Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
УДК 340.122 ББК 67.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10121
К.П. Победоносцев и С.Ю. Витте: критическое осмысление государственно-церковных отношений
K.P. Pobedonostsev and S.Yu. Witte: Critical Understanding of Church-State Relations
Дина Викторовна АЛОНЦЕВА,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу взглядов государственных деятелей на государственно-церковные отношения. Критическое осмысление правоведами сложившейся системы повлияло на разработку новых концепций взаимоотношений института власти и религии. Сделан акцент на роль религиозной традиции в истории. Рассмотрена значимость идей и предложений выдающихся государственных деятелей в развитии государства.
Ключевые слова: государственно-церковные отношения, критическое осмысление, религиозные ценности
Abstract. The article is devoted to the analysis of public figures ' views on Church-state relations. Critical understanding of the current system by legal scholars influenced the development of new concepts of relations between the Institute of power and religion. Emphasis is placed on the role of religious tradition in history. We consider the significance of the ideas and proposals of prominent public figures in the development of the state.
Key words: church-state relations, critical thinking, religious values
Государственно-церковные отношения на всем протяжении развития Российской государственности были предметом споров и дискуссий как среди представителей политико-правовой мысли, так и среди государственных деятелей. Начало XX в. характеризуется острой полемикой среди государственных деятелей в вопросах религиозных ценностей и роли церкви в структуре механизма государства. 12 декабря 1904 г. был принят Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», за ним последовало принятие Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. Принятию данных актов предшествовала острая полемика между двумя государственными дея-
телями — К.П. Победоносцевым и С.Ю. Витте, поскольку у каждого из них было свое видение государственного развития и места религиозных ценностей в нем.
Константин Петрович Победоносцев (1827—1907) — русский правовед, государственный чиновник, обер-прокурор Священного синода (1880—1095), знаменитый общественный деятель, автор множества научных трудов, затронувший в своем творчестве проблему взаимоотношения государства и церкви.
В своем известном труде «Церковь и государство» (1901) К.П. Победоносцев рассмотрел проблему, названную им как «борьба церковных начал с государственными». Правовед выступал за неразрывную связь государства с церковью в
2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
17
России, называя эту связь «опорою» и полагая, что «распадение этой связи всегда считалось гибельным и для Церкви и для государства» [1, с. 3]. По мнению ученого, в обществе происходила борьба двух начал — религиозного и государственного. К.П. Победоносцев был на стороне последнего. Понятие церкви в миропонимании государственного чиновника двояко, с одной стороны, это учреждение духовно-политическое, с другой — союз христиан, объединенных общим верованием [1, с. 3]. К.П. Победоносцев был сторонником концепции доминирования государственного управления над институтом религии. Не стоит подходить к мировоззренческой позиции государственного чиновника критично, поскольку его мировоззренческая позиция находила в себе отпечаток государственных реформ и преобразований.
В статье «Церковь и государство» правовед очень четко обрисовывает роль религии в жизни государства, говоря, что «государство безверное есть не что иное как утопия <...> ибо безверие есть прямое отрицание государства» [1, с. 18]. Более того, если судить по тем положениям, которые изложены в указанном труде, К.П. Победоносцев говорит о концепции «свободной Церкви в свободном государстве», предполагая наделение института религии статусом политической организации и возложение на него ответственности за духовно-нравственные ценности. К существовавшим государственно-церковным отношениям правовед относился критично, называя их «ненормальными», считая, что должно привести к более «действительному преобладанию Церкви над преобладающим, по-видимому, государством, или к революции» [1, с. 23]. Как показывает наш исторический опыт, слова К.П. Победоносцева стали роковыми в истории государства Российского, поскольку революционные события стали переломными не только в системе государственно-церковных отношений, но и в судьбе нашего государства.
Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — выдающийся русский деятель, государственный чиновник, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906).
Концепция государственно-церковных отношений государственного деятеля строилась на
анализе существовавшего положения русской православной церкви в государстве. Его мировоззренческая позиция строилась на критическом анализе существующей системы взаимоотношения института власти и с институтом религии. С.Ю. Витте исследовал хронологию исторических событий, повлекших за собой развитие системы государственно-церковных взаимоотношений, акцентировав внимание на эпохе правления Петра I. По мнению С.Ю. Витте, церковь в сложившейся системе виновата сама, поскольку ее деятели не отстаивали своих прав, им было гораздо удобнее выполнять те функции, которые им предписывало государство, забывая свое основное предназначение — реализацию догматических норм, занявшись «полицейско-сыскным делом» [2, с. 47]. Такая система государственно-церковных отношений продолжалась на протяжении нескольких столетий. «Не пора ли, наконец, узнать, что скажет сама Церковь о современном укладе церковной жизни», — писал С.Ю. Витте [2, с. 50]. Таким образом, С.Ю. Витте критиковал сложившуюся доминационную модель государственного управления церковью, полагая, что данные отношения требуют изменений, предлагая идею автономии института религии. «Церковь должна быть освобождена от государственной и политической деятельности», — говорил он [2, с. 50]. Преодоление доминацион-ной концепции С.Ю. Витте видел в создании общественного религиозного союза, определяющего самостоятельность и относительную независимость конфессиональных учреждений.
Таким образом, существовавшая модель государственного преобладания над институтом религии рассматривалась представителями государственного механизма с позиции критики. Разрабатываемые концепции носили схожий характер, касавшийся изменения статуса церкви в государстве.
Список литературы
1. Победоносцев К.П. Церковь и государство. М.: Синодальная типография, 1901.
2. Полиевктов С.П. Цезарепапизм и православная церковь. Вып. 1. Участие государственной власти в церковных делах в современной России сравнительно с Византиею. М.: Рус. печатня, 1912. С. 46—61.
18
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3