Научная статья на тему 'Концепция корпоративного гражданского образования: поиск методологических оснований'

Концепция корпоративного гражданского образования: поиск методологических оснований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CITIZEN / CITIZENSHIP / CIVIL IDENTITY OF A PERSON / CONTINUOUS CIVIC EDUCATION / MAIN DIRECTIONS OF CORPORATE CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забара Людмила Ивановна, Семенова Юлия Александровна

В качестве методологического основания концепции корпоративного гражданского образования рассматривается идея автопроектирования и самосозидания личностью гражданской идентичности. Гражданская идентичность описывается как единство когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного компонентов. Кроме того, в основе предлагаемой концепции лежит представление о системности и непрерывности гражданского образования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CORPORATE CIVIC EDUCATION: SEARCH OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

The article argues that the idea of self-projecting and self-creation of civil identity of a person is considered to be a methodological basis of the concept of corporate civic education. Civil identity is described as a unity of cognitive, emotional, value-related and activity-related components. Besides, an idea of systemacity and continuity of civic education of a person is in the center of the offered concept.

Текст научной работы на тему «Концепция корпоративного гражданского образования: поиск методологических оснований»

УДК 37.013

ББК Ч404.1 ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01

Забара Людмила Ивановна,

кандидат философских наук, доцент, профессор, кафедра философии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Семенова Юлия Александровна,

кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра философии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданин; гражданство; гражданская идентичность личности; непрерывное гражданское образование; основные направления корпоративного гражданского образования.

АННОТАЦИЯ. В качестве методологического основания концепции корпоративного гражданского образования рассматривается идея автопроектирования и самосозидания личностью гражданской идентичности. Гражданская идентичность описывается как единство когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного компонентов. Кроме того, в основе предлагаемой концепции лежит представление о системности и непрерывности гражданского образования личности.

Zabara Ludmila Ivanovna,

Candidate of Philosophy, Professor of Department of Philosophy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Semenova Yulia Alexandrovna,

Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of Department of Philosophy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE CONCEPT OF CORPORATE CIVIC EDUCATION: SEARCH OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

KEY WORDS: citizen; citizenship; civil identity of a person; continuous civic education; main directions of corporate civic education.

ABSTRACT. The article argues that the idea of self-projecting and self-creation of civil identity of a person is considered to be a methodological basis of the concept of corporate civic education. Civil identity is described as a unity of cognitive, emotional, value-related and activity-related components. Besides, an idea of systemacity and continuity of civic education of a person is in the center of the offered concept.

Гражданское образование - тема традиционная для отечественной педагогики и философии образования. Сегодня интерес научного сообщества к данной теме связан прежде всего с необходимостью осмысления противоречивого процесса становления гражданского общества, определения роли гражданина в социальных процессах и поиска механизмов целенаправленного формирования гражданских качеств личности. Актуализация и пробле-матизация данной темы обусловлена и тем, что отвечая на заказ государства в области развития системы гражданского образования в России, отечественная педагогика пока не выработала, на наш взгляд, четких представлений о гражданском типе личности и о системном (в аспекте непрерывности) характере гражданского образования личности.

В отечественной педагогической науке гражданское образование преимущественно рассматривается как «духовно-нравственное развитие и воспитание» [1] школьников и

студентов. Анализируя проблемы и перспективы реализации программ гражданского образования в школах (реже - в других образовательных организациях), российские исследователи (П. А. Баранов, Н. М. Воскресенская, А. Я. Данилюк, Е. Н. Карпанина, М. Н. Кузьмин, Б. Т. Лихачев, Н. В. Маль-ковец, А. Ю. Сунгуров, В. А. Тишков, И. Д. Фрумин, Н. И. Элиасберг) акцентируют внимание на необходимости как совершенствования содержания учебных курсов по граждановедению, так и формирования особого климата и культуры образовательного учреждения, что включает организацию ученических (студенческих) ассоциаций, развитие кооперативных связей, формирование правовой и политической культуры учащихся, получение школьниками и студентами практических навыков самоуправления и гражданского участия. При этом цель гражданского образования, а именно -формирование гражданских качеств личности, определяется в отечественных исследованиях однозначно. Вместе с тем вопрос о

© Забара Л. И., Семенова Ю. А., 2014

том, что значит быть гражданином в современном обществе и какие качества личности можно назвать гражданскими, остается открытым. На языке философии это вопрос о гражданской идентичности личности.

На наш взгляд, теоретическим базисом решения данного вопроса могут выступать идеи современной философской антропологии, а именно - представление о личности как об авторе собственной идентичности. С позиции философской антропологии гражданская идентичность - это не данность, но автопроект личности. Подобная методологическая установка ограничивает возможности редукционистского подхода к личности как к носителю предписанного гражданского статуса. В рамках данного подхода гражданская идентичность не сводится к гражданству.

Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, отражает пассивное принятие личностью гражданского статуса (факта принадлежности к определенному государству) и может выступать основой становления государственной идентичности личности. Тогда как гражданская идентичность есть результат и процесс самоопределения и активного становления личности в гражданском обществе. То есть гражданскую личность отличает не только политико-правовой статус гражданина. Мало просто родиться гражданином конкретного государства или получить гражданство согласно определенной процедуре, нужно еще и быть гражданином, то есть обладать конкретными качествами и реализовывать эти качества в действии.

Эта идея не нова для философии. Согласно классической философской традиции, восходящей к Аристотелю, понятие «гражданин» необходимо определять не только через принадлежность к «месту» -государству как территориальному единству, не только через общие, одинаковые для всех граждан обязанности и повинности, но прежде всего через участие личности в политике. Сегодня необходимость актуализации гражданских качеств личности в практике социального взаимодействия утверждается и отечественными исследователями (С. В. Рыжовой, Л. М. Дробижевой, М. Б. Хомяковым, А. К. Дегтяревым,

Н. В. Мотрошиловой, Б. Г. Капустиным, М. М. Алдагановым). Так, с точки зрения Б. Г. Капустина, «в юридической концепции гражданин предстает носителем прав, которыми его наделяет государство... и которые представляют собою возможности неких действий, никак не соотнесенные с реальными способностями их носителей такие

действия осуществлять» [2]. В свою очередь «гражданская идентичность» характеризует гражданина как «обладателя реальных способностей осуществлять некие действия, которые в данном обществе служат «общему благу» [2].

На наш взгляд, гражданская идентичность может быть представлена как единство когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного компонентов.

Гражданина отличает не только знание о гражданских правах и обязанностях, понимание характера взаимоотношений гражданского общества и государства, но и многомерность и критичность мышления, свобода от социальных стереотипов, отказ от признания своей точки зрения как единственно верной, понимание социальной реальности как области приложения собственных усилий (когнитивный компонент гражданской идентичности); чувство сопричастности личности социальному целому, несовместимое с интолерантно-стью, враждебностью к «иному» и с равнодушием к тем проблемам, которые выходят за круг повседневных забот (эмоциональный компонент); готовность к принятию свободы и ответственности, признание за каждым права на самоооганизацию, гражданский патриотизм как ценностная ориентация на достижение «общего блага» в плюралистичном обществе (ценностный компонент); готовность влиять на происходящее, ориентация на совместную деятельность по достижению «общего блага» и способность отстаивать свои интересы, отказываясь в конфликтных ситуациях от насилия, принимая других людей в их инако-вости (деятельностный компонент).

Исходя из представленных характеристик гражданской идентичности личности мы можем определить гражданское образование как целенаправленное формирование гражданской идентичности - динамичной системы качеств личности, воспринимающей и позиционирующей себя как члена гражданского общества.

Отечественной наукой постепенно признается идея непрерывности гражданского образования личности. Гражданское образование характеризуется отечественными педагогами по-разному: как элемент непрерывного профессионального образования (С. Н. Голикова); как образование населения России - повышение правовой культуры россиян (А. А. Демидов); как целенаправленное обучение и воспитание человека (независимо от возраста) как члена гражданского общества, то есть настоящего гражданина (В. Н. Пронькин); как непрерывное освоение ценностей и навыков де-

мократической гражданственности взрослыми (А. Б. Суслов); как общественно-государственная социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства (А. Ю. Сунгуров).

Эти характеристики не носят системного характера, а лишь отражают различные стороны гражданского образования. Идея единства гражданского образования в системе общего и профессионального образования и корпоративного гражданского образования в России еще не получила своего системного теоретического оформления и воплощения на практике. Вместе с тем признание отечественной наукой необходимости непрерывного образования гражданина, расширение временных рамок данного процесса является начальным этапом становления концепции и ин-ституционализации корпоративного гражданского образования, реализации отдельных его направлений в России.

Анализ перспектив корпоративного гражданского образования требует уточнения такого понятия, как корпорация. Сегодня данное понятие используется в узком смысле, преимущественно в финансовой сфере. Корпорация трактуется как союз предприятий и предпринимателей, объединенных для достижения экономических целей, как форма организации бизнеса, представляющая собой единое юридическое лицо.

Однако существует и широкий подход к определению данного понятия, восходящий к этимологии слова «корпорация», основанный на изначальном его значении. В рамках такого подхода корпорация может быть представлена как профессиональное объединение людей на основе единой цели и смысла деятельности. Такое понимание корпорации может стать основой для оформления концепции корпоративного гражданского образования. На наш взгляд, уже сегодня можно говорить о том, что наиболее востребованными и актуальными являются программы корпоративного гражданского образования педагогов, государственных и муниципальных служащих и представителей бизнес-сообщества. Для образовательных организаций, бизнес-сообщества, органов государственной и муниципальной власти именно ответственность за становление гражданского общества в России и появление гражданского типа личности становится объединяющей идеей, смысловым ориентиром профессиональной деятельности.

Так, формирование гражданских качеств школьников и студентов зависит от гражданской идентичности преподавателя (причем не только преподавателя курсов граждановедения). Учитель, преподаватель, идентифицирующий себя с гражданским обществом, способен к эффективному управлению (не сводимому к администрированию и принуждению) процессом формирования гражданских качеств учеников, студентов. В этом случае педагогический процесс представляет собой целенаправленное создание условий для автопроектирования гражданской идентичности, для свободного и ответственного выбора школьниками и студентами основ духовного существования в плюралистичном гражданском обществе. Кроме того, формирование гражданской идентичности преподавателей является одним из механизмов преодоления идеологизации и политизации гражданского образования, реализации государственных программ индоктринально-го типа, что проявляется в отказе преподавателя от претензии на обладание абсолютной истиной, от навязывания авторитетных мнений, назидания, декларирования ценностей и идеологических догм, от внедрения модели поведения несвободного человека. Так, отечественный социолог И. М. Дзялошинский считает, что гражданское образование учителей и преподавателей препятствует распространению модели «приспосабливающегося» человека, становится предпосылкой становления гражданского общества «снизу» - процесса зависимого от стремления самой личности к преобразованию социальной реальности [4]. В целом, непрерывное гражданское образование учителей, преподавателей становится тем условием, при котором учитель способен влиять на процесс появления нового типа личности в России - гражданской личности. В этом случае, ответственность учителя, преподавателя является проективной, то есть направленной на будущее гражданского общества в нашей стране.

Гражданские качества являются, на наш взгляд, важнейшей составляющей это-са государственного и муниципального служащего. Так, в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» в качестве важнейших качеств профессионала определяются следующие понятия: ответственность перед государством, обществом и гражданами, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, терпимость и уважение к носителям культурных и социальных различий, свобода, независимость от партийного и идеологического

влияния в процессе принятия управленческих решений, честность, беспристрастность и справедливость, ориентация на конструктивные способы разрешения конфликтов [5]. Однако наличие самого кодекса, отражение в нем ценностей гражданского общества и закрепление нравственных норм гражданских отношений еще не выводит отношения власть - общество на качественно новый уровень - уровень сотрудничества, не гарантирует становление такого типа общества, для которого характерно эффективное сочетание процессов самоуправления и профессионального государственного управления.

Признание необходимости и утверждение подобного социального порядка связано, на наш взгляд, с обретением служащими гражданских качеств. Гражданское образование государственных и муниципальных служащих не имеет ничего общего с директивным введением этических норм профессиональной деятельности; оно должно быть направлено на создание условий для становления гражданской идентичности профессионалов, эмоциональное и/или ценностно-рациональное принятие ими идеи гражданского служения обществу, что становится предпосылкой для превращения власти из оппонента гражданского общества в участника диалогичных гражданских отношений.

Гражданские качества, в том числе корпоративная социальная ответственность, имеют сегодня особое значение для представителей бизнес-сообщества. В условиях становления гражданского общества ответственность бизнеса выходит за пределы экономической результативности и преданности работников компании и представляет собой способность коммерческих организаций брать на себя обязательства по управлению социальными результатами собственной деятельности, обеспечивать вклад в создание социальных благ. Стремление коммерческих организаций к расширению «сети» собственных обязательств отражает «переход от политики "торга" к взаимовыгодному партнерству, . переход от "диалога" с общественными организациями к созданию механизмов постоянного взаимодействия с ними, расширение круга этих организаций, привлечение их не только к разработке и аудиту социальных программ и проектов самой компании, но и к поощрению встречных инициатив с их стороны» [3, с. 1011]. В этом смысле корпоративное гражданское образование - не декларация этических принципов ведения бизнеса, но развитие способности представителей бизнес-сообщества к инициативным ответственным действиям, способствующим со-участию бизне-

са, общества и власти в процессе достижения «общего блага».

В целом, современный этап развития корпоративного гражданского образования отмечен появлением отдельных инициатив в этой области: это деятельность центров гражданского образования, разработка и проведение тренингов и семинаров для различных профессиональных групп, реализация программ повышения квалификации, издание пособий, обновление нормативно-правовой базы профессиональной деятельности, принятие профессионально-этических кодексов, кодексов корпоративного поведения. Однако корпоративное гражданское образование до сих пор не получило содержательного оформления.

На наш взгляд, универсальная модель корпоративного гражданского образования может быть соотнесена с моделью гражданской идентичности личности, представленной выше. В этом случае корпоративное гражданское образование может быть представлено в содержательном аспекте. В рамках данного подхода цель корпоративного гражданского образования - формирование гражданской идентичности личности -предстает как система базовых задач.

Так, становлению когнитивного уровня гражданской идентичности соответствует усвоение личностью основ социальных и гуманитарных наук (социальной психологии, социологии, политологии, философской антропологии и этики, конфликтологии, социальной экологии), содержания и значения кодекса профессиональной этики, а также формирование представлений о собственных гражданских правах и обязанностях. Ориентация в пространстве социальной мысли, правовая грамотность, осведомленность о событиях, происходящих на локальном, региональном и глобальном уровнях, становятся значимыми для развития мышления гражданина, только если выступают в качестве информационной основы для формирования собственного отношения к социальной реальности, служат базой для защиты своих прав и прав других, а также принятия решений на основе аргументированной собственной позиции и дискуссии. Кроме того, важнейшим качеством мышления гражданина, формируемым в процессе гражданского образования, является отказ от претензии на обладание абсолютной истиной и принятие мировоззренческого плюрализма гражданского общества.

Формирование определенного эмоционального отношения личности к социальной реальности, а также развитие сферы социальных чувств является еще одной задачей корпоративного

гражданского образования. Гражданский тип личности отличает ориентация на установление прочных эмоциональных связей с социальным миром, «участность в бытии» (М. Бахтин), доверие к другим. Особое значение на эмоциональном уровне приобретает толерантность как чувство уважения к свободе другого, эмоциональное принятие различий в социальном мире, переживание сходства с другими. Толерантность как социальное чувство не возникает автоматически, но требует целенаправленного развития, что достигается не проповедью, но вовлечением личности в ситуацию со-участия, со-переживания проблемам других людей.

Гражданское образование включает в себя и нравственное воспитание, задачей которого выступает раскрытие для личности ценностей гражданского общества и формирование на этой основе гражданских добродетелей. Формирование патриотизма как системы ценностных ори-ентаций гражданина, в основе которых лежит признание ценности инаковости, противостоит распространению националистических идей. Идентификация с гражданскими ценностями представляет собой внутренний акт свободного личностного выбора, поэтому задача гражданского образования - это не информирование личности о ценностях гражданского общества, не назидание и пропаганда, но создание условий для свободного и ответственного ценностного выбора, самоутверждения личности в социальном мире на основе совершенного выбора и уважения к выбору другого человека.

Наконец, побуждение личности к гражданскому действию, создание условий, инициирующих гражданское действие, отражает формирование деятельностно-

го компонента гражданской идентичности. Здесь гражданское образование направлено на актуализацию знаний, социальных чувств, ценностных ориентаций и нравственных качеств гражданина через саморазвитие и гражданское участие конструктивного характера (в том числе и через выполнение профессионального долга). Гражданское образование на этом уровне -это овладение способами конструктивного взаимодействия в плюралистичном мире, приобщение к культуре диалога и ненасильственного разрешения конфликтов между носителями социальных различий. Задача гражданского образования заключается в том, чтобы научить граждан «искусству жить вместе» (Платон).

На наш взгляд, в формировании концепции корпоративного гражданского образования существенную роль играет философия (Философские аспекты формирования концепции корпоративного образования авторы планируют раскрыть в следующей статье), утверждающая идеал гражданина - автора и инициатора самоизменения и общественных преобразований, умеющего распорядиться собственной свободой, способного нести ответственность за принятые решения, касающиеся со-бытия с другими людьми, признающего ценность различий в современном мире и нацеленного на ненасильственный способ взаимодействия с другими. При этом становление гражданской идентичности не только детерминируется потребностью самой личности быть гражданином, но и является направляемым извне процессом. Гражданское образование выступает одним из механизмов целенаправленного формирования гражданской идентичности личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

2. Капустин Б. Г. Что такое «гражданское общество»? URL: http://www.spbdn.ru/sobitiya_i_fakti/ etnotematica/nauchnietrudi/chto_takoe_grajhdanskoe_obschestvo.html (дата обращения: 13.09.13).

3. Костина Е. Н. Корпоративное гражданство в системе отношений государства и бизнеса в России : автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2010.

4. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний. М., 2000. URL: http: //www.dzyalosh.ru/ 01-comm/books/roll-pressa-den/chayhetdinova.html (дата обращения: 10.10.13).

5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113505 (дата обращения: 03.12.13).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.