УДК 37.013
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
CONCEPT OF FORMATION OF INCLUSIVE READINESS OF TEACHERS
В. В. Хитрюк V. V. Khitryuk
Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи (Республика Беларусь)
Аннотация. В статье раскрываются основополагающая идея, закономерности и принципы разработанной нами концепции формирования инклюзивной готовности педагогов в образовательном пространстве учреждения высшего профессионального образования.
Abstract. The article reveals the fondamental idea, the laws and principles of the concept of formation of the inclusive readiness of teachers in the educational space of a higher educational institution.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная готовность педагогов, компе-тентностный подход.
Keywords: inclusive éducation, inclusive readiness of teachers, competence approach.
Актуальность исследуемой проблемы. Эффективность инклюзивного образования («обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8]) обеспечивается сформированной психолого-педагогической (инклюзивной) готовностью педагога к эффективному взаимодействию со всеми субъектами инклюзивного образовательного пространства. Инклюзивная готовность педагога определяется как сложное интегральное субъектное качество личности, содержательно раскрывающееся через комплекс компетенций и определяющее возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях [9, 190], и является важнейшей детерминантой, обеспечивающей возможность создания условий обучения «особых» детей в массовой школе.
Цель исследования - определить основополагающие идеи, закономерности и принципы концепции формирования инклюзивной готовности педагогов.
Материал и методика исследований. Предметом предлагаемой концепции является новое содержание образовательных эффектов (инклюзивная готовность) и образовательных результатов (комплекс компетенций, определяющих содержание инклюзивной готовности) высшего педагогического образования. Содержание образовательных эффектов и образовательных результатов отражает состояние и требования, предъявляемые потребителями (личность, общество, государство) образовательной услуги к ее качеству. Содержание образовательных результатов фиксирует комплекс компетенций, определя-
ющих успешность профессиональной деятельности [7], а содержание образовательных эффектов предполагает сформированные намерения (готовность) к их использованию в решении практических задач в актуальных профессиональных условиях.
В исследовании использованы теоретические методы: анализ научно-методологической, психолого-педагогической литературы, образовательных стандартов высшего образования (первая ступень), типовых учебных планов и учебных программ дисциплин.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ литературы показал, что формирование готовности педагога рассматривается, с одной стороны, с позиций содержания объекта готовности, с другой - с точки зрения методологии и инструментария процесса ее формирования. Нельзя не согласиться с мнениями авторов, рассматривающих формирование отдельных аспектов профессиональной педагогической готовности с позиций системного, аксиологического, акмеологического, личностно-деятельностного подходов (Л. В. Антропова, Т. К. Болеев, О. А. Ларионова, М. И. Лукьянова, П. В. Сере-денко, А. Б. Серых, Н. А. Тарасюк и др.). Компетентностный подход традиционно рассматривается в связи с проблемой формирования профессиональной компетентности [1],
[3], [4], [5].
В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки специалистов на первой ступени высшего образования в Республике Беларусь [7] определяются три группы компетенций: академические (владение методологией и терминологией отдельной области знаний, понимание действующих в ней системных взаимосвязей, а также способность использовать их в решении практических задач), профессиональные (готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями реальной педагогической ситуации), социально-личностные (совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности, взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом). Это позволяет рассмотреть проблему формирования инклюзивной готовности с позиций компетентностного подхода.
Основополагающие идеи концепции формирования инклюзивной готовности будущих педагогов базируются на понимании сущности феномена «инклюзивная готовность педагога» и требований, которым он должен удовлетворять. Готовность будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии должна удовлетворять следующим требованиям:
- являться обязательным образовательным «эффектом» профессиональной подготовки будущих педагогов;
- отражать психологический и педагогический аспекты;
- согласовываться с образовательными результатами (комплекс компетенций специалиста) и обеспечивать возможность их реализации в профессионально-педагогической деятельности;
- соответствовать социокультурному и гуманистическому контексту;
- ориентироваться на социализацию всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (ООП), как средство и результат их включения в образовательное пространство и социум;
- обеспечивать профессионально-педагогическую уверенность, определять эффективные модели коннотации, взаимодействия и общения педагога со всеми участниками процесса инклюзивного образования;
опираться на профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов, признание и принятие ценностей инклюзивного образования, толерантное отношение ко всем участникам образовательного пространства;
- определять роль и функции педагога в социальном партнерстве заинтересованных в инклюзивном образовании сторон, а также их профессиональное общение по обеспечению эффективного сопровождения ребенка с ООП в инклюзивном образовательном пространстве;
- обеспечивать профессиональную компетентность будущих педагогов.
Концепция формирования инклюзивной готовности будущих педагогов представляет собой систему научно обоснованных взглядов, отражающих понимание компетент-ностной сущности инклюзивной готовности как образовательного эффекта и стратегии действий по ее формированию в образовательном пространстве учреждения высшего образования на основе компетентностного подхода [1], [2], [3], [4], [5], [6].
Образовательная ситуация и образовательное пространство учреждений высшего образования в Республике Беларусь удовлетворяют вышеперечисленным требованиям и способны создать условия для формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, так как:
- призваны обеспечить эффективную профессиональную подготовку будущих педагогов к работе в актуальных социальных условиях;
- реализуют образовательные программы, отражающие содержание и образовательные результаты подготовки будущих педагогов;
- являются сенситивным периодом в профессиональном становлении будущего педагога;
обеспечивают формирование ценностей профессионально-педагогической деятельности, ценностей образования, в том числе и инклюзивного;
- располагают широким арсеналом методов и технологий трансляции знаний, формирования профессионального и личностного опыта, умений и компетенций, позиций и моделей профессионального поведения;
- рассматривают профессиональные компетенции в качестве образовательных результатов;
предполагают взаимосвязь с потенциальными работодателями, что дает возможность оперативно реагировать на изменения социальных условий и требований заказчика образовательной услуги (качество подготовки будущих педагогов);
- включают теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов, что создает возможности применения полученного учебного опыта в решении прикладных задач и формирования профессиональных и социально-личностных компетенций;
- обладают необходимым научным потенциалом, позволяющим организовывать и проводить научные исследования, апробировать и внедрять полученные результаты.
Рассмотрение инклюзивной готовности будущих педагогов как образовательного эффекта и составляющей подготовки к профессионально-педагогической деятельности предполагает создание системы условий и механизмов обеспечения ее формирования и мониторинга качества в образовательном пространстве учреждения высшего образования, а именно:
диагностику готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
- компетентностный подход к содержанию, организации процесса подготовки педагогов, его образовательным результатам и образовательным эффектам;
- развитие системы ценностей профессионально-педагогической деятельности в части формирования ценностей инклюзивного образования, ценности личности каждого ребенка, его социального развития и социализации посредством эффектов «педагогического резонанса» (сквозной психолого-педагогический процесс);
- интеграцию содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного блока (философия, экономическая теория, иностранный язык) и «образовательной интерференции»;
- разработку и внедрение учебных дисциплин: спецкурсов «Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития» (учебно -методическое обеспечение: учебно-методическое пособие, практикум), «Основы инклюзивного образования» (учебно-методическое обеспечение: практикум, электронный учебно-методический комплекс); тренингов «Толерантный педагог», «Инклюзивное образование: сущность, преимущества, риски» (методическое обеспечение: практическое руководство);
использование методов обучения, ориентированных на формирование компе-тентностного содержания инклюзивной готовности будущих педагогов посредством решения профессиональных задач и ситуаций (гностических, конструктивных, коммуникативных, проектировочных, организаторских задач, конкретных методических ситуаций), кейсов (ситуаций, возникших в практике реализации образовательного процесса, творческой разработки решений, оптимальных для конкретных условий практической деятельности педагога в условиях инклюзивного образования);
- организацию на базе университета Ресурсного центра инклюзивного образования (РЦИО), его нормативно-правовое сопровождение, обеспечение его функционирования и участия в работе студентов педагогических специальностей, в частности, в разработке, методическом обеспечении и апробации технологий, методик и приемов сопровождения ребенка с ООП;
- снижение уровня личностного восприятия будущими педагогами рисков, связанных с изменениями условий профессиональной деятельности, посредством вовлечения студентов в реальные практики сопровождения детей с ОПП в условиях инклюзивного образования;
разработку программы и методики мониторинга формирования инклюзивной готовности будущих педагогов.
Компетентностный подход является эффективным методологическим основанием в формировании готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
инклюзивная готовность, рассматриваемая в качестве образовательного эффекта, имеет содержательное компетентностное наполнение и предполагает сформированность комплекса академических, профессиональных и социально-личностных компетенций;
- уровень сформированности инклюзивной готовности будущих педагогов детерминируется сформированностью комплекса компетенций, определяющих ее психологический и педагогический аспекты;
- компетентность определяет готовность (как социальный аттитюд) и способность к решению профессиональных задач, с одной стороны, а с другой - готовность к работе в
актуальных условиях (условиях инклюзивного образования) и способность эффективно решать профессиональные задачи обусловливают профессионально-педагогическую компетентность педагога;
- компетентностный подход делает возможным сравнение и сопоставление образовательных результатов и образовательных эффектов, что позволяет решать проблемы обеспечения качества высшего образования - соответствие его как процесса, системы и результата требованиям потребителей образовательной услуги;
- компетентностный подход в высшем образовании не ограничивается формированием узкопрофессиональных компетенций, а предполагает развитие социально-личностных качеств, что соответствует компонентной структуре готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Концепция формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования учитывает следующие закономерности:
- обеспечение содержательной взаимосвязи инклюзивной готовности будущих педагогов и компетентностной модели педагога инклюзивного образования, что предполагает определение компетентностного наполнения каждого структурного компонента инклюзивной готовности;
- детерминированность уровня сформированности инклюзивной готовности овладением и способностью к использованию комплекса академических, профессиональных и социально-личностных компетенций в решении практических задач;
- обусловленность процесса формирования инклюзивной готовности снижением уровня личностного восприятия рисков новых образовательных условий посредством участия будущих педагогов в деятельности ресурсного центра инклюзивного образования, формируемого на базе учреждения высшего образования, целью которого является ресурсная поддержка инициатив, разработка, научно-методическое обеспечение и внедрение в педагогическую практику научно-методического продукта, обеспечивающего эффективное сопровождение всех участников инклюзивного образовательного пространства;
зависимость процесса формирования инклюзивной готовности будущих педагогов от принятия ценностей инклюзивного образования, толерантного отношения к участникам инклюзивного образовательного пространства, что предполагает внесение дополнений в содержание высшего профессионального образования;
- детерминированность процесса формирования инклюзивной готовности снижением показателей когнитивного диссонанса;
- обусловленность формирования инклюзивной готовности будущих педагогов обеспечением в образовательном процессе эффекта «педагогического резонанса» и включением их в реальную инклюзивную практику;
- зависимость качества формирования инклюзивной готовности от интеграции знаний, умений, компетенций, составляющих ее содержание.
В основу концепции формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в образовательном пространстве учреждения высшего образования положены группы общепедагогических и специфических принципов. Среди общепедагогических следует назвать следующие принципы:
принцип гуманизации, определяющий в качестве основного приоритет ценности жизни ребенка;
принцип ценностного отношения к личности каждого ребенка в образовательном и социальном пространстве (создание среды толерантного общения и взаимодействия, признание права на «инаковость» («он - Другой») и уважительное отношение к индивидуальным особенностям каждого);
- принцип признания демократических идей в образовательном пространстве (свобода и право выбора учреждения образования всеми обучающимися и возможность по-лучення образования всеми детьми);
- принцип научного обеспечения процесса формирования инклюзивной готовности будущих педагогов (описание концептуальной основы процесса формирования инклюзивной готовности, ее компонентов, компетентностного содержания и т. д.);
- принцип системности, определяющий процесс формирования инклюзивной готовности педагогов как систему работы, направленную на развитие каждого ее аспекта (психологического и педагогического) и структурного компонента (когнитивного, эмоционального, мотивационно-конативного, коммуникативного, рефлексивного) посредством овладения необходимыми знаниями, умениями, способами деятельности, компетенциями и способностью их использовать в профессионально-педагогической деятельности;
принцип целостности, раскрывающий содержательную преемственность в овладении теоретическим и практическим содержанием учебных дисциплин, последовательность формирования знаний, умений, компетенций;
- принцип мультидисциплинарности, предполагающий межпредметную интеграцию содержания учебных дисциплин, позволяющую рассматривать идеи инклюзивного образования многопланово и разноаспектно.
Специфическими принципами формирования инклюзивной готовности являются: принцип принятия социальной модели инвалидности в качестве приоритетной, при которой нарушение развития, «инаковость» ребенка рассматривается как вариант проявления индивидуальности;
- принцип превентивной адаптации будущих педагогов к новым условиям профессионально-педагогической деятельности (моделирование в образовательном пространстве вуза условий реальной педагогической деятельности и работы в системе инклюзивного образования);
принцип социальной поддержки и взаимодействия (участие всех заинтересованных сторон (участников инклюзивного образовательного пространства и всего социального окружения) в планировании, продвижении идей и реализации инклюзивного образования);
принцип диагностики профессионально-педагогических затруднений и их профилактики (выявление «узких мест» индивидуальной инклюзивной готовности будущих педагогов и их компенсация);
- принцип формирования командного стиля профессионально-педагогического мышления и решения задач (совместное обсуждение и решение задач обучения, коррекции нарушений и минимизации затруднений ребенка с ООП с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.).
Резюме. Разработанная нами концепция обеспечивает стратегическое решение задачи формирования инклюзивной готовности педагогов в образовательном пространстве учреждения высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. - М. : ИЦПКПС, 2006. - 72 с.
2. Бермус, А. Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании / А. Г. Бермус // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. - М. : ИНЭК, 2007. -С. 45-53.
3. Даньшина, С. А. История развития профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков / С. А. Даньшина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2 (70). Ч. 2. - С. 66-72.
4. Иванов, Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - Библиотечка газеты «Первое сентября»: серия «Воспитание. Образование. Педагогика». - Вып. 6 (12). - 32 с.
5. Ин, А. Компетентностный подход к проектированию системы управления качеством профессиональной подготовки будущего учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / А. Ин. - М., 2006. - 54 с.
6. Никитин, П. В. Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики / П. В. Никитин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 2. - С. 135-140.
7. Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. -Минск : Министерство образования Республики Беларусь, 2013. - 27 с.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 (27) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
9. Хитрюк, В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / В. В. Хит-рюк // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. -№ 3 (79). - С. 189-194.