Научная статья на тему 'Концепция формирования правовой грамотности младших школьников'

Концепция формирования правовой грамотности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовая грамотность / младшие школьники / концепция / формирование / образование / legal literacy / primary school students / concept / formation / education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметзянова Евгения Анатольевна, Ходырева Елена Анатольевна

Актуальность правового обучения, воспитания, а также формирования правовой грамотности в наши дни однозначна. Наличие правовых знаний у каждого индивида это основное условие безопасного и комфортного существования человека в социуме. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости. Формирование правовой грамотности у младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса и общественного развития. Анализ публикаций по исследуемой теме показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями. При этом вопрос формирования правовой грамотности младших школьников рассмотрен поверхностно, так же как и нормативное закрепление системы работы в данной области. В связи с этим определена цель статьи, которая заключается в представлении концепции формирования правовой грамотности младших школьников, являющейся основой для разработки эффективных технологий, программ и методик. Задачи исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы в области правовой грамотности; характеристика методологических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников; обоснование особенностей концепции формирования правовой грамотности младших школьников. Ведущие методы исследования теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику правовой грамотности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе. Основным результатом статьи является разработка концепции формирования правовой грамотности младших школьников, основанной на анализе научных исследований в данной области. Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении основных теоретических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников и разработке концепции формирования правовой грамотности младших школьников, которая может быть использована в практике педагогов и специалистов в области образования. Результаты исследования и созданная концепция представляют собой основу для разработки эффективных технологий, программ и методик, направленных на формирование правовой грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметзянова Евгения Анатольевна, Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of legal literacy formation among primary school students

The relevance of legal education, upbringing, as well as the formation of legal literacy is unambiguous in our days. The availability of legal knowledge for each individual is the main condition for a safe and comfortable human existence in society. An important thing in the psychological development of a child is the assimilation of norms and rules of behavior in society and understanding of their value and necessity. The formation of legal literacy among primary school students is an integral part of the educational process and social development. An analysis of publications on the topic under study shows that this issue is being considered by both Russian and foreign researchers. At the same time, the issue of legal literacy formation among primary school students is not clearly reflected, and the the system of work in this area is regulated incompletely. In connection with these circumstances, the purpose of this article is to present the concept of legal literacy formation among primary school students, which is the basis for the development of effective technologies, programs and techniques. The objectives of the research are: analysis of domestic and foreign literature in the field of legal literacy; characteristics of methodological approaches to the formation of legal literacy of primary school students; substantiation of the specific features of the concept of legal literacy formation among primary school students. The leading research methods are: theoretical methods a retrospective analysis that allowed us to reveal the essence and specifics of legal literacy, methodological approaches to its study available in the psychological and pedagogical literature. The main result of the article is the development of a concept for the formation of legal literacy among primary school students based on the analysis of scientific research in this field. The theoretical significance of the article consists in the analysis of the main theoretical approaches to the formation of legal literacy in primary school students and the development of the concept for the formation of legal literacy in primary school students, which can be used in the practical work of teachers and specialists in the field of education. The results of the research and the developed concept provide the basis for the development of effective technologies, programs and techniques aimed at the formation of the legal competence among primary school students.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования правовой грамотности младших школьников»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 05 (май) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241066 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11066 УДК 372.4

Концепция формирования правовой грамотности

младших школьников

The concept of legal literacy formation among primary school students

Авторы статьи

Ахметзянова Евгения Анатольевна,

аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация jenia.vedernikova@yandex.ru ORCID: 0009-0000-0492-2465

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация khodyreva.e@inbox.ru ORCID: 0000-0001-7079-6372

Конфликт интересов

Authors of the article Evgeniya A. Akhmetzyanova,

Postgraduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation jenia.vedernikova@yandex.ru ORCID: 0009-0000-0492-2465

Elena A. Khodyreva,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation

khodyreva.e@inbox.ru ORCID: 0000-0001-7079-6372

Conflict of interest statement

Е. А. Ходырева является членом редакционного совета журнала «Концепт»

Для цитирования

Ахметзянова Е. А., Ходырева Е. А. Концепция формирования правовой грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 05. - С. 99-111. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241066.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11066

E. A. Khodyreva is a member of the editorial board of the "Koncept" journal

For citation

E. A. Akhmetzyanova, E. A. Khodyreva, The concept of legal literacy formation among primary school students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 05. - P. 99-111. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241066.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11066

Поступила в редакцию Received 03.04.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.05.24

Принята к публикации Accepted for publication 06.05.24 Опубликована Published 31.05.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Ахметзянова Е. А., Ходырева Е. А., 2024

Аннотация

Актуальность правового обучения, воспитания, а также формирования правовой грамотности в наши дни однозначна. Наличие правовых знаний у каждого индивида - это основное условие безопасного и комфортного существования человека в социуме. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости. Формирование правовой грамотности у младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса и общественного развития. Анализ публикаций по исследуемой теме показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями. При этом вопрос формирования правовой грамотности младших школьников рассмотрен поверхностно, так же как и нормативное закрепление системы работы в данной области. В связи с этим определена цель статьи, которая заключается в представлении концепции формирования правовой грамотности младших школьников, являющейся основой для разработки эффективных технологий, программ и методик. Задачи исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы в области правовой грамотности; характеристика методологических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников; обоснование особенностей концепции формирования правовой грамотности младших школьников. Ведущие методы исследования - теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику правовой грамотности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе. Основным результатом статьи является разработка концепции формирования правовой грамотности младших школьников, основанной на анализе научных исследований в данной области. Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении основных теоретических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников и разработке концепции формирования правовой грамотности младших школьников, которая может быть использована в практике педагогов и специалистов в области образования. Результаты исследования и созданная концепция представляют собой основу для разработки эффективных технологий, программ и методик, направленных на формирование правовой грамотности младших школьников.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of legal education, upbringing, as well as the formation of legal literacy is unambiguous in our days. The availability of legal knowledge for each individual is the main condition for a safe and comfortable human existence in society. An important thing in the psychological development of a child is the assimilation of norms and rules of behavior in society and understanding of their value and necessity. The formation of legal literacy among primary school students is an integral part of the educational process and social development. An analysis of publications on the topic under study shows that this issue is being considered by both Russian and foreign researchers. At the same time, the issue of legal literacy formation among primary school students is not clearly reflected, and the the system of work in this area is regulated incompletely. In connection with these circumstances, the purpose of this article is to present the concept of legal literacy formation among primary school students, which is the basis for the development of effective technologies, programs and techniques. The objectives of the research are: analysis of domestic and foreign literature in the field of legal literacy; characteristics of methodological approaches to the formation of legal literacy of primary school students; substantiation of the specific features of the concept of legal literacy formation among primary school students. The leading research methods are: theoretical methods - a retrospective analysis that allowed us to reveal the essence and specifics of legal literacy, methodological approaches to its study available in the psychological and pedagogical literature. The main result of the article is the development of a concept for the formation of legal literacy among primary school students based on the analysis of scientific research in this field. The theoretical significance of the article consists in the analysis of the main theoretical approaches to the formation of legal literacy in primary school students and the development of the concept for the formation of legal literacy in primary school students, which can be used in the practical work of teachers and specialists in the field of education. The results of the research and the developed concept provide the basis for the development of effective technologies, programs and techniques aimed at the formation of the legal competence among primary school students.

Key words

правовая грамотность, младшие школьники, концепция, формирование, образование

legal literacy, primary school students, concept, formation, education

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность кафедре педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» за оказанную помощь и поддержку в процессе написания статьи.

The authors express their gratitude to the Department of Pedagogy of the Vyatka State University for the assistance and support provided in the process of writing the article.

Введение / Introduction

Процесс формирования правовой грамотности младших школьников является актуальной проблемой для педагогической теории и практики. В современном обществе, где законы и нормы играют важную роль в регулировании отношений между людьми, важно обеспечить детям возможность осознанно и ответственно участвовать в правовой среде. Однако существуют определенные противоречия в этой области, которые требуют дальнейшего изучения и разработки соответствующих концепций и методик.

В контексте теории образования актуальность формирования правовой грамотности младших школьников связана с несоответствием между концепциями образования и реальными потребностями современного общества. Традиционная подготовка в школах ориентирована на усвоение знаний по конкретным учебным предметам, при этом вопросы права и правовой грамотности занимают второстепенное место [1]. В результате возникает противоречие между необходимостью формирования правовых знаний и навыков у детей и недостаточным вниманием к этой проблеме в учебных программах, в нормативно-правовых документах в целом, несмотря на активную работу в данном направлении: издание Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» со сроком реализации с 2018 по 2025 год [4] и др.

С практической стороны актуальность формирования правовой грамотности младших школьников связана с конфликтами и противоречиями, которые могут возникать в их повседневной жизни. Дети сталкиваются с различными правовыми ситуациями, требующими активного участия и применения правовых знаний. Однако недостаточное знание правовых норм и принципов может привести к неправильным решениям и нарушениям прав и обязанностей. Это создает противоречие между необходимостью правовой грамотности и недостатком соответствующих навыков и умений у младших школьников.

В связи с вышеупомянутыми обстоятельствами разработка концепции формирования правовой грамотности младших школьников является необходимой и значимой задачей. Такая концепция должна учитывать особенности развития детей этого возраста, а также эффективные методики и подходы к формированию правовой грамотности. Она должна быть направлена на интеграцию права в учебные программы, развитие правовой культуры и навыков применения правовых норм на практике. Такая концепция будет способствовать решению противоречий и обеспечению эффективного формирования правовой грамотности у младших школьников.

Целью данной статьи является представление концепции формирования правовой грамотности младших школьников.

Обзор литературы / Literature review

Характеризуя проблему формирования правовой грамотности младших школьников, отметим, что она является предметом изучения на протяжении длительного времени. Изучение данного феномена началось на рубеже Х1Х-ХХ веков и продолжается по настоящее время.

Начало XX века характеризуется коммунистическими взглядами на воспитание, что находит свое отражение и в определении понятия «правовая грамотность». Основными постулатами того времени были партийность как основа, тесное взаимодействие социума и интересов партии, полное растворение в интересах коммунистического времени.

В 70-80-е годы XX века с целью формирования правовой грамотности общества на должном уровне стали выпускаться различные научные труды, такие как «Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитии социалистического обще-

ства» (1975), «Правовое воспитание несовершеннолетних» (1977), «Организация и эффективность правового воспитания» (1983), «Правовое воспитание молодежи» (1985), «Проблемы правового воспитания» (1988) и т. д. [5] Данный факт показывает активные шаги государства в создании правового общества. Но, несмотря на ряд предпринимаемых мер в то время, отметим отсутствие единого подхода в трактовке исследуемого термина. Специалисты, изучающие правовую грамотность, констатируют необходимость ориентации школьников на правовую грамотность, однако терминология ими не дается.

Современные ученые продолжают анализировать вопросы правового воспитания, правовой культуры и правовой грамотности. Из-за трудности определения и конкретизации понятия правовой грамотности мы столкнулись с отсутствием единого подхода к нему в научной и научно-педагогической литературе. По мнению С. М. Вишняковой [6], «правовая грамотность - это общее знакомство с правовыми основами государства, видами и нормами права, регулирующими отношения людей на основе закона». Т. Ю. Герцог [7] в своей работе «Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры» рассматривает правовую грамотность как структурную составляющую функциональной грамотности в виде сложного личностного образования, в основе которого лежит система теоретических знаний и практических умений, ориентированных на реализацию правосубъектной деятельности. Подобного мнения придерживается и К. Е. Игнатенкова [8]. По мнению А. В. Теребениной [9], правовая грамотность представляет собой сформированную способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющуюся в наличии у него критичности мышления; осознании своих прав члена человеческого сообщества; умении действовать обдуманно в условиях плюрализма - делать свой выбор и нести ответственность за его последствия. С. А. Морозова [10] под формированием правовой грамотности понимает методологию и методику целенаправленного воздействия на правосознание с целью формирования правомерного поведения. В исследованиях Е. М. Зориной и Е. В. Тургиной [11] под правовой грамотностью понимается качество личности, базирующееся на совокупности правовых знаний, умений оперировать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни, мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы. Схожее определение дают М. В. Данилова, В. В. Клюева [12], которые считают, что правовая грамотность - это субъективная категория, которая характеризует личность, обладающую определенным набором знаний в области права.

Интересен подход международного коллектива авторов, когда собственно грамотность делится на две группы: грамотность универсальная и предметная, в таком случае правовую грамотность рассматривают как грамотность предметную [13]. Правовая грамотность в данном контексте используется в значении системы знаний.

Отметим, что в специальной литературе для определения сущности правовой грамотности часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовое сознание. Вместе с тем эти понятия различны.

Обратимся к исследованию правовой грамотности зарубежными деятелями науки. Здесь можно сказать, что подходы к пониманию термина «правовая грамотность» разнятся и отличаются от привычного нам. Так, М. Хертоу [14] в своей работе рассмотрел отличие термина «правовая грамотность» в США и европейских странах. Согласно мнению автора, в США ученые часто придерживаются понятия правовой грамотности, содержащего ответ на вопрос «Что люди думают о (официальном)

праве?», и в этом случае закон выступает как относительно «независимая переменная» правовой грамотности. В Европе ученые оценивают правовую грамотность как ответ на вопрос «Что люди понимают под словом «право»?». Такое различие можно объяснить историей формирования права, в частности развития системы прецедентов в Англии, а позднее в США. Играет роль даже тот факт, что слова «закон» и «право» имеют единый перевод на английский язык: "law" - и чаще всего «закон» обозначается, по крайней мере в труде М. Хертоу, как "official law" [15].

В англо-американской культуре правовую грамотность неразрывно связывают с понятием «правосознание», о чем свидетельствуют исследования П. Эвика, С. Силви [16], А. М. Маршалла [17], А. Суэйн и Р. Амера [18]. При этом правовую грамотность понимают как «уровень компетентности в рамках правового дискурса, необходимого для осуществления любой деятельности в современной правовой и судебной культуре». Правовая грамотность является необходимым условием социализации и эффективного участия индивида в жизни современного общества, несмотря на то что он не обладает специальными знаниями, свойственными юристу, и, конечно, в силу возраста не сконцентрирован непосредственно на сфере правоотношений. Поскольку всё происходящее в обществе регулируется нормами права, каждый человек является субъектом правоотношений независимо от его желания и обязан знать нормы права и подчиняться им, в том числе и школьник.

Один из современных подходов рассматривает юридическую грамотность как своего рода метафору, где термин «правовая грамотность» предполагает определенные параллели между институтом права и системой языка, посредством которой необходимо овладеть знаниями и сформировать понимание всей правовой системы. Авторы подхода, среди которых М. Мэнли-Казимир, у. Кэссиди, С. Кастелл [19], полагают, что правовая грамотность представляет собой некий шаблон для преподавателей, обучающих детей юридическим аспектам и формирующим представление о правовых нормах.

Интересно отметить, что если в англо-американской правовой культуре ученые разводят правосознание и правовую грамотность как разные явления, то в современном российском образовании и юридической науке эти понятия отождествляются, хотя многие исследователи отмечают, что содержание соответствующих понятиям терминов требует уточнения.

Целесообразной видится точка зрения, что не стоит ставить знак равенства между данными терминами и выражаемыми ими понятиями, так как правосознание представляет собой систему правовых стереотипов и правовых установок и определяет осознанные и неосознанные психические реакции на явления окружающего мира, а правовая грамотность предполагает информированность индивида и его осведомленность о правомерности/ неправомерности моделей поведения.

Правовая грамотность, а именно информированность индивида о правомерных и неправомерных моделях поведения, зависит от полученных им соответствующих знаний в области права.

Поскольку формирование правовой грамотности тесно связано с областью права, то интересно обратиться к определению изучаемого феномена в юридической науке. Правовед А. В. Малько [20] под правовой грамотностью определяет сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Ряд исследователей, среди которых А. Б. Венгеров, Г. А. Фирсов, А. В. Палий [21], под данным термином понимают совокупность умений человека по применению юридических знаний для реализации и защиты собственных прав и свобод.

В трудах отечественного ученого Н. М. Нестерова правовая грамотность состоит из двух элементов: познавательной грамотности и регулятивной грамотности. Важно отметить, что познавательная грамотность обеспечивает понимание и осознание специфики деятельности правовой сферы общества. Регулятивная грамотность направлена на реализацию юридических знаний для удовлетворения собственных потребностей индивида [22].

На сегодняшний день в большинстве источников предоставляется такое толкование термина «правовая грамотность»: «Правовая грамотность - система государственных и негосударственных мероприятий, направленных на формирование у граждан надлежащего уровня правосознания и правовой культуры» [23].

Проанализированные выше определения позволяют выделить подходы к рассматриваемому феномену: правовая грамотность как совокупность знаний, умений, навыков в области права или отождествление с формированием правового сознания и поведения людей, а также наличием правовой культуры.

Таким образом, основываясь на вышеуказанной информации, можно заключить: правовая грамотность - это комплексное качество личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, которые позволяют осознанно и грамотно применять правовые нормы и принципы в практической деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие поведенческой мотивации действовать в рамках данных правовых норм (см. рисунок).

Правовая грамотность

Структура правовой грамотности

Можно констатировать, что в настоящее время определились методологические подходы к исследованию формирования правовой грамотности обучающихся, среди которых ключевыми являются следующие:

- системный подход, который в педагогических исследованиях предполагает изучение внутренних и внешних системных свойств и связей педагогического объекта, которые обусловливают его целостность, характеризующуюся многомерностью и иерархией [24]. Целостный объект при этом рассматривается как часть или элемент

более высокого уровня. Применение системного подхода позволяет не только раскрыть сущность, структуру и содержание формирования правовой грамотности обучающихся, но и выявить взаимосвязь между структурными компонентами данного процесса [25];

- интегративно-деятельностный подход позволяет представить процесс формирования правовой грамотности как систему с определенной структурой, включающей целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный компоненты, и как часть системы обучения в целом [26];

- социально-интерактивный подход помогает рассмотреть процесс формирования правовой грамотности как «социальный заказ» общества на воспитание личности, обладающей не только правовой культурой, но и общей культурой человека, живущего в данном обществе [27];

- аксиологический подход [28] позволяет рассматривать личность ученика как высшую ценность общества, а также воспитывать у ребенка уважительное отношение к нравственным нормам и принятие ценностей, существующих в современном обществе и необходимых при правовой социализации личности;

- когнитивный подход рассматривает правовую грамотность в качестве первичного института, содержащего знания о действующих нормах права, правовой системе в совокупности. Данный подход подразумевает под собой верное понимание значения норм права, которые являются необходимыми для взаимодействия с обществом, а также для дальнейшего выполнения определенной роли в социуме [29];

- установочно-поведенческий (поведенческий) подход понимает под собой воплощение в жизни совокупности умений и правовых знаний, которые индивид приобрел в рамках образовательной деятельности [30].

Необходимо отметить, что под формированием правовой грамотности следует признавать целенаправленную и систематическую деятельность государства и общественных организаций для оказания влияния на сознание, психологию граждан с целью воспитания у них глубоких и устойчивых представлений, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, установок, чувств, навыков, привычек правомерного поведения и их правовой активности.

В то же время отмечается, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно исследований, выявляющих сущность и особенности осуществления формирования правовой грамотности младших школьников, определяющих характеристики данной деятельности и обосновывающих ее потенциал.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) проанализировать отечественную и зарубежную литературу в области правовой грамотности;

2) охарактеризовать методологические подходы к исследованию формирования правовой грамотности обучающихся;

3) обосновать особенности формирования правовой грамотности младших школьников.

Ведущими методами исследования данной проблемы выступают: теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику правовой грамотности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе.

Результаты исследования / Research results

В данном исследовании правовую грамотность мы рассматриваем с точки зрения когнитивного подхода: комплексное качество личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, которые позволяют осознанно и грамотно применять правовые нормы и принципы в практической деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие поведенческой мотивации действовать в рамках данных правовых норм.

Когнитивный подход в формировании правовой грамотности младших школьников основывается на идее, что правильное поведение и понимание правил возникает в результате познавательной активности обучающегося. Этот подход объединяет в себе когнитивные (познавательные) аспекты взаимодействия с правовой средой.

В рамках когнитивного подхода правовая грамотность рассматривается в качестве первичного института, содержащего знания о действующих нормах права, правовой системе в совокупности. Данный подход подразумевает под собой верное понимание значения норм права, которые являются необходимыми для взаимодействия с обществом, а также для дальнейшего выполнения определенной роли в социуме. Кроме того, в рамках когнитивного подхода понимается способность индивида к анализу правовой информации, которую он получает в ходе жизнедеятельности, а также способность формировать собственное правосознание в дальнейшем в ходе изучения учебных предметов.

Сущность когнитивного подхода в формировании правовой грамотности младших школьников можно представить через следующие положения:

1. Фокус на знаниях и понимании правил: подход сосредоточен на развитии понимания правовых норм и механизмов их функционирования. Ребенок учится анализировать и объяснять правила в обществе, понимать их значение и последствия.

2. Продвижение активной познавательной деятельности: подход адресует активное изучение и практическое применение правил. Ребенку предлагаются задачи, требующие анализа ситуаций и применения правил в повседневной жизни.

3. Развитие навыков принятия решений: младшие школьники овладевают навыками анализа и оценки ситуаций, на основе которых они принимают осознанные решения о том, как следует поступать в соответствии с правилами и нормами.

4. Игровая форма работы: подход активно использует элементы игры и ситуативного обучения для формирования правовой грамотности. Ребенок участвует в играх, где ему предоставляется возможность попрактиковаться в применении правил.

5. Процессуальный характер обучения: подход ориентирован на развитие процесса мышления и суждений ребенка в отношении правовых вопросов, а не на передачу готовых ответов. Ребенок самостоятельно учится и делает выводы на основе опыта и анализа.

В целом когнитивный подход в формировании правовой грамотности предполагает активное участие ребенка в процессе обучения и воспитания, а также развитие его навыков анализа, решения проблем и применения правил в практической деятельности.

Этапы формирования правовой грамотности младших школьников представим в таблице.

Этапы формирования правовой грамотности младших школьников

Этап Название Содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ознакомление с понятием права На первом этапе учащимся дается общее представление о праве и его роли в обществе. Рассказывается о правилах, законах, органах правосудия и других основных аспектах права

2 Усвоение правил поведения На этом этапе детям объясняют, какие правила нужно соблюдать в различных ситуациях. Ученики могут проводить дискуссии, игры, чтобы применить правила поведения на практике

3 Развитие навыков анализа и критического мышления На этом этапе дети учатся анализировать и оценивать ситуации с точки зрения права. Здесь изучают различные случаи, проводят дебаты или разрабатывают свои истории, чтобы понять, какие правовые аспекты в них существуют

4 Формирование норм социального поведения На этом этапе ученики учатся общаться друг с другом, толерантно относиться к мнению других людей и уважать права и интересы других. Важно обучить детей эмпатии и пониманию социальных норм

5 Закрепление знаний и умений На этом этапе учащиеся повторяют и закрепляют полученные знания и навыки, решают задачи на практике, обсуждают актуальные ситуации, связанные с правовой грамотностью

Формирование правовой грамотности младших школьников отлично в силу возрастных и психофизиологических особенностей, а педагогический подход и методы обучения должны быть адаптированы к потребностям и возможностям данной возрастной группы:

1. Ознакомление с понятием права: для младших школьников важно представить право в простой и доступной форме, используя конкретные примеры.

2. Усвоение правил поведения: младшие школьники больше нуждаются в конкретных нормах поведения как части правовой грамотности.

3. Развитие навыков анализа и критического мышления: у младших школьников развитие критического мышления происходит на начальных этапах.

4. Формирование норм социального поведения: у младших школьников акцент делается на базовых социальных нормах и принципах эмпатии.

5. Закрепление знаний и умений: основной акцент в закреплении знаний и умений для младших школьников делается на игровой форме, повторении и применении в повседневных ситуациях.

Нельзя забывать, что при формировании правовой грамотности у школьника в рамках когнитивного подхода необходимо соблюдать такие принципы, как сознательность и активность, развивающее и воспитывающее обучение, систематичность и последовательность, взаимосвязь теории с практикой.

Когнитивный подход при формировании правовой грамотности у младших школьников имеет несколько преимуществ. Вот некоторые из них:

1. Активное участие ребенка: когнитивный подход акцентирует внимание на активном участии ребенка в процессе обучения. Дети задумываются над проблемами, анализируют информацию и формируют собственное понимание правовых норм. Это позволяет им не только усвоить материал, но и лучше запомнить его и применить в реальной жизни.

2. Развитие критического мышления: когнитивный подход способствует развитию у детей критического мышления. Он помогает им анализировать и оценивать информацию, выделять главное, а также сравнивать и оценивать различные точки зрения. Это важные навыки для распознавания и учета правовых норм в повседневной жизни.

3. Понятное объяснение правовых норм: когнитивный подход позволяет объяснить сложные понятия и правовые нормы простым и понятным для младших школьников способом. Формирование понимания основных правовых принципов и пользы правил помогает детям применять их в различных ситуациях.

4. Реалистичное обучение: когнитивный подход подразумевает использование реалистичных сценариев и ситуаций в обучении. Это позволяет детям практически применять правовые нормы, что способствует лучшему усвоению материала и его применению в реальной жизни.

5. Продолжительные результаты: когнитивный подход при формировании правовой грамотности у младших школьников способствует сохранению усвоенных понятий и навыков в долгосрочной перспективе. Дети учатся думать самостоятельно о правовых вопросах и применять полученные знания в разных ситуациях.

Однако в то же время когнитивный подход имеет некоторые возможные ограничения: данный подход чаще всего все же сосредоточен на передаче теоретических знаний и понятий, что может быть сложным для младших школьников. Это может привести к отсутствию или ограниченному опыту практического применения правовых норм и принципов. В другом случае ситуации, смоделированные в рамках обучения, могут значительно отличаться от реальных, которые могут возникнуть в естественных условиях. То есть когнитивный подход невозможно стандартизировать и нельзя исключить какие-либо иные ситуации, поэтому постоянно в рамках формирования грамотности задействуется большое количество ресурсов.

Таким образом, предложенная концепция формирования правовой грамотности младших школьников, основанная на когнитивном подходе, призвана достичь эффективного формирования правовой грамотности у младших школьников, подготавливая их к осознанному и грамотному поведению в соответствии с правовыми нормами и принципами.

Заключение / Conclusion

Итак, поскольку главным периодом формирования правосознания можно считать младший школьный возраст, развитие правовой грамотности участников образовательного процесса должно стать обязательной составной частью всей образовательной деятельности. Процесс становления и совершенствования умений и навыков, определяющих правовую компетентность человека, следует рассматривать как неразрывный, соединяющий образовательный и воспитательный компоненты, основанный на базовых принципах правового образования. Результатами деятельности должно стать не только повышение уровня правовой грамотности участников образовательного процесса, но и усвоение механизмов действий по защите своих прав. Традиционными функциями образования являются социализация и воспитание личности. Следовательно, в рамках образовательной организации необходимо создавать условия для становления правовой грамотности гражданина, поскольку человек, который не разбирается в законах, не знает о своих правах и обязанностях, не сможет определить, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация в его жизни. Чем раньше данная деятельность будет организована, тем быстрее государство придет к своей цели - построению правового общества.

Предложенная концепция формирования правовой грамотности младших школьников, основанная на когнитивном подходе, является важным аспектом образовательного процесса и общественного развития. Ее разработка и использование в практике призваны увеличить уровень правовой культуры среди младших школьников и подготовить их к активному и ответственному участию в правовой среде.

Ссылки на источники / References

1. Аронова Н. В. Значение формирования правовой грамотности у младших школьников в системе дополнительного образования в условиях цифровой среды // Журнал педагогических исследований. - 2022. - № 2. -С. 70-75. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/50706/view

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2021 г.). - URL: garant.ru

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп. от 20.04.2020 г.). - URL: consultant.ru

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г.) со сроком реализации с 2018 г. по 2025 г. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/

5. Gavrilova Y. V., Kurakina Y. V., Maslova N. N. et al. Formirovaniye pravovoy gramotnosti i pravovoy kommunikatsii: teoriya i praktika // Formation of Legal Literacy and Legal Communication: Theory and Practice. - Moscow, LLC "Knigodel", 2022. - 216 p.

6. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

7. Герцог Т. Ю. Правовая функциональная грамотность и правовые наказания: аспекты соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. - М.; Самара, 2011. - № 2. - С. 130-131.

8. Игнатенкова К. Е., Герцог Т. Ю. Правовая культура и правовая функциональная грамотность: аспекты соотношения // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». - 2012. - № S. - С. 70-78.

9. Теребенина А. В. Теоретический аспект понятия «правовая культура» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 158-162.

10. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2004. - 224 с.

11. Тургина Е. В. Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза // Преподаватель XXI век. - 2012. - Т. 1. - № 4. - С. 137-142.

12. Клюева В. В., Данилова М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов // Молодой ученый. - 2014. -№ 5 (64). - С. 518-521.

13. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 468 с.

14. Hertogh M. A European' Conception of Legal Consciousness: Rediscovering Eugen Ehrlich // Journal of Law and Society. - 2004. - Vol. 31. - No. 4. - P. 457-481.

15. Cowan D. Legal Consciousness: Some Observations // The Modern Law Review. - Oxford: Blackwell Publishing, 2004. - 67(6). - P. 926-958. DOI: 10.1111/j.1468-2230.2004.00518.x.

16. Ewick P., Silbey S. The Common Place of Law: Stories from Everyday Life. - Chicago: University of Chicago Press, 1998. - 318 p. DOI: 10.2307/2655592.

17. Marshall A. M. Idle Rights: Employees' Rights Consciousness and the Construction of Sexual Harassment Policies // Law and Society Review. - 2005. - 39 (1). - P. 83-124. DOI: 10.1111/j.0023-9216.2005.00078.x.

18. Swain A., Amer R. Globalization and Challenges to Building Peace. - Anthem Press, Business & Economics, 2007. - 284 p.

19. Manley-Casimir M., Cassidy W., de Castell S. Legal literacy: Towards a working definition // Ends in view: An analysis of the goals of law related education / eds. J. Coombs, S. Parkinson, & R. Case. - Vancouver: University of British Columbia, 1990. - P. 13-18. DOI: 10.32674/jimphe.v5i1.2546.

20. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2003. - 431 с.

21. Палий А. В. Правовая грамотность: сущность, структура, особенности формирования // Известия Южного федерального университета. Образование, гуманитарные науки. - 2013.

22. Феофанова П. В. Формирование правовой грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности // Правовая основа социально-экономических отношений в аспекте вызовов современности: I Всерос. с междунар. участием междисциплинар. науч.-практ. конф., г. Самара, 15 дек. 2023 г.: сб. науч. ст. / гл. ред. А. Н. Инюшкин; отв. ред. А. А. Инюшкин; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т). - Самара: Исакова Т. С. (БИЮР), 2023. - С. 98-102.

23. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998. - 427 с.

24. Жилина А. И. Системный подход как методология педагогического исследования // ЧиО. - 2007. - № 1-2. -С. 15-20.

25. Магауова А. С., Жангужинова М. Е., Алжигитова А. Т., Атымтаева Б. Е. Системный подход в педагогике // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 5-2. - С. 123-126.

26. Ипполитова Н. В., Тургина Е. В. Формирование правовой грамотности студентов как педагогический процесс // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 14 (273). - С. 65-69.

27. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

28. Шемшурина А. И. Аксиологические основы воспитания: книга для педагогов и воспитателей. - М.: Лика, 2012. - 137 с.

29. Медушевский А. Н. Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности // Сравнительное конституционное обозрение. - М.: Институт права и публичной политики, 2011. - № 5 (84). - С. 30-42.

30. Трофимов В. В. Социально-интерактивная концепция права (к проблеме обоснования традиции Российской и зарубежной философии и социологии права) // Правоведение. - 2014. - № 2. - С. 22.

1. Aronova, N. V. (2022). "Znachenie formirovaniya pravovoj gramotnosti u mladshih shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah cifrovoj sredy" [The importance of legal literacy formation among primary school students in the system of additional education in a digital environment], Zhurnal pedagogicheskih issledovanij, № 2, pp. 70-75. Available at: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/50706/view (in Russian).

2. Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ "Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii" (v red. ot 11.06.2021 g.) [Federal Law No. 124-FL of July 24, 1998 ""On Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation" (as amended 06/11/2021)]. Available at: garant.ru (in Russian).

3. Federal'nyj zakon "Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih" ot 24.06.1999 № 120-FZ (s izm. i dop. ot 20.04.2020 g.) [Federal Law "On the fundamentals of the system for preventing neglect and delinquency of minors" dated June 24, 1999 No. 120-FL (as amended and supplemented on April 20, 2020)]. Available at: consultant.ru (in Russian).

4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 22 fevralya, 30 marta, 26 aprelya, 11 sentyabrya, 4 oktyabrya 2018 g., 22 yanvarya, 29 marta 2019 g.) so srokom realizaciis 2018 g. po 2025 g. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 [State program of the Russian Federation "Development of Education" (with amendments and additions from: February 22, March 30, April 26, September 11, October 4, 2018, January 22, March 29, 2019) with implementation period from 2018 until 2025. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (in Russian).

5. Gavrilova, Y. V., Kurakina, Y. V., Maslova, N. N. et al. (2022). "Formirovaniye pravovoy gramotnosti i pravovoy kommunikatsii: teoriya i praktika", Formation of Legal Literacy and Legal Communication: Theory and Practice, LLC "Knigodel", Moscow, 216 p. (in English).

6. Vishnyakova, S. M. (1999). Professional'noe obrazovanie: slovar', klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education: dictionary, key concepts, terms, current vocabulary], NMC SPO, Moscow, 538 p. (in Russian).

7. Gercog, T. Yu. (2011). "Pravovaya funkcional'naya gramotnost' i pravovye nakazaniya: aspekty sootnosheniya" [Legal functional literacy and legal punishment: aspects of the relationship], Pravovaya politika i pravovaya zhizn', Samara, Moscow, № 2, pp. 130-131 (in Russian).

8. Ignatenkova, K. E., & Gercog, T. Yu. (2012). "Pravovaya kul'tura i pravovaya funkcional'naya gramotnost': aspekty sootnosheniya" [Legal culture and legal functional literacy: aspects of the relationship], Vestnik obshchestvennoj nauchno-issledovatel'skoj laboratorii "Vzaimodejstvie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s institutami grazhdanskogo obshchestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologicheskie aspekty", № S, pp. 70-78 (in Russian).

9. Terebenina, A. V. (2012). "Teoreticheskij aspekt ponyatiya "pravovaya kul'tura" [Theoretical aspect of the "legal culture" concept], Vestnik Shadrinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo instituta, № 1, pp. 158-162 (in Russian).

10. Morozova, S. A. (2004). Metodika prepodavaniya prava v shkole [Methods of teaching law at school], Novyj ucheb-nik, Moscow, 224 p. (in Russian).

11. Turgina, E. V. (2012). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov vuza" [Pedagogical conditions for the formation of legal literacy among university students], Prepodavatel'XXI vek, t. 1, № 4, pp. 137142 (in Russian).

12. Klyueva, V. V., & Danilova, M. V. (2014). "Pravovaya gramotnost' uchashchihsya starshih klassov" [Legal literacy of high school students], Molodoj uchenyj, № 5 (64), pp. 518-521 (in Russian).

13. Dobryakova, M. S. et al. (eds.) (2020). Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungovk real'nosti [Universal competencies and new literacy: from slogans to reality], Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, Moscow, 468 p. (in Russian).

14. Hertogh, M. (2004). "A European' Conception of Legal Consciousness: Rediscovering Eugen Ehrlich", Journal of Law and Society, vol. 31, no. 4, pp. 457-481 (in English).

15. Cowan, D. (2004). "Legal Consciousness: Some Observations", The Modern Law Review, Blackwell Publishing, Oxford, 67(6), pp. 926-958. DOI: 10.1111/j.1468-2230.2004.00518.x (in English).

16. Ewick, P., & Silbey, S. (1998). The Common Place of Law: Stories from Everyday Life, University of Chicago Press, Chicago, 318 p. DOI: 10.2307/2655592 (in English).

17. Marshall, A. M. (2005). "Idle Rights: Employees' Rights Consciousness and the Construction of Sexual Harassment Policies", Law and Society Review, 39 (1), pp. 83-124. DOI: 10.1111/j.0023-9216.2005.00078.x (in English).

18. Swain, A., & Amer, R. (2007). Globalization and Challenges to Building Peace, Anthem Press, Business & Economics, 284 p. (in English).

19. Manley-Casimir, M., Cassidy, W., & de Castell, S. (1990). "Legal literacy: Towards a working definition", in Coombs, J., Parkinson, S., & Case, R. (eds.). Ends in view: An analysis of the goals of law related education, University of British Columbia, Vancouver, pp. 13-18. DOI: 10.32674/jimphe.v5i1.2546 (in English).

20. Mal'ko, A. V. (2003). Teoriya gosudarstva i prava v voprosah i otvetah [Theory of state and law in questions and answers], Yurist", Moscow, 431 p. (in Russian).

21. Palij, A. V. (2013). "Pravovaya gramotnost': sushchnost', struktura, osobennosti formirovaniya" [Legal literacy: essence, structure, features of formation], Izvestiya Yuzhnogofederal'nogo universiteta. Obrazovanie, gumanitarnye nauki (in Russian).

22. Feofanova, P. V. (2023). "Formirovanie pravovoj gramotnosti u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti" [Formation of legal literacy among primary school pupils in extracurricular activities], in Inyushkin, A. N., & Inyush-kin, A. A. Pravovaya osnova social'no-ekonomicheskih otnoshenij v aspekte vyzovov sovremennosti: I Vseros. s mezhdunar. uchastiem mezhdisciplinar. nauch.-prakt. konf., g. Samara, 15 dek. 2023 g.: sb. nauch. st., Isakova T. S. (BIYuR), Samara, pp. 98-102 (in Russian).

23. Mil'chin, A. E. (1998). Izdatel'skij slovar'-spravochnik [Publishing dictionary-reference book], Yurist", Moscow, 427 p. (in Russian).

24. Zhilina, A. I. (2007). "Sistemnyj podhod kak metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya" [System approach as a methodology for pedagogical research], ChiO, № 1-2, pp. 15-20 (in Russian).

25. Magauova, A. S., Zhanguzhinova, M. E., Alzhigitova, A. T., & Atymtaeva, B. E. (2014). "Sistemnyj podhod v peda-gogike" [System approach in pedagogy], Evrazijskij Soyuz Uchenyh, № 5-2, pp. 123-126 (in Russian).

26. Ippolitova, N. V., & Turgina, E. V. (). "Formirovanie pravovoj gramotnosti studentov kak pedagogicheskij process" [Formation of legal literacy in students as a pedagogical process], Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki, 2012, № 14 (273), pp. 65-69 (in Russian).

27. Babanskij, Yu. K., Slastenin, V. A., & Sorokin, N. A. (1988). Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov [Pedagogy: manual for student teachers], 2-e izd., dop. i pererab., Prosveshchenie, Moscow, 479 p. (in Russian).

28. Shemshurina, A. I. (2012). Aksiologicheskie osnovy vospitaniya: kniga dlya pedagogov i vospitatelej [Axiological foundations of education: a book for teachers and educators], Lika, Moscow, 137 p. (in Russian).

29. Medushevskij, A. N. (2011). "Kognitivnaya teoriya prava i yuridicheskoe konstruirovanie real'nosti" [Cognitive theory of law and legal construction of reality], Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie, Institut prava i publichnoj politiki, Moscow, № 5 (84), pp. 30-42 (in Russian).

30. Trofimov, V. V. (2014). "Social'no-interaktivnaya koncepciya prava (k probleme obosnovaniya tradicii Rossijskoj i zarubezhnoj filosofii i sociologii prava)" [Social-interactive concept of law (to the issue of substantiating the tradition of Russian and foreign philosophy and sociology of law)], Pravovedenie, № 2, p. 22 (in Russian).

Вклад авторов

Е. А. Ахметзянова - изучение литературы и актуальных исследований в области формирования правовой грамотности младших школьников; анализ и синтез полученных данных для определения основных аспектов концепции формирования правовой грамотности; подготовка и написание статьи, представляющей сформулированную концепцию формирования правовой грамотности младших школьников и обосновывающей ее важность и актуальность.

Е. А. Ходырева - определение актуальности темы исследования, предоставление научной экспертизы и консультаций по отдельным аспектам исследуемого явления.

Contribution of the authors

E. A. Akhmetzyanova - study of literature and current research in the field of developing legal literacy among primary school students; analysis and synthesis of the data obtained to determine the main aspects of the concept of developing legal literacy; preparation and writing of the article presenting the formulated concept of the formation of legal literacy in primary school students and justifying its importance and relevance.

E. A. Khodyreva - determination of the research topic relevance, providing scientific expertise and consultations on certain aspects of the phenomenon under study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.