Научная статья на тему 'Основные положения методики оценки эффективности центров управления местной работой отделений железных дорог'

Основные положения методики оценки эффективности центров управления местной работой отделений железных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНАЯ РАБОТА / ОТДЕЛЕНИЕ ДОРОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Г. М. Грошев, О. А.

Изложены основные положения впервые разработанной комплексной методики оценки эксплуатационной и экономической эффективности создания и функционирования центров управления местной работой (ЦУМР) отделений железных дорог. Методика включает составы и аналитические выражения для количественной оценки факторов эффективности, единовременных и текущих затрат, а также перечни исходных данных, необходимых для выполнения расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никифорова Г. М. Грошев, О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения методики оценки эффективности центров управления местной работой отделений железных дорог»

Проблематика транспортных систем

9

Проблематика транспортных систем

УДК 656.22:656.2.08:656.2.001.7.003.13

Г. М. Грошев, О. А. Никифорова

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ РАБОТОЙ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Изложены основные положения впервые разработанной комплексной методики оценки эксплуатационной и экономической эффективности создания и функционирования центров управления местной работой (ЦУМР) отделений железных дорог. Методика включает составы и аналитические выражения для количественной оценки факторов эффективности, единовременных и текущих затрат, а также перечни исходных данных, необходимых для выполнения расчетов.

методика, эффективность, эксплуатационная, экономическая, центр управления, местная работа, отделение дороги.

Введение

Одной из важнейших мер реформирования оперативного управления перевозками на железнодорожном транспорте страны в настоящее время является создание ЦУМР на всех отделениях железных дорог.

Отсутствие методики, которая позволяла бы достаточно объективно комплексно оценить возможную их эффективность, способствует недооценке положительного влияния ЦУМР на уровень эксплуатационной работы в условиях концентрации диспетчерского персонала в дорожных центрах управления (ДЦУ) при сохранении отделений в качестве основных структурных подразделений. Как следствие, подчас в качестве ЦУМР создаются малозначащие коллективы с одним человеком в смену с функциями простого учетчика.

Эффективность создания, внедрения и функционирования ЦУМР должна определяться путем сопоставления результатов от функционирования ЦУМР и затрат всех видов ресурсов, необходимых для его разработки, создания, внедрения и обеспечения функционирования [1].

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

10

Проблематика транспортных систем

1 Определение эксплуатационных расходов

Целевой анализ организации и технологии управления перевозками на полигонах железных дорог из дорожных ДЦУ [2] позволил определить состав факторов эффективности ЦУМР отделений дорог [3].

Ниже представлены аналитические выражения для количественной оценки экономии эксплуатационных расходов по наиболее значимым факторам.

1. Сокращение потерь в поездной работе в связи с повышением уровня выполнения плана формирования, графика движения поездов, качества оперативного планирования работы, тыс. руб.,

Э„„ = С

X NL

гр.м

100

365 • 10-

где С - потери в поездной работе, приходящиеся на 100 поездо-км, руб.;

X NL - поездо-км местных поездов в среднем в сутки;

365 - количество дней в году.

2. Экономия за счет повышения участковой скорости движения поездов, обслуживающих местную работу, тыс. руб.,

Г

Э„„ =

NL

гр.м

NL

гр.м

V

^ уч.м

С1+А)- V,.

365• 10

-3

уч.м 0

где V м - участковая скорость движения местных поездов, км/ч;

А - коэффициент повышения участковой скорости движения местных грузовых поездов за счет улучшения диспетчерского регулирования; еп-ч - расходная ставка 1 поездо-часа, руб.

3. Экономия за счет ускорения развоза и сбора местных вагонов, тыс. руб.,

Эус.р = U -АЗ- ев-ч • 365 • 10-3,

где U- работа парка местных вагонов в среднем в сутки, ваг.; АЗ - ускорение оборота местных вагонов, ч;

ев-ч - расходная ставка 1 вагоно-ч, руб.

4. Экономия от сокращения простоев местных вагонов на станциях погрузки-выгрузки, тыс. руб.,

Э = n At

пр.в.п - в м.п-в м

365 • 10-

где Пм п-в - среднесуточное количество местных вагонов на станциях погрузки-выгрузки;

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

11

DtM п-в - сокращение простоя местных вагонов на станциях погрузки-выгрузки, в среднем в сутки, ч.

5. Экономия от сокращения пробега порожних вагонов, участвующих в местной работе, тыс. руб.,

Эпор.м п1пор.м a

пор.м в-км

• 365 • 10-

где п1пор м - среднесуточное количество вагоно-км порожнего пробега вагонов, участвующих в местной работе;

апорм - коэффициент снижения порожнего пробега вагонов, участвующих в местной работе;

ев-км - расходная ставка на 1000 вагоно-км порожнего пробега, руб.

6. Экономия от повышения уровня маршрутизации перевозок, тыс.

руб.,

Э = D ± Э + Э + Э

^марш ^м — ^с.п ' ^след — ^с.в ’

где Ом - доходы отделения железной дороги от выполнения услуг по формированию отправительских маршрутов за год, тыс. руб.;

±Эсп - экономия расходов (дополнительные расходы) на станциях

погрузки маршрутов за год, тыс. руб.,

Эслед - экономия расходов в пути следования маршрутов по отделению за год, тыс. руб.,

±Эсв - экономия расходов на станциях выгрузки маршрутов на отделении за год, тыс. руб.

7. Экономия от сокращения непроизводительного простоя поездных локомотивов, обслуживающих местную работу, тыс. руб.,

Эпрлм = (Mt^ • еЭ-ч + М^м • ел-ч)• а„р.л.м • 365• 10-3,

где МХэм,, М1тм - локомотиво-часы простоя в пунктах оборота и приписки соответственно электровозов и тепловозов в среднем в сутки;

ел - ч, ел - ч - расходная ставка 1 локомотиво-часа простоя соответственно электровоза и тепловоза, руб.;

апрлм - коэффициент сокращения простоя локомотивов.

8. Экономия от сокращения резервного пробега поездных локомотивов, обслуживающих местную работу (отдельно - тепловозов и электровозов), тыс. руб.,

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

12

Проблематика транспортных систем

Э

рез.л.м

=(

рез.л.м

а

рез.л.м

+ М,

рез.л.м

ел - ч ^рез.л.м ) '36510

-3

где М/резлм - резервный пробег в среднем в сутки, км;

Мрез.л - локомотиво-часы резервного пробега в среднем в сутки;

ел-км, ел-ч - расходные ставки 1 локомотиво-км и 1 локомотиво-часа резервного пробега (тепловоза, электровоза), руб.;

арезлм - коэффициент сокращения локомотиво-км и локомотивочасов резервного пробега.

9. Сокращение потерь от выплат штрафов за нарушение сроков доставки и сохранности грузов, тыс. руб.,

Эштр.м СШTp a штр.м 10 ,

где Сштр - потери отделения железной дороги от выплат штрафов за нарушение сроков доставки и сохранности грузов за год, руб.; аштрм - коэффициент сокращения данного вида потерь.

10. Снижение потерь от браков в поездной и маневровой работе за счет усиления диспетчерского контроля за работой линии, тыс. руб.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э = С

^без ^ 6p

Фцумр ' Р' 10

-3

где Сбр - потери отделения от браков за год, руб.;

ФцУМР - коэффициент, учитывающий влияние внедрения ЦУМР.

Общая экономия эксплуатационных расходов за счет наиболее значимых факторов эффективности внедрения ЦУМР составит, тыс. руб.:

Э = Э + Э + Э + Э + Э + Э + Э +

^ЦУМР ^п.м ' ^ск.м ' ^ус.р ' ^пр.л.м ' ^пор.м ' ^марш ' ^пр.л.м '

+ Э + Э + Э

рез.л.м штр.м без '

2 Определение единовременных затрат

Затраты средств на создание ЦУМР: строительные работы (Кстр) вычислительная техника и программное обеспечение АРМ (Кавт), средства и каналы связи (Ксв), энергоснабжение АРМ (Кэн), локальные вычислительные сети (КЛВС), научно-исследовательские и проектные работы (Кпр), жилье для перемещаемых работников (Кж) - определяются на основе имеющихся предпроектных разработок, проектной документации,

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

13

аналогов или по отчетным данным с учетом сроков осуществления этих затрат.

Затраты на научно-исследовательские и проектные работы ориентировочно могут быть приняты в процентах от величины инвестиций или по отчетным данным.

Затраты на профессиональную подготовку дополнительного и вновь принимаемого оперативного и технического персонала Кпод составят, тыс. руб.:

К = (Ш

под V

под.оп

• З + Ш • З ) • 10-

под.оп под.тех под.тех /

где Шподоп - количество подготавливаемого оперативного персонала; Шподтех - количество подготавливаемого технического персонала; Зподоп - затраты на подготовку одного оперативного работника, руб.; Зподтех - затраты на подготовку одного технического специалиста, руб.; Суммарные единовременные затраты на создание ЦУМР отделения дороги Кдоп составят, тыс. руб.:

Кд=п ^ Кавт+ Ксв+ КЛВС+ Кэн + Кпр + Кж + Кпод .

3 Определение текущих затрат

Заработная плата персонала ЦУМР Эдопш включает зарплату дополнительного несменного Эдопшн/с и сменного Эдопшсм оперативного и технического персонала.

Годовой фонд зарплаты несменного персонала может быть определен по формуле, тыс. руб.:

ЭдОП.ш.н/с = Ш„.н/С • З„* • (1 + Hi + Нг + Нз) • (1 + Н4) • 12 • 10-3,

где Шдопшн/с - количество несменного персонала, чел.;

Зтн/с - средний месячный тарифный заработок, руб.;

12 - количество месяцев в году;

Н1 - доля премий от тарифного заработка;

Н2 - доля доплат за работу в ночное время и праздничные дни;

Н3 - доля доплат за выслугу лет;

Н4 - норма отчислений на социальное страхование.

Годовой фонд зарплаты сменного персонала составит, тыс. руб.:

Эдопшсм = Шдопсм • Ксм • Кз • Здопш •(! + Н + Нг + Нз )^(1 + Н4 )• 12 • 10-3,

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

14

Проблематика транспортных систем

где Шдопсм - количество сменного персонала, чел.;

Здопш - средний месячный тарифный заработок, руб.;

Ксм - коэффициент сменности;

Кз - коэффициент замещения.

Расходы на материалы, запчасти и электроэнергию для содержания технических средств автоматизации ЦУМР Эдоп авт определяются по соответствующим нормативам и паспортным данным технических средств в процентах от их стоимости.

Амортизационные отчисления по вычислительной технике, средствам связи и другим группам технических средств ЦУМР Эдопам принимаются

по действующим нормам в процентах от стоимости.

Суммарные текущие затраты - дополнительные эксплуатационные расходы - при функционировании ЦУМР составят, тыс. руб.:

Э

доп

= Э

доп.ш

+ Э

доп.авт

+ Э

доп.ам ‘

4 Расчет показателей экономической эффективности

Для оценки коммерческой экономической эффективности ЦУМР должны рассчитываться чистый дисконтированный доход, индекс, внутренняя норма рентабельности (доходности) и срок окупаемости затрат по формулам, представленным в [1], [3].

Допустимый объем затрат на создание и внедрение ЦУМР К mx

при соблюдении нормативного срока их окупаемости То н и рассчитанной величине результата составит, тыс. руб.:

К

доп .max

(ЭЦУМР

Э ) • Т

доп/ о.н ‘

Для выполнения по предложенной методике расчетов эксплуатационной и коммерческой экономической эффективности создания или функционирования ЦУМР требуется использовать отчетные данные почти по 25 количественным и качественным показателям местной работы отделения, свыше 20 расходных ставок, а также количественные оценки ожидаемого (или достигнутого) улучшения более чем по 15 показателям и по 25 показателям - значения единовременных и текущих затрат, нормы амортизационных отчислений и ставки налогообложения.

Опытные расчеты показывают, что затраты на создание и внедрение ЦУМР вполне обоснованно можно считать одноэтапными со сроком окупаемости до трёх лет и дисконтирование результатов реализации проекта и затрат не производить [1], [3].

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

15

Заключение

Для достижения целей структурной реформы и широкомасштабной автоматизации управления перевозками требуются всесторонне обоснованные и экономически эффективные решения.

Наличие специальной методики позволит комплексно оценивать как ожидаемую, так и фактическую эксплуатационную и экономическую эффективность и быструю окупаемость затрат на создание и функционирование полноценных оперативно-диспетчерских коллективов ЦУМР отделений железных дорог.

Библиографический список

1. Ефанов А. Н., Коваленок Т. П., Зайцев А. А. Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте: Учебное пособие - СПб.: ПГУПС. - 2001. - 149 с.

2. Организация, технология и информационное обеспечение автоматизирован-

ного оперативного управления перевозками на железной дороге. Ч. 1. Организация и технология автоматизированной деятельности оперативного персонала дорожного диспетчерского центра управления перевозками: Учебное пособие / В. И. Бадах,

Г. М. Грошев, В. И. Ковалев и др.; Под общей ред. В. И. Ковалева, А. Т. Осьминина, Г. М. Грошева. - СПб.: ПГУПС, 2005. - 99 с.

3. Оценка эффективности мероприятий по автоматизации и реформированию оперативного управления перевозками на железных дорогах. Ч. 1. Методическое обеспечение расчетов: Учебное пособие / Г. М. Грошев, А. Г. Котенко, О. А. Никифорова, И. Ю. Романова; Под общей ред. Г. М. Грошева. - СПб.: ПГУПС, 2005. - 44 с.

Современные технологии - транспорту

УДК 625.142 А. А. Бекиш

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ СКРЕПЛЕНИЙ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Приведена разработанная в соответствии с действующими методическими рекомендациями и нормативами методика определения экономически эффективных сфер применения новых конструкций промежуточных скреплений и железобетонных шпал на российских железных дорогах. Определена эффективность применения в среднесетевых условиях эксплуатации этих дорог шпал «Swetrak» со скрепле-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.