Научная статья на тему 'Концепция формирования антикризисной подсистемы управленческого учета'

Концепция формирования антикризисной подсистемы управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / СТАГНАЦИЯ / STAGNATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобрышев А. Н.

Тема. В настоящее время функции бухгалтерских служб, а также роль учета и отчетности в системе управления экономическими субъектами меняются ввиду обострения глобальных проблем современной цивилизации. Современная теория управленческого учета, построенная по принципу формальной логики, не в полной мере объясняет механизмы принятия управленческих решений в условиях нестандартных экономических факторов, к каковым относится кризисная ситуация. В этом контексте автором была поставлена задача обоснования исходного теоретического базиса подсистемы антикризисного управленческого учета. Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области управленческого учета [2-5, 7-11, 14, 15, 17, 18], тематические публикации в периодической печати. Работа выполнена в рамках системного подхода. В зависимости от поставленных задач использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, приемы логического, семантического, ретроспективного и компаративного анализа. Результаты. По итогам исследования обосновано выделение элементов исходного концептуально-теоретического базиса антикризисной подсистемы управленческого учета. Установлены тектологические границы выделяемой подсистемы в контексте взаимодействия с системой более высокого уровня, сформированы структурные компоненты выделяемой подсистемы (функции, принципы, объект, задачи), определены направления совершенствования инструментария формируемой подсистемы. Отдельные компоненты концепции формирования антикризисной подсистемы управленческого учета сформулированы впервые. Выводы. В ходе системного теоретического обоснования научной самостоятельности управленческого учета была сформулирована необходимость выделения новой подсистемы с имманентным набором функций, принципов и объектов. Это целесообразно сделать для более эффективного управления субмикросредой предприятия в кризисных условиях, прогнозирования влияния изменений во внешней среде на финансовое положение экономического субъекта и принятия управленческих решений, повышающих стабильность и сбалансированность развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of anti-crisis management accounting subsystem formation

Subject Currently, the functions of accounting services, as well as the role of accounting in the management of economic entities are changing under the acute global problems of modern civilization. The modern theory of management accounting, which is based on the formal logic principle, does not fully explain the mechanisms of management decision making under non-standard economic factors of a crisis situation. Objectives The study aims at substantiating the original theoretical basis of the crisis management accounting subsystem. Methods The theoretical and methodological bases of the research include fundamental and applied studies of domestic and foreign scholars in the field of management accounting, issue-related publications in periodicals. I performed the study under a systems approach. Depending on the tasks, I used the methods of analysis and synthesis, induction and deduction, techniques of logical, semantic, retrospective and comparative analysis, as well as monographic and expert methods. Results The study provides a rationale for emphasizing the elements of the original conceptual and theoretical basis of the crisis management accounting subsystem, sets tectological borders of the subsystem in the context of its interaction with the higher level system, forms structural components of the subsystem (functions, principles, object, and tasks), identifies areas for improving the tools of the subsystem. Certain components of the concept of crisis management accounting subsystem are unique and defined for the first time. Conclusions The study has formulated the need for a new subsystem with the immanent set of functions, principles and objects. It is reasonable for more efficient management of the sub-micro-environment of an enterprise under crisis conditions, forecasting the effects of changes in the external environment on the financial position of the economic entity, and management decisions that increase the stability and balanced development of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования антикризисной подсистемы управленческого учета»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Управленческий учет

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОМ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА*

Алексей Николаевич БОБРЫШЕВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 20.05.2015 Принята в доработанном виде 29.05.2015 Одобрена 01.06.2015

УДК 657.01.470

Ключевые слова:

управленческий учет, экономический кризис, принцип, функция, стагнация

Аннотация

Тема. В настоящее время функции бухгалтерских служб, а также роль учета и отчетности в системе управления экономическими субъектами меняются ввиду обострения глобальных проблем современной цивилизации. Современная теория управленческого учета, построенная по принципу формальной логики, не в полной мере объясняет механизмы принятия управленческих решений в условиях нестандартных экономических факторов, к каковым относится кризисная ситуация. В этом контексте автором была поставлена задача обоснования исходного теоретического базиса подсистемы антикризисного управленческого учета. Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области управленческого учета [2-5, 7-11, 14, 15, 17, 18], тематические публикации в периодической печати. Работа выполнена в рамках системного подхода. В зависимости от поставленных задач использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, приемы логического, семантического, ретроспективного и компаративного анализа.

Результаты. По итогам исследования обосновано выделение элементов исходного концептуально-теоретического базиса антикризисной подсистемы управленческого учета. Установлены тектологические границы выделяемой подсистемы в контексте взаимодействия с системой более высокого уровня, сформированы структурные компоненты выделяемой подсистемы (функции, принципы, объект, задачи), определены направления совершенствования инструментария формируемой подсистемы. Отдельные компоненты концепции формирования антикризисной подсистемы управленческого учета сформулированы впервые.

Выводы. В ходе системного теоретического обоснования научной самостоятельности управленческого учета была сформулирована необходимость выделения новой подсистемы с имманентным набором функций, принципов и объектов. Это целесообразно сделать для более эффективного управления субмикросредой предприятия в кризисных условиях, прогнозирования влияния изменений во внешней среде на финансовое положение экономического субъекта и принятия управленческих решений, повышающих стабильность и сбалансированность развития предприятия.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Современная теория управленческого учета, построенная по принципу формальной логики, не в полной мере объясняет механизмы принятия управленческих решений в условиях явственного проявления

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ставропольском государственном аграрном университете.

Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2015, № 22(364).

стагнационных и депрессивных явлении в экономике и нестандартного поведения экономических агентов, к каковым относятся периоды гиперинфляции. Это во многом объясняется сложностью и неоднородностью задач, стоящих перед управленческим персоналом компании, внешняя среда которой оказывается в неустойчивом состоянии. Это обстоятельство в свою очередь объясняет многообразие связей, неоднородность границ, инструментарно-методическую

и методологическую разобщенность элементов и подсистем управленческого учета.

В данном исследовании поставлена задача обоснования исходного теоретического базиса антикризисной подсистемы управленческого учета. Для ее решения в соответствии с системным подходом выработана следующая логика блочно-структурированных действий:

— уточнение сущностного содержания понятийно-категориального аппарата;

— формирование структурных компонентов выделяемой подсистемы (цели, принципы, функции, задачи, предмет, объект);

— выделение инструментарно-методического блока, включающего в себя совокупность приемов, способов, процедур, инструментов и методов учета, т.е. средств, составляющих методическое обеспечение реализации процедур управленческого учета;

— установление тектологических границ выделяемой подсистемы в контексте взаимодействия с системой более высокого уровня - учетно-аналитическим обеспечением деятельности предприятия в целом, а также с внешней средой.

Оттолкнувшись от понимания, что принципы - это исходные положения любой теории, концентрирующие в себе форму знаний, детерминирующих дальнейшую направленность исследования, на начальном этапе автор проанализировал более 20 таксономических групп принципов

в трактовке ведущих ученых в области управленческого учета:

— международные концептуальные принципы;

— общесистемные принципы формирования информации;

— принципы управленческого учета с управленческой позиции;

— принципы управленческого учета в категориях теории систем;

— принципы, обусловленные требованиями бухгалтерского учета;

— принципы, формирующие состав и процедуры ведения управленческого учета;

— принципы, определяющие направления и способы управленческого учета;

— общенаучные;

— общебухгалтерские;

— общеэкономические;

— правовые;

— специфические;

— базовые;

— Международные принципы управленческого учета (Global Menegement Accounting Principles) и др.

Многие авторы отмечают производственную этиологию управленческого учета, и в этом контексте принципы управленческого и бухгалтерского учета часто совпадают, но при этом есть и специфические принципы, присущие непосредственно управленческому учету, базирующиеся на необходимости планирования и информационного

обеспечения управления.

Не ставя под сомнение целесообразность выделения данных принципов и не останавливаясь на подробном описании их содержания в силу достаточной изученности, перейдем к описанию тех принципов, которые будут в наибольшей степени характерны для антикризисной подсистемы управленческого учета (табл. 1).

Для корректного отражения фактов хозяйственной жизни и факторов внешней среды, влияющих на финансовое состояние экономического субъекта, данные принципы могут быть дополнительно агрегированы или гармонизированы, что в итоге позволит

увеличить релевантность вырабатываемой для пользователей информации.

Характеристика функций антикризисной подсистемы управленческого учета помимо идентификации его функциональной вариативности важна также в контексте подтверждения относительной независимости данного научного направления в системе учетно-аналитического обеспечения

деятельности экономических субъектов. В этой связи сформулируем функции управленческого учета в условиях депрессивных явлений в экономике.

1. Функция стандартизации и регламентации учетно-аналитических процедур предполагает разработку методологии проведения учетных, аналитических, оценочных и контрольных мероприятий в системе управленческого учета для нивелирования кризисного состояния. Вся совокупность приемов и способов антикризисного управленческого учета закрепляется в соответствующих регламентах и стандартах.

2. Функция методического обеспечения принятия антикризисных решений заключается в разработке аналитических методик, систем показателей, инструкций, сценариев и алгоритмов действий, перечня п р е д у п р е д и т е л ь н ы х д е й с т в и й и антикризисных мероприятий, типовых изменений реализуемой бизнес-модели в зависимости от развития ситуации для выработки релевантной информации в системе управленческого учета.

3. Функция демпфирования кризисных явлений реализуется в системе предварительного, текущего и последующего контроля и предполагает нивелирование внутренних и внешних триггеров кризисной ситуации или неустойчивого положения. Эта функция реализуется в условиях перманентной готовности к оценке, учету и анализу опасности кризисной ситуации и последующего удержания конкурентоспособного и устойчивого положения.

4. Функция поиска причинно-следственных связей неустойчивого финансового состояния. Реальное или гипотетическое ухудшение финансового состояния подвергается аналитическим действиям для идентификации его причин и поиска альтернативных вариантов дальнейших действий. Мероприятия, вырабатываемые в ответ на идентифицированные сигналы кризисной ситуации, должны быть дифференцированы по центрам ответственности и ключевым бизнес-процессам.

5. Функция осуществления финансового контроля за реализацией основных бизнес-процессов заключается в обеспечении функционирования процессов, способствующих реализации системы контроля, документирования и отражения финансовой деятельности в отчетности для обеспечения эффективного использования ресурсов и достоверного отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности как внутренним, так и внешним пользователям. Кроме того, данная функция предполагает управление всеми финансовыми активами и связанными с ними аспектами деятельности, в том числе управление банковскими операциями, процессами финансирования деятельности, рисками изменения курсов валют и процентных ставок.

6. Функция оценки целесообразности капитальных вложений в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры заключается в сопоставлении капитальных вложений со стратегией и антикризисными приоритетами деятельности экономического субъекта.

7. Функция составления внутренней отчетности заключается в обобщении информации, вырабатываемой в системе управленческого учета для составления управленческой отчетности (нефинансовой, интегрированной, отчетности об устойчивом развитии). В данном контексте также проводится оптимизация производственной программы и системы

ценообразования в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

8. Функция оптимального распределения ресурсов (финансовых, трудовых, земельных, нематериальных и т. д.) в условиях кризисных процессов в экономике и с учетом стратегических приоритетов развития экономического субъекта.

9. Функция аккумулирования информации об объектах управленческого учета - затратах, доходах, фактах хозяйственной жизни, способных повлиять на финансовое положение экономического субъекта. Данная функция распространяется и на учет фактов внешней среды предприятия, в отношении которых действует принцип, согласно которому избыток информации, способной повлиять на эффективность реализации бизнес-процессов экономического субъекта, менее опасен, чем ее недостаток. При этом формированию объективных данных способствует разработка специальных видов и форм управленческой отчетности.

Перечисленное сгруппировано по пяти базовым функциям бухгалтерского учета: учетной, планово-контрольной, аналитической, управленческой и функции обратной связи (коммуникационной), которые в свою очередь тесно взаимосвязаны с задачами антикризисной подсистемы управленческого учета (рис. 1).

Антикризисная подсистема бухгалтерского управленческого учета должна быть ориентирована на решение следующих задач:

— планирование расходов экономического субъекта, идентификация и последующее снижение неэффективных затрат для инвестирования высвободившихся средств в инновации, способные повысить устойчивость экономического субъекта;

— оценка внешней среды для формирования ключевых документов в системе стратегического менеджмента (миссия, стратегия, видение, бизнес-

модель, ключевые показатели

эффективности (key performance indicators, KPI и др.). Формирование системы показателей для оценки деятельности центров ответственности, бизнес-процессов, менеджеров,

производственных и управленческих работников при нивелировании влияния кризисных процессов в экономике на функционирование экономического субъекта;

— формирование отчетности об устойчивом развитии, в том числе для раскрытия информации о реализуемой бизнес-модели в интересах внешних пользователей. Отметим, что бизнес-модель является основой любой организации, а система управленческого учета должна лежать в основе каждой бизнес-модели;

—управление рисками,

детерминированными как внутренними факторами, так и состоянием внешней среды для реализации бизнес-модели и стратегических приоритетов экономического субъекта; оценка степени влияния макроэкономических негативных явлений на дальнейшее функционирование экономического

субъекта и др.

Объектом управленческого учета выступает производственно-финансовая деятельность экономического субъекта, в то время как в антикризисной подсистеме объектом становится субмикросреда вокруг

предприятия (субмикрорынок предприятия -рис. 2).

Поясняя данный тезис, отметим, что требования постиндустриальной экономики заставляют экономические субъекты формировать вокруг себя цепочку контрагентов, образующих собой некую рыночную сеть за счет стратегических альянсов, партнерств, франчайзинговых схем, субконтрактов, аутсорсинга, долгосрочного взаимодействия с лояльными к бренду предприятия покупателями [2, с. 23].

При этом экономический субъект часть своих функций передает на аутсорсинг, а часть чужих, которые не всегда прибыльны, но способствуют укреплению отношений в рамках существующей системы формальных и неформальных гибридных соглашений, начинает реализовывать сам.

Такой уровень внешней среды является принципиально новым для экономических субъектов, особенно в странах с переходной экономикой, что требует соответствующей модернизации системы учетно-

аналитического обеспечения деятельности. В этом контексте в системе управленческого учета мониторингу и контролю подлежат не все факторы внешней среды, а только те, которые формируют субмикрорынок предприятия. Их изменение может существенно повлиять на финансовое состояние экономического субъекта.

Кроме того, на субмикрорынок экономического субъекта большое влияние оказывают темпы экономического роста или стагнации социально-экономической системы в целом.

В этом плане ключевой задачей системы управленческого учета становится информационное обеспечение принятия решений в области управления субмикрорынком, т.е. среды предприятия, которую оно может максимально контролировать, что в свою очередь требует разработки соответствующей системы показателей. При этом тектологическая граница, характеризующая параметры взаимодействия системы управленческого учета с внешней средой будет определяться факторами, на которые может воздействовать (управлять и контролировать) экономический субъект.

Следуя логике описания структуры управленческого учета и его антикризисной подсистемы, автор структурировал таблицу сопоставления инструментов управленческого учета с его ключевыми функциями (табл. 2).

Каждой из функций соответствует определенный набор инструментов в системе

управленческого учета, который позволяет вырабатывать наиболее релевантную информацию за счет воздействия на объект. Объекты управленческого учета также сгруппированы в зависимости от реализуемой функции.

Проведенное исследование позволило сформулировать ключевые требования к системе управленческого учета в условиях воздействия кризисных процессов в экономике.

1. Перманентный характер антикризисных мероприятий. Данное свойство актуализировано тем обстоятельством, что комплекс мероприятий, вырабатываемых в системе обеспечения экономической безопасности предприятия, достаточно быстро устаревает, особенно в условиях высокой турбулентности экономики, поэтому антикризисные процедуры в системе управленческого учета должны реализовываться на постоянной основе. При этом вырабатываемая информация имеет ценность на ограниченном временном отрезке, после чего теряет свою актуальность, что требует высокой интенсивности работы менеджмента.

2. Сбалансированное развитие предполагает разработку системы резервов для демпфирования влияния кризисных явлений в экономике на финансовое положение предприятия. Создание системы резервов для сохранения устойчивого развития и нивелирования воздействия неблагоприятных рыночных факторов, а также учет рыночной составляющей в финансовом положении публичной компании, страхование цены и прибыли посредством операций хеджирования, когда потери от изменения цен немонетарных активов компенсируются выигрышной позицией по фьючерсам.

3. Научное обоснование тектологических границ между учетно-информационными границами внешней и внутренней среды предприятия. - это впоследствии позволит выработать системе учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих

решений имманентный инструментарий для управления внутренними бизнес-процессами в зависимости от параметров состояния субмикрорынка экономического субъекта.

4. Наличие антикризисного центра ответственности. Ему в процессе постановки системы управленческого учета должна быть делегирована часть функций традиционных центров ответственности. Функциональную нагрузку вновь создаваемой структуры могут составить:

— предупредительные действия за счет своевременной диагностики первых признаков кризисной ситуации (как по внутренним, так и по внешним причинам);

— координация факторов внешней среды;

— организационно-управленческие действия, вызванные необходимостью выработки соответствующей информации для принятия управленческих решений в условиях быстрого изменения внутренней и внешней конъюнктуры, корректировки и регулирования мероприятий в случае возникновения кризисных ситуаций и др.

Создание такого центра ответственности позволит систематизировать процесс мониторинга внутренней и внешней среды экономического субъекта, а также выделить паллиативные для бухгалтерского учета антикризисные функции для их последующей реализации в рамках управленческого учета.

Рассмотренные концептуально-методологические положения

управленческого учета позволили сформировать авторское видение в его составе антикризисной подсистемы (рис. 3). Она характеризуется как система сбора, обобщения, анализа и интерпретации информации, характеризующей состояние субмикрорынка предприятия в контексте потенциальной вероятности наступления кризисного состояния.

Явственный дефицит инструментарно-методического аппарата для формирования полноценного научного направления -антикризисного управленческого учета -предопределяет разработку целого комплекса имманентных данной подсистеме методов и методик.

1. Методика учета инструментов биржевой торговли, совершенствования системы учетно-аналитического обеспечения при формировании резервов, нивелирующих кризисные процессы.

2. Совершенствование традиционных и перспективных калькуляционных систем в условиях кризисных процессов в экономике.

3. Разработка методики бюджетирования в условиях кризисных процессов в экономике (методическое обеспечение процесса формирования нефинансовых бюджетов, в том числе бюджетов об экологическом, кадровом и социальном развитии).

4. Выработка рекомендаций и регламента построения и последующего функционирования нового для системы управленческого учета центра ответственности - антикризисного (центра демпфирования кризисных процессов), отвечающего за перманентный мониторинг системы на предмет возникновения кризисной ситуации.

5. Разработка системы показателей для оперативной диагностики кризисных процессов под воздействием эндогенных и экзогенных триггеров (КР1). Разработка методического подхода к оценке влияния внешних факторов на функционирование предприятия.

6. Формирование системы управленческих отчетов, в том числе отчетов об устойчивом (сбалансированном) развитии, базирующихся на авторской системе сбалансированных показателей, сформированной с учетом жизненного цикла системы и экономического субъекта.

7. Формирование методических рекомендаций исследований в данной предметной области

по составлению стратегических документов [1, 6; 12; 13; 16; 19; 20], а в отдельных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономического субъекта в кризисных аспектах развивают научно-

условиях (стратегия, миссия, политика и методологический базис управленческого

др.) и проч. Полученные результаты в целом учета. согласуются с итогами проведенных ранее

Таблица 1

Характеристика принципов управленческого учета в условиях формирования антикризисной подсистемы

Принцип Содержание

Адаптивность Характеризует способность методических подходов адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды экономического субъекта. Гибкость подсистемы в данном контексте означает способность учитывать все риски при оценке влияния внешних факторов на финансовое состояние экономического субъекта. Данный принцип должен учитываться при составлении стратегической карты, построении гибких бюджетов, выработке сбалансированной системы показателей и т.д. Он тесно связан с принципом мульпидисциплинарности и в этом контексте трактуется как привлечение всех возможных инструментов и методов для идентификации информации, необходимой для принятия решения

Синергия В кризисных условиях зачастую операционные задачи антикризисного свойства вступают в противоречие со стратегическими целями. Принцип синергии проявляется в условиях, когда взаимодействие нескольких факторов дает больший эффект, нежели действия данных факторов по отдельности. В системе управленческого учета синергия означает применение такого инструментария, который позволит нивелировать кризисное начало в деятельности экономического субъекта и сбалансировать тактические и стратегические параметры функционирования финансов предприятия

Прогностичность Означает ориентацию инструментов управленческого учета на выработку перспективной информации для ранней диагностики как внешних, так и внутренних триггеров кризисного процесса. В этом контексте антикризисная подсистема управленческого учета выступает в ролях сигнализатора о финансовом состоянии экономического субъекта, идентификатора причинно-следственных связей изменения ключевых индикаторов в системе сбалансированных показателей и контролера за динамическими процессами во внешней среде, характеризуя тем самым перманентную готовность к реагированию на изменения во внешней конъюнктуре и приведение системы в желаемое состояние

Формирование коммуникационных связей Логическое формирование показателей внутренней отчетности в системе управленческого учета при обобщении данных первичного учета само по себе способствует становлению системы внутренней коммуникации. Данный принцип характеризует высокую степень конвергенции инструментов планово-учетного, аналитического, контрольно-ревизионного, организационно-управленческого направлений для демпфирования кризисных явлений в силу их деструктивности и разрушительности для всей системы. Эффективность коммуникационных связей между центрами ответственности зависит от оперативности реакции менеджмента на поступающие сигналы, скоординированности и правильности применяемых антикризисных мер

Ориентация на устойчивое развитие Предполагает выработку новой формы управленческого мышления, ориентированного на антикризисное управление в условиях нестабильной внешней конъюнктуры. Принцип означает ориентацию на сбалансированное развитие, которое предполагает отражение в отчетности об устойчивом развитии показателей социального, экологического, технико-технологического состояния

Вариативность и ориентация инструментария на оценку состояния внешней среды Отличительным признаком антикризисной подсистемы управленческого учета является ориентация инструментария на внешнюю среду (темпы инфляции, величина ключевой ставки, курсовая, налоговая и кредитно-лизинговая политика, степень волатильности и величина доходности фондового рынка, среднеотраслевые параметры ключевых показателей, состояние рынка (эластичность и величина спроса и предложения, емкость географических сегментов сбыта, величина занимаемой доли отрасли) и др.). Данные параметры должны учитываться в системе стратегического оперативного учета, обеспечивая устойчивость функционирования экономического субъекта и реализуя тем самым принцип непрерывно продолжающейся деятельности предприятия. В ходе аналитических действий идентифицируется степень влияния данных факторов на доходы и расходы экономического субъекта, а также риски при реализации основных бизнес-процессов

Помимо реализации непосредственно социальной функции для работников, покупателей и населения в и рамках благотворительной деятельности, экологических акций, взаимодействия с властными институтами в

§ ц к вопросах развития социальной инфраструктуры принцип социально ответственного поведения заключается в § ^ « обеспечении долгосрочного функционирования организации и недопущения кризисных ситуаций. В этом Ц £ я контексте само существование компании даже в условиях временной потери финансовой устойчивости с5 ^ § играет большую социальную роль для территории. Соблюдение законодательных и правовых норм,

° регламентов, стандартов, правил и этических кодексов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом, _также является примером социально ответственного поведения_

Таблица 2

Сопоставление инструментов управленческого учета с его ключевыми функциями

Функции управленческого учета Объекты управленческого учета Субмикросреда вокруг предприятия (субмикрорынок)

Объекты управленческого учета в рамках антикризисной подсистемы Инструменты управленческого учета Методы (процедуры) управленческого учета

1. Учетная Объекты калькулирования фактической себестоимости; затраты; доходы; финансовые результаты; ресурсы; активы; обязательства; капитал; бизнес-процессы Факты хозяйственной жизни, способные ухудшить финансовое положение; неэффективные затраты в системе гибридных соглашений Калькуляционные системы (нормативный метод, директ-костинг, стандарт-кост, таргет-костинг, АВС-метод и др.); система счетов; учет по центрам ответственности; учет затрат по видам деятельности; учет затрат по бизнес-процессам; учет затрат на качество Счета и двойная запись; калькуляция; оценка; документация; автоматизация; классификация затрат; распределение затрат; комплекс методов учета (начисления, кассовый, позаказный и др.)

2. Планово-контрольная Бюджеты (сметы) и отклонения от бюджетируемых параметров; параметры целевого программно-бюджетного управления; сегменты и структурные единицы Факты хозяйственной жизни, способные повлиять на успешность реализации бюджетирования; инфляция; спрос; процентные ставки; курсовая стабильность и др. Методика бюджетирования; факторный анализ отклонений; разработка планов, комплексно-целевых программ; контрольные процедуры в области соблюдения законодательства; налоговое планирование; программно-бюджетное управление и проектирование (инвестиционное, антикризисное, финансовое, производственное) Инвентаризация; регламентация процессов (составление внутренних регламентов и инструкций); контроль бюджетов; анализ отклонений; совокупность методов аудита (фактический, документальный, выборочный, сплошной и др.)

3. Коммуникационная Управленческая отчетность; система информационного обеспечения; финансовые и нефинансовые показатели Отчетность об устойчивом развитии; аналитические справки; процессы кооперации Система управленческих отчетов и аналитического сопровождения; стратегические документы (миссия, альтернативные стратегии, политика, стратегические карты развития и др.); планы Балансовый метод (составление балансовых и управленческих отчетов); отчетность в системе стратегического менеджмента

4. Управленческая Бизнес-процессы; центры ответственности; стадии жизненного цикла товара; виды деятельности; финансовые результаты; инвестиции; денежные потоки Стадии жизненного цикла системы, деятельность антикризисного центра ответственности, партнерские соглашения Разработка учетной политики, стандартов, регламентов, инструкций; формирование организационно-управленческой структуры и ее информационное обеспечение; управление качеством; Принятие оперативных и стратегических решений; стандартизация управленческого учета; контроллинг; реорганизация; реструктуризация; стратегический менеджмент

структурирование целей;

проблемно-

ориентированные карты

5. Аналитиче- Качество; инвестиции; Риски, уровень КР1; релевантный анализ; Прогнозирование;

ская показатели инфляции; ценообразование; дисконтирование;

эффективности; показатели инвестиционный анализ; методы финансового

величина добавленной эффективности; стратегический анализ; анализа; экономико-

стоимости; состояние состояние анализ цепочки математическое

ресурсов; жизненный экономики; ценностей; анализ моделирование;

цикл продукции; финансовое жизненного цикла статистические и

устойчивые и скрытые состояние продукта (системы); эконометрические

сигналы ухудшения контрагентов; SWOT-анализ; методы; ситуационный

финансового параметры спроса; функционально- анализ; имитационное

положения; величина ставки по стоимостной анализ; моделирование; метод

стратегические кредитам; расчет добавленной экспертных оценок;

проблемы; сильные и инвестиционная стоимости; бенчмаркинг; элиминирование;

слабые стороны активность и др. модель ценностей цепочки Портера; АВС-анализ; XYZ-анализ; СУР-анализ; STEP-анализ; ситуационный анализ рынков (модель «пять сил», карты структуры рынка, карты позиционирования и др.); маржинальный анализ экспересс-анализ; анализ сценариев и выработка типовых решений.

Рисунок 1

Функции и задачи антикризисной подсистемы управленческого учета

Рисунок 2

Субмикрорынок (субмикросреда) предприятия как объект управленческого учета

Рисунок 3

Концептуальное содержание антикризисной подсистемы управленческого

учета

Концептуальные элементы управленческого учета

Принципы в условиях антикризисной подсистемы: 1. Адаптивность. 2. Синергия. 3. Прогностичность. 4. Формирование коммуникационных связей. 5. Ориентация на устойчивое развитие. 6. Вариативность и ориентация инструментария на оценку состояния внешней среды. 7. Социально ответственное поведение

Учетные

Регламентация учетных процедур I

Аккумулирование информации

Разработка методики учета инструментов биржевой торговли, создание системы резервов: адаптация калькуляционных систем

Планово-контрольные

Управленческие

Осуществление финансового контроля

X

Оптимальное распределение ресурсов

Разработка методики бюджетирования в условиях кризисных процессов в экономике,

в том числе нефинансовых бюджетов об экологическом и социальном развитии

Демпфирование кризисных явлений

Оценка целесообразности капвложений

Калькуляционные системы; учет

по центрам ответственности

£

Обоснование нового центра ответственности (антикризисного); разработка методики управления рисками

Прпнцппы I I

Объект -субмикрорынок (субмикросреда) предприятия

Антикризисная подсистема

Комплекс разрабатываемых методов и методик

Бюджетирование,

целевые программы и регламенты, анализ отклонений

Учетная политика, стандарты и инструкции, построение организационной структуры и др.

п;:г]

Инструментарий ¡-

Традиционные принципы: 1. Имущественная обособленность. 2. Последовательность применения учетной политики. 3. Непрерывность деятельности.

4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. 5. Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность, приоритет содержания перед формой при формировании учетной политики

Аналитические

х

Методическое обеспечение принятия антикризисных решений

X

Поиск причинно-следственных связей неустойчивого состояния

Коммуникационная

Составление интегрированной отчетности (отчетности об устойчивом развитии)

Разработка системы показателей для диагностики кризисных процессов под воздействием эндогенных и экзогенных триггеров. Разработка методики оценки влияния внешних факторов на функционирование предприятия

Разработка методики построения отчетности об устойчивом (сбалансированном) развитии с учетом системы сбалансированных показателей на разных стадиях жизненного цикла предприятия; выработка рекомендаций по составлению стратегических документов

Релевантный анализ, ССП, 5\¥ОТ-анализ; АВС-анализ; ХУ2-анализ; СУР-анализ; ЭТЕР-анализ; стратегический анализ, бенчмаркинг и др.

Система управленческой отчетности,стратегические документы (стратегия, миссия, политика) и др.

Список литературы

1. Башкатова Т.А., Галилова Р.И. Построение системы управленческой отчетности в организации // Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур: сб. науч. трудов. Ставрополь: Ставроп. гос. агр. ун-т, 2013. С. 8-11.

2. Богатая И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Сер. «50 способов». Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 320 с.

3. Булгакова С.В. Управленческий учет: проблемы теории: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. 160 с.

4. Вахрушева О.Б. Управленческий учет в современных условиях развития: монография. Одинцово: Одинц. гуманит. ин-т, 2010. 147 с.

5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, Высшая школа, 2002. 528 с.

6. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12-23.

7. Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2002. 352 с.

8. Глушков И.Г. Управленческий учет на современном предприятии. М.: КноРус; Новосибирск: ЭКОР-книга, 2004. 160 с.

9. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений / пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 655 с.

10. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, Инфра-М, 2011. 576 с.

11. Керимов В.Э. Управленческий учет. М.: Дашков и К, 2003. 460 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Костюкова Е.И., Ельчанинова О.В., Манжосова И.Б. Особенности разработки генерального бюджета и организации информационных потоков в системе бюджетирования предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. Экономические науки. 2009. Т. 2-1. № 75. С. 202-208.

13. Манжосова И.Б. Развитие учетно-аналитического обеспечения деятельности организации на основе концепции контроллинга // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. Экономические науки. 2009. Т. 1. № 71. С. 210-219.

14. Мизиковский И.Е. Генезис управленческого учета на отечественных предприятиях. М.: Экономистъ, 2006. 200 с.

15. Сигидов Ю.И. РыбянцеваМ.С. История бухгалтерского учета: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: ИНФРА-М, 2013. 160 с.

16. Сидорова М.И. Методы математического моделирования в современном управленческом учете // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 1. С. 16-22.

17. Управленческий учет / под ред. А.Д. Шеремета. М.: ФБК-ПРЕСС, 2000. 512 с.

18. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2004. 416 с.

19. Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.

20. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Этапы развития управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 21. С. 2-7.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Managerial Accounting

THE CONCEPT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT ACCOUNTING SUBSYSTEM FORMATION

Aleksei N. BOBRYSHEV

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Stavropol Krai, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 20 May 2015 Received in revised form 29 May 2015 Accepted 1 June 2015

Keywords: management accounting, economic crisis, principle, function, stagnation

Abstract

Subject Currently, the functions of accounting services, as well as the role of accounting in the management of economic entities are changing under the acute global problems of modern civilization. The modern theory of management accounting, which is based on the formal logic principle, does not fully explain the mechanisms of management decision making under non-standard economic factors of a crisis situation.

Objectives The study aims at substantiating the original theoretical basis of the crisis management accounting subsystem.

Methods The theoretical and methodological bases of the research include fundamental and applied studies of domestic and foreign scholars in the field of management accounting, issue-related publications in periodicals. I performed the study under a systems approach. Depending on the tasks, I used the methods of analysis and synthesis, induction and deduction, techniques of logical, semantic, retrospective and comparative analysis, as well as monographic and expert methods.

Results The study provides a rationale for emphasizing the elements of the original conceptual and theoretical basis of the crisis management accounting subsystem, sets tectological borders of the subsystem in the context of its interaction with the higher level system, forms structural components of the subsystem (functions, principles, object, and tasks), identifies areas for improving the tools of the subsystem. Certain components of the concept of crisis management accounting subsystem are unique and defined for the first time.

Conclusions The study has formulated the need for a new subsystem with the immanent set of functions, principles and objects. It is reasonable for more efficient management of the sub-micro-environment of an enterprise under crisis conditions, forecasting the effects of changes in the external environment on the financial position of the economic entity, and management decisions that increase the stability and balanced development of the enterprise.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information center at the

Stavropol State Agrarian University.

The article is adapted from the International Accounting journal, 2015, no. 22(364).

References

1. Bashkatova T.A., Galilova R.I. Postroenie sistemy upravlencheskoi otchetnosti v organizatsii. V kn.: Finansovo-ekonomicheskie problemy razvitiya regiona i uchetno-analiticheskie aspekty funktsionirovaniya predprinimatel'skikh struktur: sb. nauch. trudov [Building a managerial accounting system in the organization. In: Financial and economic problems of regions' development and accounting and analytical aspects of business structures' functioning: collection of studies]. Stavropol, Stavropol State Agrarian University Publ., 2013, pp. 8-11.

2. Bogataya I.N. Strategicheskii uchet sobstvennosti predpriyatiya. Ser. "50 sposobov" [Strategic accounting for ownership of the enterprise. Series: 50 methods]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2001, 320 p.

3. Bulgakova S.V. Upravlencheskii uchet: problemy teorii: monografiya [Managerial accounting: problems of the theory: a monograph]. Voronezh, VSU Publ., 2006, 160 p.

4. Vakhrusheva O.B. Upravlencheskii uchet v sovremennykh usloviyakh razvitiya: monografiya [Management accounting under modern conditions of development: a monograph]. Odintsovo, Odintsovo Humanities Institute Publ., 2010, 147 p.

5. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, Omega-L, Vysshaya shkola Publ., 2002, 528 p.

6. Vakhrushina M.A. Problemy i perspektivy razvitiya rossiiskogo upravlencheskogo ucheta [Problems and development prospects of Russian management accounting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 33, pp. 12-23.

7. Vrublevskii N.D. Upravlencheskii uchet izderzhek proizvodstva: teoriya i praktika [Management accounting for production costs: theory and practice]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2002, 352 p.

8. Glushkov I.G. Upravlencheskii uchet na sovremennom predpriyatii [Management accounting at the modern enterprise]. Moscow, KnoRus Publ., Novosibirsk, EKOR-kniga Publ., 2004, 160 p.

9. Drury C. Upravlencheskii uchet dlya biznes-reshenii [Management Accounting for Business]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 655 p.

10. Ivashkevich V.B. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2011, 576 p.

11.Kerimov V.E. Upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2003, 460 p.

12. Kostyukova E.I., El'chaninova O.V., Manzhosova I.B. Osobennosti razrabotki general'nogo byudzheta i organizatsii informatsionnykh potokov v sisteme byudzhetirovaniya predpriyatiya [Specifics of developing the general budget and organizing the information flows in the budget system of the enterprise]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomicheskie nauki = Scientific and Technical Bulletin of Saint Petersburg State Polytechnic University. Ser.: Economic Sciences, 2009, vol. 2-1, no. 75, pp. 202-208.

13. Manzhosova I.B. Razvitie uchetno-analiticheskogo obespecheniya deyatel'nosti organizatsii na osnove kontseptsii kontrollinga [Development of accounting and analytical support of the organization based on the controlling concept]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomicheskie nauki = Scientific and Technical Bulletin of Saint Petersburg State Polytechnic University. Ser.: Economic Sciences, 2009, vol. 1, no. 71, pp. 210-219.

14. Mizikovskii I.E. Genezis upravlencheskogo ucheta na otechestvennykh predpriyatiyakh [The genesis of management accounting at domestic enterprises]. Moscow, Ekonomist'' Publ., 2006, 200 p.

15. Sigidov Yu.I., Rybyantseva M.S. Istoriya bukhgalterskogo ucheta [The history of accounting]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 160 p.

16. Sidorova M.I. Metody matematicheskogo modelirovaniya v sovremennom upravlencheskom uchete [Methods of mathematical simulation in contemporary managerial accounting]. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii = Topical Issues of Socio-economic Development of Russia, 2012, no. 1, pp. 16-22.

17. Upravlencheskii uchet [Managerial Accounting]. Moscow, FBK-PRESS Publ., 2000, 512 p.

18.Horngren Ch., Foster G. Bukhgalterskii uchet: upravlencheskii aspekt [Cost Accounting: A Managerial Emphasis]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2004, 416 p.

19.Khoruzhii L.I. Problemy teorii, metodologii, metodiki i organizatsii upravlencheskogo ucheta v sel'skom khozyaistve [Problems of theory, methodology, technique and organization of management accounting in agriculture]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2004, 496 p.

20. Chaya V.T., Chupakhina N.I. Etapy razvitiya upravlencheskogo ucheta [Stages of management accounting development]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2007, no. 21, pp. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.