Л.Н. Бражникова
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖКХ
Трансформационные процессы в жилищно-коммунальном хозяйстве
обострили кризис управления, охвативший отечественные
коммунальные предприятия.
В основном причиной такого положения является несоответствие организационных структур управления и новых экономических требований. Адекватные социалистическому способу производства организационные
структуры и механизмы управления выстраивались на принципах единства политического и хозяйственного руководства, демократического
централизма, единоначалия управления [1, 71].
«Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2003-2010 гг.» предопределила необходимость развития новых подходов к управлению развитием жилищно-коммунальных предприятий, основанных на рыночных параметрах [2].
Новые процессы и явления, вызванные формированием рыночных отношений в сфере ЖКХ, изменили критерии эффективности управления. На текущий момент в качестве положительных характеристик
рассматриваются конкурентоспо-
собность, инновационная деятельность, инвестиционная политика, стратегическая активность.
Реформа ЖКХ связана также с тем, что эта сфера, может быть, одна из немногих, которой необходимо управлять и в рыночных условиях независимо от имеющихся ранее или развивающихся ныне экономических отношений, и этот процесс управления становится управлением единым организмом.
Процесс управления ЖКХ в рыночных условиях предполагает принципиально новый подход, так как требуются структурные и качественные изменения в процессах, формах организации, в видах деятельности, включающих диверсификацию тех или иных позиций, самой концепции управления и накопление потенциала. Эти новые подходы включают в себя установление рационального соотношения уже имеющихся традиционных
организационно-распорядительных, административных, бюджетных и
перспективных - финансово-экономических, маркетинговых методов управления, внедрения принципов менеджмента в этой деятельности. Не в меньшей мере актуален учет интересов пользователей услугами ЖКХ (семья, группа жителей, категории населения, организации, предприятия, учреждения) с тем, чтобы сформировать определенное соответствие основных интересов сообщества.
В многочисленных публикациях концепция формирования
организационно-экономического механизма управления занимает центральное место. В настоящее время в научных трудах ведущих специалистов в области управления содержится утверждение, в основе которого разрабатываемые внутрифирменные механизмы управления должны отвечать возможным направлениям
перспективного развития, а также ориентироваться, в том числе, на функционирование в кризисных условиях [3, 32]. Особенную актуальность данный тезис приобретает в условиях функционирования жилищно-
© Бражникова Лариса Николаевна - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.
ISSN 1562-109X
коммунальных предприятий в рыночной среде.
Ориентация жилищно-коммунальной сферы на развитие рыночных отношений требует новых,
нетрадиционных подходов к управлению жилищно-коммунальными пред-
приятиями. Ориентации на
потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической
инновационной политики, стремление к нововведениям, оправданному риску являются основополагающими идеями рыночной философии управления.
Теоретические основы и методологические положения управления предприятиями разрабатываются рядом зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем эти разработки не имеют единой теоретической и
методологической основы и не отражают отраслевых особенностей управления развитием жилищно-коммунальных предприятий в условиях
функционирования украинского рынка.
Теория организационно-экономического механизма представлена разработанными в развитых странах инструментами регулирования устойчивого развития социально-производственных систем и приводится в работах Дж. Гэлбрейта, Б. Карлоффа, Г. Болта, Ф. Котлера, М. Менсена, Э. Мейера, У. Кинга, В. Беренса, Д. Джонсона, Я. Корнаи, Х. Ламперт, С. Ян-га, А.В. Шегда, И.Н. Осипенко, ВВ. Доро-фиенко, В.Полуянова и др. Вместе с этим общие положения теории организационно-экономического механизма не в полной мере отражают особенности развития жилищно-коммунальных предприятий в условиях функционирования на украинском рынке и посвящены в основном вопросам оценки локальных управленческих решений.
Существующие технологии
управления ЖКХ не обеспечивают достижение принципов рыночной
экономики, а управление развитием жилищно-коммунальных предприятий осуществляется локально на основе принципов производственно-
ориентированного подхода.
Цель статьи - выявить закономерности, тенденции и
противоречия развития жилищно-коммунальных предприятий в рыночных условиях, определить подходы и методы построения организационно-
экономической системы управления предприятиями ЖКХ.
Под управлением жилищно-коммунальным предприятием будем понимать целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей, т.е. процесс планирования, организации, мотивации и контроля при создании комфортных условий жизнедеятельности населения,
необходимый для максимизации прибыльности предприятия.
Управление характеризуется
формированием стратегии развития предприятия, целями, типами и задачами, процессом и структурой управления. Все компоненты системы управления предприятием определяются влиянием внешней среды и внутренними характеристиками предприятия (организации).
Современный менеджмент
рассматривает предприятие как совокупность взаимосвязанных
элементов, т.е. как систему, которая обладает следующими особенностями (рис. 1).
В условиях рыночной экономики система управления жилищно-коммунальными предприятиями рассматривается как своеобразный механизм управленческих отношений, элементы которого представлены на рис. 2.
На основе анализа литературы [1, 2, 4, 6] можно выделить следующие основные характерные черты современного менеджмента ЖКХ, обобщающие
разработки в области управления бизнесом:
выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости системы управления к постоянным изменениям внешней среды;
рассмотрение организации как целостной системы элементов,
неразрывно связанных с внешней средой;
использование ситуационного подхода в управлении организациями;
острая необходимость разработки
Рис. 1. Особенности организационно-экономической системы предприятия в современной рыночной среде
Рис. 2. Основные элементы системы управления ЖКП
управления организацией, сочетающей стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации;
определяющее значение инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость организации ко всему новому, для развития и дальнейшего
функционирования организации;
социальная ответственность
руководства организации как перед отдельными людьми, работающими на предприятии, так и перед обществом в целом.
В общем виде механизм управления предприятием можно представить как совокупность организационного и экономического механизмов.
Организационный механизм
управления включает в себя: функции управления; организационную структуру управления; кадры; технику и технологию управления; управленческие решения; научную организацию труда; правовые основы управления; иррациональные факторы управления и т.п. К важнейшим элементам организационного механизма управления в менеджменте относятся цели, принципы, функции, методы управления, кадры, техника, технологии, информация и структуры управления организациями. Если в такой системе хотя бы один из элементов окажется малоэффективным, то влияние несовершенства этого элемента будет испытывать вся система управления организацией. Следовательно, периодически
необходимо контролировать соответствие друг другу элементов системы управления и при необходимости оказывать корректирующие воздействия.
Экономический механизм
управления основывается на системе
экономических законов, принципов, методов управления и таких рычагов хозяйственной деятельности, как цели, прибыль, развитие отношений собственности и т.п.
Экономический механизм
управления направлен на решение конкретных проблем взаимодействия и реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Такой механизм объективно обусловлен осуществлением хозяйственной
деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм управления состоит из трех блоков: внутрифирменное управление,
управление производством; управление персоналом.
Концептуальная модель организационно-экономического управления предприятиями ЖКХ в рыночной среде представлена на рис. 3. Концептуальная модель организационно-экономического управления интегрирует частные модели с распределением структурных компонентов управленческих решений в пространстве и времени с учетом ограничений.
Рис. 3. Концептуальная модель функционирования жилищно-коммунального предприятия в рыночной среде
Вывод. Проблема неэффективного развития ЖКХ обусловлена недостаточно эффективной системой управления в условиях рынка. Существующими технологиями на стадии принятия управленческих решений не
обеспечивается нормализация
параметров системы ЖКХ. Для построения эффективной
организационно-экономической системы управления предприятиями ЖКХ необходимо учитывать особенности функционирования предприятий отрасли в современной рыночной среде.
Литература
1. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1983. - 224 с.
2. Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2003-2010 гг. - К., 2002.
3. Павловская И.Г. Проблемы формирования организационно-экономического механизма функционирования холдинга // Економжа промисловосп. -2005. - №3(29). - С. 32-37.
4. Белянский A.M. Приоритеты и стратегии в модели реформирования жилищно-коммунального сектора // Коммунальное хозяйство городов: Науч-техн. сб. - Вып. 57. - К.: Техшка, 2004. -С. 28-35.
5. Дорофиенко В.В. Операционный менеджмент: Учеб. пособие для студ. вузов. - Донецк: ВИК, 2003. - 175с.
6. Осипенко И.Н., Дорофиенко В.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве: Учеб. пособие. - Харьков: Основа, 2002. - 352 с.
7. Кузнецов Н.Г. Менеджмент организаций: современные технологии. -Ростов н/Д: Феникс,2002. - 480 с.
8. Шегда А.В. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - К.: Знання, 2006. - 645 с.