Современная Европа, 2022, № 6, с. 194-206 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЁНОГО
УДК 325, 327
ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА НОРВЕГИИ НА ПРИМЕРЕ АФГАНИСТАНА И УКРАИНЫ
© 2022 СКРИПКА Иван Романович*
Младший научный сотрудник, Отдел страновых исследований Института Европы РАН 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 *E-mail: iv.skripka@yandex.ru
Поступила в редакцию 11.06.2022
После доработки 24.08.2022 Принята к публикации 09.09.2022
Аннотация. В статье проведён анализ гуманитарной политики Норвегии. Для корректного анализа стратегия в этой области рассмотрена на примере участия страны в двух крупных конфликтах XXI в., на территории Афганистана и Украины. Автором изучены нормативные документы Норвегии в области гуманитарной политики. Начиная с 2009 г., прослежена эволюция взглядов норвежских политиков и общества на данную проблематику. В статье уделено особое внимание работе Норвегии в гуманитарном направлении в первой половине 2022 г. Так, Норвегия стала одной из первых стран, которая установила контакты с Талибаном1 после захвата его представителями власти в 2021 г. Кроме того, приведены данные об участии Норвегии в решении афганского вопроса в прошлом. Для сравнения автор дает актуальные данные о гуманитарной и военной помощи Украине. В статье сделаны выводы о причинах и направлениях изменения гуманитарной политики Норвегии.
Ключевые слова: Норвегия, Афганистан, Украина, гуманитарная помощь, развивающиеся страны, беженцы.
DOI: 10.31857/S0201708322060146
EDN: kuuyjz
1 Организация признана террористической и запрещена на территории РФ.
Гуманитарная деятельность и цели устойчивого развития являются важнейшими направлениями деятельности ООН и развитых европейских государств. Необходимость проведения гуманитарной политики обусловлена тем, что согласно статистике ООН на данный момент 800 млн человек в мире живут в нищете, а 70 млн человек были вынуждены покинуть родные места. Подобная ситуация складывается из-за ряда причин, ведущих к возникновению гуманитарных катастроф. К ним принято относить такие факторы, как войны и военные конфликты, межнациональные и межрелигиозные столкновения, захват власти антиконституционными силами (государственный переворот), масштабные террористические атаки, стихийные природные бедствия, глобальные и национальные техногенные катастрофы, эпидемии и эпизоотии, экономические кризисы1.
В 2020 и 2021 гг. наиболее важной глобальной проблемой стала пандемия COVID-19. Все страны понесли существенные потери в демографии и экономике. Зачастую развитые страны не имели возможности оказывать достаточную помощь развивающимся, так как все средства выделялись на борьбу с пандемией и её последствиями. В начале 2022 г. перед мировым сообществом встал новый вызов, связанный с началом специальной военной операции Российской Федерации на территории Украины. Боевые действия спровоцировали такие проблемы, как миграционный кризис (по данным на начало сентября 2022 г. число беженцев из Украины в страны Европы превысило 7 млн человек2), гуманитарную катастрофу на территории Украины, потенциальные проблемы со сбором сельскохозяйственного урожая.
ООН, Европейский парламент, некоммерческие организации и ряд государств оказывают помощь беженцам и людям, оставшимся на территории боевых действий. 1 марта 2022 г. ООН вместе с гуманитарными партнерами выступили с экстренным призывом собрать 1,7 млрд долл. для срочной доставки гуманитарной помощи людям на Украине и беженцам в соседних странах. Из этой суммы 1,1 млрд долл. были предназначены для удовлетворения гуманитарных потребностей более шести миллионов человек внутри Украины, пострадавших и перемещенных в результате военных действий в течение следующих трех месяцев. Для помощи украинцам, бежавшим за границу, в основном в Польшу, Венгрию, Румынию и Молдову, ООН запросила 551 млн долл. В то же время многие государства не ограничиваются гуманитарной помощью Украине и поставляют военную технику для сопротивления Вооружённым силам РФ. Норвегия остаётся традиционным лидером в области гуманитарной помощи, но также помогает вооружением Украине.
Политика в области развития и гуманитарная деятельность. URL: https ://www.norway.no/ru/central-content/ru/values-priorities/dev-policy-hum-efforts/ (дата обращения: 12.08.2022)
Operational Data Portal: Ukraine Refugee Situation. URL: https://data.unhcr.org/en/situations/ukraine (дата обращения: 07.07.2022)
Эти действия можно сравнить с действиями Норвегии во время конфликта в Афганистане. Она, как и в конфликте на Ближнем Востоке, продолжает попытки сохранять статус страны-лидера в области гуманитарной помощи, но при этом встаёт на одну из сторон конфликта. В связи с этим возникают вопросы: можно ли рассматривать помощь Норвегии Украине исключительно как мирный акт, как изменилась политика Норвегии после конфликта в Афганистане, и возможны ли изменения в будущем?
Общие принципы гуманитарной политики Норвегии
Норвежская политика в области развития основывается на Целях в области устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН в 2015 г. Эти цели создали глобальную систему усилий в области устойчивого развития, мира и справедливости на период до 2030 г. [Сахаров, Колмар, 2019]. В этой области норвежцы выделяют пять приоритетных направлений: образование; здравоохранение; климатические изменения, окружающая среда и океаны; развитие частного сектора, сельского хозяйства и возобновляемой энергетики; оказание гуманитарной помощи [Pedersen, 2021]. Сквозными вопросами являются права человека, гендерное равенство, климатические изменения и окружающая среда, а также борьба с коррупцией.
Норвежское правительство понимает, что без экстренной гуманитарной помощи невозможно строить долгосрочные планы развития. Однако в официальных документах Норвегия признаёт, что торговля, инвестиции, сотрудничество в области технологий, научных исследований и культуры, работа по укреплению международного правопорядка также важны, поэтому данные направления являются ключевыми элементами политики развития. Несмотря на это, приоритетным для Норвегии является гуманитарное содействие нуждающимся странам.
Первая стратегия Норвегии в области гуманитарной политики была разработана в 2009 г. и заключалась в уточнении целей Норвегии в отношении международных гуманитарных усилий. Цели были представлены в отчете Стортингу № 40 (2008-2009 гг.). В нём были указаны приоритеты Норвегии до 2013 г., обозначена цель Норвегии стать ведущим финансовым и политическим партнером в международных гуманитарных усилиях. Документ также подчеркивал, что нужно подготовиться ко всем вызовам, связанным с гуманитарными усилиями во время сложных и долгосрочных кризисов1.
«Стратегия норвежской гуманитарной политики: действия и комплексные усилия», представленная министром иностранных дел Эриксен Сёрейде в 2018 г., была первым продолжением стратегии 2009 г. Она была задумана как обновленная стратегия гуманитарных усилий Норвегии в условиях обостряющейся мировой обста-
1 Utenriksdepartementet. (2009a). Norsk humanitär politikk (Meld. St. nr. 40 (2008-2009)). URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/413c2f69eead4531906c34b273d9185a/no/pdfs/stm200 820090040000dddpdfs.pdf (дата обращения: 06.08.2022)
новки1. Во время презентации было отмечено, что с 2013 г. Норвегия увеличила свой гуманитарный бюджет более чем на 50%. В Стратегии были выделены основные направления норвежской гуманитарной помощи, а также новые приоритеты, согласно которым Норвегия должна работать над устранением долгосрочных гуманитарных кризисов и уделять особое внимание защите гражданских лиц и гуманитарной помощи на местах.
Стратегия была призвана направлять усилия Норвегии в этой области в течение следующих пяти лет. Основными приоритетами были провозглашены защита гражданских лиц, реформы и инновации, а также более комплексный подход к предотвращению гуманитарных кризисов. Отдельно выделялось, что усилия будут основываться на международном гуманитарном праве, гуманитарных принципах и правах человека. В документе отмечено стремление Норвегии быть в авангарде усилий по обеспечению быстрого и эффективного гуманитарного реагирования. Основными странами-объектами гуманитарной политики выступали Сирия, Йемен, Южный Судан, Афганистан.
Последняя гуманитарная стратегия Норвегии была дополнена гуманитарным руководством Министерства иностранных дел «Обеспечение соблюдения гуманитарных принципов», в которой были отражены рекомендации организаций-партнеров в реализации стратегии 2018 года.
Другим важнейшим документом в области гуманитарной деятельности Норвегии является Белая книга «Общая ответственность за общее будущее», в которой были отражены основные принципы политики развития и гуманитарной помощи, основанные на ЦУР до 2030 г. В документе внимание уделялось необходимости комплексного подхода, были определены приоритеты, на которые должны идти наиболее существенные финансовые средства [Stave, 2022]. Кроме того, в Белой книге был обозначен принцип, что усилия по удовлетворению неотложных гуманитарных потребностей должны рассматриваться наряду с более устойчивыми и долгосрочными решениями, а не в отрыве от них. Согласно документу, необходимо снизить уязвимость и повысить устойчивость развивающихся стран. Важное значение имело положение о том, что для решения локальных гуманитарных проблем необходимо устранение их основных причин: конфликтов, изменения климата и нищеты.
Документ закрепил принцип, согласно которому приоритет гуманитарной помощи Норвегии отдается защите гражданских лиц и обеспечению доступа к наиболее уязвимым группам. Особое внимание уделялось правам и защите женщин. Норвегия провозгласила активизацию своих гуманитарных усилий по укреплению репродуктивного здоровья и борьбе с гендерным насилием. Подтверждение этого можно найти в основных направлениях работы норвежской гуманитарной миссии в Афганистане.
1 Utenriksdepartementet. (2018b). Strategi for norsk humanitär politikk: Handlekraft og helhetlig innsats. Oslo. URL:
https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/dokumenter/hum/hum_str ategi.pdf (дата обращения: 06.08.2022)
Значение гуманитарной политики и подходов к ней подтверждается анализом избирательной кампании в Стортинг в 2021 г. [Скрипка, 2021]. Все партии отразили проблему в своих предвыборных программах. Ни одна партия не выступила за отказ от помощи развивающимся государствам, но стратегии партий имеют некоторые различия. Большинство политических партий согласны с указанием ООН, что развитым странам следует тратить не менее 0,7% ВВП на помощь развивающимся. Данной стратегии придерживаются две партии, формирующие правительство после выборов 2021 г. (Рабочая партия, Партия Центра), а также партия Хёйре, которая была правящей с 2013 г. Разница состояла во взгляде на систему распределения и приоритетные направления.
Так, Рабочая партия с 2020 г. активно выступала за создание специального фонда поддержки беженцев, который стал бы связующим звеном между долгосрочной помощью развивающимся странам и экстренной помощью во время бедствий и военных конфликтов1. Кроме того, представитель партии Анникен Хюитфельдт во время предвыборной кампании предлагала обратить особое внимание на африканский регион2. Второй представитель коалиционного правительства, Партия Центра, разделяет взгляды Рабочей партии, но, как и во всех своих заявлениях, отдает приоритет развитию сельского хозяйства3. Представители партии признают, что усилия в социальной сфере достигли определенных результатов, но распределение гуманитарной поддержки абсолютно не учитывает развитие сельского хозяйства в бедных регионах, в то время как оно могло бы решить часть материальных проблем общества, создать новые рабочие места. Главная оппозиционная партия Хёйре обозначает в качестве приоритетов климат, чистоту моря и образование девочек4.
Особняком в этом вопросе стоит Партия Прогресса, известная своими правопо-пулистскими инициативами. Она считает, что необходимо обозначить критерии успешности гуманитарной помощи, а не измерять ее только количеством вложенных денег. Представитель Партии Прогресса в Стортинге Ханс Андреас Лими также заявлял о том, что он против выделения на помощь развивающимся странам более 0,7% ВВП (например, в 2020 г. было выделено 3% бюджета Норвегии). инициатива объясняется тем, что эта сфера становится единственной, в которой невозможны сокращения, несмотря на внутренние проблемы страны, а также тем, что требуется более ответственный подход к использованию отправленных средств в условиях их ограниченности.
1 L0se forslag til saken Dokument 8:71 L (2020-2021). URL: https://www.stortinget.no/no/Saker-og-publikasjoner/Saker/Lose-forslag/?p=82467 (дата обращения: 10.08.2022)
2 Speed J. Valg 2021: Dette mener partiene om bistand og utvikling. BistandsAktuelt. 01.09.2021. URL: https://www.bistandsaktuelt.no/utenrikspolitikk-utviklingspolitikk/valg-2021-dette-mener-partiene-om-bistand-og-utvikling/119058 (дата обращения: 10.08.2022)
3 VALG 2021: B0R NORGE FORTSETTE Â BEVILGE 1 % AV BNI TIL BISTAND? Kirkens N0dhjelp. 09.07.2021. URL: https://www.kirkensnodhjelp.no/nyheter/aktuelt/valg-2021-bor-norge-fortsette-a-bevilge-1--av-bni-til-bistand/ (дата обращения: 10.08.2022)
4 H0yre partiprogram 2021-2025. H0yre. URL: https://hoyre.no/partiprogram-nettmodus/ (дата обращения: 10.08.2022)
Таким образом, необходимость стратегии гуманитарной помощи развивающимся странам не находит сильного противодействия, но политики регулярно выдвигают свои предложения по систематизации и улучшению данной сферы.
Особенности политики Норвегии в отношении Афганистана
Первая половина 2022 г. показала, что документы норвежского правительства в сфере гуманитарной помощи и общественные дискуссии в этой области остаются актуальными, а Норвегия старается сохранить свои позиции как лидера в проведении мировой гуманитарной политики.
Активная дискуссия о будущем гуманитарной деятельности Норвегии стала разворачиваться в январе 2022 г. Причиной стал новый этап переговоров норвежского правительства с Талибаном (организация запрещена на территории РФ). Важно понимать, что с 2001 г. Норвегия являлась одним из основных игроков в организации гуманитарной и военной помощи в Афганистане [Vestvik, 2015]. Деятельность Норвегии в регионе получила свою оценку в «Публичном отчёте об усилиях Норвегии в Афганистане»1.
В 2001 г. Норвегия стала частью международных усилий в Афганистане после того, как НАТО впервые активировала статью 5 Атлантического договора о коллективной обороне. Норвежские власти сформулировали три основные цели участия: усиление своей значимости в отношениях с США и НАТО, борьба с международным терроризмом и улучшение ситуации в Афганистане2. В компетенцию норвежских гуманитарных и военных усилий входили провинция Фарьяб, Кабул и дипломатическое общение с представителями Талибан (организация запрещена на территории РФ) [Hellum, 2009]. Так, в 2001 г. Норвегия распространила свою гуманитарную помощь на 200 млн человек и открыла первое норвежское посольство в Кабуле. В 2003 г. Министерство иностранных дел взяло на себя руководство Группой поддержки Афганистана (организация, поддерживающая афганцев внутри страны и переселенных в другие страны), а в 2005 г. Вооруженные силы взяли на себя руководство Группой восстановления в районе Фарьяб. В 2012 г. Норвегия пролонгировала обещание о ежегодной поддержке гражданских лиц в размере 750 млн норвежских крон до 2017 г., а в 2013 г. подписали партнерское соглашение о сотрудничестве в целях развития с афганскими властями [Bergmann, 2015].
Проводя гуманитарную и дипломатическую миссии, Норвегия также принимала постоянное участие в качестве военной стороны. Первые норвежские войска прибыли в Афганистан в декабре 2001 г., а последние покинули страну 30 августа 2021 г. За этот период в стране служило около 9200 норвежских солдат. Десять погибли при исполнении служебных обязанностей в Афганистане. Наибольшее количество
1 NOU 2016:8. (2016). En god alliert - Norge i Afghanistan 2001-2014. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/09faceca099c4b8bac85ca8495e12d2d/no/pd fs/nou201620160008000dddpdfs.pdf (дата обращения: 24.07.2022)
2 Johannessen, B. (2018) Afghanistans internasjonale forbindelser. URL: https://snl.no/Afghanistans_internasjonale_forbindelser (дата обращения: 24.07.2022)
норвежцев, одновременно находящихся в стране, - 600 человек1. В боевых действиях Норвегия всегда вносила вклад в Международные силы содействия безопасности (ИСАФ), отправляя сухопутные войска, а иногда и силы ВВС, такие как истребители F-16 и вертолеты. В 2003 г. норвежская рота была дислоцирована в Кабул в составе многонациональной бригады. С 2004 г. большая часть усилий была сосредоточена на севере, в провинции Фарьяб. С 2005 г. Норвегия взяла на себя руководство Группой реконструкции провинции Меймане [Оррегаё, 2015].
Военное участие Норвегии в Афганистане до сих пор подвергается критике. Отмечаются такие факторы, как низкая подготовка солдат и плохая техническая оснащённость перед отправкой в Афганистан, а также снижение внутренней обороноспособности в связи с оттоком офицеров для обучения афганских военных сил2.
Несмотря на большую проделанную работу, после захвата власти талибами (организация запрещена на территории РФ) в августе 2021 г. Министерством иностранных дел Норвегии было принято решение прекратить финансовую поддержку Афганистана и не вступать в дипломатические отношения с Талибаном (организация запрещена на территории РФ). Однако в начале 2022 г. в Норвегии изменилось отношение к данному вопросу, и руководство страны решило оказывать помощь жителям Афганистана, в том числе путём переговоров с действующей властью, которая не была признана западными странами.
Так, посол Норвегии в Кабуле и ещё два дипломата посетили Афганистан 17 января, впервые после того, как покинули страну3. Визит был обоснован критической гуманитарной ситуацией в стране и необходимостью начала публичных переговоров. Дипломатическое сближение Норвегии с Талибаном (организация запрещена на территории РФ) было зафиксировано уже через неделю, когда Министерство иностранных дел объявило о визите представителей Афганистана в Осло4. Это стало первым визитом талибов (организация запрещена на территории РФ) в страну «западного лагеря» с 15 августа 2021 г. Ранее они посетили только Россию, Иран, Катар, Пакистан, Китай и Туркменистан. Примечательно, что расходы на посещение (самолёт, проживание, питание и т.д.) были полностью взяты на себя норвежским правительством.
Делегация из Афганистана прибыла в Осло 22 января, а рабочие встречи были запланированы на следующие три дня. Делегацию возглавлял министр иностран-
1 Forsvaret. Afganistan. 06.09.2021. URL: https://www.forsvaret.no/om-forsvaret/operasjoner-og-ovelser/internasjonale-operasjoner/afghanistan (дата обращения: 02.08.2022)
2 Bentzrad S.B. (2021). Slik har Afghanistan endret det norske forsvaret. Aftenposten. 06.09.2021. URL: https://www.aftenposten.no/kultur/nyhetsanalyse/i/8QPnAw/slik-har-afghanistan-endret-det-norske-forsvaret (дата обращения: 02.08.2022)
3 Langberg 0.K. (2021). Norges ambassad0r i samtaler med Taliban i Kabul. Aftenposten. 17.01.2021. URL: https://www.aftenposten.no/verden7i/mrWKX0/norges-ambassadoer-i-samtaler-med-taliban-i-kabul (дата обращения: 16.07.2022)
4 Afghanistan-samtaler i Oslo. Regjeringen. 21.01.2022. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/samtaler_oslo/id2897938/ (дата обращения: 16.07.2022)
ных дел талибов Амир Хан Муттаки. Кроме того, в Осло прилетел Анас Хаккани, старший советник МВД, который долгое время входил в чёрные списки США за участие в террористической деятельности. В частности, он является братом Сирад-жуддина Хаккани, лидера влиятельной сети, обвиняемой в нескольких нападениях в Афганистане со смертельным исходом. Среди прочего организация была при-частна к нападению на отель «Серена», где был убит норвежский журналист Кар-стен Томассен.
Состав делегации вызвал разную реакцию со стороны общественности. Например, старший научный сотрудник Института Криса Михельсена Арне Странд заявил, что он был приятно удивлен этой группой. По его мнению, люди, которых прислал Талибан (организация запрещена на территории РФ), продемонстрировали готовность обсуждать многие актуальные вопросы. В делегации были широко представлены руководители сектора образования и здравоохранения, афганского Красного Полумесяца и Центрального банка. Эксперт выразил мнение, что это свидетельствует о важности этой встречи для правительства Афганистана1. В то же время звучала массовая критика переговорной группы. Многие афганские активисты в Норвегии были возмущены тем, что в составе делегации не было ни одной женщины, что показывало отсутствие намерений обсуждать правовое положение женщин в Афганистане. В пятницу днем накануне прилета талибов (организация запрещена на территории РФ) несколько афганцев норвежского происхождения собрались возле Стортинга, чтобы провести демонстрацию против их визита в Норвегию, а также выдвинули требование, чтобы Норвегия выдала министра иностранных дел талибов (организация запрещена на территории РФ) Амира Хана Муттаки Суду по правам человека в Гааге. По мнению множества активистов и политиков, переговоры с Талибаном (организация запрещена на территории РФ) помогают легитимизировать их власть и дают им право более активно устанавливать свои законы, нарушающие права человека. Несмотря на широкий общественный резонанс, Министерство иностранных дел отказалось отменить или изменить программу визита, продолжая утверждать, что попытки переговоров с фактической властью Афганистана необходимы. Кроме того, организаторами встречи неоднократно было обозначено, что визит талибов (организация запрещена на территории РФ) в Осло не является признанием легитимности их власти.
Во время пребывания талибов (организация запрещена на территории РФ) в Осло были проведены встречи с афганской диаспорой, проживающей в Норвегии, спецпредставителями стран ЕС, а также прошли двусторонние переговоры между властями Норвегией и Талибаном (организация запрещена на территории РФ). Особое внимание в ходе переговоров было уделено правам женщин, их участию в политике и образовании. Кроме того, важнейшей темой стал вопрос финансирования и перспективы участия Афганистана в мировой экономике. Ранее все счета Аф-
1 Norsk ekspert: - Tror de ser pâ dette som et ekstremt viktig mate. Aftenposten. 23.01.2022. URL: https://www.aftenposten.no/verden/i/WjWX2j/norsk-ekspert-tror-de-ser-paa-dette-som-et-ekstremt-viktig-moete (дата обращения: 16.07.2022)
ганистана в мировых банках были заблокированы, и фактически страна оказалась без действующей банковской системы.
Последующий шаг по урегулированию гуманитарной ситуации в Афганистане последовал спустя два месяца после визита делегации Талибана в Норвегию. 31 марта в пресс-релизе министра иностранных дел Анникен Хюитфельдт было объявлено, что Норвегия предоставит 700 млн норвежских крон на гуманитарную помощь Афганистану в 2022 г.1 В МИД подчеркивают, что норвежская поддержка направлена не режиму талибов (организация запрещена на территории РФ), а проходит через ООН, Всемирный банк и добровольческие организации. Несмотря на заверения, что средства пойдут непосредственно нуждающимся, многие не верят, что на данном этапе возможно оказание гуманитарной помощи без участия правительства Талибан (организация запрещена на территории РФ).
Норвегия обозначила свою главенствующую роль в урегулировании гуманитарной проблемы в Афганистане. Дипломатическими действиями она показала, что может забрать роль главного переговорщика у России. Эксперты допускают, что сближение с Талибаном (организация запрещена на территории РФ) произошло при одобрении США, которые имеют тесные отношения с Норвегией и заинтересованы в решении афганского кризиса. В то же время США не могут позволить себе пойти на прямые переговоры с Талибаном (организация запрещена на территории РФ), который фактически заставил их покинуть территорию Афганистана, поэтому переговоры были инициированы третьей стороной. Свидетельством скрытого одобрения диалога со стороны ведущих стран Запада может служить то, что действия Норвегии не осудили главы государств или представители МИД. Критика ограничилась выступлениями средств массовой информации, политических активистов, уехавших из Афганистана, и оппозиционных политиков внутри страны.
Особенности политики Норвегии в отношении Украины
Являясь традиционным лидером в области гуманитарной помощи, Норвегия не смогла остаться в стороне от кризиса на Украине. Уже в 2014 г. Норвегия заняла принципиальную позицию по всесторонней поддержке Украины. В 2016 г. между странами был подписан договор о сотрудничестве. Финансовая помощь Украине увеличивалась каждый год, и в последние годы составляла около 200 млн норвежских крон. В сотрудничестве с украинскими властями норвежские дипломаты договорились о трех основных направлениях норвежской поддержки: развитие верховенства права, энергетическая реформа и повышение эффективности торговли. Кроме того, в 2016 г. Украина запросила у Норвегии помощь в реабилитации раненных солдат в норвежских клиниках. В ходе дискуссий норвежское правитель-
1 Norge 0ker st0tten til sivile i Afghanistan. Regjringen. 31.03.2022. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/sivile_afghanistan/id2906532/ (дата обращения 16.07.2022)
ство приняло решение не лечить украинцев на своей территории, а оказать технологическую помощь больницам, располагающимся в Украине1.
Правительство Норвегии стало говорить об увеличении гуманитарной помощи Украине еще до начала обострения конфликта, поэтому решение о выделении средств (250 тыс. крон) на гуманитарную помощь Украине и соседним государствам было принято сразу же после 24 февраля. На сайте парламента Норвегии сообщалось, что она выделила около 2,1 млрд крон Украине и соседним странам в результате военных действий России2. Поддержка включила в себя гуманитарную помощь и помощь беженцам в соседних странах, бюджетную поддержку украинского государства, а также поддержку украинских фермеров. Средства, направленные непосредственно на гуманитарную помощь, поступали ООН (671 млн), Международному комитету Красного Креста (310 млн), норвежским и международным гуманитарным организациям (312 млн)3. Норвегия подчеркивала, что, являясь крупным и признанным гуманитарным донором, не может игнорировать данный кризис и должна выступить страной, которая объединит общие усилия в его решении.
Помимо финансовой помощи Норвегия сразу обозначила свою готовность принять беженцев, пострадавших от конфликта. Премьер-министр Й.Г. Стёре заявил на пресс-конференции 25 февраля, что Норвегия будет тесно сотрудничать с ЕС и активно содействовать поиску общих решений, он также добавил, что Норвегия готова содействовать распределению беженцев в рамках европейского сотрудничества4. 28 февраля 2022 г. Норвегия получила письменный запрос от Молдовы о переселении беженцев в Норвегию из-за большого потока беженцев. В нем не было указано точное количество беженцев, поэтому запрос был принят норвежским правительством в результате консультаций с Молдовой. 17 марта 2022 г. правительство объявило, что предложило Молдове переселение 2500 украинских беженцев в Норвегию, а также эвакуацию 550 пациентов больниц и их родственников5.
Сравнивая присутствие Норвегии в Афганистане и Украине, можно сделать вывод, что в первом случае норвежцы сразу взяли шефство над рядом регионов и работали над планом дальнейшего восстановления. В украинском кризисе правитель-
1 Svar pâ sp0rsmâl om norsk bistand til Ukraina. Regjeringen. 24.06.2022. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/dep/ud/brev_ud/svar_ud/2022/brev_bistand/id2920ll8/ (дата обращения: 03.08.2022)
2 Norsk st0tte til Ukraina og nabolandene. Regjeringen. 12.08.2022. URL: https://www.regjeringen.no/no/tema/utenrikssaker/humanitart-arbeid/naboland_hjelp/id2908141/ (дата обращения: 14.08.2022)
3 Там же.
4 St0re mener Norge mâ ta sin del av ukrainske flyktninger. E24. 25.02.2022. URL: https://e24.no/internasjonal-oekonomi/i/Jx2kwR/stoere-mener-norge-maa-ta-sin-del-av-ukrainske-flyktninger (дата обращения: 08.08.2022)
5 Norge henter flyktninger fra Moldova og bidrar til medisinsk evakuering. Regjeringen. 1l.03.2022. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/norge-henter-flyktninger-fra-moldova-og-bidrar-til-medisinsk-evakuering/id290454l/ (дата обращения: 08.08.2022)
ство демонстрирует другой подход, обеспечивая ООН и гуманитарные организации финансовыми средствами.
Как и в Афганистане, проведение гуманитарной политики тесно связано с военными действиями и помощью сторонам конфликта. Но если в Афганистане Норвегия, как и ряд стран НАТО, ввела военный контингент на территорию конфликта, а также провела мобилизацию регулярных войск внутри страны, то в украинском кризисе она ограничивается поставкой вооружений украинской армии. По сообщениям Министерства обороны, правительство приняло решение о передаче Украине 4000 противотанковых средств типа М72, системы ПВО, 1500 бронежилетов, 5000 касок, 15000 полевых пайков, 1000 защитных масок с фильтрами, 2000 спальных мешков, 10000 ковриков и немного одежды, 22 артиллерийских орудий М109 с оборудованием и запасными частями, а также артиллерийских боеприпасов. Правительство оправдывает эти действия тем, что «вторжение России в Украину требует особых решений и мер». Оно также подчеркивает, что речь идет о безвозмездной передаче оружия из одного государства в другое, а не о коммерческом экспорте1.
Если говорить о «живой силе», то норвежское правительство ограничилось тем, что отправило 50 солдат на территорию Литвы в рамках партнерских соглашений НАТО. Таким образом, численность военного присутствия Норвегии вблизи Украины стала 200 человек. Кроме того, после начала конфликта Норвегия приняла решение о выделении 3 млрд норвежских крон на усиление оборонного комплекса, особенно на северных границах с РФ2.
Норвегия изменила подход к своей деятельности в конфликтном регионе по сравнению с Афганистаном. Страна сосредоточилась на финансовой поддержке структур, которые уже принимают активное участие в помощи украинцам, а военные действия оставила противоборствующим сторонам, только помогая оборудованием.
* * *
Норвегия не может оказывать сильное влияние на мировую экономику или на ход вооружённых конфликтов в мире. Однако роль донора гуманитарной помощи развивающимся странам позволяет Норвегии обладать большим влиянием на международной арене.
Другой причиной больших финансовых вливаний в эту область является страх миграционного кризиса. Скандинавские страны имеют мягкие правила въезда беженцев, поэтому Норвегия заинтересована в том, чтобы снизить поток иммигрантов. Подобную политику активно проводила партия Хёйре, которая считала, что создание лучших условий в развивающихся странах уменьшит необходимость миграции граждан из наименее развитых стран в страны Запада.
1 Forsvaret og krigen i Ukraina. Forsvaret. 12.04.2022. URL: https://www.forsvaret.no/aktuelt-og-presse/aktuelt/ukraina (дата обращения: 26.07.2022)
2 Там же.
В первой половине 2022 г. возник ряд гуманитарных вызовов, которые не могли быть проигнорированы норвежским правительством. Усилия Королевства показывают, что Норвегия выбрала в качестве приоритета закрепление гуманитарного лидерства на Ближнем востоке. В то же время Норвегия не отказывается от помощи Украине и соседним странам, но и не готова выступить в роли ведущей силы в области гуманитарной помощи в этом регионе. В частности, Норвегия не предлагала свою дипломатическую помощь для переговоров с ДНР и ЛНР, как в случае с Талибаном (организация запрещена на территории РФ) в Афганистане. Примечательно, что во время оказания помощи Афганистану звучали заявления о том, что это вклад в будущее место Норвегии в политической иерархии. Сейчас Норвегия принимает участие в гуманитарной помощи Украине как признанный ведущий донор.
Помимо гуманитарного участия, Норвегия вынуждена присутствовать в конфликтах как военная сторона. Частично это обусловлено ее членством в НАТО. Однако существуют сильные отличия норвежского присутствия в Афганистане и на Украине. Так, в первом случае в боевых действиях участвовали норвежские солдаты, а на Украине действующее правительство ограничивается отправкой военной помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сахаров А.Г., Колмар О.И. (2019) Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России. Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 189-206. DOI: 10.11323/1996-l845-2019-01-11
Скрипка И.Р. (2021) Влияние социальных сетей на избирательную кампанию в стортинг 2021 г. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 6. С. 59-6l. DOI: 10.15211/vestnikieran62021596l
Bergmann P. (2015) «Derfor er Norge i Afghanistan». Internasjonal Politikk. No 1(l3). Pp. 89-101.ISSN: 0020-5llX
Hellum N. (2009) Menn i dumme kjoler: en antropologisk studie av menneskelige faktorer i fredsst0ttende operasjoner. FFI rapport. 52 p. ISBN 9l8-82-464-150l-9
Opperud A. (2015) Norsk innsats i Afghanistan sett med et militœrt blikk. Internasjonal Politikk. No. 1 (l3). Pp. 121-129. ISSN: 0020-5llX
Pedersen J. (2021) FNs bœrekraftsmâl og Norges rolle. Norskfilosofisk tidsskrift. Vol. 56. Iss. 2-03. Pp. 102-113. DOI: 10.18261/issn.1504-2901-2021-02-03-05
Stave S.E. (2022) Handling med mening Verkt0y for en mer samstemt politick for bœrekraftig utvikling. Fafo-notater. 34 p. ISSN: 0804-5135
Vestvik R.A. (2015) Norges engasjement i Afghanistan. Internasjonal Politikk. No. 1 (l3). Pp. 102-110. ISSN: 0020-5llX
Humanitarian Policy of Norway. The Cases of Afghanistan and Ukraine
I.R. Skripka*
Junior researcher at the Department for Country Studies Institute of Europe, Russian Academy of Science 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009 'E-mail: iv.skripka@yandex.ru
Abstract. The article analyses the humanitarian policy of Norway. Norwegian strategy in this area is considered on the example of the country's participation in two major conflicts of the 21st century in Afghanistan and Ukraine. The author studied the normative documents of Norway in the field of humanitarian policy. Since 2009, the evolution of the views of Norwegian politicians and society on this issue has been traced. The author gives a modern view of political parties on this issue, using the materials of the parties' political programs before 2021 parliamentary elections. The article focuses on the work of Norway in the humanitarian sphere in the first half of 2022. Thus, Norway became the first country to establish contacts with the Taliban after they seized power in 2021, held talks with their representatives on its territory in Oslo. In addition, data are provided on Norway's participation in resolving the Afghan issue in the past. The article contains criticism of the actions of the Norwegian government by public activists in Norway and Afghanistan. For comparison, the author provides up-to-date data on humanitarian and military assistance to Ukraine. The author reaches conclusions concerning the reasons and course of changes of Norwegian humanitarian policy in countries engaged in conflict.
Key words: Norway, Afghanistan, Ukraine, humanitarian aid, developing countries, refugees.
DOI: 10.31857/S0201708322060146 EDN: kuuyjz
REFERENCES
Bergmann P. (2015) «Derfor er Norge i Afghanistan», Internasjonal Politikk, no. 1(73), pp. 89-101.ISSN: 0020-577X
Hellum N. (2009) Menn i dumme kjoler: en antropologisk studie av menneskelige faktorer i fredsst0ttende operasjoner, FFI rapport, 52 p. ISBN 978-82-464-1507-9
Opperud A. (2015) Norsk innsats i Afghanistan sett med et militert blikk, Internasjonal Politikk, no. 1 (73), pp. 121-129. ISSN: 0020-577X
Pedersen J. (2021) FNs bsrekraftsmäl og Norges rolle, Norskfilosofisk tidsskrift, vol. 56, iss. 2-03, pp. 102-113. DOI: 10.18261/issn.1504-2901-2021-02-03-05
Saharov A.G., Kolmar O.I. (2019) Perspektivy realizacii Celej ustojchivogo razvitiya OON v Rossii [Prospects for the implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia], Vestnik mezhdunarodnyh organizacij, vol. 14, no. 1, pp. 189-206 (in Russian).
Skripka I.R. (2021) Vliyanie social'nyh setej na izbiratel'nuyu kampaniyu v storting 2021 g. [The impact of social media on the 2021 Storting election campaign], Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, no. 6, pp. 59-67 (in Russian).
Stave S.E. (2022) Handling med mening Verkt0y for en mer samstemt politick for bsrekraftig utvikling, Fafo-notater, 34 p. ISSN: 0804-5135
Vestvik R.A. (2015) Norges engasjement i Afghanistan, Internasjonal Politikk, no. 1 (73), pp. 102-110. ISSN: 0020-577X