Научная статья на тему 'Концепция досудебной подготовки материалов по преступлениям, совершенным в сфере ядерной безопасности России'

Концепция досудебной подготовки материалов по преступлениям, совершенным в сфере ядерной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NUCLEAR SAFETY / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SEVERITY OF A CRIME / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / PRELIMINARY INVESTIGATION / ДОЗНАНИЕ / INQUIRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов В.Ю.

В работе дана оценка определения степени тяжести преступлений совершаемых в сфере ядерной безопасности, а также рассматривается вопрос о подследственности органам дознания этих преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Materials Pre-trial Preparation for the Crimes Committed in the Nuclear Safety Sphere in Russia

In work the assessment of severity determination of the crimes committed in the nuclear safety sphere is given and also the question of the investigative jurisdiction of these crimes investigation is considered.

Текст научной работы на тему «Концепция досудебной подготовки материалов по преступлениям, совершенным в сфере ядерной безопасности России»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2015 №2(15), С. 106-110

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК 343.136

КОНЦЕПЦИЯ ДОСУДЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ В СФЕРЕ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© 2015 г. В.Ю. Долгополов

Адвокатская палата Ростовской области, Ростов-на-Дону, Ростовская обл.

В работе дана оценка определения степени тяжести преступлений совершаемых в сфере ядерной безопасности, а также рассматривается вопрос о подследственности органам дознания этих преступлений.

Ключевые слова: ядерная безопасность, степень тяжести преступления, предварительное расследование, дознание.

Поступила в редакцию 19.05.2015

Ядерные материалы и радиоактивные вещества (далее ЯМиРВ) в последнее время становятся все более востребованными. ЯМиРВ в последние десятилетия стали широко применятся в современном сельском хозяйстве медицине и промышленности - от диагностики, лечения болезней, обработки пищевых продуктов до геологоразведки нефтяных скважин и водных ресурсов.

Незаконное завладение и нелегальный оборот ЯМиРВ несут в себе опасность глобального распространения и, тем самым, представляют угрозу здоровью людей и безопасности общества. Кроме загрязнения окружающей среды они, в частности, могут быть использованы, в смешении с более доступными простыми взрывчатыми веществами, для создания простейших ядерных взрывных устройств или, так называемой, «грязной бомбы». Многочисленные факты, свидетельствующие о возможности похищения гангстерскими группировками таких материалов, неоднократно приводились в мировой печати еще в 60-70 годы [2]. Поэтому установление физической защиты ядерных материалов является одной из радикальных мер, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия [1].

Кроме системы физической защиты ядерных материалов существенное значение имеет государственная система учета и контроля за ядерными материалами, что позволяет реализовывать и поддерживать нормальное функционирование механизма нераспространения ядерного оружия и соблюдения гарантий МАГАТЭ.

Государственный учет и контроль за оборотом ЯМиРВ регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (далее Постановление). В статье 29 указанного постановления закреплено буквально следующее: «За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Меры юридической ответственности или, если угодно, применение к лицу мер государственного принуждения в связи с

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2015

совершенным правонарушением, закреплены как в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ).

В КоАП РФ в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» заложена статья 9.6 «Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ». Данная статья устанавливает ответственность за нарушение норм и правил в области использования атомной энергии. Выявлять такие нарушения, принимать решение о виновности и выносить постановления, уполномочены должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В свою очередь УК РФ содержит в себе две статьи, прямо указывающие на запрет и ограничение неправомерного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. Это статья 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» и статья 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ». При предупреждении, пресечении и расследовании преступлений в сфере ядерной безопасности мы однозначно столкнемся с уголовными правонарушениями предусмотренными диспозициями многих других статей УК РФ. Так для достижения целей захвата ЯМиРВ могут быть совершены преступления против жизни и здоровья, при неправильной нелегальной транспортировке может определиться состав экологического преступления и т.д. Но в данной работе мы будем опираться только на статьи УК РФ непосредственно связанные с ЯМиРВ.

Расследованием уголовных дел занимаются органы предварительного расследования. По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Подобная дифференциация объясняется законодателем большим количеством, как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел по частям два и три статьи 220 УК РФ и частям два и три статьи 221 УК РФ. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 150 УПК РФ дознание производится по части первой статьи 220 УК РФ и части первой статьи 221 УК РФ.

Таким образом, досудебная подготовка материалов по интересующим нас статьям уголовного кодекса производятся двумя равнонаправленными по цели, но различными по структуре, статусу и полномочиям органами предварительного расследования.

Так, согласно пункта 8 статьи 5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Прямого определения понятия «Предварительное следствие» законодатель не заложил, но по смыслу современного уголовного процесса мы можем утверждать, что это деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих в полном объеме досудебную подготовку материалов по совершенным уголовным правонарушениям. Также, предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц.

Отличия предварительного следствия от дознания состоят: в методе уголовно-процессуального регулирования; в субъектах проводящих досудебную подготовку материалов; в сроках предварительного расследования; в процессуальном статусе лица, привлеченному к уголовной ответственности; в способе формирования позиции

стороны обвинения для последующего судебного разбирательства; в соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля; в форме окончания предварительного расследования (итоговый документ).

По смыслу части 3 статьи 150 УПК РФ к подследственности дознания относятся преступления небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы и не представляющих большой сложности в расследовании.

В то же время определять степень тяжести ст.ст. 220, 221 УК РФ с позиции максимального наказания, предусмотренного в санкциях, на наш взгляд не правомерно на том основании, что возможный ущерб от совершения преступных деяний предусмотренных диспозициями данных статей неограниченному количеству лиц и окружающей среде будет колоссальным и практически необратимым. Это связано прежде всего с тем, что все вещества, являющиеся предметом исследуемых нами преступлений, имеют свойство радиоактивности.

Что касается досудебной подготовки материалов по делам, связанным с ядерной безопасностью, учитывая особый статус ЯМиРВ, сопряженный с исключительной опасностью его хранения, транспортировки и применения, то здесь требуется высоко квалифицированный специалист, способный при отсутствии специальных познаний в сфере ядерной энергетики предусмотреть все нюансы и аспекты формирования доказательной базы для составления обвинительного заключения и передачи на рассмотрение дела по существу в суд. На наш взгляд сотрудники органа дознания как субъекты предварительного расследования на роль таких «квалифицированных специалистов» не подходят, в связи с тем, что ежедневная практика их деятельности связана с расследованием преступлений, не представляющих большой сложности доказывания.

Термин «досудебная подготовка материалов» в современном уголовно-процессуальном законодательстве не предусмотрен. На наш взгляд Досудебную подготовку материалов можно определить как необходимую, самостоятельную стадию уголовного процесса, заключающуюся в правоотношениях и деятельности уполномоченных органов по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для передачи уголовного дела в суд.

В свете вышеизложенного, если принять за аксиому, что расследование преступлений, предусмотренных ст.ст. 220 и 221 УК РФ в форме дознания невозможно, в виду особой опасности оборота ЯМиРВ, роль дознания здесь видится не в качестве формы расследования, а в виде органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРД). На первоначальной стадии его функция - с помощью оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) определить наличие события преступления, установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого с полным запретом проведения каких либо следственных действий. С этой функцией вполне могут справиться сотрудники службы безопасности, состоящие в штате Министерства Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России). Таким образом, будет решен вопрос о досудебной подготовке материалов в полном объеме с соблюдением всех специфических тонкостей определения события преступления и фиксации доказательств виновности субъектов преступления.

В мировой практике обеспечения ядерной безопасности существуют механизмы обнаружения и противодействия незаконному обороту ядерных и других радиоактивных материалов, одним из которых является ядерная криминалистика.

Проводя аналогию с привлечением к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.6 КоАП, где субъектом выявления правонарушения является сотрудник профильной государственной организации - Ростехнадзора, целесообразно

предусмотреть доследственную подготовку материалов по уголовным правонарушениям, предусмотренным ст.ст. 220 и 221 УК РФ работниками службы безопасности профильного ведомства - Росатома России.

Данная концепция расследования интересующих нас составов преступлений укладывается в предложенную нами форму дознания как вида расследования. Так в ранее опубликованной работе под названием «К вопросу о дознании как виду расследования» изложено буквально следующее: «Принимая во внимание закрепленную в основном законе государственную функцию защиты населения, физических и юридических лиц, общая концепция расследования частно-публичных и публичных преступлений выглядит следующим образом: дознание посредством ОРМ собирает информацию, фиксирует следы преступления, устанавливает лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого и, как кульминация - передает собранные улики прокурору для предъявления в суде публично в открытом состязательном процессе. Судебный следователь проводит следственные действия, в процессе которых улики приобретают статус доказательств, или не приобретают. Окончанием судебного следствия, является квалификация действий виновного (статья, часть, пункт). Следующая стадия - назначение судом наказания виновному» [4].

Техническое развитие атомной энергетики в мире, приводит к росту количества объектов подлежащих физической охране в рамках ядерной безопасности. В свою очередь растет число случаев незаконного оборота ядерных материалов (НОЯМ).

Анализ информации по подтвержденным случаям НОЯМ показывает, что:

- большинство случаев НОЯМ приходится на Европу, а также на государства-участники Конвенции о физической защите ядерного материала;

- физические и химические формы украденных ядерных источников и материалов свидетельствуют о том, что наиболее уязвимыми для злоумышленников являются конверсионная и постконверсионная стадии ядерного топливного цикла;

- наиболее уязвимые предприятия - предприятия сферы производства ядерного топлива и хранилища радиоактивных материалов;

- МАГАТЭ все еще обладает ограниченной информацией о происхождении радиационных источников [2].

Таким образом, учитывая международный опыт обеспечения ядерной безопасности в части предупреждения, пресечения и расследования профильных преступлений, целесообразно предусмотреть наделение сотрудников службы безопасности правами позволяющими проводить досудебную подготовку материалов с использованием ОРМ, но с запретом проведения следственных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1980, p. 71.

2. Личаев, В. Проблема бесхозных радиоактивных источников: пути решения. Суть и масштаб проблемы - кто виноват? [Электронный ресурс] / В. Личаев. - Режим доступа: URL: http://www.xn--80aejkgyebwkb4j.xn--p1ai/132/142.htm. - 19.05.2015

3. Международное атомное право [Текст] / отв. ред. А.И. Иойрыш, А.М. Петросьянц, В.Ф. Петровский. - М., 1987. - С. 384-385.

4. Долгополое, В.Ю. К вопросу о дознании как виду расследования // Сборник тезисов Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию судебной реформы 1864 года «Юридическая наука: традиции и новации». Том II. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - С. 446.

REFERENCES

[1] IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1980, p. 71. (in English)

[2] Lichaev V. Problema beskhoznykh radioaktivnykh istochnikov: puti reshenija. Sut' i masshtab problemy - kto vinovat? [Problem of ownerless radioactive sources: solutions. An essence and scale

of a problem - who is guilty?]. Available at: http://www.sql-tutorial.ru (in Russian)

[3] Mezhdunarodnoe atomnoe pravo [International nuclear law]. Otv. red. A.I. Iojjrysh, A.M. Petros'janc, V.F. Petrovskijj [editors-in-chief A.I. Ioyrysh, A.M. Petrosyants, V. F. Petrovsky] M. Pub. "Nauka" [Science], 1987, p. 384-385. (in Russian)

[4] Dolgopolov VJu. K voprosu o doznanii kak vidu rassledovanija [To a question of inquiry as to a type of investigation]. Sbornik tezisov Mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii, posvjashhennojj 150-letiju sudebnojj reformy 1864 goda «Juridicheskaja nauka: tradicii i novacii» [The collection of theses of the International scientific and practical conference devoted to the 150 anniversary of judicial reform of 1864 "Jurisprudence: traditions and innovations"] Vol. II, Rostov-in-Don. Pub. "Izdatelstvo Juzhnogo federal'nogo universiteta" [Publishing house of the Southern federal university], 2014, p. 446. (in Russian)

The Concept of Materials Pre-trial Preparation for the Crimes Committed in the

Nuclear Safety Sphere in Russia

V.Yu. Dolgopolov

Advocates' chamber of the Rostov region 12 Voroshilovsky Av., Rostov-in-Don, Russia 344006 e-mail: 8827555@mail.ru

Abstract - In work the assessment of severity determination of the crimes committed in the nuclear safety sphere is given and also the question of the investigative jurisdiction of these crimes investigation is considered.

Keywords: nuclear safety, severity of a crime, the preliminary investigation, inquiry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.