Научная статья на тему 'Концепция инновационного развития регионального масс-медийного комплекса в условиях информационного общества'

Концепция инновационного развития регионального масс-медийного комплекса в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАСС-МЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / НООСОРСИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ П.К. АНОХИНА / P.K. ANOKHIN''S FUNCTIONAL SYSTEMS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INFORMATION SOCIETY / REGIONAL MASS-MEDIA COMPLEX / INFORMATION-COMMUNICATIONS MASS-MEDIA SPACE / INFORMATION-ANALYTICAL WEB-PORTAL / NOOSOURCING / INTELLECTUAL SYSTEMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешков Н. А., Матвеев А. С.

Выдвигается и обосновывается концепция инновационного развития регионального масс-медийного комплекса (РММК) в условиях информационного общества. Изучаются условия формирования и развития регионального информационно-коммуникационного медиапространства (ИКМП). Формулируется задача создания информационно-аналитического Интернет-портала РММК как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры ИКМП. Рассматриваются методологические основы построения интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК на базе портала РММК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MASS-MEDIA COMPLEX IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY

The concept of innovative development of the regional mass-media complex (RMMC) in the conditions of information society is proposed and substantiates. Conditions of formation and development of the regional information-communication mass-media space (ICMMS) are studied. The task of creating of the information-analytical Web-portal of RMMC as a key system-forming element of innovative infrastructure of ICMMS is formulated. The methodological framework of construction of intellectual system of management of innovative development RMMC portal-based RMMC is considered.

Текст научной работы на тему «Концепция инновационного развития регионального масс-медийного комплекса в условиях информационного общества»

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСС-МЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н.А. Мешков,

кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга фирмы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

А.С. Матвеев,

аспирант кафедры маркетинга фирмы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» E-mail: nmeshkov@hse.ru, porcupine-free1984@yandex.ru Адрес: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33/5

Выдвигается и обосновывается концепция инновационного развития регионального масс-медийного комплекса (РММК) в условиях информационного общества. Изучаются условия формирования и развития регионального информационно-коммуникационного медиапространства (ИКМП). Формулируется задача создания информационно-аналитического Интернет-портала РММК как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры ИКМП. Рассматриваются методологические основы построения интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК на базе портала РММК.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационное общество, региональный масс-медийный комплекс, информационно-коммуникационное медиапространство, информационно-аналитический Интернет-портал, ноосорсинг, интеллектуальные системы управления, функциональные системы П.К. Анохина.

1. Введение

Необходимое условие устойчивого поступательного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения ее конкурентоспособности заключается в инновационном развитии всех отраслей народного

хозяйства страны, отдельных хозяйствующих субъектов и их объединений как способе их существования посредством целенаправленного изменения своего качественного состояния в результате инновационной деятельности в условиях изменяющихся факторов внешней среды и/или изменяющихся их внутренних свойств. Для всех сложных соци-

ально-экономических систем главным новым фактором внешней среды является формирование глобального информационного общества, характеризующегося «высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти» [1], ростом роли информации и знаний в жизни общества, увеличением доли объектов информационнокоммуникационной инфраструктуры, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, формированием глобального информационно-коммуникационного пространства, повышением эффективности информационного взаимодействия людей, расширением возможностей для наиболее полного удовлетворения их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах [2]. Уровень благополучия каждого человека, каждой организации и каждого государства в информационном обществе определяется знанием, полученным благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению эффективно работать с ней. Происходит переход от «информатизации управления» к «информатизации жизни» [3]. «Богатство, власть, общественное благополучие и культурное творчество в России в XXI веке во многом будут зависеть от ее способности развить модель информационного общества, приспособленную к ее специфическим ценностям и целям» (М.Кастельс) [4; с. 5].

Основой глобальной компьютерной коммуникации является Интернет. В отличие от средств массовой информации, воздействующих на человека, Интернет организует взаимодействие людей. Миссия Интернет заключается в создании благоприятных условий для открытого общения каждого с каждым и каждого со всеми. На базе Интернет возникают и развиваются проблемно-ориентированные информационно-коммуникационные социальные пространства, представляющие собой форму существования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйствующими субъектами экономической и иной деятельности с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий, на основе общности целей и ценностей формируются Интернет-сообщества [5]. Отказ социально-экономических систем от использования возможностей, предоставляемых информационным обществом, ведет их к стагнации и деградации.

Первоочередная проблема социально-экономического развития России в современных условиях

заключается в низкой конкурентоспособности практически всех основных отраслей народного хозяйства. В значительной мере это объясняется тем, что органами государственной власти и управления, организациями и гражданами не в полной мере и недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые информационным обществом.

2. Цель и задачи исследования

К важнейшим социально-экономическим системам относится российский масс-медийный комплекс (ММК) — множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой хозяйствующих субъектов, реализующих в процессе своего согласованного функционирования одну общую цель — удовлетворение потребностей российского социума в информации, необходимой ему для нормального функционирования и развития. Инновационная направленность современных экономических процессов в масс-медийной сфере предъявляет особые требования к содержанию, организации, формам и методам управления развитием ММК, учитывающие возрастающее значение в условиях информационного общества невещественных форм и качественных нетрадиционных факторов экономического роста. Главным фактором повышения социально-экономической эффективности функционирования российского ММК в условиях движения страны к информационному обществу является использование возможностей, предоставляемых производителям и потребителям информационных услуг современными информационнокоммуникационными технологиями.

Как федеративное государство, Россия представляет собой сложное с точки зрения организации, структуры и логики развития образование. Важное место в системе государственного управления России занимает региональное управление. Из множества дефиниций понятия «регион» остановимся на следующем: регион есть «часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национальнокультурных и иных условий» (А. В. Пикулькин) [6; с. 367]. Регион как социально-экономическую систему характеризуют этнический и религиозный состав и культурные особенности населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социальнопсихологический климат, уровень политического развития регионального социума и т.д. При этом в самом общем случае региональное деление может не

совпадать с административно-территориальным и национально-территориальным.

Базовым звеном ММК на региональном уровне является региональный масс-медийный комплекс (РММК), ориентированный, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей социума конкретного региона. Развитие процессов самоорганизации региональных масс-медийных комплексов и формирование региональных информационнокоммуникационных медиапространств (ИКМП), представляющих собой форму существования отношений, складывающихся в процессе осуществления организациями РММК деятельности, направленной на удовлетворение потребностей региональных социумов в информации, необходимой им для нормального функционирования и развития, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ведут к существенным качественным позитивным изменениям в системе информирования населения страны.

Вместе с тем, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами все еще не в полной мере и недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые Информационным обществом. При всем многообразии функционирующих сегодня российских медийных Интернет-порталов и сайтов по-прежнему актуальной остается задача создания системы информационно-аналитических Интернет-порталов региональных масс-медийных комплексов как ключевых системообразующих элементов инновационной инфраструктуры региональных информационно-коммуникационных медиапространств.

С расширением присутствия организаций РММК в ИКМП ускоряется процесс социальной институционализации ИКМП — организации и координации социального взаимодействия в ИКМП, появления его стандартизированных и регулярно воспроизводимых элементов. Активизируется процесс формирования социально-активного Интернет-сообщества — объединения людей (членов регионального социума и работников РММК), имеющих общие интересы, общую цель — удовлетворение потребностей регионального социума в информации, необходимой ему для нормального функционирования и развития.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических и практических подходов к управлению инновационным развитием ре-

гиональных масс-медийных комплексов в условиях информационного общества, ориентированных на наиболее полную реализацию возможностей, открывающихся перед гражданами и организациями в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, а также методических рекомендаций по управлению формированием и развитием региональных информационно-коммуникационных медиапространств.

Достижение цели исследования связано с решением следующих основных задач:

• уточнить дефиницию «информационно-коммуникационное медиапространство», определить сущность ИКМП, изучить условия его формирования и развития, раскрыть его инновационный потенциал;

• разработать концепцию информационно-аналитического Интернет-портала РММК как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры ИКМП;

• разработать концепцию интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК в условиях информационного общества.

3. Портал РММК как ключевой системообразующий элемент инновационной инфраструктуры ИКМП

Ключевым системообразующим элементом инновационной инфраструктуры регионального информационно-коммуникационного медиапространства призван стать информационно-аналитический Интернет-портал РММК — глобальная са-моразвивающаяся проблемно-ориентированная информационно-коммуникационная система, виртуальная организация, предоставляющая пользователям возможность рассредоточенной и децентрализованной работы, инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, организаций РММК, других хозяйствующих субъектов региона, направленной на удовлетворение потребностей регионального социума в информации, необходимой ему для нормального функционирования и развития, социальная сеть членов регионального социума и работников РММК, один из важнейших инструментов Интернет-демократии на региональном уровне. Важнейшая общественно-политическая задача портала РММК заключаются в содействии достижению целей государственной политики в сфере масс-медиа, соответствующих общепринятым в демократическом мире

МИР РОССИЯ РЕГИОН

История

региона

Экономика

региона

Новости

региона

Население

региона

Общественные

объединения

Социальная

сфера

региона

РММК

Д со —і Здравоохранение

Молодежь Образование

Средний возраст Культура

Третий возраст Досуг

V V Реформа ЖКХ

Рис. 1. Рубрикация портала РММК

стандартам, удовлетворении потребности потребителей в объективной, полной, достоверной, адекватной, актуальной информации, расширении возможностей реального участия самых широких слоев населения региона в политическом процессе, формировании и развитии регионального информационно-коммуникационного медиапространства. Главной научно-практической задачей портала РММК является сбор, накопление, хранение и актуализация информации по всем вопросам жизнедеятельности региона.

К порталу РММК как основе инновационной инфраструктуры ИКМП предъявляются следующие требования:

♦ портал должен обеспечивать установление прямых и обратных информационных связей между потребителями и производителями медиа-продукции;

4- основная особенность технического решения портала как виртуальной организации заключается в его модульной иерархической структуре, обеспечивающей высокую степень унификации за счет использования ограниченного числа типовых модулей и простейших программ-редакторов для их настройки и наполнения контентом;

♦ формирование контента портала должно осуществляться непосредственно с мест — из организаций РММК, государственных и муниципальных структур, региональных и местных отделений политических партий, общественных организаций и др.

Основой жизненной силы портала являются знания, касающиеся самых разных аспектов жизнедеятельности региона. С созданием портала открываются новые возможности управления человеческим капиталом в интересах нормального функционирования и развития региона.

Портал РММК предлагает своим участникам самый широкий спектр платных и условно бесплатных проблемно-ориентированных услуг и ресурсов. На

портале должны быть представлены средства массовой информации всех видов, органы государственной власти и местного самоуправления, региональные отделения политических партий, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации и граждане.

В организационно-экономическом аспекте портал РММК представляет собой своеобразный «виртуальный бизнес-центр» с существенно расширенными и видоизмененными функциями. Взаимоотношения между порталом РММК и участниками портала строятся по схеме аутсорсинга. Как аутсорсер, портал РММК предлагает своим участникам самый широкий спектр услуг и ресурсов: от переадресации посетителей портала на сайты, создаваемые, поддерживаемые и развиваемые участниками портала самостоятельно, до создания и обеспечения работы их автономных Интернет-представительств в рамках портала.

Организации РММК призваны выполнять следующие социально-значимые функции:

• коммуникативную;

• непосредственно-организаторскую;

• идеологическую;

• культурно-образовательную;

• рекламно-справочную;

• рекреативную.

Совокупностью функций организаций РММК определяется рубрикация портала РММК (рис. 1).

От участия в работе портала РММК организации РММК смогут получать соответствующие их организационно-экономическим особенностям социальные и экономические эффекты. Объединенные общими целями, по каким-либо отдельным существенным признакам они могут весьма значительно отличаться друг от друга. Предлагаемый авторами подход к оценке социальной и эконо-

мической эффективности вложения инвестиций в формирование и развитие ИКМП, основанный на разбиении организаций РММК на группы в соответствии с организационно-экономическими особенностями их участия в работе портала РММК, предполагает:

•ф разбиение организаций РММК на группы в соответствии с их потребностями и ресурсными возможностями;

■ф- анализ структуры совокупных затрат, связанных с созданием, функционированием и развитием портала РММК, производимых разными группами участников портала, и выявление и агрегацию отдельных составляющих синергетического потенциала ИКМП в значимые факторы соответствующих социальных и экономических эффектов;

■ф’ анализ затрат, осуществляемых конкретными участниками портала, и эффектов, получаемых ими.

Оценка социальной и экономической эффективности вложения инвестиций в формирование и развитие ИКМП производится путем сопоставления социальных и экономических эффектов, получаемых организациями РММК от работы портала РММК, с осуществляемыми ими затратами. В самом общем случае совокупный социальный эффект, получаемый гражданами, государственными и муниципальными органами и некоммерческими организациями от работы портала РММК, можно выразить через степень реализации россиянами возможностей, предоставляемых производителям и потребителям информационных услуг современными информационно-коммуникационными технологиями, права «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [7]. Экономический эффект, получаемый коммерческими организациями РММК, выражается в снижении затрат на создание, поддержку и развитие их сайтов в рамках портала РММК и в извлечении ими дополнительной прибыли вследствие увеличения объемов продаж производимых ими информационных услуг; некоммерческими организациями — в снижении затрат на создание, поддержку и развитие их сайтов и в извлечении прибыли от размещения на них рекламных баннеров; государственными и муниципальными органами и гражданами — в снижении затрат на осуществление обмена информацией по вопросам жизнедеятельности региона между гражданами, организациями и властными структурами.

В результате развития интеграционных процес-

сов, инициируемых порталом РММК, возникает мощный позитивный синергетический эффект. Реализация синергизма в ИКМП способствует повышению эффективности функционирования регионального медиа-рынка.

Основными факторами синергизма в ИКМП являются:

♦ концентрация прежде рассредоточенных проблемно-ориентированных информационых ресурсов в одном месте — на портале РММК (возникающий в результате этого кумулятивный эффект будет более весомым, чем в случае размещения тех же ресурсов на сайтах отдельных организаций РММК);

♦ функциональная специализация участников портала и профессионально-специализированное разделение труда (разделение обязанностей при выполнении разделенных функций в общей сфере деятельности способствует росту производительности труда, повышению качества услуг, оказываемых порталом);

♦ расширение и углубление информационных связей между взаимодействующими группами участников регионального медиа-рынка (за счет гармонизации отношений в ИКМП улучшается координируемость индивидуальных и совместных действий организаций РММК);

♦ активизация деятельности одних групп участников регионального медиа-рынка, обусловленная присутствием в ИКМП других групп участников рынка, выступающих в роли катализаторов (чем больше различных хозяйствующих субъектов участвует в работе портала, тем выше энергетический потенциал поля их взаимодействия);

♦ взаимодополняемость участников регионального медиа-рынка;

♦ взаимозаменяемость участников регионального медиа-рынка (частичная взаимозаменяемость организаций РММК, объединенных общей сферой деятельности, необходима для обеспечения устойчивости работы портала в случае временного или постоянного (полного или частичного) прекращения функционирования некоторых из них);

♦ привлечение внимания региональной Интернет-аудитории к порталу РММК, обусловленное концентрацией в одном месте всего спектра информации по вопросам жизнедеятельности региона.

При проведении грамотной редакционной и организационно-экономической политики суммарная отдача от вложения средств в создание и обеспече-

ние функционирования портала РММК будет заведомо выше суммы отдачи по всей стратегической зоне хозяйствования субъектов, участвующих в его работе, и в сфере деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и граждан, направляющих свои усилия на поддержку государственной политики в сфере масс-медиа, удовлетворение потребностей регионального социума в информации, необходимой ему для нормального функционирования и развития, без учета преимуществ использования общих ресурсов и их взаимозаменяемости и взаимодополняемости.

Маркетинговая стратегия информационно-аналитического Интернет-портала РММК должна заключаться в активизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций РММК и граждан в ИКМП. На стадиях роста и зрелости портала РММК основной вклад в формирование контента портала будут вносить своими действиями его участники и пользователи по схеме краудсорсинга, предполагающего передачу определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Финансирование функционирования и развития портала будет осуществляться преимущественно по схеме краудфандинга («народного финансирования»), основанного на добровольном объединении гражданами и организациями своих финансовых и других ресурсов в целях поддержки усилий других граждан и/или организаций в наиболее приоритетных для них сферах.

Большое влияние на развитие местного самоуправления будет оказывать организованная по схеме ноосорсинга (от греч. пооб — разум) (Б.Б. Славин) [8] деятельность формирующихся на базе портала РММК экспертных Интернет-сообществ, ориентированных на решение конкретных социально-значимых проблем региона.

4. Методологические основы построения интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК на базе портала РММК

Взяв за основу портал РММК, можно создать интеллектуальную систему управления инновационным развитием РММК — объединенную единым информационно-коммуникационным процессом совокупность технических и программных средств,

работающую во взаимодействии с человеком (коллективом людей), способную на основе информации о состоянии внешней среды и собственном состоянии системы, а также прогноза этих состояний при наличии мотивации и постоянно обновляемых знаний синтезировать цель управления (в виде формального описания задач инновационного развития системы), принимать решения и находить рациональные способы достижения цели. Построение интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК (рис. 2) предполагает реализацию механизма синтеза цели управления, динамической экспертной системы, методов самоорганизации, принятия решений и прогнозирования, объединенных в рамках функциональной структуры П.К. Анохина [9].

Ключевым элементом интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК является акцептор действия. Акцептор действия, располагая статистической и экспертной информацией, осуществляет экстраполяцию исследуемых параметров инновационного развития РММК и сличение результата экстраполяции с получаемыми данными.

Информация о соответствии результатов действия и прогноза передается в экспертную систему и в систему синтеза цели. Если результат действия соответствует прогнозу, цель управления признается достигнутой, выбранное управление — правильным. В случае несоответствия результата действия и прогноза производится новая экспертная оценка, принимается новое решение и реализуется новое управляющее воздействие. А если достигнуть соответствия в принципе невозможно, происходит изменение цели управления — синтезируется новая цель.

В системе управления инновационным развитием РММК портал РММК будет выполнять следующие функции:

♦ сбор, накопление и хранение информации о состоянии внешней среды и собственном состоянии системы;

♦ синтез цели управления на основе активного оценивания информации о состоянии внешней среды и собственном состоянии системы, а также прогноза этих состояний при наличии мотивации и специальных знаний;

♦ формирование и развитие базы знаний, касающихся самых разных аспектов деятельности, соответствующей проблемной ориентации портала;

♦ выработка оценки, необходимой для принятия решения, а также прогноза для акцептора действия;

с-------------\

Окружающая

среда -У

Цель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ РММК

±±

База

знаний

Собственное

состояние

РММК

Динамическая

экспертная

система

і і

Л Акцептор действия V У

Принятие

решения

Выработка

управления

Копия

команды

Прогноз

Блок

прогнозирования

Блок

самоорганизации

Исполнение

управления

РММК

Состояние

РММК

Рис. 2. Структура интеллектуальной системы управления инновационным развитием регионального масс-медийного комплекса, построенной на основе информационно-аналитического Интернет-портала РММК

♦ принятие решения;

♦ проверка акцептором действия соответствия результата действия (при реализации выбранного управления) прогнозу.

В качестве экспертов в системе управления инновационным развитием РММК будут выступать члены сформировавшегося на базе портала РММК Интернет-сообщества, ориентированного на решение социально-значимых проблем региона.

5. Заключение

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие обобщающие выводы:

■ф инновационная направленность современных экономических процессов в масс-медийной сфере предъявляет особые требования к содержанию, организации, формам и методам управления развитием российского масс-медийного комплекса, учитывающие возрастающее значение в условиях информационного общества невещественных форм и качественных нетрадиционных факторов экономического роста;

•ф в условиях движения страны к информационному обществу открываются новые возможности инновационного развития РММК, связанные с формированием и развитием региональных

информационно-коммуникационных медиапространств, представляющих собой форму существования отношений, складывающихся в процессе осуществления организациями РММК деятельности, направленной на удовлетворение потребностей региональных социумов в информации, необходимой им для нормального функционирования и развития, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий;

■ф ключевым системообразующим элементом инновационной инфраструктуры ИКМП призван стать информационно-аналитический Интернет-портал РММК — глобальная саморазвивающаяся проблемно-ориентированная информационнокоммуникационная система, виртуальная организация, предоставляющая пользователям возможность рассредоточенной и децентрализованной работы, инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, организаций РММК, других хозяйствующих субъектов региона, направленной на удовлетворение потребностей регионального социума в информации, необходимой ему для нормального функционирования и развития, социальная сеть членов регионального социума и работников РММК, один из важнейших инструментов Интернет-демократии на региональном уровне;

■ф важнейшая общественно-политическая задача портала РММК заключаются в содействии достижению целей государственной политики в сфере масс-медиа, соответствующих общепринятым в демократическом мире стандартам, удовлетворении потребности потребителей в объективной, полной, достоверной, адекватной, актуальной информации, расширении возможностей реального участия самых широких слоев населения региона в политическом процессе, формировании и развитии ИКМП;

•ф главной научно-практической задачей портала РММК является сбор, накопление, хранение и ак-

туализация информации по всем вопросам жизнедеятельности региона;

•ф на базе портала РММК можно создать интеллектуальную систему управления инновационным развитием РММК;

•ф построение интеллектуальной системы управления инновационным развитием РММК предполагает реализацию механизма синтеза цели управления, динамической экспертной системы, методов самоорганизации, принятия решений и прогнозирования, объединенных в рамках функциональной структуры П.К. Анохина. ■

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Приказом Президента РФ от 07.02.08 г. № Пр-212).

2. Русско-английский глоссарий по информационному обществу // Совместный проект Британского Совета в России, Института развития информационного общества и проекта «Российский портал развития». — 2001. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/infsociety.ru.html (дата обращения: 12.04.13).

3. Концепция движения Москвы к информационному обществу (утв. распоряжением Мэра Москвы от 20.07.01 г. № 715-РМ).

4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А.Матвеева, под ред. В.Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.

5. Мешков Н.А. Сущность и генезис проблемно-ориентированных информационно-коммуникационных социальных пространств // Качество. Инновации. Образование. — 2011. — № 3. — С. 72-76.

6. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для студентов вузов / 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012.

7. Конституция Российской Федерации, ст. 29.

8. Славин Б.Б. Сорсинг и «Наука 2.0» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orel.i-business. ru/blogs/5149 (дата обращения: 12.04.13).

9. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.