Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения и местных органов власти'

Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения и местных органов власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1035
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЯ / ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ / КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖ КА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тухватуллина Марина Александровна

В статье проанализирована роль информационных потоков в формировании доверия населения к органам местного самоуправления. Показано, что муниципальная власть - это тот уровень управления, который максимально близок населению. В то же время, эффективное муниципальное управление невозможно без поддержки населением проводимой политики. Поэтому доверие население названо важным факторов эффективности муниципального управления. В свою очередь, ключевым условием формирования доверия населения к органам местного самоуправления является формирование информационно-коммуникационного пространства взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тухватуллина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Communication Space of Cooperation of the Population and Local Authorities

The paper dwells upon the role of information flows in the formation of trust of the population in local government bodies. It is demonstrated that municipal authorities are management level which is closest to the population. Simultaneously, effective municipal management is impossible without population’s support of the chosen policy. Thus, population’s trust is one of the major factors of efficiency of municipal management. In its turn, formation of information and communication space of cooperation is the key prerequisite of population’s trust in local government bodies.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения и местных органов власти»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

УДК 368.43/46.001.7(470)

Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения

и местных органов власти

ЙТухеатуллина М.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологического института

В статье проанализирована роль информационных потоков в формировании доверия населения к органам местного самоуправления. Показано, что муниципальная власть - это тот уровень управления, который максимально близок населению. В то же время, эффективное муниципальное управление невозможно без поддержки населением проводимой политики. Поэтому доверие население названо важным факторов эффективности муниципального управления. В свою очередь, ключевым условием формирования доверия населения к органам местного самоуправления является формирование информационно-коммуникационного пространства взаимодействия.

Ключевые слова: местное самоуправление, эффективное муниципальное управления, доверие населения, коммуникации, информационное взаимодействие, информационные потоки, общественная поддержка, общественное мнение, информационно-коммуникационное пространство.

Под информационным пространством понимается пространство различных данных, создаваемых, накапливаемых и используемых в различных автоматизированных информационных системах органов местного самоуправления [1]. Основными компонентами информационного пространства являются:

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- средства информационного взаимодействия, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий;

- организационные структуры, обеспечивающие поиск, сбор, обработку, хранение, распространение и передачу информации.

В различных исследованиях «информационное пространство» рассматривается как совокупность информационных ресурсов, средств обеспечения их пополнения и обработки, а также механизмов

доступа к ресурсам. Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения и местных органов власти характеризуется тем, что на него воздействует множество различных факторов. Среди них одно из важнейших мест принадлежит средствам массовой коммуникации, Интернету и местным газетам.

Согласно теории П. Бурдье, информационно-коммуникационное пространство должно стимулировать людей к осмыслению, анализу происходящих в обществе событий, выработке активной жизненной позиции, побуждать их строить свою жизнь с учетом интересов общества, располагать возможностями и условиями для наполнения внутреннего мира каждой личности ценностным гуманистическим содержанием.

Чтобы информационно-коммуникационное пространство, автоматически возникающее вокруг любого вида деятельности, работало не против, а во благо, было конструктивным, важно создать подконтрольную модель, в которой с максимальной эффективностью осуществляются контакты между различными субъектами информации и коммуника-

239

Социология

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

ции. Кроме того, функционирует структура субъектсубъектных и субъект-объектных отношений.

Грамотно выстроить и использовать ее должна помочь информационная аналитика, задачами которой являются как информационно-структурные, так и информационно-вспомогательные функции, направленные на упорядочивание информационнокоммуникационного пространства, оптимизацию движения информационных потоков, сохранение накопленных информационных ресурсов, решение ряда других задач [2].

Модель протекания информационных потоков в муниципальном управлении представлена на рисунке 1.

В данной статье подробно остановимся на анализе медийных информационных потоков, поскольку именно средства массовой информации, в первую очередь, формируют содержание информационнокоммуникационного пространства муниципального образования. В своем анализе будем основываться на данных исследований, проводимых кафедрой государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологического института в 2009-2014 гг. в Нижнекамске (опросы горожан в 2008, 2009 и 2014 гг., контент-анализ республиканских, федеральных и местных печатных изданий, интернет-изданий, сообщений информационных агентств в 2009 и 2014 гг.).

Основным каналом получения информации о работе властей сегодня являются средства массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит огромная роль в предоставлении полной и достоверной информации о деятельности органов власти любого уровня. Одним из основных и важнейших каналов информирования населения муниципальных образований является местная газета. Результаты опроса показывают, что 94,7 % горожан либо регулярно, либо время от времени читают местные газеты. Таким образом, местные печатные СМИ можно при-240

знать мощным инструментом информационной политики при реализации целевого управления; несколько уступают, не теряя при этом своей актуальности, республиканские печатные СМИ (их читает порядка 75,7 % горожан). Исследования выявили существенные отклонения уровня информационных потребностей населения города и степени их удовлетворения (рис. 2).

Одной из причин низкой информированности горожан является недостаточное освещение различных сфер жизнедеятельности города в СМИ, о чем свидетельствуют результаты контент-анализа (таблица 1).

Как видим, наибольший интерес у прессы вызывают проблемы организации физкультуры и спорта, общественной и личной безопасности, работы правоохранительных органов. Причем корреляционный анализ показывает, что рейтинг тем публикаций, касающихся

г. Нижнекамска, аналогичен рейтингу тем публикаций про любой другой город России (коэффициент корреляции 0,74, что свидетельствует о высокой взаимосвязи). Названная тройка лидеров не совпадает с тройкой наиболее актуальных для города проблем.

Проблемы общественной и личной безопасности по результатам опроса населения занимают 7-е место, работа правоохранительных органов - 10-е место, а проблемы организации физкультуры и спорта - 14-е место.

• Степень удовлетворенности количеством информации

Рис. 2. Удовлетворенность информационных потребностей горожан

Цифрами на схеме обозначена информация: 1 - об экономическом развитии города; 2 - об экологиче-ском состоянии; 3 - о социальном развитии; 4 - о деятельности органов местного самоуправления города; 5 - о деятельности общественных организаций города; 6 - о принятых распорядительных и нормативно-правовых документах; 7 - о планах и перспективах развития города.

Рис. 1. Модель протекания информационных потоков в муниципальном управлении [3, с. 338]

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Социология

Таблица 1

Публикации по проблемам городского развития в местных, республиканских и федеральных СМИ

Наименование проблемы Количество публикаций

Города России г Нижнекамск

Всего Нижнекамские издания Республиканские издания Российские издания

Загрязнение окружающей среды 1069 170 125 32 13

Обеспеченность жильем 264 57 50 5 2

Состояние дорог 674 32 25 7 0

Социальная помощь пенсионерам, инвалидам 448 119 107 12 0

Медицинское обслуживание 1688 118 92 22 4

Работа жилищнокоммунальной сферы 2013 167 152 11 4

Работа правоохранительных органов 3660 271 270 1 0

Труд и все, что с ним связано 2374 112 85 22 5

Работа с молодежью 1392 118 110 7 1

Функционирование системы образования 850 114 106 7 1

Общественная и личная безопасность 5043 387 261 97 29

Состояние межличностных отношений 527 71 69 2 0

Развитие предпринимательства 2269 28 12 12 4

Профессионализм, компетентность и доступность местной власти 67 41 35 5 1

Организация досуга и отдыха 2653 186 134 43 9

Работа транспорта 2054 52 36 13 3

Благоустройство и озеленение 3454 116 63 45 8

Организация физкультуры и спорта 3937 567 368 169 30

Организация торговли и общественного питания 3237 151 52 67 32

Межнациональные отношения 1273 31 22 3 6

Более подробный анализ проведем по публикациям в местных печатных СМИ, поскольку, как показывает опрос, это - один из самых популярных источников получения информации о жизнедеятельности города.

В анализируемых газетах, если судить по количеству публикуемых статей, основное внимание уделено следующим проблемам: развитие физкультуры и спорта; работа правоохранительных органов; общественная и личная безопасность.

Однако отметим, что статьи, описывающие работу правоохранительных органов, а также проблемы общественной и личной безопасности, в основной своей массе содержат информацию о происшествия и преступления, произошедших в городе (пожары, ДТП, преступления, правонарушения и т.п.). Количество же статей, касающихся непосредственно организации работы правоохранительных органов, составляет всего 46 публикаций (из 270, то есть 17 %). Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в сфере общественной и личной безопасности - 96 публикаций (из 261, то есть 36 %).

Публикации о развитии физкультуры и спорта в основном содержат информацию об итогах и достижениях спортсменов и спортивных коллективов города. Выделим из общей массы данных публикаций только те, которые касаются работы по организации системы физкультуры и спорта в города, таких статей в общей массе всего 61 (из 368, то есть 16 %).

Таким образом, с учетом вышеуказанных замечаний, определим темы-лидеры, которые находятся в фокусе внимания местной прессы:

1 место - работа жилищно-коммунальной сферы и организация досуга и отдыха населения;

2 место - загрязнение окружающей среды;

3 место - социальная помощь и работа с молодежью.

Вместе с тем, подчеркнем, что необходимым требованием к СМИ местного уровня является сочетание официальной информации местных органов власти, местных новостей, а также различных справок и рекомендаций, имеющих практическое значение для аудитории. Эта особенность выводит местные СМИ на первый план по сравнению с федеральными и региональными, так как первые тесно связаны с повседневными интересами каждого конкретного человека.

Огромным информационным потенциалом в настоящее время обладает интернет-ресурс. Успешно работает официальный портал администрации Нижнекамского муниципального района (www.e-nkama. rn), который регулярно обновляется и пополняется самой свежей и актуальной информацией. Это обстоятельство и определило, что данный сайт был выбран в качестве объекта анализа. Исследования показали несовпадение структуры новостных выпусков печатных и электронных СМИ (рис. 3), однако и интернет-источники не соответствуют структуре информационных потребностей горожан.

В заключение отметим, что неполное удовлетворение информационных потребностей населения в конечном итоге может сказаться на доверии насе-

241

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

Офиц.хроника

Общественная и личная безопасность

Общество Спорт Образование ЖКХ Медицина

Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, ветеранам

Экология

0 10 20 30

■ Печатные СМИ ■ Интернет-источники

Рис. 3. Структура новостных выпусков печатных и электронных СМИ

ления к местным органам власти и эффективности муниципального управления в целом. Низкий уровень доверия к органам местного самоуправления приводит к тому, что жители не обращаются в соответствующие органы и инстанции со своими проблемами и вопросами, полагая, что все это является безрезультатным.

Не будучи информированным о существующих проблемах, руководство не может принимать адекватные решения, удовлетворяющие потребности населения. И выходом из этого замкнутого круга может стать информационная открытость органов местного самоуправления. Лишь в этом случае население станет доверять местным органам власти и активно сотрудничать, каждый раз давая им обратную связь.

В нижнекамских СМИ достаточно полно отражаются новости о жизни города. Однако при этом существуют и малоосвещенные сферы жизни. Для усиления гражданской ответственности и активности в участии управлением городом необходимо повышать уровень доверия граждан к местным руководителям, регулярно информировать население о необходимости и способах обратной связи, а также обеспечивать открытость и достоверность информации о жизни города и принимаемых решениях.

Литература:

1. Худорожков И.В. К вопросу о формировании информационно-коммуникативного пространства // Гуманитарные научные исследования. - 2012. -№ 3. - URL: http://human.snauka. ru/ 2012/03/760.

2. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление: проблема взаимодействия с населением // Регионология. - 2008. - № 1. - URL: http://regionsar. ru/node/11

3. Тухватуллина М.А. Модель социологического анализа информационных потоков в целевом управлении на муниципальном уровне // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 12. - С. 338-341.

Information and Communication Space of Cooperation of the Population

and Local Authorities

M.A. Tuhvatullina

The Nizhnekamsk Institute of Chemical Engineering and Technology

The paper dwells upon the role of information flows in the formation of trust of the population in local government bodies. It is demonstrated that municipal authorities are management level which is closest to the population. Simultaneously, effective municipal management is impossible without population’s support of the chosen policy. Thus, population’s trust is one of the major factors of efficiency of municipal management. In its turn, formation of information and communication space of cooperation is the key prerequisite of population’s trust in local government bodies.

Key words: local government, efficient municipal management, population’s trust, information interaction, information flows, public support, public opinion, information and communication space.

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.