Научная статья на тему 'Концепция эффективного использования методов организационно-технологического проектирования в железнодорожном строительстве'

Концепция эффективного использования методов организационно-технологического проектирования в железнодорожном строительстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
139
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / СТРОИТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кабанов Александр Васильевич

Рассмотрены актуальные вопросы документальной систематизации развития подготовки строительства железнодорожных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кабанов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция эффективного использования методов организационно-технологического проектирования в железнодорожном строительстве»

70

Современные технологии - транспорту

дрения полноценных ЦУМР на отделениях железных дорог и быструю окупаемость затрат на их создание и функционирование.

Библиографический список

1. Типовая структура диспетчерских центров управления местной работой в

отделах перевозок отделений железных дорог (ЦУМР). Утв. 14.05.2005 г. вицепрезидентом ОАО РЖД С. В. Козыревым.

2. Типовая технология взаимодействия диспетчерского центра управления

местной работой отдела перевозок отделения железной дороги с дорожным центром управления перевозками и железнодорожными станциями с учетом действия автоматизированных систем управления местной работой и станциями. Утв. 26.05.2005 г. вицепрезидентом ОАО РЖД С. В. Козыревым.

3. Грошев Г. М. Оценка эффективности создания центра управления местной работой на отделении железной дороги // Раздел 5 в книге: «Оценка эффективности мероприятий по автоматизации и реформированию оперативного управления перевозками на железных дорогах. Ч. 1. Методическое обеспечение расчетов» / Г. М. Грошев, А. Г. Котенко, О. А. Никифорова, И. Ю. Романова; ред. Г. М. Грошев. - СПб.: ПГУПС, 2005. - С. 29-33.

4. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте / МПС РФ. - М.: МПС РФ, 1998. - 123 с.

5. Ефанов А. Н. Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте / А. Н. Ефанов, Т. П. Коваленок, А. А. Зайцев. -СПб.: ПГУПС, 2001. - 149 с.

УДК 625.1.002 (083.9)

А. В. Кабанов

КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Рассмотрены актуальные вопросы документальной систематизации развития подготовки строительства железнодорожных объектов.

электрификация железных дорог, строительство, нормативные документы, организационно-технологические модели.

Введение

Современные транспортные объекты представляют собой многоцелевые производственные системы, в состав которых входят подсистемы, имеющие различный народно-хозяйственный характер. Например, строи-

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

71

тельство крупных вокзальных комплексов состоит из работ по электрификации железнодорожной линии, строительства мостов, строительства здания вокзала, переноса сетей и т. д.; сооружение крупных портовых комплексов - из реконструкции железнодорожных станций на подходах к порту, строительства портовых терминалов, строительства поселков для порта и на станциях.

Каждая из этих подсистем требует документального оформления организационной технологии строительства объекта от подготовительного до заключительного периода [1]. В рамках решения этих вопросов разрабатываются производственные проекты организации строительства, проекты организации работ, проекты производства работ (ППОС-ПОР-ППР).

В статье рассматривается концепция эффективного исследования организационно-технологических методов проектирования производства строительных работ.

1 Состояние вопроса и формулировка проблемы

Принятая система организационно-технологического проектирования показана на рисунке 1, блоки 1-7. В период становления научной организации строительства использовались ПОС-ППР, разработаные генподрядчиком (блоки 1-3). В 1979-1985 гг. введено понятие ПОР (блоки 4, 5) -проектные организации работ на годовую программу строительной организации или на часть объекта, имеющую самостоятельную эксплуатационную готовность [1], [4].

В период с 1998 по 2004 г. принята трехзвенная система управления в строительстве (Министерство-Федеральное агентство-субъект рынка), Федеральный закон «О техническом регулировании», что вызвало существенные изменения на строительном рынке. На их основе, в условиях реформирования строительной отрасли, создается система институтов рыночной инфраструктуры: реформирование надзорных органов в строительстве, работа лицензионных центров, новый градостроительный кодекс, создание саморегулируемых организаций и т. д. В настоящее время ведется большая работа по методологии составления технических регламентов (блоки 6-7).

Автором установлено, что несмотря на требования СНиП 3.01.01-85, СНиП 12.01.2004 по разработке ПОС-ППР, востребованность и подходы, существующие на практике, можно объединить в три группы (по результатам анкетирования, экспертного опроса инженерно-технических работников и анализа документации в строительных организациях СевероЗападного региона (рис. 2).

Первая группа предполагает разработку документов ППР, ПОР и ПОС в объеме исходно-разрешительных документов. Такой документ используется на начальной стадии (см. рис. 2) строительства для получения разрешения на производство работ, необходимых согласований и т. д. Подоб-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

72

Современные технологии - транспорту

ный подход в большей мере характерен для моделей ППР и в меньшей степени - для ПОР и ППОС.

1

Инструкция по разработке планов (проектов) организации работ. 1940 г.

Теория поточного строительства

■2-

Инструкция о порядке составления и утверждения ПОС и ППР. СН47-67. 1967 г.

Теория экономической эффективности капитальных вложений

^3---------------------±-

Инструкция по разработке ПОС и ППР. СН47-74. 1974 г.

СНиП 3.01.01.85 «Организация строительного производства». 1985 г.

Создание и совершенствование институтов рыночной

инфраструктуры

— 5 ■

А.

СНиП 3.01.01.85*. 1995-2000 гг.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

6-

А.

СНиП 12.01.2004. 2004 г.

4

— 7--------------------*-------------------

Технические и технологические регламенты

на строительство объектов. 2010 г.

Рис. 1. Развитие системы нормативных документов по организации строительства

Вторая группа предполагает разработку документов ресурснораспределительного характера. В этом случае в ПОСМ, ПОР и ППР разрабатываются модели и дисциплины не только исходно-разрешительного этапа, но и распределения ресурсов, фронтов работ, сроков работ. Однако используются эти документы, как правило, в начале производства работ.

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2006/4

Рис. 2. Характер применения документации ПОС-ПОР-ППР и рейтинговая шкала использования

LtJ

Современные технологии - транспорту

74

Современные технологии - транспорту

Третья группа, наиболее полно отвечающая требованиям, предполагает разработку моделей и документов бизнес-регулирующего характера, т. е. модели и документы ППОС-ПОР-ППР используются в течение всего периода возведения объекта и являются основными документами по управлению строительством.

Учитывая приведенные данные, следует отметить, что требуют решения проблемы организации железнодорожного строительства: создание принципов системного и комплексного подхода к производственному проектированию организации строительства; исследование этих принципов при разработке методологии технологического регламентирования железнодорожного строительства.

2 Система эффективного использования организационнотехнологических моделей в железнодорожном строительстве

При возведении крупных объектов железнодорожного транспорта необходимо ввести производственный ПОС [4], который разрабатывает ген-допрядчик и вносит коррективы в проектный ПОС. Чтобы увязать все объекты, входящие в строящийся железнодорожный комплекс, в единый поток, необходимо в дополнение к существующим СНиП [1], [2] ввести в систему ПОР, который объединит несколько одноцелевых ППР в одну группу.

Для реального представления этой многоцелевой системы предлагается рассмотреть структуру целевого производственного календарного планирования на строительство вокзального комплекса (рис. 3).

Разработаны проекты организации работ (ПОР), включающие соответствующие ППР (рис. 3, а):

ПОР 1.1 - строительство станционных путей;

ППР 2.1 - строительство главного пути;

ППР 2.2 - строительство подъездных путей;

ППР 2.3 - реконструкция станционной горловины;

ПОР 1.2 - строительство автомобильной эстакады;

ППР 2.4 - устройство опор, укладка пролетных строений;

ППР 2.5 - устройство проезжей части;

ППР 2.6 - работы по облицовке опор;

ПОР 1.3 - строительство здания вокзального комплекса;

ППР 2.7 - подземная часть;

ППР 2.8 - надземная часть;

ППР 2.9 - отделочные работы;

ПОР 1.4 - реконструкция с электрификацией главного хода;

ППР 2.10 - установка опор;

ППР 2.11 - монтаж контактной сети;

ПОР 1.5 - модернизация постов ЭЦ по главному ходу;

ППР 2.12 - возведение зданий постов ЭЦ;

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2006/4

б) Динамика капитальных вложе

Рис. 3. Структура целевого производственного календарного планирования при строительстве вокзального комплекса

о

ui

Современные технологии - транспорту

76

Современные технологии - транспорту

ППР 2.13 - отделочные работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ППР 2.14 - монтаж оборудования.

ПОР объединяются в ППОС.О.О - строительство вокзального комплекса.

Одновременно используются показатели динамики финансирования объекта, определяются темпы производства работ по каждому уровню в зависимости от темпов финансировании (j1, j2, j3 на рис. 3, б).

Заключение

Регламентирование организации строительства крупных транспортных объектов с использованием иерархии моделей ППОС-ПОР-Ш!Р позволяет: согласовывать взаимосвязь генподрядных и субподрядных строительных организаций, темпы работ, определять приоритетное направление развертывания строительных потоков в случае изменения динамики финансирования, сокращения директивных сроков строительства, определения в ходе строительства приоритетных объектов и т. д.

Библиографический список

1. СНиП 3.01.01.85* Организация строительного производства.

2. СНиП 12.01.2004 Организация строительства.

3. Гусаков А. А. Основы проектирования организации строительного производства / А. А. Гусаков. - М.: Стройиздат, 1977.

4. Жинкин Г. Н. Система календарных планов для строительства железных дорог / Г. Н. Жинкин // Транспортное строительство. - 1979. - №5.

5. Кабанов А. В. Основы системного экономико-математического моделирования организации строительства железных дорог / А. В. Кабанов // Экономика и математические методы. - 2004. - Т. 40. - №2.

6. Кабанов А. В. Особенности реализации целей инвестиционных проектов железнодорожного строительства в условиях совершенствования институтов рыночной инфраструктуры / А. В. Кабанов // Взаимосвязь институциональных изменений и социально-экономической динамики в современной России : сб. докладов. - М.: ЦЭМИ РАН, 2005.

Современные технологии - транспорту

УДК 629.4.027:629.46

С. В. Борисов

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.