Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С.Ю. ВИТТЕ'

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С.Ю. ВИТТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / CHURCH-STATE RELATIONS / CRITICAL THINKING / RELIGIOUS VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна

Актуальность. Статья посвящена анализу взглядов государственного деятеля на государственно-церковные отношения. Критическое осмысление правоведом сложившейся системы повлияло на разработку новых концепций взаимоотношений института власти и религии. Сделан акцент на роль религиозной традиции в истории. Рассмотрена значимость идей и предложений выдающегося государственного деятеля в развитии государства. Цель исследования состоит в рассмотрении государственно-церковных отношений в творческом наследии великого государственного деятеля, разработчика ряда государственных реформ Сергея Юльевича Витте. Методология исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, специально-юридические. Результаты проведенного исследования позволили автору выстроить концепцию государственно-церковных отношений С.Ю. Витте, в которой была определена роль института религии в государственном механизме. Автор приходит к выводу, что анализ мировоззренческой позиции государственного деятеля, для которого монархическая форма правления являлась единственно возможной формой государства, в своей профессиональной деятельности затронул проблемы взаимоотношения государства и Церкви. Разработанная им записка «О современном положении Православной Церкви» представляла собой программу церковной реформы, основанную на анализе исторических фактов, их критическом осмыслении и создании религиозного союза в целях придания Церкви статуса автономного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CHURCH-STATE RELATIONS WITTE

Relevance. The article analyzes the views of the statesman on Church-state relations. Critical understanding of the current system by the lawyer influenced the development of new concepts of relations between the Institute of power and religion. Emphasis is placed on the role of religious tradition in history. The importance of ideas and proposals of an outstanding statesman in the development of the state is considered. The purpose of the study is to examine the state-Church relations in the creative heritage of the great statesman, the developer of a number of state reforms Sergey Witte. Research methodology. In writing this work, we used a broad methodological framework characteristic of the theory of state and law, the history of the teachings of law and the state. The basis was made by three groups of methods: General, General scientific, special-legal. The results of the study allowed the author to build the concept of state-Church relations S. Yu. Witte, which was determined by the role of the Institute of religion in the state mechanism. The author comes to the conclusion that the analysis of the worldview of the statesman, for whom the monarchical form of government was the only possible form of the state, in his professional activity touched upon the problems of the relationship between the state and the Church. His note “On the current situation of the Orthodox Church” was a program of Church reform based on the analysis of historical facts, their critical understanding and the creation of a religious Union in order to give the Church the status of an Autonomous institution

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С.Ю. ВИТТЕ»

АЛОНЦЕВА Дина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

е-mail: dina. alontseva@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С.Ю. ВИТТЕ

Аннотация. Актуальность. Статья посвящена анализу взглядов государственного деятеля на государственно-церковные отношения. Критическое осмысление правоведом сложившейся системы повлияло на разработку новых концепций взаимоотношений института власти и религии. Сделан акцент на роль религиозной традиции в истории. Рассмотрена значимость идей и предложений выдающегося государственного деятеля в развитии государства.

Цель исследования состоит в рассмотрении государственно-церковных отношений в творческом наследии великого государственного деятеля, разработчика ряда государственных реформ Сергея Юльевича Витте.

Методология исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, специально-юридические.

Результаты проведенного исследования позволили автору выстроить концепцию государственно-церковных отношений С.Ю. Витте, в которой была определена роль института религии в государственном механизме.

Автор приходит к выводу, что анализ мировоззренческой позиции государственного деятеля, для которого монархическая форма правления являлась единственно возможной формой государства, в своей профессиональной деятельности затронул проблемы взаимоотношения государства и Церкви. Разработанная им записка «О современном положении Православной Церкви» представляла собой программу церковной реформы, основанную на анализе исторических фактов, их критическом осмыслении и создании религиозного союза в целях придания Церкви статуса автономного учреждения.

Ключевые слова: государственно-церковные отношения, критическое осмысление, религиозные ценности.

ALONTSEVA Dina Victorovna,

PhD, associate Professor, head of the Department of theory and history of state and law,

Bunin Yelets state University

THE CONCEPT OF CHURCH-STATE RELATIONS WITTE

Annotation. Relevance. The article analyzes the views of the statesman on Church-state relations. Critical understanding of the current system by the lawyer influenced the development of new concepts of relations between the Institute of power and religion. Emphasis is placed on the role of religious tradition in history. The importance of ideas and proposals of an outstanding statesman in the development of the state is considered.

The purpose of the study is to examine the state-Church relations in the creative heritage of the great statesman, the developer of a number of state reforms Sergey Witte.

Research methodology. In writing this work, we used a broad methodological framework characteristic of the theory of state and law, the history of the teachings of law and the state. The basis was made by three groups of methods: General, General scientific, special-legal.

The results of the study allowed the author to build the concept of state-Church relations S. Yu. Witte, which was determined by the role of the Institute of religion in the state mechanism.

The author comes to the conclusion that the analysis of the worldview of the statesman, for

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

ББК 67.1 УДК 340.122

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

whom the monarchical form of government was the only possible form of the state, in his professional activity touched upon the problems of the relationship between the state and the Church. His note "On the current situation of the Orthodox Church" was a program of Church reform based on the analysis of historical facts, their critical understanding and the creation of a religious Union in order to give the Church the status of an Autonomous institution.

Key words: church-state relations, critical thinking, religious values.

Как справедливо отметил С.Д. Мартынов, в «XXI веке Россия находится в состоянии системного кризиса, происходят активные поиски национальной модели государственного развития, которая бы обеспечила возрождение и процветание страны. Происходят и процессы теоретического обновления фундамента реформ» [3, с. 3]. Поддерживая данную позицию, полагаем, что в российской правовой системе накоплен значительный опыт преобразования правовых отношений. Особенно масштабная их трансформация происходила в первой четверти ХХ в., когда революции 1905 и 1917 гг. радикально изменили правовой базис. Изучение опыта этого периода, как негативного, так и позитивного, при критическо-конструктивной его оценке может способствовать формированию новых подходов к созданию рациональной правовой системы применительно к отечественному праву в XXI в. Обращение к изучению творческого наследия государственных деятелей, стоявших у истоков реформ, является актуальным и значимым для современной науки.

В этом году 17 июня исполнилось 170 лет со дня рождения великого государственника, истинного патриота своей страны, разработчика ряда государственных реформ Сергея Юльевича Витте (1849 - 1915 гг.). По мнению

А.Ф. Кони, это был «властный и влиятельный государственный деятель и искусный дипломат, оказавший родине, в годину позора и унижения, великую услугу» [2, с. 43]. Творческое наследие государственного чиновника чрезвычайно многогранно и достаточно интересно для изучения. В советское время личность реформатора находилась под запретом государственной власти, что выражалось в закрытости информации о нем, его труды не были доступны для граждан. До настоящего времени исследованием творческого наследия С.Ю. Витте занимались только представители исторической и экономической мысли, среди ученых юристов его научные труды практически не изучены.

Происхождение из чиновничьей семьи, наделенной статусом потомственных дворян, определило обучение С.Ю. Витте в университете, занятие научной деятельностью, подготовку диссертации по высшей математике. Однако диссертация не получила одобрения в научной среде, повлияв на мировоззрение Витте и определив его

жизненный путь в сфере государственного аппарата и занятие таких государственных должностей, как министра путей сообщения (1892 г.), министра финансов (1892 - 1903 гг.), председателя Комитета министров (1903 - 1906 гг.), председателя Совета министров (1905 - 1906 гг.).

Мировоззренческая композиция государственного деятеля базировалась на монархической идеи государственного устройства, которой на всем протяжении жизненного пути С.Ю. Витте был верен. Как отмечал А.Ф. Кони в «Отрывочных воспоминаниях», «излюбленный идеал Витте -самодержавие, опирающее на умелую и искусственно подобранную бюрократию» [2, с. 25].

Концепция государственно-церковных отношений государственного деятеля строилась на анализе существовавшего положения Русской Православной Церкви в государстве, который ему пришлось сделать ввиду принятия 12 декабря

1904 г. Указа «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», за ним последовавшего Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября

1905 г. В соответствии с принятыми нормами для «раскольники, старообрядцы и лица с иноверными вероисповеданиями» получали автономию. Закономерно, что подобного рода ситуация вызвала негодование со стороны представителей Русской Православной Церкви. В частности, Митрополит Санкт-Петербургский Антоний по данному поводу высказал довольно критическую позицию, заявив: «Автономия в церковных делах, дарованная к старообрядцам, сектантам и пр., ставит упомянутые общества в некоторых отношениях в более благоприятное положение, чем то, в каком находится признаваемая господствующей в государстве, но стесненная в своей чисто церковной деятельности, церковь Православная» [4, с. 53]. Более того, Митрополит Санкт-Петербургский критически подходил к позиции самой Церкви, говоря о том, что «Церковь Православная, освобожденная прямой от государственной или политической миссии, могла бы своим возрожденным нравственным авторитетом быть незаменимой опорой православного государства» [4, с. 51]. Оправдывая государственное воздействие на институт религии, смягчая бесправие Церкви «попечительской заботой» со стороны государственной власти, свою позицию мотивировал так: «Для христианского подданного выше

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

воли и власти государственных требований стоит Христос и Его воля. Подданный христианского государства не обязан повиноваться государственной власти тогда, когда она требует от него чего-либо такого, что действительно противоречит требованиям правильно понятой воли Божьей» [4, с. 52].

С.Ю. Витте, занимая в тот период времени пост председателя Комитета министров, счел необходимым по столь проблемному вопросу представить свою позицию, изложенную в записке «О современном положении Православной Церкви», представлявшей собой по сути, программу обновленческих реформ в Русской Православной Церкви [1].

Позиция реформатора строилась на критическом анализе существующей системы взаимоотношения института власти с институтом религии. Основные аспекты, затронутые чиновником, касались вопросов религиозного характера, а именно: причин упадка церковной жизни, внутреннего устройства Русской Православной Церкви, органов ее управления, анализа влияния деятельности Петра I на государственно-церковные отношения, перспектив дальнейшего развития Церкви и необходимости созыва Поместного Собора.

С.Ю. Витте исследовал хронологию исторических событий, повлекших за собой развитие системы государственно-церковных взаимоотношений, акцентировав внимание на эпохе правления Петра I. По мнению Витте, Церковь в сложившейся системе виновата сама, поскольку ее деятели не отстаивали своих прав, им было гораздо удобнее выполнять те функции, которые им предписывало государство, забывая свое основное предназначение - реализацию догматических норм, занявшись «полицейско-сыскным делом» [4, с. 47]. Такая система государственно-церковных отношений продолжалась на протяжении нескольких столетий. «Не пора ли, наконец, узнать, что скажет сама Церковь о современном укладе церковной жизни», - писал Витте [4, с. 50].

Он критиковал сложившуюся доминацион-ную модель государственного управления Церковью, полагая, что данные отношения требуют

изменений, предлагая идею автономии института религии. «Церковь должна быть освобождена от государственной и политической деятельности»,

- говорил он [4, с. 50]. Преодоление доминацион-ной концепции реформатор видел в создании общественного религиозного союза, определяющего самостоятельность и относительную независимость конфессиональных учреждений.

Таким образом, существовавшая модель государственного преобладания над институтом религии рассматривалась чиновником с позиции критики. С.Ю. Витте разработал программу обновленческой реформы в Русской Православной Церкви, выраженной в записке «О современном положении Православной Церкви». Реформатор был сторонником идеи о наделении Русской Православной Церкви статусом автономного учреждения, выступая за создание религиозного союза.

Список литературы:

[1] Витте С.Ю. О современном положении Православной Церкви // Слово. - 1905. - 28 марта.

[2] Кони А.Ф. Сергей Юльевич Витте: отрывочные воспоминания. - М.: Право и жизнь, 1925.

- 62 с.

[3] Мартынов С.Д. Государство и экономика: система Витте. - СПб.: Наука, 2002. - 405 с.

[4] Свящ. Полиевктов С.П. Цезарепапизм и Православная Церковь. Вып. 1. Участие государственной власти в церковных делах в современной России сравнительно с Византиею. - М.: Рус. печатня, 1912. - С. 46 - 61.

Spisok literatury:

[1] Vitte S. Yu. O sovremennom polozhenii Pravoslavnoj Cerkvi // Slovo. - 1905. - 28 marta.

[2] Koni A.F. Sergej Yul'evich Vitte: otryvochnye vospominaniya. - M.: Pravo i zhizn', 1925. - 62 s.

[3] Martynov S.D. Gosudarstvo i ekonomika: sistema Vitte. - SPb.: Nauka, 2002. - 405 s.

[4] Svyashch. Polievktov S.P. Cezarepapizm i Pravoslavnaya Cerkov'. Vyp. 1. Uchastie gosudarstvennoj vlasti v cerkovnyh delah v sovremennoj Rossii sravnitel'no s Vizantieyu. - M.: Rus. pechatnya, 1912. - S. 46 - 61.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.