Научная статья УДК 329.1/.6
Концепция государства всеобщего благосостояния в Норвегии и роль Рабочей партии в 1945-1965 и 2021-2024 годах
И. В. Ровинская
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается роль Рабочей партии в становлении и развитии концепции «госу-
дарства всеобщего благосостояния» в Норвегии. Анализ документов позволил аккумулировать представления Рабочей партии о государстве благосостояния и оценить политику партии в 1945-1965 и в 2021-2024 годах. Сравнительный анализ подходов в политике партии позволяет сделать вывод, что политика благосостояния постулируется как один из основных элементов в эти периоды. Отмечаются противоречия между официальной программой и реальной политикой Партии в 2021-2024 годах.
Ключевые слова: государство всеобщего благосостояния, Норвегия, Рабочая партия Норвегии, внутренняя политика, социальная политика
Для цитирования: Ровинская И. В. Концепция государства всеобщего благосостояния в Норвегии и роль Рабочей партии в 1945-1965 и 2021-2024 годах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2024. Вып. 2 (855). С. 68-74.
Original article
The Concept of the Welfare State in Norway and the Role of the Workers' Party in 1945-1965 and 2021-2024
Irina V. Rovinskaya
The Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
Abstract.
Keywords: For citation:
The article examines the role of the Labor Party in the formation and development of the concept of "welfare state" in the Kingdom of Norway. The method of document analysis allowed the accumulation of the Workers' Party's conceptions of the welfare state and an assessment of the party's policy in 1945-1965 and in 2021-2024. A comparative analysis of the approaches of party policy leads to the conclusion that welfare policy is postulated as one of the central elements in these periods. The contradictions between the official program and the actual Party policy in 2021-2024 are noted.
welfare state, Norway, Norwegian Labour Party, internal policy, social policy
Rovinskaya, I. V. (2024). The Concept of the Welfare State in Norway and the Role of the Workers' Party in 1945-1965 and 2021-2024. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2(855), 68-74.
введение
Государство всеобщего благосостояния в данном контексте применительно к Норвегии - можно рассматривать не только как реализацию концепции, направленной на борьбу с социально-экономическими проблемами начала ХХ века, но как стремление создать лучшее общество, чья социальная и экономическая безопасность гарантировались бы государством, которое видит общее благо в создании условий для формирования справедливого, тесно интегрированного общества и его процветания.
Королевство Норвегия как независимое государство возникло только в 1905 году. Несмотря на то, что Конституция, структура управления, механизмы принятия решений, основы национальной идентичности оформились еще до расторжения Унии со Швецией, первые 40 лет независимости были связаны с двумя мировыми войнами, постоянными социально-экономическими потрясениями, высоким уровнем безработицы, политическим, экономическим и эмиграционным кризисами и бедностью. После 1945 года норвежскому обществу не были свойственны ностальгические чувства, скорее, было распространено мнение, что послевоенное общество должно быть другим: лучше, чем то, что существовало до войны.
роль рабочей партии
Рабочая партия пребывала у власти в разные периоды (1945-1965; 1973-1981; 1986-1989; 1990-1997) и состояла в коалиции с Социалистической левой ^^ и Центристской партиями ^р) (2005-2013). В 2021-2025 годы Рабочая партия (Ар) и Центристская партия ^р) формируют правительство.
Ключевой для норвежского государства благосостояния законодательный акт «О социальном обеспечении»1 был принят в период нахождения Рабочей партии (Ар) в оппозиции (1945-1965). Партия сыграла ведущую роль в создании социальных и экономических условий, при которых развитие государства всеобщего благосостоянии стало возможным [Зайков, 2007]. Международная кризисная атмосфера, политическая конъюнктура и общественные настроения позволяют сравнить только подходы правительств 1945-1965 и 20212025 годов и их отношение к государству благосостояния.
1 Folketrygdloven: (Lov om folketrygd av 17. juni 1966 nr 12), Oslo: Ad notam Gyldendal, 1995, 143 s.
1945-1965 годы: развитие лучшего норвежского общества
1945-1965 годы были связаны с проведением регулярных последовательных реформ в социальной, экономической, налоговой сферах и промышленности, что обусловливалось тем, что быстро восстановить страну можно было, только организовав «умное управление» и следуя конструктивному плану, которым стала программа Рабочей партии 1945 года2. «Рабочая партия возрождается как политическое движение, на которое ложится ответственность за восстановление и развитие лучшего норвежского общества»3.
Важным с экономической точки зрения решением Рабочей партии было сохранение контроля государства над ценами военного времени и нормирование, которое продолжалось до 1960 года, дольше, чем где-либо в Европе [Lange, 1998]. Такая политика социал-демократическая власть позволила:
- реализовать справедливое распределение дефицитных товаров и товаров первой необходимости в условиях сильной нехватки ресурсов на восстановление страны;
- предотвратить превращение норвежского общества в общество потребления;
- направить валюту не на покупку иностранных товаров, а на модернизацию промышленности.
комплексный подход, контроль и «умное управление»
Введение плановой экономики, непопулярных ограничений свободного рынка, а также политика частичной национализации промышленности обеспечили координацию восстановления приоритетных сфер промышленности. Тот факт, что государство кое-где выступало еще и в роли собственника земли и регулировало налогообложение, содействовал как развитию промышленности, так и развитию бизнеса. В стране поддерживалась низкая регулируемая процентная ставка для компаний, чей вид деятельности государство хотело в тот или иной момент сделать приоритетными4.
Государственное управление производством вводилось в два этапа:
2Arbeidsprogram 1945 // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://res.cloudinary.com/arbeiderpartiet/image/upload/ fl_attachment:arbeidsprogram-1945/v1
3Там же, с. 1.
4Lie E. Andre verdenskrig som historisk bruddpunkt // Norgeshistorie. Institutt for arkeologi, konservering og historie ved UiO. 2015, November 25. URL: https://www.norgeshistorie.no/velferdsstat-og-vestvending/1822-andre-verdenskrig-som-historisk-bruddpunkt.html
- 1945-1950-е годы: повышение уровня выработки электростанций (в основном ГЭС) и восстановление производств;
- 1960-е годы: перепрофилирование производств под нужды государства при поддержке иностранного капитала.
Взаимодействие государства и бизнеса обеспечили колоссальные темпы экономического роста, а привлечение в 1960-е годы иностранных инвесторов дало Норвегии возможность перейти к непосредственной модернизации страны. Уровень производственных мощностей страны уже в 1950 годы превышал довоенный показатель 1939 года в два раза, а количество трудоустроенных в промышленности к 1950 году возросло на 100 тыс. человек и на 200 тыс. человек - к 1970 году [Hanisch, Lange, 1986].
Помимо обеспечения населения рабочими местами и доходом, перед правительством остро стоял жилищный вопрос. Только в Финнмарке, одной из [на тот момент] 20 губерний, требовалось расселить 60 тыс. человек. Государство участвовало в решении жилищной проблемы, во-первых, как институт, регулирующий налогообложение и ценообразование, во-вторых, как собственник земли и ряда промышленных предприятий, способных обеспечить массовое строительство. В этой связи уже в 1946 году учреждается Жилищный банк, основными задачами которого стали:
1) приобретение нового жилья, сохранение и восстановление имеющегося;
2) безопасность сделок на рынке жилья;
3) поддержание низкой арендной и кредитной ставки;
4) финансирование строительства нового жилья.
Государство также ставило задачу создать новое городское сообщество, поэтому предпочтение отдавалось строительству многоэтажных районов со своей инфраструктурой. Такое строительство по сравнению с одноэтажным способствовало соседскому единению, было компактным и финансово выгодным. Строительство инфраструктуры, а именно - магазинов, школ и садов, а также проведение телефонной и транспортных линий, происходило с большим опозданием. В новых районах, например, в пригородах Осло, к 1949 году проживало 40 тыс. человек, что составляло 10 % населения города, а к 1979 году численность жителей таких районов достигла 195 тыс. человек - 40 % населения Осло [Benum, 1994].
Восстановление промышленности, модернизация, обеспечение страны дешевой гидроэнергией и решение жилищного вопроса сопровождались сокращением безработицы, существенным снижением социальной напряженности в обществе
и укреплением политической воли и общественной готовности к дальнейшим социальным и политическим преобразованиям.
Ключевым замыслом Рабочей партии было обеспечение населения максимально возможной защитой от потери дохода [Hanisch, Lange, 1986]. Реализация этой задачи стала возможной благодаря оптимизации налогового законодательства, в основе которого была прогрессивная шкала налогообложения как для физических лиц, так и для бизнеса.
В 1948 году знаменательным событием стало принятие первых поправок в Закон о бедных и его расширение в 1953 году. Закон устанавливал не только возможность получения помощи от государства, но и закреплял систему государственной поддержки, которая увеличивает бюджет индивида, а через государственные структуры способствует его самостоятельному выходу из состояния бедности и стимулирует дальнейшее развитие [Масолыгин, 2022].
Соразмерно экономическому росту страны внимание уделялось постепенному повышению среднего уровня заработной платы, развитию систем пенсионного и социального обеспечения, повышению качества и доступа к услугам здравоохранения и образования [Seip, 1994].
В 1945-1965 годах были существенно расширены пособие на детей (1946), системы страхования по безработице и болезни; введено комплексное страхование от несчастных случаев; полное пенсионное обеспечение по старости (1957) и пенсия по инвалидности (1960). Государство в сотрудничестве с профсоюзами строго контролировало вопросы оплаты труда, проводило политику выравнивания, касающуюся не только сокращения разницы зарплат рядовых сотрудников и начальников, но и мужского и женского персонала. Так к 1970 году разрыв зарплат начальника и подчиненного сократился соответственно в два раза, а мужчины и женщины на 1/4 [Lange, 1998].
Окончание войны, экономические и социальные реформы обусловили рост рождаемости в Норвегии (1945-1960). Это, в свою очередь, стимулировало проведение государством серьезной работы с молодежью: популяризация физической культуры, разнообразные спортивные и творческие секции как инвестиции в здоровье и организованный досуг для послевоенного поколения. Это способствовало гомогенизации общества, росту взаимоуважения и интеграции среди норвежцев1.
Развивались и системы здравоохранения и образования. В 1945-1965-е годы количество
1Olstad F. Fra l0kka til organisert idrett // Norgeshistorie. Institutt for arkeologi, konservering og historie ved UiO. 2015, November 25. URL: https://www.norgeshistorie.no/oljealder-og-overflod/1956-fra-lokka-til-organisert-idrett.html
работников этих сфер возросло в три раза, одновременно ужесточались и требования к их компетентности. В 1960-е годы наблюдался рост доли пожилого населения. Забота о пожилых, инвалидах и неспособных к самообеспечению гражданах было делом исключительно их родственников до 1964 года, когда был введен Закон о социальной помощи1. Теперь забота о них возлагалась на государство, включая обеспечение их достойными жильем, пенсией, медицинской и иной помощью.
Последние годы правления Рабочей партии были сосредоточены на систематизации мер социальной и экономической поддержки, на снижении нагрузки государства и ее распределении между коммунами-муниципалитетами, которые должны были более или менее уравняться по количеству производственных ресурсов, налоговым поступлениям и населению. В этой связи начало 1960-х годов связано с реструктуризацией коммун и сокращением их числа с 747 до 454. Преобразование учитывало, что новое муниципальное деление должно отражать естественные местные единицы и сообщества, так чтобы новые коммуны стали устойчивыми административными единицами, экономически и социально отвечающими целям государства благосостояния, а их границы должны проходить так, чтобы облегчать управление и распределение ресурсов2. Иными словами, создавались лояльные и активные органы местного самоуправления, способные самостоятельно функционировать в рамках государства, оказывая социально-экономические услуги населению.
В 1964 году выл принят первый всеобъемлющий Закон о социальной помощи3, закрепляющий за коммунами финансирование и предоставление образовательных и здравоохранительных и др. услуг.
Благодаря комплексному подходу Рабочей партии, в основе которого лежали государственный контроль и «умное управление», норвежское общество стало более однородным как с социальной, так и экономической точек зрения. Экономическая и социальная политика Рабочей партии способствовала становлению системы распределения и перераспределения экономических ресурсов, выравниванию доходов населения, сокращению разрыва в уровне жизни. В 1945-1965 годах. Рабочая партия заложила основы системы государства всеобщего благосостояния в Норвегии.
1Lov om sosial omsorg // Lovdata URL: https://lovdata.no/dokument/ NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
2Baldersheim H., Formannskapslovene 175 är: skiftande vilkär for lokalt sj0lvstyre 1837-2012. Oslo, 2012. Lov om sosial omsorg // Lovdata. URL: https://lovdata.no/dokument/NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
3Lov om sosial omsorg // Lovdata. URL: https://lovdata.no/dokument/
NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
кризисные времена и возвращение рабочей партии
Благодаря политике благосостояния, специфике современной норвежской экономики, ориентированной в значительной степени на нефтегазовые доходы, и способности системы противостоять кризисным явлениям (1970-2000), в 2020-е годы социально-экономическая ситуация в Королевстве Норвегия изменилась в лучшую сторону по сравнению с 1945 годом [Талагаева, Тращенко, 2015]. Однако в преддверии последних выборов в программах на 2021-2025 годы всеми партиями отмечалось «проседание» целого ряда сфер государства всеобщего благосостояния и усугубление демографической ситуации в стране. Помимо внутренних кризисных явлений, Норвегия, будучи европейской страной и членом НАТО, столкнулась с последствиями экономического, энергетического и миграционного кризисов.
На этом фоне в 2021 году коалиция во главе с Рабочей партией пришла к власти, обещая сосредоточится на обеспечении безопасной работы для всех, справедливой экономической системы, универсальных схем социального обеспечения,сильного профсоюзного движения, разумного отношения к природе, климату и природным ресурсам, принадлежащим всему норвежскому обществу4. Программа Партии на 2021-2025 годы5 предлагает в сфере политики благосостояния следующую работу по направлениям:
- экономика: обеспечение устойчивой и предсказуемой экономики муниципалитетов для сохранения системы благосостояния;
- налоговая политика: предсказуемая налоговая политика, способствующая росту занятости, справедливому обеспечению ресурсов и сохранению в долгосрочной перспективе политики благосостояния;
- жилищная политика: организация жилищной программы для молодежи и пожилых людей, а также расширение муниципальных инструментов помощи населению в поиске и приобретении жилья;
- политика труда: пересмотр закона об условиях труда, поддержка бизнеса, направленная на создание новых рабочих мест, программы по привлечению молодежи на рабочие места;
4Väre grunnleggende verdier // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://program.arbeiderpartiet.no/ de-store-oppgavene-loser-vi-best-sammen/vare-grunnleggende-verdier/ 5Aps partiprogram 2021-2025 // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://res.cloudinary.com/arbeiderpartiet/image/ upload/fl_attachment:arbeiderpartiets-partiprogram-2021-2025
- здравоохранение и опека: строительство новых больниц и увеличение их финансирования; меры по привлечению персонала в сферу здравоохранения и опеки;
- семейная политика: проведение качественной реформы, направленной на защиту детей, увеличение пособий на детей, сохранение за ним принципа универсальности, закрепление максимальной стоимости пребывания ребенка в детском саду в размере 3000 крон / мес., бесплатные программы продленного дня для первоклассников;
- образование: обеспечение школ необходимыми помещениями и оборудованием, больше практических занятий в школах;
- пенсионная политика: увеличение минимального уровня пенсий для одиноких пенсионеров, снижение налога на пенсию.
на практике
Официальный подход Рабочей партии и ее стремление сохранить государство всеобщего благосостояния не согласуется с ее реальными действиями. За 2021-2023 годы демографическая, миграционная, энергетическая политика и политика труда привели к тому, что в 2023-2024 годы кризис затронул жилищную и экономическую сферы. Так, жилищный кризис характеризуется прежде всего повсеместной нехваткой жилья, ростом цен на покупку и аренду недвижимости, недостаточной юридической защищенностью граждан на рынке жилья и аренды, высокими рисками для девело-перов1. Экономические проблемы, в свою очередь, связаны с ростом расходов на содержание системы благосостояния в принципе2. При этом заполнять «дыры» в бюджете, среди прочего, было решено за счет сокращения существующих социальных гарантий в стране: введения платного образования для иностранных граждан3 и отмены бесплатного питания в средней и старшей школах4.
1Torp S. Boligpolitikk pa villspor // Dagsavisen (2023, July 25) URL:
https://www.dagsavisen.no/debatt/2023/07/25/boligpolitikk-pa-villspor/
2Statsbudsjettet 2023: Statens inntekter og utgifter // Официальный
сайт правительства Норвегии. 2023, October 6.
URL: https://www.regjeringen.no/no/statsbudsjett/2023/
statsbudsjettet-2023-statens-inntekter-og-utgifter/id2931252/
3Tr^dal T. J. Utenlandske studenter i Norge ma betale // aftenposten.no 2022, October 6.
URL: https://www.aftenposten.no/norge/iZKnz1j4/ utenlandske-studenter-i-norge-maa-betale
4Kristiansen A. A., Bergsmo M. H. Over 75000 elever mister gratismaltid
neste ar // Aftenposten 2023, Desember 6.
URL: https://www.aftenposten.no/norge/politikk/i/pQaPwX/
over-75000-elever-mister-gratismaaltid-neste-aar
В таблице 1 представлена демографическая ситуация в стране. Статистика показывает, что при создании системы пенсионного обеспечения в 1950-е годы на одного пенсионера приходилось более семи работников, к 2050-м годам показатель сократится до двух человек на одного пенсионера5. При этом в течение 2021-2023 годов не было принято ни одного законодательного акта, направленного на повышение пенсионного возраста (сейчас 67 лет), на стимулирование рождаемости и облегчение сочетания трудовой и семейной жизни (например, через решение проблем с нехваткой детских садов и программ продленного дня и их стоимости).
Первостепенным различием в подходах Рабочей партии 1945-1965 годов и 2021-2025 годов является переход от политики протекционизма к благотворительности в отношениях с другими странами. Особенно это касается энергетической политики, где решение о продаже излишков электроэнергии в Германию и Великобританию в конце 2021 года привело к увеличению внутренних цен на электричество в 6-8 раз в зависимости от региона6, и миграционной политики, которая стала сокрушительным вызовом для муниципалитетов. Норвегия в 2022-2023 годы принимает около 1000 человек в неделю, что больше, чем суммарно принимает Дания, Швеция и Финляндия. Норвежские муниципалитеты уже разместили более 57 000 беженцев, из которых 50 000 - беженцы из Украины. В 2024 году им предстоит разместить еще 37 0 007. Прибывших обеспечивают временным жильем, едой, медицинской помощью, а при положительном рассмотрении прошений об убежище мигранты становятся реципиентами политики благосостояния того или иного муниципалитета, проходят обязательную языковую подготовку и наравне с гражданами могут рассчитывать на субсидии, пособия, места в школе для детей и пр.
Неспособность правящей партии урегулировать внутриполитические проблемы, а также сократить давление на экономику страны извне подкрепляется также постоянными фактами свершения должностных преступлений, в том числе действующими министрами. Только за 2023 год с министерской должности была снята министр иностранных дел А. Хюитфельдт (Ар), в отставку
5SSB: Seniorer i Norge // SSB. 2005, Juni 15.
URL: https://www.ssb.no/sosiale-forhold-og-kriminalitet/
artikler-og-publikasjoner/seniorer-i-norge--36888
6Historiske str0mpriser // Fjordkraft.no URL: https://www.fjordkraft.no/ strom/strompriser/historiske-strompriser/
7Ber kommunane busetja 37 000 flyktningar i 2024 // Официальный сайт Правительства Норвегии 2023, November 10. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/ ber-kommunane-busetja-37-000-flyktningar-i-2024/id3013821/
Таблица 1
НАСЕЛЕНИЕ НА 2015 ГОД, 2020 ГОД. ТЕНДЕНЦИЯ НА 2040 ГОД И ИЗМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕНТНОМ СООТНОШЕНИИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Возраст 2015 2020 Изменение, % Тенденция на 2040 Изменение 2020-2040, %
0-17 лет 1 125 604 1 118 608 -0,6 1 071 854 -4
18-49 лет 2 266 084 2 296 103 1,3 2 252 102 -2
50-66 лет 1 051 373 1 125 449 7,0 1 205 854 7
67-79 лет 502 304 596 710 18,8 819 398 37
80-89 лет 176 933 185 480 4,8 384 167 107
старше 90 лет 43 504 45 230 4,0 108 241 139
ушла министр науки и образования С. Борк ^р), а в конце 2023 год разгорелся скандал вокруг министра промышленности Я. К. Вестре (Ар).
Сокращение государственного контроля, приоритет внешней политики над внутренней, бездействие в вопросах социально-экономического развития, удорожание жизни при снижении ее качества только усиливают разрыв в уровне жизни населения, увеличивает нагрузку на систему благосостояния и стоимость ее содержания, что сопровождается ростом социального и экономического напряжения в обществе и увеличением числа реципиентов государства благосостояния.
поддержка
Такое положение вещей не могло не отразиться на поддержке Рабочей партии. Так, выборы в Стортинг в 2021 году завершились для крупнейших партий следующим образом: Рабочая партия (Ар) 26,3 %, Правая партия (Н) 20,4 %, Центристская партия ^р) 13,5 %, Партия Прогресса ^гР) 11,6 %, другие партии набрали менее 8 %1. При этом опросы общественного мнения, проведен-
1Valgresultat 2021 // NRK.no URL: https://www.nrk.no/valg/2021/ resultat/
список источников
ные в марте 2024 года, отражают следующую расстановку сил: Правая партия (Н) 26,5 %, Рабочая партия (Ар) 18,2 %, Партия Прогресса ^гР) 14,8 %, Центристская партия ^р) 6,5 %, другие партии набрали менее 6 %2.
заключение
Таким образом, роль Рабочей партии (Ар) в становлении и современном развитии государства всеобщего благосостояния в 1945-1965 годах трудно недооценить. Проводимая в 1950-е годы политика позволила не только восстановить страну в кратчайшие сроки, но и создать тесно интегрированное общество, где политика благосостояния в течение более полувека рассматривается как неотъемлемый элемент отношений общество - государство. Однако в 2024 году стало очевидно, что Партия проверяет на прочность систему, выстоявшую даже в кризисные 1980-1990 годы. Политика партии в 2021-2024 годы противоречит собственным целям и стремлениям, опубликованным в 2021 году, теряет общественную поддержку и авторитет.
2Gjennomsnitt av nasjonale meningsmálinger om stortingsvalg // pollofpolls.no 2024, March. URL: https://www.pollofpolls.no/?cmd=Stor tinget&do=visallesnitt
1. Зайков К. С. Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии: 1945-1973 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2007.
2. Lange E.Sämling om feiles mal 1935-1970, Helle K.(red.). Oslo 1998.
3. Hanisch T. J., Lange E. Veien til velstand: industriens utvikling i Norge gjennom 50 ar. Oslo. 1986.
4. Benum E. et al. Byrakratienes by: fra 1948 til vare dager / red. S. Langholm, E. Benum, K. Helle. Oslo, 1994.
5. Масолыгин А. В. Инструменты борьбы с бедностью в Норвегии в рамках ее социально-экономического развития в ХХ-ХХ1 вв. // Экономика зарубежных стран. 2022. № 3-4 (60). URL: https://mirec.mgimo. ru/2022/2022-03/norway-poverty-alleviation
6. Seip A. L. Veiene til velferdsstaten: norsk sosialpolitikk 1920-75. Oslo, 1994.
7. Талагаева Д. А., Тращенко А. А. Роль нефтяных ресурсов северного моря в экономике Норвегии // Вестник МГИМО (У). 2015. № 4 (43). С. 263-270.
references
1. Zaykov, К. S. (2007). Norvezhskaya rabochaya partiya i social-demokraticheskoe dvizhenie Norvegii: 19451973 gg. = The Norwegian Labour Party and the Social Democratic Movement of Norway: 1945-1973: PhD in History. Arkhangelsk. (In Russ).
2. Lange, E. (1998). Samling om felles mil 1935-1970. Red. Helle K. Oslo.
3. Hanisch, T. J., Lange, E. (1986). Veien til velstand: industriens utvikling i Norge gjennom 50 ir. Oslo.
4. Benum, E. (1994). Byrikratienes by: fra 1948 til vire dager. Red. S. Langholm, E. Benum, K. Helle. Oslo.
5. Masolygin, A. V (2022). Poverty alleviation in the framework of socio-economic development of Norway in XX-XXI centuries. In World and National Economy, 3-4(60). https://mirec.mgimo.ru/2022/2022-03/norway-poverty-alleviation (In Russ.).
6. Seip, A. L. (1994). Veiene til velferdsstaten: norsk sosialpolitikk 1920-75. Oslo.
7. Talagaeva, D. A., Trashchenko, A. A. (2015). The role of the North Sea oil resources in Norway's economy. MGIMO Review of International Relations, 4(43), 263-270.
информация об авторе
ровинская ирина Владимировна
аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
information about the author
Rovinskaya Irina Vladimirovna
Phd Student
of The Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
25.03.2024 26.04.2024 30.04.2024
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication