Научная статья на тему 'Концепция формирования организационно-экономического механизма управления предприятиями ЖКХ'

Концепция формирования организационно-экономического механизма управления предприятиями ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражникова Л. Н.

Виявлено закономірності, тенденції і суперечності розвитку житлово-комунальних підприємств в умовах функціонування українського ринку, визначено підходи і методи побудови організаційно-економічної системи управління підприємствами ЖКГ, запропоновано концептуальну модель функціонування житлово-комунального підприємства в ринковому середовищі.Выявлены закономерности, тенденции и противоречия развития жилищно-коммунальных предприятий в условиях функционирования украинского рынка, определены подходы и методы построения организационно-экономической системы управления предприятиями ЖКХ, предложена концептуальная модель функционирования жилищно-коммунального предприятия в рыночной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования организационно-экономического механизма управления предприятиями ЖКХ»

Л.Н. Бражникова

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖКХ

Трансформационные процессы в жилищно-коммунальном хозяйстве

обострили кризис управления, охвативший отечественные

коммунальные предприятия.

В основном причиной такого положения является несоответствие организационных структур управления и новых экономических требований. Адекватные социалистическому способу производства организационные

структуры и механизмы управления выстраивались на принципах единства политического и хозяйственного руководства, демократического

централизма, единоначалия управления [1, 71].

«Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2003-2010 гг.» предопределила необходимость развития новых подходов к управлению развитием жилищно-коммунальных предприятий, основанных на рыночных параметрах [2].

Новые процессы и явления, вызванные формированием рыночных отношений в сфере ЖКХ, изменили критерии эффективности управления. На текущий момент в качестве положительных характеристик

рассматриваются конкурентоспо-

собность, инновационная деятельность, инвестиционная политика, стратегическая активность.

Реформа ЖКХ связана также с тем, что эта сфера, может быть, одна из немногих, которой необходимо управлять и в рыночных условиях независимо от имеющихся ранее или развивающихся ныне экономических отношений, и этот процесс управления становится управлением единым организмом.

Процесс управления ЖКХ в рыночных условиях предполагает принципиально новый подход, так как требуются структурные и качественные изменения в процессах, формах организации, в видах деятельности, включающих диверсификацию тех или иных позиций, самой концепции управления и накопление потенциала. Эти новые подходы включают в себя установление рационального соотношения уже имеющихся традиционных

организационно-распорядительных, административных, бюджетных и

перспективных - финансово-экономических, маркетинговых методов управления, внедрения принципов менеджмента в этой деятельности. Не в меньшей мере актуален учет интересов пользователей услугами ЖКХ (семья, группа жителей, категории населения, организации, предприятия, учреждения) с тем, чтобы сформировать определенное соответствие основных интересов сообщества.

В многочисленных публикациях концепция формирования

организационно-экономического механизма управления занимает центральное место. В настоящее время в научных трудах ведущих специалистов в области управления содержится утверждение, в основе которого разрабатываемые внутрифирменные механизмы управления должны отвечать возможным направлениям

перспективного развития, а также ориентироваться, в том числе, на функционирование в кризисных условиях [3, 32]. Особенную актуальность данный тезис приобретает в условиях функционирования жилищно-

© Бражникова Лариса Николаевна - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

коммунальных предприятий в рыночной среде.

Ориентация жилищно-коммунальной сферы на развитие рыночных отношений требует новых,

нетрадиционных подходов к управлению жилищно-коммунальными пред-

приятиями. Ориентации на

потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической

инновационной политики, стремление к нововведениям, оправданному риску являются основополагающими идеями рыночной философии управления.

Теоретические основы и методологические положения управления предприятиями разрабатываются рядом зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем эти разработки не имеют единой теоретической и

методологической основы и не отражают отраслевых особенностей управления развитием жилищно-коммунальных предприятий в условиях

функционирования украинского рынка.

Теория организационно-экономического механизма представлена разработанными в развитых странах инструментами регулирования устойчивого развития социально-производственных систем и приводится в работах Дж. Гэлбрейта, Б. Карлоффа, Г. Болта, Ф. Котлера, М. Менсена, Э. Мейера, У. Кинга, В. Беренса, Д. Джонсона, Я. Корнаи, Х. Ламперт, С. Ян-га, А.В. Шегда, И.Н. Осипенко, ВВ. Доро-фиенко, В.Полуянова и др. Вместе с этим общие положения теории организационно-экономического механизма не в полной мере отражают особенности развития жилищно-коммунальных предприятий в условиях функционирования на украинском рынке и посвящены в основном вопросам оценки локальных управленческих решений.

Существующие технологии

управления ЖКХ не обеспечивают достижение принципов рыночной

экономики, а управление развитием жилищно-коммунальных предприятий осуществляется локально на основе принципов производственно-

ориентированного подхода.

Цель статьи - выявить закономерности, тенденции и

противоречия развития жилищно-коммунальных предприятий в рыночных условиях, определить подходы и методы построения организационно-

экономической системы управления предприятиями ЖКХ.

Под управлением жилищно-коммунальным предприятием будем понимать целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей, т.е. процесс планирования, организации, мотивации и контроля при создании комфортных условий жизнедеятельности населения,

необходимый для максимизации прибыльности предприятия.

Управление характеризуется

формированием стратегии развития предприятия, целями, типами и задачами, процессом и структурой управления. Все компоненты системы управления предприятием определяются влиянием внешней среды и внутренними характеристиками предприятия (организации).

Современный менеджмент

рассматривает предприятие как совокупность взаимосвязанных

элементов, т.е. как систему, которая обладает следующими особенностями (рис. 1).

В условиях рыночной экономики система управления жилищно-коммунальными предприятиями рассматривается как своеобразный механизм управленческих отношений, элементы которого представлены на рис. 2.

На основе анализа литературы [1, 2, 4, 6] можно выделить следующие основные характерные черты современного менеджмента ЖКХ, обобщающие

разработки в области управления бизнесом:

выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости системы управления к постоянным изменениям внешней среды;

рассмотрение организации как целостной системы элементов,

неразрывно связанных с внешней средой;

использование ситуационного подхода в управлении организациями;

острая необходимость разработки

Рис. 1. Особенности организационно-экономической системы предприятия в современной рыночной среде

Рис. 2. Основные элементы системы управления ЖКП

управления организацией, сочетающей стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации;

определяющее значение инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость организации ко всему новому, для развития и дальнейшего

функционирования организации;

социальная ответственность

руководства организации как перед отдельными людьми, работающими на предприятии, так и перед обществом в целом.

В общем виде механизм управления предприятием можно представить как совокупность организационного и экономического механизмов.

Организационный механизм

управления включает в себя: функции управления; организационную структуру управления; кадры; технику и технологию управления; управленческие решения; научную организацию труда; правовые основы управления; иррациональные факторы управления и т.п. К важнейшим элементам организационного механизма управления в менеджменте относятся цели, принципы, функции, методы управления, кадры, техника, технологии, информация и структуры управления организациями. Если в такой системе хотя бы один из элементов окажется малоэффективным, то влияние несовершенства этого элемента будет испытывать вся система управления организацией. Следовательно, периодически

необходимо контролировать соответствие друг другу элементов системы управления и при необходимости оказывать корректирующие воздействия.

Экономический механизм

управления основывается на системе

экономических законов, принципов, методов управления и таких рычагов хозяйственной деятельности, как цели, прибыль, развитие отношений собственности и т.п.

Экономический механизм

управления направлен на решение конкретных проблем взаимодействия и реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Такой механизм объективно обусловлен осуществлением хозяйственной

деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм управления состоит из трех блоков: внутрифирменное управление,

управление производством; управление персоналом.

Концептуальная модель организационно-экономического управления предприятиями ЖКХ в рыночной среде представлена на рис. 3. Концептуальная модель организационно-экономического управления интегрирует частные модели с распределением структурных компонентов управленческих решений в пространстве и времени с учетом ограничений.

Рис. 3. Концептуальная модель функционирования жилищно-коммунального предприятия в рыночной среде

Вывод. Проблема неэффективного развития ЖКХ обусловлена недостаточно эффективной системой управления в условиях рынка. Существующими технологиями на стадии принятия управленческих решений не

обеспечивается нормализация

параметров системы ЖКХ. Для построения эффективной

организационно-экономической системы управления предприятиями ЖКХ необходимо учитывать особенности функционирования предприятий отрасли в современной рыночной среде.

Литература

1. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1983. - 224 с.

2. Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2003-2010 гг. - К., 2002.

3. Павловская И.Г. Проблемы формирования организационно-экономического механизма функционирования холдинга // Економжа промисловосп. -2005. - №3(29). - С. 32-37.

4. Белянский A.M. Приоритеты и стратегии в модели реформирования жилищно-коммунального сектора // Коммунальное хозяйство городов: Науч-техн. сб. - Вып. 57. - К.: Техшка, 2004. -С. 28-35.

5. Дорофиенко В.В. Операционный менеджмент: Учеб. пособие для студ. вузов. - Донецк: ВИК, 2003. - 175с.

6. Осипенко И.Н., Дорофиенко В.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве: Учеб. пособие. - Харьков: Основа, 2002. - 352 с.

7. Кузнецов Н.Г. Менеджмент организаций: современные технологии. -Ростов н/Д: Феникс,2002. - 480 с.

8. Шегда А.В. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - К.: Знання, 2006. - 645 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.