Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИ ЦЗИНЬПИНА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РУКОВОДЯЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ'

КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИ ЦЗИНЬПИНА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РУКОВОДЯЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
321
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИ ЦЗИНЬПИН / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИРНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОВЫИГРЫШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / XI JINPING / GLOBAL GOVERNANCE CONCEPT / PEACEFUL DEVELOPMENT / WIN-WIN COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ли Янь

Теория глобального управления Си Цзиньпина пропагандирует мирное развитие, взаимовыигрыш- ное сотрудничество, отстаивает строгое соблюдение Устава ООН, настаивает на создании отношений нового типа между великими державами с учетом интересов средних и небольших государств. Данная концепция предлагает развивать роль уже существующих международных организаций, а также способствовать созданию новых площадок; не только активно брать на себя международную ответственность и обязанности, но и при- держиваться принципов своих возможностей; прислушиваться и к требованиям других стран, и к голосу Китая; делать упор как на глобальное, так и на национальное управление. Руководствуясь этой теорией, Китай прини- мает активное участие в глобальном управлении, развивает торгово-экономическое сотрудничество с другими странами, активно реализует инициативу «Один пояс - один путь», энергично развивает культурные связи с другими государствами, содействует прогрессу человеческой цивилизации во взаимном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global Governance Concept of Xi Jinping. The theoretical connotation and practical supervising importance

Xi Jinping’s global governance concept advocates peaceful development, win-win cooperation, and a new international order under adhering to the UN Charter, which strives to build a new type of relationship between big powers also concerned interests of small and medium-sized countries. To play the role of existing international organizations and promote the establishment of the new platform not only actively assumes international responsibilities and obligations but also follows the respective principles of competence. It listens to both the requirements of other countries and the voice of China, emphasizing both global governance and national governance. Under the guidance of this theory, China is actively participating in global governance, developing economic and trade cooperation with other countries, actively implementing the “Belt and Road Initiative”, vigorously carrying out cultural exchanges between China and foreign countries, and promoting the progress of human civilization in mutual learning.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИ ЦЗИНЬПИНА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РУКОВОДЯЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ»

Quo vadis?

Концепция глобального управления Си Цзиньпина

Теоретическое содержание и практическая руководящая значимость

© Ли Янь © Li Yan

Концепция глобального управления Си Цзиньпина. Теоретическое содержание и практическая руководящая значимость

Global Governance Concept of Xi Jinping. The theoretical connotation and practical supervising importance

Аннотация. Теория глобального управления Си Цзиньпина пропагандирует мирное развитие, взаимовыигрышное сотрудничество, отстаивает строгое соблюдение Устава ООН, настаивает на создании отношений нового типа между великими державами с учетом интересов средних и небольших государств. Данная концепция предлагает развивать роль уже существующих международных организаций, а также способствовать созданию новых площадок; не только активно брать на себя международную ответственность и обязанности, но и придерживаться принципов своих возможностей; прислушиваться и к требованиям других стран, и к голосу Китая; делать упор как на глобальное, так и на национальное управление. Руководствуясь этой теорией, Китай принимает активное участие в глобальном управлении, развивает торгово-экономическое сотрудничество с другими странами, активно реализует инициативу «Один пояс — один путь», энергично развивает культурные связи с другими государствами, содействует прогрессу человеческой цивилизации во взаимном обучении.

Annotation. Xi Jinping's global governance concept advocates peaceful development, win-win cooperation, and a new international order under adhering to the UN Charter, which strives to build a new type of relationship between big powers also concerned interests of small and medium-sized countries. To play the role of existing international organizations and promote the establishment of the new platform not only actively assumes international responsibilities and obligations but also follows the respective principles of competence. It listens to both the requirements of other countries and the voice of China, emphasizing both global governance and national governance. Under the guidance of this theory, China is actively participating in global governance, developing economic and trade cooperation with other countries, actively implementing the "Belt and Road Initiative", vigorously carrying out cultural exchanges between China and foreign countries, and promoting the progress of human civilization in mutual learning.

Ключевые слова. Си Цзиньпин, глобальное управление, мирное развитие, взаимовыигрышное сотрудничество.

Key words. Xi Jinping, global governance concept, peaceful development, win-win cooperation.

После XVIII съезда Коммунистической партии Китая Генеральный секретарь Си Цзиньпин осуществляет единое руководство. В соответствии с новыми изменениями в международном положении и быстрым ростом совокупной мощи Китая он глубоко проанализировал и изложил основные цели, главные идеи, а также основополагающие

ЛИ ЯНЬ — профессор Института мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук.

Статья подготовлена в рамках Совместной исследовательской программы Китайской академии общественных наук и Российского гуманитарного научного фонда «Российско-китайская поддержка стран Азии и Африки: сравнение и анализ», проект № 201718.

принципы и методы активного участия Китая в глобальном управлении. Си Цзиньпин избрал путь инициативы и лидерства в качестве основного направления, а мирное развитие и взаимовыигрышное сотрудничество — в качестве основной цели.

Си Цзиньпин выступает как за установление нового порядка международных отношений в соответствии со строгим соблюдением Устава ООН, так и за создание нового типа междержавных отношений с учетом интересов средних и небольших государств; поддерживает как развитие роли уже существующих международных организаций, так и создание новых площадок; подчеркивает необходимость прислушиваться и к требованиям других стран, и к голосу Китая; делать упор и на глобальное, и на национальное управление; поддерживает создание «китайского проекта» глобального управления.

Его рассуждения на эту тему основаны на историческом опыте и отвечают требованиям современности, являются долгосрочными и прочными, демонстрируют миру мудрость Китая, отражают широкое международное видение нового поколения руководства Китая и его способность координировать общую ситуацию. Кроме того, это является свидетельством инновационного подхода к марксистской теории международных отношений в современном Китае; ее развитие имеет важное практическое значение для участия Китая в глобальном управлении.

Китай должен принимать активное участие в глобальном управлении, беря инициативу на себя

В конце прошлого века вслед за окончанием «холодной войны» стала стремительно развиваться экономическая глобализация, и судьбы всех стран мира объединились как никогда раньше. В то же время был нанесен серьезный удар по тогдашнему международному политическому и экономическому порядку, возникло большое количество глобальных проблем. Ради их эффективного решения, установления действительно рационального глобального порядка появилась идея о глобальном управлении.

В классических произведениях Маркса и Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Секретная дипломатия XVIII века» представлен глубокий анализ развития и расширения капитализма, формирования глобального рынка, а также, как следствие этого, неравномерности развития отношений между государствами.

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс подчеркивали: «...наличие массы людей, живущих только своим трудом, — массы рабочей силы, отрезанной от капитала или от возможности хотя бы ограниченного удовлетворения своих потребностей и характеризующейся поэтому уже не только временной потерей самой этой работы, как обеспеченного источника жизни, но и вообще совершенно непрочным положением, — все это предполагает, в силу конкуренции, существование мирового рынка» [3. С. 34—35]. Маркс и Энгельс полагали укрепление глобальных связей отличительной чертой мирового сообщества в новую эпоху. Со-

временная история Китая показывает, что эта тенденция мирового развития требует своевременного реагирования. С начала XXI в. в связи с ростом национальной мощи, усилением международного положения и влияния нашей страны, в ситуации изменения глобального порядка, обострения глобальных проблем и приближения к обществу глобального риска, а также в условиях, когда некоторые методы глобального управления западного руководства оказываются неэффективными, Китаю необходимо усилить защиту суверенитета и начать играть более активную роль в международных делах.

В марте 2013 г., выступая в МГИМО, Си Цзиньпин указал на изменчивую обстановку в нынешнюю эпоху и непрерывно меняющийся облик современного мира: «Основным лейтмотивом эпохи являются мир, развитие, сотрудничество и совместный выигрыш.., никакая страна или группа стран больше не в силах добиться глобального господства. Целый ряд стран с нарождающимися рынками и развивающихся стран вступил на путь быстрого развития.. , в мире постепенно формируется ряд центров развития, расстановка сил. изменилась в пользу глобального мира и развития. Все страны как никогда взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы друг от друга. Жители нашей планеты. все теснее сплачиваются в одно сообщество с общей судьбой. Человечество по-прежнему стоит перед множеством трудностей и вызовов. Все еще дают о себе знать серьезные последствия международного финансового кризиса, четко отмечено усиление протекционизма.., не угасают "горячие точки" конфликтов, нарастает склонность к гегемонии, политике силы и неоинтервенционизму, традиционные угрозы безопасности начали переплетаться с нетрадиционными в формах гонки вооружений, терроризма и кибербезопасности, поэтому нам по-прежнему предстоит выполнять тяжелые задачи для поддержания мира и содействия совместному развитию» [7. С. 368—369]. В этом выступлении был дан глубокий анализ международной ситуации, она была освещена с разных сторон: с точки зрения многополярности мира, формирования многочисленных центров развития, взаимозависимости стран, а также трудностей и вызовов, с которыми сталкивается человечество.

Си Цзиньпин также подчеркивает, что, по мере изменения ситуации в мире, множатся и серьезные транснациональные и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, поэтому необходимо идти в ногу со временем, осуществляя соответствующие корректировки и преобразования механизмов системы глобального управления. «Ситуация в мире подвержена огромным изменениям, тот, кто подстраивается под нее, — процветает, тот кто идет наперекор — гибнет. <...> Будь то одно государство или весь мир, необходимо идти в ногу со временем, только так можно сохранить жизнеспособность». Такое четкое понимание задач глобального управления, которые стоят перед Китаем, отражает манеру лидера великой державы, а также смелость и ответственность Китая. «История учит нас, что, если государство хочет развиваться и процветать, оно должно ориентироваться и идти по течению, а в противном

случае оно неизбежно будет отброшено историей со своей арены. Что такое течение современного мира? Ответ только один — мир, развитие, сотрудничество и взаимный выигрыш» [7. С. 362]. «Вне зависимости от изменений мировой системы управления, мы должны всегда принимать активное участие и играть конструктивную роль в создании более честного и справедливого мирового порядка, заложить законодательную основу обеспечения мира и стабильности в мире» [7. С. 438]. «Мудрый меняется согласно требованиям времени, знающий устанавливает порядок согласно требованиям мира»1, нужно смело идти на изменения и инновации.

В октябре 2015 г. во время 27-й коллективной учебы членов Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин еще раз отметил, что мировое сообщество в целом полагает, что в настоящее время система глобального управления меняется на фоне переломного периода в истории. Международное соотношение сил претерпевает глубокие изменения, страны с нарождающимся рынком и большое количество развивающихся государств быстро развиваются, непрерывно растут силы международного влияния. В наше время это самое революционное изменение в международном соотношении сил. Глобальное управление — это не только реагирование на различные глобальные вызовы, но и определение правил и направлений для международного порядка и системы международных отношений; оно подразумевает не только борьбу за высшую точку развития, но связано также с положением и ролью всех стран в долгосрочном системном планировании международного порядка и системы международных отношений. Мы должны, исходя из общей обстановки, стремиться энергично воспользоваться этой возможностью, комплексно учитывать внутреннюю и международную ситуации, содействовать развитию глобальной системы управления в более справедливом и рациональном направлении, создать более благоприятные условия для развития Китая и мира во всем мире [10]. Этот анализ и точка зрения, затрагивающие многие важные вопросы, начиная с огромных перемен, которые несет глобализация, и заканчивая изменениями международного положения, а также проблемами, стоящими перед нашей страной, продемонстрировали, что Китай должен идти в ногу со временем, показали необходимость и неотложность его активного участия в глобальном управлении.

Участие Китая в глобальном управлении направлено на мирное развитие и взаимовыигрышное сотрудничество

Мировое сообщество по-разному трактует мотивы участия Китая в глобальном управлении, вызывающего сильные отклики. При этом существуют различные искажения, неверные толкования, сомнения и опасения. Перед лицом непрерывного роста Китая кое-кто начинает беспокоиться, а некоторые вообще предвзято относятся к Китаю, полагая, что

1 См. трактат Хуань Куаня «Спор о соли и железе» (I в. до н. э.).

развитие Китая непременно является «угрозой», превратным образом истолковывают «китайскую мечту» как «мечту об экспансии и гегемонии», что неизбежно приведет к попаданию в так называемую «ловушку Фукидида». А есть и такие, кто, более того, изображают Китай как опасного Мефистофеля в «Фаусте» Гете [5. С. 15].

Возникновение этих трактовок в основном связано с устоявшейся в западном мире традиционной трактовкой целей глобального управления, а также с непониманием политики Китая. Си Цзиньпин неоднократно называл цели участия Китая в глобальном управлении: мирное развитие, взаимовыигрышное сотрудничество. Он подчеркивает, что строгое проведение независимой мирной внешней политики является традицией руководства Нового Китая всех поколений, Китай всегда был непоколебимой силой в обеспечении мира во всем мире, мы будем неизменно придерживаться этого курса и никогда не станем колебаться в его отстаивании; для того чтобы идти в ногу с эпохой, нельзя «туловищем войти в XXI в., а головой остаться в прошлом — в эпохе колониальной экспансии, в рамках мышления времен "холодной войны" и игр в шахматы с нулевой суммой» [5. С. 147].

26 сентября 2015 г. Си Цзиньпин выступил с речью «Стремиться к общему устойчивому развитию, чтобы быть партнерами во взаимовыигрышном сотрудничестве» на саммите ООН по развитию в ее штаб-квартире в Нью-Йорке. «Мир и развитие по-прежнему остаются главными темами нашей эпохи, нужно решить очень многие глобальные проблемы.., в основе решения лежит стремление к миру и осуществление развития» [11]. «Мы должны упорно отстаивать взаимовыигрышное сотрудничество, способствовать установлению нового типа международных отношений, в основе которых лежит взаимовыигрышное сотрудничество, твердо придерживаться открытой стратегии взаимного выигрыша, воплотить идею взаимовыигрышного сотрудничества в таких сферах внешнего сотрудничества, как политика, экономика, безопасность, культура» [8. С. 443]. Си Цзиньпин неоднократно подчеркивает, что Китай категорично не признает устаревшую логику «сильная страна обязательно должна быть узурпатором», никогда не пойдет по пути гегемонии и экспансии. Чем больше будет развиваться Китай, тем больше выгоды это принесет для мира и развития во всем мире. Потому что без мира Китай и мировое сообщество не могут успешно развиваться, а при отсутствии развития Китай и мировое сообщество не могут сохранять мир.

Установление взаимовыигрышного сотрудничества в качестве основы нового типа международных отношений — это стратегический выбор, сделанный Коммунистической партией Китая на основе тенденций развития современности и фундаментальных интересов развития Китая и отражающий общее стремление китайского народа и народов мира. Сегодня, в ситуации многополярности мира, расширения экономической глобализации в многообразия культуры непрерывной информатизации общества, люди более, чем когда-либо имеют возможности двигаться в направление мира и развития, а взаимовыигрышное сотрудничество и есть реальный способ достижения этой цели. В связи с этим

Си Цзиньпин отмечает: «Нужно способствовать инновационному развитию концепции глобального управления, активно выявлять резонансную точку между позитивным мироощущением, присущим китайской культуре, и идеями об управлении в современную эпоху, продолжать обогащать и утверждать идею сообщества единой судьбы человечества, всемирно развивать концепцию глобального управления, заключающуюся в совместных консультациях, совместном строительстве и совместном использовании» [10].

Эта впервые четко предложенная руководством Китая на открытом форуме концепция «совместных консультаций, совместного строительства, совместного использования» будет направлять крупнейшую развивающуюся страну мира к участию в процессе глобального управления. «Совместные консультации, совместное строительство и совместное использование» образуют системную цепь, которая укрепляет глобальное управление, продвигает вперед систему глобального управления и модернизацию возможностей управления этой системой — что невозможно при отсутствии любого элемента. Совместные консультации — это следование принципу «ум — хорошо, а два — лучше»: совместное обсуждение проблем участниками глобального управления. Совместное строительство — это процесс, когда каждый делает все что может, в полной мере выявляет собственные преимущества и потенциал и непрерывно содействует строительству. Совместное использование должно сделать глобальную систему управления и результаты ее существования более справедливыми и более выгодными для всех членов мирового сообщества.

Сочетание глубокой традиционной китайской культуры с концепцией глобального управления выявляет резонансную точку между позитивным мироощущением, присущим китайской культуре, и идеями об управлении в современную эпоху, стимулирует создание Сообщества единой судьбы человечества. Эти идеи несут новые идеи управления и стратегическое мышление для Китая и всего мира, содействуют инновациям и развитию концепции глобального управления, открывают новую сферу для современной китайской марксистской теории международных отношений.

Глобальное управление должно придерживаться принципов равноправных консультаций и взаимовыгодного совместного строительства

Проблема глобального управления фактически возникла в человеческом обществе после периода Великих географических открытий. Вначале гегемонизм и политика силы были практикой решения глобальных проблем. С середины прошлого века с развитием мирового социализма, усилением социалистических сил демократизация международных отношений усилилась, но неравномерность и неравенство в международных отношениях сохранились. Глобальное управление в новом веке должно отражать инновации, и Си Цзиньпин подробно описал основные принципы участия Китая в глобальном управлении.

Во-первых, глобальное управление должно соответствовать Уставу ООН, новые проблемы необходимо решать посредством нового механизма, путем консультаций на равноправной основе.

В 1990 г. председатель Международной комиссии по вопросам международного развития Вилли Брандт системно представил в Германии концепцию глобального управления. С 1990-х гг. теория глобального управления постоянно обогащалась и совершенствовалась. В западной теории глобального управления кое-кто выступает за создание «мирового правительства», а некоторые — за управление без «правительства»2. Хотя эти идеи предлагают различные основы глобального управления, глобальное управление, в котором доминируют западные державы, основано на интересах больших стран. Си Цзиньпин подчеркивает, что ООН должна играть важную роль в глобальном управлении, предпосылкой которого является необходимость соблюдать Устав ООН.

Во время встречи с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном он отметил: «В современном мире происходят глубокие и сложные изменения. Чтобы решить глобальные трудные вопросы и вызовы, все члены ООН должны прилагать совместные усилия. Ментальность игры с нулевой суммой уже отжила свое время, мы должны вступить на новый путь взаимопомощи и взаимовыигрышного сотрудничества. В этом отношении ООН должна что-то делать» [7. С. 341]. «Различные противостояния и несправедливости в современном мире существуют не потому, что цели и принципы Устава ООН устарели, а именно потому, что эти цели и принципы не были эффективно реализованы» [9. С. 260]. Он также указал, что ООН может сыграть свою роль в решении острых международных проблем, способствовать политическому урегулированию конфликтов; играть роль в таких глобальных проблемах, как устранение бедности и изменение климата; содействовать реализации целей общего развития; играть активную роль в таких международных делах, как борьба с терроризмом и информационная безопасность. «Чтобы защищать и развивать беспристрастие и справедливость в международных отношениях, необходимо придерживаться целей и принципов Устава

2 У научного сообщества Запада существует множество взглядов на предмет и пути глобального управления, что оказывает сравнительно большое влияние на понимание данной проблемы научной общественностью Китая. Британский ученый Энтони Макгрю однажды отметил: «Некоторые люди считают, что глобальное управление находится под контролем мощной транснациональной социальной силы — космократии (cosmocracy), юридических лиц и правительственных сетей». Джеймс Розенау считает, что глобальное управление — это путь управления без правительства. Имеются в виду отвечающие за некоторые действия «управленческие механизмы (regulatory mechanism), которые, хотя и не имеют официальной власти, однако функционируют эффективно». Энтони Макгрю считает: «Глобальное управление связано не только с официальными институтами и организациями — государственными органами, межправительственным сотрудничеством и т. д. — которые участвуют или не участвуют в разработке и поддержания правил и норм, регулирующих мировой порядок, сюда относятся также все другие организации и группы давления — от многонациональных корпораций, транснациональных общественных движений до многочисленных неправительственных организаций, которые преследуют цель оказывать влияние на транснациональные правила и системы власти» [2; 12; 13].

ООН. Мы должны содействовать уважению суверенитета и территориальной целостности всех государств, уважать разнообразие мировых цивилизаций и разнообразие национальных путей развития, уважать и защищать право народов всех стран самостоятельно выбирать свою социальную систему, противостоять всем формам гегемонизма и силовой политики» [6]. «Внутренние дела одной страны должны решаться ее собственным народом, а международные — всеми странами путем консультаций» [7. С. 438].

Си Цзиньпин неоднократно указывал, что возникающие в международных отношениях новые проблемы нужно решать путем их демократизации и усиления в них правопорядка, глобальное управление должно содействовать соблюдению в международных отношениях всеми сторонами международного права и общепризнанных основополагающих принципов отношений между государствами, использовать единые правила, чтобы понять, что хорошо, а что плохо, способствовать миру и стремиться к развитию. Он также подчеркивает, что все государства должны совместно содействовать рационализации международных отношений, адаптироваться к новым изменениям в международном соотношении сил, содействовать реформе системы глобального управления, учитывать интересы и требования всех сторон, лучше защищать законные права и интересы развивающихся стран. Это есть обобщение и развитие современной теории международных отношений, основанной на обширном международном опыте и приверженности марксистским позициям и взглядам.

Во-вторых, глобальное управление новой эпохи должно создать новый тип междержавных отношений.

Междержавные отношения являются важной составляющей глобального управления. В прежней международной политической системе развитые страны Запада и объединения крупных государств имели большее право голоса в глобальных вопросах, международный политический и экономический порядок зачастую находился под контролем могущественных стран. В. И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» тщательно проанализировал политику права сильного, характерную для империализма: «...колониальная политика капиталистических стран закончила захват незанятых земель на нашей планете. Мир впервые оказался уже поделенным, так что дальше предстоят лишь переделы, т. е. переход от одного "владельца" к другому, а не от бесхозяйности к "хозяину". Не только во вновь открытых, но и в старых странах империализм ведет к аннексиям, к усилению национального гнета и, следовательно, также к обострению сопротивления» [1. С. 420].

Действительно, даже в современную эпоху, в существующей международной политической системе развитые страны Запада и объединения крупных государств по-прежнему имеют большее право голоса в управлении глобальными делами, а это приводит к тому, что формирование международного порядка в общем находится под контролем могущественных государств. Они требуют от различных стран реформирования их политических и экономических систем, чтобы отвечать требованиям

транснационального капитала, и изо всех сил добиваются интернационализации внутренних проблем государств. Эти действия не создают институциональное пространство для эффективного участия развивающихся стран в глобальном управлении.

Исходя из основополагающих принципов обеспечения мира и развития во всем мире, Си Цзиньпин считает, что Китаю необходимо построить новый тип отношений с другими державами, объединить интересы крупных стран с интересами средних и небольших государств и экономически слаборазвитых стран. Великие державы должны уважать друг друга, осуществлять взаимовыигрышное сотрудничество на благо народов своих стран и народов мира. Россия — самый крупный сосед Китая и мировая держава, Китай и Россия имеют широкие общие интересы, являются добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями. Во время своего визита в Россию Си Цзиньпин отметил: «России нужен процветающий и стабильный Китай, а, в свою очередь, Китаю нужна могучая и успешная Россия». По его словам, «прочные китайско-российские отношения не только отвечают интересам Китая и России, но и служат надежной гарантией обеспечения международного стратегического баланса, а также мира и стабильности на всей планете» [7. С. 373].

При встрече с президентом США Бараком Обамой в 2013 г. Си Цзинь-пин подчеркнул, что Китай и США имеют обширные общие интересы в сфере глобального управления, сотрудничество двух главных мировых держав — это предвестник счастливого будущего во всем мире, а также необходимое условие для разрешения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Обе стороны должны стремиться к поддержанию стабильности в мире, содействовать миру во всем мире, избегать конфликтов и конфронтации. «Перед лицом быстрого развития экономической глобализации и объективных требований в результате осознания общности интересов и неделимости судеб всех субъектов мира Китай и США могут и должны идти по новому пути, отличному от тех путей в истории, которые были отмечены противостоянием и конфликтами между великими державами. Мы договорились сообща прилагать усилия для создания междержавных отношений нового типа, основывающихся на взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве, чтобы приносить пользу и выгоду народам не только обеих стран, но и всего мира... Благоприятное сотрудничество между Китаем и США послужит фундаментом мировой стабильности, ...будет способствовать установлению мира во всем мире» [7. С. 379]. Напротив, китайско-американский конфликт и конфронтация определенно станут бедствием для обеих стран и всего мира. По словам Си Цзиньпина, области, в которых Китай и США должны и могут сотрудничать, очень широки. Обе страны должны содействовать совершенствованию механизма глобального управления, совместно способствовать стабильному росту мировой экономики и обеспечивать стабильность глобального финансового рынка.

Важный полюс в многополярном мире, всесторонний стратегический партнер Китая — Европа. Си Цзиньпин настаивает на рассмотрении отношений Китая и Европы со стратегической точки зрения: объединить

две большие силы, два крупных рынка и две крупные цивилизации, вместе строить партнерские отношения мира, роста, реформ и культуры, усилить глобальное влияние стратегического партнерства Китая и Европы и тем самым внести больший вклад в мировое процветание и развитие.

В то же время Си Цзиньпин ясно дает понять, что вне зависимости от того, отстаивается ли собственный путь мирного развития или же налицо стремление к созданию нового типа междержавных отношений, Китай не будет вредить своим законным правам и интересам. Он со всей серьезностью заявил: «Ни одно иностранное государство не должно надеяться, что мы будем торговать собственными интересами.., что мы проглотим горькие пилюли, которые наносят ущерб суверенитету, безопасности и интересам развития нашего государства» [5. С. 272].

В-третьих, глобальное управление должно развивать роль уже существующих международных организаций и способствовать созданию новых площадок.

Успешное глобальное управление требует большего числа участников. Си Цзиньпин придает огромное значение роли различий международных организаций, активно содействуя участию Китая в традиционных международных организациях, таких, как G20, ВТО, МВФ, Всемирный банк и др., а также строительству новых организаций, таких, как БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. На саммите лидеров G20 в сентябре 2013 г. Си Цзиньпин отметил: «"Группа двадцати" является важной платформой для всесторонних консультаций по международным экономическим вопросам между развитыми и развивающимися странами. Мы должны превратить "Группу двадцати" в важную силу для стабилизации мировой экономики, создания глобальной сети международной финансовой безопасности и улучшения управления глобальной экономикой» [7. С. 456].

На встрече с лидерами БРИКС Си Цзиньпин подчеркнул, что необходимо «закрепить важную роль БРИКС в улучшении глобального управления и укреплении многосторонности. Работать вместе, чтобы создать общность государственных интересов БРИКС». Выступая в Университете им. Н. Назарбаева, Си Цзиньпин отметил: «Мировая экономическая интеграция развивается ускоренными темпами, и региональное сотрудничество тоже находится на крутом подъеме. В Евразии создан ряд организаций регионального сотрудничества.. , благодаря укреплению сотрудничества между ШОС и Евразийским экономическим сообществом мы сможем обрести еще большее пространство для развития» [7. С. 390— 391]. С непрерывным ростом национальной мощи Китай будет и впредь отстаивать инициативность и многосторонность, прилагать усилия, направленные на сохранение мира во всем мире.

В-четвертых, участие в глобальном управлении требует активно брать на себя международную ответственность и обязательства, а также следовать принципу собственных возможностей.

Си Цзиньпин подчеркивает: чтобы участвовать в глобальном управлении, Китай должен активно выполнять свой долг и брать на себя ответ-

ственность и обязательства, соответствующие его национальной мощи и международному статусу, предоставлять необходимые общественные блага, во всем исходить из национальных особенностей своей страны, придерживаться позиции развивающейся страны, объединять защиту интересов нашей страны с общими интересами огромного числа развивающихся стран, соблюдать баланс прав и обязанностей, учитывать не только требования Китая к мировому сообществу, связанные с его развитием, но и ожидания международного сообщества в отношении Китая.

Китай должен играть активную роль в борьбе с терроризмом и обеспечении глобальной безопасности, участвовать в защите окружающей среды, активно реагировать на глобальное изменение климата и брать на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу. В отношениях с соседними странами он также обязан поддерживать добрые и партнерские отношения, придерживаться принципов добрососедства, спокойствия и процветания, делая особый упор на проявлении идей родства, честности, помощи, терпимости.

Северо-Восточная, Юго-Восточная, Центральная Азия — стратегические направления дипломатии Китая, это районы, где сосредоточены его зарубежные интересы, с которыми поддерживаются тесные связи и откуда расходится сравнительно сильное внешнее влияние. Китай настойчиво поддерживает сохранение мира и стабильности на Корейском полуострове, придерживается для решения проблем методов диалога и переговоров, решительно развивает дружеское сотрудничество со странами АСЕАН, активно содействует сотрудничеству со странами Центральной Азии, чтобы способствовать общему процветанию.

3 октября 2013 г., выступая в Совете народных представителей Индонезии, Си Цзиньпин отметил, что Китай поддерживает строительство сообщества АСЕАН, его ведущую роль в региональном сотрудничестве; в то же время Китай также хочет на основе равенства и взаимной выгоды расширять открытость по отношению к странам АСЕАН, чтобы собственное развитие принесло больше блага этим странам [7. С. 395]. Китай также придает большое значение сотрудничеству и связям со странами африканского континента, Латинской Америки и Карибского бассейна, с арабскими странами, укрепляет политическое взаимодоверие, торгово-экономическое сотрудничество, культурное взаимообучение, уважает выбор неодинаковых путей.

Как отмечает Си Цзиньпин, нужно найти общие моменты и общие точки пересечения интересов с другими странами, «стремясь к собственной выгоде, одновременно стремиться к выгоде для всей Поднебесной», придерживаться принципов справедливости и правды, руководствоваться принципами морали, говорить о дружбе и оказывать посильную помощь развивающимся странам, стремиться вместе строить «Сообщество единой судьбы». «Мы будем непоколебимо и реально осуществлять мирное развитие, продвигать совместное развитие, защищать принципы многосторонней торговли и участвовать в глобальном экономическом управлении», — подчеркивает китайский лидер [7. С. 340].

В-пятых, глобальное управление должно прислушиваться к требованиям других стран, а также своевременно выражать голос Китая.

Си Цзиньпин считает, что цель участия Китая в глобальном управлении заключается в поддержании глобального демократического порядка, полном раскрытии роли Китая, что требует соблюдения принципов мирного развития, взаимных консультаций и взаимного строительства, укрепления связей и обменов с другими странами, а также своевременного выражения голоса Китая, стремления к достижению консенсуса по международным вопросам: «Мы умеем успешно вести дела Китая. Разве не сможем поделиться с другими странами опытом Китая? Мы должны верить в себя!» [5. С. 209]. Си Цзиньпин настаивает, что Китай должен активно участвовать в разработке различных норм и правил и одновременно также вносить в них китайскую мудрость и китайский опыт, превращать путь, теорию и преимущества социализма с китайской спецификой в ценности и общеизвестные принципы, признаваемые международным сообществом, усилить право голоса и инициативы Китая в междержавных отношениях. На различных международных площадках Китай не только внимательно прислушивается к мнениям других стран, но и энергично высказывает свою точку зрения, выражает «позицию Китая» в глобальном экономическом управлении, стремится придерживаться правильного направления глобального управления.

В-шестых, глобальное управление тесно связано с госуправлением Китая.

Марксистский диалектический материализм говорит нам об универсальной связи между всеми явлениями в мире. Си Цзиньпин ясно понимает, что развитие Китая невозможно отделить от мирового сообщества, а мировое сообщество не может обойтись без Китая. Предварительным условием глобального управления должно быть государственное управление. Он подчеркивает, что социалистический путь Китая — это выбор народа. Только социализм смог спасти Китай, только социализм с китайской спецификой смог реализовать развитие Китая В то же время теория социализма с китайской спецификой должна непрерывно развиваться, система социализма с китайской спецификой — постоянно совершенствоваться.

Необходимо последовательно способствовать обновлению системы посредством теоретических инноваций, основанных на практике, поддерживать и улучшать существующую систему, исходя из реальности, своевременно устанавливать новые институты и создать систему, совершенную по структуре, научную по содержанию и эффективную в действии. Сделать все элементы системы более зрелыми и более стандартизированными, чтобы обеспечить более эффективную институциональную гарантию новой победы социализма с китайской спецификой.

Си Цзиньпин также рассматривает стратегическую цель управления Китаем с точки зрения глобального управления. Во время посещения выставки «Путь к возрождению» (20 ноября 2012 г.) он сказал: «Для китайского народа величайшей мечтой является осуществление великого возрождения китайской нации. Китайская мечта — это мечта о дости-

жении мира. Китайская мечта нуждается в мире, только в условиях мира можно осуществить ее». В то же время Си Цзиньпин отметил: «Китайская мечта связана с мечтой китайского народа о лучшей жизни, а также с прекрасными мечтами всех народов о мире и развитии. Вместе с тем необходимо сформировать и свой глобальный кругозор, более тесно увязывая внутреннее развитие с открытостью внешнему миру, развитие Китая с мировым развитием, сочетая интересы китайского народа с общими интересами народов всех стран. Необходимо непрерывно расширять взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, принимать более активное участие в международных делах, вместе с мировым сообществом реагировать на глобальные вызовы, с полной отдачей вносить свой вклад в глобальное развитие». Си Цзиньпин считает, что Китай должен «строить мечту» совместно с другими странами. «Китайская мечта» является одним из важных компонентов «Азиатской мечты» и «Азиатско-Тихоокеанской мечты», а также важной составляющей прекрасной мечты народов всего мира.

Важное практическое и руководящее значение концепции глобального управления Си Цзиньпин

Глобальное управление — не только теория, но и руководство к действию. На основе соединения теории и практики создается новая система, новый механизм и новые преимущества открытой экономики высокого уровня, которая отражает национальные стратегические интересы и волю, а также интегрирует глобальные ресурсы. Как отмечает Си Цзиньпин, взаимосвязанность Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона — это, по сути дела, оптимизация сотрудничества в этих двух регионах, а также углубление отношений партнерства между заинтересованными странами, что, несомненно, будет способствовать реализации «Азиатской мечты» и «Азиатско-Тихоокеанской мечты».

В октябре 2013 г. на Совещании по дипломатической работе, руководствуясь позицией «укрепления модели взаимной выгоды и совместного выигрыша», Си Цзиньпин предложил «объединить усилия всех заинтересованных стран для скорейшего создания единой инфраструктуры». В июне 2014-го в ходе выступления на церемонии открытия 6-й министерской встречи Форума китайско-арабского сотрудничества Си Цзиньпин отметил: «"Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века" — это путь взаимной выгоды и совместного выигрыша, который будет содействовать строительству инфраструктуры различных стран, а также обновлению системных механизмов, создаст новые точки экономического роста, увеличит занятость и упростит внутренние движущие силы экономик различных стран и их способность противодействия рискам... В совместном создании "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI века" Китай и арабские страны должны отстаивать принципы совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования» [7. С. 428].

В 2015 г. президент Си Цзиньпин, выступая с речью на открытии Йо-ханнесбургского саммита в рамках Форума по китайско-африканскому сотрудничеству, отметил, что для содействия созданию всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Африкой Китай готов в течение следующих трех лет реализовать «Десять планов сотрудничества». Они включают китайско-африканские программы сотрудничества в областях модернизации сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов, зеленого развития, содействия торговле и инвестициям, борьбы с бедностью, общественного здравоохранения, мира и безопасности. Для реализации «Десяти планов сотрудничества» Китай принял решение предоставить странам Африки 60 млрд долларов в качестве финансовой поддержки, в первую очередь 10 млрд на создание Китайско-африканского фонда сотрудничества в целях создания производственного потенциала [8. С. 457—460]. Эти программы открывают новую главу в сотрудничестве Китая и Африки.

Китай, твердо придерживаясь принципов политики реформ и открытости, усиливает внешнее политическое и внешнеэкономическое сотрудничество, реализует стратегию «идти вовне» и стратегию зон свободной торговли, активно осуществляет инициативу «Один пояс — один путь» и уже добился определенных результатов.

За последние несколько лет были основаны и начали работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС. Это институциональный вклад Китая в механизм глобального управления. Они являются важными компонентами существующей глобальной многосторонней сети развития и будут активно содействовать экономическому развитию и глобальному экономическому росту в развивающихся странах.

Развивается региональное экономическое сотрудничество с АСЕАН, двустороннее экономическое сотрудничество с Новой Зеландией, Сингапуром и другими странами, а также субрегиональное экономическое сотрудничество в бассейне реки Большой Меконг, субрегиональное сотрудничество в бассейне реки Большой Туманган, намечаются планы создания «Китайско-пакистанского экономического коридора» и «Экономического коридора Китай—Монголия—Россия». На повестке дня масштабные мероприятия и крупные проекты, осуществляемые на равноправной основе в рамках инициативы «Один пояс — один путь». По мнению китайских ученых, все это — всеобъемлющее отражение пространственной экономической стратегии Си Цзиньпина. Она оказала положительное влияние на Азиатско-Тихоокеанский регион и весь мир, став многоуровневой интерпретацией экономической мысли Си Цзинь-пина, суть которой в «пространственном растяжении» [4].

Инициатива «Один пояс — один путь» показала мировому сообществу дух и стремления ответственной державы, а также воплотила в себе такие качества экономических взглядов Си Цзиньпина, как широкий кругозор, большая открытость и большая системность. Инициатива «Один пояс — один путь» — это значительное расширение рамок традиционной теории экономики пространства; она изменила традиционную

концепцию узкого внутреннего регионального развития и оказывает огромное положительное влияние на преобразование экономики внутри Китая, на преобразования экономического характера в различных регионах мира.

Наряду с этим Си Цзиньпин всегда придает большое значение демонстрации «мягкой силы» китайской культуры. Он потребовал от соответствующих учреждений заняться инновациями во внешней пропаганде, освоить новые идеи, символы и использовать их, чтобы лучше выражать голос Китая, лучше рассказывать о Китае, продемонстрировать китайский стиль, китайскую мудрость, улучшить имидж Китая. Руководствуясь этими идеями, китайская инициатива «Один пояс — один путь» не только способствует строительству инфраструктуры в соответствующих странах, улучшает инвестиционную среду, укрепляет сотрудничество в сфере производственных мощностей, но и активно продвигает традиционную культуру китайской нации, традиционную китайскую медицину и т. д., а также укрепляет связи и обмены между китайской культурой и другими цивилизациями и культурами.

В сопредельных с Китаем странах Юго-Восточной и Центральной Азии и даже в ряде европейских стран влияние китайского языка и китайской культуры все более возрастает. Увлечение китайским языком связано не только с поиском работы, улучшением профессиональных навыков, но и с признанием китайской цивилизации и китайской культуры, что также является «культурным эффектом», вызванным активным участием Китая в глобальном управлении. Концепция глобального управления Си Цзиньпина влияет не только на Китай, но и на мировое сообщество, приносит ему пользу в теории и на практике.

Перевод К. Э. Коцик.

Редакция В. Г. Бурова

Литература

1. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М. : Издательство политической литературы, 1969. Т. 27.

2. Макгрю Э. Путь к истинному глобальному управлению / ред. Чэнь Цзяган // Марксизм и реальность. 2002. № 1.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд 2. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 3.

4. Пай Чанхун, Ли Чэнхуа. Теоретическое новаторство и практическая значимость экономической мысли Си Цзиньпина // Нанкинские социальные науки. 2015. № 2.

5. Сборник выступлений Генерального секретаря Си Цзиньпина / Отдел пропаганды ЦК КПК. Пекин : Сюэси чубаньшэ : Жэньминь чубаньшэ, 2016.

6. Си Цзиньпин. Выступление в Национальной ассамблее Бразилии 17 июля 2014 года. — http:// www.xinhuanet.com//world/2014-07/17/c_1111665403.htm (дата обращения: 10.02.2019).

7. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин : Издательство литературы на иностранных языках, 2014. Т. 1.

8. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин : Издательство литературы на иностранных языках, 2017. Т. 2.

9. Си Цзиньпин. Придерживаться курса на создание Сообщества единой судьбы. Пекин : Чжунъ-ян вэньсянь чубаньшэ, 2018.

10. Си Цзиньпин: Содействие более справедливой и рациональной системе глобального управления, создание благоприятных условий для развития Китая и мира во всем мире. — Шр://срс.реор1е. com.en/n/2015/1014/c64094-27694665.htm1, 14.10.2015 (дата обращения: 10.02.2019).

11. Си Цзиньпин. Стремиться к общему устойчивому развитию, чтобы быть партнерами во взаимовыигрышном сотрудничестве : выступление на саммите ООН по развитию // Жэньминь жибао. 2015. 27.09.

12. Ху Цзянь. Глобальное управление с точки зрения теории мировой истории Маркса // Мировая экономика и политика. 2012. № 11.

13. Чэнь Чэнсинь. Обзор отечественных исследований «глобального управления» // Вопросы политологии. 2009. № 1. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.