Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОГРАММИСТ / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIVE PROFESSIONAL READINESS / PROGRAMMER / ACMEOLOGY / ACMEOLOGICAL APPROACH / PROJECT ACTIVITY / PROFESSIONALISM / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

Автор определяет потенциальные возможности образовательного процесса вуза в формировании коммуникативной профессиональной готовности, которая рассматривается в качестве важного критерия профессионализма и показателем качества подготовки будущих программистов. Цель данной статьи - обоснование роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов. Анализ личностных качеств программистов показал, что для программистов характерны не только хорошие качества, но и «неудобные» в рамках организационной деятельности. Совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями в режиме непрерывного саморазвития реализуется в ходе взаимодействия в рамках проектной деятельности. В заключении даны выводы о роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности как наиболее значимого ресурса эффективности общения.The author defines the educational process potential of the university in the formation of communicative professional readiness, which is considered as an important criterion of professionalism and an indicator of the quality of future programmers’ training. The purpose of this article is to substantiate the role of the acmeological approach in the formation of future programmers’ communicative professional readiness. The analysis of personal qualities of programmers showed that they are characterized not only by good qualities, but also "inappropriate" ones within the framework of organizational activities. The goals acceptance of the activity, exchange of values, creative ideas in the rate of continuous self-development is implemented in the course of interaction in the context of project activities. In conclusion, the role of the acmeological approach in the formation of communicative professional readiness as the most significant resource for effective communication is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ»

Литература:

1. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе / А.И. Асессоров. - Нижний Новгород, 2009. - 184 с.

2. Быстрова А.Н. Мир Культуры: основы культурологии / А.Н. Быстрова. - М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО Изд-во ЮКЭА, 2000. - 63 с.

3. Копыл А.А. Концепция формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах. -2013. - С. 208-212.

4. Кочетов Г.М. Механизмы процесса профессионализации / Г.М. Кочетов. - Томск, 1975. - 214 с.

5. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2001. - 324 с.

6. Тарабрина И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе / И.В. Тарабрина. - Ставрополь, 2006.

7. Цвык В.А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура / В.А. Цвык // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2004. - №1.

Педагогика

УДК 378.032

старший преподаватель Михайлова Алла Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ

Аннотация. Автор определяет потенциальные возможности образовательного процесса вуза в формировании коммуникативной профессиональной готовности, которая рассматривается в качестве важного критерия профессионализма и показателем качества подготовки будущих программистов. Цель данной статьи - обоснование роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов. Анализ личностных качеств программистов показал, что для программистов характерны не только хорошие качества, но и «неудобные» в рамках организационной деятельности. Совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями в режиме непрерывного саморазвития реализуется в ходе взаимодействия в рамках проектной деятельности. В заключении даны выводы о роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности как наиболее значимого ресурса эффективности общения.

Ключевые слова: коммуникативная профессиональная готовность, программист, акмеология, акмеологический подход, проектная деятельность, профессионализм, взаимодействие.

Annоtation. The author defines the educational process potential of the university in the formation of communicative professional readiness, which is considered as an important criterion of professionalism and an indicator of the quality of future programmers' training. The purpose of this article is to substantiate the role of the acmeological approach in the formation of future programmers' communicative professional readiness. The analysis of personal qualities of programmers showed that they are characterized not only by good qualities, but also "inappropriate" ones within the framework of organizational activities. The goals acceptance of the activity, exchange of values, creative ideas in the rate of continuous self-development is implemented in the course of interaction in the context of project activities. In conclusion, the role of the acmeological approach in the formation of communicative professional readiness as the most significant resource for effective communication is emphasized.

Keywords: communicative professional readiness, programmer, acmeology, acmeological approach, project activity, professionalism, interaction.

Введение. Глобальная конкуренция смещается в область науки, технологий и образования. Чтобы сформировать уникальные технологические заделы, укрепить потенциал науки, предстоит осуществить новые «научно-технологические программы: генетические исследования, искусственный интеллект [11]. Под воздействием информационных технологий (ИТ) происходит заметная трансформация принятых в обществе коммуникативных процессов, видоизменяется система экономических и социальных отношений в направлении глобализации этих процессов. В качестве важного критерия профессионализма и показателем качества подготовки будущих программистов в учреждениях высшего образования рассматривается коммуникативная профессиональная готовность.

Многие компетенции, востребованные в современной организационной среде, выходят далеко за рамки профессиональной подготовки программистов. Как следствие, даже если они компетентны в своей сфере деятельности, не всегда соответствуют ожиданиям своих коллег и руководства. Особо ценятся личностные характеристики, которые повлияют на успешность интеграции во внутриорганизационную среду и социально-экономическую структуру современного общества в целом. В некоторых ситуациях, требующих эффективных стратегий коммуникации, личностные качества могут представлять собой наиболее значимый ресурс эффективности общения.

Таким образом, актуальность данного исследования социальным запросом общества на более качественную подготовку программистов в ВУЗах, поскольку сфера ИТ - одна из перспективных сфер развития будущего.

Цель данной статьи - обоснование роли акмеологического подхода в формировании коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов. Объект исследования: образовательный процесс, в рамках которого происходит формирование коммуникативной профессиональной готовности. Предмет данного исследования: акмеологический подход в процессе формирования коммуникативной профессиональной готовности.

Для достижения цели использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов исследования: анализ социологической, психолого-педагогической, инженерной литературы по рассматриваемой проблеме.

Методологическую основу исследования составили теоретические и прикладные акмеологические исследования О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Деркача, Н. В. Кузьминой, В.Г. Зазыкина, А.П. Чернышева, А.А. Бодалева, А.С. Гусевой, А.В. Кириченко, Н.А. Коваль, Н.И. Конюхова, Н.А. Корниенко, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.В. Петрусинского, А.А. Реан, И.Н. Семенова, А.П. Ситникова, С.Ю. Степанова, Ю.В. Синягина и многих других, а также теория готовности к различным видам деятельности П.А. Рудик, Е.П. Ильина, М.Д. Левитова и теория общения Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, М.С. Каган, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ломова и др.

В отечественной педагогике исследовались различные аспекты проблемы межличностного общения: теоретико-методологические основы коммуникации (А.В. Мудрик, Г.М. Андреева, Г.А. Цукерман, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин), влияние общения на формирование качеств личности (В.И. Журавлев, Е.П. Белозерцев, В.В. Попова, Т.В. Фролова). Вопросами значения социально-психологических качеств в профессиональном становлении занимались ученые А.Р. Ахмадуллин, В.В. Рубцов, А.П. Ершов, И.П. Шкуратова, Е.А. Орел и др., которые считают, что хорошему программисту необходимо уметь работать с другими людьми в команде, руководством и заказчиками.

В последние годы проблема формирования коммуникативной профессиональной готовности будущих инженеров исследовалась в диссертационных работах многих ученых (М.В. Ватутина, И.Р. Гайнутдинова, О.Н. Локаткова, Л.Г. Дмитриева и др.).

Многие ученые подчеркивают важность владения такими качествами, как способность к абстрагированию и пониманию отношений между элементами, гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, готовность пополнять знания и переучиваться. Делается акцент на необходимость вербальных, и невербальных компонентов мышления. Однако, как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, эффективные средства формирования коммуникативной профессиональной готовности будущих программистов не были рассмотрены.

Изложение основного материала статьи. Как показал проведенный теоретический анализ кадрового состояния ИТ-отрасли, существует проблема острого кадрового дефицита и низкой доли занятости в ИТ-отрасли. Многими исследователями установлен неудовлетворительный профессиональный и квалификационный уровень программистов и невысокая привлекательность ИТ-отрасли для молодежи.

Сравнительный анализ разнообразных моделей классификаций коммуникативной профессиональной готовности позволяет констатировать, что: коммуникативной профессиональной готовности определяется учеными как единство личностных качеств, необходимых для организации процесса взаимодействия в определенной социальной среде (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика готовности к коммуникативному взаимодействию в диссертационных

исследованиях

Автор Характеристика готовности к коммуникативному взаимодействию

Ватутина М.В. готовность к коммуникативному взаимодействию - устойчивая интегративная характеристика личности, совокупность знаний, умений, и навыков, которая определяет пригодность к коммуникации и обеспечивает продуктивное выполнение поставленных профессиональных задач [2].

Гайнутдинова И.Р. осознание необходимости принятия норм определенного социума, стремление к его пониманию; осознание необходимости получения социальных знаний, умений и навыков для достижения адаптивности; осмысление и адекватная оценка социальных условий, своих возможностей в данной ситуации в достижении результата; способность актуализировать свой опыт применительно к определенной социальной ситуации; выбор наиболее эффективных способов деятельности и вариантов поведения; личная ответственность за выбор соответственного поведения в взаимодействии [3].

Локаткова О.Н. состояние обучающегося, которое выражено в предрасположенности к действиям, включающее когнитивный, эмоциональный, социально-психологический и личностный структурные компоненты, и способствующее достижению профессиональных целей [6].

Дмитриева Л.Г. целостное личностное образование, которое интегрирует состояние мобилизации в затрудненном общении, социальную компетентность, регуляторную гибкость [5].

Источник: составлено автором на основе анализа диссертационных исследований [2, 3, 5, 6]

Анализ работ, посвященных изучению влияния образовательной среды на формирование готовности личности к взаимодействию, показал, что образовательная среда представляет собой систему условий и влияний на формирование личности, а также возможностей для её развития.

Необходимо отметить, что эффективность формирования коммуникативной профессиональной готовности будущего инженера в сфере ИТ зависит от учета специфики данной специальности. Инженерная практическая деятельность программистов как процесс создания и эксплуатации техники требует не только хороших профессиональных, но и коммуникативных навыков и сформированной коммуникативной профессиональной готовности личности.

Специфические особенности профессиональной деятельности будущего программиста связанные с коммуникативной сферой, включают: работу с текстовой информацией, научной и справочной литературой, формализацию общения, участие в диалогических ситуациях общения, взаимодействие в коллективе.

В процессе профессиональной деятельности личность находится в сфере влияния различных отношений. Социально-психологическая сторона отражает основные характеристики, которые позволяют личности занимать определенное положение среди других людей.

В целом, для успешной самореализации в профессиональной деятельности современному инженеру сферы ИТ необходимы такие компетенции, как коммуникабельность, креативность, умение принимать

решения, устанавливать партнерские взаимоотношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, доверии и обеспечивающие этичное поведение в конфликтных ситуациях [8, 10].

Анализ коммуникативных потребностей работников данной профессиональной сферы позволил определить коммуникативную профессиональную готовность будущего инженера в области ИТ как качественную характеристику субъекта профессиональной инженерной деятельности, которая выражена в способности будущего инженера самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия, необходимые для решения профессиональных задач с учетом опыта продуктивного межличностного и группового взаимодействия. Основой является базовый объект преобразования ценностно-смыслового отношения к другим людям, себе, обществу и профессии путем взаимодействия.

Значимым фактором конструктивного взаимодействия является учет социально-психологических качеств специалистов сферы ИТ. Социально-психологические качества данных специалистов, формирующиеся во взаимодействии и в результате социального влияния, обеспечивают использование социальных способностей личности (социальной перцепции, характеристик межличностного оценивания). Немаловажное значение имеет уважительное и толерантное отношение к партнерам по коммуникации, а также установка на преодоление возможных коммуникативных трудностей и поиск творческих путей решения задач в нестандартных ситуациях [9].

На основе анализа различных источников выделяем следующие социально-психологические качества, специалисты ИТ:

- мотивация специалистов сферы ИТ зависит от обстановки и отношения к работе, сложившиеся в коллективе;

- потребность в творческой работе;

- заинтересованность в перспективе профессионального роста, значимости работы для будущего проекта, стремление к обучению и профессиональному росту, но меньшая, чем в других профессиях, потребность в карьерном росте;

- много недокументированных ценностей, которые передаются молодым членам команды;

- склонность к созданию факторов собственной мотивации;

- готовность к общительности не высокая (хотя виды деятельности, характерные для занятости ИТ-специалистов, представлены проектами. Согласно данным 60 % ИТ-специалистов заняты в проектах);

- повышенная степень интеллигентности;

- в отношениях с заказчиком они склонны ориентироваться на материально-техническое развитие ИТ-отрасли;

- неумение распределять рабочее время;

- низкая компетентность в вопросах этики.

Анализируя личностные качества и особенности программистов, можно отметить, что для них характерны не только хорошие качества как самодостаточность и упорство, но и «неудобные» в рамках организационной деятельности характеристики, а именно дистанцированность от других людей, интровертированность, погруженность в собственные интеллектуальные переживания, что повышает риск появления конфликта в процессе взаимодействия. Поэтому программа профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ должна обязательно включать корректировку социально-психологических качеств в условиях изучения дисциплин общекультурного, профессионального, специального циклов, т.е. выявление факторов, способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии.

Поскольку объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии, целесообразно применение акмеологического подхода к формированию коммуникативной профессиональной готовности будущего инженера в области ИТ.

Акмеологический подход представляет собой систему принципов, методов и приемов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Основополагающим в акмеологических исследованиях является методологический принцип, согласно которому нужно рассматривать два равноценных объекта - человека и деятельность. Нельзя исследовать человека в отрыве от его деятельности и изучать деятельность без субъекта труда. «Реализация данного принципа в акмеологии осуществилась в раскрытии содержания важнейшей акмеологической категории на данном этапе - «профессионализм». Предложено рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве его свойств как профессионализма личности и профессионализма деятельности» [4, с. 15].

Акмеологический подход основан не только на методологических принципах, но и на позиции по отношению к изучаемому объекту, а также на применении собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач. Ученый Б.Ф. Ломов отмечал, что психические явления, которые формируются и развиваются в деятельности и общении, принадлежат их субъекту. Проблема общения и проблема деятельности «замыкаются» на проблеме личности [7]. Поэтому «неудобные» в рамках организационной деятельности социально-психологические качества специалистов сферы ИТ не только не способствуют продуктивному коммуникативному взаимодействию, но и занижают уровень коммуникативной профессиональной готовности.

Акмеологический взгляд состоит в том, чтобы люди стали «творцами своего жизненного пути именно за счет развития этих определенных личностных качеств, раскрытия и реализации личностного потенциала, т.е. поиск механизмов развития или компенсации, когда преимущественное развитие одного качества восполнит недостаток другого» [4, с. 17].

Учитывая акмеологический аспект, необходимо обозначить тот вид профессиональной деятельности, в котором «неудобные» в рамках организационной деятельности социально-психологические качества специалистов сферы ИТ будут являться профессионально важным качеством. Такие качества, как дистанцированность от других людей, интровертированность способствуют продуктивному поиску теоретических основ для последующей практической обработки в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность является продуктивным способом повышения качества коммуникативного взаимодействия [12].

Так, накопленный материал на практических занятиях по иностранному языку по актуальным инженерным направлениям стал основой для создания междисциплинарных проектов, представленных для

обсуждения на VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies» [13]. Научно-исследовательская конференция - один из путей формирования личностного опыта применения коммуникативных умений на практике, поскольку имеет практико-ориентированную направленность.

В акмеологическом понимании главным содержанием развития должна стать прогрессивная и гуманистическая самоактуализация и самореализация личности, развивая его конкурентоспособность. Самоактуализация и самореализация заключается в там, чтобы «выделиться» за счет профессиональных, личностных или духовных достижений, системы отношений - это является главным в акмеологическом понимании. Потенциал личности рассматривается с собственных позиций как система постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов.

Таким образом, в ходе взаимодействия в рамках проектной деятельности реализуется совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями, а обратные связи происходят в основном виде рефлексивных процессов, обеспечивающих перевод обозначенных субъектов в новое качественное состояние - режим непрерывного саморазвития.

Выводы. Формирования коммуникативной профессиональной готовности предусматривает диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в условиях изучения дисциплин общекультурного, профессионального, специального циклов.

Высокий уровень сформированности коммуникативной профессиональной готовности будущих инженеров в сфере ИТ будет достигнут при реализации принципов акмеологического подхода.

Решение данных задач на уровне организации возможно в комплексной работе, в основе которой лежит изучение как специфики трудовой деятельности специалистов в сфере ИТ, так и определение роли профессиональных и социально-психологических особенностей в эффективности процесса коммуникативного взаимодействия в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность имеет систематический, непрерывный характер и интегрирует компоненты образовательной среды, в условиях которой происходит достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин и его прогрессивное развитие. Опора на акмеологический подход может позволить получить качественно новые научные результаты.

Литература:

1. Акмеология. Научно-практический журнал. -№ 1 (45). - 2013. - 142 с.

2. Ватутина М.В. Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к коммуникативному взаимодействию: На примере преподавания иностранного языка: Дис... канд. пед. наук Текст. / Марина Владимировна Ватутина - Елец, 2006. - .253 с.

3. Гайнутдинова И.Р. Формирование готовности старшеклассников к социальному взаимодействию как условие их успешной социализации: Дис... канд. пед. наук Текст. / Ирина Родионовна Гайнутдинова -Саратов, 2010. - 319 с.

4. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. Учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Дмитриева Л.Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: Дис... канд. псих. наук Текст. / Людмила Геннадьевна Дмитриева - Самара, 2011 - 479 с.

6. Локаткова О.Н. Структурно-динамические характеристики психологической готовности личности к взаимодействию с образовательной средой вуза: Дис... канд. псих. наук Текст. / Локаткова Ольга Николаевна Саратов, 2010.- 319 с.

7. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: ИПП / Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.

8. Михайлова А.Г. Акмеологический аспект в контексте развития профессионально-творческих способностей будущих инженеров // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - 2015 № 22(41) - С. 78-84.

9. Плужникова Ю.А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Плужникова. - Рязань, 2008. - 221 с.

10. Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. / Пономарева Наталья Сергеевна - Брянск: Брянский гос. университет им. академика И.Г. Петровского, 2011. - 24 с.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc _LAW_318543/ (дата обращения: 12.06.2019).

12. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Design activity skills formation in future economists // 1 st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" Atlantis Press, (MTDE 2019), Т. 51, рр.722-725 URL: https://www.atlantis-press.com/article/125907676

13. Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Севастополь, 22 апреля 2019 г.) / Под ред. О.Н. Кручиной, А. Г. Михайловой - Керчь: ФГБОУ ВО «КГМТУ»; Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2019. - 610 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.