Научная статья на тему 'Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников'

Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / метапредметные результаты / межпредметная интеграция / младший школьник / индивидуализация / дети с задержкой психического развития / дети без нарушений развития / внеурочная деятельность / functional literacy / meta-subject results / interdisciplinary integration / primary school student / individualization / mental retardation children / children without developmental disorders / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вера Анатольевна Захарова, Константин Эдуардович Безукладников, Мариам Бежановна Перадзе

Формирование функциональной грамотности – образовательный результат начального общего образования, зафиксированный в новой редакции федерального государственного образовательного стандарта. Данный результат достигается на основе предметных и метапредметных умений. Специфика начальной школы состоит в том, что в 1–4-х классах складывается база для достижения предметных и метапредметных умений. Следовательно, актуален вопрос о соотношении процессов формирования функциональной грамотности и достижения предметных, метапредметных результатов. В качестве концептуальных оснований формирования функциональной грамотности в начальной школе учеными Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета определены метапредметная координация и межпредметная интеграция. Ресурс времени для метапредметной координации и межпредметной интеграции предоставляет внеурочная деятельность. Функциональная грамотность традиционно исследовалась как результат образования взрослых и молодежи, формирование функциональной грамотности младшего школьника рассматривается в зоне его ближайшего развития. Следовательно, формирование функциональной грамотности младших школьников возможно на основе индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития ученика. Особую значимость индивидуализированное взаимодействие приобретает в классах с совместным обучением детей с задержкой психического развития и детей без нарушений развития. Одни и те же способы действия соответствуют зоне актуального развития учеников без нарушений развития и зоне ближайшего развития учеников с задержкой психического развития. Цель исследования – на основе изучения трудностей в освоении программы начального общего образования детьми с задержкой психического развития и детьми без нарушений развития теоретически обосновать, разработать программу курса внеурочной деятельности и методические материалы к курсу, провести их опытную проверку. Исследование вносит вклад в развитие взаимосвязи общей и коррекционной педагогики. Конкретизирована технология индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития обучающихся. Доказана эффективность данной технологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный курс и комплекс методических материалов к нему могут использоваться в других общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вера Анатольевна Захарова, Константин Эдуардович Безукладников, Мариам Бежановна Перадзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualized interaction in the process of primary school student`s functional literacy formation

Functional literacy formation is a new educational result of Primary education, fixed in the federal state educational standard (new edition). Functional literacy is based on subject and meta-subject results. Basis for achieving subject and meta-subject results is shaped in 1–4 grades. Therefore, the relationship between a functional literacy formation process and a subject and a meta-subject results achievement is a relevant problem. Research group of the Perm State Humanitarian Pedagogical University identified meta–subject co-ordination and interdisciplinary integration as conceptual foundations for the functional literacy formation at a primary school. Extracurricular activities provide time resources for meta-subject coordination and inter-subject integration. Functional literacy formation at the primary school can be considered a result of students’ proximal development zone since functional literacy has traditionally been studied as an educational result of adults and youth. Consequently, primary school students’ functional literacy formation is possible if it is based on an individualized teacher and students’ interaction in actual and proximal development zones. The individualized interaction acquires significance in inclusive classes for mental retardation children and children without developmental disorders. The fact that the same action methods correspond to students without developmental disorders actual development zone and mental retardation students’ proximal development zone specifies this kind of training. The purpose of the research is to work out theoretical grounds, to develop an extracurricular activities program, to study materials for the course, and to conduct an experimental verification based on the studied difficulties in mastering the primary general education program by mental retardation children and children without developmental disorders. The research contributes to the relationship development between general and inclusive education. The research specifies an individualized interaction technology between a teacher and students in the areas of actual and proximal development. The effectiveness of this technology has been proven. The practical significance of the research lies in the fact that the developed course and a set of study materials for it can be used in other educational organizations that implement primary general education programs.

Текст научной работы на тему «Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 34-41.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 5 (229), pp. 34-41.

УДК 373; 378

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-34-41

Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников

Вера Анатольевна Захарова1, Константин Эдуардович Безукладников1,

Мариам Бежановна Перадзе5

1 2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

3 Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Барда, Пермский край, Россия

1 zaharova_va@pspu.ru

2 konstantin.besukladnikov@gmail.com

3 peradze.marika@gmail.com

Аннотация

Формирование функциональной грамотности - образовательный результат начального общего образования, зафиксированный в новой редакции федерального государственного образовательного стандарта. Данный результат достигается на основе предметных и метапредметных умений. Специфика начальной школы состоит в том, что в 1-4-х классах складывается база для достижения предметных и метапредметных умений. Следовательно, актуален вопрос о соотношении процессов формирования функциональной грамотности и достижения предметных, метапредметных результатов.

В качестве концептуальных оснований формирования функциональной грамотности в начальной школе учеными Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета определены метапредметная координация и межпредметная интеграция. Ресурс времени для метапредметной координации и межпредметной интеграции предоставляет внеурочная деятельность.

Функциональная грамотность традиционно исследовалась как результат образования взрослых и молодежи, формирование функциональной грамотности младшего школьника рассматривается в зоне его ближайшего развития. Следовательно, формирование функциональной грамотности младших школьников возможно на основе индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития ученика.

Особую значимость индивидуализированное взаимодействие приобретает в классах с совместным обучением детей с задержкой психического развития и детей без нарушений развития. Одни и те же способы действия соответствуют зоне актуального развития учеников без нарушений развития и зоне ближайшего развития учеников с задержкой психического развития.

Цель исследования - на основе изучения трудностей в освоении программы начального общего образования детьми с задержкой психического развития и детьми без нарушений развития теоретически обосновать, разработать программу курса внеурочной деятельности и методические материалы к курсу, провести их опытную проверку. Исследование вносит вклад в развитие взаимосвязи общей и коррекционной педагогики. Конкретизирована технология индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития обучающихся. Доказана эффективность данной технологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный курс и комплекс методических материалов к нему могут использоваться в других общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.

Ключевые слова: функциональная грамотность, метапредметные результаты, межпредметная интеграция, младший школьник, индивидуализация, дети с задержкой психического развития, дети без нарушений развития, внеурочная деятельность

Благодарности: Публикация подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (номер KPZU-2021-003) «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования».

Для цитирования: Захарова В. А., Безукладников К. Э., Перадзе М. Б. Индивидуализированное взаимодействие в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 34-41. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-34-41

© В. А. Захарова, К. Э. Безукладников, М. Б. Перадзе, 2023

Individualized interaction in the process of primary school students functional literacy formation

Vera A. Zakharova1, Konstantin E. Bezukladnikov2, Miriam B. Peradzei

1 2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm 3 Bardymskaya School No. 2, Barda, Perm region

1 zaharova_va@pspu.ru

2 konstantin.besukladnikov@gmail.com

3 peradze.marika@gmail.com

Abstract

Functional literacy formation is a new educational result of Primary education, fixed in the federal state educational standard (new edition). Functional literacy is based on subject and meta-subject results. Basis for achieving subject and meta-subject results is shaped in 1-4 grades. Therefore, the relationship between a functional literacy formation process and a subject and a meta-subject results achievement is a relevant problem.

Research group of the Perm State Humanitarian Pedagogical University identified meta-subject co-ordination and interdisciplinary integration as conceptual foundations for the functional literacy formation at a primary school. Extracurricular activities provide time resources for meta-subject coordination and inter-subject integration.

Functional literacy formation at the primary school can be considered a result of students' proximal development zone since functional literacy has traditionally been studied as an educational result of adults and youth. Consequently, primary school students' functional literacy formation is possible if it is based on an individualized teacher and students' interaction in actual and proximal development zones.

The individualized interaction acquires significance in inclusive classes for mental retardation children and children without developmental disorders. The fact that the same action methods correspond to students without developmental disorders actual development zone and mental retardation students' proximal development zone specifies this kind of training.

The purpose of the research is to work out theoretical grounds, to develop an extracurricular activities program, to study materials for the course, and to conduct an experimental verification based on the studied difficulties in mastering the primary general education program by mental retardation children and children without developmental disorders. The research contributes to the relationship development between general and inclusive education. The research specifies an individualized interaction technology between a teacher and students in the areas of actual and proximal development. The effectiveness of this technology has been proven. The practical significance of the research lies in the fact that the developed course and a set of study materials for it can be used in other educational organizations that implement primary general education programs.

Keywords: functional literacy, meta-subject results, interdisciplinary integration, primary school student, individualization, mental retardation children, children without developmental disorders, extracurricular activities

Acknowledgments: The publication was prepared within the framework of the state task for scientific research commissioned by the Ministry of Education of the Russian Federation (number KPZU-2021-003) "Conditions for the development of functional literacy among students in the framework of the implementation of educational programs of primary general education".

For citation: Zakharova V. A., Bezukladnikov K. E., Peradze M. B. Individualizirovannoye vzaimodeystviye v protsesse formirovaniya funktsional'noy gramotnosti mladshikh shkol'nikov [Individualized interaction in the process of primary school student's functional literacy formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 5 (229), pp. 34-41 (in Russ.). https://doi. org/10.23951/1609-624X-2023-5-34-41

Введение Формирование функциональной грамотности уче-

Формирование функциональной грамотности - ников 1-4-х классов возможно на основе метапред-

«способности решать учебные задачи и жизненные метной координации - согласованного взаимодей-

проблемные ситуации» [1] - новый образователь- ствия в формировании функциональной грамотно-

ный результат согласно федеральному государст- сти и достижении метапредметных результатов [2].

венному образовательному стандарту начального В статье метапредметная координация конкретизи-

общего образования (ФГОС НОО). Данный резуль- руется в аспекте действия планирования.

тат достигается «на основе сформированных пред- Функциональная грамотность для младшего

метных, метапредметных и универсальных спосо- школьника - результат за пределами зоны актуаль-

бов деятельности» [1]. ного развития, в зоне ближайшего развития [3].

В начальной школе метапредметные и предмет- Формирование функциональной грамотности воз-

ные результаты находятся в процессе достижения. можно при условии индивидуализированного

взаимодействия педагога и учащихся в зоне актуального и ближайшего развития [2], что особенно значимо в классах с совместным обучением детей без нарушений развития (группа «норма») и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Еще одним основанием формирования функциональной грамотности выступает межпредметная интеграция: объединение предметных результатов, которые ребенок осваивает при изучении различных дисциплин [2]. Учебные задачи и практические ситуации создают интегрирующую основу для разных предметов. Возможности интеграции предоставляет внеурочная деятельность.

Материалы отражают результаты разработки программы курса внеурочной деятельности на основаниях: на материале учебных задач и практических ситуаций в контексте формирования функциональной грамотности; с учетом метапредмет-ной координации и межпредметной интеграции; с использованием индивидуализированного взаимодействия педагога и обучающихся в зонах актуального и ближайшего развития ученика.

Материал и методы

Теоретическая часть исследования выполнена с применением методов анализа и синтеза, систематизации. Научную базу исследования составили:

- понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» [4-6];

- методологические основания формирования функциональной грамотности, разработанные учеными Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) [3, 7];

- походы к дифференциации и индивидуализации образования [8-10];

- педагогическая технология формирования функциональной грамотности младших школьников [2];

- идея использования процедурных текстов в формировании функциональной грамотности [11].

Индивидуализированное взаимодействие педагога с учащимися осуществляется с учетом зоны актуального развития (действия, которые обучающийся может выполнить самостоятельно) и зоны ближайшего развития (действия, которые ученик пока не может выполнить самостоятельно, но может выполнить с помощью взрослого) [2]. Особенностью детей с ЗПР является отставание зоны актуального развития в сравнении с нормой.

Специфика интеллектуального развития детей с ЗПР и достижения предметных результатов изучена. Проблема формирования УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) освещена в отдельных публикациях в части построения индивидуализированной траектории для детей с ОВЗ в Финляндии (Я. Хаутамяки, А. И. Подоль-

ский) [12]; технологии индивидуализированного обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе (В. В. Боброва, А. Ж. Капи-ят) [13]; коммуникативно-речевого аспекта взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи (О. А. Константинова, О. В. Кощеева, В. П. Крючков) [14]; приемов формирования учебной деятельности детей с ЗПР (А. Р. Ивашнева и Т. Л. Чабан) [15]; специфики формирования регулятивных УУД у детей с ЗПР (У С. Максимова) [16, 17]; групповых и индивидуальных занятий как условия обучения детей с ОВЗ (Т. В. Кузьмичева) [18]; кинезио-логических упражнений для развития регулятивных УУД у детей с ЗПР (Е. К. Фомичева) [19].

Задержка в психическом развитии детей поддается корректировке. Особенность совместного обучения детей группы «норма» и детей с ЗПР состоит в том, что одни и те же действия у первой категории детей находятся в зоне актуального развития, у второй - в зоне ближайшего развития. Помощь ребенку с ЗПР при решении задачи в зоне ближайшего развития может оказать не только учитель, но и сверстник. Подражая взрослому или подготовленному ребенку, ученик с ЗПР может освоить необходимое действие. Помощь однокласснику может стать стимулом развития ребенка группы «норма».

На эмпирическом этапе использованы методы опроса, опытная проверка программы и материалов курса внеурочной деятельности. Результаты диагностик обработаны с применением методов математической статистики.

Результаты и обсуждение

Освоение любой деятельности сопряжено с трудностями. Ранее исследовался вопрос о возможностях регулятивных умений в преодолении трудностей дистанционного обучения [20]. В рамках настоящего исследования инициирован поиск ответа на вопрос, можно ли преодолеть трудности в работе с младшими школьниками путем совершенствования умения планировать. Для изучения практики проведено анкетирование педагогов (два опроса).

В первом опросе изучен опыт учителей 1-4-х классов в формировании действия планирования (15 человек, педагогический стаж 3-40 лет). Результаты опроса показали, что трудности в обучении различны: у детей группы «норма» отмечаются недостаток развития мотивационной сферы, невнимательность, рассеянность; у учащихся с ОВЗ - повышенная раздражительность и тревожность, недостаточный уровень внимания, развития речи; низкий темп выполнения заданий; эти дети нуждаются в постоянной помощи взрослого. Участники опроса признали, что преодолеть трудности можно

посредством индивидуализации образования; 70 % респондентов согласились, что преодолеть трудности можно путем использования различных видов плана. Педагоги подтвердили, что работу по формированию действия планирования целесообразно организовать во внеурочной деятельности.

Для изучения опыта индивидуализации в формировании действия планирования у младших школьников проведено второе анкетирование учителей 1-4-х классов (20 человек, педагогический стаж 3-40 лет). Учителя отметили актуальность проблемы формирования регулятивных УУД; больше внимания формированию этих умений выделяется во внеурочной деятельности.

Анализ ответов на вопрос об используемых приемах при формировании регулятивных умений показал, что большая часть учителей (80 %) применяет оценку результата и процесса выполнения плана, самостоятельное составление плана учащимися. Реже - работу с деформированным планом и анализ готового плана. Используют следующие виды планов: словесный (65 %), картинный (40 %), деформированный с нарушением последовательности пунктов (30 %) и с недостающими или избыточными пунктами (30 %).

Педагоги обозначили темы, при изучении которых возникает больше сложностей, в том числе тему, связанную с круговоротом воды в природе. По данной теме разработан курс внеурочной деятельности для обучающихся 3-х классов, интегрирующий предметное содержание на основе работы с планом.

Курс состоит из восьми занятий, выстроенных в контексте формирования функциональной грамотности на базе учебных и практических ситуаций (табл. 1). Специфику курса определяют тексты, ко-

Тематическое планирование курса внеурочно

торые читают и создают учащиеся: пояснительные и процедурные, сплошные и несплошные [11]. Разработанный курс является краткосрочным. В отличие от подхода Е. М. Пототни [21] курс разработан в контексте формирования функциональной грамотности с учетом межпредметной интеграции [2]. Подготовлены материалы: конспекты занятий, карточки с видами плана, с элементами плана.

Опытная проверка курса и материалов к нему осуществлялась на базе одной из школ Пермского края (44 ученика 3-х классов). В контрольном и экспериментальном классах обучались совместно дети группы «норма» и дети с ЗПР. Работа проведена в три этапа: констатирующий и контрольный этапы включали диагностику; в формирующем этапе в занятиях курса участвовал экспериментальный класс (19 учащихся).

Приведем пример фрагмента занятия по теме «Превращения и круговорот воды в природе»: после наблюдения опыта предлагалось составить план (фронтально):

Круговорот воды в природе:

вода в виде пара поднимается вверх пар остывает превращается в капельки воды капли воды снова падают вниз

Затем учитель предлагал ученикам нарисовать схему круговорота воды в природе и в парах рассказать друг другу о круговороте воды, используя опорные слова на карточках, заранее приготовленных учителем.

Третье задание ученики выбирали сами: А) расставить пункты плана в правильном порядке или Б) восстановить план с недостающими пунктами.

Таблица 1 деятельности «Круговорот воды в природе»

№ Тема занятия Содержание Метапредметная координация Межпредметная интеграция

1 Введение в курс. «Путешествие в Фигуроград» Диагностическая работа Умение планировать последовательность действий Межпредметное диагностическое занятие

2 «Деление текста на части» Деление текста на части Работа на основе обсуждения готового плана «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»

3 «Куда девается вода из моря?» Составление плана о причине появления дождя Работа на основе плана с недостающими пунктами «Литературное чтение», «Окружающий мир»

4 «Путешествие капли воды» Составление текста о круговороте воды в природе Работа на основе плана с избыточными пунктами «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»

5 «Сколько воды в человеке?» Изучение образования долей. Обозначение долей (дроби, проценты) Работа на основе составления плана решения учебной задачи «Математика», «Окружающий мир»

6 «Превращения и круговорот воды» Практическая работа (круговорот воды) Работа на основе плана с недостающими пунктами «Русский язык», «Окружающий мир»

7 «Превращения воды» Практическая работа (превращения воды) Составление плана: графический план, текстовый план «Русский язык», «Окружающий мир»

8 Диагностика действия планирования Диагностическая работа Умение планировать последовательность действий Межпредметное диагностическое занятие

А. Круговорот Б. Круговорот воды

воды в природе: в природе:

пар остывает вода в виде

вода в виде пара поднимается вверх;

поднимается вверх пар ;

капли воды снова превращается в

падают вниз

превращается в

капельки воды снова падают вниз

Самопроверка выполнения задания происходила на основе эталона.

Обучающимся экспериментального класса (детям группы «норма» и детям с ЗПР) предлагались либо одинаковые задания, либо задания на выбор учащихся. Выстраивалось индивидуализированное взаимодействие с учащимися на основе педагогической технологии, разработанной в ПГГПУ [2]. Детям предлагалось «выбрать помощника» с помощью карточек: «У вас на парте три карточки. Поднимите зеленую карточку, если хотите работать самостоятельно («сам»); желтую карточку, если хотите работать в паре («с одноклассником»); красную карточку, если хотите работать со мной («с учителем»)». Далее организована работа учащихся с помощником:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выбравшие вариант «сам» выполняли задания самостоятельно, используя подготовленные планы;

- выбравшие вариант «с одноклассником» выполняли задания в паре (подготовленный успевающий ученик и ученик, выбравший данный вариант);

- выбравшие вариант «с учителем» выполняли задания под руководством педагога.

Для оценки курса внеурочной деятельности и материалов к нему выбраны методики: Л. И. Арша-виной «Найди фигуру»; А. З. Зака «Диагностика особенностей развития поискового планирования». Результаты диагностик в контрольном и экспериментальном классах сопоставлены в табл. 2 и 3.

Опытная проверка показала положительную динамику в экспериментальном классе среди детей группы «норма» и детей с ОВЗ. Полученные результаты можно оценить как успешную реализацию разработанного краткосрочного курса. Подготовленные материалы (программа курса, конспекты занятий, карточки с заданиями и видами плана) могут быть использованы при организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- обоснована необходимость индивидуализированного взаимодействия в процессе формирования функциональной грамотности с учетом зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, особенно в классах с совместным обучением детей группы «норма» и детей с ЗПР;

- выявлены специфические затруднения, возникающие в работе учителей начальных классов с детьми группы «норма» и с детьми с ЗПР, изучен опыт формирования действия планирования в урочной и внеурочной деятельности;

- констатированы положительные результаты опытной проверки разработанного индивидуализированного курса внеурочной деятельности в классе, в котором совместно обучаются дети группы «норма» и дети с ЗПР.

Успешная опытная проверка показала возможность создания и реализации во внеурочной деятельности курсов, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников, на следующих основаниях:

- метапредметная координация (в аспекте взаимосвязи формирования функциональной грамотности и действия планирования);

- межпредметная интеграция в контексте формирования функциональной грамотности на

Таблица 2

Результаты диагностики по методике Л. И. Аршавиной

Уровень Экспериментальный класс, % Контрольный класс, %

Группа «норма» Дети с ЗПР Группа «норма» Дети с ЗПР

Старт Итог Старт Итог Старт Итог Старт Итог

1-й 29 14 40 0 18 23 33 0

2-й 14 21 20 20 27 32 67 67

3-й 36 36 20 40 32 18 0 33

4-й 21 29 20 40 23 27 0 0

Таблица 3

Результаты диагностики по методике А. З. Зака

Уровень Экспериментальный класс, % Контрольный класс, %

Группа «норма» Дети с ЗПР Группа «норма» Дети с ЗПР

Старт Итог Старт Итог Старт Итог Старт Итог

Частичное 36 21 80 40 27 27 100 67

Целостное 64 79 20 60 72 72 0 33

материале учебных задач и практических жизнен- Исследование показало, что за счет индивидуа-

ных ситуаций; лизированного взаимодействия в процессе форми-

- индивидуализированное взаимодействие в рования действия планирования можно обеспечить

зоне актуального и ближайшего развития в процес- базу для продвижения детей группы «норма» и де-

се формирования действия планирования как усло- тей с ЗПР в достижении такого нового образова-

вие формирования функциональной грамотности тельного результата начального общего образова-

младших школьников. ния, как функциональная грамотность.

Список источников

1. Приказ Mинистерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 2S6 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/000120210705002S (дата обращения: 13.0S.2022).

2. Захарова В. А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-1б.

3. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина и др. Пермь: ПГГПУ, 2021. 170 с.

4. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. M.: Педагогика, 1991. С. 391-410.

5. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. M.: Изд-во Mоск. ун-та, 19S1. 192 с.

6. Piaget Jean. The moral judgement of the child; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 19бб. 410 p.

7. Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, И. H. Власова, Д. Л. Готлиб; под общ. ред. M. А. Худяковой, науч. ред. К. Э. Безукладников,

B. А. Захарова. Пермь: ПГГПУ, 2021. 252 с.

S. Безукладников К. Э., Попова Н. С., Жигалев Б. А. Дифференцированное обучение иностранному языку на основе осознанности: вопросы подготовки учителя // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 10б-117.

9. Ковалева Т. M. Принцип индивидуализации как ресурс качества образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе // Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: материалы VII Mеждyнародной научно-практической конференции, Mосква, 19-20 февраля 2010 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. M.: Дело, 2011. С. 101-107.

10. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. M.: Педагогика, 1990. 192 c.

11. Егоров К. Б., Захарова В. А. Процедурные тексты в формировании и оценке функциональной грамотности в начальной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2022. № 2. С. 11б-123.

12. Hautamаki J., Podolskiy A. I. The Finnish Education as an Individualized Service System with a Reference to Students with Special Educational Needs // Psychological Science and Education. 2021. Vol. 2б, № 3. P. 94-101.

13. Bobrova V. V., Kapiyat A. Zh. Possibilities of technology of differentiated (including individualized) education of children with intellectual disabilities of primary school age // Научный альманах. 2021. № 1-1 (75). P. 43-4б.

14. Константинова О. А., Кощеева О. В., Крючков В. П. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. б (212). С. 99-107. DOI: 10.23951/1б09-б24Х-2020-б-99-107

15. Ивашнева А. Р., Чабан Т. Л. Особенности психического развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития) с точки зрения критериев оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий // The Newman in Foreign Policy. 2017. № 37 (S1). С. 72-7б.

16. Mаксимова У С. Особенности формирования регулятивных умений у детей с задержкой психического развития // Инклюзивное образование в эпоху постпандемии: новые нормы, форматы, стратегии: материалы Mеждyнародной научно-практической конференции (1 декабря - 15 декабря 2021 г) / под ред. H. M. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. С. 3S7-392.

17. Mаксимова У. С. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности // Открытый мир: объединяем усилия: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (9-10 ноября 2022 г., г. Пермь, Россия) / под ред. О. Р. Ворошниной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2022.

C. 371-37б.

1S. Кузьмичева Т. В. Индивидуализация образования младших школьников с ЗПР как предмет профессионального диалога будущего учителя и специального психолога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 4 (91). С. 177-1S7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205124 (дата обращения: 15.10.2022). DOI: 10.23S59/1994-0637-2019-4-91-177-1S7

19. Фомичева Е. К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития посредством кинезиологических упражнений: постановка проблемы // Экономика и социум. 201S.

№ 7 (50). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom (дата обращения: 15.10.2022).

20. Egorov K. B., Zakharova V. A. External evaluation of self-directed learning skills: online education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1 (3). P. 41-55. DOI: 10.23951/2782-2575-2022-1-41-55

21. Пототня Е. М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 4. С. 58-74.

References

1. PrikazMinisterstvaprosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2021 No. 286 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education"] (in Russian). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed 13 August 2022).

2. Zaharova V. A. Vybor klyuchevykh elementov pedagogicheskoy tekhnologii formirovaniya funktsional'noy gramotnosti v nachal'noy shkole [Selection of key elements of pedagogical technology for forming functional literacy in primary school]. Gu-manitarnyye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya - Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology, 2022, no. 9, pp. 7-16 (in Russian).

3. Bezukladnikov K. E., Gotlib D. L., Zanina K. A. et al. Sravnitel'nyy analiz podkhodov, programm i metodik formirovaniya funktsional'noy gramotnosti mladshikh shkolnikov [Comparative analysis of approaches, programs and methods for the formation of functional literacy of primary school students]. Perm, PSPU Publ., 2021. 170 p. (in Russian).

4. Vygotskiy L. S. Dinamika umstvennogo razvitiya shkol'nika v svyazi s obucheniem [Dynamics of mental development of a schoolchild in connection with learning]. In: Vygotskiy L. S. Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. Pp. 391-410 (in Russian).

5. Obukhova L. F. Kontseptsiya ZhanaPiazhe: za iprotiv [Jean Piaget's concept: pros and cons]. Moscow, Moscow university Publ., 1981. 192 p. (in Russian).

6. Piaget J. The moral judgement of the child; Transl. by M. Gaban. New York, Free Press, 1966. 410 p.

7. Bezukladnikov K. E., Vlasova I. N., Gotlib D. L. et al. Osnovaniya didakticheskikh resheniy, napravlennykh na formirovaniye funktsional'noy gramotnosti mladshikh shkolnikov [Foundations of didactic decisions aimed at the formation of functional literacy of younger students]. Pod obshchey redaktsiyey M. A. Khudyakovoy, nauchnyye redaktory K. E. Bezukladnikov, V. A. Zakharova. Perm, PSPU Publ., 2021. 252 p. (in Russian).

8. Bezukladnikov K. E., Popova N. S., Zhigalev B. A. Differentsirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku na osnove osoznan-nosti: voprosy podgotovki uchitelya [Mindfulness-based differentiation in foreign language instruction: teacher training aspects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2022, no. 475, pp. 106-117 (in Russian).

9. Kovaleva T. M. Printsip individualizatsii kak resurs kachestva obrazovaniya v mnogokonfessional'nom i polikul'turnom ob-shchestve [The principle of individualization as a resource for the quality of education in a multi-confessional and multicultural society]. In: Tendentsii razvitiya obrazovaniya: obrazovaniye v mnogokonfessional'nom i polikul'turnom obshchestve: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 19-20 fevralya 2010 goda [Education Development Trends: Education in a Multi-Confessional and Multicultural Society: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Moscow, February 19-20, 2010]. Moscow, Delo Publ., 2011. Pp. 101-107 (in Russian).

10. Unt I. E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya [Individualization and differentiation of learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 192 p. (in Russian).

11. Egorov K. B., Zakharova V. A. Protsedurnyye teksty v formirovanii i otsenke funktsional'noy gramotnosti v nachal'noy shkole [Procedural texts in the formation and assessment of functional literacy in the primary school]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya - IKBFU's Vestnik, 2022, no. 2, pp. 116-123 (in Russian).

12. Hautamaki J., Podolskiy A. I. The Finnish Education as an Individualized Service System with a Reference to Students with Special Educational Needs. Psychological Science and Education, 2021, vol. 26, no. 3, p. 94.

13. Bobrova V. V., Kapiyat A. Zh. Possibilities of technology of differentiated (including individualized) education of children with intellectual disabilities of primary school age. Nauchnyy al'manakh, 2021, no. 1-1 (75), pp. 43-46.

14. Konstantinova O. A., Koshcheyeva O. V., Kryuchkov V. P. Problema formirovaniya mezhlichnostnogo vzaimodeystviya uchash-chikhsya s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: kommunikativno-rechevoy aspekt [The problem of forming interpersonal interaction among schoolchildren with severe speech disturbances in the conditions of inclusive education: communicative and speech aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2020, vol. 6 (212), pp. 99-107 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-99-107

15. Ivashneva A. R., Chaban T. L. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya detey s OVZ (zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya) s tochki zreniya kriteriev otsenki sformirovannosti regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy [Features of the mental development of children with disabilities (mental retardation) in terms of criteria for assessing the formation of regulatory universal educational activities]. The Newman in Foreign Policy, 2017, no. 37 (81), pp. 72-76 (in Russian).

16. Maksimova U. S. Osobennosti formirovaniya regulyativnykh umeniy u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of the formation of regulatory skills in children with mental retardation]. In: Inklyuzivnoye obrazovaniye v epokhu postpandemii: novyye normy, formaty, strategii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (1 dekabrya - 15 dekabrya 2021 g.)

[Inclusive Education in the Post-Pandemic Era: New Norms, Formats, Strategies: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (December 1th-15th, 2021)]. Ed. N. M. Borozinets, Yu. V. Prilepko, O. D. Sal'nikova. Stavropol, SKFU Publ., 2022. Pp. 387-392 (in Russian).

17. Maksimova U. S. Formirovaniye regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya vo vneurochnoy deyatel'nosti [Formation of regulative universal educational activities in junior schoolchildren with mental retardation in extracurricular activities]. In: Otkrytyy mir: ob"yedinyayem usiliya: materialy VI Vserossiys-koy nauchno-prakticheskoy konferentsii (9-10 noyabrya 2022 g., g. Perm', Rossiya) [Open world: join forces: materials of VI All-Russian scientific and practical conference]. Ed. O. R. Voroshnina. Perm, 2022. Pp. 371-376 (in Russian).

18. Kuz'micheva T. V. Individualizatsiya obrazovaniya mladshihk shkol'nikov s ZPR kak predmet professional'nogo dialoga budu-shchego uchitelya i spetsial'nogo psikhologa [Individualization of education for younger schoolchildren with mental developmental delays as a matter of professional dialogue between a future teacher and a special psychologis]. Vestnik Cherepovetskogo gosu-darstvennogo universiteta - Cherepovets State University Bulletin, 2019, no. 4 (91), pp. 177-187 (in Russian). DOI 10.23859/1994-0637-2019-4-91-177-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205124 (accessed 13 August 2022).

19. Fomicheva E. K. Formirovaniye regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya posredstvom kineziologicheskikh uprazhneniy: postanovka problemy [Formation of regulative universal educational actions in junior schoolchildren with mental retardation through kinesiology exercises: problem statement] (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-s-za-derzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom (accessed 13 August 2022).

20. Egorov K. B., Zakharova V. A. External evaluation of self-directed learning skills: online education. Education & Pedagogy Journal, 2022, no. 1 (3), pp. 41-55. DOI: 10.23951/2782-2575-2022-1-41-55

21. Pototnya E. M. Kratkosrochnyye kursy kak sredstvo formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy [Short-term courses as a means of forming universal educational activities]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2011, no. 4, pp. 58-74 (in Russian).

Информация об авторах

Захарова В. А., доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ул. Сибирская, 24, Пермь, Россия, 614990).

Безукладников К. Э., заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ул. Сибирская, 24, Пермь, Россия, 614990).

Перадзе М. Б., учитель начальных классов, Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2 (ул. Советская, 19а, с. Барда, Россия, 618150).

Information about the authors

Zakharova V. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, State Humanitarian Pedagogical University (ul. Sibirskaya, 24, Perm, Russian Federation, 614990).

Bezukladnikov K. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department for Foreign Language Education,

Perm State Humanitarian Pedagogical University (ul. Sibirskaya, 24, Perm, Russian Federation, 614990).

Peradze M. B., Primary school teacher, Bardymskaya School No. 2 (ul. Sovetskaya, 19a, Barda, Russian Federation, 618150).

Статья поступила в редакцию 10.01.2023; принята к публикации 01.08.2023

The article was submitted 10.01.2023; accepted for publication 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.