Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙНЕРА / ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSION / SPECIALIST / PROFESSIONAL CULTURE OF THE DESIGNER / DESIGN ACTIVITY / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROCESS / CONCEPT OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Анна Евгеньевна

В статье рассматривается понятие профессиональной культуры. Определяется значимость концепции формирования профессиональной культуры студента-дизайнера в рамках дизайнерского образования в высшем учебном заведении. Выявляется степень влияния личностных, профессиональных и внешних факторов на формирование профессиональной единицы - специалиста. Обосновывается функциональная значимость использования этой концепции в педагогической практике для процесса самопознания, самоактуализации и самоидентификации студентов.The article discusses the concept of professional culture. The significance of the concept of forming a professional culture of a design student in the framework of design education at a higher educational institution is determined. The degree of influence of personal, professional and external factors on the formation of a professional unit - a specialist is revealed. The functional significance of using this concept in pedagogical practice for the process of self-knowledge, self-actualization and self-identification of students is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

4. Липкина А.И., Низова А.М. Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения / А.И. Липкина, А.М. Низова // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. - Москва: Педагогика, 1962. - С. 237-263.

5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер. с англ. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.

6. Фёдорова Т.А. Использование информационно-комуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе // https://cyberieninka.m/artide/n/ispolzovanie-informatsionno-komunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-nachalnoy-shkole

7. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 16-19.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Максименко Анна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

Образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной культуры. Определяется значимость концепции формирования профессиональной культуры студента-дизайнера в рамках дизайнерского образования в высшем учебном заведении. Выявляется степень влияния личностных, профессиональных и внешних факторов на формирование профессиональной единицы - специалиста. Обосновывается функциональная значимость использования этой концепции в педагогической практике для процесса самопознания, самоактуализации и самоидентификации студентов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессия, специалист профессиональная культура дизайнера, дизайнерская деятельность, педагогика, образовательный процесс, концепция формирования профессиональной культуры.

Annotation. The article discusses the concept of professional culture. The significance of the concept of forming a professional culture of a design student in the framework of design education at a higher educational institution is determined. The degree of influence of personal, professional and external factors on the formation of a professional unit - a specialist is revealed. The functional significance of using this concept in pedagogical practice for the process of self-knowledge, self-actualization and self-identification of students is substantiated.

Keywords: professional activity, profession, specialist, professional culture of the designer, design activity, pedagogy, educational process, concept of the formation of professional culture.

Введение. Дизайн, как известно, - главный «продающий» механизм, обеспечивающий быстрое достижение максимальной коммерческой эффективности. Современный социум ориентирован на капитализм и придерживается в большинстве своем именно капиталистических принципов и правил, и поэтому такая профессия, как дизайнер особенно актуальна. Так, она находится в одном ряду с другими профессиями, направленными на обеспечение эффективной коммерциализации: маркетолог, рекламщик, менеджер, аналитик и др.

Дизайнер - не просто человек, занимающийся разработкой красивого и функционального внешнего вида, он - творческая и многогранная личность, которая, используя свою фантазию и креативные способности, постоянно создает художественное разнообразие этикеток, обложек, сайтов, имиджей и т.д. Помимо этого, отметим, что дизайнер - крайне востребованный специалист практически во всех сферах социальной современной жизни, для которого необходимо высшее профильное образование и навыки работы в цифровом пространстве. Поэтому тема подготовки специалистов в области дизайна и разработки концепций формирования профессиональной культуры студентов этого направления подготовки актуальна и будет таковой еще долго.

Как известно, формирование профессиональной культуры начинается в высшем учебном заведении, продолжается во время учебной и производственной практики, а окончательно формируется и переходит на этап фундаментального становления - в процессе непосредственной профессиональной деятельности либо на конкретном производстве (в каком-либо предприятии), либо на дистанционной основе (удаленная работа, «фриланс»).

Рассмотрению теоретических основ и изучению концепций формирования профессиональной культуры дизайнеров посвящены труды некоторых отечественных ученых, таких как А.И. Асессоров, А.Н. Быстрова, А.А. Копыл, А.И. Кравченко, И.В. Тарабрина и другие.

Изложение основного материала статьи. Для создания любой концепции необходимо владеть основными положениями сферы, в которую эта концепция будет интегрирована. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть теоретические положения профессиональной культуры для выделения из ее системы положения по профессиональной культуре дизайнеров и для создания эффективной концепции ее формирования.

Понятие «профессиональная культура» рассматривается в трудах многих научных деятелей разных областей знания: психологов, культурологов, философов, педагогов и других. С этим связано разнообразие определений этого понятия, поскольку оно настолько смежно со всеми вышеуказанными сферами, что его границы представляются крайне размытыми.

Так, А.И. Кравченко, например, считает, что «профессиональная культура - это культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [5]. А по мнению А.Н. Быстровой «профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области

конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью» [2].

Такая разность в определениях дает нам повод полагать, что профессиональная культура - это несколько субъективная и в то же время общая дефиниция, которая формируется каждым специалистом отдельно. Объединив основные положения вышеуказанных интерпретаций, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная культура - это составной сегмент глобальной (общественной) культуры, который включает в свой состав: совокупность специализированных знаний, навыков, учения и опыта фундаментального и прикладного характера, относящихся к какому-либо виду профессиональной деятельности, степень овладения ими, а также личностные качества, оказывающие влияние на процесс и исход профессиональной деятельности человека. Таким образом, профессиональная культура носит не только личностно-социальный характер, но и интегративный, то есть оказывает влияние на создание социально и индивидуально значимых благ, а также отображает влияние такой культуры на развитие глобальной (социальной) и личностной культуры человека.

На наш взгляд, опираясь на такое определение, можно составить наиболее гармоничную и качественную концепцию формирования профессиональной культуры не только студентов-дизайнеров, но и любых других будущий специалистов. Основные положения такого определения позволят нам наиболее точно определить основные этапы такой концепции и выявить их специфические черты.

Говоря о профессиональной культуре будущих дизайнеров, нельзя не отметить главную цель их профессиональной подготовки в вузе: она заключается в подготовке специалистов многопрофильного уровня, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, которая включает интегрированные знания, умения и навыки смежных сфер профессиональной деятельности дизайнера (программно-технической, гуманитарно-художественной, коммерческой, эстетической). Ее специфика, по нашему мнению, заключается в том, что такая культура охватывает все сферы деятельности специалиста-дизайнера, оказывая влияние на них, тем самым деформируя и трансформируя их в полезные для него ресурсы. Помимо этого, она регулирует социальные взаимоотношения в коллективе, с заказчиками и работодателями, что является неотъемлемой специфической чертой любого вида профессиональной деятельности [1].

Определившись с понятием профессиональной культуры дизайнеров, обратимся к ее составным частям, которые условно можно разделить на две категории: морально-нравственные ценности в рамках личностного и общекультурного подходов, и специфические профессиональные знания, умения, навыки. Это позволит нам создать некий фундамент, опираясь на который, будет построена основная концепция.

Первая категория характеризуется субъективным отношением к каким-либо явлениям, их оценкой и аналитикой, иднивидуальными качествами субъекта. И.В. Тарабрина выделяет следующие основные группы индивидуальных качеств, «образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности: абсолютные профессионально важные качества; относительные профессионально важные качества; мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности» [6].

Будущий дизайнер должен уметь, в первую очередь, анализировать все происходящее вокруг него, формировать свое мнение независимо от внешних факторов, но при этом уметь доказать свою правоту без ущерба для социализации. Начиная с ранних стадий профессионального обучения, необходимо внедрять курсы по эффективной коммуникации и психологии общения, поскольку это - неотъемлемая часть профессиональной активности дизайнера, требующая особых усилий, поскольку представляет собой систему самых разнообразных качеств человека.

Вторая категория характеризуется проще и конкретнее, поскольку включает в себя фактические требования к специалисту (абсолютные профессионально важные качества, как говорилось выше). Так, он должен владеть различными техниками рисования (классическими и неклассическими), основами графического дизайна, уметь работать в цифровом пространстве, с различными программами для работы с графикой, а также иметь представление и понимание основных принципов системы маркетинга, иметь опыт в разработке дизайнерских проектов, владеть родным и иностранным языком и т.д. [6].

На наш взгляд, концепция формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров с педагогической точки зрения должна включать несколько основных пунктов и относящихся к ним форм деятельности, влияющих на процесс профессионализации будущих специалистов. Необходимость такой концепции, внедренной в учебный процесс, подкрепляется тем фактом, что «существующая сегодня система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн, как профессиональная деятельность, появился в нашей стране-сравнительно, недавно. Существующее на данный момент количество и качество профессиональных дизайнеров не может удовлетворить возникшую в обществе потребность в этом виде услуг, а профессиональное дизайн-образование только начинает развиваться, опираясь в основном на опыт еще советских художественно-промышленных вузов, факультетов технической эстетики, опыт западных коллег и эксперимент» - считает А.И. Асессоров [1].

Итак, представим приблизительный план такой концепции, а также выделим специфические черты каждого отдельного пункта.

1. Обеспечение необходимыми профессиональными знаниями в рамках теоретических занятий. Формы деятельности: лекционные занятия, лектории, теоретические базовые курсы, самообразование.

Этот этап характеризуется типическим для высшего образования получением информации. Студент-дизайнер должен знать, чем конкретно он будет заниматься, в чем состоит его профессиональная деятельность и какие результаты можно получить на практике. Это крайне важно на начальном этапе, поскольку в дальнейшем профессиональная культура будет базироваться именно на этих фундаментальных знаниях. Студенту необходимо донести наиболее точную, выверенную и полезную теоретическую информацию, подтверждая ее актуальность и целесообразность.

Профессия дизайнера многогранна, специфична и ресурсозатратна. Она требует от специалиста высокого уровня теоретических знаний не только в области дизайна, но искусствоведения, культурологии, социологии, менеджмента и даже экономики. Существуя в целостной неразрывной системе, они позволяют вычленить из них максимум пользы в практической деятельности, однако их изобилие может привести к некой диссоциации - распадению профессиональных ориентиров человека. Это связано с разнообразием информации в целом, а в медиа-пространстве в особенности. Цифровизация образовательных механизмов приводит к необходимости приобретения навигационных и поисковых навыков в цифровой среде, к которой

все больше прибегают студенты. Они черпают знания не только на традиционных лекциях, предусмотренных высшим образованием, но и на цифровых образовательных площадках, кусах, интерактивных занятиях. Это вызывает необходимость педагога овладения цифровой грамотностью для подачи наиболее нужного материала студентам, которые воспринимают все вкрапления цифровых технологий в образовательный процесс крайне положительно и активно участвуют в занятиях, усваивая знания, именно благодаря этому.

Развитие общей эрудированности, интеллекта, умение оперирования фактическим материалом, формирование собственных алгоритмов мыслительной обработки получаемой информации, становление системы общих и локальных (специальных) знаний - основные результаты эффективно выполненного этапа, достижение которых обеспечивает значительную часть в становлении профессиональной культуры студента-дизайнера.

2. Обеспечение условий для приобретения студентом практических навыков и умений в рамках практических занятий. Формы деятельности: практикумы, семинары, творческие задания, проектная деятельность, учебная и производственная практика. Этот этап характеризуется высокой степенью мотивированности студентов-дизайнеров. Это связано с обращением внимания на уже состоявшихся дизайнеров, которые в состоянии передать свой опыт начинающим специалистам. Студенты ориентируются на них, проявляя больший интерес к учебе. Особенно это касается производственной практики, когда студенты испытывают свои теоретические знания и учатся применять их на практике. Несмотря на большое количество творческих заданий и практических занятий (любое художественное образование, в том числе и дизайнерское предполагает большой объем практики, так как эта деятельность связана непосредственно с ней), студенту необходимо «подтверждение» правильности его выбора, сделанного при поступлении на кафедру дизайна.

Проектная деятельность же формирует систему самостоятельных навыков, которые помогают дизайнеру в самореализации и самоидентификации. Студент, готовя какой-либо проект, сам думает над концепцией, сам занимается реализацией. Здесь также задействуются механизмы мотивации, поскольку итоговый результат, как правило, воспринимается разработчиком как «венец творения» и реализуется посредством применения совокупности всех существующих у разработчика знаний [3].

3. Интеграция основ психологии общения, навыков эффективной коммуникации в образовательный процесс. Формы деятельности: занятия по психологии межличностной коммуникации, основам психологии, психологии цвета и света и других видов психологии, связанных с дизайнерской деятельностью. Это необходимо для создания коммуникационного потенциала студента. Дизайнер - специалист, который наиболее часто сталкивается с непосредственной коммуникацией. Ему постоянно необходимо находить «нужные» слова (например, объяснять сложные художественные термины адаптированными выражениями для неспециалистов в этой области), понимать «непонятную» речь заказчиков (например, заказчик может не знать все оттенки какого-либо цвета и объясняет дизайнеру при помощи субъективного ассоциативного ряда, что может быть непонятным и станет «камнем преткновения» в совместной работе), применять весь свой активный словарный запас для наиболее эффективной коммуникации.

Кроме того, занятия по психологии помогают и разбираться в себе, что крайне необходимо при формировании профессиональной культуры человека, особенно на начальном этапе - в вузе. На этих занятиях активизируются мыслительные и творческие процессы, возникает необходимость (хотя бы в рамках занятия) проверять навыки коммуникации и тестировать их практическим способом. Студенты-дизайнеры остро нуждаются в таких занятиях еще и для предотвращения эмоционального и профессионального выгорания, которые могут наступить в процессе продолжительной профессиональной деятельности. Профессиональное выгорание - вездесущая проблема, которую нужно уметь не только решать, но и предотвращать, и избегать посредством применения основ психологии, приобретенных на занятиях в вузе.

4. Формирование профессионального самосознания студента. В.А. Цвык определяет профессиональное сознание как «системное образование, предметом отражения которого выступает конкретная профессиональная деятельность и функцией которого является регуляция данной сферы социальной активности человека» [7]. Этот этап - завершающий и одновременно объединяющий все остальные. Поскольку именно профессиональное самосознание человека определяет степень мотивированности специалиста, качество результатов его профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание влияет на самоопределение человека в системе его профессиональной деятельности, на его самооценку, самоидентификацию и самоактуализацию. Это своеобразная «шкала умений» студента, которую он сам же и выстраивает.

Дизайнер должен четко понимать свое место в коллективе и предприятии, где он работает, поскольку от этого зависит его коммуникативные способности и эффективность этих способностей. Студенту необходимо выбрать четкое направление в профессиональной деятельности и работать исключительно над ним до тех пор, пока не он добьется определенных успехов. Поскольку направлений в дизайне много (интерьерный, цифровой, графический, книжный, имиджевый, архитектурный и т.д.), этот процесс может вызвать сложности, однако является фундаментально значимым в рамках формирования профессиональной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о сложной системной зависимости всех компонентов, формирующих профессиональную культуру, об их влиянии на профессиональное и личностное сознание будущего специалиста, а также на его профессиональную деятельность.

Выводы. Подходов к концепции формирования профессиональной культуры будущего дизайнера существует достаточно много. В настоящей статье мы предложили и продемонстрировали, на наш взгляд, базовую концепцию, которая может расширяться и наоборот уменьшаться в зависимости от целей педагогической деятельности.

Основные положения вышеуказанной концепции охватывают все основные сферы профессиональной деятельности студента-дизайнера, позволяя обратить внимание на каждый из ее аспектов: морально-этический, профессиональный, личностный и социокультурный. Кроме того, представленные формы педагогической работы со студентами в рамках образовательного процесса вуза позволяют наглядно объяснить значимость и необходимость в формировании профессиональной культуры, выявить специфические черты для каждого направления работы дизайнера, а также помочь студенту в самореализации и самоактуализации в процессе его индивидуальной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе / А.И. Асессоров. - Нижний Новгород, 2009. - 184 с.

2. Быстрова А.Н. Мир Культуры: основы культурологии / А.Н. Быстрова. - М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО Изд-во ЮКЭА, 2000. - 63 с.

3. Копыл А.А. Концепция формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах. -2013. - С. 208-212.

4. Кочетов Г.М. Механизмы процесса профессионализации / Г.М. Кочетов. - Томск, 1975. - 214 с.

5. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2001. - 324 с.

6. Тарабрина И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе / И.В. Тарабрина. - Ставрополь, 2006.

7. Цвык В.А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура / В.А. Цвык // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2004. - №1.

Педагогика

УДК 378.032

старший преподаватель Михайлова Алла Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ

Аннотация. Автор определяет потенциальные возможности образовательного процесса вуза в формировании коммуникативной профессиональной готовности, которая рассматривается в качестве важного критерия профессионализма и показателем качества подготовки будущих программистов. Цель данной статьи - обоснование роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов. Анализ личностных качеств программистов показал, что для программистов характерны не только хорошие качества, но и «неудобные» в рамках организационной деятельности. Совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями в режиме непрерывного саморазвития реализуется в ходе взаимодействия в рамках проектной деятельности. В заключении даны выводы о роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности как наиболее значимого ресурса эффективности общения.

Ключевые слова: коммуникативная профессиональная готовность, программист, акмеология, акмеологический подход, проектная деятельность, профессионализм, взаимодействие.

Annоtation. The author defines the educational process potential of the university in the formation of communicative professional readiness, which is considered as an important criterion of professionalism and an indicator of the quality of future programmers' training. The purpose of this article is to substantiate the role of the acmeological approach in the formation of future programmers' communicative professional readiness. The analysis of personal qualities of programmers showed that they are characterized not only by good qualities, but also "inappropriate" ones within the framework of organizational activities. The goals acceptance of the activity, exchange of values, creative ideas in the rate of continuous self-development is implemented in the course of interaction in the context of project activities. In conclusion, the role of the acmeological approach in the formation of communicative professional readiness as the most significant resource for effective communication is emphasized.

Keywords: communicative professional readiness, programmer, acmeology, acmeological approach, project activity, professionalism, interaction.

Введение. Глобальная конкуренция смещается в область науки, технологий и образования. Чтобы сформировать уникальные технологические заделы, укрепить потенциал науки, предстоит осуществить новые «научно-технологические программы: генетические исследования, искусственный интеллект [11]. Под воздействием информационных технологий (ИТ) происходит заметная трансформация принятых в обществе коммуникативных процессов, видоизменяется система экономических и социальных отношений в направлении глобализации этих процессов. В качестве важного критерия профессионализма и показателем качества подготовки будущих программистов в учреждениях высшего образования рассматривается коммуникативная профессиональная готовность.

Многие компетенции, востребованные в современной организационной среде, выходят далеко за рамки профессиональной подготовки программистов. Как следствие, даже если они компетентны в своей сфере деятельности, не всегда соответствуют ожиданиям своих коллег и руководства. Особо ценятся личностные характеристики, которые повлияют на успешность интеграции во внутриорганизационную среду и социально-экономическую структуру современного общества в целом. В некоторых ситуациях, требующих эффективных стратегий коммуникации, личностные качества могут представлять собой наиболее значимый ресурс эффективности общения.

Таким образом, актуальность данного исследования социальным запросом общества на более качественную подготовку программистов в ВУЗах, поскольку сфера ИТ - одна из перспективных сфер развития будущего.

Цель данной статьи - обоснование роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов. Объект исследования: образовательный процесс, в рамках которого происходит формирование коммуникативной профессиональной готовности. Предмет данного исследования: акмеологический подход в процессе формирования коммуникативной профессиональной готовности.

Для достижения цели использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов исследования: анализ социологической, психолого-педагогической, инженерной литературы по рассматриваемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.