Научная статья на тему 'Концепция долгосрочного развития российской Федерации до 2020 г'

Концепция долгосрочного развития российской Федерации до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция долгосрочного развития российской Федерации до 2020 г»

8 (152) - 2007

ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 г.

Минэкономразвития России направило в Правительство РФ Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, согласованную со всеми заинтересованными ведомствами. Сам прогноз будет подготовлен и внесен в кабинет министров в декабре 2007 г.

Стратегический ориентир — вхождение к 2020 г. в пятерку крупнейших экономик мира. «Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта», — говорится в Концепции.

В настоящее время, по разным оценкам экономистов, Россия занимает 9—10-е место в списке крупнейших экономик мира (в расчете ВВП по паритету покупательной способности), уступая таким странам, как США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Франция и находясь примерно на уровне Бразилии и Италии. Очевидно, что обогнать первые четыре страны в период до 2020 г. вряд ли «грозит» России, если только в этих странах не случится коллапс, аналогичный российскому 1990-х гг., но стать крупнейшей экономикой в Европе, по мнению российских чиновников, вполне выполнимая задача.

Достижение этой цели, по оценкам экспертов Минэкономразвития России, предполагает следующее: выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности — 20 — 30 тыс. долл.); обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность; обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий (Россия должна занимать значимое, не менее 10 %, место на рынках высокотехноло-

гичных товаров и услуг по 4 — 6 и более позициям); превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров влиятельных и активных институтов гражданского общества. Минэкономразвития России, по традиции, разработало три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — инерционного, энерго-сырьевого и инновационного развития.

Главной задачей, которую необходимо будет решить в сжатые сроки, станет переход от энергосырьевого к инновационному сценарию.

Во всех сценариях приняты одинаковые внешнеэкономические условия — динамичного роста мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации. Ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики (около 4,4 % в год) с возможной конъюнктурной паузой в 2011 — 2012 гг. Во всех вариантах предполагается, что цены на нефть марки Urals после достижения минимума в 2011 г. (49 долл. за баррель) начнут повышаться в меру роста инфляции и достигнут 53 долл. в 2015 г. и 58 в 2020.

Предполагается одинаковая модель демографической динамики (стабилизация населения на уровне 138 млн чел. к 2020 г.) при ограниченных масштабах иммиграции. Эффект активной демографической политики начинает сказываться на параметрах экономического роста в основном после 2020 г.

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. «В то же время в рамках второго и особенно третьего сценария предполагается проведение активной структурной политики, или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта», — поясняют авторы доклада.

Сценарий инерционного развития. В его основе лежит консервация экспортно-сырьевой модели

развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств. Он характеризуется отказом от выполнения новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики; усилением экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры; доминированием дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В этом сценарии в топливно-энергетическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже фактически начаты. Такая ситуация после 2010 г. приведет к стагнации нефтедобычи, сохранению дисбалансов в развитии газового комплекса и электроэнергетики и повлечет за собой сокращение доли российских энергоносителей на европейском рынке. К 2015 г. не преодолеваются в полной мере инфраструктурные ограничения экономического роста (дефицит энергетических мощностей, дефицит транспортной инфраструктуры).

Темп роста ВВП начнет быстро снижаться до 3 — 4 % к 2015 г. При этом высока вероятность того, что в 2011 — 2013 гг. из-за образования отрицательного торгового сальдо и недостаточного притока иностранного капитала курс рубля значительно понизится. В 2016 — 2020 гг. динамика ВВП стабилизируется на уровне около 3 % в год. «В целом за 2008 — 2020 гг. ВВП вырастет в 1,6 раза, что не позволит решить стратегические задачи в области социального развития, национальной безопасности и укрепления позиций России в мире», — делают неутешительный вывод по данному сценарию эксперты министерства.

Сценарий энерго-сырьевого развития. Данный сценарий предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

Он характеризуется: реализацией (в том числе в рамках частно-государственного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и др.) и строительство соответствующих трубопроводов; резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий; диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов (в том числе увеличением экспорта в Китай)

и созданием соответствующей инфраструктуры; развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики (в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврА-зЭС и с другими государствами); модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике, с постепенным повышением доли атомной, угольной и альтернативной энергетики; наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках; низким уровнем инновационной активности высокотехнологичных секторов, обусловливающим увеличение их качественного отставания от лидирующих стран и сохранение высоких темпов импорта.

«Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей — ТЭК, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, главным образом, связанных с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта. В то же время значительная часть отраслей, не сопряженных с экспортно-сырьевым ядром, будет развиваться в инерционном режиме, характеризующиеся падающей конкурентоспособностью», — предупреждают в министерстве.

Рост ВВП составит до 2015 г. 5,5 — 6 % в год. В 2016 — 2020 гг. вероятно замедление роста до 4,5 - 5,5 %. «В целом за 2008 — 2020 гг ВВП увеличится в 2 раза, что не обеспечит решения перспективных задач в области социального развития и национальной безопасности. Россия займет лидирующие позиции на мировых рынках энергоносителей и будет играть ключевую роль в энергетическом обеспечении стран — мировых лидеров. При этом будет нарастать общее технологическое отставание России от этих стран и усиливаться ее зависимость от импорта технологий. Также сохранится сильная зависимость российской экономики от конъюнктуры нефтяных и сырьевых рынков», — резюмируется в докладе.

Сценарий инновационного развития. Данный сценарий отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и новых наукоемких секторах и экономике знаний.

Он предусматривает: создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг; глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения; модернизацию инфраструктурных отраслей экономики — транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий, при значительно более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения; создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов; развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых, более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

«Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности», — полагают в Минэкономразвития России.

Существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния. Объем ВВП на душу населения к 2015 г. (по паритету покупательной способности в ценах 2005 г.), по расчетам МЭРТ, составит не менее 21 тыс. долл., к 2020 г. — 30 тыс. долл., что приблизительно соответствует текущему уровню развития стран еврозоны. Разрыв в уровне душевого дохода по сравнению с США сократится с трех до менее чем двух раз (отношение душевого дохода по ППС поднимется с 28 до 53 % современного американского уровня). Доля России в мировой экономике увеличится с 2,6 % в 2006 г. до 3 % в 2015 г. и 3,4 % в 2020 г.

По мнению экспертов министерства, значительно повысятся конкурентоспособность и структурная диверсификация российской экономики. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции — авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков. Экспорт машиностроительной продукции по отношению к 2006 г. увеличится в 2 раза в 2015 г. и в 5 раз в 2020 г.

«Комплексная модернизация экономики позволит повысить темпы роста по сравнению с инерционным вариантом развития на 2,8 п. пункта в 2011 — 2015 гг. и на 3,6 п. пункта в 2016 — 2020 гг. Основной вклад в ускорение темпов роста внесут факторы инновационного развития (2,3 п. пункта в 2016 — 2020 гг.), связанные с ускоренным ростом высокотехнологичного сектора и экономики знаний, интенсивным технологическим обновлением производства и повышением качества образования. Модернизация энергетики, транспортного комплекса и рост нефтегазового комплекса повысят темпы роста экономики на 0,6-0,7 п. пункта», — считают в МЭРТ.

Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. «Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, и на этой основе задействовать новые секторы российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве», — говорится в документе. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в четырех направлениях.

Первое направление — обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора: обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов; использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, им-портозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Второе направление — формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках: достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение); встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям; специализация на оказании интеллектуальных услуг в области

фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.

Третье направление — структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»: улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата; создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний; формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформация сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику; развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.

Четвертое направление — развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности,

создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека. развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы; формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса; обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья; развитие культуры, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа.

«Только реализовав формулу развития «демократия - человек - технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав» , - делают вывод в министерстве.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.