преподавания в школах. Если к началу XX века таких школ насчитывалось лишь 100, то уже к 1909 году их число достигло 3000.
В этом направлении успехи культурного национализма легко отслеживаются. В области языка помимо числа школ, предоставляющих возможность учить его, в первое десятилетие XX века аналогичным образом увеличивается количество печатных изданий на ирландском. Гэльская Лига продолжила выпуск начатого Гэльским Союзом «The Gaelic journal» (Гэльского журнала), а также суммарно издавала до 50 000 единиц печатной продукции на ирландском языке в год, что является довольно существенным показателем
[27, р. 175.]. Безусловно, это не только обусловлено целенаправленными усилиями Гэльской Лиги, но и является важным показателем зрелости общества, готового обратиться к своим национальным корням и находящегося в поиске национальной идентичности.
Данный период также ознаменовался повышением интереса к истории и литературе ирландского народа, не просто изучались и публиковались различные произведения ирландских авторов, но они также неизменно вызывали живой интерес у публики. Подобные процессы в итоге приводят к появлению феноменов Ирландского Литературного Возрождения и Кельтского Возрождения [1]. Здесь образовалась целая россыпь имен, внесших вклад в ирландскую литературу и драматургию, таких как У. Б. Йейтс, Дж. У. Рассел (Ж), леди И.А. Грегори, Ш. О'Кейси и многие другие. Публиковались произведения литературы, написанные с позиций ирландской национальной культуры, мифологии и традиции, а в ряде случаев и на ирландском языке. Этому способствует созданное благодаря У.Б. Йейтсу Ирландское национальное литературное общество. Писались и ставились пьесы, сначала в Ирландском литературном театре, существовавшим на рубеже веков, а впоследствии в созданном в 1904 году Эбби театре, также развиваемым в немалой степени усилиями Йейтса. Фактически происходит не только становление ирландской драматургии, но и ориентация театра на общество.
В целом культурный национализм становится ключевым направлением ирландской общественно-политической мыли этого времени не только на элитарном уровне, в узких кругах избранных, но и в смысле широкой общественной поддержки. Уже к началу XX века Гэльской Лигой было открыто более 200 отделений, объединявших порядка 100 000 разделявших ее идеи ирландцев [27, р. 175.]. Впоследствии количество представительств и сторонников продолжит активно расти, также расширится и сфера интересов организации, куда постепенно входят иные элементы кельтской культуры (музыка, танцы и прочие) [28].
Сильными сторонами Гэльской Лиги и Гэльской Атлетической Ассоциации стала их относительная неполитизированность, так, например, основатель ГАА Майкл Кьюсак полагал, что политические установки могут привести к конфликтам внутри Ассоциации [15, рр. 100-105]. Игнорирование политических вопросов позволило получить поддержку широкого фронта националистических организаций и обществ с разными политическими платформами и взглядами на будущее страны, а простота и доступность для населения участия в данных движениях
в какой-либо форме способствовала популярности среди простых людей. Один из лидеров Пасхального восстания 1916 года Патрик Пирз в своё время высоко оценивал универсальность ГАА как организации, способной объединить ирландцев [30, рр. 10-11]. Таким образом, организации культурного национализма стали своеобразным ядром ирландского национализма в целом, в определенной степени породив идеологический консенсус, объединявший ирландских националистов. Данные организации внесли большой вклад в формирование ирландской культуры и нации в целом.
Кроме того, печатный орган ГАА Ап Qaidheamh Soluis (с ирл. «Меч света») стал влиятельным рупором националистов, его редакторами в разное время были такие ключевые теоретики как Оун МакНилл и Патрик Пирз, ставшие впоследствии также лидерами Пасхального восстания. Именно в «Мече света» выйдет программная статья Оуна МакНилла «Север начал» [22], которая, констатируя формирование военизированной организации Ольстерских волонтеров, также сформировала идею о необходимости создания в противовес подобной организации на Юге. После нее были созданы Ирландские Волонтеры, что фактически предопределило трансформацию национализма от культурного к течению физической силы. Также стоит отметить, что ГАА не только противопоставляла кельтские виды спорта английским и ольстерским, но и содержала важное условие членства - участником ГАА запрещалось служить в британской армии или правоохранительных силах. Таким образом определенная мягкая оппозиционность и конфронта-ционность ГАА просматривается изначально, существенно усилившись впоследствии.
Заключение. Основы культурного национализма, ставящего целью восстановление ирландской культуры как необходимое условие для освобождения Ирландии от власти Великобритании, формируются в конце ХУШ века в большей степени в разнообразной практике движения «Объединенные ирландцы».
Артикуляция и обоснование теоретических основ происходит в 1840-е гг. представителями «Молодой Ирландии», дискутирующими с националистами предыдущего поколения. Ключевую роль здесь сыграл крупнейший теоретик ирландского национализма Томас Дейвис, выделивший тетраду культурного национализма - достоверная реконструкция национальной истории, акцентирующая внимание на культурном коде ирландцев, конфессиональное примирение, взаимоуважение и терпимость, восстановление знания и использования национального языка как культурного объединяющего и мировоззренческого базиса, а также необходимость развития образования для
просвещения и повышения культурного уровня масс. Также в этот период идет формирование культурного национализма как национализма «моральной силы», выступающего за эволюционный путь к независимости.
В конце XIX века культурный национализм институируется, его организации относительно специализируются на определенных сферах культуры, однако также сотрудничают между собой. Ключевой становится Гэльская Лига, на фоне интереса к вопросам физической подготовки и спортивного досуга выделяется Гэльская Атлетическая Ассоциация. Идеологически культурный национализм рубежа веков является преемником предыдущих поколений, однако благодаря модернизации ирландского общества он получает большие возможности для практической реализации своих задач, что видно и из степени их реализации, и из популярности и массовости организаций этого направления. Ирландский язык внедряется в практику преподавания, публикуются двуязычные издания и самоучители. Публикуются труды по ирландской истории, расцветает феномен Кельтского Возрождения в литературе, театре.
С одной стороны, данные организации продолжают придерживаться национализма «моральной силы» и концентрируют внимание на культурных вопросах, не затрагивая политические программы и аспекты, что позволяет им свободно существовать и привлекать сторонников с разными политическими взглядами.
С другой стороны, пожалуй, основной вклад, который организации культурного национализма внесли в политическую историю страны, это то, что они в известной степени придавали политическим течениям Ирландии легитимность; теперь движение за независимость (в той или иной форме) выглядело не как простой политический сепаратизм части империи, а как законное стремление развитой нации к самореализации. Отдельной заслугой Гэльской Лиги стала та идеологическая и образовательная подготовка, которая позволила прошедшим её в дальнейшем стать политической элитой Ирландии первой половины XX века. ГАА же в свою очередь готовила кадры для военизированных формирований, которые будут принимать участие в событиях Ирландской революции и более поздних конфликтах.
Список литературы
1. Колышевская Е.Ю. «Мы» vs «Они». Ирландский национализм 19 - начала 20 века и возрождение ирландской культуры. Москва, 2019. 156 с.
2. Мирошников А.В. Три века Ирландии. В 3 книгах. Книга 2. 1845 - 1900 гг. Воронеж, 2014. 471 с.
3. Berlatsky J. Roots of Conflict in Ireland: Colonial Attitudes in the Age of the Penal Laws // Eire-Ireland. Vol. XVIII. Winter 1983. № 4. Pp. 40-56.
4. Boyce D. G. Nationalism in Ireland. 2nd ed. London; New York, 1992. 475 p.
5. Brown M. The politics of Irish Literature. From Thomas Davies to W.B. Yeats. London, 1972. 431 p.
6. Comerford R.V. Charles J. Kickham. A Study in Irish Nationalism and Literature. Dublin, 1979. 255 p.
7. Davis G. Making History: John Mitchel and the Great Famine // Irish Writings: Exile and Subversion / Eds. P. Hyland, N. Sammells. London, 1991. 240 p.
8. Davis Th. Academical Education // The Nation. 1845, 17 May.
9. Davis Th. Address Read Before the Historical Society, Dublin on 26 June 1840. Dublin, 1840. 43 p.
10. Davis Th. O. A Second Year's Work // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London, 1910. Pp. 275-276.
11. Davis Th. O. Orange and Green // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London, 1910. P. 293.
12. Davis Th. O. The Right Road // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London, 1910. P. 262.
13. Davis Th. Our National Language // The Nation. 1843, 1 Apr.
14. Davis Th. The Library of Ireland // The Nation. 28 June, 1845.
15. De Bürca M. Michael Cusack and the GAA / M. De Bürca. Dublin, 1989. 192 p.
16. De Bürca M. The GAA. A History. Dublin, 1999. 260 p.
17. Duffy Ch. G. Young Ireland. Dublin, 1884. 293 p.
18. Gwynn D. O'Connell, Davies and the Colleges Bill. Cork, 1948. 143 p.
19.Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism. London, 1987. 223 p.
20. Irish Culture and Nationalism. 1750-1950 / Ed. by O. MacDonagh et al. Dublin, 1983. 289 p.
21. Irish History and Culture. Aspects of a people heritage / Ed. H. Orel. Lawrence (Kans), 1976. 387 p.
22. MacNeill E. The North began // An Claidheamh Soluis. 1913. 1 Nov.
23. Madden R.R. The United Irishmen, Their Lives and Times. London, 1842. Vol. I. 321 p.
24. Mitchel J. Jail Journal. Dublin, 1982. LIV, 377 p.
25. Moody T.W. Thomas Davies and the Irish Nation // Hermathena. Vol. CIII. 1966. Pp. 5-31.
26. Moody T.W. Thomas Davies, 1814-45. A centenary address delivered in Trinity College, Dublin, on 12 June 1945 at a public meeting of the College Historical Society. Dublin, 1945. 64 p.
27. O Broin E. Sinn Fein and the Politics of Left Republicanism. London, 2009. 320 p.
28. O'Riordan T. Cultural Nationalism. URL: http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_religion_culture_1870-
1914#9CulturalNationalism (accessed: 1.05.2018).
29. Population by ability to speak Irish, 1911 and 2011 // Central Statistics Office. URL: https://www.cso.ie/en/releasesandpublications/ep/p-1916/1916irl/society/livingconditions/#d.en.96141
30. Puirseal P. The G.A.A. in Its Time / P. Puirseal. Dublin, 1982. 364 p.
31. Thuente M.H. Poetry and Song of the United Irishmen // Irish Literary Supplement. 11. Spring 1992. P. 18.
32. Thuente M.H. The Harp Re-Strung. Syracuse, 1994. 300 p.
THE CONCEPT OF CULTURAL NATIONALISM AND ITS IMPLEMENTATION IN IRELAND
IN THE 19th - EARLY 20th CENTURIES
In the article, the authors attempt to analyze one of the most important components of the Irish national movement of the 19th - early 20th centuries, cultural nationalism. Irish nationalism throughout its history has tended to variously highlight issues of political liberation or self-government, agrarian and religious issues. Priorities largely depended both on the prevailing ideas of the leaders of the movement in a particular period, and on the corresponding political and social atmosphere. An important role was also played by the commitment of the leaders of nationalist organizations to the methodology for implementing their programs, be it "physical" or "moral strength". However, the total dictatorship of Britain in imposing English culture, language, traditions, education with severe pressure on Irish culture, demanded from nationalists the formation of the identity of the Irish nation, the renovation of the rich national heritage. With the change in the social state of society at the turn of the 19th and 20th centuries, cultural nationalism gained a huge audience, while updating new directions in culture. The revolution of 1916-1923, while solving the problem of winning independence, also included the problem of national self-identification. Keywords: cultural nationalism, Ireland, Young Ireland, Davis, Irish language, national literature, Celtic Revival, Gaelic Athletic Association, Gaelic League.
References
1. Kolyshevskaya E.YU. (2019) «My» vs «Oni». Irlandskij nacionalizm 19 - nachala 20 veka i vozrozhdenie irlandskoj kul'tury ["Us" versus "They". Irish nationalism of the 19th - early 20th centuries and the revival of Irish culture]. Moskva. 156 s.
2. Miroshnikov A.V. (2014) Tri veka Irlandii. V 3 knigah. Kniga 2. 1845 - 1900 gg. [Three ages of Ireland. In a three books. Book 2. 1845 - 1900]. Voronezh. 471 s.
3. Berlatsky J. (1983) Roots of Conflict in Ireland: Colonial Attitudes in the Age of the Penal Laws // Eire-Ireland. Vol. XVIII. Winter. № 4. Pp. 40-56.
4. Boyce D. G. (1992) Nationalism in Ireland. 2nd ed. London; New York. 475 p.
5. Brown M. (1972) The politics of Irish Literature. From Thomas Davies to W.B. Yeats. London. 431 p.
6. Comerford R.V. (1979) Charles J. Kickham. A Study in Irish Nationalism and Literature. Dublin. 255 p.
7. Davis G. (1991) Making History: John Mitchel and the Great Famine // Irish Writings: Exile and Subversion / Eds. P. Hyland, N. Sammells. London. 240 p.
8. Davis Th. (1845) Academical Education // The Nation. 17 May.
9. Davis Th. (1840) Address Read Before the Historical Society, Dublin on 26 June 1840. Dublin. 43 p.
10. Davis Th. O. (1910) A Second Year's Work // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London. Pp. 275-276.
11. Davis Th. O. (1910) Orange and Green // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London. P. 293.
12. Davis Th. O. (1910) The Right Road // Thomas Davis: Selections from his prose and poetry // Ed. T. W. Rolleston. Dublin: London. P. 262.
13. Davis Th. (1843) Our National Language // The Nation. 1 Apr.
14. Davis Th. (1845) The Library of Ireland // The Nation. 28 June.
15. De Burca M. (1989) Michael Cusack and the GAA / M. De Burca. Dublin. 192 p.
16. De Burca M. (1999) The GAA. A History. Dublin. 260 p.
17. Duffy Ch. G. (1884) Young Ireland. Dublin. 293 p.
18. Gwynn D. (1948) O'Connell, Davies and the Colleges Bill. Cork. 143 p.
19.Hutchinson J. (1987) The Dynamics of Cultural Nationalism. London. 223 p.
20. Irish Culture and Nationalism. 1750-1950 (1983) / Ed. by O. MacDonagh et al. Dublin. 289 p.
21. Irish History and Culture. Aspects of a people heritage (1976) / Ed. H. Orel. Lawrence (Kans). 387 p.
22. MacNeill E. (1913) The North began // An Claidheamh Soluis. 1 Nov.
23. Madden R.R. (1842) The United Irishmen, Their Lives and Times. London. Vol. I. 321 p.
24. Mitchel J. (1982) Jail Journal. Dublin. LIV, 377 p.
25. Moody T.W. (1966) Thomas Davies and the Irish Nation // Hermathena. Vol. CIII. Pp. 5-31.
26. Moody T.W. (1945) Thomas Davies, 1814-45. A centenary address delivered in Trinity College, Dublin, on 12 June 1945 at a public meeting of the College Historical Society. Dublin. 64 p.
27. О Broin E. (2009) Sinn Fein and the Politics of Left Republicanism. London. 320 p.
28. O'Riordan T. Cultural Nationalism. URL: http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_religion_culture_1870-
1914#9CulturalNationalism (accessed: 1.05.2018).
29. Population by ability to speak Irish, 1911 and 2011 // Central Statistics Office. URL: https://www.cso.ie/en/releasesandpublications/ep/p-1916/1916irl/society/livingconditions/#d.en.96141
30. Puirseal P. (1982) The G.A.A. in Its Time / P. Puirseal. Dublin. 364 p.
31. Thuente M.H. (1992) Poetry and Song of the United Irishmen // Irish Literary Supplement. 11. Spring. P. 18.
32. Thuente M.H. (1994) The Harp Re-Strung. Syracuse. 300 p.
Об авторах
Мирошников Александр Викторович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежных стран и востоковедения, Воронежский государственный университет (Россия), E-mail: [email protected]
Шишкина Ирина Борисовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения, Воронежский государственный университет (Россия), E-mail: [email protected]
Miroshnikov Aleksandr Viktorovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Department of the Foreign States history and Oriental Studies, Voronezh State University (Russia), E-mail: [email protected]
Shishkina Irina Borisovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the Foreign States history and Oriental Studies, Voronezh State University (Russia), E-mail: [email protected]