КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.Н. Ярыгина (КамчатГТУ)
Рассматривается вопрос о роли государственного воздействия на рыбохозяйственный комплекс Камчатской области. Дана характеристика ряда мероприятий, осуществленных в рыбной промышленности за последние годы государственными органами власти, подведены их итоги. Сделан вывод о необходимости изменения и корректировки государственного регулирования экономики и его влияния на развитие рыбохозяйственного комплекса области.
The author touches upon the issue of state impact on fishing industry of Kamchatka region, characterizes recent measures in fishing industry, carried out by local authorities and summarizes its results. The conclusion about the necessity of changing and updating state economy regulation and its impact on region’s fishing industry was made.
В любом типе экономических систем государство занимает свое особое положение. Оно играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.
Долгое время наша страна являлась ярким примером административно-командной системы, где главенствующую роль во всех сферах играло именно государство. Но вследствие объективных причин назрела необходимость менять сложившуюся экономическую систему и концепцию государственного регулирования. Все необходимые реформы и рыночные преобразования были проведены на основе модели либерально-монетаристического типа. Такой вид трансформации экономики осуществляется с целью перехода к рынку, в основе которого должна лежать частная собственность и свободная конкуренция, а государство должно решать только те вопросы, которые касаются установления финансового равновесия и повышения эффективности деятельности субъектов рынка путем проведения денежной политики. Все остальные вопросы в экономике решаются стихийно, исключительно благодаря рыночному механизму.
Для России, с ее сложным хозяйством, громадным национальным богатством, массовым пространством с высокой ресурсоемкостью, такая модель реформирования экономики оказалась неприемлемой, что незамедлительно сказалось на всех сферах народного хозяйства. Дало это и свой результат в рыбном хозяйстве Камчатской области. В ходе быстрых и радикальных изменений в системе собственности в нашем регионе вместо нескольких крупных организаций, представляющих собой многоотраслевые рыбохозяйственные комплексы, возникло более 500 экономических субъектов средних и мелких размеров, из которых производственной налогооблагаемой деятельностью в рыбном хозяйстве занято менее половины. Несовершенство правовых и экономических механизмов регулирования рыбного хозяйства приводит к конфликтным ситуациям в распределении квот и лимитов между предприятиями, развитию «теневой» экономики, формированию стимулов для браконьерства и неконтролируемого вывоза рыбы. Не только специфичные продовольственные, но даже и некоторые общие финансовые проблемы организаций, подчиненных силовым ведомствам, администрация области вынуждена решать за счет рыбохозяйственной отрасли, что усугубляет ее состояние. В связи с важностью решения проблем общегосударственных экономических противоречий остались в стороне вопросы, касающиеся состояния добывающего и перерабатывающего флотов, берегового производства и его инфраструктуры, а также самой сырьевой природно-ресурсной базы. В сложном, предбанкротном состоянии оказались крупные рыбодобывающие предприятия, лишившиеся оборотных средств и накопившие неоплатные долги в период инфляционных потрясений. Добывающие и перерабатывающие предприятия на побережье сократили производство в 10-20 раз, а многие остановили производство и к настоящему времени оказались полностью разрушенными. Рыбная отрасль, функционирующая в большинстве развитых стран при поддержке государства, у нас оказалась брошенной на произвол судьбы. Негативные последствия монетарного подхода к трансформации экономики стали объективной предпосылкой к тому, чтоб пересмотреть взгляды на государственное регулирование и увеличить сферу его действия. В сфере рыбного хозяйства это было существенно в виде следующих мероприятий:
- несколько раз менялся орган управления рыбной отрасли (министерство, комитет, департамент, государственный комитет);
- нарушена единая система охраны биоресурсов;
- постановлением Правительства РФ № 1010 от 27.12.2000 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ» введена система рыбных аукционов, предусматривающая изъятие на аукционную реализацию значительной части промышленных квот на вылов наиболее ценных пород рыб и полное изъятие квот на вылов всех видов краба, что вынудило рыбаков заниматься нелегальным рыболовством, а федеральный бюджет финансировать за счет роста кредиторской задолженности предприятий;
- оставлены без внимания и поддержки прибрежные села и поселки морского типа, которые по международному праву являются зонами особой значимости и зависят от прибрежного рыболовства. Такая мера поставила население этих районов в бедственное положение.
Все структурные реформы и кадровые перестановки привели к потере отраслью около 80% высококлассных специалистов.
С 1999 г. Правительством принято пять постановлений «О повышении эффективности рыбохозяйственного комплекса РФ», что не оказало никакого благотворного влияния на состояние дел в рыбном хозяйстве.
Все принятые в данном случае административные меры государства привели к тому, что на конец 2001 г. динамика основных показателей эффективности в рыбной промышленности приобрела устойчивую отрицательную направленность.
Снижение объемов производства в сопоставимых ценах составило 8%, общий объем произведенной продукции оценивается в сумме 11,4 млрд. руб. Произведено 464,8 тыс. т товарной пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, что составляет 95,2% от уровня 2000 г.
Промышленные квоты добычи минтая для предприятий области были снижены в 2001 г. на 17,2%. Были снижены квоты и на некоторые другие объекты промысла (треску, камбалу, сельдь, палтус).
Процент использования имеющихся в рыбном хозяйстве страны производительных мощностей сократился: по заморозке рыбы - в 2-2,5 раза, по производству консервов - в 2,5-3 раза, по копчению - более чем в 5 раз, по кулинарии - в 10 раз. Принятая система рыбных аукционов не дает возможности планировать свою деятельность рыбохозяйственным предприятиям (не учитываются биология, метеорология), лишает их денежных средств, необходимых для работы (быстрая оплата квот), способствует экспорту сырья и полуфабрикатов, а не готовой продукции, окончательно подрывает доверие рыбаков к государству. Результатом проведенных мероприятий стало критическое состояние базовой отрасли Камчатской области. Рыбные запасы подорваны неконтролируемым выловом, сократился общий допустимый улов (ОДУ), флот безнадежно устаревает, предприятия нищают, сокращается потребление рыбопродукции, расцветает браконьерство. Причем все это является результатом негативных воздействий управленческих решений правительства России в области промышленного рыболовства.
Как показала практика, сведение государственного вмешательства в экономику до минимума не имело значительных сдвигов в положительную сторону. Система государственного регулирования должна существовать, причем она должна способствовать установлению порядка в рыночных отношениях, законодательно оформленного и обеспеченного.
Концепция государственного регулирования должна включать в себя следующие элементы:
- свод правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, круг возможностей и меру взаимной ответственности;
- систему соблюдения организационно-экономических структур, контролирующих нормы регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка;
- социально-экономическую политику и результативное применение организационных и экономических механизмов ее реализации.
Все существующие законы, нормативные акты разных уровней, постановления касательно рыбного хозяйства недостаточно взаимосвязаны, поэтому неэффективно регулируют ведение рыбохозяйственной деятельности. Регулирование системы государственной охраны природных ресурсов и контроля рыбохозяйственной деятельности в исключительной экономической зоне и на шельфе осуществляется предпочтительно на основе запретительных административных мер. А вполне возможно, что экономические, научно обоснованные методы государственного регулирования были бы гораздо эффективнее.
В России государство является собственником ресурсной базы, поэтому должно умело, рационально и экономично управлять своей собственностью. Все действия, связанные с
различными конкурсами и аукционами по продаже государственной собственности, по получению от государства полномочий на осуществление прибыльных хозяйственно-финансовых операций, должны быть предельно прозрачными и доступными для осуществления контроля.
Государственное регулирование должно быть направлено на восстановление и развитие реального сектора экономики, общественного производства, в т. ч. и рыбного хозяйства. В связи с тем что рыболовство является, с одной стороны, рискованным и достаточно затратным сектором экономики, а с другой - обеспечивает занятость населения отдельных районов и наличие продовольствия, есть смысл перенять опыт развития других стран, где рыбная отрасль дотируется, так как затраты на производство рыболовной продукции примерно на 30% превышают ее рыночную стоимость. Платность биоресурсов должна оставаться, но она может быть разумной и обоснованной, а при распределении квот у российских рыбаков должны быть значительные преимущества перед иностранными. В силах государства изменять систему распределения денежных доходов от рыбохозяйственного комплекса в пользу бюджетов субъектов Федерации, чтобы проблемы рыбного хозяйства в дальнейшем было возможно решать силами региона. В целом экономическая эффективность в рыбном хозяйстве не должна быть одномоментной: сейчас больше выловили, больше получили дохода. Этот эффект мог бы распространяться на годы, чтобы через 10, 20, 30 лет появилась сырьевая и материально-техническая база для ведения рыбного промысла на Камчатке. Государственное регулирование может стать более эффективным при использовании экономических средств, которые воздействуют не на рамочные условия хозяйствования, а на протекание процесса воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции этого процесса.
Органам государственной власти и местного самоуправления области в ходе реализации комплекса программных мер и действий, направленных на стабилизацию ситуации в рыбохозяйственном комплексе, необходимо последовательно решить следующие задачи:
- наделение предприятий квотами на определенных условиях, обеспечивающих
экономическую эффективность освоения выделенного ресурса;
- дальнейшее совершенствование практики распределения квот на вылов рыбы и добычу морепродуктов в интересах социально-экономического развития области и конкретных муниципальных образований с жестким учетом налоговой дисциплины промышленников;
- формирование условий, обеспечивающих развитие береговых предприятий рыбопереработки, их технологическое переоснащение и обеспечение на этой основе занятости населения в районах области;
- формирование условий, обеспечивающих вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и малоиспользуемого природно-ресурсного потенциала области;
- формирование условий, обеспечивающих необходимую инвестиционную
привлекательность проектов развития приоритетных секторов экономики области.
Таким образом, концепция государственного регулирования экономики, в частности рыбного хозяйства, должна существовать, совершенствоваться и укрепляться, так как новые рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам, а в случае необходимости может жестко наказать как рыночных клиентов, так и собственный аппарат.