Научная статья на тему 'ИРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЛИЦАХ'

ИРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЛИЦАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ / ИРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Норден Лариса Львовна, Миллер Валерия Сергеевна

Конец XIX - начало XX столетий - период расцвета национальной культуры в Ирландии. В историографии это время получило название Ирландского Возрождения. Его яркие представители и организации пропагандировали национальные идеи, пытались сдерживать вербальную агрессию со стороны английского языка, возродить самосознание своих соотечественников, развивали спорт, литературу, театр, музыкальную культуру, выступали против британского образа жизни. Ирландское Возрождение не было однородным. Одни его представители старались быть политически нейтральны, старались показать непричастность к суще-ствующей политической ситуации. Вторые занимали позиции активного культурного национализма. Они полагали, что ирландцы должны возрождать свою культуру, воспитывать национальное самосознание, используя основательную языковую базу. Они пропагандировали преимущества гэльского образа жизни в противовес английскому. Третьи исходили из реалистических установок, видели ограниченность ирландского общества, не боялись указать на его пороки, убеждали в необходимости включения своей родины в культурное пространство Запада. Помимо многовариантности Ирландское Возрождение было явлением элитарным, поскольку большая часть общества жила в бедности, не имела возможности получить хорошее образование и заботилась больше о «хлебе насущном». Наиболее ярко призывы к духовному Возрождению нации прозвучали в театре и литературе, расцвет которых связан с именами У.Б. Йейтса, леди Августы Грегори, Д. Джойса, Д.М. Синга и др. В значительной степени Ирландское Возрождение было своеобразной реакцией на модернизм. Вполне можно говорить о том, что в Ирландии существовало сильное противоборство между архаичным и современным. Важными чертами культурного Ирландского Возрождения стали его антибританская направленность, стремление подчеркнуть национальную идентичность. Хиберно-английская версия английского языка имела сходство с ирландским в некоторых грамматических идиомах Жители Изумрудного острова, возможно подсознательно, использовали грамматические структуры родного языка, разговаривая на английском. Эта языковая традиция оказала влияние и на ирландскую литературу, которая в разных своих чертах отличалась от английской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IRISH RENAISSANCE IN FACES

The end of the XIX - beginning of the XX centuries is the efflorescence period of national culture in Ireland. In historiography, this time was named the Irish Renaissance. Its bright representatives and organizations promoted national ideas, tried to restrain verbal aggression from the English language, to revive self-consciousness of their compatriots, developed sports, literature, theater, musical culture, and opposed the British way of life. The Irish Renaissance was not homogeneous. Some of its representatives tried to be politically neutral, tried to show their non-involvement in the existing political situation. The other held positions of active cultural nationalism. They believed that the Irish should revive their culture, cultivate their national identity, using a solid language base. They promoted the advantages of the Gaelic lifestyle as opposed to the English one. Still others proceeded from realistic attitudes, they saw narrow-mindedness of the Irish society, they were not afraid to point out its vices, and convinced in the need to include their homeland in the cultural space of the West. In addition to the multiplicity of options, the Irish Renaissance was an elitist phenomenon, since most of the society lived in poverty, did not have the opportunity to get a good education, and cared more about «daily bread». The most vivid appeals to the spiritual Revival of the nation were made in the theater and literature, the flourishing of which is associated with the names of W.B. Yeats, Lady Augusta Gregory, D. Joyce, D.M. Sing and others. To a large extent, the Irish Renaissance was a kind of reaction to modernism. It is quite possible to say that in Ireland there was a strong confrontation between the archaic and the modern. The important features of cultural Irish Renaissance were its anti-British orientation, the desire to emphasize national identity. The Hiberno-English version of English had similarities to Irish in some grammatical idioms, the inhabitants of the Emerald Isle, perhaps subconsciously, used the grammatical structures of their native language when speaking English. This linguistic tradition also influenced the Irish literature, which differed in various ways from the English literature.

Текст научной работы на тему «ИРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЛИЦАХ»

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-133-141

УДК 94(4-011):008 ББК 63.3(4 Ирл)5+71

Л.Л. НОРДЕН, В.С. МИЛЛЕР ИРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЛИЦАХ

Ключевые слова: Ирландия, конец XIX - начало XX вв., Ирландское Возрождение, национальное самосознание, культура.

Конец XIX - начало XX столетий - период расцвета национальной культуры в Ирландии. В историографии это время получило название Ирландского Возрождения. Его яркие представители и организации пропагандировали национальные идеи, пытались сдерживать вербальную агрессию со стороны английского языка, возродить самосознание своих соотечественников, развивали спорт, литературу, театр, музыкальную культуру, выступали против британского образа жизни. Ирландское Возрождение не было однородным. Одни его представители старались быть политически нейтральны, старались показать непричастность к существующей политической ситуации. Вторые занимали позиции активного культурного национализма. Они полагали, что ирландцы должны возрождать свою культуру, воспитывать национальное самосознание, используя основательную языковую базу. Они пропагандировали преимущества гэльского образа жизни в противовес английскому. Третьи исходили из реалистических установок, видели ограниченность ирландского общества, не боялись указать на его пороки, убеждали в необходимости включения своей родины в культурное пространство Запада. Помимо многовариантности Ирландское Возрождение было явлением элитарным, поскольку большая часть общества жила в бедности, не имела возможности получить хорошее образование и заботилась больше о «хлебе насущном». Наиболее ярко призывы к духовному Возрождению нации прозвучали в театре и литературе, расцвет которых связан с именами У.Б. Йейтса, леди Августы Грегори, Д. Джойса, Д.М. Синга и др. В значительной степени Ирландское Возрождение было своеобразной реакцией на модернизм. Вполне можно говорить о том, что в Ирландии существовало сильное противоборство между архаичным и современным. Важными чертами культурного Ирландского Возрождения стали его антибританская направленность, стремление подчеркнуть национальную идентичность. Хиберно-английская версия английского языка имела сходство с ирландским в некоторых грамматических идиомах Жители Изумрудного острова, возможно подсознательно, использовали грамматические структуры родного языка, разговаривая на английском. Эта языковая традиция оказала влияние и на ирландскую литературу, которая в разных своих чертах отличалась от английской.

Цель исследования: определить особенности культурного Ирландского Возрождения конца XIX - начала XX вв. на примере деятельности его представителей.

Научная новизна: предпринята попытка исследовать феномен культурного Ирландского Возрождения как национального историко-культурного явления.

Методы исследования: историко-типологический и историко-сравнитель-ный методы исторического исследования.

Рубеж XIX-XX столетий стал для Ирландии временем национального Возрождения, расцвета культуры. Население Изумрудного острова сопротивлялось «обращению» в британцев, пыталось не потерять своего национального облика. В конце XIX в. многочисленные культурные и литературные общества возрождали гэльский язык, восстанавливали древние обычаи, трудились на ниве народного просвещения. Мятежный остров подарил миру плеяду выдающихся деятелей театра, литературы, журналистики, спорта. Имена одних хорошо известны, о них писали многие исследователи. К числу выдающихся деятелей культуры в первую очередь нужно отнести Уильяма Бат-

лера Йейтса - основателя ирландской драмы, поэта. Другие выдающиеся участники ирландского Возрождения менее представлены в работах профессиональных историков, и авторы статьи попытались восполнить некоторые «пробелы» в исследовании ирландской культуры и общественной жизни конца XIX - начала ХХ в.

Так, немаловажную роль в Ирландском Возрождении сыграл Н. Кюсак, основатель Гэльской атлетической ассоциации (ГАА). Он родился в 1847 г. в семье, с невероятным почтением относившейся к ирландскому языку. В течение нескольких лет Н. Кюсак учительствовал в разных школах страны, а в 1874 г. стал профессором в Блэкрок-колледже близ Дублина. Фигура Кюса-ка весьма противоречива. Он был разносторонним и ярким человеком, но неуживчивым, а подчас и деспотичным [1. С. 23]. Как и для значительной части участников Ирландского Возрождения, для него приоритетным было развитие национальной культуры, борьба за политические идеалы стала вторичной.

О невероятной увлечённости Кюсака спортом свидетельствовал тот факт, что он был и атлетом, и футболистом, играл в кёрлинг и крикет, прививал любовь к спорту своим ученикам. В 70-е гг. XIX в. он уделил большое внимание продвижению в Ирландии футбола и регби.

В начале 1880-х гг. Кюсак анонимно опубликовал три статьи в журнале «Ирландский спортсмен», в которых развивал идею создания спортивной организации, контролировавшей развитие спорта в стране, и обосновывал мысль о том, что именно спорт может сыграть для ирландцев роль серьёзной объединяющей силы.

В середине 1880-х Кюсак стал автором статьи о сохранении и развитии ирландского языка в «Гэльском журнале». Эта статья активизировала движение за возрождение ирландского языка [3. С. 28].

В 1882 г. Кюсак являлся одним из основателей спортивного клуба в Дублине, практиковавшего спортивные состязания на открытом воздухе и принимавшего в свои ряды ремесленников [3. С. 28]. Кюсак создал в Дублине и Кёрлинг-клуб, вдохнув в эту национальную игру новое дыхание после полувекового забвения.

Так возникла ГАА. О первых годах её существования Кюсак писал: «Ассоциация охватила страну как пожар» [6. С. 6]. Представители националистических сообществ со всей страны откликнулись на призыв ГАА, организовывали футбольные и кёрлинговые клубы, проводили спортивные встречи. Некоторые спортивные матчи собирали несколько тысяч зрителей.

Для Кюсака возрождение ирландского футбола и кёрлинга не являлось главной целью. Основным он считал достижение доступности и популяризацию национального спорта в разных социальных группах. Он уделял большое внимание популяризации спорта в сельской Ирландии.

Однако ГАА оказалась ослаблена внутренними распрями и деятельностью спортивных чиновников. Оппоненты Кюсака обвиняли его в чрезмерной политизации ГАА в ущерб спортивной составляющей. Разногласия между Кюсаком и другими организаторами привели его к смещению с поста секретаря в 1886 г. Вскоре со страниц созданной им же газеты «Кельтские времена» Кюсак обрушился с яростной критикой на руководство ГАА. Его «теплота и щедрость помогали ему заводить друзей везде, где бы он ни был, однако одновременно импульсивность, присущая Кюсаку, наживала ему врагов», -так говорили об этом деятеле Ирландского Возрождения те, кто оценивал его

личность и вклад в развитие национальной культуры и спорта без предубеждения [2. С. 26].

Ошибочно было бы считать взгляды Кюсака на развитие спорта в стране и его объединяющую роль раз и навсегда устоявшимися. Кюсак был объективен, он умел разглядеть положительные черты английской образовательной системы и старался привнести это в ирландский спорт и систему образования. Он восхищался тому вниманию, какое в британских школах уделялось физическому развитию учеников. Он полагал крикет лучшей игрой для мальчиков и считал, что каждый город и деревня Ирландии должны иметь собственные поля для крикета. Сам Кюсак был и секретарём ГАА, и тренером, и форвардом, и пропагандистом своих идей.

Н. Кюсак был глубоко убеждён, что возрождение ирландских игр способно пробудить в нации чувство единства. Сделать спорт доступным для каждого независимо от социального статуса человека было одной из важных целей Кюсака. Несмотря на уход из ГАА, Кюсак на долгие годы остался её признанным лидером.

Яркими представителями Ирландского Возрождения, выразителями национальных идей стали Артур Гриффит и Дэнис Патрик Моран. Выступая против застоя в национальной жизни на страницах периодических изданий, они трансформировали эволюционные идеалы деятелей национального движения в экономические, социальные, политические программы Возрождения Ирландии как современного государства с процветающей городской культурой.

Д.П. Моран и А. Гриффит знакомили читающую публику со своими взглядами на страницах выпускаемых ими изданий «Объединённые ирландцы» и «Лидер». Представления о будущем развитии страны этих деятелей Ирландского Возрождения были весьма популярны. Однако предлагаемые ими программы, получившие многочисленных приверженцев, обладали спецификой (о чём речь пойдёт ниже).

Оба начинающих журналиста, желая сделать карьеру, уехали из патриархальной Ирландии в Великобританию, но вскоре вернулись на родину и возглавили национальное Возрождение. Они стали одними из идеологов так называемого культурного национализма в Ирландии в начале ХХ в. и пытались объединить его разнородные элементы, как светские, так и религиозные.

Примечательно, что оба лидера национального движения не говорили на родном языке. Это позволило ряду исследователей считать, что их деятельностью руководила не столько любовь ко всему ирландскому, сколько протест против британской политики, порядков, регламентации частной жизни соотечественников. Гриффит и Моран отвергали реформистскую идеологию и считали ирландский парламентский национализм неэффективным. Подобно французским энциклопедистам XVIII в. они считали просвещение панацеей от всех социальных бед, но, в отличие от деятелей Просвещения, средством достижения своей родиной прогресса полагали создание патриотически настроенной образованной элиты в каждой сфере общественной жизни. Культурный национализм в Ирландии довольно быстро превратился в широкое общественное движение, однако, как уже отмечалось, оно не стало единым. Идеологические установки Морана и Гриффита во многом противоречили романтическим «сельским» идеалам литературной интеллигенции и тех воз-рожденцев, которые доминантой своей «национальной программы» считали гэльский язык. Представители разных течений в Ирландском Возрождении

по-разному видели будущее своей страны и подлинные национальные традиции. Так, Гриффит придерживался «англо-ирландской» версии развития отечественной культуры, в то время как Моран представлял идеологию гэль-ско-католической идентичности.

Публикуемый с конца 1890-х гг. журнал Гриффита «Объединённые ирландцы» стал основой для появления политического движения Шинн Фейн. Сторонники Шинн Фейн выступали за освобождение от диктата Вестминстера и создание в будущем независимого государства. Первоначально движение состояло из литературных романтиков и революционеров, не пользовалось слишком значительным влиянием в обществе. Однако разочарование в результатах деятельности некоторых представителей ирландской фракции в британском парламенте превратили Шинн Фейн в значимую политическую силу.

В первые годы существования «Объединённых ирландцев» А. Гриффит поддерживая лингвистическое и литературное направление в национальном движении. Гэльские возрожденцы публиковались на страницах его издания. Гриффит считал, что это усилит патриотический подъём среди его соотечественников [5. С. 172].

Колонки «Объединённых ирландцев» обличали Британию за её стремление разрушить ирландскую цивилизацию. Авторы статей мечтали о стране, в которой бы царил закон и справедливость, о стране, которая бы пользовалась общеевропейским уважением. Сам Гриффит считал, что цели Британской Империи заключались в коммерческом покорении мира [5. С. 173] и сохранении Ирландии в качестве своей сельскохозяйственной колонии, уменьшении населения страны, разрушении её производства и институтов. Обличая Британскую империю, Гриффит не призывал, однако, к восстанию или превращению Шинн Фейн в массовую политическую партию. Скорее он рассматривал свою деятельность как пропагандистскую кампанию, которая должна была объединить интеллектуалов-патриотов. Для него важно было поддержать все силы, выступающие за национальную самобытность, развитие ирландской экономики с тем, чтобы объединить их в будущем для создания отпора Англии. Такие силы могли быть самыми различными: это и Гэльская атлетическая ассоциация, и националисты, и ирландское объединение транспортников, и рабочие, и ирландское индустриальное движение. В свою очередь, он осуждал всё, что допускало любую ассоциацию с Англией: покупку английских товаров вместо отечественных, мобилизацию в британскую армию. Эти пункты вошли в программу Гриффита.

Возрос авторитет А. Гриффита как одной из ключевых фигур Ирландского Возрождения, а его влияние и связи способствовали и политизации Гэльской Лиги.

Одним из лидеров политико-культурного Возрождения Ирландии стал и Д.П. Моран, идеолог либерально настроенной католической части ирландского общества. О его жизни написано немного. Моран отправился в Лондон для того, чтобы получить образование и зарекомендовать себя на журналистском поприще. В Англии он был вовлечён в возрожденческую деятельность, написал там сатирическую новеллу, посвящённую своей студенческой поре и стихи.

По возвращении на родину Моран был поражён картиной деморализации общества - увлечением соотечественниками азартными играми, пьянством, аморальной литературной «бульварщиной». Его негативное отношение к увиденному ещё более усугубилось от печального осознания: деморализа-

ция общества поддерживается периодической печатью. В свою очередь и Моран разразился серией статей в периодических изданиях. Он видел во взаимоотношениях Ирландии и Британии не политический конфликт, а циви-лизационное столкновение [5. С. 175]. Моран полагал, что избежать этого столкновения не удалось бы и с помощью принятия гомруля [5. С. 116], поскольку причины противоборства крылись гораздо глубже. Они заключались в воссоздании ирландских ценностей, которые должны были раз и навсегда «перевесить» престиж английской культуры. Моран писал о существовании в его отечестве двух культур: английской, протестантской, носители которой духовно были связаны с Лондоном, и антианглийской, католической [5. С. 177]. Силой, способной разрушить господство английских ценностей, являлся, по мнению знаменитого ирландца, национализм [5. С. 177]. Он также придавал важное значение католической составляющей в национальной борьбе ирландцев, утверждая, что протестантские националисты никогда не должны забывать: Ирландия - католическая страна.

Моран считал создание современной ирландской нации делом образованного католического среднего класса [7. С. 263]. Однако сложность заключалась в том, что средний класс оказался «заброшенным» и «англизированным» [7. С. 264]. В действительности этот известный деятель Ирландского Возрождения нажил себе немало врагов среди католической части населения и ирландских организаций. Причины были разными. Одной из них стало британское образование некоторых представителей ирландской интеллигенции, полученное в Тринити колледже. К числу такого рода обстоятельств можно отнести деятельность некоторых общественных организаций, которая предполагала популяризацию английских развлечений (а следовательно, и образа жизни), а также некомпетентность, непрофессионализм учителей католических школ, практически не обучавших своих воспитанников родному языку. Поэтому отношения Морана с представителями различных социальных групп и участниками разных течений в национальном движении складывались подчас непросто. Особенно важной для него была просветительская работа среди католического духовенства [4. С. 26]. Таким образом, последствия деятельности Морана и Гриффита оказались двойственными. Двойственность была свойственна и характеру Гэльской Лиги. С одной стороны, эта организация становилась более влиятельной в общественно-политической жизни Ирландии, пользовалась популярностью, пропагандируя гэльский язык, культуру, национальные ценности. С другой - Гэльская Лига стала служить прикрытием для выступлений радикальных ирландских националистов. В первые годы её существования от неё отсоединились небольшие радикальные «ячейки». Сам Моран осознавал значимость этой организации для настоящего и будущего Изумрудного острова, но считал эту организацию лишь шагом на долгом пути воссоздания ирландской нации.

Результаты деятельности ирландской фракции в британском парламенте, невысокая, по мнению многих жителей страны, эффективность политической деятельности, привели к тому, что довольно большая часть ирландской интеллигенции обратили свой взор на национальную культуру. Не случайно на рубеже XIX-XX столетий произошёл всплеск интереса к литературе, с помощью которой можно было раскрыть национальную самобытность, усилить патриотический настрой в обществе, возродить веру в светлое будущее Ирландии в душах её жителей.

В это время была создана «Новая драма», ярким представителем которой стал Джон Миллингтон Синг. Этот деятель Ирландского Возрождения в 1890-е гг. получил образование в Тринити колледже и королевской Ирландской Академии. Будущий драматург много путешествовал в молодые годы, и довольно рано в его жизнь вошло увлечение литературой. Важной вехой в жизни начинающего литератора стало знакомство с У.И. Йейтсом, выдающимся деятелем Ирландского Возрождения. По его настоянию Д.М. Синг вернулся в Ирландию. Вместе с Йейтсом и леди Августой Грегори (речь о которой в статье пойдёт позже) они создали Ирландский театр.

В первые годы ХХ столетия Сингом были написаны пьесы, главными героями которых становились люди из простонародья: ирландские крестьяне, рыбаки. Именно в них драматург видел истинных носителей национальной самобытности. В это время в Европе усилился интерес к прошлому, старине. Это явление проявило себя и в тематике литературных произведений, и в оформлении интерьеров, моде, и в увлечении фольклором, национальной историей. Этот интерес был вполне созвучен и с настроениями ирландского общества. Одновременно с прославлением патриархальной сельской Ирландии, в которой он видел не идеальное, а обыденное, он обличал буржуазную цивилизацию с её законами, порядками и нравами, поскольку она «пыталась урезать, исказить, подчинить себе цельную и нравственно здоровую натуру "естественного человека"» [9. С. 13].

Среди известных пьес Синга «Сумерки в долине», «Скачущие к морю», «Свадьба лудильщика» и других выделяется произведение «Источник святых» (1905 г.), в котором исцеление от слепоты двух крестьян проецируется на ситуацию, сложившуюся на родине драматурга: общество не готово открыться и принять стремление деятелей Ирландского Возрождения духовно обогащать и просвещать соотечественников.

Реализм Синга был далёк от пустых мечтаний о светлом будущем, он критиковал отсталость крестьянства, порочные страсти, существующие в ирландском обществе. Первоначально это вызвало негативную реакцию на пьесы со стороны представителей разных социальных групп (например, реакция на пьесу «Удалой молодец - гордость Запада» (1907 г.)). Однако творческая зрелость автора убедила тех его единомышленников, над которыми не довлели национальные предрассудки, что перед ними - сложившийся, цельный драматург, перешагнувший национальные границы Ирландии, литератор более крупного масштаба. Творчество Синга стало основанием для развития ирландской реалистической литературой ХХ столетия, а его «крестьянская» драматургия способствовала созданию репертуара театра Аббатства.

Важную роль в развитии театра и духовном развитии Ирландии сыграла леди Августа Грегори, автор более тридцати комедий, «первооткрыватель» крестьянского «килтартанского» диалекта. Благодаря перу и дару леди Грегори как переводчика её современники смогли познакомиться с древними ирландскими сагами: «Кухулин из долины «Муртемне» (1902 г.), «Боги и воины» (1904 г.).

Ирландское Возрождение не было однородным. Участники движения по-разному представляли пути духовного возрождения нации. Одни возлагали большие надежды на развитие ирландской культуры, другие считали, что их родина должна идти в русле культурного развития ведущих западных стран, не «отставать» от них. Они указывали на периферийность Ирландии, ото-

рванность от общих процессов культурного развития. Так, выдающийся драматург Б. Шоу, чьи пьесы ставились на сцене театра Аббатства, не считал себя деятелем Ирландского Возрождения. Он писал: «Англия захватила Ирландию; последней оставалось ... перебраться через пролив и покорить Англию» [8. С. 210].

Схожую позицию занимал и ещё один яркий деятель национальной культуры Джеймс Джойс, не причислявший себя к крупным фигурам Ирландского Возрождения. Творчество Д. Джойса было пронизано реализмом. Д. Джойс полагал, что для Ирландии первостепенной задачей является не возрождение языка, а знакомство с европейской культурой. Он считал, что будущее его отчизны не за погружением в старину и самобытность, а за её умением принять новое, модернизироваться. Писатель известен своими романами «Портрет художника в юности», «Улисс», «Поминки по Финнегану», сборник рассказов «Дублинцы».

Помимо разобщённости деятелей Ирландского культурного Возрождения этому духовному движению эпохи была присуща и элитарность. Большинство коренного населения острова жило в бедности, не имело образования, и интересовалось не возрождением гэльского языка, а тем, чтобы прокормить своё семейство.

Важной вехой в историческом развитии Ирландии стали пасхальное восстание 1916 г. и расправа над его участниками. Многие его руководители были литераторами. «Романтическая революция» не увенчалась успехом, но пробуждала скрытое национальное самосознание. Представители культурного национализма, которые настаивали на непричастности к политике, теперь выступали с политическими обращениями против репрессий. Романтические ожидания поэтов-возрожденцев не сбылись полностью в течение короткого срока, и их политическая активность, столь заметная в 1910-е гг., сменилась разочарованием в 1920-х, когда возросла эмиграция и наступил временной спад в развитии национальной культуры.

Ирландское Возрождение подарило миру неповторимые литературные шедевры. В этом заключается его значение. Был возрождён интерес нации к её самобытной культуре, древним традициям, одежде, спорту, музыке, танцам, легендам.

В данной статье не рассматриваются творчество и вклад в Ирландское Возрождение Уильяма Батлера Йейтса, выдающегося поэта и одного из основателей современной ирландской драмы. Фигура Йейтса, его роль в ирландском национальном и культурном движении, безусловно, требуют отдельного исследования.

Практическая значимость: результаты работы повышают внимание к истории общества, национального движения, культуры Ирландии, могут быть использованы при изучении межнациональных отношений, национализма и культуры периода новой истории в целом и ирландской и британской истории в частности. Они могут применяться для чтения специальных курсов, разработки учебных и методических пособий для практических занятий.

Перспективы исследования заключаются в освоении и внесении в научный оборот большого комплекса исторических источников, связанных с историей Ирландского Возрождения, хранящихся в ирландских и британских архивах.

Выводы. В конце XIX в. население Ирландии в основном не знало родного языка и почти забыло коренные традиции. Привлечь ирландцев к массовому участию в культурно-национальном движении оказалось весьма сложной задачей. Идейными вдохновителями той эпохи оказались представители Ирландского Возрождения и десятки культурных и литературных обществ. Деятели культурного Возрождения пробуждали интерес ирландцев к гэльскому языку, спорту, приобщали соотечественников к национальному театру, музыке, танцам, литературе, трудились на ниве национального образования. В условиях развития национального движения, возрождения кельтского духа создавались и политические организации, поскольку при обращении к прошлому Изумрудного острова оказалось непросто уклониться от политических ситуаций как прошлого, так и настоящего. Внимание к европейскому театру, драматургии, режиссуре и сценографии вызвало всплеск появления ирландской литературы и привело к созданию национального театра. Активно шло продвижение национальных идей в спортивной области, создание ГАА, ограничение иностранных видов спорта. Особенно ярким оказалось литературное Возрождение, и, хотя авторы писали на английском языке, национальная литература не стала частью английской. Ирландское культурное Возрождение было многообразным, шло разными путями и отличалось элитарностью.

Литература/References

1. Burca de M. The G. A. A: a History. Dublin, Anvil Books, 1989, 260 p.

2. Cronin M, Duncan M, Rouse P. The GAA a People's History. CollinsPr, 2014, 432 p.

3. Davin P. Recollection of a Veteran Irish Athlete: The Memoirs of Pat Davin, the World's All-Round Athletic Champion. Dublin, Juverna Press, 1938, 102 р.

4. Handbook of the Catholic Association, Being an Account of the Origin of it, an Argument for the Need for it and an Exposition of its Objects and Proposed Methods of Working. Dublin, Catholic Association, 1903, 90 p.

5. Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism. The Gaelic Revival and the Creation of the Irish Nation State. London, 1987, 354 p.

6. Mehigan P.D., anonymously. A Story of Great Endeavour, GAA Programme For Opening of New Hogan Stand. Dublin, 1959, 76 р.

7. Moran D.P. The Gaelic Revival. New Ireland Review. January, 1900, pp. 255-267.

8. Pearson H. Bernard Shaw. Moscow, TERRA - Book club, 1998, 538 p.

9. Likhachev I., ed., Sing D.M. Drama. Moscow, Art Publ., 1964, 286 p.

НОРДЕН ЛАРИСА ЛЬВОВНА - кандидат исторических наук, преподаватель, кафедра всеобщей истории, Казанский федеральный университет, Россия, Казань (NordenLL@mail.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-8410-7694).

МИЛЛЕР ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, учитель истории средней школы № 72, Россия, Казань (nika.87@inbox.ru).

Larisa L. NORDEN, Valeria S. MILLER THE IRISH RENAISSANCE IN FACES

Key words: Ireland, late XIX - early XX centuries, the Irish Renaissance, national identity, culture.

The end of the XIX - beginning of the XX centuries is the efflorescence period of national culture in Ireland. In historiography, this time was named the Irish Renaissance. Its bright

representatives and organizations promoted national ideas, tried to restrain verbal aggression from the English language, to revive self-consciousness of their compatriots, developed sports, literature, theater, musical culture, and opposed the British way of life. The Irish Renaissance was not homogeneous. Some of its representatives tried to be politically neutral, tried to show their non-involvement in the existing political situation. The other held positions of active cultural nationalism. They believed that the Irish should revive their culture, cultivate their national identity, using a solid language base. They promoted the advantages of the Gaelic lifestyle as opposed to the English one. Still others proceeded from realistic attitudes, they saw narrow-mindedness of the Irish society, they were not afraid to point out its vices, and convinced in the need to include their homeland in the cultural space of the West. In addition to the multiplicity of options, the Irish Renaissance was an elitist phenomenon, since most of the society lived in poverty, did not have the opportunity to get a good education, and cared more about "daily bread". The most vivid appeals to the spiritual Revival of the nation were made in the theater and literature, the flourishing of which is associated with the names of W.B. Yeats, Lady Augusta Gregory, D. Joyce, D.M. Sing and others. To a large extent, the Irish Renaissance was a kind of reaction to modernism. It is quite possible to say that in Ireland there was a strong confrontation between the archaic and the modern. The important features of cultural Irish Renaissance were its anti-British orientation, the desire to emphasize national identity. The Hiberno-English version of English had similarities to Irish in some grammatical idioms, the inhabitants of the Emerald Isle, perhaps subconsciously, used the grammatical structures of their native language when speaking English. This linguistic tradition also influenced the Irish literature, which differed in various ways from the English literature.

LARISA L. NORDEN - Candidate of Historical Sciences, Lecturer, World History Department, Kazan Federal University, Russia, Kazan (NordenLL@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8410-7694).

VALERIA S. MILLER - Candidate of Historical Sciences, Teacher of History, Secondary School № 72, Russia, Kazan (nika.87@inbox.ru).

Формат цитирования: Норден Л.Л., Миллер В.С. Ирландское возрождение в лицах // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 133-141. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-133-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.