Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ'

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ / РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ / КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN PERSONNEL MANAGEMENT / RISKS OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN PERSONNEL MANAGEMENT / THE CONCEPT OF INTEGRATING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN WORKING WITH PERSONNEL IN THE DIGITAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна

В статье рассмотрены возможности технологий искусственного интеллекта - технологий, основанных на использовании искусственного интеллекта, включая обработку естественного языка, интеллектуальную поддержку принятия решений, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи и перспективные методы искусственного интеллекта. Представлены результаты авторского исследования и проведенного анализа технологий искусственного интеллекта и их возможностей для оптимизации работы с персоналом. Проведенное автором исследование позволило разработать авторскую концепцию интеграции технологий искусственного интеллекта в работу с персоналом в цифровой парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INTEGRATING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES INTO HUMAN RESOURCES IN A DIGITAL PARADIGM

The article discusses the capabilities of artificial intelligence technologies - technologies based on the use of artificial intelligence, including natural language processing, intellectual decision support, computer vision, speech recognition and synthesis, and promising methods of artificial intelligence. The results of the author's study and the analysis of artificial intelligence technologies and their capabilities for optimizing work with staff are presented. A study conducted by the author allowed us to develop an author's concept of integrating artificial intelligence technologies into work with personnel in the digital paradigm.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ»

концепция интеграции технологий искусственного

интеллекта в работу с персоналом в цифровой парадигме

THE CONCEPT OF INTEGRATING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES INTO HUMAN RESOURCES IN A DIGITAL PARADIGM

ОДОБРЕНО 28.02.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.04.2020 УДК I DOI 10.12737/2305-7807-2020-5-9

ЧУЛАНОВА О.Л.

Д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут

CHULANOVA O.L.

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor, Department of State and Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Surgut

e-mail: chol9207@mail ru

ПОЛУЧЕНО 24.02.2020

Аннотация

В статье рассмотрены возможности технологий искусственного интеллекта — технологий, основанных на использовании искусственного интеллекта, включая обработку естественного языка, интеллектуальную поддержку принятия решений, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи и перспективные методы искусственного интеллекта.

Представлены результаты авторского исследования и проведенного анализа технологий искусственного интеллекта и их возможностей для оптимизации работы с персоналом. Проведенное автором исследование позволило разработать авторскую концепцию интеграции технологий искусственного интеллекта в работу с персоналом в цифровой парадигме

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта в управлении персоналом, риски применения технологий искусственного интеллекта в управлении персоналом, концепция интеграции технологий искусственного интеллекта в работу с персоналом в цифровой парадигме.

Abstract

The article discusses the capabilities of artificial intelligence technologies — technologies based on the use of artificial intelligence, including natural language processing, intellectual decision support, computer vision, speech recognition and synthesis, and promising methods of artificial intelligence. The results of the author's study and the analysis of artificial intelligence technologies and their capabilities for optimizing work with staff are presented. A study conducted by the author allowed us to develop an author's concept of integrating artificial intelligence technologies into work with personnel in the digital paradigm

Keywords: artificial intelligence technologies in personnel management, risks of using artificial intelligence technologies in personnel management, the concept of integrating artificial intelligence technologies in working with personnel in the digital paradigm.

Искусственный интеллект (ИИ) — один из определяющих драйверов для всех отраслей экономики. Искусственный интеллект не просто позволяет цифровизировать многие процессы, а делать их эффективнее, повышая производительность труда и дополняя возможности человека. Его применение и распространение может кардинально изменить очень многое — от рынка труда до целых отраслей. Производство без людей, беспилотные автомобили, чат-боты вместо са11-центров — все это уже новая реальность, в которой мы живем и работаем [1—3].

Джош Берсин, всемирно известный аналитик и основатель консалтинговой фирмы «Вегет Ьу Deloitte» как отраслевой аналитик и инженер, который десятилетиями изучает технологии, утверждает, что человечество переживает довольно интересный этап. С одной стороны, ажиотаж вокруг темы искусственного интеллекта немного опережает реальность, а с другой — результат может оказаться намного более значительным, чем мы предполагаем [4].

Чтобы понять, откуда зародилось направление исследований, которое назвали «искусственный интеллект», необходимо обратиться к работам философов и практиков искусственного интеллекта Марвина Мински и Джона Маккарти. Джон Маккарти является автором термина «искусственный интеллект». Эти ученые основали в 1959 г. лабораторию информатики и искусственного интеллекта в рамках Массачу-

сетского технологического института, и это была первая научная лаборатория, которая занималась данной темой.

Именно Джон Маккарти сформулировал основополагающие принципы искусственного интеллекта, определив то, что потом было названо «нисходящим искусственным интеллектом». Суть подхода выражалась в том, что системы искусственного интеллекта должны имитировать высокоуровневые психологические процессы разумного существа, такие как логическое мышление, логический вывод, речь, творчество. А его коллега Марвин Мински сформулировал совершенно противоположный подход к определению искусственного интеллекта, которое получило наименование «восходящего искусственного интеллекта». В его основе лежат искусственные нейронные сети, которые моделируют разные процессы человеческого разума на логическом уровне [4].

При этом необходимо понимать, что первоначально предназначением той междисциплинарной области исследований, которая получила название «искусственный интеллект», было моделирование когнитивных функций человека для их исследования на модели, чтобы понять природу интеллекта, разума и сознания человека [5].

Современное представление об искусственном интеллекте представлено в Указе Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ» в котором

ИИ позиционируется как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологии искусственного интеллекта — технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая обработку естественного языка, интеллектуальную поддержку принятия решений, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи и перспективные методы искусственного интеллекта.

Ранее результаты нашего исследования были представлены в публикациях [6—9]. В рамках нашего исследования, в октябре-ноябре 2019 г. был проведен опрос об отношении работников к искусственному интеллекту и его использовании в организациях, ориентированных на цифровую парадигму.

В опросе приняли участие более 150 респондентов из организаций РФ. Опрос проводился онлайн, с помощью google-формы. В данной статье будут представлены некоторые результаты исследования, которые актуализируют положения разработанной концепции ИИ в управлении персоналом.

Согласно полученным данным, 69% опрошенных считают, что применение искусственного интеллекта совершенствует работу компаний и изменит ее в лучшем направлении. Это является положительным результатом, поскольку наибольшее количество респондентов понимают актуальность и важность применения искусственного интеллекта (рис. 1).

Один из вопросов анкеты затрагивал вопросы нормативно-правовой базы относительно применения искусственного интеллекта. 71% ответили, что принятие нормативно-правовой базы необходимо для безопасного развития искусственного интеллекта и должно осуществляться на уровне государства. 23% не уверены в необходимости правового регулирования, так как это только замедлит развитие искусственного интеллекта и 6% считают, что правовое регулирование не требуется (рис. 2).

Далее вопрос анкеты затрагивал этические вопросы. Были получены следующие результаты: необходимы этические обоснования решений искусственного интеллекта

2% 2% _2%

2%

■ Да, работа компании изменится в лучшую сторону

■ Нет, от искусственного интеллекта нет пользы

■ Затрудняюсь ответить

■ Изменится, но положительных изменений не гарантирует

■ Много людей потеряют работу

■ Позволит оптимизировать некоторые процессы

Рис. 1. Сегодня искусственный интеллект нашел применение в самых разных сферах: чат-боты в HR-службе, распознавание образов в банковской сфере, дроны в бизнесе . Считаете ли Вы, что применение искусственного интеллекта совершенствует работу компании?

(69%), искусственный интеллект — это лишь алгоритм определенных действий, при разработке которого не нужно учитывать этические вопросы (21%). 8% респондентов затруднились ответить на данный вопрос и 2% полагают, что достаточно законодательного регулирования (рис. 3).

Следующий вопрос акцентировал внимание на самых значимых вопросах, возникающих при внедрении искусственного интеллекта. Результаты опроса показали, что наиболее значимым оказался вопрос взаимодействия искусственного интеллекта с человеком на рабочем месте — 67%. Далее, кто возьмет на себя ответственность в случае нарушения искусственным интеллектом этических норм — 60%; этические нормы, вложенные в искусственный интеллект, будут ли уместны для всех (в разных странах разное понятие о морали) — 54% (рис. 4).

Говоря об этических вопросах искусственного интеллекта в HR, по мнению респондентов, необходимо учитывать следующее: будет ли искусственный интеллект при найме персонала учитывать эмоциональные и социальные характеристики, такие как амбициозность, обучаемость, увлеченность, целеустремленность, а не просто анализ резюме — 83%; действуя по определенным алгоритмам будет ли искусственный интеллект учитывать человеческие факторы (плохое самочувствие, семейные, непредвиденные обстоятельства сотрудников) — 60%; соблюдение этических норм при выполнение функций в HR — 46%; сохранение конфиденциальности информации данных о сотрудниках и изменение корпоративной культуры с внедрением искусственного интеллекта в HR — 42% (рис. 5).

Имеет решающее значение и должно осуществляться государственными органами для подтверждения его безопасного развития

Не уверен(а), правовое регулирование замедлит развитие и рост искусственного интеллекта

Правовое регулирование не требуется

Рис. 2. Во всем мире правовое регулирование использования быстро развивающегося искусственного интеллекта отсутствует. На данный момент искусственный интеллект является объектом,

ответственность за действия которого несет владелец . Имеет ли значение принятие нормативно-правовой базы в связи с разработкой, внедрением и использованием искусственного интеллекта?

Да, нужны этические обоснования решений искусственного интеллекта

Нет, искусственный интеллект -это лишь алгоритм действий

Затрудняюсь ответить

Достаточно законодательного регулирования

Рис. 3. В настоящее время остро звучат этические вопросы, которые могут возникнуть при самостоятельном принятии решений искусственным интеллектом . Считаете ли Вы важным учитывать этические вопросы при разработке искусственного интеллекта?

Как сложатся взаимодействия искусственного интеллекта с человеком на рабочем месте

67%

Кто будет ответственным, если искусственный интеллект нарушит этические нормы

Этические нормы, вложенные в искусственный интеллект, будут ли уместны для всех (в разных странах разное понятие о морали)

10

20

25

30

35

40

Рис. 4. Выберите, какие самые значимые для Вас этические вопросы возникают при внедрении искусственного интеллекта?

0

5

15

Сохранение конфиденциальности информации данных о сотрудниках

Действуя по определенным алгоритмам будет ли искусственный интеллект учитывать человеческие факторы (плохое самочувствие, семейные, непредвиденные обстоятельства сотрудников)

Будет ли искусственный интеллект при найме персонала учитывать эмоциональные и социальные характеристики, такие как амбициозность, обучаемость, увлеченность, целеустремленность, а не просто анализ резюме

Соблюдение этических норм при выполнении функций в HR

Изменение корпоративной культуры с внедрением искусственного интеллекта в HR

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рис. 5. Говоря об этических вопросах искусственного интеллекта в HR необходимо учитывать?

Правовые и этические вопросы, анализируемые ранее, оказались менее значимыми для респондентов — 10%. Наиболее главными были выявлены фишинг-атаки, представляющие собой незаконное извлечение конфиденциальной информации с использованием искусственного интеллекта (44%) и сокращение рабочих мест в случае замены человека на искусственный интеллект (36%) (рис. 6).

В результате проведенного исследования возможностей и рисков применения искусственного интеллекта в работе с персоналом, была разработана авторская концепция ин-

теграции технологий ИИ в работу с персоналом в цифровой парадигме (табл. 1).

Таким образом, искусственный интеллект — один из определяющих драйверов для всех отраслей экономики. Искусственный интеллект не просто позволяет цифро-визировать многие процессы, делая их эффективнее, повышая производительность труда и дополняя возможности человека. Его применение и распространение может кардинально изменить очень многое — от рынка труда до целых отраслей.

Сокращение рабочих мест, так как искусственный интеллект создается для замены человеческого труда, тем самым вытесняя человека из трудового общества

Этические вопросы, которые остро стоят перед искусственным интеллектом при принятии решении, связанных с людьми

Правовое регулирование, необходимое для безопасного внедрения и использования искусственного интеллекта

Фишинг-атаки, которые представляют собой незаконное извлечение конфиденциальной информации с использованием искусственного интеллекта

Рис. 6. Как Вы считаете, какие главные риски возникают при использовании искусственного интеллекта?

Таблица 1

Концепция интеграции технологий ИИ в работу с персоналом в цифровой парадигме

Цель Изучение готовности применять технологии искусственного интеллекта в работе с персоналом современных организаций в цифровой парадигме и разработка инструментов интеграции технологий искусственного интеллект в управлении персоналом

Задачи Изучение готовности применять технологии искусственного интеллекта в работе с персоналом современных организаций в цифровой парадигме и разработка инструментов интеграции технологий искусственного интеллекта в работе с персоналом . Интеграция возможностей ИИ использовать множества данных и способность спрогнозировать возможные решения с последующей их оптимизацией с учетом множества критериев . Использование возможностей технологий искусственного интеллекта, которые рассматривают все возможные характеристики, опыт работы, вопросы для собеседования с кандидатами, а затем определяет, насколько эффективно каждый их них будет выполнять свою работу

Обьект Технологии искусственного интеллекта в управлении персоналом

Предмет Организационное взаимодействие персонала с технологиями искусственного интеллекта и достижении синергетического эффекта этого взаимодействия

Роль руководителя Руководитель решает вопросы интеграции технологий ИИ совместно с персоналом

Роль персонала • Личное понимание необходимости технологических изменений • Вовлеченность персонала и понимание задач в соответствии с цифровой парадигмой • Применение технологий будущего • Ставка на развитие soft skills, творческих способностей и развитие интеллектуального потенциала персонала

Основные функции управления персоналом, в которых планируется использовать возможности технологий ИИ Все функциональные подсистемы работы с персоналом, в том числе: 1. Подбор персонала 2 . Обучение персонала 3 . Делопроизводство 4. Координация 5 . Адаптация 6. Контроль

Технологии ИИ для работы с персоналом • Чат-боты; • Блокчейн. • Интеллектуальные агенты • VR-обучение • Автоматизация HR-процессов, в том числе с помощью платформ • ATS и CRM-системы E-Staff, «Поток», «Хантфлоу», Talantix, FriendWork, Mirapolis; сервисы AmazingHiring, «Робот Вера» • RPA • Виртуальная реальность • Носимые устройства • Дроны

Преимущества ИИ • Подбор персонала: избавление от затратных по времени рутинных функций (автоматическая обработка резюме, обзвон соискателей и т.д .) • Обучение персонала: безопасное обучение в ситуациях, связанных с реальными рисками для здоровья; повышенная заинтересовать сотрудников в обучение • Делопроизводство: повышение эффективности и точности выполнения процедур с одновременным сокращением расходов; избегание ошибок • Выполнять процедуры в базовых HR-системах (например, утверждение запроса на отпуск) • Координация: предоставление сотрудникам круглосуточной возможности самообслуживания для поиска информации и решения основных проблем • Адаптация: помощь сотрудникам в возникающих вопросах. • Помощь менеджерам в понимании, как их поведение влияет на сотрудников и как изменить свое и их поведение • Контроль . HR-менеджеры и руководители могут эффективным способом оценить здоровье, производительность и даже счастья сотрудников • Менеджеры и HR-руководители могут видеть все, что происходит в организации . Например, компания может использовать беспилотники для полета по рабочим местам и сбора информации о завершении задач, производительности, контроля качества и прочего

Риски ИИ в работе с персоналом • Неготовность руководителей перестраивать службу управления персоналом • Скептическое отношение сотрудников к применению технологий искусственного интеллекта • Высокие временные и финансовые затраты • Недостаток специалистов для внедрения искусственного интеллекта • Недостаточное техническое обеспечение • Неэффективность внедрения технологий искусственного интеллекта • Фишинг-атаки (извлечения конфиденциальной информации) • Интеграционные риски • Невозможность использования технологий искусственного интеллекта для оптимизации всех функций службы управления персоналом • Недостаточная интеграция и неналаженное взаимодействие технологий искусственного интеллекта и сотрудников • Изменение корпоративной культуры в связи с интеграцией технологий искусственного интеллекта в работу с персоналом • Правовые и этические вопросы регулирования искусственного интеллекта

Основные проблемные задачи • будет ли искусственный интеллект при найме персонала учитывать эмоциональные и социальные характеристики, такие как амбициозность, обучаемость, увлеченность, целеустремленность, а не просто анализ резюме • действуя по определенным алгоритмам будет ли искусственный интеллект учитывать «человеческий фактор» (плохое самочувствие, семейные, непредвиденные обстоятельства сотрудников); • соблюдение этических норм при выполнении функций в HR; • сохранение конфиденциальности информации данных о сотрудниках и изменение корпоративной культуры с внедрением искусственного интеллекта в HR.

Результат Организация выходит на новый уровень развития и достигают немалых конкурентных преимуществ Организации создают перспективы развития целеустремленному, стремящемуся реализовать свои творческие способности персоналу, уступив рутинные операции технологиям искусственного интеллекта. Сосредоточение на развитии интеллектуального потенциала персонала организации и на развитии soft skills персонала

ЛИТЕРАТУРА

1. Кай-Фу Ли. Сверхдержавы искусственного интеллекта. Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок / Кай-Фу Ли; пер. с англ. Нины Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 240 с.

2. Доэрти Пол, Джеймс Уилсон. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / пер. с англ. Олега Сивченко, Натальи Яцюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 304 с.

3. Крис Мюррей, Элизабет Йейтс и Прасун Шах. Будущее HR: технологии, которые изменят HR-функцию. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ budushcheye-hr.html (дата обращения: 14.11.2019).

4. Джош Берсин. AI in HR: A Real Killer App. [Электронный ресурс]. — URL: https://joshbersin.com/2018/06/AI-IN-HR-A-REAL-KILLER-APP/ (дата обращения:23.11.2019)

5. Душкин Р.В. Искусственный интеллект / Р.В. Душкин, Д.А. Мовчан. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Применение игровых технологий и искусственного интеллекта в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 1. — URL: https:// esj.today/PDF/54ECVN119.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

7. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Реализация проекта обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — №. 2. — С. 41-48. DOI: https://doi.org/ 10.12737/article_5cb70c0e38d770.70870960

8. Чуланова О.Л. Развитие и риски технологий искусственного интеллекта в HR // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — Т. 8. — № 6. — С. 5-8.

9. Чуланова О.Л. Искусственный интеллект как актуальный технологический тренд в HR // Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат): сборник статей I Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (г. Сургут, 9 сентября 2019 г.); Сургут. гос. ун-т. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2019. — 158 с. — С. 146-149.

REFERENCES

1. Kaj-Fu Li. Sverhderzhavy iskusstvennogo intellekta. Kitaj, Krem-nievaya dolina i novyj mirovoj poryadok [Superpowers of artificial intelligence. China, Silicon Valley and the New World Order]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2019. 240 p.

2. Doerti Pol, Dzhejms Uilson. Chelovek + mashina. Novyeprin-cipy raboty v epohu iskusstvennogo intellekta [Man + car. New principles of work in the era of artificial intelligence]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2019. 304 p.

3. Kris Myurrej, Elizabet Jejts i Prasun Shah. Budushchee HR: tekhnologii, kotorye izmenyat HR-funkciyu [The future of HR: technologies that will change the HR function]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/budushcheye-hr.html (accessed 14 November 2019).

4. Dzhosh Bersin. AI in HR: A Real Killer App. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://joshbersin.com/2018/06/AI-IN-HR-A-REAL-KILLER-APP/ (accessed 23 November 2019).

5. Dushkin R.V. Iskusstvennyj intellekt [Artificial Intelligence]. Moscow, DMK Press Publ., 2019. 280 p.

6. Chulanova O.L., Fomina E.V. Primenenie igrovyh tekhnologij i iskusstvennogo intellekta v obuchenii proizvodstvennogo personala na predpriyatiyah energokompleksa [The use of gaming technologies and artificial intelligence in the training of production personnel at the enterprises of the energy complex]. Vestnik Evrazijskoj nauki [Herald of the Eurasian Science]. 2019, I. 1. Available at: https://esj.today/PDF/54EC VN119.pdf (accessed 10 January 2020).

7. Chulanova O.L., Fomina E.V. Realizaciya proekta obuche-niya proizvodstvennogo personala na predpriyatiyah energokompleksa s primeneniem teacher-simulyatora [Implementation of a project for training production personnel at enterprises of the energy complex using a teacher-simulator]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2019, I. 2, pp. 41-48. DOI: https://doi. org/10.12737/article_5cb70c0e38d770.70870960

8. Chulanova O.L. Razvitie i riski tekhnologij iskusstvennogo intellekta v HR [Development and risks of artificial intelligence technologies in HR]. Upravlenie personalom i intel-lektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2019, V. 8, I. 6, pp. 5-8.

9. Chulanova O.L. Iskusstvennyj intellekt kak aktual'nyj tekhno-logicheskij trend v HR [Artificial Intelligence as an Actual Technological Trend in HR]. Lider (Lyudi. Idei. Dostizheniya. Edinstvo. Rezul'tat): sbornik statej I Upravlencheskogo foruma Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Yugry (g. Surgut, 9 sentyabrya 2019 g.) [Leader (People. Ideas. Achievements. Unity. Result): a collection of articles of the I Management Forum of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra (Surgut, September 9, 2019)]. Surgut, IC SurGU Publ., 2019. 158 p. Pp. 146-149.

Салихова И.С.

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЛМИ

Учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 136 с.

В учебном пособии анализируются ключевые аспекты воспроизводства и рынка знаний. Раскрывается ключевая роль неявного знания в инновационной деятельности современных предприятий, а также характеризуются формы корпоративного интеллектуального капитала в современной экономике. Показана роль системной парадигмы в формировании механизма управления корпоративными знаниями. В качестве субъектной основы повышения эффективности управления знаниями в организации рассматривается система лидерства. Предлагается методика формирования и развития самообучающейся организации. Для преподавателей и студентов высших учебных заведений, изучающих комплекс экономических и управленческих дисциплин. Практические рекомендации могут быть использованы управленческими кадрами для организации корпоративного самообучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.