ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ АПК
УДК 338.436:631.15
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
СВ. ВОРОЧАЙ
ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Общество достигает социально-экономического прогресса только тогда, когда оно способно прокормить себя. В сложных условиях рыночных отношений возросло значение регионов в решении проблемы продовольственного самообеспечения, что позволит в случае сокращения или прекращения поставок продуктов питания сохранить продовольственную независимость региона, избежать чрезвычайных ситуаций.
Продовольственная безопасность в целом обеспечивается созданием современной материально-технической базы сельского хозяйства, внедрением передовых технологий и совершенствованием экономического механизма управления агропромышленного комплекса в целом.
Представляется, что нынешняя структура управления не соответствует целям и задачам, стоящим перед отраслью, функционирующей в условиях рынка.
На отечественном агропродовольственном рынке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия ежегодно импортирует сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в объемах, в несколько раз превышающих государственную поддержку аграрной сферы экономики. С другой, в стране в силу разного рода причин не используются огромные массивы пахотных земель, а обрабатываемая пашня с каждым годом теряет свое плодородие из-за низких норм внесения удобрений, резкого сокращения культуртехнических работ. Например, на Брянщине в сельском хозяйстве области по состоянию на 31 декабря 2008 года не использовалось 11,8% сельскохозяйственных угодий, и это не учитывая земли, выбывшие из оборота за годы реформ.
Несмотря на высокие темпы роста производства в минувшем году экономические показатели сельского хозяйства практически не улучшились. Более того, в отрасли понизился уровень рентабельности, если считать в сопоставимом выражении, сократился абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств.
В сельском хозяйстве Брянской области уровень рентабельности продукции растениеводства в 2008 году составил 22,3%, продукции животноводства - 1,2%, но производство скота и птицы в живой массе было глубоко убыточным (-12,4%).
Мы согласны с профессором А. Голубевым [1], представляющим рыночные условия функционирования сельского хозяйства следующим образом (рисунок).
Потенциальные возможности
Возможность монопольного повышения цен
Трудности осуществления воспроизводства
Возможность
оставлять значительную часть денег
Отсутствие подлинной конкуренции
1
Поставщики средств производства
1 г
Товары по, как правило, монопольным ценам
1 г
Сельское хозяйство
1 г
Реализация продукции, в основном, по себестоимости
1 г
Посредники
1 г
Продовольствие, в основном, по рыночным ценам
1 г
Конкуренция, приближающаяся к рыночной
Уровень доходности
Низкая доходность
Высокие доходы
Рис. Рыночные условия функционирования сельского хозяйства
Сельское хозяйство оказывается зажатым между поставщиками средств производства, диктующими монопольно высокие цены, и посредниками, не допускающими в полном объеме до аграриев финансовые потоки от продажи продуктов питания. Сельскохозяйственные товаропроизводители реально работают в условиях совершенной конкуренции, чего никак нельзя сказать об энергетике, промышленности и некоторых других отраслях экономики.
Можно сказать, что отрасли, поставляющие сельскому хозяйству промышленные товары и услуги (минеральные удобрения, электроэнергию, горючее и смазочные материалы), выполняют роль своеобразного спускового механизма, запускающего «снежный ком» инфляции. Аграрии, вынужденные покупать их продукцию по завышенным ценам, не имеют возможности «катить» этот ком дальше, поскольку, как отмечалось, на рынке преобладают законы конкуренции, сдерживающие уровень цен на продукты питания.
Учитывая, что аграрный сектор находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей техники, необходимо акцентировать усилия всех заинтересованных ведомств на следующих мерах:
- создание с участием государства мощной сельхозмашиностроительной корпорации, способной объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства;
- возрождение системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечение доступа к ней основной массы сельхозтоваропроизводителей;
- разработка и принятие Федеральной целевой программы «Развитие машиностроения для АПК», реально обеспечивающей решение задачи комплексной модернизации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Мы считаем целесообразным за счет средств государственной поддержки создать мощное сельскохозяйственное машиностроение, способное конкурировать с зарубежными аналогами и производящее технику, адаптированную к российским условиям.
С целью снизить цены на услуги естественных монополий прорабатывается вопрос о создании компании, которая будет централизованно поставлять горючее и смазочные материалы сельхозпроизводителям по межсезонным ценам, которые, как известно, ниже цен в период проведения сезонных полевых работ.
Отдельного разговора заслуживает ситуация с доступом сельхозтоваропроизводителей на рынок. Согласно мониторингу реализации Госпрограммы, который проводился в 30 регионах страны всех федеральных округов и в ходе которого были опрошены более 15 тыс. респондентов, 60% из них заявили о том, что испытывают трудности при реализации сельхозпродукции. Не секрет, что брянские товаропроизводители также испытывают аналогичные трудности. В благоприятном 2008 году уровень товарности зерна составил 37,4%, картофеля - около 60%, овощей открытого грунта - 70,1%, молока - 83,8%.
В классическом анализе принято выделять трех ключевых игроков на рынке - производителя, потребителя и государство (власть). Не страшно, если в результате каких-либо экономических деформаций между ними не сложились идеальные, до конца сбалансированные отношения. В любом случае общество не оказывается в проигрыше. Если, скажем, эти отношения складываются в пользу производителя, то, в конечном счете, выпускается больше товаров, что способствует снижению цен. При этом растет платежеспособный спрос населения, стимулирующий производство, и власти имеют возможность получать больше налогов. А если богатеет государство, то оно может вкладывать больше средств и в развитие реального сектора экономики, и в повышение благосостояния народа.
Данные Минсельхоза России позволяют утверждать, что по основным продовольственным товарам (мясо, молоко, хлеб) доля всевозможных наценок в структуре себестоимости конечного продукта достигает 60-80%, чего нет в развитых в аграрном отношении государствах [2]. Этот перекос породил в экономике России рыночный феномен - посредника, вернее, пере-
купщика, ставшего благодаря попустительству властей большой влиятельной фигурой. Во всем мире посредник играет второстепенную роль, выполняя вспомогательную по отношению к производителю функцию. Но с увеличением количества спекулятивно полученных и изъятых из экономики денег происходит качественное превращение класса посредников в самостоятельных игроков, задающих правила поведения на рынке, причем не в пользу экономики и общества в целом. Фактически ныне на рыночном пространстве России действуют не три основных игрока, создающих устойчивый треугольник, как в других странах, а четыре.
Много нареканий относительно формирования потребительских цен на агропродо-вольственном рынке: темпы их роста существенно опережают цены реализации сельхозтоваропроизводителей. В результате доля непосредственных производителей в конечной цене продукта крайне низкая, сдерживается потребительский спрос. В прошлом году это особенно наглядно проявилось на рынках зерна и молока. Не случайно продовольственная инфляция в 2008 г. достигла 16,5%, тогда как в сельском хозяйстве рост цен в декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. составил лишь 2,5%. Нельзя дать объяснение тому, по каким причинам выросли более чем на 25% цены на хлеб при огромных объемах производства и экспорта зерна, т.е. розничные цены растут независимо от колебаний цен реализации продукции сельхозтоваропроизводителями [3].
От многих крестьян можно услышать: «Нам не нужны дотации от государства. Но скажите заранее, сколько, какой продукции и по каким ценам у нас будет закуплено».
Та разница в ценах, которая складывается на агропродовольственном рынке, во многом объясняется отсутствием его реальной инфраструктуры. В развитых странах многие вопросы решаются с помощью кооперации. В США, например, 70% молока реализуется через кооперативы, в северных странах - почти 100%. Аналогичное положение во Франции, Германии, Японии.
От муниципальных властей во многом зависит создание снабженческо-сбытовых кооперативов. Сельскохозяйственная кооперация приобретает в условиях кризиса новое звучание. Именно она может стать инструментом смягчения последствий кризиса и одновременно использования возможностей кризисной ситуации. Снабженческо-сбытовые кооперативы способны проложить путь к прилавку, что не под силу отдельным сельхозтоваропроизводителям, и занять часть местного рынка продовольствия, замещая импортные продукты. От местных органов власти во многом зависит также снижение задолженности заготовительных организацией перед сельхозтоваропроизводителями, что позволяет создать нормальные условия функционирования аграрных предприятий.
Основные звенья организационно-экономического механизма АПК, которые оказывают наиболее значительное влияние на агарное развитие в целом, включают: отношения соб-
ственности (в том числе земельные отношения); организационные формы сельхозпроизвод-ства в составе многоукладной аграрной экономики (сельскохозяйственная кооперация, интегрированные агропромышленные структуры и др.); стимулирование инвестиционной деятельности в АПК; механизмы государственного регулирования (ценообразование, кредитование, налогообложение, страхование) и поддержки АПК (субсидии, дотации, компенсации); систему реализации сельскохозяйственной продукции и развитие инфраструктуры рынка; обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение инновационного развития АПК.
Разрабатываемые для предпринимательских и иных структур системы развития агропромышленного производства должны охватывать все сферы воспроизводства: производство, обращение и регулирование. Так, к производственной сфере относятся развитие производственного потенциала региона, размещение и специализация агропромышленного производства, кооперация и интеграция АПК, разработка моделей агропромышленных формирований, развитие продуктовых подкомплексов, перспективные технологии и системы машин в земледелии, животноводстве, перерабатывающей промышленности, вопросы экологии. Сфера обращения включает большой круг проблем: формирование рыночной инфраструктуры, совершенствование товарно-денежных, земельных отношений, формирование и распределение доходов предприятий, предпринимателей и работников, ценообразование и другие вопросы, связанные с деятельностью рынка. К сфере регулирования относятся вопросы управления АПК, налогообложения, финансирования, маркетинговой и коммерческой служб, научного и информационного обеспечения, которые направлены на регулирование предпринимательства и в целом производства и рынка в целях наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, конкурентоспособности предприятий, всестороннего развития социального сервиса, поддержки малоимущих слоев населения.
Одним из путей эффективного развития инновационного предпринимательства может быть создание интегрированных структур инновационного типа, заинтересованных в постоянном обновлении выпускаемой продукции, в расширении доли рыночных продаж. Организация инновационных процессов доступна крупным корпорациям и холдингам, они могут выступать интеграторами материальных, финансовых и других ресурсов, являясь при этом потребителями изобретений и нововведений [4].
В условиях дешевого импорта отечественное продовольствие должно обладать высокими качественными характеристиками, но быть еще и конкурентно по цене. Такого результата можно добиться только при организации производства экологически чистой продукции с применением ресурсосберегающих технологий. Конечно, это сопряжено с определенными трудностями. Так, чтобы продукт получил статус экологически чистого, хозяйство, произво-
дящее его, должно быть сертифицировано соответствующими государственными органами, что возможно лишь при соблюдении фермером целого ряда требований.
Продукция, выращенная на основе биологического ведения земледелия и относящаяся к категории экологически чистой, отличается повышенной конкурентоспособностью. И хотя в условиях альтернативного земледелия урожайность культур может быть ниже, чем при интенсивном их возделывании, издержки на производство компенсируются получением высококачественной продукции, лучшей ее сохранностью. Учитывая существенную разницу в цене по сравнению с традиционными продуктами, производитель должен суметь убедить покупателя в его превосходстве. И здесь большую роль будет играть грамотная рекламная деятельность.
При реализации антикризисных мер не должны выпадать из поля зрения другие вопросы. Это касается:
- во-первых, увеличения средств на реализацию программы повышения плодородия почв, особенно на мелиорацию земель;
- во-вторых, разработки программы развития кормопроизводства, в частности производства высокобелковых культур;
- в-третьих, подготовки и утверждения программы развития свиноводства до 2012 г.;
- в-четвертых, включения в Госпрограмму механизмов стимулирования производства зерна, сахарной свеклы, мяса и молока;
- в-пятых, разработки отраслевой целевой программы развития кооперации по сбыту сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Изучение отечественного и зарубежного опыта дает основание полагать, что для вывода из кризиса и развития аграрного сектора России, прежде всего, необходимо создать эффективную систему управления. Однако в современных программных, директивных, нормативных и прочих документах вопросы управления не нашли своего должного отражения. За последнее время резко сокращены научные исследования по управленческой тематике. Крайне мало публикаций по теории, методологии и практике управления АПК в современных условиях хозяйствования.
Исследование механизма развития передовых отечественных предпринимательских организаций в АПК, а также зарубежных фирм свидетельствует, что устойчивое развитие предпринимательства в аграрной сфере с высоким уровнем конкурентоспособности возможно только на основе использования инноваций. Поэтому формирование эффективного механизма развития инновационного предпринимательства должно стать приоритетным как в исследованиях аграрной экономической науки, так и в практике деятельности хозяйственных структур в АПК.
Традиционный менеджмент, непосредственно связанный с предпринимательством в агропромышленном производстве, сегодня столкнулся с рядом новых проблем, среди кото-
рых можно выделить управление процессами создания новых знаний (освоение новых объемов информационного пространства), творческим потенциалом создателей новых знаний, социальными и психологическими аспектами нововведений.
Сегодняшний инновационный менеджер - это специалист, занимающийся различными организационно-экономическими аспектами радикальных нововведений. В западных фирмах это опытный традиционный менеджер, в России — чаще всего специалист с базовым экономическим или инженерным образованием. Отсюда вытекает ряд первоочередных задач, связанных с эффективным использованием имеющегося научно-технического и экономико-психологического потенциала.
Первая задача - организация подготовки специалистов, владеющих основами инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент охватывает круг дисциплин, находящихся на пересечении всех трех составляющих системы образования: теоретическая подготовка, в результате которой будущий специалист получает необходимые фундаментальные знания для предстоящей профессиональной деятельности; практика с привитием необходимых навыков для решения традиционных профессиональных задач; менеджмент-подготовка, позволяющая решать традиционные и вновь возникающие профессиональные задачи путем создания и управления работой целых коллективов специалистов.
Вторая задача - подготовка профессиональных инновационных менеджеров. Из практики известно, что 70-90% новшеств не внедряется в производство. Работа инновационного менеджера должна обеспечивать сокращение нерациональных расходов на всех стадиях продвижения новшеств в жизнь. Однако таких специалистов российская высшая школа сейчас не готовит. Между тем, в процессе структурных преобразований в агропромышленной сфере, начатых в нашей стране, отсутствие подобного рода специалистов болезненно ощущается на всех уровнях. Наиболее остро эта проблема чувствуется в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разразившийся экономический кризис показал это со всей очевидностью. Инновационный менеджер обязан прогнозировать развитие процессов, предвидеть будущие катаклизмы и давать оценку возможности их преодоления.
Третья задача - государственное регулирование крупномасштабных инновационных процессов. Сегодня выделение приоритетных направлений, необходимость их государственной поддержки не подкрепляется анализом, основывающимся на положениях теорий инноваций и эвристики. Специалисты, занимающиеся формированием федеральных программ развития науки и техники, не привлекают к их разработке инновационных менеджеров.
Антикризисный организационно-экономический механизм АПК должен предусматривать развитие продовольственного рынка как системы экономических отношений в сфере продуктообмена, включая методы регулирования движения сельскохозяйственной продук-
ции, создание межрегиональных продовольственных фондов и необходимых для их реализации институциональных формирований и объектов инфраструктуры.
Необходимым условием преодоления кризисного состояния АПК является перевод агропромышленного производства на инновационный путь развития. Но это возможно только при консолидации усилий и взаимодействии органов власти (создание благоприятных экономических условий и прямая поддержка инноваций), науки (разработка прогрессивных технологий и создание для них соответствующих научных предпосылок), образования (подготовка и переподготовка кадров по освоению современных технологий) и бизнеса по различным направлениям деятельности (инвестирование инноваций).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубев, А. Методологические основы внутрипродуктового и межотраслевого обмена в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. - 2009. - №6. - С. 39-45.
2. Скрынник, Е. Задачи агропромышленного комплекса в 2009 году // АПК: экономика, управление. - 2009. - №5. - С. 3-7.
3. Ушачёв, И. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода // АПК: экономика, управление. - 2009. - №5. - С.8-14
4. Инновационное предпринимательство как фактор эффективного развития АПК // АПК: экономика, управление. - 2009.- №9. - C. 26-30.
5. Алтухов, А. Мировые тенденции в продовольственном обеспечении населе-ния//АПК: экономика, управление. - 2009. - №9. - C. 2-10
6. Ушачев, И. Роль аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности России // АПК: экономика, управление. - 2009. - №8. - С. 8-20
7. Буздалов, И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдерж-ки//АПК: экономика, управление. - 2009. - №4. - С.13-17.
8. Ушачев, И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика, управление. - 2009. - №3. - С. 12-30.
CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF ORGANISATIONAL MODELS AND SYSTEMS OF MANAGEMENT AT AGRIINDUSTRIAL COMPLEX FOR NEW CONDITIONS OF MANAGING
S.V. VOROCHAY The Bryansk State Agricultural Academy