Научная статья на тему 'Концепция есть, а что дальше?'

Концепция есть, а что дальше? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА / ДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / MODERN NATIONAL EDUCATIONAL IDEAL / MORAL EXAMPLE OF TEACHER / CONFIDENCE TO THE INSTITUTIONS OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Алексей Алексеевич

Отклик на проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Социальный заказ современной школе. Образование не услуга, а базовая функция государства. Программа «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на 2010-2014 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция есть, а что дальше?»

КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Алексей Алексеевич Никитин,

председатель общественных советов по культуре и образованию при администрации г. Хабаровска, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук

Опубликован проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это знаковое событие в жизни россиян. В концепции выражена серьёзная озабоченность государства состоянием духовно-нравственной сферы, которая приходит в упадок. «Ценности-перевёртыши» подменяют традиционные эстетические и этические нормы и принципы: красоту — уродством, нравственность — безнравственностью, добродетель — пороком, милосердие — жестокостью, сострадание — цинизмом, литературную речь — ненормативной лексикой. Последняя преподносится некоторыми представителями СМИ и «нового искусства» как «современная норма живого языка».

• современный национальный воспитательный идеал • нравственный пример педагога • доверие к институтам государственной власти

КП

онцепция обращена к системе об-азования, которое её авторы понимают не как услугу, а как базовую функцию государства, ответственного не только за физического Homo sapiens, но и за «внутреннего человека» с его моралью, личностными ценностями и смыслами, стремлением к совершенствованию себя и окружающего мира. Озабоченные недостаточным ростом материального благосостояния и экономики, мы забываем об этом человеке, постепенно превращаясь в машину потребления всяческих благ и услуг. А человек создан не только из «праха земного», но и «дыхания Божьего», дающего ему возможность постигать не только очевидную

действительность, но и другие проекции бытия, например, духовный мир, его красоту и гармонию, открывающуюся человеку через природу, искусство, религию, общение с другими людьми.

Концепция может быть принята в том виде, в котором она обнародована. Она основательна, базируется на национальных и общечеловеческих ценностях, обозначает все уровни социализации гражданина России, призывает субъектов социального взаимодействия к консолидации усилий в её реализации. Между тем концепция — это лишь сформулированный призыв, идеологическое ядро предполагаемой программы, которая должна родиться в государственном масштабе (Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования) и далее в самих образовательных учреждениях.

И здесь начинается самое интересное, если авторы концепции и те, кто будут ей следовать, относятся к ней предельно серьёзно как к важнейшему и ответственейшему делу жизни, а не как к формальному выполнению заказа «сверху».

В чём же «интересность» ситуации, в которой оказываются все жаждущие претворить её в конструктивной, действенной и реалистичной программе?

Ситуация трудносовместимости концепции с реалиями российской действительности обнаруживается уже на двух уровнях: федеральной власти и сферы образования. Захочет ли власть проявить политическую волю и скомандовать «Вперёд!» сторонникам концепции или она сразу её заблокирует, поскольку в концепции есть момент очень «щекотливый», чётко обозначенный в разделе «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а именно, нравственный пример педагога и доверие к институтам государственной власти. Для граждан России нравственный пример в первую очередь — нравственное поведение наших правителей: членов Правительства, Государственной Думы, представительной и исполнительной власти на местах. А здесь мало позитивных примеров, особенно сегодня, в период тотального искоренения коррупции, принявшей в нашей стране форму пандемии, когда власть зачастую срастается с организованной преступностью, криминалом, а «борцы с коррупцией» нередко сами становятся изобретателями оригинальных и неуязвимых коррупционных схем. Надо излечиться от безнравственности власти, закрыть доступ в СМИ популяризаторам новомодных героев, стяжавших славу сомнительными способами и претендующих на роль кумиров молодёжи, подобно многочисленным звёздам отечественного и зарубежного шоу-бизнеса, вытеснившим с телеэкрана талантливых тружеников от науки, искусства, педагогики, производства, изобретательства. Власть должна являть народу пример служения своему народу — служения честного, самоотверженного и сопровождать становление человека от младенческого возраста до зрелого примерами духовно-нравственного подвига и подвижничества.

Столь же сложная ситуация обнаруживается в самой сфере образования и, прежде всего, в общеобразовательной школе, где так мучительно создаётся новый образовательный стандарт. Похоже, опять «хотели как лучше, а получилось как всегда». Концепция-2020, на которой базируется образовательный стандарт, это по своей сути слегка обновлённая, но закамуфлированная концепция производства человека как «индустриального винтика», встраивающегося в экономику, а не уникальной и неповторимой личности, которой вновь не нашлось места в стандарте. Образование, как и прежде, рассматривается как отрасль народного хозяйства, как сфера услуг. При таком понимании целей образования в центре внимания стоит не личность с её желаниями, интересами и предпочтениями, а продукт, который она способна создавать. Личность превращается из субъекта образовательной деятельности в объект, который надо «активизировать», «обогатить», «наполнить», «оснастить», «эффективно использовать» и т.д. А раз нет личности как цели образования, то о какой духовности и нравственности может идти речь? Главное в нашем нынешнем образовании не личность, а предмет, точнее, показатель его усвоения, обозначенный требованиями ЕГЭ. А всё остальное — пустая суета, за которую к тому же никто не платит, и усилия в этом направлении не оценят ни начальство, ни коллеги.

Можно растворить воспитательный компонент в программах отдельных предметов — в физике (рассказывать о великих физиках, уничтоживших свои труды, чтобы они не привели к созданию мощного оружия), математике, истории, биологии и других предметах; можно выделить его в самостоятельный компонент. Но задачу духовно-нравственного воспитания можно решить, показывая убедительный живой пример — человека, достигшего успеха,

признания благодаря своим положительным качествам, а не подлости, предательству и наглому стяжательству.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания требует перестроить методологию образования и его целеполагания, а именно:

• признать первичность духа, духовно-нравственного начала как стержневого, формообразующего, созидающего материальную действительность, творящего культуру, цивилизацию, экономику, мощь и силу государства;

• осознать ключевую роль образования

в духовно-нравственной консолидации российского общества;

• переосмыслить государственную функцию образования, трактовать его не как услугу, удовлетворяющую потребности населения,

а как базовую государственную функцию, реализуемую посредством образования — основного института педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России;

• отказаться от экономической парадигмы образования, нацеленной на профессиональную компетентность, на фабрикацию «винтика экономики», а не на самобытную, уникальную индивидуальность;

• понять первостепенную задачу образования как задачу духовно-нравственного воспитания;

• переориентировать учебный процесс с освоения предмета и овладения деятельностью на личность с индивидуальной системой ценностей, личностных смыслов и установок;

• создать физически и духовно здоровое образовательное пространство, включающее семью, школу, систему дополнительного образования, среду проживания, взаимоотношения в социуме, культуру, искусство и спорт, религиозные институты, общественные организации, объединения и движения, СМИ;

• включить в реализацию концепции всех субъектов социализации, слоёв населения, всех уровней власти, социальных институтов;

• ввести религиозный компонент в воспитательные программы учебных заведений, наличествующий в предметах образовательной области «Духовно-нравственная культура»;

• пересмотреть компетентности и квалификационные характеристики специалиста-педагога, подготавливаемого педагогическими институтами и другими вузами;

• разработать новые образовательные стандарты, которые выходят за рамки модели «0бразование-2020», основанной на традиционной экономической парадигме;

• создать государственную программу духовно-нравственного развития россиян, начиная с дошкольного возраста;

• разработать программы духовно-нравственного развития в субъектах РФ и муниципальных образованиях, например,

в рамках стратегических планов, как это сделано в Хабаровске.

О последнем примере хочется сказать особо, поскольку автор статьи — один из разработчиков долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на 2010—2014 годы». Эта программа опередила появление рассматриваемой концепции и служит примером её возможного претворения в жизнь, но в более широком контексте, включающем помимо сферы образования среду проживания, культуру и сферу досуга.

Программа «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на 2010-2014 годы»

Многоаспектное состояние духовно-нравственной сферы выдвинуло перед администрацией города Хабаровска

и местным сообществом задачу создания и претворения в жизнь долгосрочной целевой программы, опирающейся не только на механизм регулирования сверху — через государственные институты, но и на механизмы саморазвития, заложенные в самом сообществе граждан города. Программа предполагает участие в ней большого количества субъектов взаимодействия, в число которых входят:

• представители муниципального и регионального уровней власти;

• представители общественных организаций и религиозных конфессий;

• военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб;

• предприниматели, руководители предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

• учёные и специалисты, работающие в сфере науки, образования, здравоохранения, в проектных, проектно-технологических и конструкторских организациях, аналитических, консультационных центрах;

• деятели культуры и искусства; работники средств массовой информации;

• молодёжь;

• рабочие и служащие, работающие по найму на предприятиях и учреждениях различных форм собственности;

• ветераны, люди пенсионного возраста, занимающие активную жизненную позицию, женщины-домохозяйки.

Анализ состояния духовно-нравственной сферы, её соотнесённость с целями и задачами Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска позволяет выстроить «дерево целей» программы духовно-нравственного развития жителей г. Хабаровска до 2014 года.

Генеральная цель программы — создать условия для формирования духовно-нравственного сообщества граждан, сплочённого и объединённого общими целями и интересами, стремящегося к повышению качества жизни города.

Генеральная цель программы достигается посредством решения основных задач программы, представляющих пять направлений духовно-нравственного строительства.

Первое направление — создание нормативно-правового сопровождения программы. Правовую основу реализации программы формируют:

• Хабаровская городская Дума путём реализации права законодательной инициативы в Законодательной Думе Хабаровского края;

• администрация города Хабаровска путём издания правовых актов;

• общественные организации путём обращения в федеральные и краевые органы исполнительной и законодательной власти.

Второе направление обусловлено необходимостью консолидации и координации действий всех субъектов духовно-нравственного «строительства» — власти, бизнеса, религиозных конфессий, общественных организаций, СМИ, жителей города.

Первые два направления — создание условий для реализации настоящей целевой программы. Следующие три направления есть собственно духовное строительство, включающее в себя:

• обеспечение комфортности и безопасности среды проживания жителей города;

• формирование культуры, образование, воспитание и просвещение жителей города, охватывающие физическую культуру; образование; эстетическое, этическое, духовное, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание горожан; многообразие просветительских форм

и программ; культуру человеческих отношений;

• создание современной инфраструктуры досуга, расширение его «ассортимента» с учётом потребностей всех возрастных, социальных и национальных групп населения.

Схема 1. «Дерево целей» долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей г. Хабаровска на период 2010-2014 годов»

Каждое направление имеет свои задачи в том или ином сегменте духовно-нравственного поля, решение которых предполагает конкретные результаты.

Создание условий и объединённого общими

Схема 2. Задачи программы

для формирования духовно-нравственного сообщества граждан, сплочённого целями и интересами, стремящегося к повышению качества жизни города Хабаровска

Создание нормативно-правого сопровождения программы

Создание инфраструктуры досуга

Комфортность среды проживания

Культура, воспитание и просвещение жителей города

Консолидация субъектов программы, координация их действий

1. Разработка и принятие Хабаровской городской Думой нормативно-правовых актов; принятие соответствующих постановлений и распоряжений администрации города Хабаровска.

2.Инициирование Хабаровской городской Думой принятия необходимы« для реализации программы законов Законодательной Думой Хабаровского края.

3. Обращение общественные организаций в Государственную Думу Российской Федерации с обоснованием необходимости принятия законодательные актов, на которые опирается программа, Общественную Палату, Совет Федераций.

1. Включение всех субъектов взаимодействия в ГДЦП

с уяснением их задач в соответствии с полномочиями и функциями, определёнными законодательством, уставной деятельностью.

2. Создание необходимой организационной структуры, контролирующей ход её выполнения.

3. Координация действий всех субъектов взаимодействия.

1. Сохранение

и улучшение природной среды: ландшафта, природные условий, естественны« природные зон, «зон здоровья», качества воды, воздуха.

2. Создание более комфортной городской среды: архитектурный облик города, состояние улиц, дворов, домов, подъездов.

3. Духовно-нравственное преобразование городского социума: создание психологического климата, информационной среды, условий безопасного проживания.

1. Совершенствование системы образования с акцентом на воспитание.

2. Формирование культуры жителей города: поведения, быта, обслуживания, человеческих отношений, самосохранения.

3. Просвещение горожан посредством многообразия образовательных форм

и программ.

4. Международные культурные контакты

1. Создание игровые и спортивные площадок во дворах всех округов города.

2. Организация досуга школьников, семейного досуга в школах, учреждениях культуры, дополнительного образования.

3. Создание новые учреждений досуга

Механизм реализации программы

Это система, включающая планирование мероприятий, координацию планов и действий субъектов, участвующих в программе и, в первую очередь, отраслевых структур администрации города.

Для реализации программы необходима особая система управления, включающая следующие компоненты и условия:

1) организационную структуру управления, основанную на взаимодействии институтов публичной власти и общества;

2) соответствующую нормативно-правовую основу;

3) научно-методическое обеспечение;

4) систему мониторинга и оценки результатов, оперирующую объективными статистическими данными;

5) доступ к средствам массовой информации

с целью систематического информирования населения о ходе реализации программы, главных её проблемах;

6) опору на население в наведении общественного порядка в городе;

7) использование опыта других городов РФ.

Предлагается следующая организационная структура управления программой:

ческого плана устойчивого развития города Хабаровска, согласующий план мероприятий на год или определённый этап её реализации.

Структурой, осуществляющей непосредственный контроль над согласованностью действий субъектов, участвующих в программе, сопровождение хода её реализации, является Исполнительная дирекция — общественно-государственная структура управления. Эта организация получает полномочия и ресурсы для выполнения деятельности в соответствии с договором, заключённым ею с администрацией города Хабаровска на определённый срок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта организация выполняет следующие функции:

• отвечает за согласованность действий отраслевых управлений администрации города и других субъектов взаимодействия;

• создаёт необходимые общественные структуры, оказывающие содействие

Структура, в которой представлены все субъекты, участвующие в реализации программы, — координационный совет по реализации стратеги-

в организации и проведении мероприятий программы, руководит этими структурами;

• осуществляет общественную экспертизу и оценку деятельности муниципальных учреждений культуры и искусства, образования и просвещения, досуговых учреждений с позиций их духовно-нравственной направленности и воспитательной эффективности;

• участвует в организации и проведении мероприятий, включённых в план работы, отвечает вместе с отраслевыми ведомствами за их выполнение;

• принимает участие в обсуждениях и публичных слушаниях, научных конференциях по данной проблематике, оказывает содействие в их организации;

• представляет финансовые отчёты о расходовании средств, которые были переданы ему непосредственно на проведение мероприятий;

• представляет и публикует отчёты о ходе реализации программы, освещает его в средствах массовой информации.

Мониторинг реализации программы осуществляется в течение всего периода. Результаты мониторинга представляются и публикуются до 1 апреля года, следующего за отчётным. Мониторинг и оценка результативности реализации программы осуществляются на основе следующих документов и материалов:

• отчётов структурных подразделений администраций города, отраслевых ведомств;

• экспертизы направлений программы

и проводимых мероприятий, их эффективности;

• анализа, научных исследований, проводимых исследовательскими институтами, вузами города Хабаровска;

• общественных слушаний;

• научно-практических конференций;

• информации, размещённой на сайте города и края, общественных организаций.

В сфере образования программа предусматривает работу по таким направлениям, как создание во всех общеобразовательных учреждениях города воспитательных систем; введение в учебные планы школ дисциплин, дающих учащимся представление о религии в культурологическом аспекте; подготовку кадров для преподавания этих дисциплин; расширение сети учреждений дополнительного образования; интеграцию общего и дополнительного образования через создание образовательных комплексов (учреждение дополнительного образования — детский сад — школа); создание просветительских лекториев; научных обществ учащихся, занимающихся данной проблематикой; фестивалей национальных культур и многое другое.

Создание федеральной концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России — это начало огромной и трудной работы, которая должна остановить падение нашего народа в бездну дикости и безнравственности и вернуть ему веру в своё высокое предназначение. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.