Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В HR-ПРОЦЕССАХ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В HR-ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1509
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HR-процесс / искусственный интеллект / оценка кандидатов / роботы / персонал.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Алимарданова Н.А.

В статье дано обобщенное представление об искусственном интеллекте в HR-среде и возможности его использования. Рассмотрены вопросы: как искусственный интеллект изменил подход к тому или иному HR-процессу; какие продукты по искусственному интеллекту внедрены в России. Сделан вывод, что искусственный интеллект при оценке персонала позволяет автоматизировать рутинные операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Алимарданова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В HR-ПРОЦЕССАХ»

Фатеева Наталья Борисовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: natbor73@mail.ru

Петрякова Светлана Викторовна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,

е-mail: uprkadr@mail.ru

Чупина Ирина Павловна,

профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, е-mail: irinacupina716@gmail.com

Симачкова Наталья Николаевна,

к.и.н., доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

е-mail: nikolina73@yandex.ru

Алимарданова Наталья Александровна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

е-mail: ana_natalya@mail.ru

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-31 -35 NIION: 2022-0079-10/22-143 MOSURED: 77/27-025-2022-10-143

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В HR-ПРОЦЕССАХ

Аннотация. В статье дано обобщенное представление об искусственном интеллекте в HR-сре-де и возможности его использования. Рассмотрены вопросы:

- как искусственный интеллект изменил подход к тому или иному HR-процессу;

- какие продукты по искусственному интеллекту внедрены в России. Сделан вывод, что искусственный интеллект при оценке персонала позволяет автоматизировать рутинные операции.

Ключевые слова: HR-процесс, искусственный интеллект, оценка кандидатов, роботы, персонал.

FATEEVA Natalia Borisovna,

Senior Lecturer of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,

Senior Lecturer at the Department of Accounting and Auditing of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Petrovna,

Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

ALIMARDANOVA Natalia Aleksandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN HR PROCESSES

Annotation. The proposed general view on the possibilities of using artificial intelligence in the HR environment. How artificial intelligence has changed the approach to a particular HR process. Which artificial intelligence products have been introduced in Russia. Artificial intelligence provides many opportunities for automating routine operations in evaluating candidates.

Key words: HR process, artificial intelligence, candidate evaluation, robots, personnel.

В статье дано обобщенное представление об искусственном интеллекте в HR-среде и возможности его использования. Рассмотрены вопросы:

- как искусственный интеллект изменил подход к тому или иному HR-процессу;

- какие продукты по искусственному интеллекту внедрены в России. Сделан вывод, что искусственный интеллект дает много возможностей для автоматизации рутинных операций в оценке кандидатов.

«Сейчас проблема цифровых технологий в управлении персоналом находится на стадии изучения и постепенного внедрения в HR процессы» [6].

«Цифровизация в HR привела к тому, что начал использоваться искусственный интеллект» [9].

Работа с персоналом - идеальное направление для автоматизации, хотя в управлении персоналом важную роль играет личностное общение. Эта область состоит из множества повседневных вопросов, которые можно поручить искусственному интеллекту. Но внедрение искусственного интеллекта уже изменило подход в области управления человеческими ресурсами. Автоматизация процессов в управлении персоналом яркий тренд последних лет.

«Искусственный интеллект не просто позволяет цифровизировать многие процессы, а делать их эффективнее, повышая производительность труда и дополняя возможности человека» [7].

Цифровизация и пандемия, вынудившая компании перейти на удаленный и гибридный режим, ускорил внедрение искусственного интеллекта во все аспекты работы с персоналом. Основные задачи крупных компаний - автоматизировать все ключевые HR-процессы.

В 2019 году был подписал Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [1]. Документом утверждается национальная стратегия до 2030 года и вводится само понятие искусственного интеллекта. Искусственный интеллект расценивается «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать

при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [1]

Так же важным документом, который упорядочивает необходимость использования искусственного интеллекта, стала «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.» [2].

«Целью Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники» [2] (далее - Концепция) является определение основных подходов к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для обеспечения возможности создания и применения таких технологий в различных сферах экономики с соблюдением прав граждан и обеспечением безопасности личности, общества и государства. Одновременно целями Концепции являются создание предпосылок для формирования основ правового регулирования новых общественных отношений, складывающихся в связи с разработкой и применением технологий искусственного интеллекта и робототехники и систем на их основе, а также определение правовых барьеров, препятствующих разработке и применению указанных систем» [3].

HeadHunter провел исследование среди российских компаний. Исследование показало, что 33% респондентов считают, что к 2050 году искусственный интеллект изменит роль человеческих ресурсов, 63% респондентов считают, что к тому времени персонал будут набирать роботы, а 47% говорят, что обучать сотрудников будет компьютерный интеллект

В связи с этим «целями развития искусственного интеллекта в Российской Федерации являются обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих

позиций в мире в области искусственного интеллекта» [1].

Исследование Tadviser показало:

1. 85% крупных компаний (российских) считают, что оптимизация внутренних бизнес-процессов при помощи искусственного интеллекта благоприятно отражаются на результате деятельности;

2. 93% оптимизировали бизнес-процессы и не осуществляли процедуру сокращения штата, т.е стали более эффективны и сохранили численность.

«Сегодня в HR - деятельность плотно вошли такие понятия, как «цифровая экономика», «экономика знаний», «информационное общество», что формирует новое отношение к мотивации персонала. Опытный, надежный, квалифицированный персонал в настоящее время является капиталом» [4]

Рассмотрим HR-задачи, где может и используется искусственный интеллект.

1. Поиск и оценка кандидатов.

«На этапе подбора персонала, важно максимально быстро выявить и отсеять, кандидатов с нежелательными качествами, особенностями и привычками, а также подобрать таких сотрудников, знания, умения и мотивация которых максимально широко закрывали бы потребности компании» [8].

У менеджеров по персоналу возникают трудности при первоначальном поиске сотрудников для компании. Соискатели не читают описание вакансии и отправляют резюме, обработка которых занимает много времени. Рассмотрим на примере робота Веры, как искусственный интеллект помогает обрабатывать резюме и проводить собеседование с кандидатами на вакантную должность, отвечает на вопросы, звонит кандидатам, выбирает лучших, проводит интервью, проводит видео собеседование. Это сервис, который позволяет искать сотрудников во много раз быстрее, чем менеджеры по персоналу. Компания МТС использовала возможности робота Веры с целью поиска сотрудников, оказалось, что откликов на вакансию за месяц получено было 5000, количество звонков, которые совершила Вера составили 4000, а также Вера направила 37000 сообщений на электронную почту, 100 соискателей прошли видео-интервью.

Менеджеры по персоналу, рекрутеры освобождены от рутинной работы и подключаются уже на последних этапах отбора персонала.

На рынке труда есть также и готовые платформы для оптимизации рекрутинга. Где робот успеет оценить резюме, задать вопросы по телефону, анализировать видео интервью.

1. Адаптация новых сотрудников. Одна из сложных HR-задач, особенно если компания

работает в удаленном режиме, ввести в курс дела новичков, не отвлекая опытных коллег, в этом помогут виртуальные ассистенты. С помощью чата-бота, например в Telegram можно адаптировать работника к новым условиям труда. HR-бот заменяет наставника, а также специалиста по персоналу постепенно рассказывает всю информацию о компании, от истории создания организации до указания мест, где можно отдохнуть и пообедать. По окончании срока испытания система осуществляет опрос:

- ожидания новых сотрудников подтверждены или нет;

- первые месяцы работы стали комфортными или нет.

Эти данные помогают улучшить механизм адаптации новых сотрудников.

2. Комплексная оценка персонала. Измерить качество работы и оценить сотрудника вручную - сложный и долгий процесс, сопряженный с человеческими факторами. Инструменты на базе искусственного интеллекта делают это довольно быстро, и объективно. К примеру, система HR-а-налитика помогает автоматически выявить неформальных лидеров. Она собирает поведенческую аналитику, проводит опросы коллег, а программа формирует отчет по результативности каждого специалиста и работника. Эта информация помогает руководителю принимать доказанные решения в оценке персонала.

3. Предотвращение выгорания и увольнение сотрудников.

В данной области существуют специализированные программы, которые помогают следить за степенью стресса работников, предотвращать выгорание и уменьшить текучесть кадров. Система выявляет тревожные ситуации, такие как уменьшение активности в течение долгосрочного промежутка времени. Платформа формирует отчет с критериями выгорания работников и причинами их неудовлетворенности работой. Работникам даются советы, как исправить ситуацию до того, как человек напишет заявление об увольнении. На решение этой же проблемы направлена система распознавания речи, существуют специальные голосовые боты. При телефонном опросе бот фиксирует особенности голоса, проанализирует данные и подготовит отчет о выгорании, предложит рекомендации по удержанию квалифицированных специалистов.

4. Развитие персонала и тестирование интеллекта.

В данной области существуют большое количество способов для проверки знаний персонала. Это чат-боты, которые проверяют знания у сотрудников, оценивая их интеллект, проводя специальные опросы по области деятельности. Так же существуют виртуальные преподаватели,

которые ведут видео уроки, но выглядят как живой человек, существуют роботы, которые умеют поддерживать диалог, слушать и распознавать эмоции собеседника.

В «учебном процессе также используются сейчас роботы-симуляторы. Понятие искусственного интеллекта неразрывно связано с робототехникой. Робот-машина, умеющая воспринимать окружающую действительность, ее интерпретировать и действовать соответствующим образом, то есть думать» [5].

5. Система оплаты труда. Мотивация сотрудников.

Искусственный интеллект в режиме реального времени контролирует выполнение индивидуальных норм выработки в любой сфере деятельности, показатели эффективности работы,

что приводит к измерению производительности труда и к оплате за эффективность.

6. Автоматизация документооборота. Эта функция уже существует во многих компаниях. Пример - это голосовой помощник с искусственным интеллектом, он помогает обрабатывать входящие звонки, определяет причину обращения, задавая вопросы. Программа автоматизации записывает диалог, создает заявку и формирует нужные документы.

Зачастую искусственный интеллект связывают с автоматизацией работы и, следовательно, с исчезновением рабочих мест. Тем не менее, использование в работе HR-ботов дает возможность освободить человека от утомительной и монотонной работы, что позволит ему посвятить свое время более важным задачам.

Список литературы:

[1] Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

[2] Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. N 2129-р.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р.

[4] Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Алимарданова Н. А., Радионова С. В./Цифровизация HR-про-цессов: правовое обеспечение// Аграрное образование и наука. 2021. № 1. С. 7.

[5] Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Петрова Л.Н., Алимарданова Н.А., Радионова С.В. /Цифровая трансформация в образовании// Образование и право. 2022. № 4. С. 236.

[6] Четверева Л.В. Использование цифровых технологий и искусственного интеллекта при подборе персонала В.Л. / В сборнике: Современная Наука В Условиях Модернизационных Процессов: Проблемы, Реалии, Перспективы.// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции 2020. С. 123-127.

[7] Чуланова О.Л., Хайбуллова К.Н./Исследование применения технологий искусственного интеллекта в управлении персоналом современных организаций// Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 1. С. 69.

[8] Верна В.В., Лизунова В.Э./Цифровизация подбора и отбора персонала в организациях// В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 625-629.

[9] Матвеева А.В. /Искусственный интеллект в HR: преимущества.// В сборнике: Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Ростов-на-Дону, 2021. С. 744-747.

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta RF ot 10 oktyabrya 2019 g. № 490 "O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii"

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2020 g. N 2129-r.

[3] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2020 g. № 2129-r.

[4] Fateeva N. B., Petryakova S. V., Alimardanova N. A., Radionova S. V./Cifrovizaciya HR-processov: pravovoe obespechenie//Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2021. № 1. S. 7.

[5] Fateeva N.B., Petryakova S.V., Petrova L.N., Alimardanova N.A., Radionova S.V. /Cifrovaya transfor-maciya v obrazovanii// Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 236.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетмяштяямшямжиммштштшшшитмшмй

[6] CHetvereva L.V. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij i iskusstvennogo intellekta pripodbore personal-aV.L. / V sbornike: Sovremennaya Nauka V Usloviyah Modernizacionnyh Processov: Problemy, Realii, Pers-pektivy.// Sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2020. S. 123-127.

[7] CHulanova O.L., Hajbullova K.N./Issledovanie primeneniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v upravlenii personalom sovremennyh organizacij// Vestnik evrazijskoj nauki. 2020. T. 12. № 1. S. 69.

[8] Verna V.V., Lizunova V.E./Cifrovizaciya podbora i otbora personala v organizaciyah// V sbornike: Sovremennyj menedzhment: problemy i perspektivy. Sbornik statej po itogam XVI mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2021. S. 625-629.

[9] Matveeva A. V. /Iskusstvennyj intellekt v HR: preimushchestva.//Vsbornike: Paradigmal'nye ustanovki estestvennyh i gumanitarnyh nauk: mezhdisciplinarnyj aspekt. Materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. V3-h chastyah. Rostov-na-Donu, 2021. S. 744-747.

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.